DOI 10.14526/01_1111_148 УДК 796.1
ПОКАЗАТЕЛИ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ФУТЗАЛЕ
Е.В. Кудряшов - кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент,
Ю.А. Корепанова — доцент Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Комсомольский проспект, дом 29, Пермь, Россия, 614990
E-mail: kudryashov-e-v@mail. ru
Аннотация. На сегодняшний день накоплен значительный экспериментальный материал, который касается вопросов изучения различных сторон подготовленности спортсменов. При этом использовались самые разные средства и методы получения этих данных. В число важнейших аспектов данной проблемы входит выявление и систематизация наиболее эффективных тренировочных программ на основе информации о состоянии основных физических качеств. Такая система позволяет выделить из бесконечного множественного числа и разнообразия признаков, свойств и характеристик уровня подготовленности спортсменок достаточно ограниченную к приемлемому объему совокупность наиболее существенных параметров. Материал. В данной статье отображены показатели уровня развития силовых качеств у спортсменок с квалификацией от III до I спортивного разряда, специализирующихся в футзале. Представленные результаты были получены в результате применения научно обоснованной, апробированной на практике системы контрольных испытаний и нормативов и могут быть применены тренерами в качестве ориентиров силовой подготовленности. Методы исследования: анализ научно-методической и специальной литературы, обобщение передового опыта специалистов-практиков в области футбола и футзала, педагогические наблюдения за соревновательной и тренировочной деятельностью, тестирование, методы математической статистики. Результаты. В процессе применения метода полидинамометрии были определены показатели силовой подготовленности для спортсменок с квалификацией от III до I спортивного разряда. Разработанные показатели можно использовать как ориентиры подготовленности, а также с целью осуществления управленческих решений при организации тренировочного и соревновательного процессов. Заключение. Анализ данных литературных источников позволяет отметить, что последующее повышение эффективности подготовки футболисток может быть обеспечено не столько увеличением объемов выполняемых нагрузок, сколько за счет усовершенствования качественных характеристик силовой подготовленности в тренировочном процессе. Оптимизация процесса подготовки спортсменок, специализирующихся в футзале, возможна при условии использования полученных данных уровня силовой подготовленности как ориентиров для совершенствования различных сторон мастерства.
Ключевые слова: футзал, спортсменки, показатели, сила, подготовленность.
POWER READINESS INDICES AMONG YOUNG FEMALE ATHLETES,
SPECIALIZING IN FUTSAL
Evgeniy V. Kudryashov - candidate of physical upbringing and sport, associate professor,
Ylia A. Korepanova — associate professor, Perm National Research Polytechnic University, 29, Komsomol prospect, Perm, 614990, Russia
E-mail: kudryashov-e-v@mail. ru
Annotation. Nowadays there is a considerable amount of experimental material, which concerns the questions of different sides of sportsmen's readiness study. At the same time, different means and methods of getting these results were used. The most important aspects of this problem include the most effective training programs revelation and systematization on the basis of information about the state of the main physical qualities. Such kind of system helps to determine sufficiently restricted to a reasonable volume range of the most important parameters from a great number of different features, types and characteristics of the level of female athletes readiness Material. The article presents the indices of power qualities level development among female athletes with the qualification from the 3rd to the 2st sports category, who specialize in futsal. The presented results were received as a result of scientifically substantiated, approved in practice system of control tests and normatives use and can be applied by trainers as the guiding lines of power readiness. Research methods: scientific-methodical and special literature analysis, progressive experience summarizing of the specialists-practicians in the sphere of football and futsal, pedagogical observations over competitive and training activity, testing, methods of mathematical statistics. Results. During the method of polydynamometry use the indices of power readiness were determined for the female athletes with the following qualification: from the 3rd to the 2st sports category. The created indices can be used as the guiding lines of readiness and in order to realize managerial decisions during the training and competitive process organization. Conclusion. The given literature analysis helped to determine, that further effectiveness increase of training female football players can be provided not only by means of the fulfilled loads volume increase, but mostly by means of qualitative characteristics of power readiness improvement in the training process. The process of training optimization among female athletes, specializing in futsal, is possible if the received results of power readiness level are used as the guiding lines for different sides of mastery improvement.
Keywords: futsal, female athletes, indices, power, readiness.
Актуальность. В теории и практике физической культуры и спорта существует четкое понимание, хотя и с несколько отличающимися
формулировками, определения понятия «сила» или «силовые качества». Сила как физическое качество - это способность индивидуума противодействовать
внешнему сопротивлению за счет мышечных усилий, то есть, этот показатель характеризуется степенью «напряженности» мышц [2; 6; 7].
Как известно, различные виды спорта предъявляют свои требования к развитию тех или иных качеств. В данном понимании принято выделять силовую подготовку с различной направленностью: общая силовая подготовка и развитие специфических силовых качеств, позволяющих достичь успеха в избранном виде спортивной специализации.
Установлено, что формирование определенного уровня развития силовых качеств сопровождается повышением уровня быстроты, координационных способностей и других физических качеств. Таким образом, силовая подготовка является одной из ключевых в тренировочном и соревновательном процессе во многих видах спорта [1; 3; 4; 5].
По мнению специалистов, одним из важных аспектов силовой подготовки является совершенствование способности спортсменок к реализации силовых качеств за счет обеспечения оптимального соотношения между силой, спортивной техникой и тактикой, функциональными возможностями организма и другими составляющими процесса подготовки [6].
В спортивной науке принято различать абсолютную и относительную
силу. Абсолютная сила - это та максимальная сила, которую проявляет человек в том или ином двигательном действии, то есть это максимальные показатели мышечных напряжений без учета массы тела человека, который выполняет упражнение. Относительная сила - это такая величина, которую получают, учитывая отношение
показателей абсолютной силы к массе тела спортсмена. Чаще всего она применяется для сравнения силы спортсменов с различной массой тела при учете специфики конкретного вида спорта [6].
Сила наряду с остальными физическими качествами лимитирует становление спортивного мастерства спортсменок в футзале. Особенно остро эта проблема встала в последние годы в связи с возрастающим развитием женского футзала и увеличением его популярности, а также с ростом конкуренции на международной спортивной арене.
В этой связи возникает необходимость в решении вопроса о формулировании конкретных
практических рекомендаций к построению тренировочного процесса, организации системы управления и контроля и других проблем, связанных с подготовкой спортсменок. Поэтому создание модели силовой подготовленности спортсменок, занимающихся футзалом, является проблемой актуальной и своевременной для современной науки и практики.
Цель исследования: выявить показатели силовой подготовленности
спортсменок, специализирующихся в футзале.
Методы исследования: анализ научно-методической и специальной литературы, обобщение передового опыта специалистов-практиков в области футзала и футбола, педагогические наблюдения за соревновательной и тренировочной деятельностью, полидинамометрия,
методы математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение. С целью решения данной задачи были проведены исследования спортсменок массовых разрядов, специализирующихся в футзале.
На основе использования методики Рыбалко Б.М. и динамометра системы Абалакова В.М. у спортсменок исследовались показатели силы сгибателя и разгибателя бедра, сгибателя и разгибателя голени, подошвенного сгибателя стопы. Также были проведены исследования показателей силы сгибателя и разгибателя плеча, сгибателя и разгибателя предплечья, мышц кисти. Полученные данные пересчитывались в значения относительной силы по формуле:
С =
С
А
м
где С 0 - относительная сила, С А -
абсолютная сила, М - масса тела спортсмена.
В представленной таблице показаны результаты проведенных исследований (таблица).
Таблица - Показатели силовой подготовленности спортсменок с различным уровнем
квалификации, занимающихся в футзале
Виды контрольных испытаний (тестов) I разряд II разряд III разряд
X ± mx X ± mx X ± mx
Показатели относительной силы 5 мышечных групп ноги 4,92 ± 0,07 4,83 ±0,05 4,71 ±0,02
Эти данные характеризуются квалификации спортсменок изменяются
следующими особенностями: с ростом результаты в тестировании силовой
подготовленности. Особенно четкая взаимосвязь этих параметров с ростом квалификации наблюдается не по показателям силы отдельных мышечных групп, а по их суммарному значению. Так, суммарные показатели относительной силы пяти мышечных групп ноги составили 4,71 на уровне III спортивного
разряда, 4,83 - у второразрядниц, а у спортсменок I спортивного разряда достигли показателя 4,92. Прирост результатов составил от III до II спортивного 0,11, а от II до I разряда изменения менее значительны - 0,9 (рисунок).
Рисунок - Динамика изменения показателей силовой подготовленности спортсменок, занимающихся футзалом, в соответствии с уровнем квалификации
Относительно силы различных мышечных групп руки необходимо отметить, что не обнаружены достоверно значимые изменения в динамике этих показателей у спортсменок различного уровня квалификации.
Выводы. Проведенные
исследования позволяют отметить следующее:
1. Выявлены показатели силовой подготовленности спортсменок, специализирующихся в футзале. У футболисток рост спортивного мастерства сопровождается статистически значимым повышением относительной силы 5 мышечных групп ноги.
2. В показателях относительной силы 5 мышечных групп руки не установлено достоверной взаимосвязи этих показателей с ростом квалификации футболисток.
3. Полученные результаты могут быть использованы в качестве ориентиров уровня силовой подготовленности при организации тренировочного процесса в футзале.
Литература
1. Алиев, Э. Г. Проблемы организации подготовки спортивного резерва в мини-футболе / Э. Г. Алиев, О. С. Андреев, К. В. Еременко // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. -2008. - № 6 (40). - С. 3-5.
2. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю. В. Верхошанский. - 3-е изд. - М. : Советский спорт, 2013. - 216 с. : ил.
3. Иванов, Н. В. Динамика корреляционных связей двигательных способностей юных футболистов 11-13 лет / Н. В. Иванов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 83-86.
4. Козина, Ж. Л. Особенности реакции на физическую нагрузку высокорослых баскетболисток / Ж. Л. Козина, Е. П. Волков // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2001. - № 2. - С. 8-14.
5. Корягин, В. М. Актуальные проблемы физической и технической подготовки баскетболисток высокой квалификации в процессе многолетней тренировки / В. М. Корягин // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2001. - № 5. - С. 6-13.
6. Кудряшов, Е. В. Показатели развития силовых качеств у баскетболисток массовых разрядов / Е. В. Кудряшов, В. Д. Паначев, Ю. А. Корепанов // Материалы Междунар. науч.-практ. конф., 26-27 февраля 2015 г. - Набережные Челны :
Изд-во НФ Поволжской ГАФКСиТ, 2015. - С. 192194.
7. Кудряшов, Е. В. Построение и контроль тренировочного процесса в волейболе : монография / Е. В. Кудряшов. - Луганск, 2005. -254 с.
8. Кузнецов, А. С. Педагогический контроль становления технико-тактического мастерства в спортивной борьбе / А. С. Кузнецов, Ю. Ю. Крикуха // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - Том 6 № 1. Режим доступа: http://iournal-science.org/ru/magazine.html.
9. Лопатина, А. Б. Влияние препаратов серии «Dr.Nona» (Израиль) на соотношение адаптивных гормонов и контроль перетренированности в спорте высших достижений / А. Б. Лопатина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Том 9 № 2. - C. 109114. Режим доступа: http://iournal-science.org/ru/article/78.html. DOI: 10.14526/00_1111_14.
10. Лопатина, А. Б. План проведения учебно-тренировочных сборов и адаптационные процессы / А. Б. Лопатина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. -Том 8 № 2. Режим доступа: http://iournal-science .org/ru/article/3 50. html.
11. Рыбина, И. Л. Использование активности креатинфосфокиназы в оценке срочной и долговременной адаптации организма спортсменов к тренировочным нагрузкам / И. Л. Рыбина, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. -Том 10 № 3. - C 150-158. Режим доступа: http://iournal-science.org/ru/article/234.html. DOI: 10.14526/01_1111_41
References
1. Aliev E. G., Andreev O.S., Eremenko K.V. The problems of sports reserve training organization in mini-football. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta [Scientific notes of P.F. Lesgaft University], 2008, no. 6 (40), pp. 3-5. (in Russian).
2. Verkhoshanskiy Y. V. Osnovy spetsial'noi silovoi podgotovki v sporte [The basis of special power training in sport]. Moscow, Soviet sport, 2013, 216 p. (in Russian).
3. Ivanov N. V. Dynamics of correlation connections of young (11-13 years-old) football players' motional abilities. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta [Scientific notes of P.F. Lesgaft University], 2015, no. 1 (119), pp. 83-86. (in Russian).
4. Kozina Z. L., Volkov E.P. The peculiarities of reaction to physical load of tall female basketball players. Fizicheskoe vospitanie studentov
tvorcheskikh spetsial'nostei [Physical upbringing of students of creative specialties], 2001, no. 2, pp. 8-14. (in Russian).
5. Koryagin V. M. Urgent problems of physical and technical training of female basketball players of high qualification during a long-term training. Fizicheskoe vospitanie studentov tvorcheskikh spetsial'nostei [Physical upbringing of students of creative specialties], 2001, no. 5, pp. 6-13. (in Russian).
6. Kudryashov E. V., Panachev V.D., Korepanov Y.A. The indices of power qualities development among female basketball players of mass categories. Materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 26-27 fevralya 2015 g [Materials of the International scientific-practical conference, February, 26-27, 2015]. Naberezhnye Chelny, publishing house of Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, 2015, pp. 192-194. (in Russian).
7. Kudryashov E. V. Postroenie i kontrol' trenirovochnogo protsessa v voleibole [The training process organization and control in volleyball], Lugansk, 2005, 254 p.
8. Kuznetsov A. S., Krikukha Y.Y. Teaching control the formation of technical and tactical skills in wrestling. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2011, vol.6, No. 1. Available at: http://journal-science.org/ru/magazine.html.
9. Lopatina A. B. Effect of preparations of a series «Dr. Nona» (Israel) at the ratio of adaptive hormones and control over training in the sphere of sports. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2014, vol.9, no. 2, pp. 109-114. Available at: http://journal-science.org/ru/article/78.html. DOI: 10.14526/00_1111_14.
10. Lopatina, A. B. Schedule of training camps and adaptation processes. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2013, vol.8, No. 2. Available at: http ://j ournal-science.org/ru/article/3 50. html.
11.Rybina, I. L., Kuznetsova Z.M. The use of creatine kinase activity in the evaluation of urgent and long-term adaptation of the body to athletes training loads. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2015, vol. 10, no. 3, pp. 150-158. Available at: http://journal-science.org/ru/article/234.html. DOI: 10.14526/01 1111 41
Подано: 28.11.2016 г. Принято: 01.11.2016г.
Кудряшов Евгений Викторович - кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент кафедры физического воспитания Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Комсомольский проспект, дом 29, Пермь, Россия, 614990, Е-ma.il: [email protected]
Корепанова Юлия Александровна - доцент кафедры физического воспитания Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Комсомольский проспект, дом 29, Пермь, Россия, 614990