УДК 378.1 ББК 74.48
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10035
Поликультурное образование студентов как потенциальный источник поддержания культурного многообразия в современном российском обществе
Students' Inter-Cultural Education as a Potential Resorce of Cultural Diversity Support in the Modern Russian Society
Миляуша Загитовна ГАЛЕЕВА,
кандидат педагогических наук,
доцент Университета управления «ТИСБИ»
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье уделено большое внимание роли и значению поликультурного образования в современном российском обществе, поскольку оно обусловлено современными тенденциями гуманизации общественных отношений, установлением дружественных международных и межкультурных контактов, расширением профессионального круга общения. Все это актуализировало необходимость и социальный заказ общества на формирование межэтнической толерантности студентов как гарантии стабильности и благополучия в обществе. В статье показана взаимосвязь феноменов «политика поликуль-турализма» и «формирование межэтнической толерантности», основу которой составляет краткий педагогический дискурс вышеобозначенных феноменов. Автор приводит эмпирические данные о сформиро-ванности межэтнической толерантности студентов в Казанском федеральном университете (КФУ) и Университете управления «ТИСБИ» (г. Казань), всего в ходе констатирующего и формирующего этапов эксперимента были опрошены 202 респондента обоих вузов по адаптированным методикам.
По результатам эмпирического исследования и теоретического анализа научно-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов было установлено, что политика поликультурализма является вектором развития современного поликультурного, этнодиверсифицированного общества.
Ключевые слова: поликультурное образование, межэтническая толерантность, культурное многообразие, политика поликультурализма, межэтническое взаимодействие
Abstract. The article pays much attention to the role and means of multicultural education in the Russian society as it is caused by the modern tendencies of the humanization of public relations, by the establishment of friendly international and cross-cultural contacts, expansion of a professional circle of contacts. All these things have actualized the need and the social order of the society for formation of students' interethnic tolerance as a guarantee of the stability and prosperity of the society. The interconnection between phenomena «multiculturalism policy» and "formation of inter-ethnic tolerance" is presented, the basis of which can be traced in the laconic pedagogical discource of the studied phenomena. The article deals with the empirical research of formation of inter-cultural tolerance in two higher education institutions — Kazan Federal University (KFU) and the University of Management (TISBI). According to the results of empirical research and theoretical analysis of scientific and pedagogical literature, the «policy of multicul-turalism» turns out to be an innovative vector of Russian's ethno-diverse society development.
Key words: multi-cultural education, inter-ethnic tolerance, cultural diversity, multi -culturalism policy, inter-ethnic interaction
На современном этапе социально-экономического развития общества форматы получения высшего образования постоянно меняются, наиболее популярной идеей является создание «глобального исследовательского университета», который бы удовлетворял потребности системы высшего образования и научной сферы деятельности; трансформации в системе высшего образования обусловлены интенсивными интеграционными процессами и значительными социокультурными трансформациями в различных сферах жизни общества. Профессор Т.М. Трегубова отмечает, что в связи с «созданием общеевропейского образовательного пространства, диверсификацией форматов получения образования и образовательных учреждений, сокращением географического пространства, виртуализацией различных сфер жизни, существенно изменилась сущность университетского образования: в воспитательном и образовательном процессе появились новые формы и ориентиры, образцы и мотивации» [2, с. 165].
В соответствии с расширением сферы межэтнического взаимодействия наблюдается острая потребность общества в формировании межэтнической толерантности студентов через установление дружественных международных и межкультурных контактов, расширение профессионального круга общения. В соответствии с нарастающей тенденцией развития поликультурного образования возникла необходимость теоретического переосмысления предшествующего опыта и обогащения его инновационным содержанием, что стало возможным посредством совершенствования профессиональной подготовки педагогов по формированию межэтнической толерантности. Исследователь A.A. Бейсенбаева определила дихотомию: с одной стороны, «отсутствие преподавателей, осознающих необходимость толерантности в профессиональной деятельности, а, с другой стороны, возможность ее развития через диалог культур и моделирование определенных жизненных ситуаций» [1, с. 67].
Авторское мнение подтверждается научной позицией Р. Кутуева, который утверждал, что формы воспитания толерантного поведения студентов должны оказывать настоящую помощь в определенных ситуациях общения и постоянную поддержку студента на протяжении всего обучения в университете [4].
Формирование межэтнической толерантности также рассматривается как гарантия стабильности и благополучия в обществе, что подразумевает как духовное, так и морально-нравствен-
ное возрождение нации и символизирует победу духовных ценностей, одной из которых, несомненно, является межэтническая толерантность. Е. Тарева подтверждает авторскую позицию, что «в процессе (межэтнического) общения собеседники не только не теряют своей национальной идентичности, но и признают друг друга носителями разных культурных традиций» [6].
В ходе опытно-экспериментальной работы было проведено экспериментальное исследование уровня толерантности студентов в двух образовательных учреждениях высшего образования: в Казанском федеральном университете (КФУ) и в Университете управления «ТИСБИ»; первое учреждение является государственным, второе — автономное негосударственное учреждение. За период проведения констатирующего и формирующего этапов эксперимента были опрошены 202 респондента по адаптированным нами методикам.
Опросник «Индекс толерантности» был структурно разделен на три основные части, которые показывают сформированность когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов структуры межэтнической толерантности. Результаты анализа диагностики показали, что 87% опрошенных КФУ (80 студентов) и 90% опрошенных Университета управления «ТИСБИ» (86 студентов) имеют хорошо сформированную когнитивную составляющую. 86% опрошенных КФУ (78 студентов) и 89% опрошенных Университета управления «ТИСБИ» (88 студентов) определяет сформированность аффективного (эмоционально-оценочного компонента). 84% опрошенных КФУ (76 студентов) и 90% (91 студент) Университета управления «ТИСБИ» готовы положительно воспринимать разные культуры, что отражается на их поведении и свидетельствует о сформированности поведенческого компонента.
По адаптированной методике Доминика Де Сен Марса определялось три типа отношений в обществе: толерантность с друзьями, толерантность в университете и толерантность в семье. Анализ первой серии вопросов «толерантность к друзьям» показал, что 99% опрошенных студентов КФУ (91 студент) и 96% в Университете управления «ТИСБИ» (97 человек) ведут себя то-лерантно со своими друзьями. 86% респондентов КФУ (87 студентов) и 92% респондентов Университета управления «ТИСБИ» (94 студента) относятся одинаково положительно как к студентам, так и к педагогам, проявляя большую терпимость и лояльность к ним. Наименьшая гибкость в межэтнических отношениях наблюдается в отношениях в семье студентов, по-
скольку с близкими людьми достигаются наибольшая свобода и вседозволенность в общении.
По результатам проведенного эмпирического исследования (анкетирование, интервьюирование, опрос, наблюдение) были сделаны следующие выводы:
(1) студенты Университета управления «ТИСБИ» проявляют большую гибкость и терпимость в отношениях, чем студенты КФУ, что обусловлено не только внешними факторами, но также и возрастом студентов и форматом обучения, поэтому они являются более активными участниками межэтнического общения и вовлечены в межэтническое взаимодействие;
(2) современные студенты, несмотря на некоторую некомпетентность в вопросах межэтнического взаимодействия в межличностной и профессиональной сфере, а также частичное отсутствие практического опыта в межэтническом общении и фрагментарность знаний о природе поликуль-турализма в России, испытывают потребность в постоянном межэтническом общении и взаимодействии. Основная проблема в общении студентов заключается в том, что им не хватает теоретических знаний и практических навыков для формирования межкультурной компетенции, а также развития и совершенствования «культуры общения»;
(3) наряду с положительной динамикой межэтнических отношений, подтвержденной проведенным эмпирическим исследованием, иногда встречаются случаи ин-толерантного поведения студентов с близким окружением: семьей и друзьями, вызванные недопониманием, отсутствием терпимости и уважения в проблемных (конфликтных) ситуациях общения.
Поскольку феномены «поликультурализм» и «межэтническая толерантность» взаимообусловлены, следует привести краткий педагогический дискурс феномена «межэтническая толерантность». Академик РАО А. Асмолов предложил краткое, но емкое определение, отражающее сущность феномена толерантности: «Толерантность — это искусство жить в мире непохожих людей и идей» [7]. Данное определение А. Асмолова считается наиболее корректным, поскольку в его научной позиции учитываются такие аспекты, как уважение и принятие равенства культур, отказ от доминирования, применения насилия и агрессивного поведения, признание культурного разнообразия и много-
образия культуры человека, отказ от упрощения многообразия культур.
В Декларации принципов толерантности, принятой ООН, закреплено следующее определение данного феномена: толерантность означает «уважение, принятие (признание) и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самопрезентации и проявления человеческой индивидуальности». Обращаясь к анализу современных исследований, касающихся проблемы межнационального общения и толерантности, следует отметить, что данная проблема находит отражение в работах как зарубежных (Д. Бэнкс, Дж. Колт, А. Маслоу, С. Френе и т.д.), так и современных отечественных (В.А. Блюм-кин, Е.Н. Ильин, М.И. Рожков, Г.К. Селевко, Л.Л. Супрунова, П.П. Терехов, Т.М. Трегубова, А.П. Тряпицына, А.В. Фахрутдинова, В.А. Фокин, Н.Г. Юровских и пр.) ученых.
На протяжении многих лет в области поликультурного образования наблюдались понятийный плюрализм, отсутствие единой терминологии, вариативность определений феномена. Возникли различные термины, отражающие суть феномена, такие как «мультикультурализм», «межкультурное образование», «воспитание толерантности в мультикультурном регионе», которые используются авторами в тесной взаимосвязи, хотя каждый из данных терминов должен использоваться в соответствующей ситуации общения. С. Лафрая понимает термин «поликультурное общество» как «соприкосновение личного и коллективного в образовательном процессе, целью которого является стимулирование позитивных взаимоотношений между представителями различных культур на основе взаимного признания особенностей каждого отдельно взятого этноса, что определяет наличие культурного многообразия общества. Это многообразие рассматривается как ресурс для социального, образовательного, культурного, политического и экономического роста» [5, с. 53].
Большинство современных исследователей и педагогов [2; 3; 4] осознают необходимость формирования межэтнической толерантности для развития межэтнических и межличностных внутри- и межгосударственных отношений. Ресурс, заключенный в формировании межэтнической толерантности, помогает в решении конфликтных / кризисных ситуаций в процессе межличностного общения представителей различных культур. Источником поликультурного образования являются многовековые традиции и обычаи мирного сосуществования представителей различных культур на общей территории, харак-
теризующиеся взаимовлиянием, взаимообогащением культур, что подкрепляется наличием культурного многообразия в современном российском обществе.
Список литературы
1. Бейсенбаева АА., Убниязова ША. Сущность понятия толерантности и ее характеристика // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 10.
2. Трегубова Т.М. Поликультурное образование студентов в вузе: новые вызовы, международное сотрудничество // Формирование гражданской идентичности и культуры межнациональных отношений в условиях поликультурного образовательного пространства: Материалы итоговой науч.-практ. конф. (4 февраля 2015 г., Казань). Казань: Информационно-технологический центр, 2015. С.165—170.
3. Ainoutdinova I., Khuziahmetov A., Tregubova T. Advantages and Disadvantages of Distance edu-
cation for University Students in Russia // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. Vol. 7. No. 9/2. Pp. 82—86.
4. Kutuev R., Katicheva M., Rassolov I., Derdizova F., Yevgrafova O., Koganov I. Practical Recommendations on Students' Tolerance behavior formation in the University // International Journal of the Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. No. 17. Pp. 10365— 10376.
5. Lafraya S. Intercultural learning in nonformal education: theoretical frameworks and starting points. Strasbourg; Council of Europe Publishing, 2011. P. 53—57.
6. Tareva E, Tarev B. Intercultural education as a "soft power" tool" // Journal of Siberian Federal University. 2017. No. 10. Pp. 432—439.
7. Valiullina K, Ziganshina N. Formation of tolerance among students by means of foreign language // Modern problems of the development of mechanics, economy and society. 2017. Pp. 157—159.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
itlÄlsfc Московская акаде Лг^ТлЖ Следственного koi llrev/« Российской Федерации
Экстремизм
в современном мироустройстве и Российской Федерации XXI века
Экстремизм в современном мироустройстве и Российской Федерации XXI века. Политико-правовой аспект: монография / М.Ю. Зеленков. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. — 351 с.
Монография посвящена проблемам влияния экстремизма на современное мироустройство, а также противодействия данному явлению в Российской Федерации. Проанализированы те новые условия и требования, которые предъявляет к процессу парирования угроз экстремизма как современная международная обстановка, так и внутренняя общественно-политическая и экономическая ситуация в России.
Научный труд содержит анализ и синтез результатов исследования экстремистской деятельности отечественными и зарубежными организациями и учеными, а также собственный опыт автора, приобретенный им в процессе участия в деятельности органов исполнительной власти и гражданского общества Российской Федерации по противодействию экстремизму и терроризму.
Использован широкий круг оригинальной мировой литературы, нормативных правовых актов, практика многих государств, международных, региональных и национальных организаций, правоохранительных органов по противодействию экстремистской деятельности.
Для ученых и практиков в сфере антиэкстремистской деятельности, обучающихся и преподавательский состав высших учебных заведений, а также на всех интересующихся и изучающих проблему борьбы с экстремизмом в XXI в.