Научная статья на тему 'Поликультурное образовательное пространство как педагогический феномен'

Поликультурное образовательное пространство как педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7101
725
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРИЗНАКИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MULTICULTURAL EDUCATION ENVIRONMENT / FEATURES OF MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшенина Светлана Николаевна, Неясова Ирина Александровна, Серикова Лариса Александровна

В статье поликультурное образовательное пространство рассматривается как основополагающий педагогический феномен, активно исследуемый в современной науке. Представлены характеристики поликультурного образовательного пространства как целостной системы, функционирующей в целях обеспечения единства задач культуры и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS TEACHING PHENOMENON

This paper considers the multicultural educational environment being a constitutive phenomenon of teaching that is actively explored by modern science. Features of multicultural educational environment are represented as a comprehensive whole that operates in order to ensure unity of tasks by culture and education.

Текст научной работы на тему «Поликультурное образовательное пространство как педагогический феномен»

УДК 371.4(045)

Горшенина Светлана Николаевна

Gorshenina Svetlana Nikolaevna

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Мордовского государственного педагогического института им. М. Е Евсевьева E-mail: sngorshenina@yandex.ru

Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Chair of Pedagogics, Mordvinian State Pedagogic Institute after M.E Evseviev E-mail: sngorshenina@yandex.ru

Неясова Ирина Александровна

Neyasova Irina Alexandrovna

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Мордовского государственного педагогического института им. М. Е Евсевьева E-mail: irik1277@yandex.ru

Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Chair of Pedagogics, Mordvinian State Pedagogic Institute after M.E. Evseviev E-mail: irik1277@yandex.ru

Серикова Лариса Александровна

Serikova Larissa Alexandrovna,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Мордовского государственного педагогического института им. М. Е Евсевьева E-mail: larisaserikova1@yandex.ru

Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Chair of Pedagogics, Mordvinian State Pedagogic Institute after M.E. Evseviev E-mail: larisaserikova1@yandex.ru

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS TEACHING PHENOMENON

В статье поликультурное образовательное простран- This paper considers the multicultural educational envi-

ство рассматривается как основополагающий педаго- ronment being a constitutive phenomenon of teaching

гический феномен, активно исследуемый в современ- that is actively explored by modern science. Features of

ной науке. Представлены характеристики поликуль- multicultural educational environment are represented as

турного образовательного пространства как целост- a comprehensive whole that operates in order to ensure

ной системы, функционирующей в целях обеспечения unity of tasks by culture and education. единства задач культуры и образования.

Ключевые слова: образовательное пространство, Key words: educational environment, multicultural educa-

поликультурное образовательное пространство, при- tion environment, features of multicultural educational

знаки поликультурного образовательного простран- environment. ства.

Работа проводилась при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России»

(госзадание № 2 от 16.03.2013 г.).

В условиях современных глобализационных процессов мировой цивилизации остро стоит проблема определения путей эффективного формирования нового типа сознания и самосознания, характера жизненной позиции личности как субъекта поликультурного общества. Успешная интеграция личности в национальную и мировую культуру рассматривается с позиции ее включения в поликультурное образовательное пространство. Поликультурность образовательного пространства обусловлена достигнутым пониманием того, что способы жизнедеятельности людей оцениваются с точки зрения сформированности опыта позитивного межкультурного взаимодействия, толерантного отношения к представителям иных культур, готовности к поиску культурных смыслов, активной культуротворческой позиции.

«Пространственный» подход в современных условиях приобретает особо важное значение, о чем свидетельствуют вошедшие в терминолексику науки понятия «информационное пространство», «культурное пространство», «единое образовательное пространство», «жизненное пространство», «социальное пространство», «пространство детства», «воспитательное пространство». Каждый из терминов представляет собой реально существующий феномен, включающий в себя определенный перечень элементов, характеризующий ту или иную сферу человеческой деятельности.

Пространство, являясь собственно философской категорией, обозначаетнекоторую протяженность, имеющую определенные границы, площадь или объем, то, что занимает определенное место. А.Я. Данилюк отмечает, что концепт «пространство» задает понятия количества, качества и меры, интегрирует понятия материи, времени и движения. В исследовании

Г.Д. Костинского пространство характеризуется, с одной стороны, как территориально -предметная организованность объектов и явлений окружающего мира, с другой - как продукт мысленного расчленения человеческого ощущения/чувства при восприятии объектов [1].

Понятие «поликультурное образовательное пространство» на данный момент не является устоявшимся. Оно интегрирует сложные междисциплинарные теоретические проблемы культуры и образования. В современной педагогике и философии образования существуют культурологические концепции личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.П. Зинченко, Н.Б. Крылова, В.М. Розин, Н.С. Розов, Е.И. Пассов и др.), рассматривающие образование как часть культуры, как самоопределение личности в культуре, становление индивида как человека культуры.

Родственным по отношению к рассматриваемому понятию является понятие «образовательное пространство». В современных исследованиях (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, А.Я. Данилюк, В.И. Гинецинский, И.В. Колоколова, В.А. Мясников, В.И. Мигаль, Г.Н. Сериков, Т.Н. Титова) предприняты попытки его научного обоснования. Как педагогическое понятие «образовательное пространство» определяется достаточно вариативно:

- пространство, в котором происходят процессы образования, воспитания, обучения (Л.И. Новикова, Е.В. Бондаревская, А.В. Мудрик);

- часть среды, в которой действует определенный педагогически сформированный образ жизни (Ю.С. Мануйлов, Ю.П. Сокольников);

- динамическая система взаимосвязанных педагогических событий, создаваемая усилиями социальных объектов различного уровня (В.Г. Бочарова, Д.В. Григорьев, В.И. Слободчи-ков);

- результат деятельности созидательного и интеграционного характера (Н.Л. Селиванова, А.Я. Данилюк);

- временное сочетание источников энергии, способных обеспечить развитие личности в соответствии с определенными целями (Е.Н. Барышников, И.А. Колесникова);

- сфера общественной деятельности, где осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, формирование и развитие личности (Г.М. Коджаспирова);

- целостность с системообразующими предпосылками, факторами, способствующими ее формированию и создающими необходимые условия для взаимного обогащения каждого из вступающих во взаимодействие компонентов и для возникновения новых, интегративных качеств системы в целом (В.А. Мясников).

Обращение к понятию «образовательное пространство» в современных исследованиях подчеркивает значимость происходящих в образовании процессов, позволяет выявлять условия риска, в которых оно находится, отмечает их качественное значение для будущего российского общества [2, с. 39].

Согласно исследованию И.Г. Шендерика, основой любого пространства является среда, в которой существуют, взаимодействуют и функционируют все его составляющие. В.А. Ясвин рассматривает образовательную среду как процесс специального организованного целенаправленного формирования личности по социально обусловленному образцу [3]. Образовательная среда становится образовательным пространством по мере выявления в ней возможностей развития субъекта деятельности; среда противостоит субъекту как неопредмеченная объектность, которую субъект может освоить и превратить в пространство своей жизни [4].

Основываясь на научной позиции А.В. Хуторского, считаем возможным отметить, что образовательное пространство, в котором пребывает личность (субъект образовательных отношений) есть не что иное, как интегральное целое, состоящее из образовательных сред (сфер, областей) и внутреннего мира данной личности [5]. При этом внутренний мир личности также представляет собой сложное интегральное целое, состоящее из взаимопроникающих, находящихся во взаимосвязи внутренних сфер личности (интеллектуальной, эмоционально-волевой, духовно-нравственной, мотивационно-ценностной и др.), связанных между собой сложной системой иерархических связей. При наложении и взаимодействии двух сред образуется функционирующее образовательное пространство личности.

Таким образом, если уточнить взаимоотношение феноменов «образовательная среда» и «образовательное пространство», то пространство включает в себя множество сред, сосущ е-ствующих в нем, и обеспечивает определенные условия их взаимодействия, имея при этом еще и измерение во времени.

По мнению А.Я. Данилюка, структура образовательного пространства включает в себя два компонента:

- множество образовательных систем самого разного уровня организации (нормативы, правила, схемы организации образования и педагогической деятельности), которые определяются педагогическими смыслами и доминируют в данный исторический момент в культуре;

- взаимосвязь образовательных систем в соответствии со смыслами, вносимыми в образование со стороны культуры и жизни [6, с. 63-64].

Г. Н. Сериков также определяет образовательное пространство как совокупность образовательных систем, каждой из которых в его рамках «отводится определенное место», организуемое по образу и подобию государственного устройства и обладающее следующими качествами:

- формируемость - позволяет создавать специфические условия, способные стать фактором развития образовательной системы в соответствии с задачами, выдвигаемыми теми или иными субъектами этого пространства;

- полицентричность - заключается в том, что любая образовательная система может составить центр, относительно которого осуществляется организация всех образовательных метасистем для решения поставленных перед нею задач;

- концентричность - выражается в том, что в образовательном пространстве все составляющие его системы складываются одна в другую, что позволяет формировать целостное образовательное пространство [7].

Соглашаясь с концепцией Г.Н. Серикова, мы рассматриваем образовательное пространство как сложную интегральную целостную систему, состоящую из разнородных подсистем, выполняющих функцию образования (воспитания, обучения и развития) личности и характеризующуюся таким качествами, как формируемость, полицентричность, концентричность, культуро-сообразность, гуманистическая направленность [8].

Современное образовательное пространство подавляющего большинства регионов Российской Федерации является полиэтничным и практически всех без исключения регионов - поликультурным (если культурой называть не только культуру народа, но и «специализированные культуры, субкультуры, культуры второго порядка» - профессиональные, возрастные, гендер-ные, досуговые и т. п.).

Раскрывая сущность поликультурного образовательного пространства, В.А. Мижериков трактует его как единство образовательного и культурного пространств, взаимосвязь и взаимовлияние которых основывается на принципе государственной образовательной политики, обеспечивающей защиту и развитие образовательных систем, национальных культур, региональных и национальных традиций в условиях многонационального государства [9].

О.В. Гукаленко указывает, что образовательное пространство «определяется как поликультурное, если компоненты его среды используются субъектами образовательного процесса для порождения поликультурных значений, смыслов и ценностей в процессе взаимодействия и преобразования предметной (учебной, социокультурной) деятельности. Для этого пространство должно обладать поликультурным педагогическим потенциалом» [10, с. 190]. Исследователь уточняет, что в условиях поликультурного образовательного пространства человек оказывается на рубеже культур и перед ним возникают две важнейшие личностно значимые проблемы: сохранение своей культурной идентичности и адаптация в поликультурной среде. Это возможно в условиях постоянного нахождения человека на грани культур, его умения говорить на разных культурных языках, проживать различные культурные модели жизни, сопрягать в своем сознании различные типы мышления. К тому же поликультурное образовательное пространство обеспечивает диалог культур, интеграцию знаний в целостную картину мира, культурную рефлексию, саморегуляцию, жизнетворчество, саморазвитие, правильность решений в ситуациях выбора.

По мнению Г. И. Герасимова, культурно-образовательное пространство дает возможность определить «адрес», по которому следует искать содержание образования» [11]. Это культура во всем своем многообразии и социальный механизм поиска себя и своего места по «адресу» вхождения в культуру с последующим преобразовательным участием в ней (т.е. культурным взаимодействием со всем окружающим миром, представленным в образе триады «природа-общество-человек»). Открытие для себя соответствующих образов и законов их существования, а также способа взаимодействия с ними и есть собственно образование, поскольку тем самым человек творит себя.

Следует отметить, что составляющей поликультурного образовательного пространства является поликультурная образовательная среда. В контексте данного исследования будем рассматривать поликультурную образовательную среду как «часть образовательной среды ка-

кого-либо учебного учреждения, представляющую собой совокупность условий, которые влияют на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей» [12, с. 46]. Кроме того, по мнению А.В. Хуторского, поликультурная образовательная среда охватывает и социокультурное окружение, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность ученика.

На наш взгляд, каждая образовательная область, как компонент образовательной среды, согласно закону наследования (закону трансляции) транслирует определенную часть культуры. Погружение в «пространство культуры» через освоение содержания образования невозможно без понимания образования как сплава всех внешних влияний на человека и активного его самообразования, обеспечивающего порождение и транслирование им самим ценностей и смыслов в ходе и результатах его взаимодействий с внешним миром. Становление жизненных смыслов происходит как принятие и интериоризация личностью ценностей культуры [13].

Г. И. Герасимов выделяет «точки развития» сущностных сил человека в поликультурном образовательном пространстве:

□ поиск смысла жизни - как личностного смысла;

□ оформление вопроса к культуре - как познавательного интереса;

□ освоение пространства свободы выбора - как возможность и необходимость стать субъектом культуры;

□ овладение диалогом - как качеством коммуникативного механизма осуществления всех взаимодействий в пространстве [14, с.41].

Таким образом, содержательный компонент образовательного пространства зависит от культурно-средовой совокупности условий, главным среди которых мы склонны считать взаимовлияние, взаимопроникновение, интеграцию и взаимодействие культур. Кроме объективных и субъективных компонентов культуры, которые составляют внешнюю и внутреннюю среды образовательного пространства, в его структуре должна быть отражена социокультурная среда, состоящая из совокупности социальных институтов (семья, система образования, общество сверстников, СМИ и т.д.), транслирующих культуру, механизмов и условий их взаимодействия с личностью [15; 16; 17].

Следовательно, можно утверждать, что поликультурное образовательное пространство является важным фактором формирования Человека Культуры, обладающего личностным человеческим достоинством, способного к автономной и коллективной деятельности в условиях глобализма и интеграции многокультурного мира [18, с. 148]. По мнению Д. С. Батарчука, результатом становления и развития личности в поликультурном образовательном пространстве является поликультурная личность, которую исследователь определяет как «творческий, гум а-нистический, билингвальный, этнотолерантный субъект со сформированными культурообразо-вательными ценностями, обладающий культурной компетенцией, самоидентификацией, навыками интеркультурной коммуникации в ситуации культурной плюралистической среды, адаптации к иным культурным ценностям, способный создавать материальные и духовные богатства» [19, с. 153]. Поликультурная личность характеризуется осознанием, осмыслением своего поведения во взаимодействии с представителями различных культур, которое строится на взаим о-уважении, взаимопринятии и взаимопонимании, что и проявляется в функции этнотолерантно-сти (консенсуса).

Понятие поликультурной личности сложно и многоаспектно. Развитие поликультурной личности предполагает выстраивание системы отношений между субъектами образования. В современных исследованиях данная проблема нашла отражение в разработке и внедрении моделей становления и развития личностивполикультурномобразовательномпространстве.

Так, Н. Г. Маркова обосновывает индикативно-прогностическую модель поликультурного образовательного пространства. В ней раскрывается педагогическая сущность процесса формирования культуры конструктивного межнационального взаимодействия и культуры межнациональных отношений [20].

О. В. Гукаленко разработана прогностическая модель адаптивного поликультурного образовательного пространства, отражающая стремление личности к гармонии, продуктивной интеграции, поиск способов и средств культурной идентификации. Данная модель направлена на обеспечение педагогической поддержки и защиты детей-мигрантов, их духовно-нравственного становления и самореализации в новой социокультурной ситуации. Прогностическая модель

поликультурного образовательного пространства, с одной стороны, раскрывает объективные потребности общества в инновационных технологиях поликультурного образования в многокультурном социуме, с другой - обосновывает условия и средства удовлетворения потребностей в образовании, адаптации, поддержке и защите различных этнических общностей и отдельной личности на основе диалога, взаимообщения и взаимодействия культур [21].

В исследованиях М. С. Полежаевой обосновывается полилингвальная модель поликультурного образовательного пространства, обеспечивающая адекватные инструментальные (языковые) условия образовательной деятельности учащихся национальных субъектов России. Целью модели является формирование языковой личности нового типа, владеющей несколькими языками, открытой для культуры своего народа, культуры народов совместного проживания и мировой культуры. Полилингвальная модель обеспечивает сохранение и развитие языкового и культурного многообразия; подготовку молодежи к социальной адаптации и самореализации в поликультурном пространстве [22].

Что касается принципов проектирования поликультурного образовательного пространства как пространства развития личности, то они могут быть выведены на основе анализа сложившихся в разных педагогических системах и апробированных в образовательной действительности аналогов:

□ принцип целостности - оформление всей совокупности отношений личности в пространстве на основе сохранения неразрывного единства биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального, сознания и самосознания;

□ принцип природосообразности - создание условий выращивания личности, исходя из ее потенциала в соответствии с заложенным в нем стремлением к саморазвитию (Е. В. Бондаревская);

□ принцип культуросообразности- оптимальное сочетание в образовательном движении становящейся личности ее природной сущности с уровнем и состоянием культуры данного времени;

□ деятельностныйпринцип - проектирование и реализация индивидуальной образовательной траектории с опорой на живой опыт бытия в обретении личностного опыта познавательной, ценностно-ориентационной и преобразовательной деятельности;

□ принцип толерантности - выращивание, в процессе освоения совокупности общественных отношений, понимания другого «я», уважения его, как не такого, как собственное «я», но равное ему в своих проявлениях;

□ принцип культурной преемственности - обеспечение состояния открытости для взаимодействия и диалога культур.

Таким образом, исследуемый феномен «поликультурного образовательного пространства» представляет собой сложную интегральную целостную систему, включающую в себя многомерные отношения, с одной стороны, обеспечивающие воспроизводство и развитие культуры в форме непрерывной социокультурной трансляции ее компонентов, с другой стороны, способствующие самоопределению и самореализации личности в меняющихся социокультурных условиях через освоение и интериоризацию ценностей культуры.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Костинский Г.Д. Пространственность в человеческом сознании // Мир психологии. 1999. № 4.

2. ЛиствинаЕ.В. Риски образовательного пространства // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 1 (9).

3. ЯсвинВ.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001.

4. ШендерикИ.Г.Образовательное пространство: теоретико-методологический аспект // Образование и наука. И зв естия УРО РАО. 2001. № 5.

5. Хуторской А.В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. URL:http://w ww.eidos.ru/journal/2005/0901 .htm (дата обращения 7.11.2013).

6. Борисенков В.П.Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования : монография / В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк. - Ростов н/Д : Изд-во РГПУ, 2004.

7. Сериков Г.Н. Образование: аспекты системы отражения. - Курган, 1997.

8. СериковаЛ.А. Организация духовно-нравственного воспитания школьников в поликультурном образовательном пространстве региона // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 4 (8).

9. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ.ред. П.И . Пидкасистого. - М.: Сфера ТЦ, 2004.

10. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2003.

11. Герасимов Г.И. Культурно-образовательное пространство: сущность и реалии становления (социально-философский анализ): монография. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003.

12. Гуров В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде / В. Н. Гуров, Б. З. Вульфов, В. Н. Галяпина, Т. В. Поштарева и др. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

13. Горшенина С.Н. Этнокультурные ценности как основа смыслообразования личности // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 2 (14).

14. Указ.соч.

15. Неясова И.А. Формирование нравственных ценностей у школьников в поликультурной образовательной среде // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 6(16)

16. Чаткина С.Н. Экспериментальное исследование готовности учителя к формированию толерантной личности школьника в многонациональной социальной среде // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 4 (12).

17. Епишина О.В. Психологические основы формирования культурно-продуктивной личности в информационно-образовательной среде вуза // Гуманитарные технологии в образовании. 2011. №4(8).

18. Указ.соч.

19. БатарчукД.С. Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности средствами народной педагогики в условиях полиэтнической образовательной среды // Вестник Томского государственного университета.2011 .№ 344.

20. МарковаН.Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза: дисс...д-ра пед. наук. - Казань, 2010

21. Гукаленко О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся -мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: дисс.. .д-ра пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2000.

22. ПолежаеваМ.С. Развитие полилингвальной модели в системе российского образования // Вектор науки ТГУ. 2013. №1(12).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.