ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ ГРУПППЫ ДЕТЕЙ,
ПРОЖИВАЮЩИХ В ОДНОМ ИЗ СУБЪЕКТОВ ЮФО
Сагитова Г.Р., Сомова Е.И., НураденовХ.П.
Астраханская государственная медицинская академия, кафедра детских болезней ФПО, г. Астрахань ГУЗ «Областная детская клиническая больница им. Н.Н. Силищевой», г. Астрахань
В России для 260 000 детей государственное детское учреждение вынужденно является единственным домом. Одним из приоритетных направлений в области здравоохранения и социальной политики государства считается оказание медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Именно здоровье детей может служить индикатором социального благополучия, а отношение к ним государства определяет степень его цивилизованности.
На основании официальных документов (постановления Правительства РФ от 10 апреля 2007 года № 221, приказа МЗ и социального развития РФ № 452,приказа МЗ, образования и науки, социального развития и труда Астраханской области № 239 Пр/823 на территории Астраханской области в 2007 году была организована и проведена диспансеризация 1453 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В возрастной группе от 0-4 лет осмотрено 247 детей, что составляет 19,7%, а от 5 до 17 лет -80,3%. Во всех возрастных группах преобладали мальчики, удельный вес которых из числа осмотренных составил 59,9%.
Комплексная оценка состояния здоровья детей производилась в соответствии с приказом Минздравсоцразвития № 621 от 30.12.2003г. «О комплексной оценке состояния здоровья детей».
Распределение детей по группам здоровья выглядит следующим образом: I группа здоровья определена 9 детям старше 10 лет. В младших возрастных группах абсолютно здоровых детей не установлено. II группа здоровья преобладала у детей старше 6 лет, удельный вес составил 29,4 %, 58, 6% детей имели III группу здоровья. В возрастной категории до 1года, 1 год, 2 года и старше 8 лет от 50 до 75% детей имели III группу здоровья. К IV группе отнесено 1,4%, преимущественно это дети до 2-летнего возраста и 8-11 лет. К V группе здоровья отнесены 123 ребенка-инвалида, что составляет 9,8%.
Всего зарегистрированных заболеваний по классам и отдельным нозологиям 4096.
Распределение по ранговым местам классов заболеваний выглядит следующим образом: на 1 месте - психические расстройства и расстройства поведения (25,5%), из них на долю умственной отсталости приходилось 47%. На 2 месте болезни органов пищеварения 13,7%. Кариес был выявлен у 70%. Далее следует класс болезней нервной системы 13%. За ним класс болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ -10,2% . На 5 и 6 месте болезни костно-мышечной системы и врожденные аномалии, соответственно 8,5% и 7,4%. На долю врожденных пороков системы кровообращения приходилось 56,7%.
Категорию «ребёнок-инвалид» имели 124 человека, что составляет 9,89% от числа осмотренных детей. Наибольшее число детей-инвалидов приходилось на возраст от 1 года до 7 лет. В специализированных домах ребёнка воспитываются 72 ребенка, что составляет 58% от общего числа инвалидов. В учреждениях, расположенных в сельских районах - 7,3%, в городских - 34,7%. Практически с одинаковой частотой была установлена инвалидность «с рождения» и «приобретённая». Каждому пятому ребенку инвалидность была установлена впервые. Причинами инвалидности у детей, в возрасте до 4-х лет являлись болезни нервной системы в 55% случаев, врождённая патология - 24%, психические расстройства - 17%.
В старшем возрасте психические расстройства и расстройства поведения являлись причиной инвалидности в 48% случаев. Умственная отсталость у детей-инвалидов старшего возраста составляла 60% в данном классе заболеваний.
Болезни нервной системы зарегистрированы в 17,3% случаев, структура заболеваний представлена детским церебральным параличом. Болезни глаза и придаточного аппарата составили 11,5% случаев, болезни уха и сосцевидного отростка - 7,7% случаев.
Индивидуальные программы реабилитации (ИПР) были разработаны для 96% детей, выполнены в полном объёме в 97,5%. В 4-х случаях ИПР не разработаны на момент диспансеризации у детей, с впервые установленной инвалидностью.
До проведения диспансеризации всего зарегистрировано диагнозов 1191, из них 308 неуточнённых, после проведенной диспансеризации зарегистрировано 1244 диагноза, из них 467 неуточнённых. Удельный вес неуточненных диагнозов из числа зарегистрированных после проведенной диспансеризации колеблется от 21 до 56% в каждой возрастной группе.
По классам выявленной патологии неуточненные диагнозы распределены следующим образом: 1 место -болезни органов пищеварения (20,6%), 2 место - психические расстройства и расстройства поведения (5,8%), 3,4 место - болезни нервной системы и болезни эндокринной системы (по 5,5%), 5 место - врожденные аномалии развития (5,7%). В ходе работы установлено, что в дополнительном обследовании на областном уровне нуждаются 367 детей, на федеральном - двое. Наибольшая потребность в дообследовании у детей школьного возраста, с 9 до 17 лет включительно.
По итогам диспансеризации снято 194 диагноза.
Охват профилактическими прививками составил 99,7%. Привиты по возрасту 1237 детей, что составляет 98,7%. Не привиты по медицинским показаниям частично 8 детей (0,6%). Не привиты по другим причинам частично 4 ребенка (0,3%). У четверых детей, вновь поступивших в стационарное учреждение, сведений о профилактических прививках на момент проведения диспансеризации не было.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
Таким образом, по результатам проведенной региональной диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей был принят комплекс стратегических и тактических мероприятий, направленных на
оптимизацию медико-социальной помощи этой группе пациентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва