ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Поселягина Л.В.
В статье рассматриваются показатели и критерии эстетической культуры студентов будущих педагогов-психологов: потребностно-мотивационный критерий, познавательный критерий, эмоционально-оценочный критерий, профессионально-деятельностный критерий. Уровни развития эстетической культуры студентов оценивались на основании сформированности эстетических качеств: восприятия, воображения, вкуса, чувств, интересов, потребностей.
Ключевые слова: эстетическая культура будущих педагогов-психологов; потребностно-мотивационный, познавательный, эмоционально-оценочный, профессионально-деятельностный критерии; эстетические качества: восприятие, воображение, вкус, чувства, интересы, потребности.
The indicators and criteria development of aesthetic culture of future psychologists. The
criteria of aesthetic culture of future psychologists are examined in the article: motional, cognitive, emotional, professional. Levels of aesthetic culture of students were evaluated on the basis offormation of the aesthetic qualities of perception, imagination, taste, feelings, interests and needs.
Key words: aesthetic culture of future psychologists; motional, cognitive, emotional, professional - criteria; aesthetic qualities: perception, imagination, taste, feelings, interests and needs.
В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы, связанные с физической и духовной гармонией человека. Как сделать жизнь человека полной красок, приносящей удовольствие от деятельности, от общения, от творчества, восприятия окружающего мира. Этому, в числе других знаний, учит эстетика. На наш взгляд, эстетическое восприятие действительности помогает человеку как можно дольше сохранять физическое и психическое здоровье, быть адаптированной личностью в современном мире, реализовывать себя.
Эстетическая и художественная культура - важные показатели духовной культуры личности. От их наличия и уровня развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность деятельности, гуманность отношения к миру и другим людям. Эстетические чувства пробуждают духовно-нравственные, интеллектуальные, творческие стремления в человеке. Развитие эстетической культуры студентов проникает в компоненты профессиональной культуры, связано с творческим подходом в профессиональной деятельности.
Уровни развития эстетической культуры студентов мы оцениваем на основании сформированности эстетических качеств: восприятия, воображения, вкуса, чувств, интересов, потребностей.
Глубинное понимание произведения искусства возможно только при наличии так называемых точек (фокусов) соприкосновения замысла творца и психологической готовности зрителя, слушателя, читателя воспринять данное произведение. Под психологической готовностью восприятия произведения искусства мы понимаем мировоззренческие установки личности воспринимающего, его вкусы, интересы, способности и т.д. Воспринимая эстетически выразительные произведения, студенты как бы настраиваются на одну волну с художником, писателем, композитором, чтобы понять смысловые и психологические ассоциации. Личность воспринимающего студента ориентируется на душевное переживание героям произведений искусства. Показателями восприятия являются адекватность образам или замыслу, целостность создаваемых образов, гармоничное сочетание эмоционального и рационального. Эстетическое воспитание предполагает восприятие и понимание прекрасного и внесение этого прекрасного в жизнь [1, с.157]
Важной составной частью эстетического сознания является эстетический вкус. Признаками сформированности эстетического вкуса считают способность к оценке эстетических явлений действительности и искусства с позиций гуманистического эстетического идеала, адекватность оценки качеству эстетического идеала, способность обоснований, доказательства правильности своей оценки.
Анализ текста сочинений студентов, посвященных анализу произведений живописи, музыки (контент-анализ), дает возможность раскрыть особенности их оценочных суждений, наметить уровни вкуса:
I. Высокий уровень. Соответствие выбора речевых средств идейно-художественному своеобразию произведения: богатый словарный запас, эстетически выразительная речь. Изложение последовательное, продуманная композиция.
II. Средний уровень. Речевые средства, в основном, соответствуют идейно-художественным достоинствам произведения. Есть нарушения стиля, использование речевых средств разных стилей. Недостаточно продумана композиция изложения. Описание сухое, лишено эмоциональности.
III. Низкий уровень. Речь не развитая, нет обоснованности, логичности в описании. Отсутствуют выразительные средства.
Сочинение студентки Г. по картине А.К.Саврасова (1830 - 1897) «Грачи прилетели» (1871 г.) на основании данных критериев можно отнести к высокому уровню эстетического вкуса.
«Как бы ни была хороша зима, но мы с нетерпением ждем весны. С весной к нам приходит хорошее настроение, чувствуешь себя моложе, бодрее, с нетерпением ждешь чего-то самого-самого...
Не случайно, многие художники описывают в своих картинах именно это время года.
Особенно обращает на себя внимание картина Саврасова «Грачи прилетели». Художнику удалось передать очень правдиво и глубоко раннюю весну, точнее наступление весны. Во всем чувствуется пробуждение природы: снег уже не чисто белый, а голубоватый, в серых пятнах, береза сбросила с себя зимний наряд и тянется к неяркому солнечному лучу, который позолотил сугроб у забора. Вокруг кривых березовых стволов темные проталины - яркий признак наступающей весны. Верхушки строений, колоколов тронуты чуть - чуть розоватой окраской, колокола готовы переливаться бронзовым светом. Зима еще не ушла, не хочет она уступать свои права весне, может быть она еще и покажет себя - ударит поздний морозец, но уже и грачи прилетели и обживают свои гнезда. Быть весне!»
Таким образом, речевые средства соответствуют идейно - художественному своеобразию произведения. Студентка использует эстетически выразительные средства: эпитеты (неяркий солнечный луч, розоватая окраска, поздний морозец); метафоры (береза сбросила зимний наряд, луч позолотил сугроб, бронзовый свет); олицетворения (зима еще не ушла, не хочет она уступать свои права весне). Композиция сочинения продуманная: есть вступление, основная часть, эмоциональная концовка.
Средний уровень эстетического вкуса может быть представлен на примере сочинения студента Д. - описания картины В.Д.Поленова (1844 - 1927) «В парке» (1877 г.).
«Художник изобразил прекрасное время года - лето, небольшой его кусочек. Перед нами старый парк, немного запущенный, но и в этом художник видит свою красоту. Картина дышит спокойствием, об этом говорит окружающая природа: стволы одиноких деревьев, силуэты двух лошадей. Всю красоту, спокойствие художник передает хорошо подобранным сочетанием красок. Они темные, бледные. Сочетание зеленого и коричневого, желтого и голубого помогает художнику раскрыть основной замысел картины и это ему удается. Все детали четко дополняют друг друга и задают тон всей картине».
Студенту в основном удалось передать эстетическое восприятие картины. Чувствуется некоторая скованность в подборе эстетически выразительных средств. Описание сжатое, конкретное, лишено эмоциональности.
Примером низкого уровня может послужить работа студентки И. по картине И.Айвазовского (1817 - 1900) «Бурное море» (1853).
«Я выбрала картину Айвазовского, потому что очень люблю море. Море поражает меня своей красотой, силой, и в то же время я боюсь его и даже как бы преклоняюсь перед ним. Айвазовский - непревзойденный маринист, несмотря на то, что картины подвергались многочисленной критике, особенно со стороны Достоевского, его обвиняли в романтизме. Но где море, там романтика, и мне кажется, если нет романтики, то и не будет и моря. В его картине нагромождение темно-синих тонов - все это придает морю сил, и картина доставляет истинное эстетическое наслаждение».
Сочинение лишено последовательности, характерны резкие переходы, описания картины как такового нет, отсутствуют выразительные средства.
Эстетические чувства обогащают эмоциональную сферу личности. Эстетические чувства студентов оцениваются на основании следующих показателей: адекватность воспринимаемому; сила - устойчивость, особенности соотношения интеллектуального и эмоционального.
Соотношение показателей эстетических чувств позволяет говорить о двух условных типах: «эстетическом» и «интеллектуальном». Для «эстетического» типа характерно эмоциональное восприятие. Эстетические чувства достаточно сильны. В речи преобладают выразительные средства. Речь эмоциональна, интонационно оформлена. Для «интеллектуального» типа характерен словесно-логический тип восприятия. Эмоциональный отклик несколько слабее. Выразительные средства адекватны объекту. Построение речи четкое, лишено эмоциональных отступлений. Речь правильная, нормированная. Эстетические чувства студентов педагогов-психологов Академии социального образования (г.Казань) оценивались на основании творческих работ-описаний произведений изобразительного искусства.
Студентом М. было дано описание картины Константина Алексеевича Васильева (1942 -1976) «Лесная симфония»:
«Деревья, устремленные ввысь, но не с гордой силой, а философски, спокойно и гармонично (что соответствует названию картины). Прямые стволы словно окаймляют картину. Вся она вытянулась в вертикальном направлении, словно подчиняясь вертикалям стволов. Между стволами видны другие деревья, тоже прямые и устремленные вверх. Главное в картине - это нереальное ощущение спокойствия, умиротворенности и проникнутости чем-то труднопередаваемым, сказочным. Этому способствует, в частности, золотистый оттенок лесного воздуха и несколько стилизованные очертания ветвей».
Таким образом, представлено логически выдержанное описание, что соответствует цели передачи своего эмоционального отношения к картине. Выразительные средства используются в соответствии с замыслом студента. Описание целостное, но сдержанное в описании эмоций. Преобладает «интеллектуальный» тип эстетических чувств.
Примером «эстетического» типа может послужить работа студентки М. - восприятие картины Ивана Ивановича Шишкина (1832 - 1898) «Утро в сосновом лесу» (1889г.).
«Красиво и величественно хорошо автор изобразил лесную природу. В теплых тонах показал лес, через картину можно увидеть любовь животных между собой. Если долго всматриваться в глубину леса, ощущение создается такое, что ты находишься там же. Мне кажется, что произведение очень понятное, хотя и, на первый взгляд, простое. Ну подумаешь, какие-то мишки в лесу. А ведь на самом деле произведение достаточно сильное, притягательное. Поражает, насколько художник тщательно изображает деревья, каждую веточку, каждую хвоинку. Природа и медведи очень органично переданы. Особенно мне нравится, как изображен утренний туман в лесу, еще не до конца рассеявшийся, несколько холодноватый, и даже загадочный. Контрастом служат теплые по написанию верхушки сосен, золотистые от начинающего подниматься солнца».
Чувство эстетического наслаждения картиной передано автором с помощью
соответствующих выразительных средств. Автором используются эстетически выразительные эпитеты: «притягательное изображение», «холодноватый туман», «теплые верхушки сосен». Студентка отмечет простоту тематики картины и при этом ощущение притягательности, значимости изображения для каждого человека. Неполные предложения, экспрессивный синтаксис помогают автору описания лаконично, но выразительно передать свои чувства. Преобладание «эстетического» типа связано с развитым творческим воображением автора.
Творческое воображение - деятельность психики, при которой создаются новые образы на основе материалов, данных действительностью. В отличие от творческого, воссоздающее воображение воспроизводит в сознании образы, пережитые ранее. Показателями воображения являются адекватность образам или замыслу, целостность создаваемых образов, гармоничное сочетание эмоционального и рационального.
Контент - анализ сочинений по картинам позволяет определить уровни воображения студентов. Первый уровень: воображение соотносится с описываемым произведением, ассоциации соответствуют воспринимаемому произведению. Второй уровень: преобладание своих личных ассоциаций или недостаточная эмоциональность. Третий уровень: несоответствие средств изображения воображаемому объекту, отсутствие выразительных средств.
Исследования, проведенные в Академии социального образования (г.Казань), показали, что положительное эмоциональное отношение вызывают учебные занятия, где есть активизация творческой деятельности, интенсивность занятий, увлеченность преподавателя своим предметом, яркая образность и эмоциональность изложения материала, выразительная и правильная речь преподавателя. Характерным для студентов является эмоциональное отношение к преподавателям. В предложенных автором анкетах студентам нужно было перечислить эстетически выразительные критерии речи преподавателей. Студенты отметили такие критерии речи преподавателей, как богатый словарный запас, эмоциональное произнесение, правильность речи, соблюдение норм речи.
В своей работе мы применяем такие методы, как анализ картины; чтение и комментирование образца работы по картине; беседа по картине, объяснение, рассказ, беседа воспроизводящего и эвристического характера. Беседа эвристического характера направлена на воспитание эстетического восприятия, развивает интуицию студентов, творческие способности. Применяя эвристические методы обучения (метод вживания в культурную среду, метод символического видения, метод образного видения и др.), побуждаем студентов к творческой деятельности.
С целью развития эстетической культуры студентов мы применяем на занятиях произведения художественной литературы, изобразительного искусства, музыки и т.д. Так, на семинарском занятии по дисциплине «Психолого-педагогическая коррекция» автор провел со студентами 4 курса, будущими педагогами-психологами (Академия социального образования г.Казань) семинарское занятие по теме: «Методы психолого-педагогической коррекции» с элементами библиотерапии (лечебное воздействие чтением). Одной из целей занятия было
развитие художественно-эстетической культуры студентов. Автор предложил студентам для восприятия знаменитое описание дуба из романа Л.Н.Толстого (1828 - 1910) «Война и мир» (1969 г.). Студенты были нацелены на художественно-эстетическое восприятие текста художественной литературы. После прочтения студенты поделились своими впечатлениями, рассказали об образах, которые они представляли, чувствах, которые они переживали. Студентка Г. отметила, что «Война и мир» - это ее любимое произведение художественной литературы:
«Я, каждый раз перечитывая это произведение, нахожу для себя новые детали письма писателя. Толстой - один из немногих авторов, которому с особым изяществом, чувством трепета и любви удавалось описание природы и характера людей. В первую встречу с дубом князь Андрей испытывал лишь негативные чувства. Старый дуб со своими болячками, обломанными ветвями, корой как будто бы говорил, что жизнь прошла, впереди уже ничего не будет. Через некоторое время Болконский видит тот же самый дуб, но уже преображенный силами весны, солнца. Дуб был весь покрыт молодыми листьями, которые скрыли старые болячки, недоверие и горе. Встреча с Наташей Ростовой, обновленный вид старого дуба - все это убеждает князя, что рано он собрался умирать. Что он молод, полон сил, а значит должен жить дальше».
Студенты отметили, что восприятие художественной литературы оказывает гармонизирующее влияние на личность, появляется чувство спокойствия, умиротворения. Те студенты, которые испытывали тревожность, агрессию, стали чувствовать себя спокойнее, развивается эмоциональная сфера студентов, что является компонентом эстетической культуры.
Большие возможности для развития эстетической культуры студентов дает живопись, являющаяся важной частью изобразительного искусства. С помощью ярких зрительных образов живопись вводит в мир красок, богатый и изумительный. Ведь именно с помощью живописи осуществляется познание мира, окружающей действительности.
На наш взгляд, целесообразным в рамках кураторских часов и других воспитательных мероприятий в вузе проводить беседы о живописи. Опыт показывает, что при проведении беседы важно учитывать возраст студентов, где они до этого жили (в деревне, где нет музеев, или в городе, был ли в этом городе музей, какого плана и т.д.). Уточнив ответы студентов, преподаватель выясняет, кто из них бывал в картинных галереях, музеях, на выставках картин, что им больше всего понравилось. После такого вступления преподаватель объясняет тему данной беседы и нацеливает студентов на результаты. В качестве оборудования можно использовать портреты художников, репродукции картин, подготовить презентации для демонстрации с применением мультимедийного оборудования и т.д. Важно развивать умения студентов смотреть картину, понимать основную мысль (идею) картины, ее сюжет, видеть, какими средствами художник добился того, что нам понятны содержание картины, ее образы, ее настроение. Как художник выделяет главное в картине (цветом, светом и т.д.), что такое первый план, задний план? Как с помощью цвета и света создать у зрителя определенное настроение?
Мы задумали провести цикл бесед на тему «Шедевры русской живописи». Одна из таких
бесед была посвящена картине художника Василия Ивановича Сурикова (1948 - 1916) «Боярыня Морозова» (1887 г). Цель беседы: познакомить студентов с творчеством В.И.Сурикова, дать понятие об особенностях творчества, развить умение смотреть картину. В качестве оборудования были использованы портрет В.И.Сурикова, репродукция картины «Боярыня Морозова», презентации с применением мультимедийного оборудования, информационные сайты [2]. Студент подготовил эмоциональное начало беседы, обращенное со словами о личности художника. Обратил внимание на то, что художник воспитывался в казацкой семье, бывал в разных странах: в Германии, Франции, Италии, Швейцарии. Студентам предлагается рассмотреть картину, мысленно перенестись на два века назад. Художник одел своих героев так, как одевались москвичи в 17 веке. Студенты обращают внимание на то, как прекрасно это произведение искусства. Прежде чем приступить к работе художник провел огромную подготовительную работу. Ключевыми к пониманию особенностей творчества Сурикова, на наш взгляд, являются слова: «Если бы я ад писал, то сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял». Студенты рассуждают, в чем смысл этого высказывания. Все образы картины Василий Иванович искал в жизни: немолодой юродивый, злорадный боярин, нарядная барыня и другие. Суриков вспоминал, как заставлял позировать себе босиком на снегу нищего, растирая при этом ему ноги водкой, чтобы не замерз, как погнался и напугал до полусмерти старушку, уговаривая ее попозировать. Для Сурикова важна была любая деталь, долго не удавалось ему нарисовать след от саней на снегу, заставлял по многу раз въезжать сани во двор, дождался подходящей погоды, так ему важно было нарисовать борозды от саней на подтаявшем снегу, как это есть в жизни.
Преподаватель обращает внимание на главный образ картины - образ боярыни Федосьи Прокофьевны Морозовой (1632-1675). Студент выступает с заранее подготовленной информацией о трагической судьбе самой Морозовой, кратко информирует, что такое раскол, старообрядчество, кто такой протопоп Аввакум. Почему художник решил обратиться к образу боярыни? Когда художник стал писать Морозову, ничего не получалось: толпа забивала. Не было достаточно выразительного лица, с которого мог бы художник писать боярыню. В гости неожиданно приехала старообрядка из Красноярска. Суриков решил, что ее лицо и станет художественным образом героини. Даже закованная в цепи, эта сильная духом женщина не смирилась: она призывает народ не отступать от старой веры.
Далее преподаватель вместе со студентами обсуждают, какие цвета использовал Суриков в картине (все оттенки от черного до белого). Картина не оставляет ощущения безнадежности, тоски, в том числе и за счет ярких цветовых пятен. Студенты рассматривают улицу, которую изобразил Суриков: дома, церковь - все это способствовало созданию нужного колорита, долго искал Суриков подходящие места для изображения. Интерес у студентов вызвала личность боярыни, почему она не смогла принять новые порядки, а так мученически за них приняла смерть, в чем сила духа этой физически изможденной женщины. Почему так сильны были мотивы страдания за веру в то время? Проведение цикла таких бесед, на наш взгляд, позволяет развивать эстетическую культуру студентов. Преподаватель ставит цель развития эстетической культуры
студентов, выбирает для этого эстетически выразительные средства, содержание, формы, методы, систематически диагностирует и корректирует уровни развития эстетической культуры студентов.
Важную роль в знакомстве с живописью играют музеи, дающие возможность рассматривать картины, общаться с ними. Так, автором была проведена экскурсия со студентами педагогами-психологами (Академия социального образования) в Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан (г.Казань). Тема экскурсии - И.И.Шишкин в Казани. Во время экскурсии в музей студенты были ориентированы на восприятие произведений искусства с позиций красоты, гармонии, простоты. Была проведена предварительная беседа, студенты были подготовлены к эстетическому восприятию картин художника.
Этапами экскурсии являются:
1. Подготовка к экскурсии (определение содержания, конкретных задач, выбор объекта, знакомство с объектом).
2. Проведение экскурсии (беседа, наблюдение, обобщение преподавателя, обработка материала).
3. Заключительный этап экскурсии (подведение итогов в ходе беседы с целью приведения полученных знаний в систему).
Композиционно экскурсия включала в себя: сведения из биографии художника, особенности манеры написания, историю создания некоторых из хранящихся в музее картин, анализ картин, историю создания коллекции произведений И.И.Шишкина в музее, совместное обсуждение со студентами впечатлений от просмотра.
В начале экскурсии автор обратил внимание студентов, что жизнь и творчество Ивана Ивановича Шишкина (1832 - 1898) тесно связаны с Казанью и Казанским краем. Шишкин родился в Елабуге (сейчас этот город входит в состав Республики Татарстан). Он учился в 1-й Казанской мужской гимназии (одно из зданий Казанского государственного технического университета имени А.Н.Туполева). Очень многие картины созданы под впечатлением природы Предкамья. Студенты узнали, что в результате титанических усилий собирателей коллекции в музее находтся 40 произведений живописи и около четырехсот офортов и литографий Шишкина.
Студенты познакомились с имеющимися в музее картинами: «Мельница в поле» (1861 г.), «Пейзаж с озером» (1886 г), «Полянка» (1897), «Шалаш» (1861 г), «На даче» (1894 г.), «На покосе в дубовой роще» (1874 г.), «Вечер в сосновом лесу» (1875 г.), «Швейцарский пейзаж» (1866 г.), «Обрыв» (1893 г.), «Лиственный лес» (1897 г.) и т.д.
Так, в процессе рассмотрения лирического пейзажа «Полянка» автор обратил внимание студентов на то, что полянка нарисована как бы на одном дыхании, это первое впечатление художника. И в то же время - это результат огромной работы. Трава, деревья, облака написаны во взаимодействии друг с другом, с окружающим светом, воздухом. При этом картина не статична, чувствуется движение, полет бабочек, пение птиц, все эти веселые звуки лета, радостные и приятные. Краски картины чистые, светлые, что придает ощущение праздника, радости жизни, повышает настроение. «Полянка» впервые была представлена в Казани на выставке русского
искусства в Казанской художественной школе и так понравилась казанским зрителям, что власти города обратились к художнику с просьбой оставить картины (вместе с картиной «На даче») в Казани, на что Шишкин согласился.
При рассмотрении картины «На покосе в дубовой роще» студенты убедились в том, что Шишкину очень хорошо удавалось показать необозримые просторы, неоглядные дали, могучие леса. Художник изображает дубовую рощу, глядя на нее с нижней точки. Известно, что снизу все кажется громадным. Это позволило Шишкину укрупнить масштаб и так больших деревьев. При этом создается контраст между горизонтальным изображением бескрайних полей и вертикальными стволами вековых дубов. При этом нет излишней детализации изображения. Художник нарочито изобразил ветви дерева на переднем плане так, что края выходят за пределы картины, они как будто не умещаются. На самом деле это усиливает мощь и размах лесного красавца. В числе других произведений художника она была приобретена купцом I гильдии, ставшим известным заводчиком, П.К. Ушковым, с которым Шишкина связывали дружеские отношения. В революционный период картина исчезла из поля зрения и только в 1926 году картина была случайно обнаружена на чердаке здания заводоуправления Бондюжского (ныне Менделеевского) химического завода и в последующем была передана в музей [3, 4].
В конце экскурсии студенты отметили, что картины И.И.Шишкина вызвали у них светлые чувства, кто-то из студентов вспомнил, что он был на такой поляне летом в лесу, и сейчас, глядя на картину, это вспомнил. В целом студентам понравилась экскурсия. Особое внимание студенты обратили на связь с краеведческим материалом, с историей Казани и Казанского края, что также важно в плане развития нравственной культуры студентов. Таким образом, цели экскурсии были достигнуты.
Таким образом, оценивая уровни развития эстетических качеств студентов (восприятия, воображения, вкуса, чувств, интересов, потребностей), мы диагностируем уровни развития эстетической культуры студентов. Оцениваем уровни компетентности студентов в сфере эстетического, их способности, умения, навыки к осуществлению эстетического воспитания обучающихся.
Литература:
1. Антонова Т.И., Дворянкина Е.К. Системный подход к целям эстетического воспитания будущих учителей математики // Казанский педагогический журнал. - 2011, № 2, С. 154-159.
2. Василий Суриков: [электронный ресурс]. - http: // artsurikov.ru/
3. Шишкин И.И. в Казани: [электронный ресурс]. - http://virtualrm.spb.ru/ru/virtual/museums/kazan/shishkin
4. Шишкин Иван Иванович. Сайт художника: [электронный ресурс]. - http://shishkin-art.ru/articles 18