И.Р. Гасликова, Г.Г. Ковалева
ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация В статье приводится краткий обзор существующих статистических
_______________ и социологических данных по использованию информационных технологий в учреждениях общего и профессионального образования. Показатели из разных источников сгруппированы по уровням образования, что дает возможность сформировать целостное представление о процессах информатизации на каждом уровне. Рассмотрены такие аспекты, как оснащенность образовательных учреждений современными компьютерами и доступом в сеть Интернет, цели использования информационных технологий, а также факторы, сдерживающие их дальнейшее распространение.
Источники В настоящее время в государственной федеральной статистике не
информации собираются данные, необходимые для детального анализа состоя_______________ ния дел в сфере информатизации образовательных учреждений.
Отдельные индикаторы могут быть определены лишь для общеобразовательных учреждений и высших учебных заведений.
Первое обследование, из которого можно извлечь некоторые данные по информатизации сферы образования, было проведено в 1999 году с целью сбора статистической информации о производстве вычислительной техники и программного обеспечения, оказании информационно-вычислительных услуг, а также использовании информационных и коммуникационных технологий в российской экономике. В нем приняли участие примерно 96 тыс. организаций всех отраслей экономики, в том числе почти 9 тыс. образовательных учреждений. Результаты этого обследования детально проанализированы в работе [1].
Далее необходимо отметить единовременное федеральное государственное статистическое наблюдение за использованием глобальных информационных сетей предприятиями и организациями (форма № 1-ГЛОБ), проведенное по состоянию на 1 января 2002 года. Оно охватывало крупные и средние организации всех видов
302
Статистика и социология образования
И
деятельности, включая образование (с выделением вузов). В обследовании участвовало около 160 тыс. организаций, из них 19,3 тыс. образовательных учреждений, среди которых — 1297 вузов (см. [2]).
Ежегодные обследования в сфере ИКТ начали проводиться лишь в 2003 году. Федеральное государственное статистическое наблюдение за использованием информационных технологий и производстве связанной с ними продукции (работ, услуг) (форма № 3-ин-форм) также охватывало крупные и средние организации всех видов деятельности; из образовательных учреждений в выборку были включены только вузы. Всего в обследовании приняли участие порядка 120 тыс. организаций, из которых 1385 — высшие учебные заведения. Результаты первого обследования приведены в работе [3].
Указанные наблюдения носили самый общий характер и не были ориентированы на специфические особенности образовательных учреждений. Поэтому, хотя некоторые индикаторы и могут быть полезны, в целом полученная информация не отражает специфики внедрения ИКТ в образовательные процессы. Из-за сложившейся практики статистической отчетности общеобразовательных учреждений по полученной информации нельзя судить о состоянии дел непосредственно в школах и учреждениях начального и среднего профессионального образования. Таким образом, данные 2002 года в основном целесообразно использовать для анализа процессов информатизации в вузах поскольку начиная с 2003 года только они и участвуют в обследованиях.
Отдельные показатели, касающиеся использования ИКТ в учреждениях общего образования, предоставляет федеральное государственное статистическое наблюдение по форме № ОШ-1 «Сведения о дневном общеобразовательном учреждении». Это наблюдение охватывает все государственные дневные средние (полные) общеобразовательные учреждения; данные формируются по состоянию на начало учебного года и разрабатываются с 1986/87 учебного года в режиме один раз в два года. Сводная информация по результатам этого наблюдения представлена в сборнике Госкомстата России [2].
Среди других источников, приводящих данные об использовании вычислительной техники в учебном процессе, следует отметить пилотное обследование учреждений профессионального образования всех уровней, которое проводилось ГУ-ВШЭ в рамках мониторинга экономики образования. В нем принимало участие 51 учреждение из различных отраслевых групп и четырех регионов: Москвы, Ярославской и Пермской областей, Красноярского края. В составе выборки по 12 учреждений начального и среднего профессионального образования, 22 вуза и 5 учреждений из системы дополнительного профессионального образования. Обследование проводилось по состоянию на начало 2003 года.
В ходе этого обследования были апробированы отдельные методологические нюансы, касающиеся проблем информатизации учреждений профессионального образования. Но выборки, которые
303
и
И.Р. Гасликова, Г.Г. Ковалева Показатели использования информационных технологий в образовании
использовались при проведении обследования, были очень малы и не являлись представительными; например, все обследованные учреждения использовали персональные компьютеры, что, конечно, не соответствует реальному положению дел, среднее количество ПК в расчете на один вуз в 2,5 раза превышает этот показатель, полученный в ходе упомянутых выше федеральных наблюдений, и т.п. Таким образом, в выборку пилотного обследования попали учреждения, существенно более продвинутые по пути информатизации по сравнению со средним уровнем. Следовательно, необходимо иметь в виду, что все результирующие показатели значительно завышены. Их абсолютные значения несут мало полезной информации, они могут использоваться скорее для оценки относительных показателей и выполнения сопоставлений различных уровней профессионального образования.
Еще одним источником информации об использовании ИКТ в учебном процессе может служить социологический опрос руководителей учреждений профессионального образования, проведенный в рамках мониторинга экономики образования осенью 2003 года (см. [4]). В опросе участвовали 1311 учреждений профессионального образования, в том числе 546 вузов, 433 учреждений среднего специального образования и 332 — начального профессионального образования из 63 республик, краев и областей России.
Данное обследование содержит оценки руководителей уровня обеспеченности учебного процесса компьютерами и другой техникой, компьютерными программами и базами данных, доступом к Интернету, а также степени доступности компьютеров и Интернета для преподавателей и студентов.
Первый шаг на пути создания полноценной статистической базы по информатизации образования был предпринят авторами настоящей статьи в ходе реализации проекта «Методические рекомендации по проведению единовременного обследования информационно-технологической инфраструктуры системы образования», выполнявшегося по заказу Госкомстата России в 2002 году. В результате были разработаны методологические основы статистического исследования использования ИКТ в образовании, сформированы инструментарии статистических наблюдений для дневных общеобразовательных учреждений, учреждений среднего и высшего профессионального образования. Инструментарий для каждого уровня образования включал форму статистического наблюдения, инструкцию по ее заполнению, а также систему обработки первичной статистической информации. К сожалению, эти разработки пока не внедрены в практику статистического учета, а необходимая информация так и не получена.
Тем не менее на основе разработанной методологии были проведены пилотные обследования использования ИКТ в образовательных учреждениях по состоянию на 1 сентября 2003 года. Обследование по форме № 1-ИНФО охватывало 1910 дневных общеобразовательных учреждений разных типов из десяти регионов России:
304
Статистика и социология образования
И
Амурской, Брянской, Вологодской, Воронежской, Курской, Ростовской, Смоленской, Ульяновской, Челябинской областей, а также Удмуртской Республики; в обследовании по форме № 2-ИНФО участвовало 64 учреждения среднего профессионального образования и 77 вузов из пяти регионов: Ярославской, Волгоградской, Новосибирской областей, Краснодарского края и Республики Татарстан.
К сожалению, методология обследования претерпела весьма существенные изменения по сравнению с первоначально предложенным вариантом: исключены некоторые важные показатели, применены неполные классификации, нарушена логика заполнения отчетных форм образовательными учреждениями и т.п. Все это делает невозможным считать данное пилотное обследование полноценной апробацией разработанных методологических подходов. Полученные в результате данные не могут считаться вполне достоверными, т.к. используемые выборки не являлись представительными.
Некоторые данные об информатизации российских школ и учреждений начального профессионального образования приводятся в докладе Всемирного банка «Политика информатизации и новая школа в России» [5]. Помимо статистических данных, собранных из разных источников (ЮНЕСКО, ОЭСР и др.), в нем излагаются результаты подробных исследований информатизации образовательных учреждений Красноярского края и Иркутской области. Показатели по Красноярскому краю приведены по состоянию на конец 2002 года, по Иркутской области — на начало 2002 года.
В качестве дополнительного источника, например, для подтверждения или уточнения каких-либо нюансов, можно привлечь результаты опросов Института развития информационного общества, проведенных в октябре 2002 года. В опросах приняли участие 386 руководителей полных средних школ и 200 руководителей вузов, а также 1023 школьных учителя и 600 вузовских преподавателей1.
Несмотря на кажущееся разнообразие статистических и социологических данных, проведение анализа на их основе показывает, что, с одной стороны, они не отражают всех аспектов информатизации образования, а с другой — имеющиеся данные не являются вполне надежными и достоверными. Так, например, значения одного и того же показателя — числа учащихся в расчете на один персональный компьютер в общеобразовательных школах, рассчитанные по разным источникам, различаются весьма существенно: 46 человек — по данным федерального государственного статистического наблюдения за дневными общеобразовательными учреждениями, 51 ученик — по данным пилотного обследования Министерства образования России, 113 учащихся — по данным Всемирного банка, 145 учеников — по данным Федерации Интернет-образования. Отличия обусловлены как характеристиками обследуемых совокупностей учреждений, так и разными методиками расчета показателей.
1 Результаты опросов были приведены на презентации проекта «Оценка готовности России к электронному развитию», которая состоялась 17 октября 2003 года.
305
и
И.Р. Гасликова, Г.Г. Ковалева Показатели использования информационных технологий в образовании
Использование информационных и коммуникационных технологий в образовательных учреждениях
Учреждения
общего
образования
Тем не менее приведенный в последующих разделах анализ, выполненный на основе существующей информации, высвечивает некоторые тенденции и проблемы информатизации образовательных учреждений, хотя его трудно назвать вполне обоснованным и всесторонним.
Внедрение информационных технологий в общее образование началось в 1970-х годах. Уже в тот период ставилась задача формирования информационной и компьютерной грамотности у выпускников общеобразовательной школы. В 1990/1991 учебном году более трети дневных средних (полных) школ имели учебные кабинеты основ информатики и вычислительной техники. Наиболее активно процесс информатизации российских школ проходил в начале 1990-х годов — среднегодовой прирост компьютерных рабочих мест составлял 26%. В последующем темпы компьютеризации заметно снизились — 1,1% за период с 1995 по 1998 год (см. Табл.1).
Табл. 1 Оснащенность общеобразовательных
учреждений кабинетами информатики2
На начало учебного года Число общеобразовательных учреждений, имеющих кабинет основ информатики и вычислительной техники В них рабочих мест с ЭВМ, тыс.
всего, тыс. в % к общему числу учреждений
1990/1991 12,2 37,1 142,8
1991/1992 17,3 51,1 209,4
1993/1994 22,7 65,1 288,7
1995/1996 24,5 68,6 315,7
1997/1998 24,8 68,7 322,2
1999/2000 25,0 68,4 315,4
2001/2002 27,8 74,5 311,0
2003/2004 33,8 90,6 336,5
В 2001—2003 годах произошел существенный рост уровня оснащенности школ персональными компьютерами. Число рабочих мест с ЭВМ в кабинетах информатики выросло на 8%, что составило на начало 2003/2004 учебного года 336,5 тысяч. Удельный вес школ, оборудованных кабинетами информатики, составил 91%, что на 16 процентных пунктов выше, чем было два года назад. Тогда как в сельских школах этот показатель возрос на 20 процентных пунктов, достигнув того же уровня, что и в городских общеобразовательных учреждениях.
2 Данные приведены по государственным дневным средним (полным) общеобразовательным учреждениям.
306
Статистика и социология образования
И
Важным шагом в информатизации общеобразовательных учреждений стали мероприятия по компьютеризации сельских школ, проведенные в 2001 году в рамках реализации Федеральной программы развития образования. В результате этой работы компьютерное оборудование в количестве 76,2 тыс. единиц получили 27,2 тыс. сельских школ (92% общего их числа). Наряду с компьютерной техникой в сельские школы было поставлено 3 тыс. комплектов прикладных программ учебного назначения по всем областям знаний ([6]).
В результате предпринятых шагов удалось существенно повысить уровень компьютерной оснащенности общего образования и сгладить региональный разрыв по удельному весу школ, оснащенных кабинетом информатики. Если на начало 2001/2002 учебного года этот разрыв составлял 18 процентных пунктов (крайние позиции занимали Приволжский и Южный федеральные округа — соответственно 81,1 и 63,2%), то спустя два года — уже только 4 процентных пункта (лидером и аутсайдером остались те же федеральные округа с показателями 92,8 и 88,9%) (см. Рис. 1).
Рис. 1 Общеобразовательные учреждения, имеющие кабинет информатики3
(в % к общему числу учреждений)
Федеральные округа:
1 — Центральный, 2 — Северо-Западный, 3 — Южный, 4 — Приволжский, 5 — Уральский, 6 — Сибирский 7 — Дальневосточный.
На начало учебного года:
| | 2001/2002
| | 2003/2004
Из общего числа общеобразовательных учреждений каждое второе использует локальные вычислительные сети, каждое четвертое имеет доступ к Интернету и использует электронную почту, 7% школ организовали собственные Web-сайты3 4.
Подавляющее большинство школьных компьютеров (около 90%) использовались непосредственно в учебном процессе, 83% из них имеют мощные современные процессоры, 40% ПК приобретены в течение 2002/2003 учебного года. Около 65% учебных компьютеров
3 Данные приведены по государственным дневным средним (полным) общеобразовательным учреждениям.
4 По данным пилотного обследования по форме № 1-ИНФО по состоянию на 1 сентября 2003 года.
307
и
И.Р. Гасликова, Г.Г. Ковалева Показатели использования информационных технологий в образовании
работают в составе локальных вычислительных сетей, а вот к Интернету имеют доступ лишь 13% их общего числа (см. Рис. 2).
Рис. 2 Характеристика персональных компьютеров,
используемых в учебных целях в общеобразовательных учреждениях: 2003 (в % к общему числу персональных ком пьютеров, используемых в учебных целях)
Численность учащихся в расчете на один персональный компьютер, установленный в кабинете информатики, на начало 2003/2004 учебного года составила 46 учеников. Причем в городских школах нагрузка на один компьютер в 1,4 раза выше, чем в сельских (соответственно 52 и 36 человек). Эти данные свидетельствуют о том, что, несмотря на достаточно высокий уровень оснащенности кабинетами информатики, реальный доступ учащихся к компьютерам остается низким.
Значительно хуже обстоит дело с доступом учащихся к Интернету: по разным источникам на один компьютер, имеющий выход в глобальную сеть, приходится примерно 400—440 человек.
Что касается региональных различий по показателям доступности школьных компьютеров, то наиболее сложная ситуация сложилась в Южном федеральном округе (в расчете на один компьютер в кабинете информатики приходится 64 учащихся, в том числе в городских школах — 69), в Уральском (49 и 54 человек соответственно) и Сибирском (48 и 56 человек) федеральных округах (см. Рис. 3). Для сравнения, в Москве в расчете на один персональный компьютер приходится 31 ученик.
Важнейшими показателями, характеризующими качественную сторону процесса внедрения информационных технологий в образование, являются цели использования ИКТ, как их ставят перед собой школьные педагоги и руководители, и образовательные результаты, ожидаемые благодаря информатизации.
308
Статистика и социология образования
И
Рис. 3 Численность учащихся в расчете на один персональный
компьютер в кабинетах информатики общеобразовательных учреждений по федеральным округам5 (человек)
Федеральные округа:
1 — Центральный, 2 — Северо-Западный, 3 — Южный, 4 — Приволжский, 5 — Уральский, 6 — Сибирский 7 — Дальневосточный.
На начало учебного года:
| | 2001/2002
| | 2003/2004
Проведенные исследования показали, что необходимость приобретения начальных навыков работы с компьютером признается большинством участников опроса (лишь 13% оценили эту цель как малозначащую), тогда как по использованию Интернета в образовании мнения решительно разделились (примерно равные количества респондентов присвоили этой цели высокую и низкую значимость) (см. Табл. 2).
Роль ИКТ в улучшении качества образования частично характеризуют оценки двух других целей. По значимости выполнения интерактивных самостоятельных работ мнения опрошенных разделились примерно поровну. Несколько большая ясность наблюдается в оценках другой общей цели: развития навыков самостоятельной работы; по крайней мере, тех, кто признает это весьма значимым, вдвое больше по сравнению с теми, для кого это не имеет значения.
Значимость целей применения ИКТ в различных классах оценивается по-разному. Так, в начальной школе обучение работе на компьютере признали важным 23% опрошенных, а малозначимым —
21%. Чем старше ученики, тем глубже осознание значимости этой цели: для старшеклассников 53% респондентов дают высокую оценку этому направлению и лишь 7% считают его неважным. Аналогичные, выраженные в большей или меньшей степени тенденции наблюдаются и по другим направлениям использования ИКТ в учебном процессе (см. Табл. 2).
5 Данные приведены по государственным дневным средним (полным) общеобразовательным учреждениям.
309
и
И.Р. Гасликова, Г.Г. Ковалева Показатели использования информационных технологий в образовании
Табл. 2. Цели использования информационных технологий
в учебном процессе в общеобразовательных учреждениях: 2003 (%)
Удельный вес учреждений, оценивших значимость целей использования информационных технологий в учебном процессе
приобретение начальных навыков работы с компьютером использование сети Интернет для образовательной деятельности организация выполнения интерактивных самостоятельных работ развитие навыков самостоя- тельной работы
В учреждениях в целом:
высокая 38,2 19,7 20,0 30,9
средняя 22,9 12,6 20,8 24,6
низкая 13,3 21,1 20,6 14,6
в 1-3(4) классах:
высокая 22,9 8,7 8,4 15,4
средняя 14,1 6,6 10,7 15,3
низкая 20,8 27,3 27,0 22,0
в 5-9 классах:
высокая 38,0 17,3 17,8 30,9
средняя 28,9 19,0 26,8 29,7
низкая 11,7 19,9 20,4 13,1
в 10-11(12) классах:
высокая 53,3 32,9 33,5 46,0
средняя 25,5 12,1 24,8 28,7
низкая 7,2 15,8 14,2 8,5
Из этих данных можно также сделать выводы о приоритетности тех или иных целей на разных ступенях общего образования. В принципе тенденция общая: приобретение компьютерной грамотности считается наиболее важным на всех ступенях обучения; вторым по значимости признается развитие навыков самостоятельной работы. Однако абсолютные показатели для разных ступеней общеобразовательной школы различаются весьма существенно. Судя по представленным оценкам, в старших классах цели использования ИКТ более разнообразны: помимо компьютерной грамотности 46% придают большое значение развитию навыков самостоятельной работы, примерно по трети респондентов считают весьма значимыми другие цели. Чем младше учащиеся, тем менее важно для них использование ИКТ для любых целей.
Из всей совокупности препятствий на пути дальнейшего распространения ИКТ в общеобразовательных учреждениях на сегодня
310
Статистика и социология образования
И
наибольшее значение имеют именно факторы недостаточной оснащенности. Около половины опрошенных считают решающим барьером недостаточное количество компьютеров и программных средств, для 40% учреждений определяющим фактором является невозможность подключения к сети Интернет, четверть респондентов не имеют возможности своевременного ремонта и обслуживания вычислительной техники (см. Рис. 4).
Рис. 4 Факторы оснащенности, сдерживающие использование информационных
технологий в учебном процессе в общеобразовательных учреждениях: 2003 (%)
Удельный вес учреждений, оценивших значимость факторов, сдерживающих использование информационных технологий, как
высокую
_____ среднюю
I | низкую
Вторая по значимости группа ограничений включает методические проблемы интеграции ИКТ в процесс обучения и недостаточную обеспеченность этого процесса цифровыми образовательными ресурсами (см. Рис. 5). Для многих эти факторы уже приобрели первостепенное значение — соответственно 28% и 32% учреждений считают их решающими, при этом довольно значительными их назвали по 24% респондентов, т.е. можно констатировать, что идет осознание этих проблем, хотя в условиях недостаточной технической обеспеченности они еще не стали критически важными.
Следующую по значимости группу факторов можно назвать квалификационной. Недостаточная подготовленность учителей к использованию ИКТ в процессе обучения уже стала критичной для 22% школ, еще почти 30% считают это препятствие значительным. При этом 20% участников опроса не видят возможностей для обучения этому преподавательского состава, 25% считают имеющиеся возможности недостаточными (Рис. 5).
311
и
И.Р. Гасликова, Г.Г. Ковалева Показатели использования информационных технологий в образовании
Рис. 5 Методические и квалификационные факторы, сдерживающие
использование информационных технологий в учебном процессе в общеобразовательных учреждениях: 2003 (%)
Отсутствие методических разработок по использованию ИКТ в учебном процессе
Отсутствие (недостаток) Неподготовленность программных средств, учителей к использо-соответствующих по- ванию ИКТ
требностям учебного процесса
Отсутствие (недостаточность) возможностей для обучения учителей использованию ИКТ в учебном процессе
Удельный вес учреждений, оценивших значимость факторов, сдерживающих использование ИКТ, как:
] высокую
среднюю
низкую
Таким образом, за достижением удовлетворительных параметров технической обеспеченности учебного процесса в полный рост встают более сложные проблемы методического и квалификационного характера, которые уже сегодня осознаются большинством общеобразовательных учреждений. Рост уровня компьютеризации — не самоцель и не гарантия того, что учащиеся будут грамотно и эффективно пользоваться информационными технологиями и ресурсами. Кроме материальной базы для информатизации образования необходимы новые стандарты программ обучения, обязывающие учителей знать и использовать компьютерные технологии в учебном процессе, соответствующие методические материалы, достаточный уровень общих знаний в сфере ИКТ у преподавателей.
Изложенное выше свидетельствует о том, что, несмотря на активные действия по обеспечению школ вычислительной техникой в 2001—2003 годах, техническая оснащенность общеобразовательных учреждений остается довольно низкой, возможности доступа преподавателей и учащихся к компьютерам, Интернету ограничены. Слабая техническая оснащенность по-прежнему является основным барьером, сдерживающим использование ИКТ в учебном процессе. Вместе с тем растет осознание важности методологической обеспеченности информатизации обучения, включая создание цифровых образовательных ресурсов и методик по интеграции ИКТ в учебный процесс. По мере повышения уровня компьютеризации, развития электронных средств обучения все большую значимость
312
Статистика и социология образования
И
будет приобретать поддержка учителей, внедряющих эти новые формы в учебный процесс, предоставление им возможностей приобретения квалификации в сфере ИКТ и, в частности, их эффективного применения в преподавании «своих» предметов. Эти аспекты уже сегодня оцениваются как весьма существенные препятствия на пути активной информатизации общего образования.
Уровень внедрения и использования ИКТ в учреждениях начального профессионального образования (НПО) практически не изучен, на сегодняшний день статистические данные по их технической и программной оснащенности отсутствуют, хотя, по мнению многих авторов (см., например, [5]), именно в учреждениях НПО наблюдается наибольшее отставание процессов информатизации.
Об уровне использования информационных технологий в учебном процессе учреждений НПО свидетельствуют данные социологического опроса руководителей учреждений профессионального образования, проведенного в рамках мониторинга экономики образования осенью 2003 года ([4]).
По сообщению руководителей, персональные компьютеры имеются в 95% ПТУ, при этом только 73% учреждений предоставляют учащимся возможность их использования (см. Рис. 6). Еще хуже обстоит дело с подключением к Интернету — его имеют менее половины ПТУ и только в каждом четвертом из них Интернет доступен учащимся.
Учреждения начального профессионального образования
Рис. 6 Учреждения начального профессионального
образования использующие компьютеры и сети: 2003
(в % к общему числу учреждений)
I I Всего
_____ Предоставляют доступ учащимся
Низкие оценки были даны руководителями учреждений НПО обеспеченности учебного процесса информационными технологиями. Обеспеченность компьютерами и оргтехникой в среднем составила 54% от необходимого уровня, компьютерными программами и базами данных — 46%, доступом в Интернет — 31%.
313
и
И.Р. Гасликова, Г.Г. Ковалева Показатели использования информационных технологий в образовании
Около трети опрошенных руководителей оценили уровень обеспеченности учебного процесса компьютерами и оргтехникой ниже 40%, в том числе каждый пятый — ниже 20%. К полностью укомплектованным этим оборудованием отнесли свои учреждения 18% руководителей (см. Рис. 7).
Более половины респондентов оценили степень обеспеченности учебного процесса доступом в Интернет крайне низко — 0—19% от необходимого уровня. В то же время 18% руководителей считают, что в их учреждениях потребности в использовании Интернета удовлетворены полностью.
Рис. 7 Обеспеченность учебного процесса информационными
технологиями в учреждениях начального профессионального образования в оценках руководителей: 2003 (в % к числу опрошенных)
Качество парка учебных компьютеров в учреждениях начального профессионального образования хуже, чем в школах. По результатам пилотного обследования, 54% из них имели довольно мощные современные процессоры, треть были приобретены в 2002 году, 35% ПК работали в составе локальных вычислительных сетей, 10% компьютеров имели доступ к Интернету (см. Рис. 8). Как уже упоминалось, даже эти результаты представляются существенно завышенными.
Важнейшим целевым показателем оснащенности образовательного учреждения является число учащихся в расчете на один компьютер. Здесь учреждения НПО показывают наихудшие результаты по сравнению со всеми другими уровнями профессионального образования. Так, на один персональный компьютер, который используется в учебных целях, приходится около 40 учащихся. Для компьютеров
314
Статистика и социология образования
И
с доступом в Интернет ситуация ухудшается многократно — примерно 380 человек.
Рис. 8 Характеристика персональных компьютеров,
используемых в учебных целях в учреждениях начального профессионального образования: 2002 (в % к общему числу персональных компьютеров, используемых в учебных целях)
Учреждения НПО слабо осваивают дистанционную форму обучения — ее используют 6% учреждений, планируют внедрить в ближайшее время — 11%.
Представленные выше данные, несмотря на их ограниченность и односторонность, свидетельствуют о крайне медленном внедрении информационных технологий в учебный процесс учреждений начального профессионального образования. Для всестороннего изучения информатизации этой ступени профессионального образования, барьеров, препятствующих этому процессу, необходима полноценная статистическая информационная база.
По результатам социологического опроса руководителей учрежде- УЧреждения ний профессионального образования, техникумы занимают про- среднего межуточную позицию между учреждениями НПО и вузами по обес- профессиональ-печенности учебного процесса информационными технологиями. ного образования
Руководители 95% учреждений среднего профессионального ---------------
образования отметили, что их учебные заведения предоставляют студентам возможность доступа к компьютерам, 43% — к Интернету (см. Рис. 9) (по вузам эти показатели составили соответственно 96 и 84%, учреждениям НПО — 73 и 25%).
Средняя оценка руководителей обеспеченности учебного процесса по отношению к необходимому уровню составила по компьютерам и оргтехнике немногим более 70%, компьютерным программам и базам данных — около 60%, доступу к Интернету — около 50%. Ниже представлено распределение учреждений среднего профессионального образования по оценкам руководителей обеспеченности учебного процесса информационными технологиями (Рис. 10).
315
и
И.Р. Гасликова, Г.Г. Ковалева Показатели использования информационных технологий в образовании
Рис. 9 Учреждения среднего профессионального образования,
использующие компьютеры и сети: 2003 (в % к общему числу учреждений)
Рис. 10 Обеспеченность учебного процесса информационными технологиями
в учреждениях среднего профессионального образования в оценках руководителей: 2003 (в % к числу опрошенных)
Немногим более 70% компьютеров, используемых в учебных целях, имели процессоры типа Pentium или аналогичные, 55% — работали в составе локальных вычислительных сетей, 18% — были подсоединены к Интернету (см. Рис. 11).
316
Статистика и социология образования
И
Рис. 11 Характеристика персональных компьютеров,
используемых в учебных целях в учреждениях среднего профессионального образования: 2002 (в % к общему числу персональных компьютеров, используемых в учебных целях)
Численность студентов в расчете на один компьютер, используемый в учебных целях, оценивается в настоящее время на уровне 20—25 человек. По компьютерам, имеющим доступ к Интернету, этот показатель составляет 100—120 человек.
Рис. 12
Цели использования информационных технологий в учебном процессе в средних специальных учебных заведениях: 2003 (%)
Удельный вес учреждений, оценивших значимость целей использования информационных технологий в учебном процессе как:
| | высокую Для специальностей и направлений:
I I связанных с информационными технологиями
среднюю
_____ I I не связанных с информационными технологиями
| | низкую -----
317
и
И.Р. Гасликова, Г.Г. Ковалева Показатели использования информационных технологий в образовании
При оценке значимости различных целей внедрения ИКТ, позиция учреждений среднего профессионального образования примерно соответствует тому, что наблюдалось в школах (см. Рис. 12).
На первое место по значимости единодушно выдвинуто приобретение навыков по использованию компьютера, причем порядок оценок (особенно по специальностям, не связанным с ИКТ) совпадает с соответствующими значениями для школьников старших классов. Для специальностей ИКТ, по-видимому, эта цель уже не столь актуальна — оценки ниже.
Важное значение придается развитию у студентов навыков самостоятельной работы. Несколько ниже оценены другие цели информатизации, причем для будущих профессионалов в сфере ИКТ эти показатели выше в сравнении с остальными направлениями обучения.
Табл. 3 Факторы, сдерживающие использование информационных технологий
в учебном процессе в учреждениях среднего профессионального образования: 2003 (%)
Удельный вес учреждений, оценивших значимость факторов, сдерживающих использование информационных технологий, как
высокую среднюю I низкую
Отсутствие (недостаток) компьютеров и необходимых программных средств 14,1 25,0 29,7
Отсутствие подключения к сети Интернет 21,1 19,5 23,4
Слишком большие технические сложности 3,9 10,9 41,4
Отсутствие возможности своевременного обслуживания и ремонта техники 7,0 19,5 40,6
Отсутствие надлежащей охраны помещения 6,3 11,7 43,0
Неподготовленность преподавателей к использованию информационных технологий 9,4 28,9 29,7
Отсутствие (недостаточность) возможностей для обучения преподавателей использованию информационных технологий в образовательном процессе 7,0 21,1 35,9
Отсутствие методических разработок по использованию информационных технологий в образовательном процессе 14,8 28,1 25,0
Отсутствие (недостаток) программных средств, соответствующих потребностям образовательного процесса 16,4 26,6 25,8
318
Статистика и социология образования
И
При рассмотрении факторов, сдерживающих дальнейшее распространение ИКТ в учреждениях среднего профессионального образования, следует отметить, что наиболее существенным барьером признается отсутствие подключения учреждения к сети Интернет.
Недостаточное обеспечение компьютерами по значимости оказалось на четвертом месте, пропустив вперед методологические факторы: отсутствие (недостаток) программных средств, соответствующих потребностям учебного процесса, и методических разработок по их использованию (см. Табл. 3). При этом надо отметить, что даже первостепенный фактор — отсутствие доступа к Интернету — признают в качестве решающего лишь 21% учреждений.
Таким образом, для учреждений среднего профессионального образования, попавших в поле зрения данного обследования, вопросы технической оснащенности теряют свою остроту, уступая место проблемам создания цифровых образовательных ресурсов и их интеграции в процесс обучения.
Одним из показателей доступности образования может служить уровень распространения дистанционной формы обучения. По данным социологического опроса руководителей, лишь 15% учреждений среднего профессионального образования уже используют эту форму обучения, еще 23% — планируют внедрить ее в ближайшее время.
Таким образом, несмотря на то, что уровень информатизации учреждений среднего профессионального образования выше, чем в школах и учреждениях НПО, барьеров на пути внедрения информационных технологий в учебный процесс остается предостаточно; основные из них — отсутствие подключения к Интернету, недостаток программных средств, соответствующих потребностям учебного процесса, и методических разработок по их использованию.
Низкой остается оснащенность компьютерами, особенно имеющими доступ к Интернету.
По данным государственной статистики, приведенным в Табл. 4, Высшие учебные в 2005 году 97% вузов располагали персональными компьютерами, заведения
20% — использовали ЭВМ других типов. Примерно такие же пока- --------------
затели были зарегистрированы и в 2002 году. Таким образом, можно констатировать практически повсеместное распространение вычислительной техники в системе высшего образования.
Сетевые технологии также использовались весьма активно:
84% из числа обследованных вузов имели локальные вычислительные сети, 90% были подключены к Интернету, 17% — к другим глобальным сетям; в целом, доступ к глобальным сетям имели 90% вузов; 51% учреждений подсоединялись к сетям по выделенным каналам связи. Активность использования вузами глобальных сетей возросла за последние три года на 11%, подсоединение по выделенным каналам связи — на 14% (по сравнению с 2003 годом).
Важнейшим индикатором сетевой активности организации является наличие у нее собственного Web-сайта в сети Интернет.
Среди высших учебных заведений таких немногим более половины.
319
и
И.Р. Гасликова, Г.Г. Ковалева Показатели использования информационных технологий в образовании
Табл. 4 Использование информационных и коммуникационных
технологий в высших учебных заведениях
На 1 января 2002 г. На 1 января 2003 г. На 1 января 2004 г. На 1 января 2005 г.
всего, еди- ниц В % к числу обследованных вузов всего, еди- ниц В % К числу обсле- дован- ных вузов всего, еди- ниц В % К числу обсле- дован- ных вузов всего, еди- ниц В % К числу обсле- дован- ных вузов
Число вузов, всего из них использовавших: 1297 100 1385 100 1433 100 1563 100
персональные
компьютеры ЭВМ других ти- 1238 95,5 1335 96,4 1402 97,8 1522 97,4
лов локальные вычислительные 228 16,5 316 22,1 305 19,5
сети 1028 79,3 1052 76,0 1174 81,9 1315 84,1
электронную
почту 1012 78,0 1086 78,4 1233 86,0 1384 88,5
сеть Интернет другие глобаль- 1022 78,8 1114 80,4 1254 87,5 1399 89,5
ные сети 118 9,1 195 14,1 216 15,1 264 16,9
выделенные ка-
налы связи 516 37,3 644 44,9 802 51,3
Число вузов,
имеющих Web-сайт 642 49,5 671 48,4 771 53,8 818 52,3
Табл. 5 Наличие персональных компьютеров в высших учебных заведениях
На 1 января 2002 г. На 1 января 2003 г. Hal января2004г. На 1 января 2005 г.
всею, штук В % к итогу всею, штук В % К итогу ВССЮ, штук 13 % к итогу всею, штук В % к итогу
Персональные компьютеры 260337 100 308810 100 359889 100 454527 100
Из общею количества персональных компьютеров: в сост аве локальных вычислительных сетей 152787 58,7 192011 62,2 224723 62,4 282339 62,1
имеющих доступ к глобальным сетям 116071 44,6 148613 48,1 180859 50,3 245801 54,1
нз них к сет и Интернет 114039 43.8 142014 46,0 175860 48,9 239130 52,6
приобретено в отн четном году 39571 15,2 42719 13,8 51920 14,4 65334 14,4
320
Статистика и социология образования
И
Из общего числа компьютеров 14% были приобретены в течение 2004 году (см. Табл. 5). При этом в составе локальных вычислительных сетей функционировали 62% ПК, доступ к глобальным сетям (включая Интернет) имели 54%, а непосредственно к Интернету — 53% ПК. Показатели включенности компьютеров в глобальные сети на 9% выше зафиксированных в 2002 году, в локальные сети — на 3%.
По результатам социологического опроса руководителей вузов, средняя оценка обеспеченности учебного процесса компьютерами составляет 79%, программами и базами данных — 72%, доступом к Интернету — 76% от необходимого уровня. Около трети вузов полностью удовлетворены имеющимися техническими и программными средствами, 45% — доступом к Интернету (см. Рис. 13).
Рис. 13 Обеспеченность учебного процесса информационными технологиями
в высших учебных заведениях в оценках руководителей: 2003 (в % к числу опрошенных)
Из всех вузовских компьютеров в учебном процессе применялись примерно две трети, из числа компьютеров в составе локальных вычислительных сетей — 73%, из имеющих доступ к Интернету — 72%. На Рис. 14 представлена структура парка компьютеров, используемых в учебных целях.
Сравнивая характеристики учебных компьютеров, используемых в учреждениях профессионального образования различного уровня, можно оценить стадии процесса их информатизации (ср. Рис. 8, 11 и 14). Вузы наиболее продвинуты в этом отношении: большая часть их компьютеров объединены в локальные сети и подключены к Интернету. При этом темп обновления компьютерного парка ниже в сравнении со средними специальными учебными заведениями и, в особенности, с учреждениями НПО, где активно идет приобретение компьютеров, но высокопроизводительных современных ПК по-прежнему мало, их доля едва превышает половину всего парка.
321
и
И.Р. Гасликова, Г.Г. Ковалева Показатели использования информационных технологий в образовании
Рис. 14 Характеристика персональных компьютеров,
используемых в учебных целях в высших учебных заведениях: 2003 в % к общему числу персональных компьютеров, используемых в учебных целях)
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
87.5
Компьютеры с процессором типа Pentium или аналогичным
Компьютеры в составе локальных вычислительных сетей
Компьютеры, подключенные к сети Интернет
Компьютеры, приобретенные в отчетном году
Обеспеченность студентов высших учебных заведений персональными компьютерами, используемыми в учебных целях, оценивается в настоящее время на уровне 15—20 человек в расчете на
один компьютер, в том числе компьютерами, имеющими доступ к Интернету, — от 30 до 40 студентов.
Об интеграции ИКТ в учебный процесс косвенно можно судить по наличию в вузе специальных обучающих программных средств: в 2002 году ими пользовались 78%, а в 2005 году — 77% всех рес-пондентов-пользователей ИКТ, хотя в учебных целях может использоваться и другое, не специализированное программное обеспечение (см. Табл. 6).
Табл. 6 Использование специальных программных средств в высших
учебных заведениях (в % к числу вузов, использующих информационные технологии)
* Hal январи 20(15 г.
Число вузов, использующих специальные- программные средства 95^4
в том числе:
дли научных исследовании .для проектирования
.дли управления андомаддгзнроваииым производством и/н.дн отдельными техническими средствами и технологическими процессами для решения организационных, управленческих и экономических задач для осуществления электронных расчетов
для предоставлении досту па к базам данных через глобальные информационные сети
электронных справочно-правовых систем настольных издательских снсдем обучающих программ прочих
44.3 35,7
27,0
81.3
43.6
41.7
69.8
44.2 76,5
55.3
322
Статистика и социология образования
И
Одной из характеристик уровня включенности ИКТ в учебный процесс являются цели использования глобальных информационных сетей и, в частности, обучение с их помощью (см. Табл. 7); это актуально примерно для 70% вузов, в которых использовались эти сети. Однако здесь также следует иметь в виду, что применение ИКТ в учебных целях не ограничивается непосредственной работой с цифровыми образовательными ресурсами (как было определено в рамках рассматриваемых обследований); например, в процессе обучения может осуществляться поиск и обмен информацией в электронном виде, в том числе по электронной почте. Это означает, что реальный процент использующих сети в образовательном процессе может быть значительно выше.
Табл. 7 Цели использования глобальных информационных
сетей в высших учебных заведениях (в % к числу вузов, использующих глобальные информационные сети)
На 1 января 2005 г.
Удельный вес вузов, использующих сети в целях: общего характера поиск информации 96,7
электронная почта 96,8
обмен информацией в электронном виде 93,4
обучение 71,0
подбор персонала 19,9
для связи с поставщиками
получение сведений о продукции 59,9
размещение заказов на продукцию 31,7
оплата продукции 9,0
получение электронной продукции 44,2
предоставление сведений о потребностях в продукции для связи с потребителями 35,1
предоставление сведений об учреждении, его продукции 63,7
получение заказов на продукцию 24,4
электронные расчеты с потребителями 7,6
распространение электронной продукции 17,3
послепродажное обслуживание 7,8
Более конкретно учебные цели использования ИКТ в вузах с некоторой натяжкой могут быть проанализированы на основе данных пилотного обследования Минобразования России (см. Рис. 15). Здесь, как и для учреждений среднего профессионального образования, респонденты отдельно выставляли оценки для специальностей и направлений, связанных и не связанных с ИКТ.
323
и
И.Р. Гасликова, Г.Г. Ковалева Показатели использования информационных технологий в образовании
Рис. 15 Цели использования информационных технологий
в учебном процессе в высших учебных заведениях: 2003 (%)
| высокую Для специальностей и направлений:
1 rrinnlMnin I I связанных с информационными технологиями
среднюю
I I не связанных с информационными технологиями
] низкую
В целом вузы — участники обследования высоко оценили значимость внедрения ИКТ в учебный процесс, показатели существенно превышают соответствующие значения как для техникумов, так и для общеобразовательных школ. Особенно это касается необходимости повышения уровня компьютерной грамотности студентов, обучающихся по специальностям, не связанным с ИКТ: 98,7% опрошенных считают это очень важным или существенным, сомневающихся (тех, кто затруднился с ответом) нет вообще.
Необходимость использования Интернета оценивается несколько ниже, хотя и здесь показатели достаточно высоки. Для студентов — будущих профессионалов в сфере ИКТ навыки использования Интернета по значимости вышли на второе место, изменив соотношения в оценках целей, наблюдаемых во всех остальных группах опрошенных.
Развитие навыков самостоятельной работы также весьма важно для студентов всех специальностей. Так, для направлений, не связанных с ИКТ, 83% опрошенных оценивают роль информатизации в развитии этих навыков как очень важную или существенную.
Таким образом, можно констатировать, что чем старше обучающиеся, тем выше значимость информатизации учебного процесса, по крайней мере, в представлениях руководящего и преподавательского состава образовательных учреждений.
В рамках федеральных наблюдений были обследованы факторы, сдерживающие дальнейшее распространение глобальных информационных сетей. Факторы были классифицированы по группам:
324
Статистика и социология образования
И
технологические, экономические, производственные, правовой; их значимость оценивалась учреждениями по четырехбалльной шкале. Формулировки факторов носили самый общий характер и не были сфокусированы на проблемах образования. Однако кое-какая информация может быть полезна для целей данного анализа.
Среди всех рассмотренных барьеров непосредственно на уровень технической оснащенности вузов может влиять недостаточный объем денежных средств, выделяемых на информатизацию, и отсутствие технической возможности подключения к сетям телекоммуникаций. Первый, по оценке вузов, является наиболее значимым из всех факторов (см. Табл. 8): в 2005 году 30% респондентов считали его решающим, еще 29% — значительным, хотя по сравнению с 2002 годом их доля несколько уменьшилась.
Судя по полученным результатам, в 2005 году возможности вузов по подключению к сетям существенно расширились: только 4% из них назвали это решающим фактором, еще для 8% он значителен; три года назад соответствующие показатели составляли 8 и 16%.
Табл. 8 Факторы, сдерживающие использование глобальных информационных
сетей в высших учебных заведениях (в % к общему числу обследованных вузов)
Вузы, оценившие факторы как решающие
на 1 января 20(12 1. на 1 января 2003 1. на 1 января 2004 г. на 1 января 2005 г.
Технологические факторы Отсутствие технической во ЗмОжнОСти подключения к сетям 8.4 5.1 4.3 3.8
неудовлетворительное качество СВЯ S1I 8.4 5.7 4.5 3.8
технические сложности использования глобальных сетей 2.3 3.3 2,0 1,9
несоответствие возможностей технических и программных средств потребностям учреждения 3.9 3.3 2.0 2.2
неудовлетворительное качество получаемой ин<]юрмации 0,9 1.4 1.0 0.6
неудовлетворительная и щита информации 7,6 4,8 4.9 5,4
Экономические факторы отсутствие денежных средств 35,7 31,7 31,8 30,0
риски, связанные со злоупотреблениями при осуществлении электронных платежей 4,4 4,5 3,8 4.3
неопределенность экономической выгоды 3.5 5,1 3.2 3.8
недостаточное использование сетей партнерами, поставщиками и потребителями 3,9 2.8 2.7 2,5
Правовом фактор недостаточная нормативно-правовая бааа 4.3 3,7 2,7 2.9
П ])011ЗНОДСIВС1111 ы С факто рь 1 отсутствие потребности в исполь'ювании сетей в связи с характером деятельности и выпускаемой продукции 5.1 4.2 3,2 3.0
недостаточность знаний и навыков у персонала 4,5 4,9 5Ч5 4.5
сопротивление персонала нововведениям 1,8 1,4 1.5 1,0
нехватка квалифицированных специалистов по информационным технологиям 6.2 7,7 8.1 6.3
потери рабочего времени из-за исполь:ювания сетей нс по назначению 1.6 2.0 1.3
325
и
И.Р. Гасликова, Г.Г. Ковалева Показатели использования информационных технологий в образовании
На втором месте по значимости, вслед за недостатком денежных средств, стоит дефицит квалифицированных специалистов-ком-пьютерщиков — для 6% учреждений этот фактор стал основным барьером, а для 25% — значительным. Недостаток профессионалов в сфере ИКТ усугубляется низким уровнем знаний в этой области у остальных работников учреждений — 5% респондентов уже считают этот фактор решающим, еще 26% — значительным. Эти результаты согласуются с мнением, что именно недостаточная подготовка преподавателей к использованию ИКТ в учебном процессе постепенно выходит на первый план при рассмотрении факторов, сдерживающих процессы информатизации в вузах.
Барьеры на пути использования информационных технологий непосредственно в учебном процессе были рассмотрены в рамках пилотного обследования по форме № 2-ИНФО.
Факторы оценивались по четырехбалльной шкале; результаты приведены на Рис 16. На первый план по значимости среди всех ограничений вузы вывели недостаток цифровых ресурсов, соответствующих потребностям образовательного процесса: 21% респондентов считают это решающим препятствием для дальнейшей информатизации вузов, четверть опрошенных оценивают этот фактор как значительный. Недостаток вычислительной техники является серьезным препятствием для многих вузов: почти 18% из них придают ему высокую значимость, еще для 36% это довольно существенное ограничение. Эти значения хорошо коррелируют с высокой оценкой, которую дали вузы финансовым проблемам в федеральном обследовании, приведенной выше. По-видимому, именно недостаток финансовых средств и является главной причиной отсутствия достаточного числа компьютеров (сам фактор недостаточности технических и программных средств в такой формулировке в федеральном обследовании не рассматривался).
Одним из самых существенных барьеров признается методическая непроработанность интеграции ИКТ в образовательный процесс — этот фактор по значимости попадает на третье место.
Анализ оценок такого фактора, как отсутствие технической возможности подключения к сети Интернет, подтверждает правильность сделанного ранее вывода о том, что эта проблема теряет для вузов свою остроту; так, более половины участников обследования считают, что она не является существенным препятствием для дальнейшего распространения ИКТ.
Уровень квалификации преподавателей в области ИКТ, возможности их обучения оцениваются вузами значительно оптимистичнее по сравнению с возможностями школьных учителей, хотя и эта проблема представляется достаточно важной.
Дистанционная форма обучения, характеризующая дополнительные возможности доступа к образовательным услугам, в вузах применяется чаще в сравнении с техникумами: 42% учреждений сообщили о предоставлении таких возможностей своим студентам и 38% планируют внедрение этой формы обучения в ближайшее время.
326
Статистика и социология образования
В
Рис. 16 Факторы, сдерживающие использование информационных
технологий в учебном процессе в высших учебных заведениях: 2003 (%)
Отсутствие (недостаток) компьютеров и необходимых программных средств
Отсутствие подключения к сети Интернет
Неподготовленность преподавателей к использованию ИКТ
Отсутствие (недостаточность) возможностей для обучения преподавателей использованию ИКТ
Отсутствие методических разработок по использованию ИКТ в образовательном процессе
Отсутствие (недостаток) программных средств, соответствующих потребностям образовательного процесса
Удельный вес учреждений, оценивших значимость факторов, сдерживающих использование информационных технологий, как:
| | высокую
_____ среднюю
| | низкую
Таким образом, в вузах складывается относительно благополучная ситуация с информатизацией учебного процесса — показатели оснащенности учебного процесса компьютерами на 25—30% выше, чем в учреждениях среднего профессионального образования, и в 2 раза — в сравнении с учреждениями НПО. Среди факторов, препятствующих внедрению информационных технологий в учебный процесс, все большую значимость приобретают методические. Вместе с тем материально-техническая сторона информатизации высшего образования по-прежнему остается не на должном уровне — средняя оценка руководителей обеспеченности учебного процесса компьютерами и оргтехникой составляет 79% от необходимого уровня.
В настоящем разделе результаты внедрения ИКТ в учебный про- Информатиза-цесс сопоставляются по уровням образования. Это возможно лишь ция по уровням по ограниченному кругу целевых показателей. Первая группа — образования
обеспеченность учащихся (студентов) персональными компьюте- ___________________
рами и доступом в Интернет (см. Рис. 17). Крайние позиции по этим показателям занимают школы и учреждения дополнительного профессионального образования с разрывом по оснащенности учебными компьютерами в три раза, а компьютерами с доступом в Интернет — в 20 раз.
327
и
И.Р. Гасликова, Г.Г. Ковалева Показатели использования информационных технологий в образовании
Рис. 17 Обеспеченность обучающихся персональными компьютерами,
используемыми в учебных целях 6: 2003 (человек)
По данным социологического опроса руководителей учреждений профессионального образования, самая низкая оснащенность учебного процесса компьютерами, оргтехникой, доступом в Интернет наблюдается в учреждениях НПО (см. Рис. 18). В относительно лучшем положении находятся вузы. Учреждения среднего профессионального образования занимают промежуточное положение, при этом по удельному весу учреждений, предоставляющих студентам возможность доступа к компьютерам, они практически сравнялись с вузами (см. Рис. 19).
Дополнительные возможности получения образовательных услуг дает дистанционная форма обучения. В учреждениях начального и среднего профессионального образования она еще слабо распространена, в вузах ее используют достаточно активно (см. Рис. 20).
6 По общеобразовательным учреждениям — оснащенность компьютерами в кабинетах информатики госу-дар-ственных дневных средних (полных) общеобразовательных учреждений.
328
Статистика и социология образования
И
Рис. 18 Обеспеченность учебного процесса информационными
технологиями в учреждениях профессионального образования в оценках руководителей: 2003 (в % к необходимому уровню)
100
профессионального профессионального
обоэзования образования
I I Компьютеры и оргтехника I I Компьютерные программы и базы данных IIIIIIII Доступ к Интернету
Рис. 19 Доступность компьютеров и Интернета для обучающихся учреждений профессионального образования: 2003
(в % к числу учреждений каждого уровня образования)
Завершая рассмотрение проблем использования ИКТ в образовательных учреждениях, необходимо еще раз подчеркнуть крайнюю недостаточность актуальной и достоверной информации, позволяющей выполнить полноценный анализ процесса информатизации образования. Существующая информационная база не позволяет рассчитать важнейшие целевые показатели этого процесса, а имеющиеся оценки противоречивы и ненадежны.
329
и
И.Р. Гасликова, Г.Г. Ковалева Показатели использования информационных технологий в образовании
Рис. 20 Учреждения профессионального образования,
реализующие программы дистанционного обучения: 2003
(в% к числу учреждений каждого уровня образования)
Тот факт, что соответствующие образовательным целям и эффективно работающие информационные и коммуникационные технологии служат одним из основных инструментов модернизации российского образования, обусловливает необходимость выполнения систематических и целенаправленных исследований в этой сфере.
Литература 1. Гасликова И.Р., Гохберг Л.М. Информационные технологии в России.
________________ М.: ЦИСН, 2001.
2. Гасликова И.Р., Гохберг Л.М. Использование информационных сетей в российской экономике. Статистический сборник. М.: ГУ-ВШЭ, 2004.
3. Гасликова И.Р., ГохбергЛ.М., Ковалева Г.Г. Информационные и коммуникационные технологии в российской экономике. Статистический сборник. М.: ГУ-ВШЭ, 2005.
4. Кузьминов Я.И., Шувалова О.Р. Стратегии учреждений профессионального образования на рынках образовательных услуг. Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования». № 3 (5) / ГУ-ВШЭ. М., 2004.
5. Фрумин И., КаннингМ., Васильев К. Политика информатизации и новая школа в России. М.: Всемирный банк, 2003.
6. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. № 2 (62) / 2003.
7. Российский статистический ежегодник. 2004. Статистический сборник / Росстат. М., 2004.
8. Образование в России. 2003. Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2003.
9. Гохберг Л.М., Забатурина И.Ю., Ковалева Н.В., Кузнецова В.И., Росо-вецкаяЛ.А. Образование в Российской Федерации. Статистический сборник. М.: ГУ-ВШЭ, ЦИСН, 2003.
10. ГохбергЛ.М., Забатурина И.Ю., Ковалева Н.В., Кузнецова В.И., Озерова О.К. Экономика образования в зеркале статистики. Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования». № 1 (3) / ГУ-ВШЭ. М., 2004.
330