УДК 796.07
ПОКАЗАТЕЛИ ОРИЕНТАЦИИ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ У ШКОЛЬНИКОВ И
ПРИЗЫВНИКОВ
Анатолий Васильевич Зюкин, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург,
Ренат Алексеевич Лайшев, кандидат педагогических наук, Генеральный директор, Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр Образования Самбо-
70 (ГБОУЦО Самбо-70), г. Москва
Аннотация
В статье представлены результаты исследований по выявлению показателей, ориентирующих учащуюся молодежь на воинскую службу. Авторы исследования отмечают, что ориентация на военную службу у призывников и школьников не высока. В своей работе они показывают, что, наряду с воспитательными воздействиями гуманитарных дисциплин, большое значение в формировании военной ориентации молодежи может играть правильно организованная, целенаправленная физическая подготовка и спортивная работа. При этом проведение физических упражнений должно сочетаться с соответствующими воспитательными мероприятиями, органически включенными в структуру подготовки молодежи к воинской службе. Среди таких мероприятий: воспитание в ходе занятий командирских, организаторских навыков и умений, акцент на военно-прикладные упражнения и виды спорта, требовательность к призывным контингентам, поддержание на занятиях воинской дисциплины.
Ключевые слова: ориентация на военную службу; мотивация; показатели; молодежь; физическая подготовка; воспитательные мероприятия.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.08.90.p19-23 INDICATORS OF ORIENTATION TO MILITARY SERVICE AMONG THE SCHOOL
STUDENTS AND RECRUITS Anatoly Vasilyevich Zyukin, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The Herzen State Pedagogical University of Russia St.-Petersburg,
Renat Alekseevich Layshev, the candidate of pedagogical sciences, Director General,
Public budgetary educational institution Center of Sambo Education -7Q, Moscow
Annotation
The article presents the results of researches on identification of the indicators, focusing the studying youth on military service. Authors of research note that orientation to military service among the recruits and school students is not high. In the work, they show that, along with educational influences of humanitarian disciplines, the correctly organized, purposeful physical preparation and sports work can play great value in formation of military orientation of youth. Thus, the carrying out of physical exercises should be combined with the relevant educational activities, which have been integrally included in structure of preparation of youth to military service. Among such actions: education during the lessons of commander, organizing skills and abilities, emphasis on military and applied exercises and sports, insistence to the conscripts, maintenance of military discipline at lessons.
Keywords: orientation to military service, motivation, indicators, youth, physical preparation, educational actions.
Проводимая военная реформа является одной из самых заметных и кардинальных перестроек военного сектора России не только за последнее время, но и в целом в истории. В настоящее время у молодежи складывается противоречивое отношение к воинской службе. Данное обстоятельство неразрывно связано с низким уровнем ориентации молодежи на военную службу. В приказе Министра обороны России № 241 от 28 апреля 2008 года отмечается, что система военно-профессиональной ориентации молодежи на
военную службу является неэффективной. Это негативно сказывается на качестве призывного контингента, уровне морально-психологического состояния, правопорядка и воинской дисциплины военнослужащих.
В свою очередь современная техника, вооружение и оснащение армии остро нуждаются в высококвалифицированных и идейно мотивированных военных специалистах, готовых выполнять любые боевые задачи. Для этого необходимо совершенствовать физическую и психическую подготовку военнослужащих, воспитывать у них любовь к военной службе, формировать ориентацию на военно-профессиональную деятельность [14]. Целью новой системы ориентации молодежи на военную службу является создание условий для обеспечения гарантированного комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации физически, морально и психологически подготовленными гражданами, обладающими положительной мотивацией к прохождению военной службы, получившими подготовку по основам военной службы и военно-учетным специальностям.
В настоящее время научные исследования, посвященные проблеме ориентации учащейся молодежи на военную службу, не в полной мере охватывают все стороны этого сложного и многогранного процесса. Это требует пересмотра отдельных сторон системы подготовки учащейся молодежи к воинской службе. Это обуславливает особую важность изучения показателей ориентации на военную службу у школьников и призывников.
Формирование ориентации на военную службу необходимо начинать в школе и осуществлять это воспитание всем педагогическим коллективом.
С целью изучения показателей ориентации на военную службу у школьников и призывников в течение 2011-2012 годов были проведены опросы в военкоматах и школах (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительная таблица показателей, характеризующих ориентацию молодежи на
военную службу
Оцениваемые показатели Место опроса Выбор условных оценок
«5» «4» «3» «2» «1» Ср. балл
Общая оценка желания отслужить действительную военную службу Военкоматы 20,2 25,0 34,1 13,9 6,9 3,41
Школы 18,1 22,7 36,5 12,1 10,6 3,37
Колледжи 17,3 29,3 34,5 8,6 10,3 3,32
Оценка интереса к начальной военной подготовке Военкоматы 12 30 45 8 5 3,36
Школы 11,4 28,6 20 17,2 22,8 2,89
Колледжи 17,4 18,3 23,1 10,6 30,6 2,85
Самооценка способности стать младшим командиром Военкоматы 14 53 30 1 - 3,82
Школы 17 39 36 6 2 3,71
Колледжи
Чувство уверенности в успешном несении воинской службы Военкоматы 52 40 7 1 4,42
Школы 48 37 10 3 2 4,06
Колледжи
Готовность выполнять требования воинской дисциплины Военкоматы 36 41 15 5 2 4,05
Школы 34 43 16 4 4 3,98
Колледжи
Желание поступить в военно-учебное заведение Военкоматы 24 30 16 - 30 3,18
Школы 19 10 28 8 35 2,7
Колледжи
Необходимость дальнейшего повышения оборонной мощи страны, боеспособности Военкоматы 46 28 17 6 3 4,08
Школы 22,2 33,3 25 8,3 11,2 3,47
Колледжи 23,2 16,2 27,3 16,2 18,1 3,19
Оценка значения ФП и С в воинской направленности, мотивации к воинской службе Военкоматы 52 32 16 4,33
Школы 51,4 27,1 18,9 2,6 - 4,26
Колледжи 39,6 23,6 25 5,7 6,1 4,15
Из родов войск более всего призывники выбирали ВДВ (33% из числа всех опрошенных). Низко призывники оценили свой интерес к начальной военной подготовке в школе (30% из числа всех опрошенных не испытывали интереса к начальной военной подготовке в школе). Многие сомневаются в своей способности строго выполнять требования воинской дисциплины - 28%. Собственную уверенность, что смогут успешно выполнить свой воинский долг, оценили лишь 52% из числа всех опрошенных. До 40-45% опрошенных призывников в ходе бесед поделились своими опасениями «дедовщины». Страхи эти нередко были вызваны публикациями в прессе, а также на основе рассказов демобилизованных солдат. При опросе призывники отмечали большое значение физической подготовки для развития физических качеств.
Из таблицы 1 следует, что показатели разных компонентов ориентации на военную службу близки друг к другу, что подтверждает объективность полученных материалов. С другой стороны, имеющиеся данные свидетельствуют, что разные условия военнопатриотической работы, различия в воспитательных усилиях преподавателей, педагогических коллективов определяют больший или меньший успех в формировании у школьников ориентации к военной службе.
Большинство призывников указали, что любят смотреть кинофильмы, телепередачи на военную тему, но положительное их влияние на мотивацию к военной службе отметили не очень многие. Часть призывного контингента отметила негативное влияние ряда публикаций в печати на формирование у них отношения к военной службе.
Наиболее важным было выяснение мнения о роли физической подготовки в формировании ориентации молодежи на военную службу. Оказалось, что большинство школьников и призывников достаточно высоко оценивают ее значение для совершенствования физических и психических качеств, необходимых для воинской службы.
Затем было проанкетированы 382 учащихся трех Санкт-Петербургских школ (.№ 108, 112, 115) и одной московской (.№ 1101), которые осуществляли самооценку своей ориентации на военную службу по условной 5-ти балльной шкале и определили влияние различных предметов учебной программы на воспитание этих качеств. Были выявлены связи между мотивами к военной службе и с изучением общественных и гуманитарных дисциплин: истории, географии, литературы и др. (рис. 1).
Самооценка в/мотивации Физическая подготовка
ОБЖ
История РФ Литература Конституция География Уроки труда Музыка и пение Другие предметы
Рис.1. Влияние различных предметов учебной программы на формирование ориентации к военной службе у школьников 10-11 классов
При сопоставлении результатов такого анализа по разным школам наблюдалось частичное несовпадение в связях ориентации на военную службу с показателями различ-
ных дисциплин, что свидетельствует об индивидуальных воспитательных воздействий различных преподавателей, отношении этих преподавателей к патриотическому воспитанию, любви к Вооруженным Силам.
В то же время основные закономерности проявляются достаточно определенно. Так, везде на первом месте стояла физическая подготовка, превосходящая даже начальную военную подготовку. Относительное преимущество школьники часто отдают истории, литературе, урокам географии, труда.
На уроках истории показываются героические фрагменты Отечественной войны, вызывающие чувство гордости. Желание защищать Родину также самоотверженно, как это делали отцы и деды. Уроки географии дают представление о величии страны, ее масштабах, огромных экономических возможностях. В тех случаях, когда в опросе требовалось оценить роль учебных предметов, способствующих формированию чувства патриотизма, любви к Родине, более высокие баллы выставлялись обычно по тем предметам, что и при самооценке мотивации к военной службе: литературе, истории, географии, труду. На высоких местах была также физическая подготовка - 3,63±0,19 и начальная военная подготовка - 3,55±0,18.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что ориентация на военную службу у призывников и школьников достаточно низкая. Исследования показывают, что, наряду с воспитательными воздействиями гуманитарных дисциплин, большое значение в формировании военной ориентации молодежи может играть правильно организованная, целенаправленная физическая подготовка и спортивная работа.
При этом проведение физических упражнений должно сочетаться с соответствующими воспитательными мероприятиями, органически включенными в структуру подготовки молодежи к воинской службе. Среди таких мероприятий: воспитание в ходе занятий командирских, организаторских навыков и умений, акцент на военно-прикладные упражнения и виды спорта, безусловная требовательность к призывным контингентам, поддержание на занятиях воинской дисциплины.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ключникова, Н.Н. Психолого-педагогическая технология формирования ценностных ориентаций в процессе профессионального развития студентов технического вуза / Н.Н. Ключникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. -№ 8 (42). - С. 48-53.
2. Поварницына, Л. А. Исследование связи ценностных ориентаций с выбором профессии у студентов педвузов / Л. А. Поварницына // Тез. докл. науч. конф. «Трудовая активность молодежи и факторы ее повышения». - Курган : Изд-во Курганского гос. пед. ин-та, 1984. - С. 49-51.
3. Сошкин, П.А. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 146-148.
4. Сошкин, П.А. Факторы, определяющие ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П. А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 127-130.
REFERENCES
1. Kljuchnikova, N.N. (2008), “Psychological technology of formation of valuable orientations in the course of professional development of students of technical college”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. 8, pp. 48-53.
2. Povarnitsyna, L.A. (1984), “Research of communication of valuable orientations with you-pine forests trades at students of teacher training Universities”, Conference «Labor
activity of youth and its factors», Kurgan, pp. 49-51.
3. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.86, No. 4, pp. 146-148.
4. Soshkin, P.A. (2012), “Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No.
5, pp. 127-130.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.08.2012.
УДК 37.047
ИТОГОВОЕ СИСТЕМНО-ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ СТИЛЕВОГО ПОДХОДА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 11-Х
КЛАССОВ
Ольга Сергеевна Иванова, аспирант,
Уральская государственная академия ветеринарной медицины, (УГАВМ),
Троицк
Аннотация
На современном этапе развития педагогической науки актуальной является проблема эффективной организации итогового системно-обобщающего повторения при подготовке к ЕГЭ. Одним из путей повышения данного показателя является применение стилевого подхода обучения. В статье рассмотрена сущность итогового системно-обобщающего повторения и стилевого подхода обучения. Выявлена взаимосвязь профилей обучения и мыслительных действий и операций, задействованных при повторении. Предложены технологии организации итогового системно-обобщающего повторения по русскому языку учащихся различных профилей. Для учащихся физико-математического профиля подобраны приёмы обобщения и систематизации, основанные на дедуктивных технологиях обучения. Для учащихся социально-правового профиля приемы, основанные на индуктивных технологиях. Автором представлены результаты обучающего эксперимента, доказывающие эффективность реализации стилевого подхода обучения при системно-обобщающем повторении.
Ключевые слова: системно-обобщающее повторение; профильные классы; стилевая педагогика; мышление; стиль учебно-познавательной деятельности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.08.90.p23-26
THE FINAL SYSTEM-GENERALIZING REVISION IN THE RUSSIAN LANGUAGE IN TERMS OF THE STYLE APPROACH OF TRAINING OF STUDENTS OF THE 11TH CLASSES Olga Sergeevna Ivanova, the post-graduate student,
The Ural State Academy of Veterinarian Medicine, Troitsk
Annotation
At the present stage of the development of Pedagogical Science, the problem of the effective organization of the final system-generalizing revision in preparation for the Unified State Exam is actual. One of the ways to increase this indicator is application of the style approach to education. The article analyzes the main points of the final system-generalizing revision and the style approach of training. The correlation between the profiles of training and mental actions and operations, involved in revision, has been revealed. The technologies of the organization of the final system-generalizing revision in the Russian language of students with different profiles have been offered. The methods of revision and systematization based on the deductive techniques of training for students with the physic-mathematical profile have been chosen. The methods based on inductive techniques have been selected for students with the