house Norma, Moscow, Russian Federation.
3. Kupavtsev, T.S. (2010), "Acmeological basis of the professional education in Russian Interior Ministry higher school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 65, No. 7, pp. 32-38.
4. Ed. Bovin, B.G., Myagkih, N.I. and Safronov, A.D. (1997), Main activities and psychological fitness to serve in the system of internal affairs, publishing house GUK Russian Interior Ministry, Moscow, Russian Federation.
5. Ed. Kikot, V.J., Stolyarenko, A.M. (2008), Applied Legal Pedagogy in the internal affairs, publishing house UNITY-DANA, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: kupava@buimvd. ru
Статья поступила в редакцию 11.10.2012.
УДК 796.07
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ НА ВОИНСКУЮ СЛУЖБУ
Ренат Алексеевич Лайшев, кандидат педагогических наук, Генеральный директор, Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр Образования Самбо-
70 (ГБОУЦО Самбо-70), г. Москва
Аннотация
В статье представлены результаты исследований по обоснованию организационно-педагогических условий, необходимых для формирования ценностных ориентаций у призывной молодежи на воинскую службу. К числу основных из них автор относит: включение в процесс военно-профессиональной подготовки призывников отдельных планов, программ по формированию психологической устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов армейской службы, применение физических упражнений для формирования у них навыков коллективного взаимодействия, а также для развития физических и морально-волевых качеств. Большое внимание, по мнению автора, должно уделяться постоянному поиску путей повышения уровня мотивации у призывников к воинской службе, а также на формирование установки у них на физическое и военно-профессиональное самосовершенствование. втор исследования отмечает, что эти условия инициируют соответствующую военно-профессиональную направленность и энергию личности призывника, ее внутренний ресурс, волевой потенциал, несут определенный побудительный импульс к выполнению своего воинского долга перед Отечеством.
Ключевые слова: организационно-педагогические условия; мотивация; ценностные ориентации; призывная молодежь; воинская служба.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.10.92.p85-88
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR
FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS AMONG THE INVOCATORY YOUTH ON MILITARY SERVICE
Renat Alekseevich Layshev, the candidate of pedagogical sciences, Director General,
Public budgetary educational institution Center of Sambo Education -70, Moscow
Annotation
The article presents the results of researches on justification of the organizational and pedagogical conditions necessary for formation of valuable orientations at invocatory youth on military service. The author carries to number of main of them: inclusion in process of military vocational training of recruits of separate plans, programs on formation of psychological stability to influence of adverse factors of army service, application of physical exercises for formation of skills of collective interaction among them, and also for development of physical and moral and strong-willed qualities. The great attention, according to
the author, should be given to continuous search of ways for increase of level of motivation at recruits to military service, and on formation of the aim at them on physical, military, and professional self-improvement. The author of research notes that these conditions initiate the corresponding military and professional direction and energy of the identity of the recruit, its internal resource, strong-willed potential, bear a certain incentive impulse for performance of the military duty before the Motherland.
Keywords: organizational and pedagogical conditions, motivation, valuable orientations, invocatory youth, military service.
В процессе проведения военной реформы Вооруженных Сил РФ особое внимание уделяется формированию ценностных ориентаций призывной молодежи к воинской службе. Призывная молодежь занимает особое место среди личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. От ее подготовленности к воинской службе и желания честно выполнять свой долг перед Отечеством зависит боеготовность Вооруженных Сил Российской Федерации в целом. В связи с этим, в армии повысился спрос на социально-активную личность призывника, способную качественно выполнять служебно-боевые задачи [1-6].
Сформированная военно-профессиональная направленность и компетентность -это те качества, от которых зависят служебные успехи призывника. Однако, как отмечает Министр Обороны России, многим призывникам не хватает достаточного уровня развития личностных качеств, необходимых для успешного решения военно-профессиональных задач.
Формирование направленности у призывников на воинскую службу неразрывно связано с их социализацией, т.е. вхождением в новую среду и адаптацией личности к новой системе социальных условий. Это является одной из важнейших задач «Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года».
Данная концепция определяет цели, задачи и базовые положения общефедеральной системы подготовки граждан к военной службе. Она определяет систему мер, направленных на улучшение состояния здоровья, физической и морально-психологической подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу, осуществление военно-патриотического воспитания, повышение качества подготовки по основам военной службы и военно-учетным специальностям, восстановление системы массовых занятий призывной молодежи спортом, в целях обеспечения ее физической подготовленности к военной службе.
Целью новой системы подготовки молодежи к военной службе является - создание организационно-педагогических условий для формирования ценностных ориентаций призывной молодежи к воинской службе для обеспечения гарантированного комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации физически и психологически подготовленными гражданами, обладающими положительной мотивацией к прохождению военной службы, получившими подготовку по основам военной службы и военно-учетным специальностям.
Изучение проблемы формирования ценностных ориентаций у призывной молодежи к воинской службе показало, что в научной литературе не нашли своего отражения вопросы, связанные с определением и созданием организационно-педагогических условий для эффективной подготовки призывников к воинской службе.
С целью определения организационно-педагогических условий, необходимых для формирования ценностных ориентаций у призывников к воинской службе проводился опрос опытных офицеров, занимающихся призывом молодежи на воинскую службу. Всего в опросе приняли участие 78 респондентов. Результаты опроса представлены в таблице 1. Они свидетельствуют о высокой значимости применения физических упражнений для формирования у призывников навыков коллективного взаимодействия, а также для развития у них физических и морально-волевых качеств. При этом большинство респон-
дентов высказалось за включение в процесс военно-профессиональной подготовки призывников отдельных планов, программ по формированию психологической устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов армейской службы.
Таблица 1
Ранговая структура организационно-педагогических условий, необходимых для формирования ценностных ориентаций у призывной молодежи на воинскую службу
(п=78)
Значимость (ранговое место) Организационно-педагогические условия Ранговый показатель, в %
1 Включение в процесс военно-профессиональной подготовки призывников отдельных планов, программ по формированию психологической устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов армейской службы 19,1
2 Применение физических упражнений для формирования у призывников навыков коллективного взаимодействия 17,2
3 Активное применение средств физической подготовки для развития физических и морально-волевых качеств у призывников 15,7
4 Постоянный поиск путей повышения уровня мотивации у призывников к воинской службе 14,5
5 Формирование установки у призывников на физическое и военно-профессиональное самосовершенствование 10,5
6 Разработка комплекса мероприятий по контролю над уровнем развития личностных качеств у призывников 9,3
7 Выработка объективных критериев оценки готовности призывников к воинской службе 7,8
8 Разработка педагогических мер для повышения уровня методической подготовленности командиров по сокращению сроков адаптации призывников к воинской службе 5,9
Более низкие ранговые показатели имеют организационно-педагогические условия, направленные на выработку объективных критериев оценки готовности призывников к воинской службе, а также на разработку педагогических мер для повышения уровня методической подготовленности командиров по сокращению сроков адаптации призывников к воинской службе.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости создания организационно-педагогических условий, необходимых для формирования у призывников ценностных ориентаций к воинской службе. Эти условия инициируют соответствующую военно-профессиональную направленность и энергию личности призывника, ее внутренний ресурс, волевой потенциал, несут определенный побудительный импульс к выполнению своего воинского долга перед Отечеством.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лайшев, Р. А. Показатели ориентации на военную службу у школьников и призывников / Р. А. Лайшев, А.В. Зюкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90). - С. 19-23.
2. Лайшев, Р.А. Факторы, определяющие эффективность формирования ценностных ориентаций у призывной молодежи на воинскую службу / Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 85-88.
3. Сошкин, П. А. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 146-148.
4. Сошкин, П.А. Факторы, определяющие ценностные ориентации офицеров к
педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П. А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 127-130.
5. Сошкин, П. А. Педагогическая технология формирования ценностных ориен-таций у офицеров в процессе их подготовки к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П. А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 7 (89). - С. 126-129.
6. Сошкин, П. А. Психолого-педагогические условия, необходимые для формирования у офицеров базовых ценностей педагогической деятельности / П. А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90). - С. 86-89.
REFERENCES
1. Layshev, R.A. and Zyukin A.V. (2012), "Indicators of orientation to military service among the school students and recruits", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 90, No. 8, pp. 19-23.
2. Layshev, R.A. (2012), "Factors defining the efficiency of formation of valuable orientations among the draft-age youth on military service", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 85-88.
3. Soshkin, P.A. (2012), "The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.86, No. 4, pp. 146-148.
4. Soshkin, P.A. (2012), "Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 127-130.
5. Soshkin, P.A. (2012), "The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 89, No. 7, pp. 126-129.
6. Soshkin, P.A. (2012), "Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 90, No. 8, pp. 86-89.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.10.2012.
УДК 796.8
ВЛИЯНИЕ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ И КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА АЭРОБНУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ
Алексей Иванович Лаптев, аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (РГУФКСМиТ), г. Москва
Аннотация
В статье представлены результаты анализа влияния разработанной автором методики оценки и коррекции физического состояния борцов греко-римского стиля на аэробные возможности единоборцев. Разработанная методика оценки и коррекции физического состояния борцов греко-римского стиля, основывается на последовательном прохождении трех этапов: процесса исходного комплексного тестирования физического состояния спортсменов и его оценки; формирования групп спортсменов для влияния на них дифференцированных двигательных режимов, учитывающих лимитирующие факторы функциональной подготовленности; повторного комплексного тестирования и оценки эффективности тренировочных режимов. В исследовании влияния методики установлено наличие положительной динамики в показателях аэробной работоспособности борцов экспериментальной группы (увеличение абсолютных и относительных величин максимального