Интеграция в полиэтническом обществе: пути, современные тренды и проблемные узлы
Волков Юрий Григорьевич,
доктор философских наук, профессор, Адыгейский государственный университет, научный руководитель Южно-Российского филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук E-mail: [email protected]
Курбатов Владимир Иванович,
доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Южно-Российского филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук E-mail: [email protected]
Хунагов Рашид Думаличевич,
доктор социологических наук, профессор, директор НИИ комплексных проблем АГУ E-mail: [email protected]
В данной статье обсуждаются проблемы этнической интеграции в полиэтническом обществе, которые имеют место на фоне глобальных мировых процессов. Показано, что интеграция осуществляется разными путями, целью которой является формирование культурного плюрализма, что реализуется посредством таких моделей, как бикультурализм, мультикультурализм, ин-теркультурализм, транснационализм и путь межкультурного развития. Дается характеристики мультикультурализма, являющегося альтернативой бикультурализму, выявляются его ограниченности. Как один из путей этнической интеграции рассматривается интеркультурализм, включающий в себя три взаимосвязанных элемента: межкультурный диалог, гибкость идентичности и чувство единства, рассматриваемый как альтернатива мультикультурализму. Адепты этого пути интеграции называют интеркультура-лизм новой идеологией этнической интеграции, а критики называют интеркультура-лизм «пост-мультикультурализмом» и всего лишь модификацией мультикультурализма. Рассматривается новый тренд этнической интеграции в виде транснационализма, который реализует идею создания публичного пространства и расширяет концепцию культурной интеграции, при этом гражданство становится правом страны проживания. Рассматриваются плюсы и минусы полиэт-ничности, как в виде ресурса развития, так и в виде этнической сегрегации, межэтнического напряжения и межэтнических кон-
фликтов. Формируется новый тренд в виде государственно-гражданской интеграции, которая является основой формирования гражданско-государственной (национально-гражданской) идентичности, для которой требуются необходимые условия (адекватная государственная национальная политика, переосмысление в научном и публичном дискурсе сущности редуцирования этнической розни и социальной дифференциации в государственно-гражданское единство) и достаточные условия, которые реализуются на уровне социальных чувств (которым относятся чувства социальной справедливости, чувства подлинного социального равенства и равноправия, чувства ответственности, подлинного реального равенства перед законом). Только в единстве необходимых и достаточных условий может сформироваться представление о подлинном гражданско-национальном единстве, без чего реальный процесс национально-этнической интеграции в полиэтническом обществе в принципе не может быть реализован. Обсуждение указанных вопросов формируют проблемные узлы научного исследования.
Ключевые слова: интеграция, полиэтничность, би-культурализм, мультикультурализм, интеркульту-рализм, транснационализм, государственно-гражданская интеграция, национально-гражданская идентичность.
373
Актуальность темы исследования
Процессы этнической интеграции имеют место на фоне глобальных мировых процессов, которые оказывают значительное влияние на них. К числу таких глобальных процессов нужно отнести прежде всего мировое миграционное движение, которое трансформировалось за последние годы в глобальную миграцию. Многие миграционные потоки являются двунаправленными или даже разнонаправленными. Примером этого являются миграционные потоки из Узбекистана в Россию и Казахстан или из Украины в Россию, ЕС и Турцию. Анализ показывает, что эти двух- или трехсторонние процессы охватывают большое количество разных стран в различных континентальных регионах.
Такие зарубежные исследователи, как Р. Виллемс, Х. Клерк, К. Тиммерман и К. Хеммерехтс отмечают, что возник новый динамический многополярный миграционный порядок и новая миграционная политика, связанная с новыми визовыми правилами, новые типы прав, которые определяют права мигрантов [1]. Д. Странджио и А. Де Роуз утверждают, что глобализация миграции с необходимостью вызовут к жизни новые модели миграции [2].
Все это, по мнению Ф. Дювелла, характеризует возникновение нового социального порядка миграции, который реализуется на макроуровне. Это затрагивает самые разные социальные институты, такие как институты гражданского общества, семья, церковь, институты образования, правопорядка и СМИ, а также тесно связано с экономикой в целом и, политикой. Этот новый социальный порядок миграции выражается институциональной моделью, которая является структурированной, регулярной, включающей в себя отношения между государствами и отношения индивидов с государствами [3].
Концепция глобального миграционного порядка дополняет демографические, экономические и политические порядки и, как отмечают такие зарубежные исследователи, как Дж. Аран-
до, Х. Грэме, Д. Массей, А. Коауоси, А. Пеллегрино и Э. Тэйлор, выражаются моделями факторов макро-, мезо-и микроуровня, что способствует более полному анализу структурированного, регулярного, шаблонного поведения и взаимодействия между людьми, коллективами или организациями. Вывод, который делают указанные авторы таков: глобальная миграция является процессом не этническим, а социальным, экономическим и политическим. [4]. Глобальная миграция и новый социальный порядок, характеризующий новые типы отношений и реализующийся в различных моделях миграции, исследование которых также представляет значительный исследовательский интерес. Исследование этнической интеграции с учетом глобального миграционного порядка является актуальной теоретической и практической задачей.
Степень научной разработанности
Разработанность данной темы научного исследования связана с обсуждением сущности интеграции и путей ее реализации. Под интеграцией, как отмечают отечественные и зарубежные исследователи, такие как Ж.А. Мингалева, И.О. Сорокина, Н.С. Тумаков, Л.А. Тыбылгинова, С.С. Чернов, С.Д. Баргер, Л.Ф. Беркман, Дж. Холь-Лунстад, М. Крисан, К. Картер, М. ван Лонден и другие, понимается процесс, посредством которого осуществляется объединение в некоторое единое целое отдельных частей или элементов, при этом указанные части или элементы прекращают свое обособленное состояние [5]. Применительно к полиэтническому обществу, процесс интеграции может осуществляться разными путями. Один из них - это ассимиляция (от лат. assimilation - употребление, слияние, усвоение), которая выражается в процессе слияния одного народа с другим, при этом один из народов обычно полностью или частично утрачивает свой язык, культуру и свое национальное самосознание.
Это, как отмечают исследователи, такие как Т.А. Рябиченко, Н.М. Лебедева, Р.М. Контини, процесс взаимопроникновения и слияния, который может
374
быть опережающей (реализующийся за счет большинства), вытесняющей (вытеснение национального меньшинства с некоторой территории) и конверсионной (реализующейся за счет смены идентичности ее носителями). Ассимиляция - это одна из форм аккультурации, вернее, это крайняя форма аккультурации, в соответствии с чем, происходит полное усвоение ценностей другой культуры и отказ от собственных норм и ценностей, целью которой является культурный плюрализм [6].
Культурный плюрализм как один из путей этнической интеграции содержит в себе целый спектр векторов, таких как бикультурализм, мультикульту-рализм, интеркультурализм и путь межкультурного развития. Термин «мультикультурализм» впервые вошел в обиход в 1960-х годах. Мультикультурализм, как характеризует его Р. Брубакер, был своеобразным вызовом национальному единству [7]. Т. Модуд считает, что мультикультурализм выступает как расширение концепции национального гражданства и национализма, называя данную идеологию «мультикультурным национализмом», который выражает возможность приспособиться к политической суверенности [8].
К важнейшим принципам мультикультурализма, как отмечает Г. Тер-борн, относятся следующие:
- признание культурного плюрализма как нормы современного демократического общества;
- гарантии индивидам и группам сохранения культурной идентичности и особенностей;
- недопущение дискриминации по культурным различиям;
- государственное и общественное противодействие ксенофобии [9]. Мультикультурализм стал своеобразной альтернативой бикультура-лизму, который выражает состояние наличия или наследования двух или более культур. Культуру в этом контексте определяли, как усвоенную систему смыслов, значений и поведенческих для определенной социальной группы. Бикультурализм, как отмечают
В. Бенет-Мартинец и Дж. Харитатос, в свою очередь заменил термин «культурный плюрализм» [10]. Как отмечают М. Веркуйтен, К. Югесварен, К. Мефан и С. Спронг, бикультурализм может включать в себя разные социальные чувства, среди которых чувство гордости, чувство особенности и уникальности, а также чувство общности и культурной истории. Но вместе с тем эти чувства включают в себя некоторую путаницу в формировании идентичности, поскольку на основе указанных чувств возникают двойные или даже множественные ожидания в процессе идентификации и способность предупреждать конфликты этнических ценностей [11].
На этой основе возникает идея межкультурного диалога, который, по словам И.Б. Пенаса и М.К. Лопеса-Саенца, является основой новой идеологии этнической интеграции, а именно, интер-культурализма. Интеркультурализм, по словам указанных авторов, ищет выхода из сложившегося положения, в результате чего возникает феномен множественности культур [12]. Но у такой новой идеологии этнической интеграции как интеркультурализм, есть и свои оппоненты. Так, Джеральд Деланти полагает, что интеркультурализм может в той или иной форме включать в себя мультикультурализм [13].
В настоящее время, на что обращают внимание М. Баррет, Н. Меер, Т. Мо-дуд, и Р. Сапата-Барреро, идут оживленные дебаты относительно сходства и различия мультикультурализма и ин-теркультурализма [14]. Так, защитники интеркультурализма, в частности, Г. Бу-шар утверждает, что это новая идеология заявляют, что интеркультурализм избегает многих ловушек, связанных с мультикультурализмом [15], в то время как, критики этой новой идеологии, например, Т. Кэнтл, утверждают, что разница между интеркультурализмом и мультикультурализмом сильно преувеличена и интеркультурализм - это всего лишь модификация мультикультурализма [16]. С другой стороны, концепция интеркультурализма, соглас-
375
но Р. Сапате-Барреро, является «пост-мультикультурализмом» [17].
Интеркультурализм включает три взаимосвязанных элемента: межкультурный диалог, гибкость идентичности и чувство единства и предлагается как альтернатива мультикультурализму в том плане, что последний, по словам Г. Гудхарта, К. Джоппке и Э. Сену, является основой формирования плюралистической монокультурности, которая связана с достаточно неопределенной идентичностью, в то время как интер-культурализм является идеологией создания межгрупповой гармонии в обществе, которая характеризуется сверхразнообразием, основанной на двойной идентичности [18]. При этом муль-тикультурализм в основном имеет отношение к идентичности меньшинств и их прав, в то время, как интеркультура-лизм, отмечают Г. Бушар и К. Тейлор, ориентируется и на права большинства [19]. Анализ соотношения и оценка таких путей этнической интеграции, как бикультурализм, мультикультура-лизм, интеркультурализм, транснационализм, является важным проблемным узловым пересечением исследовательского интереса.
Для различных путей этнической интеграции присущи различные тенденции, или, как их сегодня принято называть, различные тренды. Можно выделить несколько основных тенденций этнической интеграции: а) ускорение, согласно которой миграция приобретает массовый характер; б) многообразие форм, тенденция, согласно которой миграция характеризуется многообразием типов; в) глобализация, согласно, чему миграция становится общемировой; г) феминизация, которая характеризует рост числа женщин среди мигрантов. Различные пути и тенденции интеграции формируют важный проблемный узел, который требует своего исследования.
Согласно тому, что отмечают такие исследователи как Ф.Ф. Пароникьян, П. Вудс и Э. Гругеон, наряду с процессами интеграции имеют место и процессы дезинтеграции, в соответствии
с чем дезинтеграция приводит к понижению уровня межэтнического взаимодействия. Характеризуя процесс дезинтеграции как отрицательный процесс, поскольку он способствует ослаблению этнических традиций, а с другой - он является основанием трансформации национально-этнической солидарности в солидарность транснациональную, указанные авторы оценивают этническую дезинтеграцию как один из современных трендов [20]. Соотношение интеграции и дезинтеграции также формируют соответствующий проблемный узел.
Цель исследования
Целью исследования в настоящей статье является осмысление путей интеграции в полиэтническом обществе, выявление основных трендов интеграции и выявление тех узловых проблем, которые возникают на этом пути, в частности, осмысление глобальной миграции и нового социального порядка, который характеризует новые типы отношений, реализующиеся в различных моделях миграции, Целью исследования является выявление, анализ соотношения и оценка таких путей этнической интеграции, как бикультурализм, мультикультурализм, интеркульту-рализм, транснационализм, что выступает важным проблемным узловым пересечением исследовательских интересов. Важной целью является также выявление и характеристика плюсов и минусов полиэтнического общества как ресурса развития общества в форматировании необходимых и достаточных условий для формирования представлений о подлинном гражданско-национальном единстве, без чего реальный процесс национально-этнической интеграции в полиэтническом обществе в принципе не может быть реализован.
Авторская гипотеза
Процессы этнической интеграции имеют место на фоне глобальных мировых процессов, они затрагивают самые разные социальные и государственные институты, институты гражданского общества, семью, церковь, институты образования,
правопорядка и СМИ, при этом возникает новый социальный порядок, который определяет процессы интеграции, которые реализуются разными путями, такими как бикультурализм, мультикультурализм, интеркультурализм, транснационализм и путь межкультурного развития, которые имеют свои особенности, свои достоинства и свои недостатки, образуя новые тренды. Новый тренд реализуется в виде государственно-гражданской интеграции, являющийся основой формирования гражданско-государственной (национально-гражданской) идентичности. Для его полновесного воплощения требуются необходимые условия (адекватная государственная национальная политика, переосмысление в научном и публичном дискурсе сущности редуцирования этнической розни и социальной дифференциации в государственно-гражданское единство) и достаточные условия, которые реализуются на уровне социальных чувств (которым относятся чувства социальной справедливости, чувства подлинного социального равенства и равноправия, чувства социальной ответственности, подлинного реального равенства перед законом). Только в единстве необходимых и достаточных условий может сформироваться представление о подлинном гражданско-национальном единстве, без чего реальный процесс национально-этнической интеграции в полиэтническом обществе в принципе не может быть реализован. Обсуждение указанных вопросов формируют проблемные узлы научного исследования.
Методология исследования
Методологией настоящего исследования, равно как и выявленных проблемных узлов являются системные методы оценки институциональных характеристик процессов интеграции в полиэтническом обществе, комплексная характеристика и оценка научно-теоретического дискурса в виде различных концепций интеграции, публичного дискурса в виде масс-медийных практик и обобщение полученных результатов посредством выделения, сравнения, оценки и концеп-
туализации тенденций трансформации интеграционных процессов под действием глобальных изменений, вызванных формированием нового миграционного социального порядка.
Обсуждение
Характеризуя новые тренды этнической интеграции в полиэтническом общества, Джейн Джекобс, канадско-американская писательница, активистка, теоретик городского планирования и одна из осно-воположниц движения нового урбанизма на примере городов США установила положительную корреляцию между «процветанием» города и «городским разнообразием». Среди факторов, влияющих на городское разнообразие, она выделяет в городе наличие высокой концентрации разных по социальным и национально-этническим характеристикам людей [21]. Выявление качественных и количественных маркеров соотношения динамики социального развития и этнического разнообразия указывают еще на один проблемный узел.
Соответственно, это ставит проблему выделения факторов и ресурсов эт-но-интеграции, которая в условиях полиэтнического общества может рассматриваться под разными углами зрения. С одной стороны, социальное разнообразие, включающее в себя полиэтническое разнообразие, является важными ресурсами и факторами динамичности его развития. С точки зрения таких отечественных исследователей, как И.Б. Бритвина, Г.А. Савчук, А.М. Брит-вин, С.А. Жбанкова, В.Н. Найденко, В.В. Перская и зарубежных авторов таких, как И. Делапорте, Т. Модуд и других, является важным фактором этнической толерантности [22]. И если полиэтническое разнообразие выступает фактором этнической толерантности, то это тоже указывает на проблемный узел, исследование которого является важным и интересным.
Но есть и другая сторона этнической интеграции, которая имеет негативную коннотацию и выражается в самых разных, порою деструктивных последствиях. В частности, это выражается
377
формировании устойчивых этнических сепарациях, этнических диаспорах, а в крупных городских агломерациях в формировании так называемых «этнических кварталов». Это отмечает и автор теории аккультурации Дж. Бер-ри, и отечественные исследователи, разрабатывающие методологический инструментарий такие, как З.Х. Лепша-кова, Маркова С.Д., А.Н. Татарко [23].
Устойчивые этнические сепарации являются почвой для формирования межэтнического напряжения и межэтнических конфликтов. Этническая сепарация и конфликтогенность этнических диаспор, как отмечают такие отечественные исследователи, как В.А. Авксентьев, И.О. Бабкин, Н.П. Медведев, В.К. Полуянов, А.Ю. Хоц, В.В. Шню-ков и другие, характеризуется тем, что они обусловлены зависимостью от сочетания различных социально-экономических факторов, таких как безработица, жизненно-бытовые условия, коррупция, этническая преступность. Свою роль играют социокультурные и социально-психологические факторы, в частности, культурная дистанция, языковые барьеры, негативные этно-национальные стереотипы и установки, которые создают следующий проблемный узел, который должен быть на острие исследовательских интересов [24].
Интеграция в полиэтническом пространстве приводит исследователей к новому проблемному узлу, «развязывание» которого связано с множеством понятий. Полиэтничность является существенным фактором развития многих государств в современном мире, которая проявляется в результате совместного существования многих народов, включая коренные народы и иммигрантов. Соответственно этому, современная полиэтничность тесно связана с глобальной миграцией. Полиэт-ничность как выражение глобальной миграции существенно влияет на внутреннее развитие многих стран такими способами, как социальное и социокультурное взаимодействие, которое характеризуются конкретными соци-
альными отношениями, относительной социальной близостью и конкретным практическим взаимодействием людей из разных этнических групп в пределах одной страны.
Полиэтничность есть сложное социальное явление, которое можно и нужно рассматривать с разных точек зрения. С одной стороны, полиэтничность может приводить к развитию социального и культурного капитала, что является результатом совместной экономической и этнокультурной деятельности различных этнических групп в принимающем обществе и укрепления отношений между ними. Но с другой стороны, это может приводить к этническому сепаратизму, росту напряженности, межэтническим конфликтам и ухудшению экономических условий в стране проживания.
Полиэтничность, как отмечает А. Хеаз, есть социальный феномен, который характеризуется тем, что в обществе наличествуют многообразные этнические и культурные группы, которые могут иметь социокультурное сходство и географическую близость ввиду диффузии культур посредством общей истории, религии и языка, который является важным средством порождения, поддержания и передача этнической культуры из поколения в поколение [25].
Этническая сепарация и этнические диаспоры в процессе интеграции в полиэтническом обществе неизбежно выводят нас на понятие «культурный национализм». Культурный национализм, по мнению Елизабет Бишоп, - это социокультурное движение, ориентированное на возрождение национального сообщества, которое является как бы «предполитическим движением» и выступает как вспомогательное средство по отношению к ориентированному на государство национализму, что не исключает формирование этно-на-циональной идентичности и вдохновляет скорее коммунитарное, чем государственное видение политического порядка [26].
Как отмечает Марианна Хоровитц, культурные националисты акцентируют
378
внимание не на этнической принадлежности, а на этническую традицию, этническое наследие и этническую культуру. Это, по ее мнению, вводит в дискурс о полиэтническом обществе такие понятия, как «культурный национализм с национальным государством или без него», «культурный национализм и права человека», «модернизация культурного национализма», «культурный национализм, национальный язык и религия» и т.п. [27]. Как пишут в широко известной «Энциклопедия расы, этнической принадлежности и национализма Вили Блэквелла», термин «культурный национализм» относится к движениям групповой преданности, основанным на общем наследии, как в языке, истории, литературе, песнях, религии, идеологии, символах, земле или памятниках [28].
Интеркультурализм, по мнению М.К. Лопеса Саенца и И.Б. Пенаса - это выход за пределы обычного и пассивного факта принятия множественности культур, что свойственно мультикульту-рализму, и это способствует созданию межкультурного диалога [29]. В связи с этим возникла новая идеология, выросшая на противопоставлении мульти-культурализма и интеркультурализма в виде поликультурности. Поликультурность как новая идеология основывается на взаимодействии и взаимосвязи между этносами, а не акценте на принадлежности к этническим группам. По мнению С. Леви и Л. Розенталя, именно это является реальностью межкультурных связей [30].
Указанные пути этнической интеграции форматируют новый тренд, а именно, как отмечает Р. Касторяно, транснационализм, который реализует идею создания публичного пространства и расширяет концепцию культурной интеграции. Транснационализм делает акцент на двойном гражданстве. Гражданство становится правом страны проживания. Это, по его мнению, осуществляется за счет формирования «политики диаспоры», как некоторого способа политики поддержания лояльности граждан «за границей» [31]. Та-
ким образом, транснационализм ставит проблему о национальном публичном пространстве. Соответственно, это расширяет культурную интеграцию порождает идею нетерриториальной государственности, что в какой-то мере соответствует тенденциям глобализации.
Результаты
Процессы интеграции в полиэтническом обществе имеют место на фоне глобальных мировых процессов, они затрагивают самые разные социальные институты, институты гражданского общества, семью, церковь, институты образования, правопорядка и СМИ, при этом возникает новый социальный порядок, который определяет процессы интеграции, которые реализуются разными путями.
В качестве путей реализации интеграции в полиэтническом обществе выявлены и оценены, как имеющие свою специфику, достоинства и недостатки, такие как бикультурализм, мультикуль-турализм, интеркультурализм, транснационализм и путь межкультурного развития.
Интеграция в полиэтническом обществе имеет свои результатом формирование такого качества, которое называют идентичностью, под которой понимается социальная категория, характеризующая атрибуцию членства некоторой социальной группы. Данные атрибуции применительно к полиэтническому обществу связываются, как правило, с происхождением (генетически приобретенные качества, например, цвет кожи, пол, тип волос, цвет глаз), атрибуции, приобретенные через культурное и историческое наследие (имя, язык, место рождения и происхождение родителей и предков), или приобретенные в процессе персональной жизни, такие, как маркеры подобного наследования, например, фамилия или некоторые родовые или племенные маркеры.
При этом идентичность имеет многоуровневый характер, включая в себя лично-индивидуальные маркеры, маркеры, связанные с образом жизни, территорией проживания, профессией, социальным положением и со-
379
циальным статусом, социальными отношениями и политикой, определяющей формы адаптации, ассимиляции и аккультурации и даже с формально-бюрократическими форматами, определяющими гражданство, налогообложение и другие формы включенности индивида в общество. Обобщая сказанное, можно отметить, что весь процесс идентификации включает в себя личную самоидентификацию, идентификационную рефлексивность, включающую в себя самопредставление, самоопределение, самопрезентацию, групповую этническую идентификацию, витальную (жизненную) идентификацию, общественную социокультурную идентификацию и формально-бюрократическую государственную идентификацию. Это является основанием для того, чтобы такие исследователи, как Г. Вурзер, К. Коварик, Х. Решрейтер и другие говорили о том, что в процессе интеграции в полиэтническом обществе, индивиды приобретают многоуровневую и множественную идентичность [32].
Новым трендом интеграции в полиэтническом обществе является государственно-гражданская интеграция, являющаяся основой формирования гражданско-государственной (национально-гражданской) идентичности. Ее в виде альтернативы транснационализму, как выражению нетерриториальной государственности, выявила и оценила такой отечественный исследователь, как Л.М. Дробыжева. По ее мнению, гражданско-государственная (национально-гражданская) идентичность еще только формируется в современном российском обществе. Гражданско-государственная идентичность - это не только лояльность к РФ, это прежде всего, создание условий, чтобы человек ощущал себя гражданином, отождествлял себя не только с этнической группой, а со всеми согражданами. Этого можно добиться только тогда, когда возникает чувство личной и социальной ответственности за страну, за ее судьбу [33].
Гражданская идентичность или государственно-гражданская иден-
тичность, (национально-гражданская идентичность) есть индивидуальная атрибуция принадлежности к общности граждан конкретного государства. Структура гражданской идентичности, как отмечают, например, И. Петровска и И.Г. Томарева, включает в себя три основных элемента:
- когнитивный - знание о принадлежности к данной социальной общности;
- ценностный - наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности;
- эмоциональный - принятие или непринятие гражданской общности. Для формирования гражданско-
государственной (национально-
гражданской) идентичности недостаточно решения данных проблем на локальном (региональном) уровне. Это должно найти свое выражение прежде всего на уровне государственной национальной политики, т.е. это проблемы национально-государственного законодательного уровня. Но необходимо и изменить публичный дискурс, в котором должны быть переосмыслены такие понятия, как «гражданская общность», «российская нация», «российское гражданство», «народ России», что даст возможность сформировать в публичной сфере понятие национально-гражданской общности, а это должно позволить редуцировать этническую рознь и социальную дифференциацию в государственно-гражданское единство, сохраняющее существующее национальное и этническое разнообразие.
Решение данной проблемы, а именно, осуществления национально-этнической интеграции в полиэтническом современном российском обществе должно быть осмыслено научно-теоретически и реализовано практически на законодательном и дискурсивно-публичном уровне, как оптимальное соотношение традиционного и модер-низационного, локального и глобали-зационного путей развития. Представляется, что решение данной проблемы только на институциональном (го-
сударственническом) уровне, только на публичном уровне в виде формирования нового публичного дискурса, в том числе дискурса СМИ и государственной пропаганды, а также только 4. на когнитивном уровне в виде научно-теоретического осмысления, является необходимым условием проблемы, но не достаточным.
Требованиям достаточности отвечает экспозиция данной проблемы на аф-фектативном уровне, на уровне социальных чувств, к которым относятся чувства социальной справедливости, чувства подлинного социального равенства 5. и равноправия, чувства личной и социальной ответственности, подлинного реального равенства перед законом. Это социально-психологический уровень решения проблемы, уровень социальных впечатлений, уровень индивидуальных и массовых социальных эмоций. Только в единстве необходимых и достаточных условий может сформироваться представление о подлинном гражданско-национальном единстве, без чего реальный процесс национально-этнической интеграции в полиэтническом обществе в принципе не может быть реализован. Обсуждение указанных вопросов формируют проблемные узлы научного исследования.
Литература
1. Timmerman, C., Clerck, H.M.L., Hemmerechts, K., Willems, R. Imagining Europe from the outside: The role of perceptions of human rights in Europe in migration aspirations in Turkey, Morocco, Senegal and Ukraine. In N. Chaban, & M. Holland (Eds.), Communicating Europe in times of crisis. London: Palgrave Macmillan.
2014. - pp. 220-247.
2. Strangio, D., De Rose, A. A new Italian migration toward Australia: Evidences from the last decade and associations with the recent economic crisis. In F. Fauri (Ed.), The history of migration in Europe Abington: Routledge.
2015, - pp. 194-213.
3. DQvell F. Shifts in the global migration order and migration transitions in Eu-
381
rope: the cases of Turkey and Russia // Comparative Migration Studies.2020. Vol. 8 (1), № 45,- 22 Р. DOI:10.1186/ s40878-020-00204-2 Massey, D., Arango, J., Graeme, H., Kouaouci, А., Pellegrino, A., Taylor, E. Theories of international migration: a review and appraisal // Worlds in motion. Population and Development Review. Oxford: OUP. 2008. Vol. 19, No. 3 - pp. 431-466 http://www.jstor.org/stable/2938462. DOI: 10.2307/2938462Corpus ID: 42915284
Сорокина И.О. Теоретические основы понятия «интеграция» и принципа ее осуществления // Менеджмент в России и за рубежом. 2008, № 4. - С. 3-6. http://dis.ru/library/ manag/archive/2008/2/4931.htm; Та-былгинова, Л.А. Основные научные подходы к понятию «социальная интеграция» // Ученые записки ЗабГГПУ. Горно-Алтайск, 2011. -С. 196-204; Тумаков, Н.С. Понятие и сущность интеграции: гетерогенные представления // Проблемы современной экономики: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Часть 1 / Под общ. ред. Ж.А. Мингалевой, С.С. Чернова. -Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. - С. 38-43; Barger S.D. Social integration, social support and mortality in the US National Health Interview Survey. Psychosom Med. 2013, № 75, - рр. 510-517.; Berkman L.F., Glass T., Brissette I., Seeman T.E. From social integration to health: Durkheim in the new millennium. Social Science Med. 2000, № 51(6), - рр. 843-857.; Holt-Lunstad Jornal Social Integration // https://doi. org/10.1161/circresaha.116.309443 (Date of appeal - 3.10.2019).; Krysan, M., Carter, C., van Londen, М. The diversity of integration in a multiethnic metropolis // Exploring What Whites, African Americans, and Latinos Imagin. Published online by Cambridge University Press. 2016. Vol. 14. Issue 1. 22 November.
6.
7.
9.
10.
11
12.
13.
14.
Рябиченко Т.А., Лебедева Н.М. (2016). Ассимиляция или интеграция: сходства и различия между аккультурационными установками мигрантов из Центральной Азии и русских в Центральной России. Психология в России: современное состояние, 2016. № 9 (1), с. 98111; Contini R.M. New Generations and Intercultural Integration in a Multiethnic Society // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 16, рр.1819-1829.
Brubaker, R. Ethnicity without groups // Archives Européennes de Sociologie, 2002. Vol. 43(2), - рр.163-189. Modood, T. Must Interculturalists misrepresent multiculturalism? // Comparative Migration Studies. 5(1). 2017. № 15. https://doi.org/10.1186/ s40878-017-0058-y (Date of appeal -8.09.2017)
Терборн Г. Мультикультурные общества // Социологическое обозрение. 2001. Том. 1, № 1, - С. 50-67. Benet-Martinez, V., Haritatos, J. Bicultural Identity Integration. Components and psychosocial antecedents // Journal of Personality, 2005. Vol. 73(4), - рр.1015-1050. Verkuyten, M., Yogeeswaran, K., Mepham, K., Sprong, S. Interculturalism: A new diversity ideology with interrelated components of dialogue, unity, and identity flexibility // European Journal of Social Psychology. 2020. Vol. 50, - рр. 505-519. https:// doi.org/10.1002/ ejsp.2628
Penas, I.B., López
Sáen M.C. Interculturalism: Between Identity and Diversity. Bern: Peter Lang AG, 2006. - P. 15. Delanty, G. Community: 2-nd edition. Routledge, 2009. - 208 Р. Barrett, M. (Ed.) Interculturalism and multiculturalism: similarities and differences. Publisher: Council of Europe. 2014. ISBN:9789287176929; Meer, N., Modood, T., & Zapata-Barrero, R. (Eds.) Interculturalism and multiculturalism: Debating the dividing lines. Edinburgh, UK: Edinburgh
University Press. 2016. - 304 Р. // https://edinburghuniversitypress. com/book-multiculturalism-andinterculturalism.html
15. Bouchard, G. What is interculturalism? McGill Law Journal, 2011. № 56, - рр. 435-468.; Taylor, C. Interculturalism or multiculturalism? // Philosophy and Social Criticism, 2012. № 38, - рр. 413-423.
16. Cantle, T. The case of interculturalism, plural identities and cohesion. In N. Meer, T. Modood, & R. Zapata-Barrero (Eds.), Interculturalism and multiculturalism: Debating the dividing lines. 2016, - pp. 133-157.
17. Zapata-Barrero, R. Interculturalism in the post-multicultural debate: a defence // Comparative Migration Studies/ 2017. 5. https://doi. org/10.1186/s40878-017-0057-z. (Date of appeal - 20.09.2017), D0I:10.1186/s40878-017-0057-z
18. Goodhart, G. The British dream: Successes and failures of post-war immigration. London, UK: Atlantic Books. 2013. Vol. 12, - рр. 448449.; Joppke, C. (2006). European immigrant integration in change. Canadian Diversity, 2006. № 5(1), -рр. 145-148.; Sen, A. Identity and violence: The illusion of destiny. N.Y.: Norton. 2006. Vol.4 2010 pp.261-268. D0I:10.3126/dsaj.v4i0.4525
19. Bouchard, G. What is interculturalism? // McGill Law Journal. 2011. Vol. 56, - pp. 435468; Taylor, C. Interculturalism or multiculturalism? // Philosophy and Social Criticism, 2012. № 38, - рр. 413-423.
20. Парокинян А.А. Интеграционные и дезинтеграционные процессы этнических сообществ в глобальном мире: вызовы и тенденции // Социология. 2016. № 8 (136), с. 160166.; Woods P. Grugeon E. Pupils and 'Race': Integration and Disintegration in Primary Schools // British Journal of Sociology of Education Sociology of Primary Education. 1990. Vol. 11, No. 3, pp. 309-326.
21. Джекобс, Дж. Города и богатство наций: Принципы экономической жизни / О.Н. Лугового. Пер. с англ. Д.А. Ананьев. - Новосибирск: Культурное наследие, 2009. - 332 с.
22. Бритвина И.Б., Савчук Г.А., Брит-вин А.М., Жбанкова С.А. Этническая культура как фактор интеграции жителей полиэтнической территории // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования и культуры. 2016. Т 22. № 4 (156). - с. 203-212; Найденко В.Н. Факторы этно-наци-ональной конфликтности в Российской Федерации // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2019 Vol. 19 No. 4, с. 707-721. http://journals.rudn. ru/sociology DOI: 10.22363/23132272-2019-19-4-707-721; Пер-ская В.В. Интеграция в условиях многополярности. М., 2016,- 383 с.; Delaporte, I. Ethnic identity and the employment outcomes of immigrants: Evidence from France, School of Economics Discussion Papers, 2019. No. 1904, University of Kent, School of Economics, Canterbury. -63 Р.; Modood T. Multiculturalism and Integration. In: Race R., Lander V. (eds) Advancing Race and Ethnicity in Education. Palgrave Macmillan, London. 2014. https://doi. org/10.1057/9781137274762_10;
23. Лепшакова З.Х., Татарко А.Н. Адаптация и модификация методики ак-культурационных ожиданий Джона Берри // Социальная психология и общество 2017. Т. 8. № 3. - С. 125146. doi: 10.17759/sps.20170803010
24. Авксентьев В.А., Бабкин И.О., Медведев Н.П., Хоц А.Ю., Шню-ков В.В. Ставрополье: этно-кон-фликтологический портрет. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - 138 С.; Полуянов В.К. Диаспорные общины в Ростовской области: формирование, типология, проблемы адаптации. Автореф. дисс.к.социол.н.: Ростов-на-Дону, 2008. - 24 С.
25. Heath, A.F. European Standard Classification of Cultural and Ethnic Groups // Documentation Report
Appendix. 2015, - pp. 27-34; Schneider, Silke L. and Anthony F. Heath. Ethnic and Cultural Diversity in Europe: Validating Measures of Ethnic and Cultural Backgroun // Journal of Ethnic and Migration Studies.2019. https://doi.org/10.1080/ 1369183X.2018.1550150
26. Bishop, E. «Cultural Nationalism» // «New Dictionary of the History of Ideas», ed. Maryanne Cline Horowitz. New York: Charles Scribner's Sons.
2005, - pp. 132-141.
27. Horowitz M.C. Nationalism and Ethnicity: Cultural Nationalism // Encyclopedias almanacs transcripts and maps. Roycroft Press. The Columbia Encyclopedia, 6th ed. N.Y., 2017, - pp. 38-54.
28. The Wiley Blackwell Encyclopedia of Race, Ethnicity and Nationalism. John Stone (Editor), Rutledge M. Dennis (Editor), Polly Rizova (Editor), Anthony D. Smith (Editor), Xiaoshuo Hou (Editor). N.Y. 2016. - 2520 P. ISBN: 978-1-405-18978-1; Kendall, J.G. «Wiley Blackwell encyclopedia of race, ethnicity and nationalism», Reference Reviews, 2016. Vol. 30 No. 8, pp. 12-14. https://doi.org/10.1108/ RR-06-2016-0153
29. Penas, I.B., Lopez Saenz, M.R. Interculturalism: Between Identity and Diversity. Bern: Peter Lang AG,
2006. - P. 15.
30. Rosenthal, L., & Levy, S. (2013). Thinking about mutual influences and connections across cultures relates to more positive intergroup at titudes: An examination of polyculturalism. Social and Personality Psychology Compass, 7, 547-558. https://doi. org/10.1111/ spc3.12043
31. Kastoryano R. Multiculturalism and interculturalism: redefining nationhood and solidarity // Comparative Migration Studies. 2018. Vol, 6 (1). https://www.researchgate.net/ publication/325204457_(Date of appeal - 17.05.2018) D0I:10.1186/ s40878-018-0082-6
32. Wurzer, G., Kowarik, K., Reschreiter, H. (ed.) Agent-based modeling and simulation
383
in archaeology (Advances in Geographic Information Science). Springer, Cham, Switzerland. 2015, - Р. 435.
33. Дробижева Л.М. Процессы гражданской интеграции в полиэтническом российском обществе // Общественные науки и современность, № 2, 2008, - C. 68-77.
34. Томарева И.Г. Особенности гражданской идентичности в современной России // Современные наукоемкие технологии. -2016. - № 1. - С. 188-191; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/ view?id=35518 (дата обращения: 09.01.2022).
35. Petrovska I. Measuring civil identity difficulties and solution // Psychology and pedagоgy in XXI century. Ivan Franko National University of Lviv. 2019. - pp. 62-82. D0I:10.36059/978-966-397-176-6/62-82
INTEGRATION IN A MULTI-ETHNIC SOCIETY: WAYS, MODERN TRENDS AND PROBLEM NODES
Volkov Yu.G., Kurbatov V.I., Hunagov R.D.
Adyghe State University; South-Russian Branch of the Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences; Institute of Complex Problems of ASU
This article discusses the problems of ethnic integration in a multiethnic society, which take place against the background of global world processes. It is shown that integration is carried out in different ways, the purpose of which is the formation of cultural pluralism, which is realized through such models as biculturalism, multicul-turalism, interculturalism, transnationalism and the path of intercultural development. The characteristics of multiculturalism, which is an alternative to biculturalism, are given, its limitations are revealed. Interculturalism is considered as one of the ways of ethnic integration, which includes three interrelated elements: intercultural dialogue, flexibility of identity and a sense of unity, considered as an alternative to multicultural-ism. Adepts of this path of integration call inter-culturalism a new ideology of ethnic integration, while critics call interculturalism "post-multicul-turalism" and just a modification of multiculturalism. A new trend of ethnic integration in the form of transnationalization is considered, which realizes the idea of creating a public space and ex-
pands the concept of cultural integration, while citizenship becomes the right of the country of residence. The pros and cons of polyethnicity are considered, both in the form of a development resource and in the form of ethnic segregation, interethnic tension and conflicts. A new trend is being formed in the form of state-civil integration, which is the basis for the formation of civil-state (national-civil) identity, for which the necessary conditions are required (adequate state national policy, rethinking in scientific and public discourse the essence of reducing ethnic hatred and social differentiation in state - civic unity) and sufficient conditions that are implemented at the level of social feelings (which include feelings of social justice, a sense of true social equality and equity, a sense of responsibility, true real equality before the law). Only in the unity of necessary and sufficient conditions can an idea of true civil-national unity be formed, without which the real process of national-ethnic integration in a multi-ethnic society, in principle, cannot be realized. Discussion of these issues form problematic nodes of scientific research.
Keywords: integration, polyethnicity, bicultural-ism, multiculturalism, interculturalism, transna-tionalism, state-civic integration, national-civic identity.
References
1. Timmerman, C., Clerck, H.M.L., Hemmerechts, K., Willems, R. Imagining Europe from the outside: The role of perceptions of human rights in Europe in migration aspirations in Turkey, Morocco, Senegal and Ukraine. In N. Chaban, & M. Holland (Eds.), Communicating Europe in times of crisis. London: Palgrave Macmillan. 2014. - pp. 220-247.
2. Strangio, D., De Rose, A. A new Italian migration toward Australia: Evidences from the last decade and associations with the recent economic crisis. In F. Fauri (Ed.), The history of migration in Europe Abington: Rout-ledge. 2015, - pp. 194-213.
3. Duvell F. Shifts in the global migration order and migration transitions in Europe: the cases of Turkey and Russia // Comparative Migration Studies.2020. Vol. 8 (1), № 45,- 22 Р. DOI:10.1186/s40878-020-00204-2
4. Massey, D., Arango, J., Graeme, H., Kouaouci, А., Pellegrino, A., Taylor, E. Theories of international migration: a review and appraisal // Worlds in motion. Population and Development Review. Oxford: OUP. 2008. Vol. 19, No. 3 - pp. 431-466
http://www.jstor.org/stable/2938462. DOI: 10.2307/2938462Corpus ID: 42915284
5. Sorokina I.O. Theoretical foundations of the concept of "integration" and the principle of its implementation // Management in Russia and abroad. 2008, No. 4. - S. 3-6. http:// dis.ru/library/manag/archive/2008/2/4931. htm; Tabylginova, L.A. Basic scientific approaches to the concept of "social integration" // Uchenye zapiski ZabGGPU. Gorno-Altaisk, 2011. - S. 196-204; Tuma-kov, N.S. The concept and essence of integration: heterogeneous representations // Problems of modern economics: collection of materials of the IV International scientific and practical conference: in 2 parts. Part 1 / Under the general. ed. J.A. Mingaleva, S.S. Chernov. - Novosibirsk: NGTU Publishing House, 2011. - P. 38-43; Barger S.D. Social integration, social support and mortality in the US National Health Interview Survey. Psychosom Med. 2013, No. 75, - pp. 510-517.; Berkman L.F., Glass T., Brissette I., Seeman T.E. From social integration to health: Durkheim in the new millennium. Social Science Med. 2000, No. 51(6), - pp. 843-857.; Holt-Lunstad Jornal Social Integration // https://doi.org/10.1161/ circresaha.116.309443 (Date of appeal -3.10.2019).; Krysan, M., Carter, C., van Londen, M. The diversity of integration in a multiethnic metropolis // Exploring What Whites, African Americans, and Latinos Im-agin. Published online by Cambridge University Press. 2016. Vol. 14. Issue 1. 22 Nov.
6. Ryabichenko T.A., Lebedeva N.M. (2016). Assimilation or integration: similarities and differences between the acculturation attitudes of migrants from Central Asia and Russians in Central Russia. Psychology in Russia: current state, 2016. No. 9 (1), p. 98-111; Contini R.M. New Generations and Intercultural Integration in a Multi-ethnic Society // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 16, pp. 1819-1829.
7. Brubaker, R. Ethnicity without groups // Archives Européennes de Sociologie, 2002. Vol. 43(2), - pp.163-189.
8. Modood, T. Must Interculturalists misrepresent multiculturalism? // Comparative Migration Studies. 5(1). 2017. № 15. https://doi. org/10.1186/s40878-017-0058-y (Date of appeal - 8.09.2017)
9. Therborn G. Multicultural societies // Sociological Review. 2001. Vol. 1, No. 1, - S. 5067.
10. Benet-Martinez, V., Haritatos, J. Bicultural Identity Integration. Components and psychosocial antecedents // Journal of Personality, 2005. Vol. 73(4), - pp.1015-1050.
11. Verkuyten, M., Yogeeswaran, K., Mepham, K., Sprong, S. Interculturalism: A new diversity ideology with interrelated components of dialogue, unity, and identity flexibility // European Journal of Social Psychology. 2020. Vol. 50, - pp. 505-519. https:// doi. org/10.1002/ejsp.2628
12. Penas, I.B., López Sáen M.C. Intercultural-ism: Between Identity and Diversity. Bern: Peter Lang AG, 2006. - P. 15.
13. Delanty, G. Community: 2-nd edition. Rout-ledge, 2009. - 208 P.
14. Barrett, M. (Ed.) Interculturalism and mul-ticulturalism: similarities and differences. Publisher: Council of Europe. 2014. ISBN: 9789287176929; Meer, N., Modood, T., & Zapata Barrero, R. (Eds.) Interculturalism and multiculturalism: Debating the dividing lines. Edinburgh, UK: Edinburgh University Press. 2016. - 304 P. // https://edinburghuni-versitypress.com/book-multiculturalism-andinterculturalism.html
15. Bouchard, G. What is interculturalism? McGill Law Journal, 2011. № 56, - pp. 435468.; Taylor, C. Interculturalism or multiculturalism? // Philosophy and Social Criticism, 2012. № 38, - pp. 413-423.
16. Cantle, T. The case of interculturalism, plural identities and cohesion. In N. Meer, T. Modood, & R. Zapata-Barrero (Eds.), In-terculturalism and multiculturalism: Debating the dividing lines. 2016, - pp. 133-157.
17. Zapata-Barrero, R. Interculturalism in the post-multicultural debate: a defence // Comparative Migration Studies/ 2017. 5. https:// doi.org/10.1186/s40878-017-0057-z. (Date of appeal - 20.09.2017), D0I:10.1186/ s40878-017-0057-z
18. Goodhart, G. The British dream: Successes and failures of post-war immigration. London, UK: Atlantic Books. 2013. Vol. 12, - rr. 448-449.; Joppke, C. (2006). European immigrant integration in change. Canadian Diversity, 2006. No. 5(1), - pp. 145-148.; Sen, A. Identity and violence: The illusion of destiny. N.Y.: Norton. 2006. Vol.4 2010 pp.261268. D0I:10.3126/dsaj.v4i0.4525
19. Bouchard, G. What is interculturalism? // McGill Law Journal. 2011 Vol. 56, -pp. 435468; Taylor, C. Interculturalism or multicul-turalism? // Philosophy and Social Criticism, 2012. No. 38, - pp. 413-423.
385
20. Parokinyan A.A. Integration and disintegration processes of ethnic communities in the global world: challenges and trends // Sociology. 2016. No. 8 (136), p. 160-166.; Woods P. Grugeon E. Pupils and 'Race': Integration and Disintegration in Primary Schools // British Journal of Sociology of Education Sociology of Primary Education. 1990 Vol. 11, no. 3, pp. 309-326.
21. Jacobs, J. Cities and the Wealth of Nations: Principles of Economic Life / O.N. Lugovoi. Per. from English. YES. Ananiev. - Novosibirsk: Cultural heritage, 2009. - 332 p.
22. Britvina I.B., Savchuk G.A., Britvin A.M., Zh-bankova S.A. Ethnic culture as a factor in the integration of residents of a multi-ethnic territory // Bulletin of the Ural Federal University. Series 1. Problems of education and culture. 2016. T 22. No. 4 (156). - from. 203-212; Naidenko V.N. Factors of ethno-national conflict in the Russian Federation // Vestnik RUDN University. Series: Sociology. 2019 Vol. 19 no. 4, p. 707-721. http://journals.rudn.ru/so-ciology DOI: 10.22363/2313-2272-201919-4-707-721; Perskaya V.V. Integration in conditions of multipolarity. M., 2016,- 383 p.; Delaporte, I. Ethnic identity and the employment outcomes of immigrants: Evidence from France, School of Economics Discussion Papers, 2019. No. 1904, University of Kent, School of Economics, Canterbury. - 63 R.; Modood T. Multiculturalism and Integration. In: Race R., Lander V. (eds) Advancing Race and Ethnicity in Education. Palgrave Macmillan, London. 2014. https://doi. org/10.1057/9781137274762_10;
23. Lepshakova Z. Kh., Tatarko A.N. Adaptation and modification of the methodology of acculturation expectations by John Berry // Social psychology and society 2017. V. 8. No. 3. - P. 125-146. doi:10.17759/ sps.20170803010
24. Avksentiev V.A., Babkin I.O., Medve-dev N.P., Hots A. Yu., Shnyukov V.V. Stavropol: ethno-conflictological portrait. Stavropol: SGU Publishing House, 2002. - 138 S.; Poluyanov V.K. Diaspora communities in the Rostov region: formation, typology, problems of adaptation. Abstract diss. Ph.D. in sociology: Rostov-on-Don, 2008. - 24 p.
25. Heath, A.F. European Standard Classification of Cultural and Ethnic Groups // Documentation Report Appendix. 2015, pp. 27-34; Schneider, Silke L. and Anthony F. Heath. Ethnic and Cultural Diversity in Europe: Validating Measures of Ethnic and Cultural Backgroun // Journal of Ethnic and
Migration Studies.2019. https://doi.org/10.1 080/1369183X.2018.1550150
26. Bishop, E. Cultural Nationalism // New Dictionary of the History of Ideas, ed. Maryanne Cline Horowitz. New York: Charles Scrib-ner's Sons. 2005, - rr. 132-141.
27. Horowitz M.S. Nationalism and Ethnicity: Cultural Nationalism // Encyclopedias almanacs transcripts and maps. Roycroft Press. The Columbia Encyclopedia, 6th ed. N.Y., 2017, - pp. 38-54.
28. The Wiley Blackwell Encyclopedia of Race, Ethnicity and Nationalism. John Stone (Editor), Rutledge M. Dennis (Editor), Polly Rizo-va (Editor), Anthony D. Smith (Editor), Xia-oshuo Hou (Editor). N.Y. 2016. - 2520 R. ISBN: 978-1-405-18978-1; Kendall, J.G. "Wiley Blackwell encyclopedia of race, ethnicity and nationalism", Reference Reviews, 2016. Vol. 30 no. 8, pp. 12-14. https://doi. org/10.1108/RR-06-2016-0153
29. Penas, I.B., Lopez Saenz, M.R. Interculturalism: Between Identity and Diversity. Bern: Peter Lang AG, 2006. - P. 15.
30. Rosenthal, L., & Levy, S. (2013). Thinking about mutual influences and connections across cultures relates to more positive in-tergroup at- titudes: An examination of poly-culturalism. Social and Personality Psychology Compass, 7, 547-558. https://doi. org/10.1111/ spc3.12043
31. Kastoryano R. Multiculturalism and intercul-turalism: redefining nationhood and solidarity // Comparative Migration Studies. 2018. Vol, 6(1). https://www.researchgate.net/publica-tion/325204457_(Date of appeal - 05/17/2018) D0I:10.1186/s40878-018-0082-6
32. Wurzer, G., Kowarik, K., Reschreiter, H. (ed.) Agent-based modeling and simulation in archeology (Advances in Geographic Information Science). Springer, Cham, Switzerland. 2015, - R. 435.
33. Drobizheva L.M. The processes of civil integration in a multi-ethnic Russian society // Social sciences and modernity, No. 2, 2008, - P. 68-77.
34. Tomareva I.G. Peculiarities of Civil Identity in Modern Russia // Modern High Technologies. - 2016. - No. 1. - P. 188-191; URL: https://top-technologies.ru/ru/ar-ticle/view?id=35518 (date of access: 01/09/2022).
35. Petrovska I. Measuring civil identity difficulties and solution // Psychology and pedagogy in XXI century. Ivan Franko National University of Lviv. 2019. - pp. 62-82. D0I:10.36059/978-966-397-176-6/62-82
386
TABLE OF CONTENTS
THEORY AND METHODOLOGY
Belozerov V.I. Sociology of sports in Great
Gavrilova Yu.V, Popova A.A. The role of deprivation in the transformations of
Britain and in' the USA.........................................5 individual religious consciousness in the
context of the COVID-19 pandemic.................184
Vasiliev V.P. Institutional regulation of socio-economic dynamics: entering a sustainable development trajectory..................15
Kudryavtsev V.A., Grudina T.N, Los E.V. Russian sociological thought about the
death penalty problem......................................26
Zuo Qi, Hu Yue. Data in the digital economy.....40
Bloshko V.V., Kapustin V.V. Development of the methodology of social technologies of
patriotic education of youth..............................51
Yagina O.M. Modern methodological approaches to the study of mental health.........60
EMPIRICAL STUDIES
Anosov S.S. Civic activity of non-profit organizations working with youth in the Siberian Federal District....................................70
ArdashevR.G. Features of the development of the consciousness of townspeople in a pandemic society..............................................79
Dzutsev Kh.V., Berezina (Kornienko) N.V. Attitude towards traditional and other religions in the republics of the North
Caucasus..........................................................87
IvanovR.V. Enhancing youth participation in
volunteering....................................................101
OseevA.A. Social functions and social portrait of pensioners in Russian society. Pensioners - a special social group of social integrity and a carrier of a social organization of society....................................123
Pruzhinin A.N., Podzhidaeva A. Yu. Models of legitimizing the development of human resources of non-profit organizations.............144
Treskin P.A. Features of remote work: experience of adaptation of non-profit
organizations..................................................154
FarakhutdinovSh.F., Klyueva V.P. Ethnic identity of the population of the Tyumen
region..............................................................163
Chudnovskaya I.N., Bukhtiyarova I.N., Lipatova M.E. The model of communication in the digital educational space in the reflection of students......................................173
Kostikova YV, Grigoryan M.I. "Gramar-Nazi" as representatives of the internet youth subculture.............................................193
Koroleva-Konoplyanaya G.I. Social adaptation of youth in the conditions of the information society.........................................199
ECONOMIC SOCIOLOGY. SOCIOLOGY OF MANAGEMENT
Evenko S.L., Smirnov N.N. Scientific approaches to managing the professional
career of a serviceman in sociology...............205
Igumnov OA, IvanovS. Yu. Socio-resource approach in social management: formulation
of the problem................................................215
Kirsanova YuA. The content of the concept of a non-resident city: generalization of
international experience..................................225
Litinskaya E. Yu., Matyushina Yu.B, PetrovD.S. Theoretical and methodological aspects of studying the social adaptation of
the working poor.............................................232
Timofeev M.O. Development of the methodology of sociological support for groups of military personnel performing professional tasks in conditions of social
deprivation......................................................239
Trifonova V. Yu. Strategic session as a social technology for the formation of the organizational culture of the company............249
Vladimir V.U. The role and place of social consolidation in the development strategy of
the Republic of Crimea....................................253
Yakovleva O.I. The problem of adaptation of young professionals to professional activities in extreme conditions......................260
SOCIOLOGY OF CULTURE
Pustarnakova A.A, NifatovA.A, Batishcheva T.A. The impact of Russian culture on social processes: the example of the city of Samara...........................................267
387
THEORY AND HISTORY OF CULTURE. PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY. PHILOSOPHY OF CULTURE
Davydov V.A. Historical cognition in the
context of social epistemology.......................273
KolganovS.V., GlukhovP.S. Human potential through the prism of the
philosophy of Russian cosmism.....................277
Muzafarova N.R. The Phenomenon of Tsatsa
in the Philosophy of Northern Buddhism........281
Popov V.V, Bulanaya Yu.V. The formation of the individual being of the individual in the family being of a traditional and including society: existentialist and phenomenological aspects...........................................................285
SOCIAL PHILOSOPHY
Kapralova E.A. The phenomenon of social well-being in virtual digital reality...................292
Ni Wayan Radita Novi Puspitasari, Hendrikus Paulus Kaunang. Building Global Solidarity in Religious Communities During the COVID-19 Pandemic: Case Studies in Bali, Flores and Indonesia.......................................299
SafronovA.V. Dualism in the public mind: why the complex concept of Spinoza turned out to be more popular than the simple concept of Descartes......................................307
Shukshina L.V., FirsovAA, Mizonova O.V.
Eatures of brand perception by
generation Z....................................................326
Golubeva Ks.A. Social mechanism for raising the level of financial culture................335
Pogrebnoi D.N., Osipenko E.B. Analysis of typological features of service behavior of servicemen of the Armed Forces of the Russian Federation.........................................340
SCIENTIFIC LIFE
Ravochkin N.N. Emotions of youth in a post-COVID city: a sociological analysis.
Emotions manifestation specificity.................347
FedorovN. Yu. The category of human capital in sociological and economic theory ... 352 Singaevskaya M.V. Structure and functions of public opinion in politics.............................360
Volkov Yu.G, Kurbatov V.I, Hunagov R.D. Integration in a multi-ethnic society: ways, modern trends and problem nodes................. 373
388