2. Бражникова, А.Н. Психология нравственности профессионала : учебное пособие / А.Н. Бражникова - М. : Изд-во «Университетская книга», 2009. - 432 с.
3. Грановская, Р. М. Психология веры / Р.М. Грановская. - СПб. : Речь, 2004. -
373 с.
4. Дебольский, Н.Г. Философские основы нравственности / Н.Г. Дебольский. -СПб. : Типогр. Импер. акад. наук, 1880. - 115 с.
5. Зенько, ЮМ. Психология религии / Ю.М. Зенько. - 2-е изд., испр. и доп. -СПб. : Речь, 2009. - 552 с.
6. Фаворов, Н. Что такое христианская нравственность / Н. Фаворов. - М. : Изд-во св. Игнатия Ставропольского, Храм Сошествия Святого Духа, 2003. - 221 с.
7. Фрейд, З. Будущее одной иллюзии // Психоанализ. Религия. Культура. - М. : Ренессанс, 1991. - С. 17-65.
8. Фромм, Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр ; пер. с англ. А. А. Яковлева. М. : Политиздат, 1990 [Электронный ресурс ] // http://www.textfighter.org/raznoe/Psihol/Fromm_PsRel/biblioteka_ fromm_e_psihoanaliz_i_religiya.php. - Дата обращения 27.09.2011.
9. Шлейермахер, Ф. Речи о религии к образованным людям и ее презирающим / Ф. Шлейермахер. - М. : Алетейя, 1994. - 432 с.
10. Юнг, К.Г. Психология и религия. Архетип и символ / К.Г. Юнг. - М. : RENAISSANCE, 1991. - 304 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378.4
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Альбина Евгеньевна Герасимова, ассистент,
Нижегородский государственный педагогический университет (НГПУ)
Аннотация
В статье рассматриваются педагогические условия формирования эстетической культуры студентов как важнейшей составляющей духовного облика личности, что особенно важно в современных условиях интенсивного роста производственно-технологической сферы, информатизацией и компьютеризацией общества.
Ключевые слова: эстетическая культура, педагогические условия, эстетическая среда, элективный курс, web-сайт, социокультурнй практикум.
FORMATION OF AESTHETIC CULTURE OF THE FUTURE TEACHERS
Albina Evgenevna Gerasimova, the assistant,
Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Annotation
The article deals with pedagogical conditions for the formation of aesthetic culture of students as an essential part of the spiritual aspect of personality, that is particularly important in modern conditions of intensive growth of industrial and technological spheres, information and computerization of society
Keywords: aesthetic culture, pedagogical conditions, aesthetic environment, elective courses, web-site, socio-cultural practices.
Эстетическая культура - важнейшая составляющая духовного облика личности, от наличия которой и степени ее развития зависит интеллигентность человека, творческая направленность устремлений и деятельности, отношение к миру и другим людям, что очень важно в современном обществе, особенно для будущих учителей, поскольку их профессиональная деятельность влияет на вкусы, идеалы, потребности, интересы, предпочтения школьников, их умение воспринимать и отличать прекрасное от безобразного в
4б
действительности и в искусстве. Эффективность формирования эстетической культуры студентов зависит от ряда педагогических условий, обусловленных интеграцией художественного творчества, музыки, театра, литературы, доминирующим фактором при этом является художественная культура:
- создание открытой динамической эстетической среды в вузе на основе художественно-графического оформления рекреаций и аудиторий, создание условий для включения студентов в разнообразную эстетическую деятельность;
- введение в учебный процесс элективного курса «Эстетическая культура будущего учителя»;
- организация и проведение со студентами социокультурного практикума в форме посещении в городе музеев, выставок, концертов, встреч с художниками, поэтами, писателями, артистами;
- организация для студентов кружка «Изограф», обеспечивающего у желающих студентов развитие художественно-творческих способностей;
- создание в вузе web-сайта «Художественно-методическая копилка будущего учителя».
Реализация педагогических условий, обусловлена взаимосвязью аудиторной и внеаудиторной работы и основана на самостоятельной творческой работе студентов, их доступа к «эстетическим ресурсам». Первое педагогическое условие - создание открытой динамической эстетической среды педагогического вуза, выступающей мощным фактором развития личности, что осуществляется интеграцией художественного творчества, литературы, театра, кино и обеспечивает развитие у студентов вкуса, интереса, эстетической потребности.
Эстетическая среда вуза состоит из предметной среды, включающей интерьер, стенды, баннеры, выставки картин, стенгазеты, оформление аудиторий, библиотеке и др. и духовной, создаваемой особой атмосферой, атрибутами, духом, традициями, взаимоотношениями между субъектами образовательного процесса, оказывающими влияние на формировании эстетической культуры студентов.
При создании эстетической среды в педагогическом вузе учитывается следующее: во-первых оформление связано с функциональным назначением помещения, так например, интерьер учебных аудиторий, библиотеки более спокойный, строгий чем актового зала. Излишняя загруженность деталями отвлекает, вызывает ощущение некоторой раздражительности, однако, вместе с тем монотонность среды травмирует психику в то время как отсутствие скуки, неожиданность, живописность, выразительность вызывает интерес, помогает воспитательному процессу.
Во-вторых, учебная, профессиональная, внеучебная деятельность студентов должна быть «пропитана» элементами эстетической среды. Это обеспечивается созданием визуального образа вуза, функционального, привлекательно и психологически-комфортного интерьера кабинетов, оформлением коридоров. Внутренняя атмосфера вуза должна с одной стороны интриговать и быть интересной, с другой - располагать к определенной культуре поведения, обладать некоторой строгостью и величественностью. В-третьих, создание функционального, привлекательно и психологически-комфортного интерьера кабинетов включает грамотную расстановку мебели, рациональное размещение оборудования и приборов, технических средств обучения и контроля знаний студентов, правильно подобранное освещение и цветовую гамму, а так же применение декоративных элементов в оформлении, в качестве, которых возможно использование картин, цветов, наглядных пособий. В четвертых, эстетическая среда должна быть открытой новому, она выступает и как сфера приложение творческих сил учащихся: украшение сцены для праздничных мероприятий; создание стендов, стенгазет, баннеров и т. д., поэтому, важно, чтобы студенты сами принимали участие в ее преобразовании, воспринимали предметно-эстетическую среду ни как нечто существующее вне их, а как окружение, в
котором присутствуют их мысли и чувства, их личность.
Вторым условием формирования эстетической культуры является введение в учебный процесс элективного курса «Эстетическая культура студентов» для выпускников. Он построен на модульной основе с учетом будущей педагогической специальности, направления. Целью данного курса является формирование эстетической культуры и креативного мышления у студентов; способности восприятия и оценки ими произведений изобразительного искусства, дизайна, бытовых предметов и окружающей среды, а так же умение будущими учителями использовать полученные знания в жизни и будущей профессиональной деятельности; развитие способности студентов к использованию полученных знаний как на уроке, так и во внеклассной и внешкольной работе.
Курс построен на модульной основе и включает четыре модуля: мотивационный, теоретический, ценностно-ориентационный и профессионально ориентированный. Первый модуль «Культура в современном обществе» - мотивационный, способствует проявлению интереса к данной проблеме. В нем рассматривается многообразие и богатство современной культуры и искусства, их влияние на предметы быта, технику, здания и т. д. затрагивается проблема выбора жизненных ценностей, формирование в человеке нравственных качеств и развития творческого потенциала. Второй модуль «Эстетическая культура и ее составляющие» - теоретический. На занятиях в аудитории и музеях студенты подробнее знакомятся с понятиями «культура», «вкус», «прекрасное» и «безобразное» их значением для становления личности. Обращается внимание на формирования материальных и духовных ценностей человека, его потребностей, чувств, оценок, суждений и идеалов, а так же основных форм эстетического проявления в жизни (эстетика общения, труда, природы, вещей, техносферы, поведения, быта, речи, тела). Третий модуль курса «Прекрасное в жизни и в искусстве» - ценностно-ориентационный. Он посвящен непосредственному развитию эстетической культуры студентов, умения находить красивое в обычном, любоваться природой, сопоставлять прекрасное и уродливое, анализировать художественные произведения, внимательно относиться к эстетическому оформлению среды. Четвертый модуль «Методы и приемы формирования эстетического воспитания школьников» - профессионально-ориентированный - знакомит будущих учителей с методами и приемами формирования эстетической культуры и эстетического вкуса школьников на уроках, в частности географии, технологии и изобразительного искусства. Основными формами обучения курса по выбору являются: практикумы, социокультурные практики, основанные на создании творческих проектов и эссе, диалоги а результатом -компетенции: анализировать картины, художественный и литературные образы, воспринимать музыкальное произведение, театральный спектакль и умение использовать в практической деятельности полученные знания, умения, творческий опыт.
Третье условие - включение в образовательный процесс социально-культурного практикума, обеспечивающего приобщение студентов во внеучебной деятельности к культуре региона: посещение музеев, концертов, встреч с художниками, писателями, экскурсии и поездки к памятникам культурного и природного наследия, что способствует развитию, расширяет «художественный» кругозор студентов. Ознакомление будущих учителей с изобразительным и декоративно-прикладным искусством начинается с экскурсий в основные музеи города. Следующим этапом является знакомство с направлениями и стилями современного изобразительного искусства. С этой целью предусматривается посещение таких крупных традиционных «знаковых» выставок для Н. Новгорода. Например «Рождественская» «Осенний вернисаж», а затем и галерей, где студенты имеют возможность увидеть уровень работ художников нашего города и области, изучить и сравнить работы, стиль, тематику, выделить наиболее понравившихся авторов. После чего студенты посещают персональные выставки художников, поскольку для их посещения желательно иметь представление о работах, которые будут экспонироваться, творческом почерке, сюжетах и манере исполнения. Кроме того, на открытиях, как правило,
присутствует автор, что позволяет пообщаться и задать интересующие вопросы.
Встречи с художниками и возможность побывать в их мастерских имеют большое значение для эстетического воспитания посредством не только живописи, позволяя, услышать от автора расшифровку идеи работ, зрительных образов и используемых художественных приемов, поближе познакомиться с его творчеством, увидеть незавершенные полотна и процесс работы. Кроме картинных экспозиций немаловажным является информированность студентов и в других областях художественной деятельности, таких как фотография, дизайн, каллиграфия. Помимо посещения и анализа выставок, музеев, салонов, мастерских художников города в социально-культурный практикум входит организации выставок художников, встреч с художниками в стенах вуза, в частности, студенческие художественные выставки, что позволяет участникам сравнить свои работы с уровнем других авторов. Помимо приобщения студентов к изобразительной деятельности, очень важно уделять внимание и другим видам искусства, таким как музыка, литература и театр и формировать эстетический вкус студентов в данных областях. Обязательной частью практикума является обсуждение посещаемых культурных мероприятий, написание эссе, поскольку это позволяет выявить интересы студентов в той или иной области, понять насколько глубоки их знания, а так же, заставляет студентов более серьезно относиться к происходящему.
Четвертым педагогическим условием формирования у студентов эстетической культуры является включение заинтересованных студентов в деятельность организованного кружка «Изограф». Кружок включает студентов различных курсов. В процессе обучения у них развиваются дальнейшие способности анализировать художественные произведения, определять художественно-образный строй, эмоционально воспринимать искусство, выявлять связи содержания и художественной формы, анализировать и тем самым развивать свои суждения о произведениях искусства, используя знания о средствах художественной выразительности и собственные впечатления, кроме того, полученные знания применяются на практике. Студентами анализируются художественные произведения, их композиция, колорит, художественные приемы, сравнивается взгляд различных художников на одну и ту же тему, например, «девушка, читающая письмо», «осенний пейзаж», «детский портрет».
Помимо общих принципов необходим дифференцированный подход к каждому «кружковцу». Основное внимание в деятельности кружка уделяется практической работе. В ходе обучения предполагается ознакомление с принципами восприятия трехмерного пространства предмета и передачи его на плоскости, передача объема, изучение теории цвета, цветового круга и цветовой гармонии, ознакомление с понятием «образ», его структуры и методов создания, приобретение навыков работы с различными художественными материалами (гуашь, пастель, акварель, уголь и др.). Кроме сведений об изобразительном искусстве и практических навыков в данной области студенты приобретают знания о дизайне, создании знака и стилизации, фотографии, компьютерной графике.
Пятым условием формирования эстетической культуры студентов является создание в вузе Интернет-сайта «Художественно-методическая копилка будущего учителя», который предназначен для будущих учителей различных дисциплин в целях использования изобразительного искусства в профессиональной деятельности. Сайт является своего рода методической копилкой, куда обращаются студенты во время педагогической практики для выполнения заданий. В его основе - виртуальный музей, содержащий художественные галереи разделенные на тематические группы: «Пейзаж», «Историческая живопись», «Литературные образы» и технологии их использования на уроках. При обучении географии, возможно демонстрировать изображения какой-либо местности: рек, гор, полей, лесов, ландшафта на примерах соответствующих картин, например, произведений И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского, И.И. Левитана, А.К. Саврасова, А.И. Куинджи и т.д.
Много общего между изобразительным искусством и математикой, в частности,
использование в изобразительном искусстве многогранников и даже создание картин с помощью формул. Имеются композиции, на тему космоса, например С. Дали, просмотр которых привлечет внимание к изучению астрономии. В качестве наглядных пособий для преподавания технологии применяются изображения произведений декоративноприкладного искусства (стекло, ювелирные украшения, гобелен, батик, вышивка и т. д.) и дизайна. Виртуальный музей, позволяет посетителям не только применять произведения искусства в педагогической деятельности, но и самим более подробно ознакомиться с творчеством мастеров изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры, самостоятельно изучать и сравнивать художественные и стилистические элементы, их особенности, что дает возможность самостоятельной аналитической работы. Большое внимание уделяется обратной связи, что повышает интерес и позволяет пользователям занимать более активную позицию. Поэтому на сайте предусмотрена возможность накапливать работы, а так же форум, где посетители смогут пообщаться на интересующие темы и давать комментарии, рассказывать о методике использования художественны произведений.
Выделенные педагогические условия находятся во взаимосвязи, в которой любое из условий усиливает влияние другого условия. Их применение направлено на создание творческой обстановки, получение студентами теоретических знаний, умений, навыков, ценностных отношений и опыта в области эстетики в частности художественноэстетической культуры и способах их применения в педагогической деятельности, опыта творческой деятельности. Изучение основ изобразительного искусства на основе интеграции с музыкой, театром, обуславливает развитие их художественно-творческих способностей у студентов а так же способствует накоплению эстетических впечатлений, эмоций, поскольку затрагивает соответственно как эмоционально-чувственную так и рациональную стороны эстетической культуры.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.42
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОШАГОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
Геннадий Николаевич Германов, кандидат педагогических наук, профессор, Екатерина Геннадьевна Цуканова, преподаватель, мастер спорта, Воронежский государственный архитектурно-строительный Университет (ВГАСУ), Антонина Александровна Новикова, преподаватель,
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
В проведенном исследовании разрабатывалась технология пошагового конструирования двигательных заданий, вызывающих функциональные реакции в деятельности сердечнососудистой системы, адекватные изменениям, проявляемым в состязаниях у юных бегунов на 800 м. Предлагается классификация двигательных заданий, основанная на контроле ЧСС с помощью кардиомониторов Polar в ближайший и послерабочий период восстановления.
Ключевые слова: спортивная тренировка, юные спортсмены, этап спортивного совершенствования, легкая атлетика, бег на средние дистанции, двигательное (тренировочное) задание, соревновательная деятельность, кардиомониторы Polar, частота сердечных сокращений (ЧСС).