Научная статья на тему 'К истории студенческого клуба СПбГПУ'

К истории студенческого клуба СПбГПУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
239
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории студенческого клуба СПбГПУ»

ции, сократилось количество клубов и объединений по интересам, но этому есть объяснение. За последние 15 лет появились новые технические возможности общаться с любой точкой земного шара, вести видеоконференции, обмениваться опытом и информацией с помощью интернета и других средств связи. Но, поскольку ничто не заменит человеческого общения, двери Дома ученых всегда открыты для тех, кому он предназначался изначально, — для ученых.

Отрадно отметить, что Дом ученых стал известен среди младшего поколения политехников. Профком студентов систематически организует такие известные мероприятия, как встречи команд КВН, факультетские вечера, студенческие конкурсы. Регулярно проходят заседания студенческого научного общества, отдела по работе с молодыми учеными СПбГПУ. В последние годы получил широкую известность проводимый на базе Дома ученых политехнический симпозиум «Молодые ученые Северо-Запада — промышленности Санкт-Петербурга».

Не забывают Дом ученых и ветераны университета, ветераны войны и военной службы. Кроме ежегодных отчетно-выборных собраний, по их инициативе проводятся встречи жителей района

с депутатами Законодательного собрания Санкт-Петербурга, местных законодательных органов, представителями районных администраций и муниципальных образований. Много лет функционируют хор ветеранов-политехников и группа здоровья. Кроме того, ветераны являются наиболее активными читателями библиотеки ДУ.

С введением в строй Центра культурных программ СПбГПУ в Доме ученых заметно снизилось количество культурно-массовых мероприятий. В то же время, здесь регулярно проводят вокальные и хореографические фестивали Домов детства и юношества Калининского, Выборгского и Приморского районов города.

Стали традиционными и такие мероприятия, как вручение аттестатов выпускникам Естественно-научного лицея, посвящение в студенты, вручение дипломов об окончании университета.

Сегодня по-прежнему здесь много детей, и это вселяет надежду. Как знать, сколько их, обучающихся в Доме ученых в Лесном, который хранит многолетние традиции, и прогуливающихся по парку университета с более чем вековой историей, станут выдающимися учеными, специалистами или просто студентами и пронесут гордое имя - ПОЛИТЕХ. "

И.А. Соловьев, В.А. Соколов К ИСТОРИИ СТУДЕНЧЕСКОГО КЛУБА СПБГПУ

Широта духовных запросов будущих инженеров, тяга «технарей» к культуре и искусству, к знаниям, не входящим в программы обучения, прежде всего — к гуманитарным дисциплинам, можно сказать, существовала изначально. Если прибавить к этому потребность в неформальном общении по интересам, то возникновение студенческих кружков с самого начала жизни Политехнического института было явлением естественным.

В дореволюционные годы среди кружков заметно выделялся музыкальный. Студенты и преподаватели с удовольствием музицировали для своих коллег, и такие вечера были очень популярны. «Развитие и удовлетворение эстетических потребностей необходимо и неизбежно даже

наряду с ответственными научными занятиями, ибо лучший отдых — перемена работы», — пишет в первом номере газеты «Политехник» 1912 года участник такого кружка, отмечая, что подобные кружки возникали в учебных заведениях уже в 1902—1903 годах. Известно о существовании Хоровой капеллы Санкт-Петербургского Политехнического института, занимались студенты изобразительным искусством, играли любительские спектакли.

Дата возникновения на базе разных кружков собственно Студенческого клуба неизвестна. С приходом в начале 20-х годов в институт представителей крестьянства и рабочей молодежи наряду с потребностью в образовании наблюдается неистовое стремление студентов «стать

разносторонне культурным человеком», восполнить то, чего им так явно недоставало. Именно культурно-просветительное направление стало в то время самым обширным и определило название вообще всей клубной работы как «культ-просветработы». Клуб организует многочисленные циклы лекций и кружки по изучению живописи и музыки, архитектуры и театра, литературы и истории. Регулярно проходят встречи с мастерами искусств, концерты профессиональных артистов. И, конечно, работают кружки художественной самодеятельности. Триединство культурно-просветительской, досуговой и художественно-творческой работы составляет сущность деятельности студенческого клуба. А преобладание того или иного направления диктовалось требованиями времени, порой директивными указаниями сверху, идеологическими установками.

Можно отметить всплеск стремления к культуре в первые годы после победы в Великой Отечественной войне — стремление наверстать то, что было отложено на четыре долгих и тяжких года. Период хрущевской оттепели дал новый всплеск жизнеутверждающего, наполненного молодежной романтикой самодеятельного художественного творчества. Горбачевская антиалкогольная кампания диктовала клубу больше внимания обращать на организацию культурного досуга и т. п.

В конце 60-х начался достаточно стабильный период использования клуба в воспитательной работе со студентами. Клуб включен в систему идеологического воздействия, партийное руководство обязывает включать в план работы мероприятия пропагандистского направления с продиктованными сверху разделами. Положительный момент здесь — внимание руководства, стабильное финансирование.

Постепенно, с развитием и доступностью других средств массовой информации, просветительские и пропагандистские формы клубной работы утратили свое значение.

В начале 90-х естественным путем сошли на нет формы работы, связанные с кинематографом. Чисто досуговая, развлекательная функция перешла к специализированным, хорошо оснащенным центрам. Но при всех переменах от момента создания Политехнического института идо настоящего времени неизменным в клубной работе остается художественная самодеятель-

ность, а лучше сказать — любительское художественное творчество студентов. А сам клуб остается местом общения студенчества по интересам. В расчет постоянных посетителей клуба следует брать не только непосредственно занимающихся в творческих коллективах, но и их друзей, и актив организаторов художественных акций.

Именно на базе художественного творчества политехников возникали интереснейшие традиции и отмечались большие достижения. Несомненен и достаточно велик вклад студентов-политехников в культуру Ленинграда — Санкт-Петербурга, России.

Начнем с музыкальных кружков и музыкальных традиций. Как уже сказано выше, музыкальные кружки появились с первых лет после начала деятельности Политехнического института. В 30-е годы в студенческом клубе работали самодеятельные духовой оркестр, струнный оркестр, джаз-оркестр. Был широко известен в городе и стране симфонический оркестр под руководством В.Э. Фехнера. Вместе с симфоническим оркестром на концертах и смотрах с классическим и современным репертуаром выступал академический хор и солисты-вокалисты. Такой концерт с более чем часовой программой 15 апреля 1937 года транслировался по Всесоюзному радио. Лишь в конце пятидесятых симфонический оркестр политехников не мог уже выступать самостоятельно, а участвовал в концертах в составе сводного студенческого оркестра вместе с ЛГУ. Не хватало музыкальных инструментов, средств на приглашение педагогов-инструменталистов.

Джазовые и эстрадные оркестры просуществовали до начала 70-х годов. В разные годы ими руководили такие известные музыканты как С. Хмельницкий, А. Сквирский, К. Ягдман, И. Блехман, Ю. Скоморовский, Ф. Соломоник, Е. Болотинский. Помимо выступлений с концертами, они обеспечивали музыкой и студенческие танцевальные вечера.

Периодически организовывались, разваливались и восстанавливались духовые оркестры и оркестры народных инструментов, то же можно сказать и о струнном квартете при симфоническом оркестре. Такая нестабильность связана с естественной сменой поколений студентов. Более десяти лет был известен в городе ансамбль скрипачей из Политехнического, созданный

в 1980 году М.Н. Яцко. С уходом немолодого уже руководителя найти ему достойную замену не удалось. Да и набрать даже небольшой состав скрипачей из студентов становилось все трудней. Пример из более позднего времени: композитор Ю.В. Карусев, много лет подряд руководя студией музыкальных ансамблей, пытался собрать эстрадный оркестр. Набрать хотя бы минимальный состав инструменталистов так и не получилось. Дело ограничилось маленьким ансамблем, очень недолго просуществовавшим.

Направление музыкальных пристрастий студенчества менялось — новые времена, новые моды. С 70-х годов становится популярным жанр вокально-инструментальных ансамблей (ВИА). Среди студенческих ансамблей политехнического были широко известны такие как «Лель», «Возрождение», «Лесной проспект», «Орион», «Бриг», «Сезон дождей» и др. В 70-е—80-е годы проводятся регулярные фестивали «Весенние ритмы», в которых участвуют по 5—7 ВИА института. Эта традиция сохранялась до недавнего времени. Названия фестивалей, правда, менялись. Несколько лет подряд руководитель студии музыкальных ансамблей И.И. Батарие-ли организовывал фестиваль «В Лопухах». Клуб ЛПИ студенты в шутку называли клуб «ЛоПухИ», может быть, еще и потому, что во дворе за клубом действительно росли лопухи. Среди участников фестиваля были известны такие группы, как «Эсперанто», «Графики», «Правило трех Д», «Театр теней» и др. В конце 90-х в клубе начал проводиться фестиваль «Полирок». Но через несколько лет инициативная группа студентов с благословения студенческого профкома взяла инициативу проведения фестиваля в свои руки и увела его из клуба под предлогом того, что клубный арсенал акустической аппаратуры и музыкальных инструментов морально и физически устарел. «Полирок» очень быстро превратился в коммерческий проект, в котором места рок-группам студентов-политехников отводилось все меньше, затем и вообще перестал существовать. До недавнего времени студенческие рок-группы выступали на клубной сцене все с той же старой аппаратурой. В середине 90-х по инициативе студенческого профкома в клубе базировалось творческое объединение «Полигон». Он организовывал концерты популярных групп, а наши студенческие рок-ансамбли не-

редко участвовали в этих концертах «на разогреве». «Полигон» обеспечивал своей акустической и светоаппаратурой многие студенческие мероприятия и концерты самодеятельности. Это был хоть какой-то выход из тупика клубной нищеты. Тем более, что молодежный рок-клуб « Полигон» имел большую популярность среди любителей этого жанра.

Давние традиции имеет и хоровое искусство студентов-политехников. Мы уже упоминали о хоровой капелле, имевшей известность в начале прошлого века. В советское время был широко известен хор Ленинградского индустриального института под руководством хормейстера Театра оперы и балета им. С.М. Кирова Ураев-ского, официально занесенный в список 14-ти лучших любительских хоров города. Выступления этого коллектива неоднократно звучали по Всесоюзному радио.

После ВОВ в институте уже в 1946 году выступал возрожденный хор под руководством Пи-рожкова, в нем пели 80 человек.

Тринадцать лет просуществовал академический хор под руководством Льва Борисовича Ра-ковицкого, пришедшего в ЛПИ еще студентом консерватории. Академический хор политехников (начал работу в 1951 г.) вскоре стал лауреатом городских и всесоюзных смотров, выступал в Академической капелле, Большом зале филармонии, выезжал с концертами в Москву, Ригу, Таллинн, другие города. Записи его выступлений хранятся в Золотом фонде Всесоюзного радио. Уже в 1955 годухор политехников признан вторым лучшим вузовским хором, наряду с хором ЛГУ. В нем было два состава: хор студентов ихор инженеров (выпускники). Сводный состав доходил до 160 человек. Положительный отзыв о нем дал такой авторитетный специалист, как профессор A.B. Свешников. К1964 годухор имел в своем репертуаре 240 произведений и 300 концертов на счету. Не стало мастера, ив 1965 году хор начал распадаться. Некоторое время его пытались поддержать Ф. Соломоник, В.Н. Мызников. Впрочем коллектив сохранил свою дружбу и любовь к хоровому искусству. Через 33 года более 50 участников хора вернулись в родной вуз, чтобы выступить на торжествах, посвященных 100-летию Политехнического. И сегодня оставшаяся часть этого хора поет в клубных концертах, являясь примером верности творческим и человеческим традициям СПбГПУ.

В 1968 году в достаточно короткий срок удалось создать новый академический хор. Он начинался какхор факультетский. Большой энтузиаст, замдекана электромеханического факультета Сергей Леонидович Чечурин организовал чуть ли не поголовное прослушивание всех поющих на своем факультете. И несколько лет продолжал поддерживать организованный набор в коллектив, даже когда хор стал общевузовским. Руководителем тогда был приглашен Заслуженный работник культуры В.Г. Чернин, хормейстером с ним работала Т. Г. Томашевская. Уже в 1971 году хор выступал в Дрездене и Берлине, достойно представляя институт, в 1975 гастролировал в Чехословакии, в 1976 — в Польше. В 1977 году хор снова выступал в Дрездене на 150-летии Политехнического института. В этом же году Академическому хору Ленинградского политехнического института было присвоено почетное звание «Народный коллектив». Хор пел в своих стенах, в Академической капелле, филармонии, на других престижных площадках, записывался на радио и телевидении, выезжал в другие города. В начале 80-х с В.Г. Черниным работает хормейстер В. Мелкой, который через несколько лет стал художественным руководителем коллектива. В конце 80-х в хор на некоторое время возвратились Чернин и Томашевская и подготовили с коллективом программу, посвященную юбилею института (1992). Многим памятны проводившиеся тогда выступления хора на мраморной лестнице Главного здания. Покинув хор по причине большой занятости, Чернин (тогда — главный режиссер БКЗ) и Томашевская (заведующая кафедрой хорового дирижирования в Институте культуры) рекомендовали способную преемницу, но она не смогла сохранить великолепный коллектив, представлявший хоровое искусство политехников более 22 лет.

С 1998 года с приходом в клуб И.А. Соловьева начинается новый этап возрождения хоровых традиций Политехнического.

Театральные традиции ведут свое начало от любительских спектаклей начала прошлого века. В 20—30 годы драмкружки работали и в клубе, и на факультетах. В 1936 году директор Индустриального института П.А. Тюркин даже планировал создать при институте профессиональный студенческий театр. Что под этим словосочетанием имелось в виду, судить сегодня трудно — идея так и не была воплощена в жизнь.

В 1937 году на смотре художественной самодеятельности вузов Ленинграда ни одним учебным заведением не был представлен театральный жанр. Но уже с 1938 года драматический коллектив института ставил такие серьезные произведения, как «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, «Таланты и поклонники» А.Н. Островского, «На дне» М. Горького (режиссер В. Гуров).

С 1950 года студенческим театром Политехнического института стала руководить Людмила Владимировна Гейдрих. В коллективе в то время занимались до 60 человек. Поставлены и успешно показывались такие спектакли, как «Юность отцов» Б. Горбатова, «Затех, кто в море» Б. Лавренева, «Директор» А. Алешина, «Таня» А. Арбузова, «Три сестры» А. Чехова, «В добрый час» В. Розова, «После разлуки» братьев Тур, «Юстина»Х. Вуолийоки. К 10-летию театра поставлены «Таланты и поклонники» А.Н. Островского, затем «Рождены в Ленинграде» О. Бер-гольц, «Побег из ночи» братьев Тур, «Мать» К. Чапека. В 1962 году театр со спектаклем «Рождены в Ленинграде» успешно выступал в Москве в Доме народного творчества, в МГУ, МАИ, МВТУ. Этот коллектив просуществовал полтора десятка лет, достойно представляя творчество политехников.

Своеобразным театрально-эстрадным явлением, имевшим большой зрительский успех и неоднозначный официальный резонанс, был спектакль — эстрадное обозрение коллектива малых форм «Липовый сок», состоявшийся весной 1956 года. Талантливые авторы и участники спектакля, веселого и острого пародийно-сатирического представления, В. Синакевич и Е. За-руцкий и принимавший участие в создании текста И. Виноградский впоследствии работали для профессиональной эстрады.

В 1969-м на механико-машиностроительном факультете родился театр. Спектакль по коллективному сценарию «Комсомольцы — беспокойные сердца» открыл историю будущего «Театра-студии на Лесном». С первых дней его режиссером стал Валерий Степанович Суслов — режиссер театра им. В.Ф. Комиссаржевской, а общественным директором — инициатор проекта доцент кафедры ПТМ Л.Г. Серлин, — человек высокоэрудированный не только в своей специальности, но и в искусстве. Уже в 1972 году факультетский театр стал общеинститутским. В 1976 году театр — лауреат ленинградского смот-

ра самодеятельных театров, успешно участвует в третьем туре Всесоюзного смотра. В 1976 году театру-студии ЛПИ присвоено почетное звание «Народный театр». В репертуаре театра были такие произведения как «Ночная повесть» И. Хо-инского, «Ночь после выпуска» В. Тендрякова, «Слово о полку Игореве», «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, «Роза и крест» А. Блока, «Усвятские шлемоносцы» Е. Носова, «Четвертый» К. Симонова, «Дракон» Е. Шварца, «Иуда Искариот» Л. Андреева. Театр выезжал на гастроли в другие города, за рубеж. 20 лет работы принесли театру-студии заслуженный успех и популярность, но все-таки театр распался. Стремление сохранить высокий исполнительский уровень привело к завышенным требованиям при конкурсном приеме в труппу. С конца 80-х театр практически не пополнялся — для самодеятельного студенческого театра это оказалось фатально.

Энтузиасты «Театра-студии наЛесном» своими силами сумели оборудовать в клубных помещениях небольшой, но по-театральному оснащенный зал. Когда театр прекратил свое существование в 1991 году, в его помещение переехал другой народный театр — «Глагол».

Этот театр также сначала был факультетским. Он родился в 1971 году нафизико-метал-лургическом факультете. Первые спектакли были главным образом поставлены на собственные тексты и студенческие темы. В процессе становления его называли и театром-клубом, и публицистическим театром, и агитбригадой... Он был и тем, и другим, и третьим. Но прежде всего он был Театром. Свое нынешнее название театр обрел после постановки спектакля «Глагол "инженер"» по повести выпускника-политехника, а ныне известного писателя А. Житинского. Основателем «Глагола», его общественным директором был и остается до сего дня доцент кафедры физической химии Александр Максимович Борщевский. Он же был и режиссером первых по-становокС 1973 годахудожественным руководителем стал профессиональный режиссер Н.В. Беляк, а с 1976 года— В.Ф. Сивов, ушедший из жизни в 1979 году. Эти два разных художника начали формирование коллектива. А продолжил его Е.Е. Левицкий, проработавший в «Глаголе» с 1978 годадо дня своей кончины в 1986 году.

В 1985 году «Глагол» получил почетное звание «Народный театр». В 1999 годуАМ. Борщев-

скому присвоено почетное звание Заслуженный работник культуры России. Кажется это уникальный случай — Борщевский не был профессиональным работником культуры, а свою огромную работу осуществлял на общественных началах.

С 1987 года художественным руководителем этого театра стал Константин Валентинович Гер-шов, оставивший профессиональную сцену ради увлекательной работы с непрофессиональным, но замечательным коллективом. В 2010 году К.В. Гершову присвоено почетное звание Заслуженный работник культуры России.

«Глагол» один из немногих, а может быть, единственный самодеятельный театр, являющийся репертуарным; он играет свои спектакли каждую субботу.

О сороколетней творческой жизни «Глагола» можно писать книги; такая была издана в СПбГПУ с предисловием президента университета академика РАН Ю.С Васильева: «Народный студенческий театр «Глагол», 1971—1996 гг. История, пресса, статистика». Книга переиздавалась с дополнениями за последующие годы. Кроме всего, театр несколько лет подряд издает посезонный подробный дневник творческой жизни «Глагола». Коротко об этом уникальном театре рассказать невозможно. Театр живет, ежегодно пополняясь студентами нового поколения, но есть в нем и те, кто со студенческой скамьи несколько десятилетий идо сих пор выходит на сцену. Отсылаем за подробностями к вышеуказанным изданиям.

Еще одна традиция, родившаяся в 1968 году в Ленинградском политехническом институте, живет до настоящего времени. Это фестиваль авторской песни «Топос». Сегодня — это старейший в нашем городе фестиваль в данном жанре. Фестивль давно уже вышел за пределы нашего вуза, стал сначала общегородским, затем все больше и все чаще для участия в нем приезжают гости из других городов России, а нередко и из-за рубежа. Уже несколько лет Комитет по молодежной политике Правительства Санкт-Петербурга выделяет грант на проведение этого фестиваля.

В середине 50-х в процессе подготовки к Всемирному фестивалю молодежи и студентов (Москва, 1957) в Политехническом зародилась традиция проведения фестивалей «Студенческая весна». Онасуществоваладо начала 90-х. Имен-

но при подготовке кэтому фестивалю, который выливался в большой праздничный конкурс, родились на факультетах многие творческие коллективы, ставшие впоследствии гордостью Политехнического.

До 1992 года Студенческий клуб был профсоюзным. В «лихие девяностые» все перекраивалось, и профком отказался содержать клуб, надеясь создать коммерческий центр досуга. Команда, возглавившая клуб в 1988 году, — директор клуба В.Л. Бесценный и худрук В.А. Со-

колов — искала способы сохранить клуб, его лучшие традиции.

Решение, которое провел на Ученом совете Ю.С. Васильев, о введении студенческого клуба в структуру Политехнического университета спасло положение. И, несмотря на трудности с финансированием, низкую заработную плату, устаревающее оборудование, клуб выжил в самые тяжелые времена. В.Л. Бесценному в 1998 году присвоено почетное звание Заслуженного работника культуры России.

ПОЛИТЕХНИКИ — ТРИЖДЫ ГЕРОИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА

И.Л. Духов (1904—1964) — выдающийся ученый-конструктор, крупный специалист в области танкостроения и ядерной техники, член-корреспондент АН СССР (1953), генерал-лейтенант инженерно-технической службы (1954), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1949, 1954), лауреат Ленинской (I960), пяти Сталинских (1943, 1946, 1949, 1951, 1953) премий; кавалер четырех орденов Ленина (1940, 1944, 1949, 1954), Суворова 11-ой степени (1945), Трудового Красного Знамени (1944), Красной Звезды (1942) и медалей. Он был главным конструктором танкового производства Кировского завода на Южном Урале — в так называемом «Танкограде» в Челябинске (1943—1948), заместителем главного конструктора — руководителем конструкторского сектора КБ-11 при Лаборатории № 2 АН СССР («Арзамас-16», ныне Саров, — Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики — ВНИИЭФ) (1948—1954), директором, главным конструктором и научным руководителем филиала № 1 КБ-11 (в настоящее время — Всероссийский научно-исследовательский институт автоматики имени U.Л. Духова — ВН1111А) (1954—1964).

В 1928 году Николай Леонидович поступил на машиностроительный факультет Л ПИ и в 1932 году окончил его, уже преобразованный в самостоятельный институт, по специальности «Автомобили и тракторы».

ВНИИА

УДК 001:66

Ф.П. Кесаманлы

ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ АН СССР НИКОЛАЙ ЛЕОНИДОВИЧ ДУХОВ

С Николаем Леонидовичем познакомился я еще в 1933 году. Он быстро завоевал репутацию талантливого конструктора и расчетчика. Его вклад в создание танка КВ настолько значителен, что я считаю Духова основным автором этой могучей машины. А накануне войны он сверкнул другими гранями своего таланта, показав себя вдумчивым аналитиком и кропотливым доводчиком. Смысл своей деятельности он видел не в проектах, хотя бы и самых блестящих, а в хорошо налаженном серийном выпуске боевой техники и его скорейшем освоении.

И. М. Зальцман [3, с. 33]

H.A. Духов родился 13 (26) октября 1904 года в большом украинском селе Веприк Гадячского уезда Полтавской губернии (ныне село Веприк Гадячского района Полтавской области Украины). Он был одним из девяноста двух младенцев, зарегистрированных в 1904 году в метрической книге Успенской церкви села Веприк.

Отец Николая — Леонид Викторович Духов — служил ротным фельдшером, кочевал с места на место и лишь в 1903 году поступил по

найму к богатому земельному магнату Масюку, которому принадлежали обширные плантации сахарной свеклы на Полтавщине, а в самом Веп-рике — сахарный завод. Леонид Викторович по долгу службы вел прием больных в маленькой амбулатории сахарного завода. Толковый фельдшер быстро превратился в уездного врача. Его знали далеко в округе, за помощью к нему приезжали даже из сел Черниговской и Екатерино-славской губерний. После Октябрьской револю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.