Полиэтнический российский социум: этнические основания интеграционных процессов
Волков Юрий Григорьевич,
заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической социологии и методологии региональных исследований, научный руководитель Института социологии и регионоведения Южного федерального университета E-mail: [email protected]
Цель исследования - рассмотреть этническую идентичность как основание интеграционных процессов в специфических условиях полиэтничности российского социума. Методологическая база исследования строится на конструктивисткой, инструменталисткой и интеграционной концепциях этнической идентичности; этническая интеграция рассмотрена как часть социальной в рамках структурно-функционального и культурологических подходов; подходе Дж. Ротшильда к политизированной этничности; теории идентичности Э. Эриксона. Результаты исследования. Проанализирована специфика этнической идентичности, ее связь с этническим самосознанием, раскрыты особенности интегративных процессов, определяемые полиэтничностью социума, раскрыта мобилизационная роль этнической интеграции и ее конфликтогенность, рассмотрены проблемные аспекты интеграции мигрантов в российском полиэтническом обществе, предпринята попытка оценить направленность интегративных процессов для мигрантов в Ростовской области. Перспективы исследования связаны с анализом этносоциальной политики и ее инструментов в срезе социокультурной и политической безопасности полиэтнического российского социума.
Ключевые слова: полиэтничность, полиэтничный регион, полиэтнический социум, этническая идентичность, этническая интеграция.
Статья подготовлена в рамках выполнения программы фундаментальных и прикладных научных исследований по теме «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепле-С1 ние общероссийской идентичности» 2023-2025 гг. по проекту «Государственно-гражданская интеграция российского поликультурного общества и адаптационные практики населения в условиях новой территориальности и национальной политики восстановления исторической справедливости» (государственное задание Минобрнауки, внутренний номер ГЗ0110/23-14-РГ).
На данном этапе развития значительно актуализировались вопросы, связанные с полиэтничностью, этническим возрождением и этническими основаниями интеграционных процессов как ключевых черт развития российского общества конца XX - начала XXI веков.
Россия, являясь многонациональным государством, что закреплено в Конституции Российской Федерации1, включает в свой состав 196 различных народностей2, образующих полиэтнический социум. При этом полиэтничность можно рассматривать как характеристику всего государства, в границах которого расположены и взаимодействуют национальные, моноэтнические и полиэтнические регионы, а также специфику конкретно взятых полиэтнических регионов. В каждом российском социуме складывается собственная «уникальная ситуация в сфере межэтнических отношений, своя зона напряженности с набором причин и факторов».
В зависимости от этого мы можем говорить о разных направлениях интеграционных процессов: интеграция регионов в государство, интеграция отдельных этносов в региональное сообщество, внешняя интеграция, обусловленная, например, притоком трудовых мигрантов.
Современные этнические миграции усиливают уровень полиэтничности российского социума.
Текущие условия актуализируют потребность российского общества в интеграции для повышения уровня социокультурной, экономической и политической безопасности государства и отдельных регионов.
Говоря о полиэтническом социуме и интеграции, прежде всего, необходимо определить, что такое этнос, и выделить важные черты этничности.
Стоит отметить важность разграничения понятий «этнос» и «нация».
Нация в мировой истории формируется гораздо позже, чем этносы, а также является более сложным понятием.
«Этнос» - более узкое понятие. Общность генетических характеристик и природных условий бытия выступает главным источником этнической связи и основаниями для этнической дифференциации [7].
Мы будем придерживаться следующей трактовки понятия «этнос», согласно определению А.М. Гафта: этнос - это «исторически сложившаяся группа индивидов, которые при всех их индивидуальных различиях имеют и ряд общих характеристик, делающих их людьми определенной этнической принадлежности, а саму их группу отдельным этносом, отличным от других этносов. Любой этнос имеет свой демографический корпус, установленную численность этнических индивидов, проживающих на определенных территориях обитания в определенное время» [7, С. 59]. Индивиды, формирующие этнос, находятся в социально-экономических отношениях, говорят на понятном всем участникам коммуникации языке, сохраняют свою специфическую культуру. Размеры группы и плотность расселения по территории может варьироваться от маленьких до больших показателей для
1 Конституция Российской Федерации http://kremlin.ru/acts/ constitution/item#chapter_start
2 Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года https://rosstat.gov.ru/vpn_popul
каждого этноса. Поскольку этнос, как и любая другая социальная система, является открытой системой, его характеристики определяются и меняются под влиянием меняющихся исторических условий. Этнос всегда характеризуется проживанием в моноэтническом коллективе [10]. Однако несколько этносов могут соседствовать в одном регионе, взаимодействуя между собой и формируя таким образом полиэтнические регионы.
Этничность же - это набор характеристик, позволяющих отличать один этнос от другого, а также дает возможность для этнической самоидентификации, что является довольно важным фактором для интеграционных процессов. Кроме самоидентификации этнические признаки формируют этническое самосознание, которое, в свою очередь, взаимосвязано с процессами образования, сохранения и модификации этноса [18].
Таким образом, этничность базируется на следующих важных признаках [21]:
- владение языком того или иного этноса;
- усвоение и использование культуры этноса, в том числе использование традиций поведения и образа жизни;
- самосознание и самоидентификация в качестве члена определенного этноса.
В рамках данной статьи мы будем рассматривать этническую идентичность, однако ее структура требует пояснений и относительно самосознания и самоидентификации.
В этносоциологии и междисциплинарных исследованиях понятие идентичности базировалось на работах Э. Эриксона, в которых оно рассматривалось в индивидуальном - через осознание собственного образа -аспекте и социальном аспекте - через причастность, ин-корпорированность индивида в те или иные социальные процессы [22].
Если же говорить об актуальности понятия идентичности в отечественной социальной науке, то она возросла в 1990-х гг. и была связана с проблемами этнической идентификации.
Важным процессом формирования идентичности является выстраивание собственного поведения в соответствии с социальными образцами поведения, социальными ожиданиями и взаимными притязаниями.
В этом моменте находится точка пересечения с этническим самосознанием, которое связано не только с соотношением социальных связей, на которых основывается этническая общность, и осознанием себя в качестве части этноса, но, как отмечает Ю.В. Бромлей [4, С. 97], и с формированием автостереотипов. Т.е. идет осознание поведения своей этнической группы и оно связано с суждениями о других этносах, что проходит более интенсивно в условиях полиэтничности регионального сообщества или государства.
Обобщая, стоит подчеркнуть позицию Л.Н. Гумилева, разработавшего пассионарную теорию этногенеза. В рамках этой теории [8] этнос рассматривается в качестве некоего социального коллектива, естественно сформированного, опирающегося на особый, уникальный и оригинальный стереотип коллективного поведения. Причем данный этнос функционирует как социальная система, отличная от других систем (коллективов), основывающаяся в своем поведении на ощущении ком-плементарности.
Многие социально-политические процессы нельзя анализировать без исследования этноса, поскольку этнос является одной из форм общества, которая возникает до формирования нации, народа и гражданственности и является формой коллективной идентичности.
По мнению Е.А. Пеньковой, этническая идентичность - «это субъективно-символическая сторона эт-ничности, состоящая в том, что люди причисляют себя к какой-либо этнической общности, соотнося черты собственной определенности с рядом объективных характеристик этой общности» [15, С. 129].
Анализируя различные трактовки этнической идентичности, необходимо отметить три базовых подхода к пониманию этничности и этической идентичности:
- примордиалисткий (Л.Н. Гумилев, П. Ван ден Берге, К. Гирц), в рамках которого этнос рассматривается как нечто естественное, характеризующееся общими происхождением и культурой;
- конструктивисткий (Б. Андерсон, Т. Эриксон, В.А. Тишков), согласно которому этничность является социально конструируемым явлением, постоянно подтверждаемым или перестраиваемым [1]. Этнич-ность и этническая идентичность формируется окружающей средой в соответствии с возможностями и рисками [17];
- инструменталистский (Дж. Ротшильд, К. Янг, К. Эн-лое), в рамках которого этничность считается основой социальной интеграции и инструментом, исходящим из экономических и политических интересов групп [12].
В рамках отечественной науки, этничность рассматривается с позиций следующих подходов [20]:
- алармистский, связанный с ситуацией реальной угрозы существованию этнической группы в рамках актуальных границ;
- лоялистский, основанный на стремлении сохранить полиэтничность и дружественные отношения между разными этносами;
- интеграционистский, провозглашающий необходимость консолидации как главного фактора укрепления российской идентичности.
Полиэтнический социум сочетает в себе универсальные и специфические свойства и черты общественных взаимоотношений [19]. С одной стороны, это универсальная форма организации социального пространства. С другой стороны, отношения, которые формируются под действием быта, между членами этнических и региональных сообществ, протекают в специфических системных (исторических, политических, социокультурных, экономических, политических и т.д.) условиях.
Интеграцию, имеющую в основании этничность, рационально рассматривать с точки зрения двух подходов:
- структурно-функционального - согласно Т. Парсон-су, интеграция является фундаментальным свойством социальной системы: есть определенный набор ролей и статусов, определенный уровень лояльности социетальному коллективу, которые определяют социальные обязательства по отношению к этому коллективу [14];
- культурологический - социокультурные аспекты интеграционных процессов в условиях полиэтничности становятся одними из основополагающих, выводя на передний план культурные ориентиры, необходимые для соблюдения баланса между этническим многообразием и необходимым единством. Мобилизационная роль этничности выступает необходимым условием сплачивания групп и восстановления национальной гордости [1]. Политизация этничности укладывается в основу мобилизации и осуществляется в результате пропаганды политических или этнических субъектов. Способность к мобилизации, которой группа может обладать на основе этнической идентичности, позволяет ей отстаивать свои политические и экономические интересы, становясь ресурсом для этих целей.
сз о
сг ш
0
1
-1 У
"О ш
сг
Таким образом, происходит политизация этничности, что предоставляет возможности также для сохранения этнокультурных ценностей, которые могут попадать под риски потери или уничтожения. Мобилизация этнического или регионального сообщества в таком случае будет основана на этническом самосознании, уровень которого возрастает в ситуациях угрозы собственной социальной, политической, экономической или культурной безопасности.
Этническая мобилизация, в зависимости от наличия реальной ситуации ущемления прав, может быть двух видов:
- оборонной, т.е. ответной в ситуации нарушения интересов: когда ресурсы мобилизуются для конкретных действий по защите прав и интересов группы;
- наступательной, т.е. использование уже имеющихся и использующихся ресурсов для достижения дополнительных целей по развитию и получению выгоды [23].
Этничность, будучи многомерным социальным и культурным явлением, служит инструментальным механизмом интеграции. Российский исследователь В.А. Тишков определяет проявления этничности таким образом: «...вызывается к жизни и используется в целях социальной мобилизации, преодоления доминирования и подчинения, социального контроля, осуществления взаимных услуг и солидарного поведения, стремления к гармонии» [17].
При этом, ситуативность возникновения или усиления этнической идентичности в условиях рисков и угроз для собственной безопасности позволяет рассматривать ее одновременно с трех подходов: инструменталистко-го, конструктивисткого и интеграционного. А также можно выделить направленность этнической идентичности на усиление сплоченности внутри этнического или регионального сообщества и одновременное выстраивание социальных и культурных барьеров по отношению к тем, кто не входит в сообщество.
Это в некоторой степени определяет и конфликтоген-ный потенциал этнической идентичности. Так, специалисты в области этнической идентичности Ю.В. Арутюнян и Л.М. Дробижева [2] указывают на тот факт, что этническая идентичность занимает доминирующее положение, в то время как гражданская идентичность занимает под-доминантную позицию. Причем преобладающая позиция этнической идентичности является маркером достаточно сложных этноконфликтных ситуаций, в которых усиливается сепаратиский потенциал.
Однако полиэтничная среда способствует вариативности поведения и повышению уровня толерантности, что в принципе способствует более мягкому разрешению конфликтов и их профилактике. Достигается это, например, за счет формирования этнической осведомленности: «у индивидов, живущих в условиях, сильно отличающихся по своим этническим признакам культуры, этническая идентичность выражена наиболее сильно, а у индивидов, живущих среди групп, близких в культурном отношении, осознание собственной этничности не становится жизненно важной проблемой» [9]. Однако нельзя избежать конфликтов полностью и даже при множестве благоприятных проявлений и реализации лоялистского подхода при выстраивании отношений в полиэтничном социуме будет наблюдаться — межгрупповая напряженность, в том числе, в латентной форме [16].
со Курс, взятый ранее на процессы глобализации, ока-== зывает существенное влияние и на процессы этнической £ интеграции мигрантов в российское полиэтническое об-z щество.
А.В. Носкова указывает, что интеграция мигрантов в российском полиэтническом обществе приводит к возникновению проблем, имеющих отношение к территориальной и социальной целостности этнографических групп в силу того, что: с одной стороны, возникают сложности в процессах адаптации к молниеносно изменяющейся этнокультурной ситуации в российских регионах; с другой стороны - происходит утрата самобытности и монолитности российского регионального социума и его консолидирующая функция.
Кроме того, особой угрозой для полиэтнического российского общества является риск социокультурного раскола «на этнической почве, подобно тем, что случились в Косово. Алгоритм развития событий, приводящий к социальным катаклизмам с этнической окраской, сегодня четко прослеживается» [11, С. 115].
Как известно, этнические мигранты не всегда стремятся интегрироваться в новое (или) социокультурное пространство, напротив, они «конструируют и поддерживают свою этническую идентичность, создают свои поселенческие, хозяйственно-экономические и культурные ареалы, формируются этнические анклавы» [11, С. 114]. Как подчеркивает А.В. Носкова, «одновременно с территориальной локализацией этнических групп по этническому признаку дифференцируются сферы экономической деятельности, сферы бизнеса. Происходит монополизация торговли, рынков, индустрии развлечения и т.д., отдельными этническими группами» [11, С. 114].
В этой связи А.В. Носкова предполагает, что в будущем вероятен риск развития конфликтного противоборства между коренном населения и этническими мигрантами. Это может объясняться и противоположными репродуктивными установками, и установками на трудоустройство в ситуации дефицита рабочих ресурсов [11, С. 116].
Миграционные процессы, протекающие в российском региональном социуме, по мнению исследователей Юга России, это - «результат неоднозначных, трудно прогнозируемых социально-политических, экономических и социокультурных процессов, которые происходят в стране и в мире» [6, С. 67].
Проблемные аспекты этнической миграции затрагивают практически все сферы социальной жизнедеятельности российского социума:
- политическую (возникновение конфликтов между титульным этносом и мигрантами);
- экономическую (обострение экономической конкуренции в сфере бизнеса и рынка труда), демографическую (утрата генофонда);
- культурную (снижение культурного уровня этноса, навязывание иной культуры на фоне частичной утраты собственной культуры);
- социальную сферу (углубление проблемы социальной безработицы, нарастание жилищной проблемы, появление новых заболеваний социального генеза, уменьшение уровня образования, эскалация межэтнического конфликтогенного потенциала) [6, С. 67]. Однако стоит заметить, что в условиях депопуляции
коренного населения этническая миграция выполняет весьма важные функции - компенсирует дефицит рабочей силы, способствует решению демографических и экономических проблем.
Российские ученые Ю. Г. Волков, В.И. Курбатов и Р.Д. Хунагов выделяют четыре современных тренда этнической интеграции: ускорение, носящее массовый характер; многообразие форм, для которого характерно многообразие типов миграции; глобализация миграционных процессов; феминизация, которой присущ рост мигрантов среди лиц женского пола [5, C. 376].
Интеграционные процессы в полиэтническом социуме, таким образом, носят амбивалентный характер:
- с одной стороны, полиэтничность приводит к развитию социокультурных отношений и формированию социокультурного капитала в результате совместной этнокультурной, социально-экономической деятельности различных этносов;
- с другой стороны, полиэтничность российского социума может инициировать различные этнические анклавы в российском социуме «к этническому сепаратизму, росту напряженности, межэтническим конфликтам и ухудшению экономических условий» в обществе [5, С. 378].
Как подчеркивают Ю.Г. Волков, В.И. Курбатов, Р.Д. Хунагов, «интеграция в полиэтническом пространстве приводит исследователей к новому проблемной узлу» [5, С. 378]. В частности, в условиях внешнеэкономического санкционного давления и проведения специальной военной операции возможность принимать мигрантов актуализируется наиболее остро и необходим своевременный мониторинг миграционных процессов и уровня интеграции мигрантов в российское общество. Эти процессы, конечно, могут усложняться полиэтнично-стью российского социума.
Полиэтничность, будучи сложноорганизованным явлением и отражением внешних миграционных процессов, воздействует на внутренние процессы развития всякого полиэтнического общества «такими способами, как социальное и социокультурное взаимодействие, которое характеризуется конкретными социальными отношениями, относительной социальной близостью и конкретным практическим взаимодействием людей из разных этнических групп» [5, С. 378].
В случае интеграции мигрантов можно наблюдать субъект-субъектные отношения, в рамках которых ее уровень зависит и от принимающей стороны, и от самых мигрантов.
Одним из способов провести оценку уровня интеграции и выяснить возможные проблемы, сопровождающие миграционные процессы, является анализ сообщений в СМИ о мигрантах: их количество, тональность и формирующийся образ мигрантов. В этой статье будут рассмотрены данные контент-анализа интернет-изданий Ростовской области, которые были получены в ходе исследования СМИ коллективом ЮРФ ФНИСЦ РАН в апреле-мае 2022 года.
Были выявлены следующие категории мигрантов: беженцы и вынужденные переселенцы; иностранные студенты; иностранные туристы; нелегальные мигранты; трудовые мигранты; без указания категории. Период отбора сообщений продолжался с 2019 года по первый квартал 2022 года. Массив отобранных сообщений составил 756 единиц [3]. Их распределение показано на рис. 1.
и 3 они разбиты на 2 категории - негативная (рис. 2) и положительная (рис. 3) тональности.
Авторы исследования отмечают, что появление сообщений о мигрантах довольно сильно зависит от событий, что привело к всплеску публикационной активности в феврале-марте 2022 г. и превалированию категории беженцев среди других категорий мигрантов на территории Ростовской области.
Нет серьезной разницы между количеством положительных и негативных сообщений о мигрантах, поэтому можно предположить, что нет специальной направленности в формировании образа мигранта в СМИ Ростовской области [13]. Однако это позволяет сделать вывод о том, что нет внутренней интеграции, направленной против мигрантов. Этот факт, на наш взгляд, свидетельствует в пользу принятия этнических мигрантов на социальном и психоэмоциональном уровнях сознания коренного населения как неизбежность.
Рис. 2. Тематика негативных сообщений о мигрантах в СМИ
Рис. 1. Распределение категорий мигрантов в сообщениях СМИ
Кроме того, авторами исследования был проведен анализ тональности сообщений о мигрантах. На рис. 2
Рис. 3. Тематика позитивных сообщений о мигрантах в СМИ
Также этот вывод подтверждают и две основные темы позитивных сообщений о мигрантах: оказание государственной поддержки мигрантам, размещение беженцев, помощь волонтеров и описание примеров положительного поведения представителей принимающей стороны по отношению к мигрантам, т.е. действия, направленные на как можно более интенсивную и комфортную интеграцию мигрантов в региональный социум.
Российское общество, как на общегосударственном уровне, так и на уровне отдельных регионов, безусловно, представляет собой полиэтнический социум. Формирование российской идентичности «в контексте интеграции (федеральный центр - регионы) предполагает рассмотрение этничности как культурной идентичности и культурного многообразия общества». Это накладывает специфику на социальные взаимодействия внутри по-лиэтничных регионов, между регионами и в рамках федерального центра и целого государства. Среди прочих видов интеграции, в условиях полиэтничности и текущей экономической, социальной и политической ситуации, этническая интеграция обладает особой значимостью, по-
СЭ О
>
:= сг ш
0
1
-1 У
S А
> -а
и
=Е
А
Cl I_
u
скольку она адаптивна под изменяющуюся окружающую среду, может использоваться в качестве инструмента по защите своих социальных, политических и культурных прав и служит ресурсом для социальной мобилизации.
Литература
1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Кучково поле. 2016. 416 с.
2. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Этносоциология перед вызовами времени // Тощенко Ж.Т., Романовский Н.В. Вехи российской социологии 1950-2000-е годы. СПб.: Алетейя, 2010. С. 195-212.
3. Бедрик А.В., Бинеева Н.К., Пантелеев В.Г. Отражение категорий мигрантов в региональных СМИ и возможность его влияния на их интеграцию в принимающее общество: по материалам контент-анализа Интернет-изданий Ростовской области // Гуманитарий Юга России. 2022. № 6. С. 112-127.
4. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М. 1973.
5. Волков Ю.Г., Курбатов В.И., Хунагов Р.Д. Интеграция в полиэтническом обществе: пути, современные тренды и проблемные узлы // Социология. 2022. № 1. С. 373-388.
6. Гафиатулина Н.Х., Самыгин С.И., Рачипа А.В. Социальное здоровье российской молодежи в контексте региональных миграционных процессов: угрозы национальной безопасности // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 19. № 3. С. 59-71.
7. Гафт А.М. Полиэтничность современной России // Вестник Югорского государственного университета. 2016. № 1(40). С. 58-64.
8. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л.: Ги-дрометеоиздат, 1990.
9. Гуриева С.Д. Установка и межэтнические отношения. СПб.: Нестор-История. 2008. 272 с.
10. Ешич М.Б. Этничность и этнос как феномены различия и феномены развития // Мир психологии. 2004. № 3 (39). С. 24-37.
11. Носкова А.В. Современные демографические тенденции и этнические процессы: специфика столичного мегаполиса // Социальная политика и социология. 2008. № 2 (38). С. 109-117.
12. Омелаенко Н.В. Теоретические парадигмы этнично-сти // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 2. 2015. С. 95-98.
13. Пантелеев В.Г. Воздействие образа мигрантов в региональных СМИ на возможности их интеграции в принимающее общество: на примере Ростовской области // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 6. С. 54-59.
14. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л.А. Седова, А.Д. Ковалева; под ред. М.С. Ковалевой. Москва: Аспект Пресс. 1998. 270 с.
15. Пенькова Е.А. Русские: к вопросу об этнической идентичности // Социальная политика и социология. 2008. № 2 (38). С. 128-135.
16. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл. 1998. 389 с.
17. Тишков В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. 1997. № 3. С. 3-21.
18. Чебоксаров Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых [Текст] / Н.Н. Чебоксаров // Советская этнография. 1967. № 4. С. 94-110.
19. Чигрин В.А. Особенности интеграции этносов Крыма в Российский полиэтнический социум / Гуманитарий Юга России. 2016. Том. 20. № 4. С. 84-94.
20. Шабаев Ю.П., Садохин А.П. Дискурс этнической и гражданской идентичности. Финноугорский мир России в материалах переписи 2010 г. // ПОЛИС (Политические исследования). 2013. № 3. С. 113125.
21. Широкогоров С.М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Шанхай - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2002.
22. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. 1996. 342 с.
23. Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий: сб. ст. / под ред. Ф. Барта; пер. с англ. И. Пильщикова. М.: Новое изд-во. 2006. 198 с.
CONSOLIDATION OF THE RUSSIAN REGIONAL COMMUNITY: RISK AND THREAT ANALYSIS
Volkov Yu.G.
Southern Federal University
The purpose of the study: to consider ethnic identity as the basis of integration processes in the specific conditions of polyethnic-ity of Russian society. The methodological basis of the research is based on the constructivist, instrumentalist and integration concepts of ethnic identity; ethnic integration is considered as part of the social within the framework of structural-functional and cultural approaches; J. Rothschild's approach to politicized ethnicity; E. Er-ickson's theory of identity. Research results. The specifics of ethnic identity, its connection with ethnic identity are analyzed, the features of integrative processes determined by the polyethnicity of society are revealed, the mobilization role of ethnic integration and its con-flictogenicity are revealed, he problematic aspects of the integration of migrants in the Russian multi-ethnic society are considered, an attempt is made to assess the direction of integrative processes for migrants in the Rostov region. Prospects of the study relate to the analysis of ethnosocial policy and its tools in the context of socio-cultural and political security of the multiethnic Russian society.
Keywords: polyethnicity, polyethnic region, polyethnic society, ethnic identity, ethnic integration.
References
1. Anderson B. Imagined communities. Reflections on the origins and spread of nationalism. M.: Kuchkovo field. 2016. 416 p.
2. Arutyunyan Yu.V., Drobizheva L.M. Ethnosociology before the challenges of time // Toshchenko Zh.T., Romanovsky N.V. Milestones of Russian sociology 1950-2000s. St. Petersburg: Aletheya, 2010. pp. 195-212.
3. Bedrik A.V., Bineeva N.K., Panteleev V.G. Reflection of categories of migrants in regional media and the possibility of its influence on their integration into the host society: based on content analysis of Internet publications in the Rostov region // Humanitarian of the South of Russia. 2022. No. 6. pp. 112-127.
4. Bromley Yu.V. Ethnicity and ethnography. M. 1973.
5. Volkov Yu.G., Kurbatov V.I., Khunagov R.D. Integration in a multiethnic society: paths, modern trends and problem areas // Sociology. 2022. No. 1. pp. 373-388.
6. Gafiatulina N. Kh., Samygin S.I., Rachipa A.V. Social health of Russian youth in the context of regional migration processes: threats to national security // Humanitarian of the South of Russia. 2016. T. 19. No. 3. P. 59-71.
7. Gaft A.M. Polyethnicity of modern Russia // Bulletin of Ugra State University. 2016. No. 1(40). pp. 58-64.
8. Gumilyov L.N. Ethnogenesis and biosphere of the earth. L.: Gi-drometeoizdat, 1990.
9. Gurieva S.D. Attitude and interethnic relations. St. Petersburg: Nestor-History. 2008. 272 p.
10. Esic M.B. Ethnicity and ethnicity as phenomena of difference and phenomena of development // World of Psychology. 2004. No. 3 (39). pp. 24-37.
11. Noskova A.V. Modern demographic trends and ethnic processes: specifics of the capital metropolis // Social policy and sociology. 2008. No. 2 (38). pp. 109-117.
12. Omelaenko N.V. Theoretical paradigms of ethnicity // News of higher educational institutions. Sociology. Economy. Policy. No. 2. 2015. pp. 95-98.
13. Panteleev V.G. The impact of the image of migrants in regional media on the possibilities of their integration into the host society: the example of the Rostov region // Social and humanitarian knowledge. 2022. No. 6. P. 54-59.
14. Parsons T. System of modern societies / trans. from English L.A. Sedova, A.D. Kovaleva; edited by M.S. Kovaleva. Moscow: Aspect Press. 1998. 270 p.
15. Penkova E.A. Russians: on the issue of ethnic identity // Social politics and sociology. 2008. No. 2 (38). pp. 128-135.
16. Soldatova G.U. Psychology of interethnic tension. M.: Meaning. 1998. 389 p.
17. Tishkov V.A. On the phenomenon of ethnicity // Ethnographic Review. 1997. No. 3. P. 3-21.
18. Cheboksarov N.N. Problems of the typology of ethnic communities in the works of Soviet scientists [Text] / N.N. Cheboksarov // Soviet ethnography. 1967. No. 4. P. 94-110.
19. Chigrin V.A. Features of the integration of Crimean ethnic groups into the Russian multiethnic society / Humanitarian of the South of Russia. 2016. Vol. 20. No. 4. pp. 84-94.
20. Shabaev Yu.P., Sadokhin A.P. Discourse of ethnic and civic identity. Finno-Ugric world of Russia in the materials of the 2010 census // POLIS (Political Research). 2013. No. 3. P. 113-125.
21. Shirokogorov S.M. Ethnicity: Study of the basic principles of change in ethnic and ethnographic phenomena. Shanghai -Vladivostok: Far Eastern University Publishing House, 2002.
22. Erickson E. Identity: youth and crisis. M. 1996. 342 p.
23. Ethnic groups and social boundaries. Social organization of cultural differences: collection. Art. / ed. F. Barta; lane from English I. Pilshchikova. M.: New publishing house. 2006. 198 p.