Научная статья на тему 'Показатели готовности студентов к деятельности в техносферной безопасности'

Показатели готовности студентов к деятельности в техносферной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ / ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТУДЕНТЫ ВУЗОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галлямова Ольга Николаевна

Установлено, что основным показателями готовности студентов к эффективной деятельности в техносферной безопасности являются умения поддерживать высокий уровень надежности технических систем в техногенном риске, а также высокая степень физической готовности к выполнению профессиональных действий. Сюда же можно отнести умения и навыки по обеспечению экологической безопасности объектов и опасных производств, а также наличие большого двигательного опыта в ходе выполнения профессиональных задач. Большое значение имеют хорошо развитые умения по управлению проведением аварийно-спасательных работ, навыки при проведении экологической экспертизы опасных производств, а также знания в сфере экологии, теории горения и взрывов, механизации работ при ликвидации последствий техногенных катастроф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галлямова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicators of readiness of students for activity in technosphere safety

It is established that the basic indicators of readiness of students for effective activity in the technosphere safety are abilities to support the high level of reliability of the technical systems in technogenic risk, and also high degree of physical readiness for performance of professional actions. Here it is possible to carry the skills on ensuring the ecological safety of objects and dangerous productions, and also existence of wide motor experience during the performance of the professional tasks. Well-developed abilities on management of rescue and salvage operations are among the skills of great importance, including the skills to carry out the environmental assessment of the dangerous productions, and also the knowledge in the sphere of ecology, the theory of burning and explosions, mechanization of works at mitigation of consequences of the technogenic catastrophes.

Текст научной работы на тему «Показатели готовности студентов к деятельности в техносферной безопасности»

УДК 378

ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Ольга Николаевна Галлямова, кандидат педагогических наук, Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет», Набережные Челны

Аннотация

Установлено, что основным показателями готовности студентов к эффективной деятельности в техносферной безопасности являются умения поддерживать высокий уровень надежности технических систем в техногенном риске, а также высокая степень физической готовности к выполнению профессиональных действий. Сюда же можно отнести умения и навыки по обеспечению экологической безопасности объектов и опасных производств, а также наличие большого двигательного опыта в ходе выполнения профессиональных задач. Большое значение имеют хорошо развитые умения по управлению проведением аварийно-спасательных работ, навыки при проведении экологической экспертизы опасных производств, а также знания в сфере экологии, теории горения и взрывов, механизации работ при ликвидации последствий техногенных катастроф.

Ключевые слова: показатели; техносферная безопасность; готовность к профессиональной деятельности; студенты вузов.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p50-53

INDICATORS OF READINESS OF STUDENTS FOR ACTIVITY IN TECHNOSPHERE SAFETY

Olga Nikolaevna Gallyamova, the candidate of pedagogical sciences, Naberezhnye Chelny Institute (branch) of Kazan (Volga) Federal University,

Naberezhnye Chelny

Annotation

It is established that the basic indicators of readiness of students for effective activity in the tech-nosphere safety are abilities to support the high level of reliability of the technical systems in technogenic risk, and also high degree of physical readiness for performance of professional actions. Here it is possible to carry the skills on ensuring the ecological safety of objects and dangerous productions, and also existence of wide motor experience during the performance of the professional tasks. Well-developed abilities on management of rescue and salvage operations are among the skills of great importance, including the skills to carry out the environmental assessment of the dangerous productions, and also the knowledge in the sphere of ecology, the theory of burning and explosions, mechanization of works at mitigation of consequences of the technogenic catastrophes.

Keywords: indicators, technosphere safety, readiness for professional activity, students of higher education institutions.

Современная профессиональная деятельность специалистов техносферной безопасности требует новых подходов к организации их физической тренировки в ходе обучения в вузе. Приоритетными задачами для специалистов техносферной безопасности являются освоение программы обучения в вузе. Программы по учебным дисциплинам вуза должны быть тесно связаны между собой и взаимно дополнять друг друга. [1]

Подготовка студентов в вузе должна предусматривать обучение действиям по использованию разных видов аварийно-спасательной техники, методов контроля над качеством окружающей среды, жизнеобеспечению пострадавшего от техногенных и природных катастроф населения, по охране природной среды и ресурсосбережению [1]. Во время проведения операций по ликвидации техногенных и природных катастроф возможно применение специальной техники и оборудования. Поэтому для специалистов техно-сферной безопасности требуется высокий уровень физической готовности к таким дей-

ствиям.

Физическая тренировка будущих специалистов техносферной безопасности в вузе должна осуществляется с учетом особенностей их профессиональной деятельности. Особенностью физической тренировки студентов в вузе является то, что во все ее разделы должны быть включены специальные элементы, направленные на выработку прикладных навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности.

Особое внимание должно уделяться развитию двигательных способностей необходимых в будущей профессиональной деятельности, а также развитию общей выносливости. Для этого должны использоваться специальные физические упражнения. Функциональная система, характеризующая двигательные способности необходимые в будущей профессиональной деятельности студентов, представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Функциональная система, характеризующая двигательные способности будущих специалистов

техносферной безопасности

Для развития выносливости у студентов в вузе на занятиях следует применять бег на длинные дистанции и спортивные игры. Кроме того, на занятиях должны проводиться специальные физические упражнения, способствующие укреплению мышц и выработке прикладных навыков, необходимых для деятельности в техносферной безопасности. К таким упражнениям относятся: подтягивание на перекладине на скорость; поднимание туловища в положении лежа на скорость; сгибание и разгибание рук в упоре на скорость и др. Таким образом, в ходе занятий должны широко использоваться упражнения на развитие общей и силовой выносливости у студентов в вузе.

Большое внимание в ходе подготовки студентов в вузе должно уделяться комплексной тренировке. При проведении комплексной тренировки со студентами дополнительно должны включаться элементы профессионально-прикладной физической подготовки.

Целью такой физической подготовки является обеспечение готовности студентов к проведению операций по ликвидации техногенных и природных катастроф. Тренировка студентов должна начинаться простейшими формами и заканчиваться более сложными действиями, требующими проявления точности движений в ходе выполнения физических упражнений. Все элементы профессионально-прикладной физической подготовки студентов должны быть направлены на успешное выполнение профессиональных задач при проведении операций по ликвидации техногенных и природных катастроф. Все тренировки, как правило, должны проводиться в соответствующих условиях. Таким образом, профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в вузе является одним из важнейших факторов повышения их готовности к проведению операций по ликвидации техногенных и природных катастроф.

Основываясь на результатах анализа опроса преподавателей Набережночелнин-ского института (филиала) ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет», нами был проведен анализ корреляционной связей, раскрывающих требования к готовности будущих специалистов техносферной безопасности к эффективной профессиональной деятельности (таблица 1).

Таблица 1

Анализ корреляционной связей, раскрывающих требования к готовности будущих

специалистов техносферной безопасности к эффективной _профессиональной деятельности_

Ранг Показатели готовности студентов к деятельности в техносферной безопасности Эффективность профессиональной деятельности

1 Умения поддерживать высокий уровень надежности технических систем в техногенном риске +0,81

2 Умения и навыки по обеспечению экологической безопасности объектов и опасных производств +0,79

3 Высокая степень физической готовности к выполнению профессиональных действий +0,64

4 Наличие большого двигательного опыта в ходе выполнения профессиональных задач +0,58

5 Высокий уровень развития общей и силовой выносливости +0,47

6 Хорошо развитые умения по управлению проведением аварийно-спасательных работ +0,43

7 Хорошо развитые навыки при проведении экологической экспертизы опасных производств +0,38

8 Знания в сфере экологии, теории горения и взрывов, механизации работ при ликвидации последствий техногенных катастроф +0,33

Исследования показали, что высокий уровень готовности к профессиональной деятельности у студентов определяется качеством обучения в вузе, а также правильной методикой проведения профессионально-прикладной физической подготовки.

Установлено, что основным показателями готовности студентов к эффективной профессиональной деятельности являются умения поддерживать высокий уровень надежности технических систем в техногенном риске, а также высокая степень физической готовности к выполнению профессиональных действий. Сюда же можно отнести умения и навыки по обеспечению экологической безопасности объектов и опасных производств, а также наличие большого двигательного опыта в ходе выполнения профессиональных задач. Большое значение имеют хорошо развитые умения по управлению проведением аварийно-спасательных работ, навыки при проведении экологической экспертизы опасных производств, а также знания в сфере экологии, теории горения и взрывов, механизации работ при ликвидации последствий техногенных катастроф. Выявленные пока-

затели готовности будущих специалистов техносферной безопасности к профессиональной деятельности позволяют оптимизировать направленность педагогических воздействий в процессе их обучения в вузе.

ВЫВОД. Результаты наших исследований свидетельствуют, что высокий уровень развития общей и силовой выносливости к выполнению профессиональных действий является одним из основных показателей определяющих готовность будущих специалистов техносферной безопасности к профессиональной деятельности. Выполнение требований, предъявляемые к будущим специалистам техносферной безопасности, во многом зависит от высокой степени их физической готовности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галлямова, О.Н. Профессиональная подготовка специалистов техносферной безопасности в вузе с использованием интегративного подхода к обучению : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Галлямова О.Н. - СПб., 2014. - 23 с.

REFERENCES

1. Gallyamova, O. N. (2014), Vocational training of experts of a technosphere safety in higher education institution with use of integrative approach to training, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.03.2016

УДК 796.011.3+796.894

ПОТЕНЦИАЛ ПАУЭРЛИФТИНГА В ПОВЫШЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Альбина Зуфаровна Гарипова, старший преподаватель,

Елабужский институт Казанского Федерального Университета, г. Елабуга,

Фируза Рахматулловна Зотова, доктор педагогических наук, профессор, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Казань

Аннотация

В статье представлены результаты анкетного опроса студентов с целью исследования их отношения к внедрению пауэрлифтинга в процесс физического воспитания в вузе. Изложены предварительные итоги внедрения экспериментальной программы, основанной на пауэрлифтинге, в процесс физического воспитания студентов педагогического профиля.

Ключевые слова: физическое воспитание студентов, пауэрлифтинг, физическая подготовленность студентов.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p53-57

POTENTIAL OF POWERLIFTING IN ENHANCING THE PHYSICAL

DEVELOPMENT OF FEMALE STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Albina Zufarovna Garipova, senior lecturer, Elabuga institute of Kazan Federal University, Elabuga,

Firuza Rakhmatullovna Zotova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Volga Region Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan

Annotation

The article represents the results of the questionnaire survey of students in order to study their attitude towards the implementation of powerlifting in the process of physical education in higher education institutions. The article contains the preliminary results of the experimental program implementation based

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.