8. Salihova LI. Organizaciya Tatarskogo gosudarstvennogo opernogo teatra i pervye gody ego deyatel'nosti (19381941) // Filologiya i kul'tura. Philology and Culture. - Kazan': Izd-vo K(P)FU, 2012. - №1 (27). - S. 171-177.
9. Salihova L.I., Yavgil'dina Z.M., Murtazina G.R. Muzykal'nye organizacii Tatarii v 1930-e gg.: Voprosy funkcionirovaniya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. - № 1.
10. V.S.Popov «Chelovecheskij golos fagota» i A A. Kizilyaev «Vozniknovenie fagota i ego razvitie v Epokhu Barokko» diss. Sankt-Peterburg. 2017.
УДК 327(460)
А.Ш. Муллаянов
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БРИТАНО-ИСПАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ: КАЗУС ГИБРАЛТАРА (2001 - 2012)
В статье рассматриваются особенности политической культуры в дипломатических отношениях между Соединённым Королевством Великобритании и Северной Ирландии, с одной стороны, и Королевством Испании, с другой стороны. Рассматривается удивительный казус де-факто последней колонии в Европе, Гибралтара. Этот полуостров, хоть и находится на «периферии» Европы, однако имеет важное геостратегическое, геополитическое и культурное значение для Лондона и Мадрида. На основании анализа документов и событий с начала XXI века и до старта 2013 года, когда вокруг Гибралтара в британо-испанских отношениях разгорелся дипломатический конфликт, анализируется специфика казуса Гибралтара.
Ключевые слова: Гибралтар, переговорный процесс, «Форум диалога», «Два флага - три голоса», политическая культура, геополитика
AydarSh. Mullayanov POLITICAL CULTURE OF RELATIONS BETWEEN SPAIN AND BRITAIN: THE CASE OF GIBRALTAR (2001 - 2012).
Abstract: There is still a colony in democratic Europe. This is Gibraltar, a tiny island battled between Great Britain, on the one hand, and Spain, on the other hand. That territory has indeed strategic importance for London and Madrid. It is fair to say who controls the Gibraltar has the upper hand over the link between the Mediterranean and the Atlantic Ocean. In fact Gibraltar has colossal geostrategic, geopolitical and cultural significance and relevance for both London and Madrid. On the basis of detailed analysis of modern events and documents from 2001 until 2013, a year when tensions over Gibraltar culminated into s diplomatic conflict between all the parties involved, -Britain, Spain, Gibraltar-, the peculiarities of the case of Gibraltar are analysed.
Keywords: Gibraltar, negotiation process, Dialogue Forum, Two Flags - Three Voices, political culture, geopolitics.
В современной мировой политике небольшой в физическом отношении размер и «незвездный» статус очень часто имеют большое значение: в борьбе ферзей на мировой шахматной доске не обойтись и без пешек, дабы заполучить заветную корону и обрести контроль над стратегическими точками. Известно, что в сегодняшней системе международных отношений нет незначительных, совсем «ненужных» точек на политической карте. Стереть «случайные черты» и избавиться от проблем, тотчас же улучшить геостратегическое, политико-экономическое положение одного актора невозможно. С точки зрения теоретического дискурса важно отметить, что стремление исследователя-международника исключить малое, небольшое, не столь значимое в географическом, социальном, экономическом, а главное, в политическом плане, вполне закономерно приведет к оскудению аналитической ткани и слабости предметно-объектных причинно-следственных связей. Закономерным результатом станет и фрагментарность раскрытия предмета исследования.
Предметом исследования нашей работы, как видно из названия, является плоскость британо-испанских межгосударственных отношений. При этом казус Гибралтара является лейтмотивным сюжетом. Концентрация на одном аспекте британо-испанских отношений позволяет нащупать и определить, показать проблемные точки англо-испанских взаимоотношений и убедиться, что за фасадом англо-испанского позитивного сотрудничества в Европейском Союзе скрывается сложная проблема.
Определение и анализ составных элементов этой проблемы вкупе с аналитическим осмыслением структуры казуса Гибралтара в британской и испанской внешней политике в
первое десятилетие XXI века видится нам основной целью нашего исследования. Его хронологические рамки включают в себя временной промежуток с 2001 по 2012 год, период достаточно противоречивый: на смену позитивным изменениям в казусе Гибралтара в начале XXI века пришло похолодание в испано-британских отношениях вокруг скалы и «невнятная» позиция гибралтарского правительства к 2012 году.
Названная цель достигается последовательным раскрытием и изложением следующих пунктов:
1) краткой социально-экономической характеристики Гибралтара;
2) определения места Гибралтара в системе дипломатической сетки координат британского Форин-оффис;
3) краткого описания казуса Гибралтара в контексте испанской внешней политики;
4) анализа британо-испанских инициатив в отношении данного вопроса, определения характера взаимодействия путем детального изучения соответствующих источников.
Гибралтарская проблема, вопрос принадлежности крошечной, но стратегически немаловажной территории имеет почти трехсотлетнюю историю. Действительно, лакомый кусочек, природная граница, обозначающая слияние Средиземного моря и Атлантического океана, становится «яблоком раздора» сразу после заключения Утрехтского соглашения 1713 года [1]. С тех пор казус Гибралтара не теряет своей актуальности. Вопрос суверенитета над маленькой, но политически значимой скалой теперь занимает отдельную, далеко не маловажную нишу в отношении между двумя королевствами.
В центре этой ниши, плоскости политических отношений между Соединенным Королевством и Королевством Испании находится Гибралтар - заморская территория Великобритании (The British Overseas Territory] общей площадью 7 кв.км [2]. Он расположен на мысе европейского берега Гибралтарского пролива, что определяет его геополитическую значимость: даже несмотря на эволюционные изменения в системе международных отношений, обусловленные изменением геополитических установок на пути формирования поствестфализма, небольшая скала на стыке Средиземного моря и Атлантического океана до сих пор не теряет свое геополитическое значение, трансформировавшееся скорее в вопрос престижа.
Население Гибралтара невелико - 29500 человек (2011] [3]. В национальном составе преобладают англичане и испанцы, при этом роль официального языка закреплена за английским. В плане государственного устройства Гибралтар является типичным примером "Commonwealth realm" - сферы Британского содружества наций. Потому номинальной главой Гибралтара является королева Елизавета II, которую представляет генерал-губернатор. Законодательная власть осуществляется парламентом, который избирается населением раз в четыре года. Генерал-губернатор назначает главу правительства - главного министра. Он же и утверждает совет министров из членов парламента по представлению главного министра. На данный момент главным министром является Фабьен Пикардо (Социалистическая трудовая партия], назначен на пост в 2011 году[ 4].
Гибралтар, per se, является реликтом британской колониальной системы - согласно Утрехтскому миру 1713 года скальный мыс с прилегающим к нему перешейком переходит во владение Виндзоров. В период неоколониализма Великобритании удается сохранить за собой Гибралтар. Более того, согласно результатам референдума 1967 года британскй протекторат получает поддержку большинства населения [1]. Таким образом, скала на сегодняшний день продолжает оставаться последней колониальной территорией в Европе.
Безусловно, данная территория обладает «особым» статусом в английской внешнеполитической системе. На наш взгляд, «особость», с одной стороны, проявляется в рьяном стремлении Великобритании, что закономерно, добиться сохранения существующего status quo вокруг скалы с помощью использования обширного арсенала дипломатических средств. Однако с другой стороны, британские политические круги не против и конструктивного решения вопроса, правда, при сохранении пресловутого «особого мнения» Великобритании.
В рассматриваемый период Гибралтар занимает достаточное внимание английских дипломатов на юго-западном фланге внешней политики. Лейбористское правительство Блэра
положительно рассматривало возобновление переговоров вокруг Гибралтара, начавшееся в контексте Брюссельского процесса в 2001-2002 годах [5]. Так, британский министр по делам Европы Питер Хейн публично заявил в интервью испанской газете "ABC", что «Великобритания находит идею совместного суверенитета над Гибралтаром приемлемой, так как это поможет разрешить основную проблему территории и откроет новые возможности для дальнейшего развития населения Гибралтара»[6]. Однако затем в британской дипломатии происходит 180-градусный поворот в отношении казуса Гибралтара, когда 11 мая 2006 года государственный секретарь по вопросам обороны Джеффри Хун в категоричной форме заявляет, что «Великобритания не допустит Испанию на Гибралтар, все военные объекты находятся в полном подчинении Ее Величества» [5]. В последующие годы, на «излете» премьерства Блэра Великобритания переключилась на сугубо внешнеэкономические связи с Гибралтаром: были предприняты меры по подготовке законодательства об отказе от двойного налогообложения в 2007-2009 годах. В экономическом аспекте британцы были удачны - в январе 2011 года, уже в период премьерства Дэвида Кэмерона вступил в действие закон, «закрывший» оффшор для многих британских компаний [5].
Необходимо отметить, что оффшорный бизнес сейчас является главным источником дохода в Гибралтаре. На территории скалы находятся не менее 20 филиалов пятнадцати крупных европейских банков и бесчисленное количество юридических и консалтинговых фирм, представляющих интересы тысяч компаний всего мира. В сочетании с более низким налогообложением средний доход обитателя Гибралтара в два раза выше, чем в соседней Андалусии. Именно через этот «налоговый рай» проходит значительная часть утекающих отовсюду миллиардов долларов. В той или иной мере в этом бизнесе отмывания денег участвует большая часть населения Гибралтара [7]. И поэтому правительство и жители так отчаянно сопротивляются передаче британской территории Испании.
Быть может, решение британского премьера заткнуть «финансовую дыру» оффшора, приносящую многомиллиардные убытки британским компаниям, ослабило британскую дипломатическую диспозицию в казусе Гибралтара и «окрылила» Мадрид?
Нельзя забывать, что Испания хотя и не являлась никогда империей, над которой «никогда не заходило солнце», однако может похвастать страницами славного исторического прошлого. Комплекс былого величия еще не изжил себя, подчас он проявляется на уровне политического и обыденного сознания в некоторых аспектах политической жизни, как, например, казус Гибралтара.
Так, анализируя программные документы четырех легислатур Испании в рассматриваемый период - от радикально-атлантисткого Аснара до националистического Рахоя - можно сделать вывод о том, что проблемы определения суверенитета Гибралтара для Испании не существует - Мадрид выступает за возвращение «незаконно экспроприированной» территории в лоно Кастилии и не приемлет никаких компромиссов. Однако данный вывод будет поспешным и ошибочным. Даже убежденный в своей правоте евроатлантист Хосе-Мария Аснар продемонстрировал готовность к серьезным компромиссам. Так, период 2000-2004 года прошел под знаком конструктивного политического развития для казуса Гибралтара -правительство Аснара приветствовало переговорный процесс по Гибралтару. Ощутимую поддержку кабинета получили конференции в Лондоне (2001], Брюсселе (2002), совещания на министерском уровне «Форум диалога» в Мадриде (2004] [8].
Пришедший на смену Аснару Сапатеро продолжил гибкий дипломатический курс в гибралтарском вопросе - красноречивым подтверждением чего является его выступление в преддверии празднования 300-летия Гибралтара как британской военной базы в 2004 году, когда Хосе Луис Родригес заявил, что «Испания готова содействовать дальнейшему развитию «Форума диалога», всегда протянет руку помощи гибралтарскому народу» [8]. Было также заявлено, что Испания поддерживает инициативу о превращении диалога в трехсторонний процесс, дабы жители Гибралтара могли определять свою судьбу.
Заявления о поддержке трехстороннего переговорного процесса, увы, остались декларациями, не подкрепленными существенными усилиями на практике. Более того, при пришедшем на смену Сапатеро представителе Народной партии Мариано Рахое в 2012 г. на
авансцену испанской дипломатии вышли проблемы поиска решений и финансовой поддержки Брюсселя в свете усиления кризисных тенденций в экономике Испании.
Казус Гибралтара, естественно, никогда не был и не может быть лейтмотивом испанской внешней политики. Безусловно, объективные причины, которые характеризуют геополитическую значимость Евросоюза для Испании, определяют первоочередность действий на европейском векторе. Не забывают в Мадриде и об американском направлении.
Для Испании извечно актуальной является проблематика национальной политики. В период легислатуры Рахоя усилилась тенденция «закручивания гаек» в отношении «проблемных» регионов Каталонии и Страны Басков. Гибралтар при этом продолжает вызывать у Мадрида серьезную «головную боль», и она может перейти в стойкую мигрень.
На наш взгляд, как это ни покажется парадоксальным, симметрично-противоположный взгляд Великобритании в отношении статуса Гибралтара вкупе с сегодняшним политико-экономическим положением Испании могут стать перспективным импульсом для поиска новых решений проблемы суверенитета скалы: испанские власти, остро нуждающиеся в сохранении своего политического имиджа и спасении Испании из пучины экономического кризиса, будут более восприимчивыми к диалогу с британской стороной.
Однако вместо составления гипотетических прогнозов и версий развития событий считаем необходимым обратиться к резюме неудач и достижений в казусе Гибралтара.
«Стержневой» вопрос гибралтарского диспута - проблема суверенитета над территорией скалы - остается неразрешенным. Так, 7 ноября 2002 года гибралтарским правительством был проведен референдум, на котором был поставлен вопрос о совместном британо-испанском суверенитете над Гибралтаром. Референдум был полностью провален: «против» высказалось 98,17% жителей Гибралтара [8].
Событие декабря 2005 года, связанное с приданием переговорному процессу в отношении Гибралтара «трехстороннего импульса» - "dos banderas, tres voces" («два флага -три голоса»], позволило вывести казус Гибралтара на новый уровень [7]. Хотя жизненно важный вопрос о суверенитете опять-таки не получил своего разрешения, 18 сентября 2006 года в испанской Кордове была подписана трехсторонняя англо-испано-гибралтарская декларация [9]. Данный документ регулирует вопросы, связанные с организацией телекоммуникаций на Гибралтаре и работой аэропорта. Inter alia, Кордовские соглашения проторили дорогу к испано-гибралтарскому сотрудничеству «на почве культуры» - с октября 2006 года на территории Британской заморской территории стал действовать филиал Института Сервантеса [9]. В декабре 2009 года после сорокалетнего перерыва было восстановлено паромное сообщение между Гибралтаром и Альхесирасом, прерванное в годы франкистской диктатуры [9].
Богатым на события, политические акции и действия для политической жизни Гибралтара стал 2012 год. В целом, он прошел под знаком всплеска политической активности Испании и Великобритании в рамках гибралтарской проблематики. Отметим, что, наконец, правительство Гибралтара высказало свою позицию по вопросу урегулирования территориального спора. Она касалась негативной оценки совместных инициатив Великобритании и Испании в деле решения проблемы суверенитета Гибралтара. По сообщению испанского новостного агентства EFE, «правительство Гибралтара признало в марте 2012 года, что двусторонние отношения Британии и Испании в рамках казуса Гибралтара мертвы и не возродятся ни при каких обстоятельствах» [8].
В мае 2012 года произошло обострение британо-испанского спора в территориальных водах Гибралтара, в бухте Альхесирас: ВМФ Великобритании были замечены несколько испанских рыболовецких судов, нарушивших морские границы. Они были задержаны английскими моряками и гибралтарскими полицейскими и эскортированы за пределы территориальной зоны.
Испания «ответила» дипломатическим демаршем: королева София Греческая, приглашенная на «бриллиантовый» юбилей коронации королевы Англии Елизаветы II, отменила свой визит к английской августейшей особе менее чем за двое суток до его начала.
Итак, политический диалог между Великобританией и Испанией в отношении казуса Гибралтара характеризуется противоречивостью. Как мы увидели, вокруг скалы происходит
простое, симметричное «перетягивание каната». Участники этого незатейливого соревнования делают все, чтобы не появилась сила-меч, способная разрубить гордиев узел.
Гордиев узел казуса Гибралтара составляет не только коллизия двух норм международного права: территориальной целостности и права наций на самоопределение, но и отсутствие четких скоординированных механизмов для урегулирования проблемы суверенитета с помощью дипломатических методов.
Хочется надеяться, что события прошедшего года будут способствовать более тщательной, а главное, систематической организации переговорного процесса: основной структурой станет не декларированный, а реально действующий трехсторонний формат. Население Гибралтара должно быть включено в процесс принятия решений. Важных решений, касающихся их политической судьбы.
В решении казуса Гибралтара никак не обойтись без детальной структуризации. Известно, что часто детали, на первый взгляд незначительные черты помогают глубже понять, осознать и проанализировать сложную и многогранную проблему. Как говорится - «дьявол таится в деталях» Прием индукции не теряет своей значимости и при исследовании казуса Гибралтара. Безусловно, отказываясь уделять внимание изучению Гибралтара, определять соотношение национальность/идентичность при рассмотрении его политико-правового статуса, исследователь не сможет должным образом проанализировать и комплексную проблему развития англо-испанских межгосударственных отношений в начале XXI века -заветный «ключик» будет утерян. Надеемся, что в данной работе нам удалось этого избежать.
Литература
1. Peter Gold. Gibraltar: British or Spanish? - Abingdon (the UK): Routledge Publishing House. - 2005. - 397 p.
2. Страны и регионы мира: экономико-географический справочник. - 3-е изд./под ред. АС. Булатова. - М.: Проспект, 2010. - с. 467.
3. CIA - The World Factbook, available on https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/.
4. Government of Gibraltar. Information service web-site: http://www.gibraltar.gov.gi/about-gibraltar.
5. Official web-site ofthe British Foreign & Commonwealth Office (FCO): http://www.fco.gov.uk/.
6. Un ministro de Blair aboga por dialogar sobre soberania compartida en Gibraltar. // Diario ABC. 6 de Agosto de
2005.
7. Кузнецова М.В. Гибралтар в испано-британских отношениях: история вопроса. // Вестник МГИМО. -2011, №5. - С. 295 - 305.
В. La cuestió n de Gibraltar, / / Dirección general de politica exterior para Europa y América del Norte. Oficina de asuntos de Gibraltar). - Madrid, 2009.
9. Ministerio de Asuntos Exteriores y de Cooperación j Gobierno de España -página web oficial: http://www.maec.es/.
References
1. Peter Gold. Gibraltar: British or Spanish? - Abingdon (the UK): Routledge Publishing House. - 2005. - 397 p.
2. Strany i regiony mira: ehkonomiko-geograficheskij spravochnik - 3-e izd./pod red. AS. Bulatova. - M.: Prospekt, 2010. - s. 467.
3. CIA - The World Factbook, available on https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/.
4. Government of Gibraltar. Information service web-site: http://www.gibraltar.gov.gi/about-gibraltar.
5. Official web-site of the British Foreign & Commonwealth Office (FCO): http://www.fco.gov.uk/.
6. Un ministro de Blair aboga por dialogar sobre soberania compartida en Gibraltar. // Diario ABC. 6 de Agosto de
2005.
7. Kuznecova M.V. Gibraltar v ispano-britanskih otnosheniyah: istoriya voprosa. // Vestnik MGIMO. - 2011, №5. -S. 295 - 305.
В. La cuestió n de Gibraltar, / / Direcció n general de politica exterior para Europa y América del Norte. Oficina de asuntos de Gibraltar). - Madrid, 2009.
9. Ministerio de Asuntos Exteriores y de Cooperación j Gobierno de Españ a -página web oficial: http://www.maec.es/.