ПОЛИТЕХНИКИ — ТРИЖДЫ ГЕРОИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА
И.Л. Духов (1904—1964) — выдающийся ученый-конструктор, крупный специалист в области танкостроения и ядерной техники, член-корреспондент АН СССР (1953), генерал-лейтенант инженерно-технической службы (1954), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1949, 1954), лауреат Ленинской (I960), пяти Сталинских (1943, 1946, 1949, 1951, 1953) премий; кавалер четырех орденов Ленина (1940, 1944, 1949, 1954), Суворова 11-ой степени (1945), Трудового Красного Знамени (1944), Красной Звезды (1942) и медалей. Он был главным конструктором танкового производства Кировского завода на Южном Урале — в так называемом «Танкограде» в Челябинске (1943—1948), заместителем главного конструктора — руководителем конструкторского сектора КБ-11 при Лаборатории № 2 АН СССР («Арзамас-16», ныне Саров, — Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики — ВНИИЭФ) (1948—1954), директором, главным конструктором и научным руководителем филиала № 1 КБ-11 (в настоящее время — Всероссийский научно-исследовательский институт автоматики имени U.Л. Духова — ВН1111А) (1954—1964).
В 1928 году Николай Леонидович поступил на машиностроительный факультет Л ПИ и в 1932 году окончил его, уже преобразованный в самостоятельный институт, по специальности «Автомобили и тракторы».
ВНИИА
УДК 001:66
Ф.П. Кесаманлы
ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ АН СССР НИКОЛАЙ ЛЕОНИДОВИЧ ДУХОВ
С Николаем Леонидовичем познакомился я еще в 1933 году. Он быстро завоевал репутацию талантливого конструктора и расчетчика. Его вклад в создание танка КВ настолько значителен, что я считаю Духова основным автором этой могучей машины. А накануне войны он сверкнул другими гранями своего таланта, показав себя вдумчивым аналитиком и кропотливым доводчиком. Смысл своей деятельности он видел не в проектах, хотя бы и самых блестящих, а в хорошо налаженном серийном выпуске боевой техники и его скорейшем освоении.
И. М. Зальцман [3, с. 33]
H.A. Духов родился 13 (26) октября 1904 года в большом украинском селе Веприк Гадячского уезда Полтавской губернии (ныне село Веприк Гадячского района Полтавской области Украины). Он был одним из девяноста двух младенцев, зарегистрированных в 1904 году в метрической книге Успенской церкви села Веприк.
Отец Николая — Леонид Викторович Духов — служил ротным фельдшером, кочевал с места на место и лишь в 1903 году поступил по
найму к богатому земельному магнату Масюку, которому принадлежали обширные плантации сахарной свеклы на Полтавщине, а в самом Веп-рике — сахарный завод. Леонид Викторович по долгу службы вел прием больных в маленькой амбулатории сахарного завода. Толковый фельдшер быстро превратился в уездного врача. Его знали далеко в округе, за помощью к нему приезжали даже из сел Черниговской и Екатерино-славской губерний. После Октябрьской револю-
ции сахарный завод был национализирован, а в селе организовали сельскохозяйственное товарищество, засеявшее помещичью землю. Однако кулаки и масюковы наследники, воспользовавшись поддержкой махновцев и петлюровцев, разгромили сельский совет и национализированный завод. Поэтому Леонид Викторович остался без работы и, имея две десятины земли, лошадь идом, с 1920 года начал заниматься хлебопашеством. Мать Николая — Мария Михайловна Духова, урожденная Осипова, дворянка по происхождению, была дочерью обедневшего помещика полтавского села Кибницы Михаила Никифоровича Осипова. В доме ее деда гостил в молодости Н.В. Гоголь. Увиденное в этом селе он впоследствии использовал в своей повести «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Учился Николай сначала в начальной школе села Веприк, а затем в 1914—1919 годах — в Гадячской классической гимназии. Особенно хорошо в гимназии было поставлено обучение иностранным языкам (Николай Леонидович владел немецким, английским, французским, мог читать техническую литературу на любом из них). В 1919 году гимназию преобразовали в единую трудовую школу второй ступени, а через год Николай получил диплом об ее окончании. О продолжении образования нечего было и думать. Надо было помогать отцу, матери, сестре. Николай стал работать. Сначала, еще школьником, онв 1918—1919годах был помощником комиссара в Комитете бедноты, в 1921 году — аген-
Н.Л. Духов — рабфаковец
том по сбору продналога. В 1922— 1924 годах заведовал избой читальной, был секретарем земельного отдела сельсовета, в 1924—1925 годах — электромонтером: дежурил на электростанции, делал проводку в домах, подключал свет, ремонтировал линии. В 1924 году вступил комсомол. В 1925—1926 годах работал на Чумаковском сахарном заводе резчиком свеклы, затем заведующим технико-нормативным бюро.
В 1926 году, когда Николаю было уже 22 года, ему представилась возможность продолжить образование. Комсомольское собрание решило вручить ему единственную путевку на рабфак — рабочий факультет Харьковского геодезического и землеустроительного института.
Надо было набираться знаний — ведь он окончил школу шесть лет тому назад. На рабфаке он учился успешно, особенно хорошо усваивал знания по математике и физике. Но он не хотел быть ни геодезистом, ни землемером, желал стать инженером. Вскоре после окончания рабфака ему удалось получить документ-направление, напечатанный на бланке со штампом Народного комиссариата РСФСР по просвещению, в котором говорилось:
«6/УП. 1928 г.
Правлению Ленингр. Политехи, ин-та.
Отдел Рабфаков Главпрофобра командирует в счет предоставленных ему мест окончившего Харьковский рабфак т. Духова ПЛ. для зачисления без испытаний на механический факультет.
Зав. Отд. Рабфаков Вахирев
Секретарь Васильев»
Документ этот хранится в личном деле Н.Л. Духова в архиве СПбГПУ [1].
В ЛПИ на первых порах вышла заминка: его документы не вызвали особого доверия. Об этом эпизоде в жизни Николая Леонидовича хорошо написано в повести В. Вишнякова [2, с. 165]: «Кое-что прояснилось, когда Николая неожиданно вызвали на беседу к товарищу в полувоенной форме, занимавшему в институте несовсем ясное, но, несомненно, важное положение. Беседа с этим спокойным, даже несколько флегматичным человеком навсегда запомнилось молодому студенту.
— Духов — это ваша настоящая фамилия? — негромко спросил он.
— То есть... в каком смысле? — растерялся Николай. — Я не совсем понимаю...
— В анкете вы указали , что ваш отец занимается хлебопашеством. Имеет две десятины
земли, дом и одну лошадь. — Товарищ сделал внушительную паузу. — Словом, крестьянин-бедняк. Но, по имеющимся сведениям, Духов Леонид Викторович — в прошлом военный фельдшер, служил на сахарном заводе земельного магната Масюка, заведовал амбулаторией.
— До революции — да, работал на сахарном заводе фельдшером. Но потом завод закрылся, отец остался без работы и с тех пор занимается хлебопашеством.
Товарищ со скучающим видом посмотрел куда-то в окно. Потом снова обратился к лежащей перед ним папке.
— В анкете указано, что в тысяча девятьсот двадцатом году вы окончили единую трудовую школу второй ступени. Где находится эта школа?
— В уездном городе Гадяче.
— Бывшая классическая гимназия.
— Да, но в девятнадцатом году она была преобразована в единую трудовую школу.
Товарищ слегка и, кажется, с удовлетворением кивнул. Потом тем же флегматичным тоном продолжал:
— Значит, вы поступили на рабфак, имея за плечами гимназию?
— Да, но... прошло несколько лет. Я работал на заводе. Многое забылось» [ 2, с. 165 ].
После этого разговора все пришло в норму. Николаю выдали лекционную книжку, записали в библиотеку, он получил чертежную доску. Другими словами, стал настоящим студентом. Учился он успешно, пользовался уважением сокурсников. Ему повезло и с учителями. Профессора, читавшие лекции, были украшением советской высшей школы: И.В. Мещерский (теоретическая механика), В.В. Скобельцын (физика), М.А. Шателен (электротехника), А.П. Соколовский (технология машиностроения), Л.В. Клименко (автодело), Д.Н. Дьяков (двигатели внутреннего сгорания). Теоретические курсы подкреплялись обширными хорошо организованными лабораторными и практическими занятиями. Студенты работали в литейном, кузнечном, станкоинструменталыюм цехах «Красного путиловца», ремонтировали машины на заводе «Промет», ездили даже в Москву на завод «AMO» (ныне завод имени Лихачева). На четвертом курсе уже пробовали свои силы как конструкторы в проектной организации Ленгидро-авто [3, с. 106, 107].
Н.Л. Духов — студент.
'1930 год '
После окончания Ленинградского машиностроительного (бывшего и будущего политехнического) института Н.Л. Духов был направлен на завод «Красный путиловец», где он стал заниматься практической конструкторской деятельностью
В первые пять лет работы на заводе ему пришлось решать разнообразные задачи. Начал он с участия в конструирования первых легковых автомашин «Ленинград-1», которые, сверкая на солнце черными лакированными кузовами и хромированными деталями, возглавляли колонны краснопутиловцев на первомайской демонстрации 1933 года. Потом он проектировал приспособления для вытачивания деталей пропашного трактора «Универсал», ставший первым советским трактором, экспортируемым за границу: в Голландию, Ирак и Турцию.
В 1935 году железнодорожному транспорту страны срочно понадобились мощные 75-тонные подъемные краны. Правительство СССР решило заказать такие краны германской фирме «Де-маг», единственной в мире изготавливающей подъемные механизмы большой мощности. Выполнить такой заказ за полгода фирма категорически отказалась. Тогда нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе попросил изготовить такой кран на заводе, уже носившем к этому времени имя С.М. Кирова. Получив задание наркома, заводчане обратились в «Гипро-стальмост» с просьбой срочно изготовить чертежи по разобранному образцу, находящемуся
в Москве. Оттуда ответили, что на это потребуется семь с половиной месяцев. В результате для изготовления чертежей завод вынужден был послать в Москву группу своих конструкторов в составе Н.Л. Духова, А.Ф Архангельского и Г.С. Никифорова. Они сделали чертежи за 23 дня. Это позволило Кировскому заводу своевременно выполнить правительственное задание.
По окончании производства кранов Николай Леонидович был переведен в конструкторскую группу по разработке чертежей нового легкового автомобиля Л-2. В 1937 году Духова перевели в СКБ-2 и назначили руководителем расчетной группы. Там под его личным руководством были систематизированы имеющиеся материалы и разработаны методики и нормы тягового и прочностного расчетов танков, принятые как типовые для последующих проектов танков Кировского завода. Затем он был назначен начальником КБ Т-28, бывшего тогда основным объектом танкового производства Кировского завода. Для Т-28, кроме ряда мелких усовершенствований по ходовой части и вооружению, под его руководством была разработана новая бортовая передача, которая окончательно разрешила вопрос аварийного ответственного узла танка Т-28.
В 1937—1939 годах при разработке в СКБ-2 новых типов танков Духовым был разработан технический проект тяжелого танка КВ («Клим Ворошилов»), а после защиты проекта под его же руководством были изготовлены рабочие чертежи и опытный образец танка КВ, успешно про-
Н.Л. Духов -кавалер ордена Ленина
шедший испытания и принятый для серийного производства. В 1939 году при освоении в серийном производстве танка КВ Н.Л. Духова назначили заместителем главного конструктора танкового производства.
За разработку и подготовку на серийное производство танка КВ Духов был награжден орденом Ленина. Вручал орден 14 апреля 1940 года в Таврическом дворце «всесоюзный староста» М.И. Калинин.
В 1939—1940 годах, во время советско-финской войны, за разработку минных тралов, защитных и ряда других приспособлений для нужд фронта Николай Леонидович награжден медалью «За трудовую доблесть».
В начале Великой Отечественной войны Кировский завод был эвакуирован на Южный Урал — в город Челябинск, где слился в единый коллектив с Челябинским тракторным заводом — «Танкоград». Сам Н.Л. Духов в справке о своей технической деятельности в Челябинске в 1941—1944 годах пишет так:
«В 1941 году, в начале войны, был командирован на ЧТЗ, где мною был предложен ряд принципиальных конструктивных решений, давших большой производственный эффект. Эти решения впоследствии были приняты на всех последующих модификациях и новых образцах танков конструкции Кировского завода.
Сюда относятся разработка новых упрощенных соединений броневыхдеталей тяжелых танков без снижения качества бронезащиты, внедрение броневого литья, включая башни тяжелых танков, исключительно простые и надежные в эксплуатации катки ходовой части для тяжелых танков, принятые как стандартные на танках конструкции Кировского завода. Кроме того, была проведена большая работа по снижению трудоемкости машины, сыгравшая существенную роль в повышении выпуска тяжелых танков.
В процессе производства в обеспечение бесперебойного выпуска танков давались сотни мелких конструкторских решений.
Следует указать на одно из них, предотвратившее срыв выпуска танков КВ, — это заменитель подшипника ГПЗ № 244 (Государственный подшипниковый завод — Ред.), применявшегося в ведущем колесе танка КВ, в количестве 4 штук на машину. Мною была разработана оригинальная и исключительно простая в производстве и надежная в эксплуатации взаимозаменя-
емая конструкция заменителя подшипника 244, обеспечившая безаварийную работу танка в пределах гарантийного километража.
Пока ГПЗ не наладил после эвакуации производство, Кировский завод в течение четырех месяцев смог обеспечить бесперебойный выпуск танков.
За вышеперечисленные работы в 1942 году я был награжден орденом Красной Звезды.
В 1942 году в соответствии с решением ГОКО была проведена коренная модернизация танка КВ-2, в результате чего был создан КВ-1 С, имеющий значительно повышенную динамику против танка КВ и оригинальные, более совершенные узлы — систему охлаждения (новый тип железных водяных и масляных радиаторов высокой теплоотдачи), трансмиссии (новая 8-скоросттная коробка перемены передач и планетарный механизм поворота) и ряд других усовершенствований.
За эти работы в 1943 году мне присуждена Сталинская премия.
В 1942 году в июне месяце Кировскому заводу было поручено поставить на серийное производство танк Т-34. Освоение производством танка Т-34 было закончено в течение одного месяца.
За время производства танка Т-34 на Кировском в узлы Т-34 были внесены ряд принципиальных конструктивных улучшений, принятых и на других заводах, производящих танки Т-34.
Главнейшие из них — литые траки из стали 27 СГТ вместо стали Готфильда, штампованные полутраки вместо цельных штампованных, профилированный прокат бандажей опорных катков под сварку, новая конструкция смотровой командирской башенки, проведен ряд конструктивных улучшений 5-скоростстной КПП, в результате чего приказом по Наркомату Кировский завод назначен головным по наиболее ответственному сил овому узлу танка Т-34.
Разработаны, испытаны и подготовлены для серийного производства: одноблочная масляная система для Т-34, значительно повышающая эксплуатационные качества масляной системы; главный диск с дисками Ферр; клыковый и бес-клыковый траки из профилированного проката; оригинальные резиновые самоподвижные манжетные сальники и т. д.
За эти работы в январе 1944 года я награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Кроме этого, под моим непосредственным руководством и при участии разработана и поставлены на серийное производство модификации танка КВ-1, КВ-1С, СУ-152, КВ-85, атак-же последние типы тяжелых танков начиная с момента их проектирования, испытания и постановки на серийное производство» [7, с. 154—156].
За успехи, достигнутые в разработке и серийном производстве тяжелых танков и мощных самоходных артиллерийских установок Указом Президиума Верховного Совета от 5 августа 1944 года Н.Л. Духов был награжден вторым орденом Ленина.
Конструкторскую деятельность в Танкогра-де Николай Леонидович успешно сочетал с преподавательской работой: с осени 1944 года он начал читать лекции студентам Механико-машиностроительного института (ныне Южно-Уральский государственный университет — ЮУрГУ) и возглавил там кафедру гусеничных машин.
В конце Великой Отечественной войны, 20 апреля 1945 года, Николай Леонидович был награжден орденом Суворова 11 степени за танки ИС-3, а после победы над Японией 15 сентября того же года ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина (третьего по счету) и золотой звезды «Серп и Молот». В том же году ему было присвоено воинское звание генерала-майора инженерно-технической службы. В результате Н.Л. Духов, не прослуживший ни одного дня в армии, стал генерал-майором и кавалером полководческого ордена. Вот как высоко оценило государство его конструкторскую деятельность по созданию бронетанкового вооружения.
27 июня 1946 года Н.Л. Духову за создание танка ИС-3 была присуждена вторая Сталинская премия.
По окончании войны произошла конверсия Танкоградав Челябинский тракторный завод. Конструкторское бюро Духова занялось срочной работой по проектированию пахотного трактора С-80, нужда в котором в то время была исключительной. С-80 должен был стать первым советским трактором широкого пользования. Его предполагалось оснастить скреперным и бульдозерным навесным оборудованием. На этот трактор шли заказы и от предприятий нефтяной, лесной, угольной промышленности, геологических партий.
В 1947 году Николая Леонидовича назначили главным инженером ЧТЗ, но пробыл он наэтой
должности недолго. Летом 1948 года Духов был вызван в Москву и после этого о нем в течение 16 лет ничего не было известно.
В мае 1964 года в газете «Правда» появился некролог, из которого стало известно, что умер Николай Леонидович Духов — трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и пяти Сталинских премий, генерал-лейтенант инженерно-технической службы, доктор технических наук, член-корреспондент Академии наук СССР. И только в конце 90-х годов прошлого столетия, после рассекречивания и опубликования в открытой печати документов Атомного проекта СССР, стали известны отдельные факты о его жизни в период отлета 1948-го по май 1964 года.
Оказалось, что совершенно секретным Постановлением Совета Министров СССР № 1991 — 775 сс/оп от 10 июня 1948 года «Об укреплении КБ-11 руководящими конструкторскими кадрами» за подписью И. Сталина Н.Л. Духов был назначен заместителем главного конструктора — руководителем конструкторского сектора КБ-11 и направлен в Арзамас-16, где занимались проблемами использования атомной энергии. Полный текст Постановления приведен в [ 5, с.499 ].
Н.Л. Духов и И.В. Курчатов на даче в Арзамасе-16
Придя в атомную промышленность, Николай Леонидович сумел так организовать коллектив на выполнение чрезвычайно сложных заданий, что по общему мнению, в том числе и И.В. Курчатова, было бы без него трудно выполнить поставленные правительством задачи в определенные им сжатые сроки. Возглавляя конструкторский сектор, он руководил разработками отечественных конструкций как атомных (с плутониевым и урановым зарядами), так и водородных бомб. Он был также активным участником испытаний атомных и водородных бомб на Семипалатинском полигоне. Ю.Б. Харитон вспоминал: «Роль Николая Леонидовича в создании первых образцов оружия была чрезвычайно велика. Вместе со своими товарищами по работе он очень много сделал, чтобы под руководством Игоря Васильевича Курчатова приблизить день ликвидации американской монополии на ядерное оружие».
29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне в Казахстанской степи была испытана первая советская атомная бомба РДС-1 с плутониевым зарядом. Испытания прошли успешно и стимулировали появление 29 августа 1949 года совершенно секретного Постановления Совета Министров № 5070-1944 сс/оп «О награждении и премировании за выдающиеся научные открытия и технические достижения по использованию атомной энергии»; Указов Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Социалистического Труда научным, инженерно-техническим и руководящим работникам научно-исследовательских, конструкторских организаций и промышленных предприятий» и «О награждении Героев Социалистического Труда Ванникова Б.Л., Музрукова Б.Г. и Духова Н.Л. второй золотой медалью «Серп и Молот». Все это документы с грифом «Не подлежит опубликованию». Полный текст Постановления и Указов есть в [ 5 ]. Здесь мы приводим только содержания пункта 62 Постановления, который касается Н.Л. Духова, и текст Указа о его награждении второй золотой медалью:
«Духова Николая Леонидовича, инженера, заместителя главного конструктора, Героя Социалистического Труда:
• Представить к награждению второй золотой медалью «Серп и Молот».
• Премировать суммой 150 000 руб.
• Построить за счет государства и передать ему в собственность дачу.
• Премировать его автомашиной «Победа».
• Присвоить ему звание лауреата Сталинской премии первой степени.
• Предоставить ему:
право на обучение своих детей в любых учебных заведениях СССР за счет государства;
право (пожизненно для них, их жен идо совершеннолетия для их детей) на бесплатный проезд железнодорожным, водным и воздушным транспортом в пределах СССР».
Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении Героев Социалистического Труда Ванникова Б.Л., Музрукова Б. Г. и Духова И.Л.
второй золотой медалью «Серп и Молот» г. Москва, Крешь 29 октября 1949 г.
Не подлежит опубликованию За исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания Правительства, дающее право на присвоение звания Героя Социалистического Труда, наградить второй золотой медалью «Серп и Молот» Героев Социалистического Труда:
ВАННИКОВА Бориса Львовича, МУЗРУКОВА Бориса Глебовича, ДУХОВА Николая Леонидовича Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. Шверник Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. Горкин
24 сентября 1951 года на Семипалатинском полигоне создатели атомных бомб достигли очередного успеха: они испытали атомную бомбу теперь уже с урановым зарядом. В связи с этим конструкторы и активные участники испытания этой бомбы Ю.Б. Харитон, К.И. Щелкин и Н.Л. Духов были удостоены государственных и правительственных наград. Ю.Б. Харитон и К.И. Щелкин были награждены второй золотой медалью «Серп и Молот» и им была присуждена вторая Сталинская премия первой степени. Н.Л. Духов же, который был уже дважды Героем Социалистического Труда и трижды лауреатом Сталинской премии, был удостоен только очередной, четвертой по счету, Сталинской премии первой степени.
По воспоминаниям сына К.И. Щелкина, Феликса Кирилловича, Кирилл Иванович считал большой несправедливостью, что Николая Леонидовича не наградили в 1951 году очередной, третьей по счету золотой медалью «Серп и Молот» [6, с. 40].
Очередного крупного успеха создатели ядерного оружия достигли 12 августа 1953 года, ког-
да они на том же Семипалатинском полигоне испытали первую в мире водородную бомбу. Этот успех принес Н.Л. Духову ученую степень доктора технических наук, ученое звание члена-корреспондента АН СССР и пятую по счету Сталинскую премию.
В 1954 году Н.Л. Духов какдважды Герой Социалистического Труда Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 января был награжден третьей медалью «Серп и Молот», а как генерал-майору ему Постановлением Совета Министров СССР было присвоено звание генерал-лейтенанта инженерно-технической службы. В этом же году его уже в ранге члена-корреспондента АН СССР, трижды Героя Социалистического Труда, генерал-лейтенанта инженерно-технической службы назначили директором, главным конструктором и научным руководителем филиала № 1 КБ-11 в Москве, созданного на базе завода № 25 МАП (в настоящее время ВНИИ автоматики им. Н.Л. Духова). Создание по Постановлению СМ СССР № 825-3 сс/оп от 5 мая 1954 года филиала № 1 знаменовало важный этап в решении атомной проблемы — после первых испытаний атомных и водородных бомб стало известно, что кроме самолетов средствами доставки ядерных боеприпасов могут служить торпеды, баллистические ракеты, крылатые ракеты. Возглавив филиал № 1, Н.Л. Духов определил основные направления его тематики — создание ядерных боеприпасов для стратегических и тактических комплексов ядерного оружия, систем электрического и нейтронного иниции-
Н. Д. ДУХОВ 190Ч-196Ч
Почтовая марка, посвященная 100-летию Н.Л. Духова
рования ядерных зарядов, приборов автоматики ядерных боеприпасов, унифицированной контрольно-измерительной аппаратуры.
За десять лет под руководством Н.Л. Духова были разработаны три поколения блоков автоматики, первое поколение ядерных боеприпасов для семнадцати различных носителей — баллистических ракет «Р-7», торпеды «Т-5», первых крылатых ракет для ВВС, ВМФ, ПВО; для этих ядерных боеприпасов была разработан целая гамма электромеханических приборов. Для контроля ядерных боеприпасов и блоков автоматики были созданы первые три поколения контрольно-измерительной аппаратуры: осцил-лографическая, малогабаритная безосциллогра-фическая и автоматизированная с цифровой регистрацией. В связи с этим Н.Л. Духова вполне объективно считают одним из основателей конструкторской школы по ядерным боеприпасам.
Умер Н.Л. Духов после непродолжительной, но тяжелой болезни (рак крови) 1 мая 1964годаибыл похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Память о немувековечена в названии одной из улиц Полтавы, в его родном селе Веприк установлен бюст. В Челябинске на здании по проспекту Ленина, 15, где в годы Великой Отечественной войны жил Николай Леонидович, установлена мемориальная доска. В 1984 году был выпущен почтовый конверт с маркой, посвященный 80-летию со дня его рождения. К 100-летию Н.Л. Духова были открыты его бюст в галерее ученых ЮУрГУ и памятник на территории ВНИИА, носящего его имя, выпущена почтовая марка с его портретом.
В заключение автор выражает благодарность директору Иеторико-техничеекого музея СПбГПУ доценту В.Б. Ступаку и другим сотрудникам музея за моральную поддержку и помощь при подготовке настоящего очерка
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архив СПбГПУ: личн. дело етуд. Лен. маш.-стр. ин-та № 819 (IX, 1928- VII, 1932).
2. Вишняков, В.А. Конструкторы [Текст]: Повесть / В.А. Вишняков.— М.: Изд-во ДОСААФ, 1990,- 256 с.
3. Орлов, ВА. Выбор [Текст] / В.А. Орлов.— М.: Изд-во Политиздат, 1979.— 112 с.
4. Смелое, В.А. Политехники: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда [Текст]: монография / В.А. Смелов.— J1. Изд-во ЛПИ, 1989,- 106 с.
5. Атомный проект СССР. Документы и мате-
риалы [Текст] / РФЯЦ- ВНИИЭФ. Саров: 1999. Т. 2. кн. 1,- 719 с.
6. Щелкин, Ф.К. Апостолы атомного века. Воспоминания и размышления [Текст] / Ф.К. Щелкин.— М.: ДеЛи принт, 2004.— 162 с.
7. Конструктор Н.Л. Духов и его школа [Текст]: сборник.— Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2004.— 448 с.
8. Сергейчук, В.И. Николай Духов. Биографическая повесть [Текст]: (на украинском языке) / В.И. Сергейчук.— Киев: Изд-во ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1975,- 160 с.
В.Н. Забоин, В.В. Попов
AM. ВОЛЬДЕК
(к столетию со дня рождения)
2 апреля 2011 исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося электротехника, академика АН ЭССР, Заслуженного деятеля науки и техники РФ Александра Ивановича Вольдека. Многие этапы его жизненного пути были тесно связаны с нашим университетом.
В 1938 году А.И. Вольдек успешно окончил Ленинградский индустриальный институт (кото-
рый впоследствии стал называться Ленинградским политехническим институтом им. М.И. Калинина). Затем он прошел обучение в аспирантуре под руководством заведующего кафедрой электрических машин академика АН СССР Михаила Полиевктовича Костенко, защитил в 1950 году кандидатскую диссертацию «Исследование рассеяния в электрических машинах», а в 1957