УДК 378.01 Нордман Ирина Борисовна
старший преподаватель кафедры иностранных языков Тюменского государственного нефтегазового университета
ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Nordman Irina Borisovna
Senior Lecturer, Foreign Language Department, Tyumen State Oil and Gas University
MULTI-PARADIGMATIC APPROACH AS A WAY OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION
Аннотация:
В статье дан обзор работ российских ученых, исследующих взаимодействие существующих образовательных парадигм. Представлены разные определения понятия «педагогическая парадигма образования», мнения о возможностях сочетания различных парадигмальных установок в условиях современного образования.
Ключевые слова:
парадигма образования, педагогическая парадигма, парадигмальная установка, качество образования, полипарадигмальный подход, полипарадигмаль-ность, традиционная образовательная парадигма, личностно ориентированная парадигма.
Summary:
The article reviews the works of Russian scholars exploring the interaction of existing educational paradigms. The author presents some definitions of the "pedagogical paradigm of education", opinions on the possibility of combining different paradigm frameworks in the modern education.
Keywords:
educational paradigm, pedagogical paradigm, paradigmatic setting, quality of education, multi-paradigmatic approach, multi-paradigmatic character, traditional educational paradigm, personality-oriented paradigm.
Повышение качества образования за последние несколько десятилетий обозначило широкий круг проблем, решить которые не представляется возможным заменой традиционной парадигмы на какую-либо другую. Задавая определенное восприятие мира, парадигма обозначает круг существующих и решаемых проблем; выходящие же за рамки указанного круга вопросы и проблемы не рассматриваются сторонниками данной парадигмы; следовательно, в рамках какой-либо одной принятой парадигмы едва ли возможно эффективное решение такой комплексной проблемы, как качество образования. Следовательно, можно предположить, что для повышения качества современного образования возможно одновременное использование нескольких педагогических парадигм, каждая из которых была бы ориентирована на решение определенных, свойственных только данной парадигме, проблем. В этой связи возможно говорить о влиянии полипарадигмальности на повышение качества образования в вузе, хотя в области педагогических исследований на настоящий момент отмечается недостаточная теоретическая разработанность полипарадигмального подхода, в особенности в стратегии развития высшего образования. И все же за последние несколько лет рядом ученых (С.В. Белова, Т.И. Власова, О.С. Газман, И.А. Колесникова, О.Г. Старикова, Г.Б. Корнетов, В.Я. Пилиповский, О.Г. Прикот, И.Г. Фомичева, Е.Н. Шиянов и другие) отмечается перспективность полипарадигмальности для улучшения практических результатов в осуществлении педагогических процессов.
В настоящее время ученые пытаются не противопоставлять образовательные парадигмы, а рассматривать их с различных точек зрения, исходя из собственных представлений о педагогической парадигме. Рассматривая представления различных ученых о понятии педагогической парадигмы, о наличии существующих парадигм в образовании, а также о возможности их сосуществования, можно получить следующую картину.
И.А. Колесникова определяет педагогическую парадигму как характеристики типологических особенностей и смысловых границ существования субъекта педагогической деятельности в пространстве профессионального бытия [1, с. 23] и с точки зрения качества воспроизведения учебно-педагогических объектов и построения образовательного процесса выделяет гуманитарную, научно-технократическую и эзотерическую образовательные парадигмы. По определению Г.Б. Корнетова, педагогическая парадигма образования - это совокупность устойчивых повторяющихся системообразующих характеристик, которые выражают сущностные особенности схем теоретической и практической педагогической деятельности и их взаимодействия в образовании [2, с. 35-36], и в зависимости от источника и способа построения целей воспитания и образования различаются образовательные парадигмы авторитета, поддержки и манипуляции. По мнению
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 10)
Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневича, В.А. Сластенина, парадигма в педагогике - это устоявшаяся, ставшая привычной точка зрения, определенный стандарт, образец в решении образовательных и исследовательских задач [3]. Рассматривая парадигмы по типу педагогической коммуникации, О.Г. Прикот различает естественно-научную (экспериментальную) и технократическую, гуманистическую, эзотерическую и полифоническую парадигмы [4].
Как видно из изложенного выше, определения педагогической парадигмы различными учеными во многом схожи; при этом ими выделяется различное количество образовательных парадигм, ориентированных на решение именно тех проблем образовательного и воспитательного процессов, которые представляются наиболее важными с точки зрения определенного ученого.
Возможность сосуществования нескольких парадигм позволяет рассуждать о полипарадиг-мальности как в педагогической науке, так и в практике образования. Рассмотрим мнения некоторых представителей педагогической науки о возможностях сочетания различных парадигмаль-ных установок в условиях современного образования.
Основываясь на анализе мирового педагогического опыта, В.Я. Пилиповский различает три основные модели образования - традиционалистско-консервативную, рационалистическую и гуманистическую (феноменологическую). Также, по его утверждению, ни одна парадигма не может претендовать на безальтернативность при реформировании школьного образования [5]. Г.Б. Корнетов видит будущее отечественной педагогики в замене универсального подхода к постановке проблем образования и их решению. Он призывает к максимальной индивидуализации педагогики с целью «научиться видеть образовательный процесс (его субъекты, цели, средства, результаты, детерминанты) с возможно большего числа позиций, признавая их не взаимоисключающими, а взаимодополняющими друг друга» [6, с. 35-36].
Е.А. Ямбург, рассматривая на современном этапе реформирования отечественного образования личностную, компетентностную, культурологическую и когнитивно-информационную парадигмы, также утверждает, что нельзя безоговорочно принять ни одну из перечисленных выше парадигм, как нельзя и исключить ни одну из них из образовательного процесса, несмотря на явные и скрытые противоречия, существующие между названными выше образовательными концепциями. В качестве основной проблемы образования Е.А. Ямбург рассматривает «поиск путей кооперации между всеми педагогическими парадигмами» [7]: в основе построения типологии педагогических парадигм изначально лежит принцип не противопоставления, а взаимодополнения.
По мнению многих ученых (И.А. Колесникова, Г.Б. Корнетов, О.Г. Прикот, И.Г. Фомичева и других), полипарадигмальность предполагает сосуществование нескольких методологических систем, внутри которых выстраиваются целостные, законченные модели процесса образования. Так, по мнению И.Г. Фомичевой, реальна возможность замены универсальной и единственной парадигмы множественностью образовательных систем, имеющих право на сосуществование в общем пространстве [8], что говорит в пользу полипарадигмальности современного образования.
В условиях полипарадигмальности образования процессы социализации и индивидуализации личности ориентированы на различные парадигмальные установки, как утверждают О.С. Газман, Е.Н. Шиянов, Г.Б. Корнетов, В.Я. Пилиповский. Отсюда вытекает необходимость сочетания данных установок в рамках одной образовательной модели в зависимости от целей образования (О.С. Газман, Г.Б. Корнетов, В.Я. Пилиповский), от уровня сформированности мотивации обучаемого (В.Я. Пилиповский). Такие педагогический парадигмы, как «педагогика необходимости» (О.С. Газман), «педагогика авторитета» (Г.Б. Корнетов), «традиционалистско-консер-вативная» (В.Я. Пилиповский), решают задачи социализации личности и реализуются как в образовательных учреждениях, так и в семье, с помощью средств массовой коммуникации, общества сверстников и т. д. Рассматривая существующие педагогические парадигмы как взаимодополняющие, Е.А. Ямбург подчеркивает целесообразность признания гармонизации подходов, ориентированности одновременно на потребности как ребенка, так и общества в целом.
Как показывают перечисленные выше подходы к описанию образовательных систем, в педагогике смена парадигм, а также противопоставление различных педагогических систем не являются обязательными. Большинство современных ученых допускают одновременное существование нескольких парадигм в одних и тех же условиях образования, возможно, при доминирующей роли одной их них на конкретном этапе. Таким образом, в качестве основной стратегии развития образования предполагается гармонизация образовательных парадигм. Вследствие необходимости решать ориентированные на установки различных парадигм задачи развития личности, многими учеными допускается замена универсальной и единственной парадигмы несколькими образовательными подходами. Тем самым снимается вопрос о противопоставлении и смене образовательных парадигм, а основное внимание уделяется их сочетанию и взаимодо-
полнению. Грамотное восприятие полипарадигмальности образования как педагогами, так и учащимися, а также осознание комплексного характера полипарадигмального подхода могли бы обеспечить выход отечественного образования на более качественный уровень.
Ссылки:
1. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии : курс лекций по философии педагогики. СПб., 2001.
2. Корнетов Г.Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования : учеб. пособие. М., 2001. 121 с.
3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. 2004. № 10. С. 23-31.
4. Прикот О.Г. Педагогика отождествления и педагогическая системология. СПб., 1995. 260 с.
5. Пилиповский В.Я. Педагогическая мысль в странах Запада: традиции и современность. Красноярск, 1998. 198 с.
6. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Указ. соч. С. 35-36.
7. Ямбург Е.А. Гармонизация педагогических парадигм - стратегия развития образования // Проблемы внедрения психолого-педагогических исследований в системе образования : сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. М., 2004. С. 92-96.
8. Фомичева И.Г. Теоретико-методологические основания структуризации педагогического знания // Педагогика. 2001. № 9. С. 11-19.