Культура и образование
0. П. РЕШЕТНИКОВ
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
в статье раскрывается сущность социально-адаптационного потенциала будущего специалиста, анализируются результаты исследований по данной проблеме, формулируются основные направления дальнейшего ее изучения, раскрывается содержание двух основных исследовательских парадигм: линейно-статической и бифуркационно-динамической.
Ключевые слова: адаптация, социально-адаптационный потенциал, парадигма, линейно-статический тип адаптации, бифуркационно-динамический тип адаптации.
Современная парадигма высшего образования в сфере культуры и искусств ориентирована на подготовку нового типа специалистов, которые должны уметь гибко приспосабливаться к меняющимся условиям социума, рынка труда, досуговых услуг и предметам культуры, быстро ориентироваться в новых социокультурных и социально-экономических реалиях, переучиваться и менять профессиональные роли и функции, эффективно и продуктивно работать в инновационном режиме.
В связи с этим в настоящее время интенсифицировались исследования, посвященные проблемам социально-педагогической и профессиональной адаптации. Педагогическая наука рассматривает адаптацию как целостный процесс активного взаимодействия личности с окружающей средой, в которой происходит не только ее приспособление к успешному функционированию, но и активное освоение предметного пространства. В личностном плане адаптация рассматривается как деятельность человека, направленная на преодоление состояния неуравновешенности с окружающим миром.
Проблема формирования социально-адаптационного потенциала будущих специалистов имеет общегосударственное значение. От уровня ее теоретической разработанности и практической реализации научных достижений зависит стратегия и тактика развития высшей школы. Сознание человека является инструментом его адаптации к окружающему миру, и любая профессиональная деятельность носит адаптивный характер.
Под социально-адаптационным потенциалом будущего специалиста мы понимаем сложное ин-тегративное качество личности, включающее в себя адаптационно-диспозиционные установки, духовно-творческую направленность, творческие возможности, опыт совладающего поведения, профессиональную компетентность, волевое развитие и самосознание, которые обеспечивают возможность гармонизации отношений специалиста с социумом. Достижение максимальной психологической устойчивости осуществляется
при условии саморазвития личностных качеств, преобразования окружающей социальной действительности и изменения характера взаимодействия с внешней средой с целью успешной творческой самореализации в гражданской, профессиональной и семейной сферах.
Каждый человек в процессе жизни встречается с различными по степени сложности задачами, обусловленными нарушением гармонии отношений с окружающим миром, несоответствием целей, желаний и потребностей имеющимся в его распоряжении возможностям и ресурсам. Это происходит из-за резкого изменения условий жизнедеятельности индивидов и социальных групп, связанного с объективно существующим распадом общественных и биологических систем (закрытием предприятий, потерей работы или здоровья, гибелью близких людей, разводами и др.). Успешность разрешения возникающих противоречий и преодоления трудностей зависит от уровня сформированности социально-адаптационного потенциала будущего специалиста.
Период вхождения выпускников учебных заведений в профессиональную среду, как и их переходы на новое место работы, отличается психологической напряженностью, потерей привычных ориентиров поведения. Это связано с необходимостью усвоения нового опыта, новых ценностей, правил жизни, традиций. От уровня развития социально-адаптационного потенциала специалиста зависит то, как пройдет этот период, состоится ли новый работник культуры и искусств как профессионал, останется ли он работать в данной сфере или найдет себя в другом деле, захочет он трудиться в данном творческом трудовом коллективе или будет искать для себя новый. Иными словами, закрепляемость профессиональных кадров на рабочих местах в решающей степени зависит от уровня развития социально-адаптационного потенциала будущих специалистов.
Проблема адаптации в настоящее время исследована довольно основательно. Общетеоретические проблемы адаптации, определение ее сущности, механизмов, видов, форм, программ
рассмотрены в работах Н. А. Агаджаняна, З. М. Барбашовой, Г. А. Гусева, М. С. Егорова, Н. Е. Зыковой, И. И. Лихницкой, Т. М. Марютина, И. А. Милославской, С. С. Полтырева, А. Д. Сазонова и др. Успешно осуществляется изучение данных вопросов по Международной биологической программе в одной из ее секций, которая называется «Адаптация человека». С 1967 года с таким же названием в нашей стране выпускается ежегодный сборник результатов исследований. Его основным направлением является анализ влияния внешней среды на организм человека и особенности его существования в условиях низких температур, повышенной влажности, пустыни, высокогорья, радиации и др. Изучается воздействие этих факторов на работоспособность и выполнение различных физиологических и психических функций, выявляются пределы переносимости человеком этих условий и механизмов акклиматизации. Адаптация представлена в этих работах как совокупность функциональных аспектов и высших способов приспособления, осуществляемых с участием нервной системы.
Изучены философские и психологические основы адаптации специалистов в различных сферах жизнедеятельности (Г. М. Андреева,
A. Г. Асмолов, Л. П. Буева, Л. С. Выготский, В. И. Загвязинский, В. Т. Лисовский, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Царегородцев и др.). Осуществлено теоретическое освоение механизмов индивидуальной адаптации в коллективе (А. С. Макаренко, В. С. Сухомлинский, А. Т. Шацкий и др.). Научно обоснованы психологические аспекты процесса адаптации (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, И. С. Якиманская и др.), а также особенности социально-педагогической адаптации (А. С. Белкин, Р. А. Литвак, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов и др.).
Ряд авторов сфокусировали свое внимание на таких видах адаптации, как психологическая (Б. Н. Алмазов, Б. С. Братусь, А. И. Захаров, Л. В. Китаев-Смык, В. Е. Коган, И. С. Кон, В. П. Кондрашова, А. Н. Леонтьев, В. И. Лебедев, Б. Ф. Ломов, Н. А. Менчинская, А. В. Петровский, Б. М. Теплов, В. Я. Яблонко и др.), социальная (Ф. Б. Березин, Л. Г. Егорова, Б. Д. Карвасарский, Д. В. Ольшанский, К. С. Полянский, Н. А. Сирота, Г. Селье, Р. Лацарус и др.), профессиональная (М. А. Кузнецов, А. Г. Мороз, В. А. Солоницин и др.), климато-географическая и производственная (В. П. Казначеев и др.).
Общие проблемы социально-профессиональной адаптации раскрыты в исследованиях социологов С. И. Вершинина, Л. А. Гордона, З. А. Даниловой, Я. В. Дидковской, И. П. Шепеленко и др.; психологов Г. А. Балл, Ф. Б. Березина, Э. Ф. Зеера, Е. М. Иванова, В. К. Мартенса, Г. Селье и др. В трудах Д. А. Андреевой, В. Н. Соловьева, Р. Р. Блажиса, О. М. Горелика затронуты общие вопросы адаптации студентов. Изучение адаптации и здоровья человека осуществлено в трудах Г. Л. Апанасенко, Р. М. Баевского, Т. Г. Дичева,
B. П. Казначеева, К. Е. Тарасова и др. Социально-профессиональная адаптация молодых специа-
листов на предприятии исследовалась А. И. Си-нюком. Система профессиональной адаптации студентов технических вузов в условиях взаимодействия вуз - предприятие раскрыта М. Н. Вражновой. Общие проблемы адаптации к военной службе описаны Б. В. Ендальцевым.
Социокультурной сфере посвящена лишь работа С. М. Малакуцкой, раскрывающая проблему адаптации детей в условиях дополнительного художественного воспитания [1].
Иными словами, в настоящее время собран обширный исследовательский материал, раскрывающий сущность изучаемого феномена, его механизмы, личностные предпосылки и условия успешности. Но анализ различных научных концепций выявил противоречивость результатов исследований, отсутствие целостного представления о личностных структурах, обеспечивающих эффективную адаптацию специалиста в изменяющемся социуме, о путях их формирования в образовательном процессе вузов культуры и искусств. Фактический и исследовательский материал, накопленный в современной науке, требует содержательного научного обобщения и разработки на этой основе целостной теоретической концепции процесса формирования социально-адаптационного потенциала будущего специалиста.
В социологии, педагогике и психологии исследование данного феномена носит локальный характер и ограничивается изучением путей и средств адаптации к определенным видам деятельности, приспособлением к особенностям среды на определенном этапе жизни личности, связанном с существенным изменением условий жизнедеятельности (при поступлении в школу, вуз, приеме на работу и др.). Однако полноценная подготовка будущего специалиста к реализации гражданских, профессиональных и семейных функций предполагает формирование его готовности к успешному преодолению трудностей на протяжении всей его жизни. Этот подход имеет непосредственное отношение к проблеме формирования социально-адаптационного потенциала будущего специалиста, поэтому для формирования нашей концепции большое значение имело изучение и творческое освоение работ по совлада-ющему поведению личности (К. А. Абульханова-Славская, Л. Н. Анцыферова, Т. В. Крюкова, А. Н. Подъяков и др.).
Изучение психологами механизмов совладаю-щего поведения показало наличие двух качественно различных видов адаптации, характерных для обществ, развивающихся по линейному и бифуркационному типам. Почти все работы по проблемам адаптации основываются на представлениях об управлении этим процессом как о целенаправленном создании условий для приспособления личности к заранее известным характеристикам внешней социальной среды (ее ценностям, нормам жизни, традициям и др.) и формирования соответствующих ей личностных качеств. Систему устоявшихся принципов, разделяемых большинством представителей научного сообщества, называемую исследовательской парадигмой, мож-
но обозначить как линейно-статическую (данное определение подчеркивает, что в ее основе лежит линейный способ мышления). Слово «статическая» отражает ориентацию на приспособление к заранее известным и относительно неизменным условиям внешней социальной среды.
Пример линейно-статической парадигмы содержит приведенное в психологическом энциклопедическом словаре М. И. Еникеева определение социальной адаптации, которая трактуется как «приспособление индивида к условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений с социальными объектами, ролевая пластичность поведения, интеграция личности в социальные группы, деятельность по освоению относительно стабильных социальных условий, принятие норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия» [2]. Теории адаптации, основанные на линейно-статической парадигме, удовлетворительно описывают и объясняют явления, связанные с социальной адаптацией, осуществляемой в эволюционные периоды развития общества, т. е. когда они развиваются по линейному принципу.
На рубеже ХХ-ХХ1 веков многие страны мира, в том числе и Россия, вступили в эпоху радикальных социальных изменений. В условиях высокой динамики общественной жизни исчезает определенность в деятельности, подвергаются трансформации ценностные ориентиры, основания для категоризации, смысловые и социально-ценностные ориентиры, меняются виды деятельности, резко возрастает мобильность населения. В этой ситуации коренным образом модифицируются целевые установки, содержание и механизмы адаптационного процесса, меняется представление об адаптации, понимаемой на данном этапе как приспособление человека к окружающей среде, которое осуществляется посредством: а) изменения своих личностных характеристик, т. е. изменения самого себя; б) изменения окружающей природной и социальной среды, в том числе и ее ценностей, социальных норм, традиций, обычаев и др.; в) изменения характера взаимодействия человека с внешней средой в направлении гармонизации отношений.
По представлениям Е. К. Завьяловой, процесс адаптации в отличие от социализации развивается в ситуации изменения привычных условий существования, при возникновении проблемы социального взаимодействия, решение которой не регламентируется привычными значениями. Суть адаптации заключается в формировании новых социально-психологических регуляторов поведения (отношений, знаний, убеждений), которые послужат основанием для трансформации межличностных и социальных ролей, ценностей и норм взаимодействия в целях их соответствия изменившимся объективным условиям существования [3].
Для бифуркационного типа адаптации свойственна множественная детерминация, поэтому невозможно выделить ее ведущие индикаторы. Синергетическая идея о существовании неко-
торой хаотической, абсолютно иррациональной последовательности проб и ошибок выстраивает стратегии адаптационного поведения на совершенно иных принципах. Есть варианты адаптации, которые не могут быть объяснены через личностные конструкты. Всплеск адаптационного потенциала наблюдается в точках неустойчивого развития социальной системы. В обществе, которое развивается нелинейно, от мгновенного толчка, все процессы носят иррациональный характер. Отсюда возникло представление о вероятности адаптации личности. Исследовательскую парадигму, в основе которой лежат нелинейное (бифуркационное) мышление и представление об адаптационном процессе как изменении личности, социальной среды и характере взаимодействия последних с целью гармонизации их отношений, достижения динамического равновесия, мы называем бифуркационно-динамической.
Проблемам адаптации посвящено много работ. Предметом исследования в философии, психологии и социологии, как правило, выступал процесс адаптации личности к тем или иным видам деятельности, условиям внешней среды. Педагогика же должна изучать пути, способы, технологии формирования качеств личности, обеспечивающие успешную социальную и профессиональную адаптацию будущих специалистов. Во многих исследованиях неоднократно поднимался вопрос о необходимости формирования личностных предпосылок для социально-профессиональной адаптации будущих специалистов (В. В. Трубников), адаптационных способностей (Е. В. Вербовская), адаптационного ресурса студентов и будущих специалистов (С. Н. Редлих) [4], адаптационной готовности будущих специалистов (О. Н. Леухин), адаптированности личности (Е. К. Завьялова, М. А. Иванова). Однако остались неизученными структура этих предпосылок или способностей, технологии их развития в образовательном процессе общеобразовательных школ, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Обычно исследовались факторы и педагогические условия, влияющие на успешность адаптации учащихся или молодых специалистов (Т. В. Баландинцева, Е. Д. Гранкина, Н. М. Голубева, Ю. М. Десятников, М. А. Иванова, С. М. Редлих и др.) [5].
Анализ предлагаемых авторами механизмов формирования качеств, лежащих в основе со-цально-адаптационного потенциала личности, показал, что большинство из них малоэффективны для решения этой проблемы. Как правило, предлагаемые педагогические технологии ориентируются на такие решения краткосрочных проблем адаптации, которые действительно помогают личности успешно справиться с некоторыми возникшими жизненными трудностями, но не формируют способность самостоятельно преодолевать их в дальнейшей жизни. (В данной ситуации работает аналогия с традиционным лечением человека: лекарства помогают победить болезнь, но одновременно блокируют иммунную систему, ослабляют защитные силы организма.)
В связи со сказанным проблема изучения структуры социально-адаптационного потенциала будущего специалиста, на наш взгляд, требует иных методологических подходов, выявления принципов, технологий и условий его формирования в образовательном процессе современного вуза культуры и искусств.
В существующих педагогических исследованиях весьма примитивным оказывается конструктивно-технологический аспект. Чаще всего это объясняется степенью изученности проблемы. Мы считаем возможной в современных условиях более основательную разработку операционально-технологического аспекта проблемы формирования социально-адаптационного потенциала специалиста на основе современных технологий адаптационного поведения.
Литература и примечания
1. Малакуцкая С. М. Социокультурная адаптация детей в условиях дополнительного художественного образования: моногр. Белгород, 2004.
2. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2006. С. 8.
3. Завьялова Е. К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях (профессионально-личностный аспект): автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1998. С. 12.
4. Редлих С. М. Педагогические основы социально-профессиональной адаптации учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1999.
5. См. например: Голубева Н. М. Адаптация студентов вуза к профессиональной деятельности (на примере подготовки будущих менеджеров): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2004.
0. P. RESHETNIKOV. THE PROBLEM OF THE FORMATION OF SOCIAL-ADAPTIVE POTENTIAL OF THE FUTURE SPECIALIST IN THE SPHERE OF CULTURE AND ARTS
This article deals with the essence of social-adaptive potential of the future specialist, the analysis of the results of the investigation of this problem, the formation of the main directions of the future study of it, the content of two main research paradigms: linear-statical and bifurcational-dynamical.
Key words: adaptation, social-adaptive potential, paradigm, linear-statical type of adaptation, bifurcational-dy-namical type of adaptation.
о. г. СТАРИКОВА
РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье анализируются особенности репрезентативных стратегий в высшем образовании, выявляется возможность их использования для сохранения и передачи культурных ценностей. Анализ отношений в системе «преподаватель - студент» позволяет сделать вывод, что образование в рамках репрезентативной стратегии рассматривается как «производство», продуктом которого должно стать включение индивида в ту или иную деятельность путем формирования способностей. Автором обоснована недостаточность только репрезентативной стратегии для развития личности студента.
Ключевые слова: репрезентация, трансляция, стратегия, коммуникативная стратегия.
Проблема сохранения и передачи традиционных культурных ценностей является одной из приоритетных для каждого общества на всех этапах его развития. В отечественном социокультурном пространстве этому вопросу всегда уделяется особое внимание, в том числе и на современном этапе. Предметом обсуждения, а нередко и острых дискуссий являются практически все составляющие трансляционного процесса: характер его стратегических целевых ориентаций (зачем передавать); состав, содержание (что передавать); оптимальные методы, формы, механизмы (как эффективно обеспечить передачу и адекватное восприятие традиционных ценностей). Определенное внимание уделяется также выявлению тех препятствий, которые возникают в подобных процессах, и обоснованию условий «наибольшего благоприятствования» для достижения искомой цели.
Образование представляет собой ключевую трансляционную систему в социальном про-
странстве, через которую происходит передача не только суммы знаний, навыков, идей, но и формируется та или иная аксиологическая ориентация, система мировоззрения и т. д.
Институт высшего образования, выполняя социальный заказ, использует так называемую репрезентативную стратегию коммуникативных отношений (англ. representation; нем. Repräsentation: представление, представительство, изображение). Данная стратегия реализуется в образовании в форме трансляции суммативного культурного опыта человечества. Модель таких отношений представлена в форме субъект-объектной коммуникации.
В рамках нашего исследования есть необходимость уточнить категорию репрезентации. Это -многозначное понятие, которое широко употребляется в философии, психологии, социологии, а также в социальном познании в целом. В качестве наиболее общего может быть зафиксировано определение репрезентации как «представления одного в другом и посредством другого».