ПОЛИАМИНЫ В СТРУКТУРАХ ЛИМБИЧЕСКОЙ И РЕТИКУЛЯРНОЙ ФОРМАЦИИ МОЗГА У БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ
Сяткин С.П.,*Шевкун Н.А.,* СвинаревВ.И.**
*Российский университет дружбы народов, кафедра биохимии, г. Москва **Киевская городская клиническая психоневрологическая больница №1, г. Киев
В центральной нервной системе животных и человека обнаружены высокие концентрации полиаминов, в количественном отношении превышающие другие амины мозга [1]. В зрелом мозге полиамины играют роль в реакции мозга на повреждение и стресс, в контроле генезиса аксонов, элонгации нейритов, в процессе синаптогенеза [2]. Следует отметить, что, по понятным причинам, исследований полиаминов в мозге проводилось крайне мало. Известна только работа Morrison и соавторов (1995) [3], в которой описано региональное распределение полиаминов в 10 областях мозга людей различных возрастных групп. Эти исследования проведены на 57 аутопсийных образцах неврологически и нейропсихиатрически нормального мозга человека. Показано, что полиамины имеют гетерогенное распределение в зрелом мозге. Эти результаты предполагают большое значение изучения полиаминов в центральной нервной системе, как в норме, так и при различной патологии, особенно при эндогенных психических заболеваниях. Целью работы стало исследование распределения и фракционного состава полиаминов в некоторых регионах мозга больных шизофренией, в частности, в тех структурах лимбической системы и ретикулярной формации, которые по современным представлениям имеют наибольшее отношение к этиопатогенезу шизофрении. Материалы и методы: Диагностика шизофрении проводилась с помощью диагностических критериев и классификации шизофрении, предложенных институтом психиатрии АМН СССР, а также с использованием диагностической шкалы BPRS [4]. Для определения содержания полиаминов в биологических пробах использовали модифицированный нами метод Selier и Knodgen (1979) [5]. Исследовали уровни полиаминов в образцах аутопсийного мозга 8 больных параноидной шизофренией с непрерывно-прогредиентным типом течения, умерших от пневмонии или острой сердечной недостаточности в возрасте 44-58 лет. Количественное содержание спермина, спермидина и путресцина определяли в 8 структурах мозга больных шизофренией (лобная и височная доли, поясная извилина, гипоталамус, таламус, миндалевидное ядро, хвостатое ядро, черная субстанция).
Результаты. Самая высокая концентрации спермидина в расчете как на 1г сырой массы, так и на 1 мг белка обнаружено в сером веществе лобной доли, в сером и белом веществе височной доли. Уровень путресцина наиболее высок в гипоталамусе, лобной доле и поясной извилине. Наибольшие уровни спермина обнаружены в черной субстанции, в белом веществе лобной доли и поясной извилины. Самые низкие концентрации спермина - в сером веществе лобной и височной долей, а также в сером веществе поясной извилины. Таким образом, обнаружено значительного повышения концентрации полиаминов в некоторых структурах лимбической системы и ретикулярной формации мозга у больных шизофренией. Эти результаты подтверждают мнение Richardson-Andrews о базисных нарушениях метаболизма полиаминов при шизофрении [6] и свидетельствуют о возможном вовлечении полиаминов в механизмы развития психозов.
Литература
1. Shaw G.G. Polyamine metabolism and function in brain.//Neurochem. Int. - 1981. - V.3.№2. - Р. 111-112.
2. Chu. P.-J., Saito H., Abe K. Polyamines promote neurite elongation of cultured rat hippocampal neurons.//Neurosci. Res. - 1994. - V.19 №1. - P. 155-160.
3. MorrisonL.D., Becker L., AngL.C., et al. Polyamines in human brain: regional distribution and influence of aging.//J. of Neurochemistry. - 1995. - V.65 №2. - P. 635-642.
4. Overall J.E., Gorham D.R. The brief psychiatric rating scale.// Psychol. Rep. - 1962. - V.10. - P. 799-812.
5. Seiler N., Knodgen B. Determination of the naturally occuring monoacetylderivatives of di- and polyamines.// J. Chromatograph. - 1979. - V.164 №1. - P. 155-168.
6. Hirsch S. R., Richardson-Andrews R., Costall B., et al. The effects of some polyamines on putative behavioural indices of mesolimbic versus striatal dopaminergic functionV/Psychopharmacology. - 1987. - V.93 №1. - P. 101-104.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.
15. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
16. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.________________
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.
25. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
26. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва