Fedosenko Denis Vasliyevich PRIORITIES OF FOREIGN .
political sciences
УДК 327
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИСПАНИИ В XXI В. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
© 2018
Федосенко Денис Васильевич, магистрант
Российский университет дружбы народов (117198, Россия, Москва, улица Миклухо-Маклая, 6, e-mail: scharnchorst@mail.ru)
Аннотация. Статья посвящена изучению основных внешнеполитических направлений современной Испании. Автором рассмотрено сотрудничество с Иберо-Америкой и Средиземноморским Союзом, а также с ближайшими европейскими соседями и странами Магриба. Существенной внимание уделяется рассмотрения вопроса о взаимодействии рассматриваемой страны с НАТО в рамках строительства военных баз, реализации миротворческих миссий и формирования европейской системы ПРО. Анализируется ситуация по спорным территориям, в том числе по статусу Гибралтара с Соединенным Королевством является, пожалуй, самым известным территориальным спором Испании. Испания имеет территориальный спор с Марокко относительно принадлежности пяти территорий у побережья Марокко (прибрежные анклавы Сеута и Мелилья), а также острова Пеньон-де-Пеньон, Пеньон-де-Велес-де-ла-Гомера, и Ислас Чафаринас. В статье утверждается особенности формирования внешнеполитического курса страны в сильной зависимости от деятельности политических партий. Делаются выводы о необходимости сохранения присутствия в рамках традиционных миссий, гарантирующих национальную безопасность и суверенитет, Испания уже делится с Иберо-американскими странами ценными уроками испанского опыта в области новых миссий для Вооруженных Сил: прогнозирование стабильности, миротворческие и гуманитарные миссии.
Ключевые слова: внешняя политика Испании, Магриб, НАТО, Иберо-Америка
PRIORITIES OF FOREIGN POLICY OF SPAIN IN THE XXI CENTURY
© 2018
Fedosenko Denis Vasliyevich, master
Peoples Friendship University of Russia (117198, Russia, Moscow, streetMiklukho-Maklaya,6, e-mail: scharnchorst@mail.ru)
Abstract. The article is devoted to the study of the main foreign policy directions of modern Spain. The author considers the cooperation with Ibero-America and the Mediterranean Union, as well as with the nearest European neighbors and Maghreb countries. Significant attention is paid to the consideration of the interaction of the country in question with NATO in the construction of military bases, peacekeeping missions and the formation of the European missile DEFENSE system. Examines the situation on the disputed territories, including the status of Gibraltar with the United Kingdom is perhaps the most well-known territorial dispute in Spain. Spain has a territorial dispute with Morocco concerning the ownership of five territories off the coast of Morocco (SEUT and Melilla coastal enclaves), as well as the Islands of peñón de peñón, peñón de Velez de La Gomera, and Islas Chafarinas. The article States the peculiarities of the formation of the country's foreign policy in strong dependence on the activities of political parties. Conclusions are drawn on the need to maintain a presence in traditional missions guaranteeing national security and sovereignty, Spain is already sharing with Ibero-American countries valuable lessons learned from Spanish experience in new missions for the Armed forces: forecasting stability, peacekeeping and humanitarian missions.
Keywords: foreign policy of Spain, the Maghreb, NATO, Ibero-America
Внешняя политика Испании сконцентрирована на множестве дипломатических направлений, это обусловлено яркой историей и серьезным колониальным периодом, позволившим этой стране иметь существенное культурно-политическое влияние на огромные по масштабам территории, сопоставимые с мировым культурным влиянием Великобритании. Конечно, в качестве основной цели рассматривается проблема достижение мира и глобального сотрудничества, в соответствии с Конституцией Испании 1978 года. Ключевые направления внешнеполитической активности этого государства в основном сосредоточены на трех областях: Европейский Союз, Латинская Америка и страны южной части Средиземноморья.
В настоящее время, Испания имеет дипломатические отношения почти со всеми странами мира, которые являются частью Организации Объединенных Наций и имеют признание со стороны ведущих стран. Среди последних государств, с которыми были установлены дипломатические отношения, необходимо отметить: Бутан - с октября 2010 года, Южный Судан - после раздела Судана в июле 2011 года и Кирибати - с сентября 2011 года.
Испания успешно управляет реализует свою политику в отношении трех европейских соседей: Франции, Андорры и Португалии. Присоединение Испании и Португалии к ЕС помогло ослабить некоторые из периодически возникавших торговых трений, поставив их в контекст ЕС. Франко-испанское двустороннее сотрудничество укрепляется за счет совместных действий против насилия со стороны Басков. Связи с Соединенным Королевством в целом хорошие, хотя проблема Гибралтара остается деликатным вопросом, особенно в периоды проведения голосований.
В настоящее время Испания пытается расширить свои узконаправленные отношения с государствами Восточной Азии. Китай, Япония и Южная Корея - выступают основными партерами Испании в регионе. Таиланд и Индонезия являются ключевыми союзниками в рамках АСЕАН, имеют значительное число соглашений и очень хорошие отношения. В последние годы Испания также активизировала свои контакты и инвестиции в других азиатских странах, прежде всего во Вьетнаме и Малайзии. Отношения с Филиппинами, несмотря на колониальное прошлое, значительно слабее, чем те, которые Испания имеет с другими странами в этом районе, занимаясь в основном культурными аспектами и программами гуманитарной помощи.
В то время как спорный Статус Гибралтара с Соединенным Королевством является, пожалуй, самым известным территориальным спором Испании. Испания имеет территориальный спор с Марокко относительно принадлежности пяти территорий у побережья Марокко (прибрежные анклавы Сеута и Мелилья), а также острова Пеньон-де-Пеньон, Пеньон-де-Велес-де-ла-Гомера, и Ислас Чафаринас.
Стратегическая позиция гибралтарского пролива оставила в наследство ряд споров о суверенитете. Испания поддерживает суверенитет над Сеута, Мелилья, Пеньон-де-Велес-де-ла-Гомера Пеньон и острова Чафаринас (захваченные после христианской реконкисты в Испании), основанные на исторических основаниях, целях безопасности и на основе принципа ООН о территориальной целостности. Мадрид также утверждает, что территории населены этническими испанцами. Марокко утверждает, что эти территории принадлежат ему на основе принципов деколонизации, территориальной целостности и что испанские аргументы в пользу
340
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 1(22)
политические науки
Федосенко Денис Васильевич ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ...
восстановления Гибралтара подтверждают утверждение Марокко [1].
Со времени вступления этого государства в ЕЭС в 1986 года увеличиваются инвестиции Европейских стран в экономику Испании, обеспечив сильный взлет национальной экономики до кризиса 1993 года, и после, до 2007 года.
В отношении политики безопасности, Мадрид ориентируется на НАТО, в рамках этого направления Испании «удалось продвинуть идею создания юго-западного комбинированного регионального командования», которое охватывало «почти на всю территорию страны (материковая Испания, Канарские и Балеарские острова, зона Гибралтарского пролива), за исключением Сеуты и Мелильи, которые находились вне сферы ответственности НАТО» [2, сс. 364 - 365]. Вместе с тем, формально эта страна вошла в Североатлантический альянс только в 1997 г., этим шагом была достигнута возможность участия в выработке совместной с США и европейскими соседями единой политики в области безопасности.
Испания также продолжает уделять особое внимание Северной Африке, особенно Марокко-источнику значительного притока законных и незаконных иммигрантов в Испанию за последние 10 лет. Эта озабоченность обусловлена географической близостью и длительными историческими контактами, а в последнее время-тенденциями в области иммиграции, а также двумя испанскими анклавными городами Сеута и Мелилья на северном побережье Африки. Хотя уход Испании из ее бывшей колонии Западная сахара прекратил прямое участие Испании в Марокко, она по-прежнему заинтересована в мирном урегулировании конфликта, вызванного вопросами деколонизацией. Эти вопросы были подтверждены кризисом 2002 года, когда испанские войска выселили небольшой контингент Марокканцев с крошечного островка у побережья Марокко после попытки этой страны утвердить суверенитет над островом [3].
Необходимо отметить, что Испания с конца 1990-х гг. начинает играть одну из самых активных ролей в деятельности НАТО. Ее участие в качестве одного из первых государств, направивших свои вооруженные силы в зону конфликта во время операций Североатлантического альянса на Балканах, полностью подтверждает этот тезис. При сохранении своего военного присутствия в Боснии и Герцеговине Мадрид направил свои войска для участие в афганской операции, а во время операции в Ираке этой европейской страной был направлен один из самых многочисленных контингентов в рамках присоединения к альянсу. Ее вооруженные силы были задействованы и в Ливии, что делалось без ориентира на негативное отношение значительной части ее населения. Так, безоговорочная поддержка правым правительством Х. -М. Аснара войны в Ираке и отправка туда испанских военнослужащих, вызвав бурю возмущения в стране, в конечном счете привели к его поражению на выборах (2004 г.).
Что касается стратегических ориентиров Североатлантического альянса, то в этом случае Испания в большей мере сориентирована на восприимчивость НАТО к проблемам Юга, чем к вопросам «угрозы с Востока». Понятно, что национальные интересы в этом случае обусловлены такими вопросами, как территориальная принадлежность Мелильи и Сеуты (расположенными на территории Марокко, и оспариваемые с этим государством), а также суверенитет над Гибралтаром [4, с. 87 -97]. Помимо этого определенный вклад в озабоченность Мадрида на Юге вносят проблема статуса Западной Сахары и вопрос о принадлежности Канарских островов.
Надо отметить, что Испания в большей мере ориентируется на политическую важность НАТО, которая по своей значимости в последнее время для нее превосходит военную. Мадрид, стремясь играть более активную роль в альянсе, в 90-е годы отдавал предпо-
чтение его дальнейшей политизации и трансформации в действенный инструмент, направленный на предотвращение конфликтов и кризисов. А возможности по вовлечению организации в разрешение конфликтов на юге Средиземного моря и на Севере Африки позволили сконцентрироваться на областях распространения национальных интересов Мадрида.
Испания поддерживает особую связь со странами Средиземноморского бассейна. В 1995 году правительство Фелипе Гонсалеса предлагает с ЕС в рамках Барселонского процесса, проект Средиземноморского Союза. впоследствии поддержанный президентом Франции в 2008 году.
Отношения между Испанией и странами Магриба, различны: от взаимодействия с Алжиром и Тунисом, отношения с Рабатом, являются гораздо более сложными, из-за таких вопросов как Рыбная ловля, иммиграция, территориальные претензии на марокканские Сеуту и Мелилью, отношения с Алжиром. В 2002 году происходит инцидент на спорных островных территориях, а в 2007 году снова кризис между Рабатом и Мадридом после посещения Сеуты и Мелильи королем Хуана Карлоса I.
Несмотря на постепенное снижение военного присутствия США все еще остаются две иностранные баз в Испании, одна из которых является военно-морской (Рота), а другая воздушной (Морон).
Вооруженные Силы Испании состоят участвуют в настоящее время в пяти миротворческих миссиях ЕС, НАТО и ООН, всего около трех тысяч человек: ИСАФ в Афганистане; ЕСФОР в Боснии и Герцеговине; КФОР в Косово; ВСООНЛ в Ливане миссии ООН в Дарфуре (в Чаде).
В настоящее время в рассматриваемой стране, являющейся конституционной монархией имеет место ряд серьезных обсуждений между паритями, которые сводятся к следующему: усиливают ли взаимоотношения с США значение Испании в Европейском Союзе, Средиземноморье и Латинской Америке или противоречат ее интересам? Что можно предложить в качестве основного вектора международного сотрудничества для соблюдения национальных интересов? Народная партия в этом аспекте заявляет, что ухудшение взаимоотношений с Вашингтоном привело к негативным последствиям для страны. Также критике был подвергнут период нахождения у власти социалистов и период председательства Х.Л. Родригеса Сапатеро, под руководством которого состоялся вывод войск этого европейского государства из Ирака, а также состоялось существенное снижение официальных контактов с США.
После возвращения к власти Народной партии, имеющей в своей идеологии серьезный крен в пользу США в 2012 г. был подписан ряд важных соглашений об их участии в деятельности обеспечения военно-морской безопасности. Это коснулось как базирования трёх авианесущих крейсера в этой стране, так и усиление баз НАТО [5]. Если говорить о сотрудничестве в сфере обороны, в том числе в области противодействию распространению международного терроризма, то по утверждению Б. Обамы, «оно никогда не было так сильно, как теперь» [6]. Расходы Испании, направленные на оборону, существенно снизились: с 18 686 млн.долл. в 2008 г. до до 12 765 млн. в 2017 г., что составило сокращение с 1.2% ВВП в 2008 г. до 0.9% в 2017 [7].
В результате можно согласиться с утверждением отечественного исследователя А. Е. Голубовой: «Страна стремится реализовывать свои национальные интересы посредством участия в организациях, в которых она является далеко не ключевым игроком» [8].
На двустороннем уровне Испания открыта для всех Иберо-американских стран, предлагая верное сотрудничество и поддержку с наилучшими намерениями. Уже предпринимаются заметные усилия по расширению испанского присутствия на основе политического сотруд-
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1(22)
341
Fedosenko Denis Vasliyevich political
PRIORITIES OF FOREIGN ... sciences
ничества, наряду с очевидным увеличением проникновения наших экономических интересов через инвестиции. Однако в политическом и стратегическом плане наиболее важный вклад Испании заключается в участии в процессах примирения и установления мира, которые по-прежнему необходимы. Учитывая то значение, которое Испания придает мирным отношениям со всеми народами, Испания особенно восприимчива к любому процессу миростроительства и поддержания безопасности в Латинской Америке.
Испания также продолжает уделять особое внимание Северной Африке, особенно Марокко-источнику значительного притока законных и незаконных иммигрантов в Испанию за последние 10 лет. Эта озабоченность обусловлена географической близостью и длительными историческими контактами, а в последнее время-тенденциями в области иммиграции, а также двумя испанскими анклавными городами Сеута и Мелилья на северном побережье Африки. Хотя отъезд Испании из ее бывшей колонии Западная сахара прекратил прямое участие Испании в Марокко, она по-прежнему заинтересована в мирном урегулировании конфликта, вызванного там деколонизацией. Эти вопросы были освещены кризисом 2002 года, когда испанские войска выселили небольшой контингент Марокканцев с крошечного островка у побережья Марокко после попытки этой стран утвердить суверенитет над островом.
Таким образом, внешняя политика рассматриваемой страны носит действительно многоаспектный характер. Испании удается достичь высокой вовлеченности в международную активности, носящую действительно существенный характер для мировой политики. Основной упор партий этого государства в последнее время был сделан на наполнение взаимодействия с Североатлантическим альянсом на реально взаимовыгодных условий. На сегодняшний день довольно сложно оценить историческое значение ряда решений для развития самостоятельной линии во внешнеполитическом процессе Мадрида, но предоставление своих военно-морских баз и сотрудничество в плане обеспечения деятельности ПРО в определённой мере несет ситуативную стратегическую выгоду для Испании в контексте продолжающихся территориальных споров. Страна также увязывает сотрудничество с Иберо-Америкой и Средиземноморским Союзом со своим присутствием, например, в рамках традиционных миссий, гарантирующих национальную безопасность и суверенитет, Испания уже делится с Иберо-американскими странами ценными уроками испанского опыта в области новых миссий для Вооруженных Сил: прогнозирование стабильности, миротворческие и гуманитарные миссии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Gerry O'Reilly, Gibraltar: Sovereignty Disputes and Territorial Waters, IBRU Boundary and Security Bulletin, Spring 1999.
2. Аникеева Н. Е., Ведюшин В. А., Волосюк О. В., Медников И. Ю., Пожарская СП. История внешней политики Испании. Москва, Международные отношения, 2014. 502 с.
3. Черкасова Е. Г. Гибралтар: нелегкие пути решения территориальной проблемы. Ибероамериканские тетради, 2015, N 4(6), сс. 87 - 98.
4. США и Испания подписали соглашение о развертывании американских эсминцев на ВМБ Рота в 2014 году.
5. Calleja M. Espana у Estados Unidos sellan. Available at: http://hemeroteca.abc.es/nav/Navigate.exe/hemeroteca/ madrid/abc/2014/01/14/018.html
6. SIPRI Military Expenditure Database. SIPRI (2014). Available at: http://www.sipri.org/research/armaments/mi-lex/milex_database\milexdatal988 - 2012v2.xsls
7. Голубова А. Е. Испания в НАТО и ЕС: формирование и реализация национальной стратегии участия. Ибероамериканские тетради, 2015, N. 4(6), сс. 18 - 20. 342
8. Villarejo E. Difas 2015: las Fuerzas Armadas de Espana, en cifras. Available at: http://abcblogs.abc.es/tierra-maraire/public/post/fuerzas-armadas-cifras-18774.asp.
Статья поступила в редакцию 18.01.2018 Статья принята к публикации 24.03.2018
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 1(22)