Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/115PVN515.pdf DOI: 10.15862/115PVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/115PVN515)
УДК 373.1
Ефимова Галина Зиновьевна
ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
Россия, Тюмень1
Доцент кафедры «Общей и экономической социологии»
Кандидат социологических наук РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=571660
E-mail: [email protected]
Учитель и современные информационно-коммуникационные технологии
1 625003, Россия, Тюменская область, Тюмень, ул. Семакова, 10
Аннотация. В статье рассматриваются особенности использования современных информационно-коммуникационных технологий учителями общеобразовательных учреждений. В современных условиях роль педагога образовательных учреждений серьезно трансформировалась. Учитель перестал быть единственным источником информации для своих учеников. Сейчас ему приходится конкурировать с иными образовательными ресурсами, интернет-технологиями, для того, чтобы оставаться интересным своим ученикам. На основании результатов социологического исследования, проведенного коллективом учебно-научной социологической лаборатории Тюменского государственного университета в 2015 году, продемонстрирована компетентность педагогов в использовании информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни и в трудовой деятельности, в частности в образовательном процессе. Автор рассматривает вовлеченность педагога в интернет-среду и определяется его активность в использовании информационно-коммуникационных технологий. Изучается оснащенность школы компьютерными программами и техническими средствами, а также оборудование ими непосредственного рабочего места педагога. Для объективной оценки навыков работы учителей с информационно-коммуникативными технологиями рассмотрен перечень цифровых инструментов и технологий, применяемых ими в повседневной профессиональной деятельности. Определен перечень приоритетных задач, для реализации которых респонденты используют информационные технологии. Проанализированы особенности использования современных информационно-коммуникационных технологий учителями различных возрастов.
Ключевые слова: учитель; информационно-коммуникационные технологии; школа; система образования; социология образования; социология труда; профессиональная среда; интернет; интернет-технологии.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках проекта "Формирование практикоориентированной исследовательской деятельности педагога в многоуровневом университетском образовании" (№ 14-18-02520).
Ссылка для цитирования этой статьи:
Ефимова Г.З. Учитель и современные информационно-коммуникационные технологии // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/115PVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/115PVN515
В современных условиях роль педагога образовательных учреждений серьезно трансформировалась. «Если раньше учитель был, может быть, единственным источником информации - и хорошей, и не очень, то сегодня таких источников очень много, они бьют ключом, что называется, и оставаться на уровне конкурентоспособности, если так позволено будет сказать, с этими источниками очень сложно. Нужно, действительно, проявлять и усердие, и творческие навыки, и талант. Без этого быть интересным сегодняшнему ученику практически невозможно»2. В наибольшей степени это утверждение относится к общеобразовательным учебным заведениям, но нельзя исключать значимую роль данного процесса в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Учитель уже не является монополистом в обладании знаниями, он вступает в «конкуренцию» с новыми технологиями и сетью Интернет. Максимальное использование учителями возможностей новых информационных и коммуникативных технологий одно из основных требований современности. Поэтому более пристально рассмотрим вовлеченность педагога в Интернет-среду и определим его активность в использовании информационно-коммуникационных технологий.
Для того, чтобы быть «на одной волне» с учениками, предоставлять им актуальную информацию по изучаемым предметам, давать интересные задания, которые они смогут решить не просто заглянув в Интернет, а подключив логику и аналитическое мышление, сопоставляя данные из различных источников и аргументируя свое собственное мнение. Современные ученики не обходятся без информационно-коммуникационных технологий и невозможно запретить им это: они обязательно найдут возможность нарушить запрет. Лучший вариант для учителя - «подружиться» с информационными ресурсами и «легально» привлечь их на сторону образования. Конечно, это сложно сделать, если сам учитель «на Вы» с компьютерной и мультимедийной техникой и даже не всегда может определить при помощи специализированных ресурсов уровень самостоятельности ученика при выполнении задания (сделал сам или «скачал» из Интернета).
В профессиональном становлении учителя в современной школе важную роль играет наличие педагогических способностей, которые состоят из ряда компонентов [1]: дидактические (искусство передавать знания в доступной форме); конструктивные (когда педагог не использует готовых рецептов, а сам создает их для каждой конкретной ситуации); экспрессивные (умение в своё объяснение включить уместно юмор, доброжелательную иронию, шутку); коммуникативные (правильный подход к ученикам в процессе обучения и воспитания); способность распределять внимание (широкий обзор внимания, умение легко переключаться по необходимости с одного объекта на другой); актерские (умение в зависимости от обстановки и воспитательных задач быть то добрым, то строгим, то спокойным, но всегда объективным, справедливым); умение контролировать все свои слова, поступки, действия, настроение.
В рамках постиндустриального общества важно, чтобы процесс формирования и реализации этих педагогических способностей шел «в ногу» со временем. Так, школьники очень быстро узнают о новинках техники и включают их в свой повседневный обиход. Задача образования - адекватно оценить ресурсы технических новинок и «выжать» из них максимальную пользу для образовательного процесса и воспитания ребенка/подростка. Появились смартфоны с приложениями-играми, которые ученики не выпускают из рук даже на уроках и в ответ на это разработаны приложения для смартфонов с обучающими
2 Встреча с лауреатами конкурса «Учитель года России» // Официальный сайт Президента России // http://www.kremlin.ru/events/president/news/46718 (дата обращения 01.10.2015).
программами, справочниками и прочим. Соответственно, ученик уже не будет прятать телефон, боясь наказания учителя, а с его разрешения и даже рекомендации станет использовать ресурсы техники на благо своего образования, углубляя познания по предмету. Реализация этой идеи в максимальной степени отражает девиз современной жизни: «Не столько важно самому обладать информацией, сколько необходимо знать, где её можно получить, уметь адекватно оценить ее качество (достоверность, актуальность) и эффективно применить к конкретной практической задаче». Считаем, что именно на это и должно быть направлено современное образование. Беспомощным становится человек, который много знает, но не может оценить насколько применима эта информация к конкретному случаю и не обновляет ее в соответствии с потребностями времени.
Соответственно, если учитель разделяет эту идею и принимает ее в качестве стратегически важной «дорожной карты» для воспитания не только эрудированного, но и социально активного, конкурентоспособного члена общества, он должен «начинать с себя». Так, успех в профессии учителя, по утверждению известного педагога А.С. Макаренко, заключается в том, что «правильно воспитать другого может только человек, сумевший воспитать себя». Он утверждал, что нет учителей от бога: «Я не обладаю педагогическим талантом и пришел в педагогику случайно, без всякого на то призвания. Отец мой маляр. Он сказал мне: будешь учителем. Рассуждать не приходилось. И я стал учителем. И очень долгое время чувствовал, что у меня плохо идет, неважный я был учитель. И воспитатель был неважный» [2]. Иными словами, «дорогу осилит идущий» и невозможно себе представить, чтобы учитель, не обладающими оперативными навыками использования техники мог эффективно работать с детьми, для которых виртуальная реальность - «второй дом». Конечно, это не значит, что педагог-профессионал должен конкурировать с учениками в данной сфере, но и не должен быть несведущим профаном.
В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы рассмотрен комплекс проблем, которые сохраняются на различных уровнях образования. Среди из них: недостаточное использование современных информационно-коммуникативных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательной практике.
В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы процесс необходимого применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности и учебном процессе для всех видов и на всех уровнях образования также остается одной из важнейших проблем современного образования. В настоящее время 98% организаций общего образования, 99% организаций среднего профессионального образования и 100% организаций высшего образования подключены к скоростным каналам информационно-телекоммуникационной сети Интернет3.
Рассматривая вопрос информатизации системы образования исследователи отмечают, что в мировой педагогической практике для взрослого человека наиболее эффективна андрагогическая педагогическая модель (готовность обучающихся учиться определяется их потребностью в изучении чего-либо для решения конкретных проблем) [7, С. 123]. Соответственно, "обучающийся играет ведущую роль в формировании мотивации и определении целей обучения. В этом случае задача обучающего состоит в том, чтобы создать обучающемуся благоприятные условия, снабдить его необходимыми методами и критериями, которые помогли бы выяснить свои потребности" [7, С. 123].
3 Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 г. №2765-р // http://govemment.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf.
Степень включения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий зависит от возраста учителя, уровня его подготовки, материально-технической оснащенности школы и иных факторов. А.В. Овчаров и О.В. Токарева выделяют несколько уровней сформированности навыков решения педагогических задач с использованием ИКТ [7, С. 124]:
1. Стартовый уровень (осознанная замена некоторых действий учителя при решении стандартных педагогических задач на действия с использованием ИКТ).
2. Базовый уровень (проектирование заданий для учащихся, предусматривающих использование ИКТ, участие в телекоммуникационных проектах, Интернет-конкурсах, проведение классных часов с использованием ИКТ).
3. Проектировочный уровень (изучение и анализ программного обеспечения в школьной медиатеке, подготовку с помощью ИКТ дидактического материала для проведения урока, создание/корректировка программного обеспечения.
4. Научно-исследовательский уровень (научное руководство научной деятельностью учащихся в области применения ИКТ в разных сферах учебной деятельности, проведение исследований и публикация работ в различных научных сборниках, развитие дистанционного обучения, участие в Интернет-конференциях и фестивалях).
Результативность внедрения и применения информационно-коммуникационных технологий зависит: во-первых, от уровня научно-технического прогресса и уровня доступности технологий для приобретения образовательными учреждениями и конкретными учителями и во-вторых от готовности самих педагогов и системы образования в целом, модифицировать и адаптировать использованию ИКТ содержание образования, устоявшиеся и отработанные формы и методы обучения, применяя их в практической деятельности.
Проведем анализ нескольких социологических исследований, посвященных вопросу использования учителями информационно-коммуникационных технологий, датированных 2004, 2007 и 2015 гг.
В статье С. Монахова и Е. Валеевой приведены результаты сравнительного социологического исследования, проведенного автономной некоммерческой организацией «Федерация интернет образования» в середине 2004 года. Обратимся к этим данным, как особенно ценным для определения включенности учителей, как социально-профессиональной группы, в использование компьютерной техникой и Интернета в образовательном процессе. Распространение компьютера и Интернета в российских школах приходится как раз на начало XXI века и реализацию федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (РЕОИС) (2001-2005 годы)». В данном документе, подчеркивалось, что «интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом». Для реализации Программы предполагалось: развитие информационных технологий сферы образования; оснащение образовательных учреждений средствами информатизации; организация системы технического обслуживания; повышение квалификации и профессиональная подготовка инженерно-педагогических работников в сфере ИКТ.
По результатам исследования, четверть учителей высказали недовольство уровнем компьютеризации школ, а оценка доступности Интернета - более чем скептическая [6, С. 102]. Компьютерную грамотность учительского коллектива оценили на «хорошо» и «отлично» лишь 21% респондентов. По данным того же исследования, школьники оказались в два раза компетентнее своих педагогов - их компьютерную компетентность на «хорошо» и
«отлично» оценили 43% респондентов-учителей. Общий вывод по исследованию: «в то время школа технически, методически и педагогически была не готова к вхождению в информационную эпоху» [6, С. 102].
Для каких именно образовательных целей учителя и ученики использовали Интернет в 2004 году? Наиболее популярное применение Интернета в учебном процессе в школе приходилось на сбор материалов для докладов и рефератов школьниками (22%), а также внеклассную работу (17%) и подготовку учителей к занятиям (15%). Также сравнивались оценки респондентов, прошедших обучение новым информационным технологиям в Федерации Интернет образования (ФИО) и не проходивших его. Среди последних не умели работать на компьютере либо имели о нем самое общее представление 43% респондентов. К выполнению простейших операций способны 29%, в 21% учителей компетентны выполнять основные операции. Работать на уровне продвинутого пользователя могли лишь 7% респондентов [там же, 106].
Очевидно, что Интернет открывает перед учителями возможности использования ресурсов поисковых систем и каталогов, участия в образовательных проектах и дистанционное общение с учениками и коллегами в дополнение к личному. Однако, в начале распространения Интернета в нашей стране, это понимали не все учителя и даже школьники. Так, в 2004 году каждый второй учитель (не проходивший обучение в ФИО) вовсе не использовал Интернет-ресурсы (52%) [там же, 108]. Обычно учителя выходили в Интернет 12 раза в неделю (8%). Среди школьников эта доля выше, но спектр их поисковых запросов в Интернете был далек от образовательного процесса.
В качестве главной причины, по которой в 2004 году учителям не удавалось применить на практике полученные знания и навыки работы с компьютером и Интернетом - отсутствие в школе технической базы для этого (71%, в т.ч. 66% учителей из городских школ и 84% из сельских).
Исследование, проведенное в 2007 году среди педагогов Иркутской области показывает, что 85% респондентов не используют ИКТ в своей профессиональной деятельности. Доступ к домашнему компьютеру имеет только половина респондентов. Только каждый второй респондент (47%) осознает необходимость использования ИКТ в педагогической практике. Наибольшая часть учителей, осознающих необходимость в применении ИКТ в учебно-воспитательном процессе, приходится на педагогов предметов естественнонаучного цикла. Наименьший интерес к образовательным возможностям ИКТ проявляют учителя таких предметов, как физическая культура, иностранный язык, русский язык, литература [3, С. 132].
Перейдем далее к анализу современной ситуации. Основываясь на результатах социологического исследования, проведенного коллективом учебно-научной социологической лаборатории при кафедре общей и экономической социологии Тюменского государственного университета в 2015 году среди учителей общеобразовательных учреждений юга Тюменской области 4, продемонстрируем компетентность педагогов в использовании информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни и в трудовой деятельности, в частности в образовательном процессе. Подробные результаты социологического исследования "Качество жизни учителей Тюменской области", представлены в монографии [10].
Учителя общеобразовательных школ юга Тюменской области в достаточной степени оснащены различными техническими устройствами (гаджетами). Сотовый телефон имеют абсолютное большинство учителей (93%), домашний компьютер - две трети респондентов (64%), личный ноутбук - каждый второй (58%), а планшетный компьютер есть лишь у 27% респондентов. Конечно, оснащенность педагогов техническими устройствами (в том числе последних моделей) свидетельствует не только об их высокой адаптации к реалиям современного общества, но и об их материальном положении. Не всегда педагог может выделить средства на покупку подобных устройств (тем более, если он не ощущает приоритетной необходимости в их наличии и постоянном использовании в повседневной жизни и в трудовой деятельности).
В каких именно трудовых процессах учителя используют личные гаджеты? Для подготовки к урокам (составление проектов, презентации), поиска и обмена информацией; распечатки (текста, презентаций, тестов, фото); доступа в Интернет; поиска документов и книг; составления отчетов; а также скачивают дополнительные материалы; общаются с коллегами по работе; на планшет загружают информацию с совещаний и конференций; на ноутбуке показывают презентации, на телефоне включают аудио файлы на уроках (в том числе, для музыкального сопровождения физкультминуток); телефон используют для связи с коллегами и родителями учеников, компьютер для подготовки к урокам; при составлении рабочих программ для внеурочной деятельности; на смартфон и компьютер устанавливают программы и загружают справочники; поиск дополнительного материала, в том числе по ЕГЭ, ГИА, для педсоветов, совещаний; для самообразования; создание презентации, просмотр видео, прослушивание аудио; создание наглядных материалов для урока; посещение социальных сетей, поиск нужного материала; для ведения документооборота; работа в Net -школе; музыкальное сопровождение физкультминуток; на личном сайте ведут работу с детьми, которые болеют.
Рассмотрим оснащенность школы компьютерными программами и техническими средствами, а также оборудование ими непосредственного рабочего места педагога. Имеется
4 В период с января по июнь 2015 года коллективом социологической лаборатории при кафедре общей и экономической социологии Тюменского государственного университета проведено социологическое исследование по изучению качества жизни учителей Тюменской области (без автономных округов). Генеральная совокупность учителей Тюменской области на конец 2014 года составила 9071 человек (по данным Департамента образования и науки Тюменской области). Выборочная совокупность составила 910 респондентов: учителя Абатского, Вагайского, Исетского, Казанского, Ялуторовского, Ярковского районов, городов Тюмени, Тобольска и Ишима. Стандартная ошибка выборки составила 3% (по формуле В.И. Паниотто), что обеспечивает высокую достоверность полученных данных. Метод отбора выборочных единиц - бесповторный, в зависимости от количества ступеней отбора вид выборки - одноступенчатая выборка. Тип выборки - серийная, гнездовая с пропорциональным размещением по полу, возрасту и стажу работы. Статистическая обработка данных проводилась при помощи программы SPSS.
ли неограниченный доступ в Интернет (проводной или беспроводной) и есть ли у образовательного учреждения свой сайт?
В целом оснащенность школ компьютерными программами и техническими средствами (на основании оценок учителей) можно оценить как недостаточную. Так, немногим более трети респондентов (39%) отметили, что в их школе много оборудования, компьютерных программ и технических средств, используемых в образовательном процессе и доступных для учеников. Много оборудования, которым может пользоваться только учитель - в каждом четвертом случае (23%). Считаем, что такой вариант допустим в отношении высокотехнологичного оборудования, но если речь идет об ограничении доступа учеников к техническим средствам по причине нехватки их количества - это негативно отражается на образовательном процессе и, как следствие, на знаниях и навыках школьников. Об устаревшем оборудовании заявили 15% учителей, а каждый четвертый отметил, что оборудования мало или оно вовсе отсутствует (23%).
Соответственно, в группе риска по недоиспользованию современных технологий находятся школьники 38% опрошенных респондентов. Разумеется, это проблема не самих учителей, а школ и муниципальных образований, в которых они расположены.
В городских школах (Тюмень, Ишим, Тобольск) почти в каждом втором случае (46%) «много доступного для школьников оборудования», а респонденты из муниципальных образований выбрали этот вариант ответа лишь в каждом третьем случае (33%). Также учителя сельских школ в каждом пятом случае (19%) отмечали большое количество устаревшего оборудования (19%), против 10% учителей из городских школ. Соответственно, в школах муниципальных образований юга Тюменской области отмечается критически минимальное количество нового, современного оборудования, доступного для школьников.
Рассмотрим далее, какими именно техническими устройствами оснащено рабочее место педагога? Наиболее распространенным и неотъемлемым инструментом трудовой деятельности в стенах школы является ноутбук (60%); на втором месте: принтер (48%), мультимедийный проектор (47%), экран (44%), демонстрационные материалы (42%), магнитная доска (41%). Только один из пяти учителей на рабочем месте имеет доступ к сканеру (18%) и интерактивной доске (18%).
Рабочее место 80% учителей оснащено персональным компьютером, причем навыками пользования компьютером владеет гораздо большее количество (98%) респондентов. Всего 22 человека (2%) отметили, что не умеют работать с персональным компьютером. Определим их социально-демографический портрет: 17 человек из 22 работают в педагогике более 20 лет, четверо имеют стаж от 11 до 20 лет, а один человек работает учителем от 6 до 10 лет. Разумеется, стаж напрямую коррелирует с возрастом респондента, но связан ли он с компьютерной грамотностью? Итак, не обладают «азами» компьютерной грамотности: 11 учителей в возрасте от 50 до 59 лет, 4 человека старше 60 лет. Итак, неумение работать с ПК, вовсе не возрастная характеристика: среди учителей в возрасте 30-39 лет не обладают соответствующими навыками 3 человека, а среди 40-49-летних учителей - 4 человека. Подавляющее большинство респондентов, не умеющих работать с персональным компьютером имеют высшую или первую категорию (15 человек) и работают они в основном в сельской местности (19 человек).
На рабочем месте доступ к сети Интернет имеют 69% учителей. Наличие в школе Wi-Fi отметил каждый второй респондент (54%). Треть опрошенных подчеркнули, что беспроводной Интернет в их школе отсутствует, а каждый седьмой респондент вовсе затруднился с ответом (вероятно, они не знают о том, что такое Wi-Fi и, соответственно, не могут ответить на вопрос: есть ли он в их школе).
Для работы школьный Wi-Fi используют только 16% учителей. Для чего же он нужен учителям? Для работы с сайтом Web-школа, заполнения электронного дневника, электронного журнала; подготовки к урокам (просмотр видео-, аудиозаписей, поиск актуальной информации); проверки электронной почты, ответов на письма по работе и запросы из вышестоящих структур, пересылки документов; обновления программ на компьютере; работы с ноутбуками в кабинете, для выполнения онлайн-заданий и тестов; сетевого взаимодействия с коллегами; чтения электронных книг и журналов с целью обновления своих знаний по предметам. Вместе с тем респонденты отметили плохое качество связи беспроводного Интернета на территории школы.
Для объективной оценки навыков работы учителей с информационно-коммуникативными технологиями рассмотрим перечень цифровых инструментов и технологий, применяемых ими в повседневной профессиональной деятельности. Важно определить перечень приоритетных задач, для реализации которых респонденты используют ИКТ.
Персональный компьютер для работы ежедневно используют абсолютное большинство учителей (90%), значительно реже встречаются варианты ответов: несколько раз в неделю (8%) и один раз в неделю (2%). Среди педагогов, практически не использующих компьютер, превалируют учителя пенсионного возраста.
В качестве наиболее распространенных инструментов, технологий и приемов, которые используют учителя в своей повседневной работе, наиболее популярным является распечатка дополнительных материалов для урока (75%), поиск информации в сети Интернет (74%) и использование специализированных программ для создания презентаций (70%). На втором месте по популярности использования находится набор текста и его форматирование (61%). На третьем месте: использование электронной почты (48%), электронных баз данных (40%), электронных таблиц (40%), программ для работы с видео, звуком и графикой (38%), электронных тестов (36%) и электронных энциклопедий и словарей (32%). Среди иных вариантов, предложенных самими респондентами: чтение электронных учебников, использование программы Scype для общения с учениками и/или их родителями, скачивание и демонстрация на уроке учебных фильмов и аудиозаписей по теме занятия.
В основном учителя применяют цифровые инструменты и технологии для обеспечения необходимого уровня наглядности на уроке (87%), а также для текущего и итогового контроля знаний учеников (60%). Значительно реже (в каждом пятом случае) техника применяется в рамках лабораторных практикумов (19%). Среди иных вариантов ответа, предложенных самими респондентами, названы: аудирование; распечатка дидактического материала; обработка и закрепление знаний; подготовка к итоговой аттестации; объяснение нового материала.
Абсолютное большинство школ имеют свой сайт (99%). В основном учителя выходят на сайт своей школы ежедневно (22%) или несколько раз в неделю (32%). С периодичностью еженедельно и ежемесячно ресурсом пользуются 23% и 14% учителей. Вовсе не выходит на школьный сайт 9% респондентов.
Педагогический коллектив городских школ в среднем лучше оснащен компьютерной техникой и имеет доступ в Интернет, что положительно отражается на их компетенциях в использовании данных ресурсов для образовательного процесса и собственного саморазвития. Так, оснащенность персональным компьютером значительно выше в общеобразовательных учреждениях городов юга Тюменской области (95%), что в 1,4 раза выше аналогичного показателя в сельской местности (67%). Среди тех учителей, кто имеет доступ к компьютеру, примерно одинаковое количество респондентов используют его для работы (92% в городах и
87% в муниципальных образованиях). В городских школах на рабочем месте учителя есть доступ в Интернет в каждом восьмом из десяти случаев (82%), а в сельских школах лишь в пяти случаях из десяти (53%). Беспроводным интернетом (wi-fi) в большей степени оснащены городские школы (68%), что в 1,7 раза выше аналогичного показателя в муниципальных образованиях (39%). Интерес к использованию социальных сетей их в своей работе проявляет менее половины учителей из городов и муниципальных образований юга Тюменской области (43% и 46%, соответственно).
Остается весьма дискуссионным вопрос: насколько эффективным является использование учителями в образовательном процессе информационно-телекоммуникационных технологий? Здесь ощутима весьма тонкая грань, между: во-первых, перманентным усложнением образовательного процесса, когда он становится многонаправленным, интересным для ученика, интерактивным и требующим максимального подключения интеллектуальных и аналитических способностей ребёнка/подростка и во-вторых, «перекладыванием» на технику и Интернет-ресурсы основных функций учителя и облегчение его работы. В этих условиях от педагога требуются особые компетенции, направленные не только на грамотное использование достаточно неоднозначных информационно-телекоммуникационных технологий, но и совершенствование собственной осведомленности о работе с ними.
Благодаря информационным и коммуникационным технологиям преподаватель имеет возможность качественно изменить, «обогатить» образовательный процесс. ИКТ «облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки. <...> Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать и, наконец, синтезировать на базе имеющейся информации новые знания - это наиболее перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит учащимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития» [8, С. 82].
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование [8, С. 83]: ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому; повышает качество обучения и образования, позволяя человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и социальным изменениям; является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества.
Корректное использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе позволяет разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию школьников к конкретному предмету / теме урока; успешно формировать образовательные компетенции, в том числе направленные на работу с информацией из различных источников; формирование информационной культуры.
Говоря о неоднозначности ИКТ, мы имеем в виду наличие определенных рисков, сопряженных с их использованием, начиная от рисков для физического здоровья ученика, его психического развития, до социальных угроз. Школьники поглощены Интернетом и практически всегда находятся on-line в социальных сетях [4]. Социальные угрозы возникают, когда школьник не соотносит угрозу виртуальной реальности для реальной жизни, недооценивает риск анонимности, которую предоставляет социальная сеть и может поверить виртуальному образу человека, не являющимся таковым на самом деле; может нарушить приватность свой жизни, что также чревато рисками, вплоть до криминальных.
Одна из задач учителя (наравне с родителями), обучить ребенка распознавать риски и угрозы, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, а также
использовать их поистине бескрайние возможности для образования и самообразования. Школьник должен понимать, как максимально эффективно использовать современные технологии, но не с целью «обмануть» учителя и выдать чужую работу за свою (плагиат, академическое мошенничество [5]), а как найти необходимую информацию (в том числе, не в первой десятке результатов, предложенных поисковой системой, а грамотно построить запрос в соответствии с целями - что именно он ищет: актуальные новости, научную статью, официальные статистические данные за определенные период времени по конкретной территории или что-то иное). Также перспективы образовательного процесса расширяются за счет бесплатных и платных Интернет-площадок для обучения людей различных возрастов (например, Coursera и другие). А.Н. Сергеев рассматривает вопросы образовательного использования сети Интернет с точки зрения реализации педагогических технологий на основе активной деятельности и сотрудничества обучающихся в специфических условиях Интернета как социальной и инструментальной среды [9].
В связи с этим, необходимо более подробное изучение различных аспектов использования педагогами в общеобразовательных учреждениях информационно-коммуникационных технологий, эффективность их применения и влияния на образовательный и воспитательный процесс.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анистратенко Е.А., Анистратенко Л.И. Авторский проект "Школа молодого учителя "Наша надежда" // http://www.festival.1september.ru/articles/578152/ (дата обращения 20.09.2015).
2. Афанасьева Н. Антон Макаренко: "Люблю я этот отдел человечества" // Сайт РИА Новости // http://www.ria.ru/analytics/20130313/927097198.html (дата обращения 20.09.2015).
3. Гончарова Н.Ю. Формирование мотивационной составляющей учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2009. - №5-2. - С. 130-135.
4. Жиленкова Л.С. Использование социальных сетей Интернета при обучении школьников // Образование в современной школе. - 2011. - №4. - С. 29-33.
5. Кичерова М.Н., Ефимова Г.З. Информационное общество и проблема академической недобросовестности // Интернет-журнал Науковедение. 2013. №4 (17). С. 1.
6. Монахов С., Валеева Е. Трансформация облика российского учительства (по материалам социологического исследования эффективности Интернет-образования) // Образовательная политика. - 2014. - №3 (65). - С. 90-111.
7. Овчаров А.В, Токарева О.В. Модель подготовки учителя к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - №2. - С. 122-124. С. 124.
8. Сахибов А. Теория применения информационно-коммуникационных технологий в образовании // Наука и мир. - 2014. - Том 3. - №4(8). - С. 81-83.
9. Сергеев А.Н. Обучение в сообществах в контексте возможностей Интернета // Педагогика. - 2009. - №5. - С. 36-41.
10. Тюменское учительство: работа и качество жизни / под ред. Г.Ф. Шафранова-Куцева, академика Российской академии образования. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. - 264 с.
Рецензент: Мельник Владимир Владимирович, доктор философских наук, профессор кафедры «Общей и экономической социологии» Тюменского государственного университета.
Efimova Galina Zinov'evna
Tyumen State University Russia, Tyumen E-mail: [email protected]
Teacher and the modern information and communication technologies
Abstract. The article considers features of using modern information and communication technologies by teachers of the general education institutions. Under modern conditions the role of the general education institutions' teacher was seriously transformed. The teacher was no longer a sole source of information for his students. Now he has to compete with other educational resources and Internet technologies in order to stay interesting for his students. Based on the results of sociological research conducted by a team of educational and scientific sociological laboratory of Tyumen State University in 2015, the teachers demonstrated their competence in the use of information and communication technologies in everyday life and in the work activities, particularly in the educational process. The author considers the teacher involvement in the Internet-online that is enables you to determine his activity in the use of information and communication technologies. Analysis is underway to determine equipping school with computer software and hardware, as well as equipping the teacher' workplace with them directly. To assess the teachers' skills with information and communication technologies objectively, the author considers a list of digital tools and technologies used in their daily professional activities. It has been determined the list of priority tasks, for implementation of which the respondents use the information technologies. The features of using modern information and communication technologies by teachers of different ages were analyzed.
Keywords: teacher; information and communication technologies; school; education system; education sociology; labor sociology; professional environment; Internet; Internet technologies.
REFERENCES
1. Anistratenko E.A., Anistratenko L.I. Avtorskiy proekt "Shkola molodogo uchitelya "Nasha nadezhda" // http://www.festival.1september.ru/articles/578152/ (data obrashcheniya 20.09.2015).
2. Afanas'eva N. Anton Makarenko: "Lyublyu ya etot otdel chelovechestva" // Sayt RIA Novosti // http://www.ria.ru/analytics/20130313/927097198.html (data obrashcheniya 20.09.2015).
3. Goncharova N.Yu. Formirovanie motivatsionnoy sostavlyayushchey uchiteley k ispol'zovaniyu informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy // Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. - 2009. - №5-2. - S. 130-135.
4. Zhilenkova L.S. Ispol'zovanie sotsial'nykh setey Interneta pri obuchenii shkol'nikov // Obrazovanie v sovremennoy shkole. - 2011. - №4. - S. 29-33.
5. Kicherova M.N., Efimova G.Z. Informatsionnoe obshchestvo i problema akademicheskoy nedobrosovestnosti // Internet-zhurnal Naukovedenie. 2013. №4 (17). S. 1.
6. Monakhov S., Valeeva E. Transformatsiya oblika rossiyskogo uchitel'stva (po materialam sotsiologicheskogo issledovaniya effektivnosti Internet-obrazovaniya) // Obrazovatel'naya politika. - 2014. - №3 (65). - S. 90-111.
7. Ovcharov A.V, Tokareva O.V. Model' podgotovki uchitelya k ispol'zovaniyu informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy v professional'noy deyatel'nosti // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2010. - №2. - S. 122-124. S. 124.
8. Sakhibov A. Teoriya primeneniya informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy v obrazovanii // Nauka i mir. - 2014. - Tom 3. - №4(8). - S. 81-83.
9. Sergeev A.N. Obuchenie v soobshchestvakh v kontekste vozmozhnostey Interneta // Pedagogika. - 2009. - №5. - S. 36-41.
10. Tyumenskoe uchitel'stvo: rabota i kachestvo zhizni / pod red. G.F. Shafranova-Kutseva, akademika Rossiyskoy akademii obrazovaniya. Tyumen': Izdatel'stvo Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015. - 264 s.