3. Кумова С. В. Политические аспекты этнических конфликтов в современной Европе: Дис. ... канд. полит. наук. Саратов, 2006. 186 с.
4. Панькин А. Б. Этнокультурный парадокс современного образования. Волгоград: Перемена, 2001. 446 с.
5. Сикевич З. В. Этнические парадоксы и культурные конфликты в российском обществе. 2012. 212 с.
6. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2004. 368 с.
REFERENCES
1. Arutjunjan Ju. V., Drobizheva L. M. Etnosociologija pered vyzovami vremeni // Sotsiologicheskie issle-dovanija. 2008. № 7. S. 85-95.
2. Gumilev L. N. Etnogenez i biosfera Zemli. M. : AST, 2006. 512 s.
3. Kumova S. V. Politicheskie aspekty etnicheskih konfliktov v sovremennoj Evrope: Dis. ... kand. polit. nauk. Saratov, 2006. 186 s.
4. Pan'kin A. B. Etnokul'turnyj paradoks sovremennogo obrazovanija. Volgograd: Peremena, 2001. 446 s.
5. Sikevich Z. V. Etnicheskie paradoksy i kul'turnye konflikty v rossijskom obshchestve. 2012. 212 s.
6. Stefanenko T. G. Etnopsihologija. M.: Aspekt Press, 2004. 368 s.
УДК 37.013.78
ББК 74.005.24 С. А. Муталлимова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ
Исследуется проблематика поликультурного образования, поднимается оригинальная тема влияния практики национального воспитания и обучения на сохранение национальной идентичности, гармонизацию межнациональных отношений в условиях глобального мира.
Ключевые слова: диалог языков и культур, национальная идентичность, этнокультурные контексты, глобализация, поликультурное образование.
S. Mutallimova
MULTICULTURAL EDUCATION IN THE GLOBAL WORLD
The problems of multicultural education are discussed in the framework of the influence of the practice of national upbringing and education on the preservation of national identity, harmonization of inter-ethnic attitudes in the conditions of global world.
Keywords: dialogue of languages and cultures, national identity, ethnocultural context, globalization, multicultural education.
Интерес к проблеме национальных культур и родного языка во многом обусловлен наличием большого количества в российском пространстве коренных народов, претендующих на право выражения своей культурной самобытности и испытывающих особые потребности в связи с со-
циально-экономической интеграцией в среду обитания. Сегодня позитивные образовательные традиции, этнопедагогические основы образования все больше проникают в педагогическую практику не только сугубо национальных школ, но и обычных общеобразовательных, поскольку введение
лучших элементов народного воспитания с поправкой на своевременность позволяют внести определенные коррективы в формирование личности обучающихся, наполнить его духовными смыслами на основе диалектического единства общечеловеческого, российского и этнического аспектов. Фундаментальными основами этнопедаго-гики являются следующие аксиомы: естественность, или природосообразность, раннее начало воспитания, начиная с элементов перинатальной педагогики, полнота педагогического цикла — многопоколенная семья, преемственность традиций и обычаев.
Обращение к народному педагогическому опыту как «ядру», «генетическому коду» этноса, философскому, этнокультурному наследию — важное закономерное условие формирования мировоззрения личности на этапах развития культуры своего народа и мировой цивилизации. Таким образом, создаются благоприятные предпосылки для гуманизации образования, для нравственного совершенствования личности, а также для сохранения, обогащения и развития многообразных сторон этнической культуры.
Народы России имеют много общих перекликающихся традиций обучения и воспитания, в частности, это ориентация этнокультурных традиций на лучшие духовно-нравственные идеи. «Современная Республика Башкортостан по своей многонацио-нальности представляет собой уменьшенный срез полиэтничной и духовно богатой Российской Федерации, где на протяжении многих веков вырабатывались свои народные педагогические идеи, формировались устойчивые нравственные взгляды на разные аспекты общественной жизни» [4, с. 4].
Символичны слова Президента России В. В. Путина: «...в Башкортостане как в капле воды отразилась вся Россия с ее многообразием культур, религий, языков, с дружбой народов. Мы будем брать с Башкирии пример и будем дорожить тем, что достигнуто Россией за сотни лет» [2, с. 1].
В предварительный список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО вошел уникальный природный комплекс «Земля Урал-батыра», включающий в себя пещеру Шульган-Таш как один из известных в мире историко-культурных памятников с сотнями наскальных рисунков времен палеолита. Этот памятник соответствует всем критериям, предъявляемым к шедеврам всемирного наследия и одновременно является проявлением созидательного гения человечества, уникальным свидетельством культурной традиции, уникальным при-родно-территориальным образованием и представляет собой выдающийся пример сооружения[3, с. 4].
Творческое использование огромного пласта духовной культуры, богатство самобытных форм, методов, средств этнопе-дагогики в тесной связи с научной педагогикой в современной школе — важнейшее условие эффективного формирования высокого уровня нравственной культуры, воспитания гражданина России. Как считает А. Б. Панькин, «все чаще и громче говорят об этнокультурном утверждении в поликультурных государствах, в которых в условиях унифицированной образовательной системы обычно не остается места для сохранения языков этнических меньшинств, для приобщения молодого поколения к культуре своего народа, что приводит к угасанию формировавшихся веками нравственных и духовных ценностей народов. Все больше людей, прежде всего молодых, вопреки предсказаниям вглядываются в прошлое, ищут защиту, поддержку и уверенность в себе, в непреходящих, вечных, традиционных ценностях своих предков, стремятся сохранить свою самобытность, уникальную культуру» [5, с. 123].
Начиная с 90-х годов прошлого столетия и поныне в отечественной образовательной политике одним из приоритетов является деятельность по возрождению и развитию этнокультурно ориентированных образова-
тельных учреждений, по формированию национально-региональных систем образования [1,а 4]. Перед отечественной системой образования выдвигается комплекс важных задач, требующих решения, — это содействие возрождению культурного потенциала каждого народа и его раскрытие посредством системы образования, с помощью социально-педагогических процессов включения в содержание образования этнической культуры. В 2004 году решением научно-методического совета Башкирского института развития образования была создана и утверждена сетевая опытная экспериментальная площадка по теме «Поликультурное воспитание в многонациональной школе» (автор — доцент БГПУ им. М. Акмуллы З. Ф. Мубинова) как часть российского эксперимента «Поликультурное воспитание в российской школе». Программа и сроки проведения эксперимента были утверждены на заседании коллегии Министерства образования Республики Башкортостан.
В результате этого к 2005 году в теме данного эксперимента приняли участие более 22 общеобразовательных учреждений из различных городов и сельских районов республики. Сформировался единый творческий коллектив педагогов, который собирался один раз в два месяца для обсуждения хода эксперимента, консультаций по содержанию воспитательных дел и обмена опытом. В частности, коллективное творчество разновозрастных групп в рамках опытно-экспериментальной работы через проведение праздника «Масленица» в средней общеобразовательной школе № 27 г. Уфы направлено на формирование чувства причастности к происходящим событиям в мире, на формирование стремления понять себя и других людей, их ценности и особенности мировоззрения, общечеловеческие и национальные ценности. Целью этой работы было воспитание бережного, внимательного отношения к семье как основной ячейке общества, укрепление связи
семьи и школы, знакомство с мировыми музыкальными и поэтическими произведениями.
В 2007 году опытно-экспериментальная площадка была переведена в Башкирский государственный педагогический университет им. Мифтахетдина Акмуллы.
За период проведения эксперимента творческим коллективом школ — участников эксперимента был накоплен большой опыт в поликультурном воспитании и достигнуты следующие результаты:
• 11 школ и свыше 40 учителей приняли участие и стали лауреатами Российского приоритетного национального проекта «Образование», с присуждением премий в 1 млн руб. и 100 тыс. руб., именно за представление темы «Поликультурное воспитание в многонациональной школе»;
• в 2007 году творческая группа приняла участие во Всероссийском образовательном форуме и в первом профессиональном конкурсе «Инноватика в образовании», представляя систему образования Республики Башкортостан в честь 450-летия вхождения Башкирии в состав России. По результатам участия в этом конкурсе творческая группа экспериментальных школ получила Гран-при, кубок «Жемчужина образования России — 2007» и Сертификат качества инновации с формулировкой: «Инновационная модель поликультурного воспитания в многонациональной школе подготовлена к использованию в массовой педагогической практике»;
• в 2008 года в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась презентация Республики Башкортостан «Башкортостан: 450 лет вместе с Россией». Комитетом РБ по делам ЮНЕСКО была организована поездка обучающихся, директоров ассоциированных школ ЮНЕСКО, а также участников данной экспериментальной площадки с представлением результатов экспериментальной работы.
Эксперимент показал хорошие результаты и в воспитании детей:
• школьники в ответах показывали осознание своей гражданской принадлежности, демонстрировали чувство гордости за Россию и Республику Башкортостан, гражданами которых они являются;
• в 100% ответов учащихся значилось, что они гордятся своей малой Родиной, республикой, городом/селом;
• большинство школьников считают необходимым сохранение культурного наследия России, проявляют большой интерес к его изучению, интерес к историческому прошлому страны;
• около 80% школьников считают, что именно благодаря специальным воспитательным мероприятиям, урокам истории, географии, МХК, литературы, башкирского и иностранного языков и т. п. они получили очень большую информацию о культуре, истории, традициях, обычаях, о ценностях разных культур, о явлениях этнично-сти, о религиях мира, о проблемах мира;
• большинство опрашиваемых школьников отмечали, что основную информацию о межкультурном позитивном взаимодействии они узнавали в ходе подготовки воспитательных мероприятий, так как по заданию учителя или самостоятельно изучали достаточно большое количество литературы о народах, культурах, толерантности;
• в различных письменных ответах (например, мини-сочинения «Кому хочу блага») дети рассказыали о своих семьях, что свидетельствует о благоприятном микроклимате в семьях, осознании каждым ребенком себя неотъемлемой частью семьи. Родители стали уделять больше внимания своим детям — совместно составляли свою родословную, готовили концертные номера, участвовали в постановках литературных сюжетов о дружбе и согласии;
• учащиеся проявляли навыки толерантного поведения, навыки поведения в различных ситуациях нравственного выбора (в частности, проводилось множество воспитательных мероприятий типа «Ситуация поведенческого выбора», «Альтернативный выбор», «Акт добровольцев» и т. д.);
• школьники проявляли устойчивый рост межэтнической толерантности и уменьшение показателей нетерпимости и ксенофобии, что выражалось в интересе и уважении к самобытным культурам народов. Все поставленные задачи эксперимента решались в соответствии с возрастными особенностями учащихся, с учетом подготовленности класса к восприятию информации, с учетом информированности класса, а также особенностей его социального состава.
За период эксперимента повысились профессионализм и компетентность учителей в вопросах этнонационального воспитания и поликультурного образования, с их участием было издано более 50 сборников и методических пособий, проведено 20 мастер-классов и информационно-обучающих семинаров для учителей обычных школ. В ходе экспериментальной работы учителя разработали новые способы более широкого привлечения родителей к воспитательной работе в школе посредством организации большого количества совместных с детьми добрых дел.
Таким образом, вопросы о том, какова содержательная сторона понятия национальное единство в условиях поликульту-рализма и каковы механизмы социокультурной и образовательной актуализации этого понятия в реальной жизни, злободневны, как показывает опыт последних лет, для всех обществ, переживающих трансформацию социально-политической и экономической систем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Всемирное наследие России. М.: ООО «Новая элита», 2012. 203 с.
2. Выступление Президента России В. В. Путина на встрече с представителями народов Республики Башкортостан 10 июня 2001 года в г. Уфе. http://www.bashklip.ru/news/vladimir_putin_pribyl_v_ufu/2010-02-08-419
3. Малютин И. П. Становление и развитие национальной школы в Республике Башкортостан: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2000. 24 с.
4. Мубинова З. Ф., Измайлова Е. Н. Развитие этнокультурного образования в условиях многонационального города: проблемы и задачи. Уфа, 2007. 95 с.
5. Панькин А. Б. Этнокультурный парадокс современного образования. Волгоград: Перемена, 2001. 446 с.
REFERENCES
1. Vsemirnoe nasledie Rossii. M.: OOO «Novaja elita», 2012. 203 s.
2. Vystuplenie Prezidenta Rossii V. V. Putina na vstreche s predstaviteljami narodov Respubliki Bashkortostan 10 ijunja 2001 goda v g. Ufe. http://www.bashklip.ru/news/vladimir_putin_pribyl_v_ufu/2010-02-08-419
3.Maljutin I. P. Stanovlenie i razvitie natsional'noj shkoly v Respublike Bashkortostan: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ufa, 2000. 24 s.
4. Mubinova Z. F., Izmajlova E. N. Razvitie etnokul'turnogo obrazovanija v uslovijah mnogonatsional'nogo goroda: problemy i zadachi. Ufa, 2007. 95 s.
5. Pan'kin A. B. Jetnokul'turnyj paradoks sovremennogo obrazovanija. Volgograd: Peremena, 2001. 446 s.
В. И. Стрельченко
ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ИСТИННОСТНЫХ ЗНАЧЕНИЙ
Распространение принципа «плюрализма мнений» на область идентификации истинных значений, как оказалось, таит в себе опасность утраты эпистемологического смысла истины как абсолютной цели и ценности познания, ее подчинения диктату произвола субъективных индивидуальных или групповых интересов.
Ключевые слова: истина, онтология, эпистемология, релятивизм, классическая концепция истины, неклассическая концепция истины.
V. Strelchenko
THE PROBLEM OF IDENTIFYING TRUTH MEANINGS
The spread of the principle of «pluralism of opinions» in the area of the identification of truth meanings resulted in the possible loss of the epistemological meaning of the truth as an absolute goal and value of knowledge, its subordination to the dictate of arbitrary subjective individual or group interests.
bywords: verity, onthology, epistemology, relativism, classical conception of verity, non-classical conception of verity.
К числу важнейших событий духовной жизни ХХ — начала XXI столетий принадлежит распад структур рефлексирующего мышления и, как следствие этого, — релятивизация ранее господствовавших представлений об истине. Распространение
принципа «плюрализма мнений» на область оценки условий идентификации достоверного знания обусловило формирование убеждений об ограниченности, эпистемологической нейтральности и даже несовместимости классической концепции