УДК 316.328.83(53)
А. В. ГАВРИКОВ,
магистрант социологических наук, ИПНКНАН Беларуси, г. Минск
АКТУАЛЬНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В БЕЛАРУСИ (СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ)
В последнее время достаточно часто политики, журналисты, политологи и политические аналитики поднимают вопрос перехода парламентских выборов с мажоритарной избирательной системы на пропорциональную. В статье автором рассматриваются зарубежный опыт и все потенциальные плюсы и минусы такого перехода в Республике Беларусь.
Ключевые слова: мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, партии, политическая борьба, переходное общество, аннигиляция партий, депутатский мандат, Белая Русь.
Выборы в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва в Беларуси прошли с активным участием кандидатов от политических партий. Их было 63 % от общего числа кандидатов. Однако результаты выборов для политических партий оказались совершенно неутешительными: из 110 депутатов лишь 16 являются их членами [1, с. 159]. Выборы ничуть не пошатнули положение политических сил, поддерживающих государственные позиции, а напротив, даже усилили их: один оппозиционный кандидат от Объединенной гражданской партии (ОГП) и один конструктивно-оппозиционный кандидат от Либерально-демократической партии Беларуси (ЛДПБ) не смогут создать в парламенте фракцию или партийную группу. Многие партийные кандидаты во время избирательной кампании не смогли проявить себя сильными политическими акторами и заняли последние места в списке кандидатов на депутатские мандаты. Так возникает вопрос: нужен ли переход Беларуси на пропорциональную избирательную систему, который предлагается частью политических сил? Что это: вопрос времени или требование политического меньшинства? Эффективны ли пропорциональные избирательные системы?
Для ответа на эти вопросы необходимо провести историческую реконструкцию и рассмотреть опыт государств (Италии, Франции, Германии и России) в избирательных системах.
Италия - классическая парламентарная республика. Ведущую роль в государстве играет парламент во главе со спикером. В результате исторической борьбы при объединении Италии в XIX в. парламент стал двухпалатным и состоит в настоящее время из Палаты депутатов и Сената. Палата депутатов
включает 630 депутатов, которые равномерно распределены по разным территориям Италии (включая и острова), а Сенат по численности вдвое меньше -315 сенаторов. Пять сенаторов могут быть пожизненно назначены президентом за выдающиеся заслуги перед Итальянской Республикой. Пожизненными сенаторами являются и бывшие президенты.
В стране с 1948 по 1993 г. действовала пропорциональная избирательная система, которая способствовала тому, чтобы партии проводили своих кандидатов в парламент. В нем постоянно создавались коалиции и фракции. Партий было много, они как быстро создавались, так и распадались. Партийные конкуренты видели в создании коалиций не союз ради достижения консенсуса в принятии законов, а борьбу за парламентское доминирование. При роспуске парламента уходило в отставку правительство. За 50 послевоенных лет в результате партийной борьбы сменилось около 50 правительств (средняя жизнь правительства составила около 10,5 месяца) [2].
Такая политическая нестабильность не позволяла парламенту конструктивно осуществлять свою деятельность. В результате 18-19 апреля 1993 г. был проведен референдум, одним из вопросов которого стал переход от пропорциональной системы к мажоритарной при выборах в Сенат. В ходе референдума около 80 % избирателей высказались за введение мажоритарной системы. Впоследствии было принято еще одно решение: обе палаты Парламента стали избираться по смешанной системе [2].
Франция - унитарная республика президентского типа. Голосование проводится по мажоритарной системе в два тура. Как правило, президент на выборах не набирает 50 % голосов, что вынуждает проводить второй тур. В стране в послевоенный период начался плавный переход со смешанной избирательной системы к мажоритарной. В Четвертой Республике в 1950 г. при президенте Шарле де Голле произошел полный переход на мажоритарную избирательную систему. Это шаг был направлен на борьбу с возросшим авторитетом коммунистической партии. После Второй мировой войны коммунисты были одной из самых популярных антифашистских сил и пользовались огромным авторитетом среди широких народных масс. Введение мажоритарной системы существенно ослабило присутствие компартии как потенциального противника центристов в парламенте.
В настоящее время выборы депутатов Национального собрания (ассамблеи) во Франции, как правило, проводятся каждые пять лет. Граждане Французской республики избирают 577 членов Национального собрания (нижней палаты) в два тура по мажоритарной системе. В 2013 г. оппозиционные партии предложили перейти на пропорциональную избирательную систему. Однако это предложение было отклонено, и на данный момент во Франции действует пропорциональная избирательная система при выборах в Сенат и в избирательных коллегиях, которые избирают сенаторов по мажоритарной системе [3].
Германия - парламентская республика. При выборах в Бундестаг применяется пропорциональная система, роль «первых» голосов сводится к тому,
что избиратели могут непосредственно определить личный состав половины парламента.
Выборы в Германии в парламент после объединения ФРГ и ГДР в 1990 г. проходят по так называемой гибридной системе голосования. Избиратель голосует по двум спискам: в одном он выбирает кандидата, за которого голосует по мажоритарной избирательной системе, во втором - по партийным спискам. Место получает партия, если набрала 5 % голосов, или ее кандидаты одержали победу в трех одномандатных округах. Эти места заполняются теми кандидатами от партии, которые одержали победу в своих одномандатных округах. Если таких кандидатов меньше, чем полученных партией мандатов, то оставшиеся парламентские места заполняются согласно партийному списку. Если же кандидатов от партии, победивших в одномандатных округах, больше, чем общее количество мандатов, полученных партией, то для таких кандидатов в Бундестаг вводятся дополнительные места [4].
Россия - парламентско-президентское государство, которое уже за 25 лет несколько раз меняло избирательную систему: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. В стране было проведено два поэтапных перехода на пропорциональную избирательную систему: «Официально отказ от смешанной системы в 2004-2005 годах был мотивирован тем, что необходимо стимулировать появление крупных партий и рост уже существующих за счет расширения их электорального пространства. Как считалось, партии должны обрести конкретную политическую программу с четко сформулированными целями и задачами общенационального масштаба» [5].
Переход к пропорциональной системе объяснялся также тем, что депутаты-одномандатники вынуждены работать с постоянной оглядкой на региональные элиты и представителей бизнес-кругов, оказавших им поддержку на выборах с помощью административного ресурса и финансовых средств. Кроме этого, пропорциональная система, по мнению некоторых политиков, должна была уравнять шансы регионов на их адекватное представительство во власти, так как разные регионы населяло разное количество людей.
Мажоритарная система относительного большинства досталась нашей стране в наследство от СССР. Сегодня Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь формируется по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, при которой побеждает кандидат, набравший наибольшее число голосов по сравнению с другими соперниками. До 2012 г. в стране использовалась мажоритарная избирательная система абсолютного большинства (50+1 голос). Однако в силу объективных реалий (так как необходимо было нести существенные расходы на проведение второго тура выборов) было решено отказаться от нее. Для сравнения плюсов и минусов двух избирательных систем интересно рассмотреть политические реалии нашей страны.
Прежде всего посмотрим на рейтинг политических партий Беларуси, определенный Институтом социологии НАН Беларуси в мае 2016 г. (таблица).
Рейтинг политических партий Беларуси1
Партии Рейтинг
Коммунистическая партия Беларуси 2,2 %
Белорусская партия зеленых 2,1 %
Белорусская патриотическая партия 2,1 %
Белорусская социал-демократическая партия «Громада» 1,8 %
Либерально-демократическая партия Беларуси 1,7 %
Белорусская аграрная партия 1,5 %
Белорусская партия левых «Справедливый мир» 1,4 %
Республиканская партия труда и справедливости 1,4 %
Белорусская социально-спортивная партия 1,3 %
Белорусская социал-демократическая Громада 1,2 %
Консервативно-христианская партия БНФ 1,0 %
Объединенная гражданская партия 0,9 %
Партия БНФ 0,7 %
Социально-демократическая партия народного согласия 0,6 %
Республиканская партия 0,6 %
Против всех 30,0 %
Затрудняюсь ответить 55,9 %
Нет ответа 0,8 %
Из опроса видно, что рейтинг партий крайне невысок, и они не вызывают должного доверия со стороны избирателей. Парламентские выборы 2016 г. показали, что принадлежность к какой-нибудь партии для электората была одним из отталкивающих факторов. Многие избиратели либо ничего не знали об этих партиях, а соответственно опасались отдавать свой голос за их кандидатов, либо решительно выступали против всякой партийной принадлежности. На сегодняшний день в белорусском парламенте абсолютное беспартийное большинство беспартийных депутатов (94 депутата) против 16 депутатов от партий. Однако лидеры белорусских политических партий даже при такой безнадежной политической ситуации активно выступают за переход страны на пропорциональную (или смешанную) избирательную систему, которая увеличит их шансы получения депутатского мандата хотя бы для себя.
Какие же плюсы и минусы, на наш взгляд, имеет пропорциональная избирательная система?
Во-первых, эта система позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов, отданных за эту партию. В соответствии с рейтингом партий парламент будут формировать депутаты, которым большинство электората не доверяет или не желало бы видеть их в парламенте. Депутатский мандат могут получить даже аморфные в политическом плане партии, что даст возможность проявить себя в законодательном органе силам, выражающим интересы какой-либо узкой группы людей. Необходимо
1 Социологический опрос, проведенный Институтом социологии НАН Беларуси в мае 2016 г.
будет вводить избирательный барьер, чтобы в парламент не смогли пройти крайне правые, крайне левые, радикалы, но этот барьер не смогут преодолеть и многие ныне зарегистрированные белорусские партии [6].
Если квота будет достаточно низкой, то мелкие партии тоже получат места. В политических реалиях Беларуси большинство партий являются немногочисленными партиями. Даже относительно крупная партия ЛДПБ имеет низкий рейтинг и слабое представительство в парламенте (1 депутат). Небольшое количество голосов получила она и на президентских выборах. Места в парламенте могут получить и те партии, которые не имели парламентского опыта. Парламент может стать для посредственных партийных деятелей социальным лифтом в политической карьере.
По данным социологических опросов, проведенных Институтом социологии НАН Беларуси в 2013 г., большинство респондентов не смогли назвать более двух лидеров партий. Известный белорусский социолог И. В. Котляров справедливо заметил, что «у подавляющего большинства белорусских политических партий нет запоминающихся лидеров, отвечающих современным требованиям и способных в трудные политические периоды принимать ответственные политические решения или хотя бы демонстрировать, что они готовы взять на себя ответственность за положение дел в государстве. Руководители многих политических партий, просто-напросто, не интересны» [7].
При пропорциональной избирательной системе появляется доминирующая парламентская партия (обычно это партия власти), которая становится ведущей и определяющей силой в парламенте. Возможным итогом перехода на такую избирательную систему станет институционализация организации «Белая Русь» и регистрация ее как партии. Негативным моментом может стать и то, что партия начнет срастаться с государственным аппаратом и будет создана партийная номенклатура. Альтернативой этой партии оппозиционные партии стать не смогут ввиду своей слабости, а партия парламентского большинства может привлечь в свои ряды людей, которые попытаются сделать себе за счет партии политическую карьеру.
Стоит обратить внимание на действующую в Беларуси мажоритарную систему и рассмотреть ее плюсы и минусы. Эта избирательная система действует в США при выборах членов Конгресса, Великобритании, Японии, за эту избирательную систему выступает большинство политиков развитой демократии.
Мажоритарная избирательная система универсальна и может использоваться в выборах разного уровня: от избирательной кампании депутатов местного совета до президентских выборов. При выдвижении кандидатов конкурируют конкретные личности, люди, личные качества которых должны оценивать избиратели. Эта избирательная система дает возможность беспартийным кандидатам, не будучи членами какой-либо партии, вести на равных борьбу с кандидатами от партий.
Определенным минусом мажоритарной избирательной системы можно считать то, что при ней избирают тех кандидатов, которых хорошо знают (врачей, учителей, работников почты и милиции), людей, которые не имеют по-
литического опыта и которые очень не скоро станут настоящими депутатами.
Отказ от мажоритарной системы можно рассматривать как реанимирующую попытку усиления партий в политической жизни. С этим можно частично согласиться: парламент будет состоять из 100 % представителей партий. Кандидат в парламентарии должен будет определиться со своим выбором, от какой партии баллотироваться на парламентских выборах. Партии количественно увеличатся, но будет ли это качественным ростом, при котором кандидат в депутаты пойдет в партию не по зову совести и политическим взглядам, а по причине того, что партия может стать трамплином в парламент.
Так является ли смена избирательной системы для Беларуси актуальной? На этот вопрос ответит самый бесстрастный судья - время.
Список использованных источников
1. Гавриков, А. В. Политические партии и их кандидаты на выборах в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва (социально-политический портрет кандидатов по г. Минску) / А. В. Гавриков // ИППОКРЕНА. - 2016. - № 2. -С. 159-164.
2. Парламент Италии и особенности избирательной системы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://referatwork.ru/,politika/view/609767_parlament_italii_i_osobennosti_izbiratel_ noy_sistem. - Дата доступа: 18.09.2016.
3. История новой России. Какие избирательные системы предпочитают развитые страны? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ru-90.ru/node/1480. - Дата доступа: 16.09.2016.
4. Тимошенкова, Е. П. Избирательная система Германии - особенности выборов в нижнюю палату парламента [Электронный ресурс] / Е. П. Тимошенкова. - Режим доступа: https:// www.google.ru/url?sa. - Дата доступа: 18.09.2016.
5. Кому выгодна реформа избирательной системы? [Электронный ресурс] // Центр Сулакшина (Центр научной политической мысли и идеологии). - Режим доступа: http://rusrand.ru/ actuals/komu-vygodna-reforma-izbiratelnoj-sistemy. - Дата доступа: 09.11.2016.
6. Котляров, И. В. Политические партии: миф или реальность? [Электронный ресурс] / И. В. Котляров. - Режим доступа: http://socio.bas-net.by/artdetailed.php?id=28. - Дата доступа: 20.09.2016.
7. Котляров, И. В. Политические партии в Беларуси [Электронный ресурс] / И. В. Котля-ров // БЕЛТА. - Режим доступа: http://www.belta.by/all-rubric-news/viewSuzet/vybory-prezidenta-belarusi-2015-75/. - Дата доступа: 22.02.16.
A. V. GAVRIKOV
THE ACTUALITY OF THE INTRODUCTION OF THE PROPORTIONAL ELECTORAL SYSTEM IN BELARUS (SOCIOLOGICAL MEASUREMENT)
Summary
In recent years, more and more often among domestic and foreign mass media, journalists, political scientists and political analysts, politicians have been raised the issue of transition of the parliamentary elections with a majoritarian electoral system to proportional. In the article the author considers all the potential pros and cons of such a transition in the Republic of Belarus.
Keywords: majority electoral system, proportional electoral system, parties, political struggle, transitional society, the annihilation of the parties, the parliamentary mandate, "Belaya Rus".
Поступила 24.11.2016 г.