Стефанчук Л.Г.
ИВ РАН
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ: ТРАДИЦИИ
и СОВРЕМЕННОСТЬ
В Новой Зеландии более полувека управление страной, сменяя друг друга, осуществляли две основные политические организации: Лейбористская и Национальная партии. Истоки зарождения двухпартийной системы в Новой Зеландии восходят к концу XIX в., когда на политической арене появились две соперничающие партии: Либеральная и Консервативная. В 1890 г. на выборах в парламент Либеральная партия победила своих противников и правила 22 года, осуществив множество прогрессивных реформ, принесших Новой Зеландии славу передового демократического государства. В 1912 г. ее сменила у кормила власти Партия реформ (организационно оформившаяся в 1909 г.). На короткий промежуток времени в период первой мировой войны обеим партиям пришлось создать коалиционное правительство, затем к власти вернулась Партия реформ. В 1931-1936 гг. они снова сформировали коалицию двух партий. В 1936 г. обе партии слились в единую организацию - Национальную партию Новой Зеландии. Она объединяла в своих рядах зажиточных фермеров и крупную городскую буржуазию. Отныне ей противостояла Лейбористская партия, созданная в 1916 г. и выражавшая интересы рабочих и мелких собственников. В отличие от Национальной партии в нее, помимо отдельных граждан, на правах членства входили и профсоюзы.
В последние десятилетия это, казалось бы, незыблемое политическое устройство Новой Зеландии претерпело серьезные изменения. Был разработан и вступил в действие новый избирательный закон. Вместо прежней мажоритарной системы была введена смешанно-пропорциональная.
Основной избирательный закон Новой Зеландии, принятый в 1956 г., определял срок полномочий парламента (очередные выборы проводятся через три года); его численный состав (он неоднократно увеличивался на протяжении XX в.); границы
одномандатных избирательных округов, которые формируются по территориальному признаку и в соответствии с переписями пересматриваются каждые пять лет; возрастной ценз лиц, которые могут избирать депутатов в парламент и сами быть избранными в него. В стране со второй половины XIX в. существовала (и продолжает существовать) отдельная система представительства для ее исконных жителей - маори: им отводится определенное число округов (вначале их было 4, сейчас - 7). Правда, маори, если хотят, могут регистрироваться и голосовать и в европейских округах1.
Использовавшаяся более полувека избирательная система, построенная по вестминстерскому образцу, помогавшая двум основным партиям страны - Национальной и Лейбористской завоевывать политическую власть, сужала и ограничивала возможности меньшинства, была, в сущности, недостаточно демократичной. Избирательные округа выдвигали по одному кандидату для представительства в парламенте. Избранным в округе считался тот, кто набрал больше голосов, чем каждый из его противников в отдельности, даже если за него проголосовало меньше половины избирателей, т.е. функционировала мажоритарная система относительного большинства, ее еще называют системой «первого, оказавшегося избранным». Победа «первого» могла быть обеспечена ничтожной разницей в количестве голосов, набранных им и его соперниками. Так, на выборах 1975 г. разрыв в голосах оценивался в Западном Хатте -в 109 (0,5% избирателей), в Северном Пальмерстоне - 142 (0,7%), в Центральном Окленде - 289 (1,9%)2. При таком положении вещей огромное влияние приобретал пересмотр границ избирательных округов. Неудивительно, что партии, находившиеся в это время у власти, стремились перекроить их в своих интересах, что и было сделано, например, Национальной партией в 1977 г.
Отсутствовало пропорциональное (относительно числа голосов, поданных за ту или иную партию) представительство в парламенте. Такая система препятствовала появлению представителей мелких партий в парламенте: собранные ими голоса в большинстве случаев просто «пропадали». Так, например, Партия Социального кредита (третья по значению в то время
политическая организация Новой Зеландии) завоевала на очередных парламентских выборах в 1978 и 1981 гг. довольно большой процент голосов избирателей - 16% и 20%, а была представлена среди 90 членов парламента соответственно только одним и двумя депутатами. В 1984 г., когда за нее проголосовало 8% избирателей, она получила в палате представителей 2 места, а Новозеландская партия, собравшая 12,4% голосов, - ни одного. Бывали случаи, когда при равном количестве голосов, набранных партиями, одна из них получала больше мест в парламенте и оказывалась у власти. Так, в 1981 г. Лейбористская партия, получившая на выборах 39,5% голосов, имела 43 места, а национальная партия при равном проценте, поданных за нее голосов - 47 мест.
Анализ выборов, проведенных по мажоритарному принципу, свидетельствовал об их своеобразном маятниковом характере: чаша весов клонилась то в сторону Лейбористской партии (она находилась у власти 1935-1949 гг., 1957-1960 гг., 1972-1975 гг., 1984-1990 гг.), то в сторону Национальной партии. Она правила в 1949-1957 гг., 1960-1972 гг., 1975-1984 гг., 1990-1996 гг. В большинстве случаев та и другая партии побеждали с незначительным перевесом. Однако при действующей в стране мажоритарной системе даже незначительный перевес в голосах мог привести к внушительной победе. Так, в 1954 г. разрыв в голосах у двух партий чуть превышал полторы тысячи, но это дало Национальной партии преимущество в 10 мест. В 1984 г. четыре с небольшим тысячи голосов обеспечили ей лишние 4 места. Равным образом разрыв в удельном весе голосов, поданных за две основные партии, не превышал 8 процентных пунктов даже в 1975 г., когда Лейбористская партия потерпела на парламентских выборах сокрушительное поражение. В сущности, ни одна из соперничавших партий в период с середины 1950-х до середины 1980-х гг. не получала абсолютного большинства голосов. Для победы или поражения кандидата от одной из основных партий зачастую достаточно было, чтобы один-полтора процента жителей избирательного округа изменили свои политические убеждения и симпатии.
Поскольку основной электорат каждой партии довольно постоянен, победа или поражение во многих случаях зависели
от поведения маргинальных кругов. Их старались привлечь популистскими лозунгами, сугубо конъюнктурными целями, обещанием уступок и компромиссов. Не единожды та или иная партия побеждала не столько благодаря выдвинутой ею программе, сколько неудачной политике предшественников.
Мелкие партии и широкие круги общественности страны давно поднимали вопрос о пересмотре мажоритарной избирательной системы. Но даже менее существенные поправки к действующему в стране Избирательному закону проходили в парламенте с трудом. Вопрос о снижении возрастного ценза, необходимого, чтобы получить право голосовать с 21 года, а затем и с 18 лет, поднимался в парламенте в 1969 г., в 1974 г., и только в 1990 г. был окончательно законодательно разрешен.
В 1984 г. вышла книга Джефри Палмера - вице-премьера, министра юстиции, а затем и 33-го премьер-министра четвертого лейбористского правительства (1984-1990 гг.) «Неуправляемая власть», где он подверг существующую избирательную систему жестокой критике. Его усилиями была создана Королевская комиссия по ее анализу и рассмотрению альтернативных вариантов. Основным критерием для разработки нового избирательного закона было обеспечение справедливого представительства всех партий в парламенте, их эффективного участия в политической жизни страны. Доклад комиссии был готов в 1986 г.; она предложила принять систему смешанного мажоритарно-пропорционального представительства (Mixed Member Proportional, ММР), схожую с германской, а также провести референдум по этому вопросу.
Выяснить отношение населения к предлагаемому проекту нового избирательного закона, т.е. организовать референдум, обещал в своем предвыборном выступлении по телевизору в 1987 г. тогдашний премьер Дэвид Лонги, однако этому противился один из комитетов парламента. В результате не один, а два референдума состоялись, лишь когда к власти пришла Национальная партия. Это удалось осуществить, несмотря на оппозицию в собственной партии, 35-му премьеру Новой Зеландии Дж. Болджеру, пришедшему к власти после блистательной победы на выборах 1990 г. (такого большого разрыва в голосах, поданных за две основные партии, не наблюдалось с 1935 г.,
начала правления лейбористов). Налицо было протестное голосование. Большинство избирателей выступило не столько за предложенную Национальной партией программу (она собиралась продолжить кардинальные реформы, начатые лейбористским правительством в 1984 г.), сколько против лейбористов. Население устало от реформ, было недовольно связанным с ними ростом безработицы и т.д. Однако до некоторой степени превосходство по числу мест в парламенте было обусловлено и мажоритарной системой голосования: решительную победу «националистам» обеспечили 48,7% поданных за них голосов. Партия зеленых не получила в парламенте ни одного места, хотя ей отдали предпочтение 6,6% избирателей, в то время как Новая лейбористская партия, набрав только 5,2%, оказалась представленной в парламенте одним депутатом.
Первый референдум проходил в 1992 г., но он не был признан обязательным для исполнения. Под давлением общественности через 14 месяцев был проведен еще один референ-дум. Предложенную систему одобрило 53,9% голосовавших .
Новая избирательная смешанно-пропорциональная система значительно сложнее прежней. Раньше избиратели имели по одному голосу, выбирая кандидата в парламент от своего округа. Теперь каждый избиратель имеет два голоса и получает два бюллетеня. По одному он голосует за кандидата, выдвинутого в родном округе, по другому - за представленного по общепартийному списку. При этом кандидаты, входящие в партийный список, распределяются по номерам... 1, 2, 3... и в зависимости от процентов голосов, поданных за данную партию, энное количество депутатов (по порядку, указанному в этом списке) попадает в парламент. Таким образом, во время выборов по каждому округу осуществляется одновременный подсчет голосов, поданных за ту или иную партию и за того или иного кандидата, выдвинутого в данном округе. В результате, как будет показано в дальнейшем, может сложиться положение, при котором избиратель голосует за одну партию, отдавая должное ее программе и политике, и наряду с этим предпочесть кандидата, деятельность которого в его округе представляется ему более успешной, несмотря на то, что этот кандидат принадлежит к другой партии.
Дабы быть представленной в парламенте, партии (если ни один из ее представителей не одержал личную победу в округе) необходимо преодолеть пятипроцентный барьер. Но в этом случае, если хотя бы один кандидат партии, не преодолевшей пятипроцентный барьер, победил на выборах в округе (как независимый кандидат), при подведении окончательных результатов учитывается и число голосов, поданных за эту партию по партийному списку. И потому существенное влияние на итоги выборов может оказать подсчет специальных голосов, принадлежащих избирателям, не сумевшим по тем или иным серьезным причинам проголосовать в назначенный день. Важен и учет голосов избирателей, находящихся за пределами страны. Так, на выборах 1993 г., проведенных еще по прежней мажоритарной системе, когда власть Национальной партии висела на волоске (у нее оказалось 49 мест в парламенте из 99, у Лейбористской - 46), участь ее решил дальнейший подсчет голосов тех, кто был в отъезде; с их помощью она получила дополнительное место в парламенте.
Первые выборы по новой системе прошли в 1996 г. Они подтвердили то, о чем предупреждали Королевская комиссия и другие эксперты: в результате появления в парламенте представителей многих партий, ни одна из них не сможет сформировать правительство, не вступая в коалицию с другими партиями. Так и случилось на выборах 1996 г. Надо еще учесть, что на протяжении XX в. число членов парламента постоянно увеличивалось: в 1973 г. оно составляло 87 человек, 1984 г. -95, 1996 г. - 120.
Предвыборная борьба в стране показала, что на арену политической жизни, помимо двух основных партий, выходят новые группы и объединения. Таковы, например, Новая Зеландия прежде всего (оформилась в 1993 г., лидер Уинстон Питерс) и Партия Альянса (сформировалась в 1991 г. как коалиция представителей Новой лейбористской партии, Демократической, Партии зеленых и маорийской Манна Мотухаке; лидер - Дж. Андертон), которые использовали для сплочения своих рядов недовольство населения рыночными реформами, проводимыми двумя основными партиями, обвинив их в игнорировании интересов трудящихся. В случае победы они обещали вернуться к
годами проводимой политике эгалитаризма и социальных гарантий.
Результаты выборов 1996 г. выглядели так4: 65 депутатов прошли в парламент, будучи избранными в одномандатных округах, и 55 назначены партиями по списку. Больше всего мест в парламенте получила Национальная партия - 44. Но это не составляло даже половины численности парламента (по итогам выборов 1993 г. она имела 50 из 99). Национальной партии удалось сформировать правительство только в коалиции с партией Новая Зеландия прежде всего (НЗПВ). Но и в этом случае их перевес был минимален - 61 из 120 мест. Второстепенные партии, в прошлом имевшие крайне малое число мест в парламенте, значительно увеличили число своих представителей по сравнению с выборами 1993 г. Количество мест партии НЗПВ возросло с 2 до 17, Партии Альянса - соответственно с 2 до 13. Лидер небольшой партии НЗПВ У. Петерс, воспользовавшись ситуацией, возникшей на выборах, когда ни одна партия не получила абсолютного большинства, поначалу заявил о соглашении как с Лейбористской, так и с Национальной партией. Только спустя 50 дней после выборов он определился и заключил союз с последней. Таким образом, к власти пришло коалиционное правительство. У. Петерс был назначен на специально созданный пост казначея (выше, чем пост министра финансов, который занял представитель Национальной партии).
Однако коалиция не пользовалась авторитетом в стране: опросы общественного мнения показывали, что ей недовольно до 90% населения. В рядах Национальной партии начались внутренние противоречия. Имевшая несколько министерских портфелей Дженни Шипли сплотила вокруг себя «националистов», недовольных как политикой премьер-министра Дж. Болджера, так и растущим влиянием партнеров по коалиции. Во время поездки Болджера в Шотландию она сумела добиться поддержки своих претензий на лидерство у большинства одно-партийцев, и премьер-министр был вынужден подать в отставку. В декабре 1997 г. он ушел с поста главы кабинета и лидера Национальной партии.
Дж. Болджер был лидером партии 12 лет, из которых семь лет возглавлял правительство. Из-за разногласий с новым пре-
мьером подал в отставку и У. Питерс, отказавшись поддерживать Дж. Шипли. Группа членов НЗПВ во главе с заместителем У. Питерса, стремившаяся сохранить коалицию, попыталась сместить его с поста лидера партии, но это ей не удалось. В августе 1998 г. коалиция распалась, и представители партии НЗПВ вышли из правительства. Одни из них стали независимыми депутатами, другие попытались создать свои партийные объединения. Не в последнюю очередь благодаря им Национальная партия победила при голосовании о доверии правительству и продолжала оставаться у власти до следующих очередных парламентских выборов.
Выборы 1999 г. еще раз подтвердили, что при новой системе голосования невозможно какой либо одной партии одержать решающую победу, необходимо объединение, поддержка других партий. В год проведения парламентских выборов экономическое положение в стране ухудшилось, и это, естественно, отразилось на результатах выборов. Как было сказано в «тронной» речи, «Новозеландцы проголосовали за изменения в правительстве и перемену экономического курса»; к власти пришла Лейбористская партия. В ночь выборов 27 ноября лейбористы получили 39% голосов, 41 место в округах и 11 - по партийному списку. Партия Альянса - соответственно 7,8%; 1; 10. Объединившись, две партии имели бы в парламенте 63 места из 120, т.е. абсолютное большинство. Партии зеленых для преодоления пятипроцентного барьера не хватило 0,1%, и она не одержала победы ни в одном округе. Правда, одна из ее кандидаток отставала от победившего члена Национальной партии в округе Коромандел только на 114 голосов. С учетом специальных голосов (как уже отмечалось выше, это имеет при сме-шано-пропорциональной системе существенное значение) Партия зеленых набрала 5,2%, завоевала первенство в Короманделе и получила в парламенте 7 мест. До последнего момента было не ясно, войдут ли в парламент представители партии НЗПВ: их поддержало всего 4,3% избирателей. Однако ее лидер У. Петерс подтвердил (правда, с преимуществом всего в 62 голоса) свою победу в округе Тауранга и тем самым обеспечил партии 5 парламентских мест.
Уже 6 декабря, понимая необходимость создать коалицию, лидер Лейбористской партии Хелен Кларк заключила союз с лидером Альянса Дж. Андертоном. Все аналитики отмечали быстроту этого объединения, особенно по сравнению с аналогичным процессом в 1996 г., когда создание коалиции заняло не четыре, как после указанных выборов, а семь с половиной недель. Можно предположить, что партии стали толерантны друг к другу, сознавая, что им не победить в одиночку. Окончательные результаты выборов были обнародованы 24 декабря. В выборах приняли участие 22 партии, проголосовало 2085381 человек (83,1% зарегистрированных избирателей). Результаты выборов выглядели следующим образом:
Партии Г олоса,% Места
Лейбористская 38,7 49
Национальная 30,5 39
Партия Альянса 7Д 10
Партия АКТ 7,0 9
Партия зеленых 5,2 7
Новая Зеландия прежде всего (НЗПВ) 4,3 5
Объединенное будущее 0,5 1
Из 120 депутатов парламента 67 были избраны прямым голосованием, а 53 назначены партиями. По сравнению с данными от 27 ноября, Лейбористская партия потеряла 3 места, Национальная - 2, Альянса - 1, НЗПВ - 1. В итоге левоцентристская коалиция - Лейбористская партия и Альянса имела 59 из 120, т.е. не составляла парламентского большинства. Премьер-министр нового правительства X. Кларк вынуждена была признать, что после учета специальных голосов ситуация стала несколько сложнее. Однако Партия зеленых, не претендуя на посты в кабинете, обещала поддерживать коалицию в ее разумных начинаниях, не противоречащих идеологии и интересам партии.
Маори, в отличие от выборов 1996 г., когда они отдали свои голоса НЗПВ (лидер ее У. Петерс сам наполовину маори-еп), вновь, как и в предшествующие годы, поддержали лейбористов. В 5 из 6 маорийских округов с большим перевесом по-
бедили кандидаты от лейбористов. Они также завоевали 56% маорийских мест по партийным спискам. Как сказал один из маорийских лидеров Окероа, избиратели имеют долгую память, и они вернулись к лейбористам, партии, которую они в прошлом всегда поддерживали, после того как были преданы коалицией, состоявшей из НЗПВ, которой они отдали свои голоса, и Национальной. В парламент по партийному списку от лейбористов прошла первая женщина-самоанка. Это стало важным политическим прецедентом.
Аналитики характеризовали новых депутатов парламента как более умудренных и образованных. 79% из них получили в той или иной форме высшее образование. Таких было 90% среди представителей Национальной партии, 89% - у АКТ, 73% - у Партии альянса и 69% - среди депутатов Лейбористской партии; 61% всех членов парламента закончили университет, в том числе 33% имели степень магистра или доктора, 165 - ученую степень в области юриспруденции. Наиболее распространенными занятиями депутатов были: бизнес - 14%, фермерство -12%, преподавание - 10%, работа в местной администрации -9%, юридические услуги - 8%5.
Одновременно с парламентскими выборами проходил референдум, включавший два вопроса: 1) Надо ли сократить число членов парламента до 99; 2) назрела ли необходимость в реформе системы уголовного судопроизводства. Подавляющее большинство опрошенных новозеландцев ответило на эти вопросы положительно.
X. Кларк долго шла к своей победе. За длительную работу в парламенте ее даже прозвали его «мамой». Она стала первой женщиной премьер-министром страны. На протяжении всей своей политической деятельности она осталась верна принципам защищать такие ценности, как бесплатное образование и здравоохранение, систему социальных гарантий. Свою предвыборную кампанию в 1999 г. она проводила под лозунгом «Справедливость, безопасность, осуществление возможностей человека». X. Кларк сформировала правительство из 26 человек - самый разнородный по составу кабинет за всю историю Новой Зеландии. В правительство вошли 11 женщин, 4 маорийца и впервые один представитель южнотихоокеанских островов.
Назначением четырех министров-маори X. Кларк подчеркнула свое внимание к маорийским проблемам, заявив, что должна быть проведена большая работа для сокращения разрыва в уровне жизни маори и остальных новозеландцев.
Коалиция, как и в прежние годы, развалилась, не дожив до очередного срока выборов. Джим Андертон с еще несколькими членами Партии альянса покинул эту партию и сформировал новую под названием «Прогрессивная коалиция». По закону, принятому в 2001 г., если депутат выходит из своей партии, он вынужден покинуть и парламент. Было неясно, кто должен возглавлять партию, оставшуюся без прежнего лидера. Бесконечные дебаты по этому вопросу, борьба внутри парламента сводила на нет его законодательную деятельность. В создавшейся ситуации X. Кларк приняла решение о досрочном роспуске парламента. Выборы прошли 27 июля 2002 г. (как правило, выборы в Новой Зеландии проходят в ноябре). Момент был выбран удачно. По опросам общественного мнения, лейбористы могли рассчитывать на поддержку 56% избирателей, на 67 мест в парламенте из 120, рейтинг же Национальной партии - главного соперника лейбористов неуклонно снижался.
Начиная предвыборную кампанию, в своей речи 30 июня 2002 г. X. Кларк подчеркивала, что все взятые на себя обязательства Лейбористская партия выполнила. В стране наблюдался стабильный экономический рост, уровень безработицы был наименьшим за предшествующие 13 лет. В итоге на треть снизилось число получавших пособие по безработице. Улучшилась жизнь малообеспеченной части населения. Подытожив свою речь, X. Кларк уверенно констатировала, что результаты ее правления говорят сами за себя: «развивающаяся экономика; расширение занятости, больше возможностей в сфере народного образования; улучшение медицинского обслуживания; увеличение социальных гарантий в старости, больше безопасности в наших домах и на улицах»6. Новозеландцы одобрили проводимый ею социально-экономический курс. Если в прошлые выборы 1999 г. они голосовали за изменения в правительстве и перемену направления экономического и социального курса, то в выборы 2002 г., напротив, за стабильность и успешную соци-
ально-экономическую политику правительства. В парламент прошли семь партий:
Партии Число голосов % Число мест (электорат) Число мест (список) Всего
Лейбористская 45 7 52
Национальная 21 6 27
Новая Зеландия прежде Всего (НЗПВ) 1 12 13
Партия АКТ 0 9 9
Партия зеленых 0 9 9
Партия объединенное будущее 1 7 8
Прогрессивная коалиция 1 1 2
Как видим, Лейбористская партия одержала внушительную победу, хотя завоевала меньше голосов и мест, чем ей предсказывали предвыборные опросы населения. Но даже притом, что на выборах 2002 г. она набрала больше голосов, чем на протяжении предыдущих 15 лет, даже объединившись с Прогрессивной коалиций, лейбористы не имели абсолютного большинства в парламенте. X. Кларк пришлось заключить соглашение с Партией зеленых, которые обещали ей поддержку только в том случае, если она продлит мораторий на внедрение продуктов генной инженерии. Кооперацию Партии зеленых с правящей коалицией предполагалось осуществлять на различных уровнях - от консультативных советов до прямого участия последней в разработке правительственных проектов. Неожиданный успех на выборах Партии объединенное будущее существенно ослабил в парламенте влияние Партии зеленых и дал лейбористам потенциально нового партнера, который, не вступая в альянс с правительством, не заключая с ним никаких соглашений, т.е. не связывая себя ничем, все же обещал X. Кларк свою поддержку. Однако в предыдущих парламентах представители этой партии и ее лидер Р. Данн стояли на позициях, которые были ближе к точке зрения Национальной, чем Лейбористской партии, придерживались консервативных взглядов по вопросам как экономики, так и морали.
По словам члена парламента от Прогрессивной коалиции М. Робсона, «главная опасность не в том, что правительству могут навязать компромисс в области морали, а в том, что оно
может быть затянуто на позиции крайне правого крыла, которых придерживается Р. Данн в вопросах экономики»7.
Национальная партия потерпела жестокое поражение. У нее оказалось почти вдвое меньше мест, чем у лейбористов. Расстановка сил в парламенте выглядела следующим образом: левоцентристские - Лейбористская партия, Партия зеленых, Прогрессивная коалиция; правоцентристские - Национальная партия, АКТ и центристские - НЗПВ и Партия объединенное будущее. Выборы показали, что Национальная партия теряет свою роль главной оппозиционной силы: она получила менее половины мест, занятых оппозицией, и другие оппозиционные партии уже не склонны признавать ее превосходство. В парламенте нового созыва возникла даже проблема рассадки депутатов. Начались споры, где, кому и как сидеть, кто имеет право занимать первые места. В результате спикер парламента отвел «националистам» только 7 из 14 оппозиционных мест в первом ряду.
На третий срок правления Лейбористская партия прошла с трудом. Шесть предыдущих лет были периодом экономической стабильности и беспрецедентного процветания для бизнеса, в то время как положение рабочего класса и существенной части среднего класса ухудшилось. Тысячи трудящихся бастовали во время избирательной кампании. Многие покидали страну, чтобы найти более высокооплачиваемую работу в Австралии. В итоге на выборах, проходивших 17 сентября 2005 г., Лейбористская партия одержала победу с перевесом всего в одно место. Поначалу лидер Национальной партии Д. Браш даже отказывался признавать свое поражение. Однако при учете специальных голосов его партия потеряла еще одно место, и хоть малый, но перевес Лейбористской партии стал очевиден.
За Лейбористскую партию проголосовало 41,1% избирателей, за Национальную - 39,1%. В результате голосования по округам обе партии получили равное количество мест - 31, по списку у лейбористов - 19, у «националистов» - 17. И все же для Национальной партии выборы были относительно успешными: она увеличила число своих депутатов с 27 до 48, а у Лейбористской оно уменьшилось на 2. Остальные партии снизили свои показатели: НЗПВ получила 7 мест из 121, Партия
зеленых - 6, Объединенное будущее - 3, АКТ - 2 и Прогрессивная коалиция - 1. По сравнению с прежним составом в парламенте появилась Партия маори, завоевавшая 4 места, что явилось очень хорошим результатом для партии, созданной всего за 18 месяцев до выборов. В предыдущие выборы лейбористы победили во всех 7 маорийских округах, за них же проголосовало большинство маори по партийному списку. X. Кларк, как и прежде, заключила соглашение с Прогрессивной коалицией, заручилась поддержкой НЗПВ, Партии зеленых и партии Объединенное будущее. Коалиционная оппозиция включала представителей Национальной партии, Партии АКТ и Партии маори.
Следующие выборы в 2008 г. наглядно показали, что население «устает» от длительного правления какой-либо партии, равно как и от ее лидера. На смену X. Кларк пришел относительно молодой (моложе ее на 11 лет) 47- летний Джон Ки, возглавлявший Национальную партию. Избиратели полагали, что в условиях мирового финансово-экономического кризиса, который затронул и Новую Зеландию, энергичный бизнесмен окажется более способным к решительным действиям, хотя, как явствовало из предвыборных программ, позиции двух соперничавших партий по вопросам финансовой политики мало отличались друг от друга.
Основные партии Г олоса, отданные за партию Процент голосов Места в парламенте
2005 г. 2008 г. 2005 г. 2008 г. 2005 г. 2008 г.
Национальная партия 889813 105339 8 39,10 44,93 48 58
Лейбористская партия 935319 796880 41,10 33,99 50 43
Партия зеленых 120521 157613 5,30 6,72 6 9
Партия АКТ 34469 85496 1,51 3,65 2 5
Партия маори 48263 55980 2,12 2,39 4 5
Прогрессивная коалиция 26441 21241 1,16 0,91 1 1
Объединенное будущее 60860 20497 2,67 0,87 3 1
Новая Зеландия прежде всего 130115 95356 5,72 4,07 7 0
Приведенные в таблице данные свидетельствуют о неоспоримой на этот раз победе, но не Лейбористской, а Национальной партии: за нее проголосовало на 244,5 тыс. больше избирателей. Разница в представительстве в парламенте составила уже не 2, как в 2005 г, а 15 мест. На три места больше у Партий зеленых и АКТ, всего по одному депутату у партии Объединенное будущее и Прогрессивной коалиции. Маорийская партия еще раз подтвердила свою успешность, получив 5 мест. Оказалась вне парламента НЗПВ, которая не преодолела пятипроцентный барьер, а ее лидер У. Питерс проиграл выборы в своем округе кандидату от Национальной партии.
Джон Ки обещал (и выполнил свое обещание) создать правительство, способное объединить сторонников различных партий. Правительственная центристская коалиция имела 69 парламентских мест, оппозиция - 53. Ки влил в кабинет «свежую кровь», назначил 6 новых министров, не имевших длительного стажа работы в парламенте. Сенсацией стало назначение 39-летней маорийки Паулы Бенетт на пост министра социального развития и занятости.
Следующие очередные выборы в 2011 г. продемонстрировали упрочение положения правительственной коалиции во главе с Джоном Ки. Национальная партия набрала чуть меньше 50% голосов. Это один из самых высоких показателей со времени введения новой избирательной системы. По словам премьер-министра, сказанным в интервью российской прессе, Новая Зеландия сумела достаточно спокойно пережить глобальный кризис. Экономические индикаторы оказались даже выше, чем ожидалось. ВВП в третьем квартале 2011 г. прибавил 0,8%, что выше ожиданий аналитиков. Число официальных безработных в Новой Зеландии по итогам третьего квартала 2011 года составило 6,4% - 12-е место «с конца» по уровню наименьшей безработицы среди 34 стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Этот показатель ниже среднего уровня безработицы в странах ОЭСР (8,2%)8.
Результаты выборов показали, что разрыв в числе голосов, поданных за две основные партии, и в числе мест, полученных ими, увеличился.
Партии Голоса % Места
округа список всего
Национальная 1,058,636
1. См. подробнее: Стефанчук Л.Г. Новая Зеландия. Трудные годы. М.,1987., стр. 37-38
2. Подсчитано по: New Zealand at the Polls. The General Election of 1978. Wellington. 1980, p. 273-283
3. http://aceproject.org/ace-ru/topics/es/esy/esy_nz
4. Здесь и далее взяты данные официального сайта http://www.electionresults.govt.nz/
5. The Dominion Post, December 2, 1999, с. 2
6. http://www.liveupdater.com/labourparty/liveApticle, с. 10
7. The Dominion Post, August 12, 2002, c.2
8. http: // www .prior group .com/index
9. G.A. Wood, Chris Rudd. The Politics and Government of New Zealand: Robust, Innovative and Challenged. Otago University Press, 2004, c. 226
10. The Dominion Post, June 18, 2005, c.7