УДК 378.036 + 378.637(470.58) ББК Ч448.98
ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД КАК ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ РОДНОГО КРАЯ
П.В. Желницких
Система профессиональной подготовки студентов развивается в тесном взаимодействии с обществом, которое, в силу возникновения и обострения экономических, социальных, морально-этических, религиозных и других проблем, выдвигает новые требования к специалисту. Важной задачей высшей школы является подготовка таких специалистов, которые своими действиями, оценками, собственным миропониманием принимали участие в культурной жизни общества, а также жизни духовной как особой сферы. Недостаточность ее решения обусловливает необходимость поиска новых подходов к решению обозначенных задач и разработки основных положений выбранных подходов. Концептуально новым, на наш взгляд, обеспечивающим решение обозначенных вопросов, является полихудожественный подход. Разработка основных положений данного подхода осуществлялась на основе анализа теоретических изысканий отечественных исследователей.
В результате проведенной работы определена цель применения данного подхода в образовательном процессе; в рамках этимологического аспекта изучен феномен «полихудожественности» и проведен анализ понятий, с которыми он тесно взаимосвязан; выявлены основные положения (идеи) полихудожественного подхода к исследованию эстетического воспитания и развития личности; определен круг возможностей данного подхода в соответствии с его ориентацией на решение вопросов развития эстетической культуры будущих учителей в процессе приобщения к культурному наследию родного края. Представленные авторские идеи полиху-дожественного подхода к исследованию эстетического воспитания и развития личности могут быть использованы в практике педагогов высшей школы для разработки научно-методического обеспечения процесса развития эстетической культуры будущих учителей.
Ключевые слова: развитие эстетической культуры студентов педвуза, полихудожественный подход, взаимодействие искусств.
Возникновение и обострение моральноэтических, религиозных и других проблем современного общества повлекло появление негативных тенденций в эстетическом развитии и воспитании современной студенческой молодежи. Подверглись деформации эстетические представления, ценностно-эстетические ориентации, эстетические вкусы студенческой молодежи и т. д. [8, с. 250-254]. В связи с этим в теории и практике высшего образования складывается необходимость поиска новых путей и средств, а также наиболее доступных ресурсов, обеспечивающих, с одной стороны, нейтрализацию описанного влияния, с другой - повышение эффективности процесса развития эстетической культуры личности будущего педагога.
Концептуально новым, на наш взгляд, обеспечивающим решение актуальных вопро-
сов эстетического развития и эстетического воспитания личности будущего учителя, является полихудожественный подход.
Разработка содержания понятия «полихудожественный подход» началась в 1987 году в Лаборатории комплексного взаимодействия искусств Исследовательского Центра эстетического воспитания Российской академии образования Б.П. Юсова. Приоритетной целью применения данного подхода к теоретическому исследованию и практическому решению вопросов эстетического воспитания и развития личности, согласно исследованиям данных авторов, является соединение искусств в одной образовательной системе с целью формирования универсальных способностей и интегративных качеств личности.
Далее мы обратимся к этимологическому аспекту понятия «полихудожественное». Итак,
поли...(от греч. polis - многочисленный, обширный), часть сложных слов, указывающая на множество, всесторонний охват или разнообразный состав чего-либо [7, с. 938].
Основной частью данного термина является «художественное» - прилагательное от существительного «искусство» [6, с. 57].
В английском языке (art) и в немецком (Kunst) -обозначают одновременно и существительное «искусство», и прилагательное «художественный». Художественными явлениями и процессами, в свою очередь, следует называть только те, в которых осуществляется создание, восприятие и функционирование произведений искусства (причём всех видов, а не только изобразительных) [6, с. 57]. «Художественное» направлено на освоение человеком действительности в художественной форме.
Синтезируя содержание проанализированных дефиниций, мы пришли к выводу, что «полихудожественный» - значит, включающий множество разнообразных искусств, объединенных с целью освоения человеком действительности в художественной форме. Однако полноценное освоение человеком такой действительности затрудняется в связи с тем, что каждое искусство является своего рода системой, поскольку в нем функционируют и взаимосвязываются свойственные только ему элементы-подсистемы. Поэтому освоить несколько искусств сразу, как автономно существующие системы, объединенные для одной цели, достаточно сложно. Выходом из сложившейся ситуации является установление тесной взаимосвязи художественного с научным миропознанием и мировосприятием, которое приводит нас к идее полисистемности. Придерживаясь данной идеи, Б.П. Юсов положил начало теории полихудожественного развития личности, опирающейся именно на идею полисистемности, лежащую в основе интеграционных процессов вообще, и обеспечивает единую художественную природу всех искусств, в частности. Природная полихудожественность личности обеспечивает понимание и освоение ею взаимодействия искусств [12, с. 8].
Для того чтобы разобраться, какие формы полихудожественности используются в педагогическом процессе, необходимо обращение к определению понятий «взаимодействие искусств», «интеграция», «синтез». Понимаемые в определенной логике эти понятия в предельно обобщенном виде дают представление о том, чем характеризуется «полихудожественность».
Понятие «взаимодействие искусств» характеризуется учеными как взаимное соприкосновение и влияние различных видов искусства, обусловливающее появление причинно-следственных, объективно-субъективных связей между различными видами искусства [3, с. 27].
Каждое из искусств способно художественно познавать сущность жизни, человеческих отношений, общественного развития, т. е. отражать мир в целом. Вместе с тем каждый вид искусства одновременно нуждается в помощи других, ибо возможности непосредственного отображения действительности у него ограничены. В этой диалектике общего и специфического в художественной сфере коренится основа процессов взаимодействия между искусствами. При всей специфичности изобразительно-выразительных средств отдельных искусств между ними существует связь, выражающаяся и в том, что они подчинены некоторым общим закономерностям, и в том, что в определенных условиях те или иные искусства могут пользоваться средствами других искусств для воздействия искусством учёные предлагают использовать разные формы взаимодействия видов искусства [2].
Так, Г.П. Шевченко выделяет генетическую, морфологическую и функциональную формы, отражающие специфическую сущность искусства [10, с. 178]. В практике эстетического образования и воспитания складываются такие формы взаимодействия искусств как: синтетическая, означающая способность формировать «полифонию интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств»; последовательная, при которой в основе воспитания лежит изучение одного вида искусства, а другие формы взаимодействия видов искусства являются вспомогательными; связывающая, основанная на принципе «системного изучения искусств в процессе преподавания дисциплин эстетической направленности» [10, с. 36].
Таким образом, взаимодействие искусств, используемое для воздействия на личность обучающихся в процессе эстетического воспитания, на наш взгляд, представляет взаимное соприкосновение и влияние различных видов искусства, проявляющееся, во-первых, в подчинении некоторым общим закономерностям, во-вторых, в том, что в определенных условиях те или иные искусства могут пользоваться средствами других искусств.
В свою очередь, соединение различных
Теория и методика профессионального образования
искусств в единое целое на основе общих закономерностей [9, с. 272] позволяет говорить о комплексном взаимодействии. В этом плане ценна мысль М.С. Кагана, согласно которой комплексное взаимодействие искусств - общность различных видов искусств, заключающаяся в их образной природе, в их происхождении от древнейшего синкретического искусства и единстве функций. В основе общности искусств, как показали результаты исследований М.С. Кагана, лежит «потребность выразить своё отношение к миру, осмыслить познаваемое, оценить его с эстетической направленной точки зрения» [5, с. 10].
В понимании педагогов комплексное взаимодействие различных видов искусства -сочетание различных видов искусства, выбранное для решения определённых учебновоспитательных задач [3, с. 27].
Мы полагаем, что, комплексное взаимодействие различных видов искусства представляет соединение разных видов искусств, подчинённое внутренней художественной логике, гармонии, основанной на единстве сходного и различного в выразительно-изобразительных средствах.
Более сложной формой взаимодействия различных видов искусств является интеграция.
Раскрывая значение интеграции для эстетического развития и воспитания личности, Б.П. Юсов выдвинул несколько ключевых идей:
1. Интеграция искусств - сложный структурный педагогический процесс, в котором на равных выступают и образовательные дисциплины как источник познания мира, и педагог, и учащиеся как соратники и единомышленники, объединенные процессом коллективного творчества.
2. В отличие от взаимодействия, интеграция предполагает взаимопроникновение разных видов художественной деятельности в едином занятии на основе их взаимопомощи и дополнения, в то время как взаимодействие представляет лишь взаимное иллюстрирование искусств при общей теме занятия.
3. Интеграция является основой полиху-дожественного развития личности. Полифоническую иерархию, как организацию видов художественного проявления обучающихся, можно представить в виде пяти восходящих слоев: 1) слой обобщенных картин (технизи-
рованная культура); 2) слой звуко-двигатель-ный (танец, движение, театр, жест, мимика, инструментальный звук, пение); 3) знаковый слой (слово, речь, письменность, нарисованный знак); 4) визуально-символический слой: форма (рисунок), цвет (живопись), пространство (архитектоника); 5) слой резонансный: аромат (структура, композиция), звук-ритм (вибрация, интонация), свет - радуга - цвет. Основной смысл иерархии состоит в том, что более высокие компоненты могут быть описаны в понятиях, расположенных ниже, так как расположенные верхние части являются всеобъемлющей формой существования ниже лежащих. Все существует в пространстве -и звуки, и движение танца, и цвета. «Пройдя все слои полифонической иерархии, человек приобретает многомерную и многоуровневую способность воображения, свободно переходит на новый уровень развития» [13, с. 324].
Наиболее сложным по форме взаимодействия видов искусств является синтез искусств. Во многих работах данное понятие встречается в следующей трактовке - это органическое единство художественных средств и образных элементов традиционных видов искусства, реализующихся в едином художественном образе или системе образов, объединённых, общим замыслом [4, с. 62].
Наиболее широко проблема синтеза искусств представлена в философии и искусствознании. Как верно уточняет В.В. Ванслов, синтез искусств, в первую очередь, связан с выработкой новых средств художественной выразительности, и представляет собой создание сложного (синтетического) образа средствами архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства [1, с. 236].
Актуализация проблем синтеза искусства в педагогических исследованиях обусловлена, с одной стороны, художественными потребностями современной эпохи, с другой стороны, стимулирует художественные потребности людей, так как синтезирование видов искусства предоставляет новые возможности для самовыражения. В концепции полихудо-жественного развития личности предпочтение отдано, как раз, синтетическим моделям художественного развития, что обеспечивает постижение целостности мира на художественно-образной основе через взаимодействие и интеграцию разных видов искусства, а зна-
чит - целостность развития художественного сознания человека [11, с. 9]. Одно и то же явление жизни каждый вид искусства рассказывает своими средствами. Информация, полученная таким образом от различных видов искусства, воспринимается различными органами чувств как бы на различных уровнях. Создается некий полифонизм восприятия. Естественно, что такая информация гораздо богаче, полнее, разнообразней. Но чтобы такое полифоническое восприятие стало возможным, обучающемуся нужны богатые впечатления в области различных видов искусства. Он должен владеть языком и музыки, и изобразительного искусства, и хореографии и др. видов. И, в то же время, владеть универсальным языком искусства, каким является художественный образ [11, с. 25-30].
С учетом анализа приведенных выше материалов, выделим основные идеи полихудо-жественного подхода к исследованию эстетического воспитания и развития личности:
- «полихудожественный» - значит, включающий множество разнообразных искусств, объединенных с целью освоения человеком действительности в художественной форме;
- в педагогическом процессе используются такие формы полихудожественности, как «взаимодействие искусств», «интеграция искусств», «синтез искусств» и т. д.;
- сущностью полихудожественного подхода является переход обучающегося из категории субъекта образовательного процесса в категорию субъекта культурогенного процесса, основанный на взаимосвязи различных видов искусств и соответствующей им деятельности, профессионального пространства и полихудожественной среды, а также освоения и создания ценностей культуры;
- полихудожественный подход акцентирует внимание педагогов на образной природе искусства, которая определяет значимость воображения в художественной деятельности (в этом заключено основное отличие полиху-дожественного подхода от профессиональноискусствоведческого, обращенного к развитию практических навыков деятельности и получению знаний о фактах искусства прошлого);
- полихудожественный подход предполагает полифоническое восприятие и отражение художественных образов, выход за рамки одного искусства, умение обучающегося осоз-
нать и выразить в действии любое явление или событие разными художественными способами: звуком, пластикой, ритмом, словом, знаком, символом;
- целью применения данного подхода к теоретическому исследованию и практическому решению вопросов эстетического развития и воспитания личности является соединение искусств в одной образовательной системе с целью формирования универсальных способностей и интегративных качеств личности.
Опираясь на содержание выделенных положений, далее определим круг возможностей данного подхода в соответствии с его ориентацией на решение вопросов эстетического воспитания и развития личности. Итак, полихудожественный подход в эстетическом воспитании студентов вуза в процессе приобщения к культурному наследию родного края позволяет:
- обосновать полихудожественную направленность содержания процесса формирования эстетической культуры студентов педагогического вуза;
- выстраивать процесс приобщения студентов к культурному наследию родного края позволяет на основе принципа постепенного усложнения использования форм полихудожественности, используемых для эстетического воздействия на студентов: «взаимодействие искусств»^-«интеграция искусств» ^ «синтез искусств»;
- выделить уровни взаимодействия студентов с полихудожественной средой родного края: первый уровень - личностный - характеризует взаимодействие студента с искусством, самостоятельная творческая деятельность студента; второй уровень - образовательного учреждения - характеризует взаимодействие педагогов и студентов на основе разных видов искусства и по поводу искусства; третий -социально-культурный уровень - отражает взаимодействие с объектами материальной и духовной культуры за пределами образовательного учреждения (музеи, театры, библиотеки, филармонии, реставрационные мастерские, экспозиционные залы, картинные галереи и т. д.);
- определить оптимальные сочетания видов искусств, используемые в процессе приобщения студентов к культурному наследию родного края.
Теория и методика профессионального образования
Литература
1. Ванслов, В. В. Что такое искусство /
В. В. Ванслов. - М. : Изобразит. искусство, 1989. - 326 с.
2. Взаимодействие искусств // Краткий словарь по эстетике. - http://esthetik.narod.ru/ vzaimodeistvie_iskusstv/.
3. Волосатова, И.Ю. Формирование
художественно-творческих способностей
младших школьников в процессе обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук /И.Ю. Волосатова. - Самара, 2007. - 23 с.
4. Зись, А.Я. Конфронтации в эстетике: Очерки о природе искусства / А.Я. Зись. - М. : Искусство, 1980. - 239 с.
5. Каган, М. С. Системный подход и гуманитарное знание: избр. статьи / М. С. Каган. - Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1991. -384 с.
6. Лосев, А. Ф. История эстетических категорий /А.Ф. Лосев, В.П. Шестаков. - М.: Искусство, 1965. - 107 с.
7. Новый энциклопедический словарь. -М.: Большая Рос. энцикл. РИПОЛ классик, 2005. - 1456 с.
8. Стерхова Н.С. Нейтрализация негативного влияния социально-экономических и морально-этических проблем на эстетические вкусы студентов профессиональных
образовательных учреждений / Н.С. Стерхова, Ж.С. Климова //Научный поиск. - 2012. -№ 2 (3). - С. 250-254.
9. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичёва; редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичёв и др. -2-е изд. - М. : Сов. энцикл., 1989. - 815 с.
10. Шевченко, Г.П. Взаимодействие литературы, музыки и живописи в художественном образовании учащихся / Г.П. Шевченко // Эстетическое воспитание школьников в преподавании литературы. - Свердловск,
1973. -178 с.
11. Шишлянникова, Н.П. Интеграция искусств на уроках / Н.П. Шишлянникова // Начальная школа. - 1999. - № 10. - С. 25-30.
12. Юсов, Б.П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе / Б.П. Юсов // Виды искусства и их взаимодействие. - М. : Педагогика, 2001. -191 с.
13. Юсов, Б.П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников (Новая парадигма) / Б.П. Юсов // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: материалы Междунар. науч.-практ. конф.; под ред. Л.П. Казанцева; сост. П.С. Волкова. - Астрахань, 1997. -
С. 214-220.
Желницких Полина Владимировна, аспирант кафедры профессионального педагогического образования, Шадринский государственный педагогический институт, [email protected].
Bulletin of the South Ural State University Series “Education. Pedagogy” ______________________________________________________________2013, vol. 5, no. 4, pp. 104-109
POLY-ARTISTIC APPROACH AS A PRACTICAL-ORIENTED BASE OF AESTHETIC CULTURE DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS WHILE STUDYING THE CULTURAL HERITAGE OF NATIVE LAND
P.V. Zhelnitskikh, Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinsk, Russian Federation, [email protected]
The system of higher education is closely related to the society that due to economic, social, mental, ethical, religious problems sets new requirements for a specialist. The important task of higher education is the development of spirituality and culture, aesthetic tastes of people of all social and age groups in the context of spiritual, moral and aesthetic ideals. Hence, the task of institutions of higher education is the training of such specialists who by means of their actions, appraisals and mentality will take part in cultural and spiritual life of the society. So it becomes very important to find new approaches to the solution for above-mentioned tasks and to work out main points of the approaches chosen.
In our opinion, poly-artistic approach is a conceptually new approach which provides the solution for the tasks in question. The main principles of the approach were based on the analysis of theoretical investigations of Russian researchers. As a result, we defined the aim of this approach usage in educational process, studied the phenomenon of polyart in the aspect of etymology and analyzed the notions with which it is closely connected. We also defined the main points of poly-artistic approach to the research of aesthetic education and development of a person and distinguished the potential of this approach in accordance with its focus on solving the problems of development of aesthetic culture of future teachers while familiarizing with cultural heritage of the native land. Given author’s concepts of poly-artistic approach to the research of aesthetic education and development of a person can be used by teachers in institutions of higher education for working out the methodological support to the process of development of aesthetic culture of future teachers.
Keywords: aesthetic culture development of future teachers, poly-artistic approach, arts interaction.
Поступила в редакцию 15 августа 2013 г.