УДК 372.3 ББК 74.100.551
Бутенко Наталья Валентиновна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра теории и методики дошкольного образования Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Butenko Natalia Valentinovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of the Theory and Teaching Methods of Preschool Education Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Полихудожественный подход в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Polyartistic Approach in the Artistic-and-Aesthetic Development of Preschool
Children
Статья посвящена рассмотрению вопроса о реализации полихудожест-венного подхода в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста; исследуются важные культурообразующие функции полихудожест-венного образования; представлена авторская схема реализации полихудожест-венного подхода в дошкольном образовательном учреждении и трактовка термина «полихудожественная среда».
The article deals with the question of polyartistic approach implementation into the artistic-and-aesthetic development of preschool children; examines the important functions of polyartistic education; presents the author’s scheme of the mentioned approach implementing in a preschool educational establishment, as well as the definition of the term «polyartistic environment».
Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, полих-
удожественность, художественная среда, мини-пространства, развитие личности.
Key words: artistic-and-aesthetic development, artistic, artistic environment, mini-space, development of personality.
В последнее время в России произошли значительные изменения в таких
влияющих на духовный потенциал общества областях, как образование, культура, социальная сфера. В концепции модернизации российского образования проходит идея «достижения нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования». В концепции отмечается, что модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его позна-
вательных и созидательных способностей, определена стратегия разработки содержания образования - замена ценности обучения на ценности развития ребенка [5]. На систему образования XXI века ложится важнейшая задача - воспитания человека познающего, способного творчески мыслить, активно участвовать в процессе создания и использование новых технологий. В современных условиях реформирования дошкольного образования постановка проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста связана с необходимостью разработки и внедрения в практику дошкольного образовательного учреждения полихудожественной концепции, направленной на развитие творческой личности нового человека культуры.
Вопрос взаимосвязи процессов художественно-эстетического развития личности неоднократно поднимался в исследованиях философов, психологов, педагогов. В современной философской литературе роль искусства, эстетических ценностей в развитии личности отражена в трудах Ю.Б. Борева, Е.С. Громова, А.В. Гулыги, А.П. Донченко, А.М. Жарикова, Н.И. Киященко, В.А. Разумной и др. Психологические аспекты взаимосвязи развития личности и эстетического воспитания посвящены работы В.И. Андреева, И.А. Бесковой,
Н.Н. Блонского, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, В.И. Леонтьева, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона и др. Несмотря на то, что в вышеперечисленных работах изучались разные аспекты взаимосвязи личности и художественно-эстетического развития, в массовом педагогическом сознании полихудожественный подход, признанный потребностью времени, еще не занял достойного места.
Понятие «полихудожественность» связана с интеграцией различных видов искусств и разными типами художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста. Одним из первых в педагогику искусства ввел это понятие во II половине XIX века Б.П. Юсов. Который рассматривал полихудожест-венное образование как комплексную взаимосвязь искусств, возможных на основе интеграции предметов культурологических и эстетикоискусствоведческих циклов, что предусматривает создание новых условий ор-
ганизации занятий по искусству в интеграционном пространстве образовательного учреждения.
В педагогическом процессе полихудожественное образование неразрывно связано с разработкой и внедрением в практику интерактивных технологий на основе личностных ценностей. Сущность и структурные компоненты поли-художественного образования, согласно интерпретации теории Б.С. Гершунского, понимается нами как ценность, система, процесс, результат-продукт. Опираясь на теоретические выводы исследователей Ю.Б. Борева, А.Ф. Еремева, О.А. Кривцуна, Л.Н. Столовича и др., А.Р. Золотова выделила наиболее важные культурообразующие функции полихудожественного образования: познавательно-эвристическую (усвоение художественных традиций, общечеловеческой культуры и опыта, постижение художественного знания); коммуникативную (художественно-эстетическое общение с искусством, диалогическое взаимодействие художника с обучающимися, через восприятие художественного образа, «педагогику сотрудничества»); художественноконцептуальную (формирование «художественной картины мира»); творческую (формирование творческого потенциала, «самости», социально-творческой самодостаточности личности); суггестивно-гедонистическую (воспитание эмоциональной культуры, эмпатия, способности наслаждаться творчеством, терапевтическое воздействие средствами искусства: установление эмоционального баланса личности и среды накопление положительно окрашенного субъективного опыта); воспитательно-эстетическую (формирование целостной личности и ее ценностных ориентаций) [4].
По мнению многих отечественных ученых (Ю.С. Борев, М.М. Бахтин, А.В. Запорожец, М.С. Каган, В.И. Лубовский, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, В.З. Кантор и др.), составляющие образовательного процесса не могут выполнять функции становления личности как «человека культуры» (термин Е.В. Бондаревской), если в его систему не будет органично входить общение с искусством, которое в большей степени, чем обретение знаний и
умений в виде изучения основ наук обеспечивает духовное становление и развитие личности движения к своему «Я» развивающегося ребенка. [1]
Делая попытку рассмотреть возможность использования искусства как средства «врастания» в культуру, социализации ребенка, мы обращается к по-лихудожественной среде как художественно-творческому образовательному пространству и ее возможностям в социокультурном и художественнохудожественном развитии ребенка. Ученые, рассматривая среду как источник развития личности, особо выделяют в ее структуре «художественную среду».
Н.А. Селянина определяет «художественную среду» как «совокупность художественных ценностей, видов художественных деятельностей, ведущих и личных элементов, с которыми взаимодействует социальные субъект и которые определяют формирование его, художественных потребностей, способы и средства их удовлетворения» [7, 234]. Е.А. Лазарь [6], учитывая роль художественной среды в развитии и социализации личности ребенка, выделяет целенаправленность и осмысленность организации художественной среды, позволяющие личности глубже осваивать произведения искусства, иерархию художественных ценностей. Ученый выдвигает главные факторы состава среды: вещные, личностные, нормативные средства художественной коммуникации. Группировка существующих условий, способствующих общению ребенка с искусством, приобщение к культуре приводит к взаимодействию субъекта со средой.
Мы полагаем, что реализация поликультурного подхода в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста может быть представлена в виде примерной схемы (рис. 1).
Цель: интеграция различных видов искусств для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
Задачи: - приобщение к духовно-эмоциональному опыту, вложенному в искусство народов Земли;
- восприятие и создание художественных образов;
- полноценное творчество и сотворчеств о детей и взрослых.
Полихудожественная среда в дошкольном образовательном учреждении *
Принципы по-лихудожествен-ной среды:
- социальной обусловленности;
- персонализации;
- интегративно-сти;
- символичности;
- диалогичности;
- эмоциональной насыщенности;
- творческого самовыражения
Главные факторы полихудожествен-ной среды:
- вещные;
- личностные;
- нормативные;
- средства художественной коммуникации
Музейное пространство
Мини - пространства
Культурно - познавательные
Культурно - Эмоцио- \ нально -] рефлек-
коммуника- тивные Ребенок
или сивные
Культурно - экологические
Художественно -эстетические
Центры творче ства
Компоненты полихудожественной среды
- отношенческий: си стематическое
общение ребенка с искусст вом, эстетическими объектами и художественной культурой;
- творческо-продуктивный: рождение продукта художественно-творческой самореализации ребенка
і
Стадии овладения ребенком полихудожественной среды:
I стадия: погружение в художественную среду (активизация интереса, сотворчество, сотрудничество в художественной деятельности без обязательного участия)
II стадия: процессуально-индивидуальная (“пробы и ошибки”, соотнесение с опытом через художественнотворческую деятельность, переживания, эмоционально-поддерживающая помощь взрослых)
III стадия: продуктивно-регулятивная (проявление самостоятельности в создании художественно-творческого продукта детской деятельности, катарсис, установление гармонии с окружающим миром)
Результат: развитие художественно-творческих способностей детей, художественнообразного мышления и эстетических чувств
Рис. 1 Реализация полихудожественного подхода в художественноэстетическом развитии детей дошкольного возраста.
Представленный механизм реализации художественно-эстетического развития личности дошкольника в полихудожественной среде, который основывается на своеобразном культурном освоении ценностей мира, в большей степени связан с эстетическими эмоциями и переживаниями, оценками и деятельностью. Он направлен на создание художественно-творческих продуктов детской деятельности и формирование субъективных качеств личности ребенка. Таким образом, процесс «врастания» в культуру и личностного становления осуществляется через межсубъективное взаимодействие в искусстве, в разных видах и формах художественной деятельности и освоении знаков и символов культуры. Художественно-творческое развитие ребенка предполагает нацеленность на открытие, самовыражение своего образа «Я», самодвижение собственного потенциала личности ребенка к оригинальному продукту детской деятельности.
В проектировании полихудожественной среды для художественноэстетического развития детей дошкольного возраста мы опирались на некоторые принципы педагогики Б.М. Неменского: принцип социальной обусловленности художественной среды, несущий на себе основную нагрузку по обеспечению ощущения любви, уважения, социальной поддержки в движении к своему «Я», в признании со стороны взрослого, подтверждении ценности каждого ребенка, культурно-ценностные потребностей; принцип персонализации (индивидуализации) художественной среды позволяющей учитывать индивидуальные различия между детьми, формы их проявления в эмоциональных, творческих и других отношениях; принцип диалогичности реализующийся через взаимодействие разнообразных аналогов: «языков искусства», ребенка и искусства, ребенка и взрослого, внутреннего диалога со своим «Я» через живопись, танец, театр, игру, художественную деятельность; принцип символичности и информативности, обеспечивающий возможности семиотического развития (семиотика от греч. Бешюйке - наука о знаках и знаковых системах), умение видеть, различать и осознавать символику окружающего мира и мира культуры [2]; принцип эмоциональной насыщенности художественной среды, позволяющей ребенку приобретать эмоционально-чувственный позитивный опыт взаимодей-
ствия с искусством и в искусстве с другими; преодолевать эмоциональночувственное несовершенство в рационально организованном пространстве, созданным взрослым; адекватно отражать свои переживания и чувства; принцип свободы и творческого самовыражения, обеспечивающий самостоятельный выбор средств, способов действия и определения отношения ребенка к среде: воспринимать, подражать, исследовать, создавать, комбинировать.
В исследовании реализацию полихудожественного подхода мы рассматриваем при обязательном условии - создании полихудожественной среды, которая понимается как часть образовательного пространства, включающая центры творчества, направленные на функционирование, процесс результат (продукт детской деятельности), реализуемых через разные виды искусства. При этом полихудожественная среда будет использоваться в двух направлениях: как пространство культурной и социальной деятельности, передача и закрепление Культуры, социального опыта; как художественное творчество, направленное на развитие и реализацию художественной и эстетической потребности ребенка.
Художественно-эстетическое развитие культурной личности ребенка в полихудожественной среде возможно при следующих условиях: развитие личности ребенка по средством познания ценностей культуры, ее знаков и символов; создание предпосылок для рождения творческих продуктов детской деятельности; использование музейного пространства в качестве новых культуросообразных взаимодействий, средств и способов общения, деятельности. Поли-художественная среда может включать в себя линии пространства развивающие ребенка. Р.М. Чумичева для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста предлагает использовать мини-пространства, представленных на рисунке 2 [10].
Рис. 2 Структура мини-пространств социального развития ребенка (по Р.М. Чумичевой)
Представленные на рисунке 2 мини-пространства создают возможность ребенку выбирать содержательно-пространственную зону его интересов (изостудию, театральную, музыкальную, художественную и т.п.), которая в определенный момент в наибольшей степени удовлетворяла бы его потребности и интересы.
Такими образом, через полихудожественную среду, в которой ребенок активно действует в реальных видах художественно-творческой деятельности, создается основа формирования художественно-образного восприятия мира; приобщения растущего человека к основам художественной и социальной культуры. Такая организованная среда и совместная художественно-творческая деятельность взрослого и ребенка дает качественный скачок в развитии активной речи ребенка, функции культурного общения как способа жизнедеятельности и социального и творческого аспекта становления личности, формирование
культурно-ценностный ориентиров ребенка. В это время возрастает роль педагога и родителя, являющихся ретрансляторами ценностей культуры для ребенка в образовательном и культурном пространстве. Л.С. Выготский отмечал, что ребенок вступает во взаимоотношение с любой ситуацией не непосредственно, а «через другое лицо» [3, 30]. Это предъявляет повышенные требования к образам художественных произведений, к качеству художественных материалов, которые обеспечивают с помощью искусства нравственно-ценностного и лично-ориентированную направленность ребенка.
Итак, искусство представляет ребенку неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, в процессе которого проявляется эстетическая реакция, изменяющая, по мнению Л.С. Выготского, действие «аффекта от мучительного - к приносящему наслаждению» [3, 70]. Воздействие разных видов искусства на дошкольника вызывает гамму разнообразных переживаний, стимулирует «художественную включенность» всех органов чувств, его мышления и воображения. Благодаря общению искусства со всевозможными гранями личности обучающегося и формируется целостная полихудожественная личность.
Резюмируя вышеизложенные положения, можно заключить, что полиху-дожественная педагогика способствует коренному переосмыслению фундаментальной современной проблемы подготовки ребенка к реальной жизни. Интегрированный полихудожественный подход к образованию обеспечивает возрождение традиций развития коммуникабельной и творческой личности, способной самостоятельно находить нестандартные решения, активно совершенствоваться и саморазвиваться в современном мире.
Библиографический список
1. Бондаревская, Е.В. Введение в педагогическую культуру: учебное пособие [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995.-С. 98.
2. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольник: учебное пособие [Текст] / В.И. Волынкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - С. 44.
3. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. - М. :Собр. соч. : в 6 т. Т.5, Т. 3. - 1983, 1984.
4. Золотова, Л.Р. Концептуальные основы полиудожественного образования бакалавров изобразительного искусства [Текст] // Образование и наука №5 (84)-2011.-С. 91-99.
5. Лазарь, А.Е. Художественная среда как фактор формирования личности
(философско-методологический анализ): дис...канд...филос. наук. -
Куйбышев,1989.-197с.
6. Селенина, Н.А. Художественная среда как явление [Текст] // Человек и среда. - Свердловск. : Уральский университет, 1975. - С.3-78.
7. Чумичева, Р.М. Детско-жизненное пространство, освоение ребенком инди-
видуальной модели поведения [Текст] / Р. М. Чумичева. // Мир детства и образования : сборник материалов III Международной научно-
практической конференции - Магнитогорск : МаГУ, 2009. - С. 13-19.
8. Юсов, Б.П. Взаимосвязь культурологических факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» [Текст] // Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей. -М., 2004. - С. 76-84.
Bibliography
1. Bondarevsky, E.V. Introduction Into Pedagogical Culture: Manual [Text] / E.V. Bondarevsky. - Rostov-on-Don: RSPU, 1995. - P. 98.
2. Chumicheva, R. M. Child’s Vital Space, Individual Behavior Model Development by a Child / R.M. Chumicheva [Text] // World of Childhood and Education: Collection of Materials of the III International Scientific-and -Practical Conference - Magnitogorsk: MaSU, 2009. - P. 13-19.
3. Lazar, A.E. Artistic Environment As a Factor of Personality Formation (Philosophical and Methodological Analysis) // Diss. ... Cand. of Philos. - Kuibyshev. 1989. - 197 р.
4. Selenina, N. A. Artistic Environment As a Phenomenon [Text] // Person and Environment. - Sverdlovsk: Ural University, 1975. - P.3-78.
5. Volynkin, V.I. Artistic and Aesthetic Education and Development of Preschool Children: Manual [Text] /V.I .Volynkin. - Rostov-on-Don: Phoenix, 2007. - P. 44.
6. Vygotsky, L.S. Selected Psychological Research [Text] / L.S. Vygotsky. - M.: Collected Works: In 6 V. - V.5, V. 3. - M., 1983, 1984.
7. Yusov, B.P. Interrelation of Culturological Factors in Teachers’ Modern Artistic Thinking Forming in the Art Educational Area [Text] // Selected Works on History, Theory and Psychology of Art Education and Polyartistic Education of Children. - M, 2004. - P.76-84.
8. Zolotov, L.R. Conceptual Bases of Polyartistic Education of Bachelors of the Fine Arts [Text] / /Science and Education. - No.5 (84). - 2011. - P. 91-99.