УДК 629.735.017.083
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ ПОДДЕРЖАНИЯ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
А.А. ИЦКОВИЧ, И.А. ФАЙНБУРГ
Приведена система показателей эффективности процессов поддержания летной годности воздушных судов, предложены новые показатели эффективности использования воздушных судов.
Ключевые слова: воздушные суда, процессы поддержания летной годности, эффективность, показатели эффективности использования.
В теории эффективности систем формализация цели осуществляется путем введения множества параметров целеполагания Утр, задающих желаемый (требуемый) результат, который может быть получен путем выполнения определенных действий по преобразованию некоторых ресурсов в требуемый результат [127]. Такую совокупность действий называют операцией. Реальный результат операции У может отличаться от требуемого Утр. Эффективность операции есть степень соответствия реального результата требуемому или степень достижения цели операции.
Показатель эффективности - мера степени соответствия реального результата операции требуемому и мера достижения цели операции.
Для оценки эффективности операции определяют следующие величины:
У (т)
показатель качества реального результата операции т - мерный вектор , состоящий из целевого эффекта §(ш1) , затрат ресурсов С(т2) , затрат времени Т(т3)
у(т) ={«00 с(т2) ^(тз)}.
вектор параметров целеполагания, задающий область допустимых значений показателей качества
(т)
у(т) = \«(т1) С(т2) Т(т3) }
тр \&тр ' тр ' тр
1«
функция соответствия, характеризующая в некоторой матричной шкале степень достижения цели операции
Р=\У(т),У{т) }.
тр .
показатель эффективности операции являющийся матожиданием общей функции соответствия
Ж = М
0 (у(т) у(т))
' тр I
Целевой подход к управлению процессами ПЛГ ВС позволяет определить главную цель управления и расчленить ее на ряд подцелей с учетом иерархической структуры процесса эксплуатации ВС.
Главной целью управления процессами ПЛГ ВС является полное и своевременное удовлетворение авиапредприятия в исправных, соответствующих нормам летной годности ВС, обеспечение безопасности и регулярности полетов, интенсивности использования ВС при минимальных затратах времени, труда и средств на реализацию процессов ПЛГ ВС.
Степень достижения главной цели управления процессами ПЛГ ВС характеризуется системой показателей эффективности, которая включает обобщенные, частные, относительные, единичные и комплексные показатели (табл. 1).
Обобщенные показатели характеризуют эффективность процесса в целом, не различая причин, вызвавших их изменение. Значения обобщенных показателей эффективности процессов ПЛГ ВС определяются по формулам, приведенным в табл. 2.
Таблица 1
Показатели эффективности процессов ПЛГ ВС
Наименование показателей Обозначения показателей
обобщенные частные относительные
1 2 3 4
1. Безотказность АТ и безопасность полетов
1. 1 Количество отказов, выявленных в полете на 1000 ч налета к 1000П к 1000П 1к] к Л1000П
1.2. Количество отказов, приведших к инцидентам на 1000 ч налета к 1000инц к 1000инц ¡Щ к 1000инц
1.3. Вероятность безотказной работы на]-м уровне управления Р (г) Р 0)
1.4. Наработка на отказ на]-м уровне управления То, Т О ]
1.5. Вероятность не возникновения особой ситуации ¡-го вида в полете рос , (') РОС, С)
2. Регулярность отправления ВС в рейсы
2.1. Вероятность регулярности отправлений ВС в рейсы с учетом задержек по техническим причинам рр (0 Р отх ' Рр (г) Р отк 7
2.2. Средняя продолжительность задержки вылета по техническим причинам гЗ З ср г З ¡к ср г Зср
3. Использование ВС по времени
3.1 Коэффициент использования на _]-м уровне управления кИ , ки ]
3.2. Коэффициент исправности к . испр ] к . испр ]
3.3. Среднее время восстановления гВ В ср Вср
3.4. Вероятность восстановления в заданное время Рв (г) Рв (г)
3.5. Удельные простои ВС по техническим причинам на _]-м уровне управления кП К П ¡к] кП
4. Экономичность поддержания летной годности
4.1. Удельные трудовые затраты на поддержание летной годности ВС на ]-м уровне управления ? л уд ^уд ¡к] ? л уд
4.2. Удельные материальные затраты на поддержание летной годности ВС на ]-м уровне управления с судМ с удМ к] с удМ
4.3. Удельная себестоимость работ по поддержанию летной годности ВС на ]-м уровне управления суд Суд ¡к] С А уд
5. Комплексные показатели эффективности
5.1. Коэффициент готовности кГ кГ
Продолжение табл. 1
1 2 3 4
5.2. Коэффициент оперативной готовности ког . К0Г
5.3. Коэффициент оперативного использования на.-м уровне управления КОИ . К0И .
5.4. Коэффициент эффективности использования на.-м уровне управления КЭИ . КЭИ .
К единичным показателям, характеризующим достижение отдельных целей управления, относятся следующие группы показателей:
показатели безотказности АТ и безопасности полетов ВС; показатели регулярности отправления ВС в рейсы; показатели использования ВС по времени; показатели экономичности процессов ПЛГ ВС.
Частные показатели П^ дифференцированно оценивают степень влияния отдельных (частных) причин на эффективность процесса в целом (1-й функциональной системы по к-й причине на _]-м уровне управления).
Относительные показатели П используются для оценки достигнутого уровня эффективности процесса ПЛГ ВС
П = П/Пб,(а), П = Пб /П,(Ь), (1)
где П, Пб -значение оцениваемого и базового показателей соответственно.
Применяется та формула, по которой значение относительного показателя увеличивается при повышении эффективности процесса ПЛГ ВС. Например, для показателей Р(?), КИ. используется формула (1 а), а для показателей К1000П, Туд формула (1 Ь).
Комплексные показатели эффективности процессов ПЛГ ВС характеризуют достижение нескольких целей или всех целей.
По сравнению с известной системой показателей эффективности процесса технической эксплуатации [1] в табл. 1, 2 введены дополнительно показатели (выделены курсивом):
- единичные показатели - вероятность безотказной работы на ]-м уровне управления Р. (? ^ наработка на отказ на ]-м уровне управления Т0 , среднее время восстановления 1Вср, вероятность восстановления в заданное время Рос (?);
- комплексные показатели - коэффициент готовности Кг, коэффициент оперативной готовности Ког ., коэффициент оперативного использования на ]-м уровне управления К0и . , коэффициент эффективности использования на ]-м уровне управления КЭи.; причем показатели К0и ■, КЭи ■ предложены впервые.
Оценка показателей эффективности производится по уровням иерархической структуры процесса ПЛГ ВС. Пусть £01 - целевое состояние (полет), тогда для любого из уровней коэффициент использования J¡, / = 0,3 будет определяться как доля времени пребывания ВС в полете в фонде календарного времени за рассматриваемый период [2]:
на 0-м уровне управления и (цикл использования по назначению) - коэффициент использования имеет вид J0 = р (s0J£0);
на 1-м уровне Ul управления (оперативный цикл) - J\ — P(s0l/S0 иS1); на 2-м уровне U2 управления (периодический цикл) - J2 — P(Sol/So иSl иS2);
на 3-м уровне и управления (ремонтный цикл) - Jз — P(Sol/So иSl и S2 и Sз). Предложенный коэффициент эффективности использования на ]-м уровне управления представляет собой отношение календарного фонда времени на предыдущем (]-1)-м уровне управления к фонду времени на текущем _]-м уровне управления [2].
Таблица 2
Оценка обобщенных показателей эффективности процессов поддержания летной годности ВС, наименования которых приведены в табл. 1
Обозначения показателей Оценка показателей
Расчетные формулы Исходные данные
1 2 3
1. Безотказность АТ и безопасность полетов
11 K ^1000П К — пП 1000 К1000П И пП - суммарное количество отказов, выявленных в полете; Н- наработка (налет) парка ВС
1.2. k1000инц п 1000 у _ инц к1000инц И пинц - суммарное количество отказов, приведших к инцидентам
1.3. Р. а) р«) — 1-N п- количество отказов за время (наработку) t; N - общее количество наблюдаемых изделий
14 То . t гр сум О . n(t) tсум- суммарная наработка
1.5. РОС г (0 Ппг ■(t) р (t)—1- ОСгw аос А1) 1 N УП поа- количество особых ситуаций 1-го вида за время t; N общее количество полетов
2. Регулярность отправления ВС в рейсы
2.1. РР (0 Р оту ' р (0 — 1-ПЗ(0 Рот1 N УВ пз- количество задержек отправлений ВС в рейсы по техническим причинам; N3- общее количество отправлений ВС в рейсы
2.2. t3 3 ср t _ 3 сум Зср — п3 Ц) t3 сум- суммарное время задержки рейсов
3. Использование ВС по времени
3.1. КИ. И. К — . И. Ф } И.- налет парка ВС на .-м уровне управления; Ф.- календарный фонд времени парка ВС
3.2. К . испр ] t . К — испр ] испр ] Ф ] tисnр .-суммарное время пребывания парка ВС в исправном состоянии на .-м уровне управления
Продолжение табл. 2
1 2 3
33 *Вср tВ t _ В сум Вср _ пВ ^) ^ сум - суммарное время восстановления; пвобщее количество восстановлений
3.4. РВ (1) р (А _ 1 ПВ ^ £ ^зад ) Рв () 1 ыв пВ(Шзад)~ количество восстановлений за время меньше заданного; ЫВ - общее количество восстановлений
35. КП п ^ П сум Кп н ^п сум - суммарные простои парка ВС по техническим причинам
4. Экономичность поддержания летной годности
41 *уд Т сум Туд н Т сум -суммарные трудовые затраты на поддержание летной годности ВС
4.2. суШ С _ сумМ судМ н Ссумм - суммарные материальные затраты на поддержание летной годности ВС
43. Суд С сум Суд н С сум - суммарные затраты на поддержание летной годности ВС
5. Комплексные показатели эффективности
5.1. КГ т к _ 1(0; к г т(. + ^ О . В ср
5.2. Ког . К0Г. _КГ )
5.3. КОИ . К0И ]_КИ )
5.4. КЭИ ] Т ! К _ ЭИ. т ] Т Т .-1 , . - фонд календарного времени на . — 1,. уровне управления соответственно
Использование приведенной системы показателей эффективности процесса ПЛГ ВС в авиапредприятиях направлено на сокращение непроизводительных простоев ВС на каждом уровне управления и повышение эффективности использования ВС.
Рассмотренная система показателей эффективности процесса ПЛГ ВС внедрена в учебный процесс в МГТУ ГА при подготовке бакалавров по направлению «Эксплуатация авиационной и космической техники» [3].
ЛИТЕРАТУРА
1. Ицкович А.А. Управление процессами технической эксплуатации летательных аппаратов: учеб. пособие.
- М.: МГТУ ГА. - 1994. - Ч. 1. - 2002. - Ч. 2, 3.
2. Файнбург И.А. Метод оценки эффективности процесса поддержания летной годности воздушных судов // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники.
- М.: МГТУ ГА. - 2007. - № 123 (13). - С. 153-157.
3. Ицкович А.А., Файнбург И.А. Эффективность процессов эксплуатации летательных аппаратов: пособие по выполнению лабораторных работ. - М.: МГТУ ГА, 2010.
INDICATORS OF THE EFFICIENCY OF PROCESSES OF MAINTENANCE OF THE AIRCRAFTS AIRWORTHINESS
Itskovich A.A., Faynburg I. A.
The system of indicators of the efficiency of processes of maintenance of aircrafts airworthiness is resulted, new indicators of the using efficiency of aircrafts are offered.
Key words: aircrafts, processes of maintenance of the airworthiness, the efficiency, indicators of using efficiency.
Сведения об авторах
Ицкович Александр Абрамович, 1934 г.р., окончил УАИ (1957), профессор, доктор технических наук, профессор кафедры технической эксплуатации летательных аппаратов и авиадвигателей МГТУ ГА, автор более 250 научных работ, область научных интересов - эксплуатационная надежность и эффективность эксплуатации авиационной техники, управление процессами технической эксплуатации и поддержания летной годности летательных аппаратов.
Файнбург Инна Александровна, окончила МИИВТ (1989), доцент, кандидат технических наук, доцент кафедры технической эксплуатации летательных аппаратов и авиадвигателей МГТУ ГА, автор 44 научных работ, область научных интересов - управление процессами технической эксплуатации и поддержания летной годности летательных аппаратов.