Научная статья на тему 'Оценка и нормирование показателей эффективности процесса поддержания летной годности воздушных судовв'

Оценка и нормирование показателей эффективности процесса поддержания летной годности воздушных судовв Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
259
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДЕЖНОСТЬ / ТЕРМИНОЛОГИЯ / НОВЫЙ ГОСТ / ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ / AIRCRAFTS / PROCESSES OF MAINTENANCE OF THE AIRCRAFTS AIRWORTHINESS / EFFICIENCY INDICATORS / ESTIMATION AND VALUATION

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Файнбург Инна Александровна

Приведены результаты применения нового метода оценки и нормирования показателей эффективности процесса поддержания летной годности воздушных судов, имеющего иерархическую структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Файнбург Инна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION AND VALUATION OF THE EFFICIENCY OF PROCESS OF MAINTENANCE OF THE AIRCRAFTS AIRWORTHINESS INDICATORS

Results of application of the new method of an estimation and valuation of indicators of efficiency of process of maintenance of the aircrafts airworthiness, having hierarchical structure, are presented.

Текст научной работы на тему «Оценка и нормирование показателей эффективности процесса поддержания летной годности воздушных судовв»

УДК 629.735.017.083

ОЦЕНКА И НОРМИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПОДДЕРЖАНИЯ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

И.А. ФАЙНБУРГ

Статья представлена доктором технических наук, профессором Ицковичем А.А.

Приведены результаты применения нового метода оценки и нормирования показателей эффективности процесса поддержания летной годности воздушных судов, имеющего иерархическую структуру.

Ключевые слова: надежность, терминология, новый ГОСТ, возможность применения при эксплуатации авиационной техники.

Предложен принципиально новый метод оценки показателей эффективности процесса поддержания летной годности (ПЛГ) воздушных судов (ВС) [1,2], который учитывает его иерархическую структуру, характер исходной информации и позволяет на каждом уровне управления обеспечить целенаправленную деятельность инженерно-технического персонала авиапредприятий по переводу ВС в соответствующее данному уровню целевое состояние за счет сокращения простоев ВС. При этом решается задача сокращения непроизводительных простоев ВС на каждом уровне управления и конечным результатом управления процессом ПЛГ ВС на всех уровнях является повышение эффективности использования ВС.

Для оценки эффективности ПЛГ ВС используются следующие показатели (таблица): коэффициент использования Km = , i = 0,3 (известный метод) и коэффициент эффективности использования i = 1i, i = 0,3 (новый метод) [2].

При известном методе оценка указанных показателей может быть рассмотрена на примере коэффициента использования. Пусть S01 - целевое состояние (полет), тогда для любого из

уровней коэффициент использования Ji , i = 0,3 будет определяться как доля времени пребывания ВС в полете в фонде календарного времени за рассматриваемый период:

на 0-м уровне управления Uq (цикл использования по назначению) - коэффициент использования имеет вид J0 = P (soil So);

на 1-м уровне Ui управления (оперативный цикл) - Ji = P (%/ So U S1);

на 2-м уровне U2 управления (периодический цикл) - J2 = P (s01 / So U S1 U S2);

на 3-м уровне U3 управления (ремонтный цикл) - J3 = P (“%/ S0 U S1 U S2 U S3 ) .

При новом методе коэффициент эффективности использования на j-м уровне управления представляет собой отношение календарного фонда времени на предыдущем (j-1) - м уровне управления к календарному фонду времени на текущем j-м уровне.

В таблице приведены формулы оценки показателей эффективности процессов ПЛГ ВС при известном методе и новом методе.

Исходная информация по эксплуатации парка самолетов получена в авиакомпаниях ОАО "Дальавиа", ОАО "Аэрофлот-РАЛ" и ОАО "АК "ЮТэйр". Информация содержится в формах № 34 государственной статистической отчетности.

По парку самолетов Ан-24, Ту-214, Ил-62, Ту-154Б, Ту-154М, Ан-26 авиакомпании ОАО "Дальавиа" за 2006 год выполнена оценка коэффициента эффективности использования КЭШ = Ц, , = 0,3 и коэффициента использования КИ, = Ji, , = 0,3 .

Таблица

Методы оценки показателей эффективности процессов ТЭ ВС

Уровень управления, и, , i = 0,3 Показатели эффективности

Коэффициент использования КИ, = Jl,1 = 0,3 (известный метод) Коэффициент эффективности использования КЭИ, = 1,, 1 = 0,3 (новый метод)

Ц, =ш Jo=Р (V «0) ¡0 = Р ( V «0 )

и ={«0 и 4} J, = Р (V Х'0 и х) I. = Р («„/ «0 и « )

и =Й и х, и «2] J 2 = Р ( V «0 и «1 и «2 ) 12 = Р ( «0 и «1/ «0 и « и «2 )

и ={«0 и « и «2 и у Jз = Р (V«0 и и «2 и «3 ) 13 = Р («0 и «1 и «2/«0 и «1 и «2 и «3)

и,, i=0,3 Ji = Р(Ъ/«, ) 1= Р [ и1 з/и«, ) V1=0 / 1=0 у

На рис. 1 приведены значения предложенного в работе коэффициента эффективности использования и коэффициента использования для каждого уровня управления (в рейсе, оперативном, периодическом, ремонтном циклах). Видно, что фактически ремонт отсутствует, вследствие чего коэффициенты эффективности использования на 3-м уровне 1-3 близки к единице. У имеющего наибольшее значение коэффициента использования самолета Ту-214 есть резерв по его повышению на втором уровне, т.е. сокращение простоев в периодическом цикле. Для остальных самолетов - повышение коэффициентов использования в рейсе и в оперативном цикле.

Для сравнительной оценки показателей использования самолетов Ту-154 М в 2006 г. в авиакомпаниях ОАО "Дальавиа", ОАО "Аэрофлот - РАЛ", ОАО "АК ЮТэйр" (рис. 2) определены значения коэффициентов эффективности использования и коэффициентов использования на разных уровнях управления.

Лучших результатов добился ОАО "Аэрофлот-РАЛ", а по коэффициенту эффективности использования могут быть поставлены следующие задачи: для Аэрофлота - снизить простои в периодическом цикле, а для ОАО "АК ЮТэйр" и ОАО "Дальавиа" - снизить простои в рейсе и в оперативном цикле.

Для повышения абсолютного коэффициента использования I с достигнутого значения 0,174 до 0,3 как в ОАО "Аэрофлот-РАЛ" необходимо выдать задание по повышению коэффициента эффективности использования I до 0,589; 1-1 с 0,522 до 0,609; 1-2 с 0,829 до 0,856; 1-3 с 0,973 до 0,977.

Аналогично приведены результаты моделирования коэффициента эффективности использования и коэффициента использования от абсолютного коэффициента использования парка Ту-154М авиакомпаний ОАО "Аэрофлот-РАЛ" (рис. 3) и ОАО "АК ЮТэйр" (рис. 4). Эти зависимости дают возможность нормировать значения коэффициентов эффективности.

Эти зависимости дают возможность нормировать значения коэффициентов эффективности использования и коэффициентов использования на каждом уровне управления по заданным значениям абсолютного коэффициента использования в условиях каждой авиакомпании.

Коэффициент эффективности использования

Коэффициеты эффективности использования парка ВС Дальавиа в 2006 году

1,000

0,900

0,800

0,700

0,600

0,500

0,400

0,300

0,200

0,100

0,000

-Ф-АН-24 Ту-214 Ил-62М Ту-154Б Ту-154М АН-26

Коэффициеты использования парка ВС Дальавиа в 2006 году

0,800

0,700

к

5

10,600

о

10,500

О

с

* 0,400

н

X

10,300

II 0,200

О ’

о

“ 0,100 0,000

-♦-АН-24

-■-Ту-214

Ил-62М

Ту-154Б

АН-26

АН-26

и0

л

и2

из

Рис. 1. Коэффициент эффективности использования (а) и коэффициент использования (б) парка ВС разных типов авиакомпании ОАО "Дальавиа" в 2006 году

Коэффициент использования

Коэффициенты эффективности использования парка ТУ-154 в различных авиакомпаниях в 2006 году

1,000

0,900

о 0,800

| 0,700

0,600

0,500

0,400

0,300

0,200

■Дальавиа

■Аэрофлот

■Ютэйр

10

12

13

0,700

0,600

0,500

0,400

0,300

0,200

0,100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,000

Коэффициенты использования парка ТУ-154 в различных авиакомпаниях в

2006 году

■Дальавиа ■Аэрофлот ■Ютэйр

и0

Л

и

33

Рис. 2. Коэффициенты эффективности использования (а) и коэффициенты использования (б) парка самолетов Ту-154М авиакомпаний ОАО "Дальавиа", ОАО "Аэрофлот-РАЛ"

и ОАО "АК "ЮТэйр" в 2006 году

Моделирование зависимости коэффициентов эфективности использования от абсолютного коэффициента использования парка ТУ-154М (компания Аэрофлот, 2006 г.)

н *

* 5

-О- Я

о °

О «

и

■&

■&

(0

о

1,000

0,900

0,800

0,700

0,600

0,500

0,400

0,300

0,200

СУ1' СУ

СУ СУ СУ СУ" 0> Абсолютный коэффициент использования

-ф- 10

11

12

13

Моделирование зависимости коэффициентов использования от абсолютного коэффициента использования парка ТУ-154М (компания Аэрофлот, 2006 г.)

0,100 0,150 0,200 0,250 0,300 0,350 0,400 0,450 0,500 0,550 0,600

Абсолютный коэффициент использования

Рис. 3. Моделирование зависимостей коэффициентов эффективности использования (а) и коэффициентов использования (б) от абсолютного коэффициента использования парка самолетов Ту-154М ОАО "Аэрофлот-РАЛ" в 2006 году

Коэффициент эффективности использования

Моделирование зависимости коэффициентов эфективности использования от абсолютного коэффициента использования парка ТУ-154М (компания ЮТэйр, 2006 г.)

1,000 0,900 0,800 0,700 0,600 0,500 0,400 0,300 0,200

Абсолютный коэффициент использования

Моделирование зависимости коэффициентов использования от абсолютного коэффициента использования парка ТУ-154М (компания ЮТэйр, 2006 г.)

ф

ф

э

о

К

1,000

0,900

0,800

0,700

0,600

0,500

0,400

0,300

0,200

0,100

0,000

к*

С? с?

ф* ч? пг О' су о

От От

Абсолютный коэффициент использования

—♦—10

-А-12 13

-Ф-и0

-А-и2

и3

Рис. 4 . Моделирование зависимостей коэффициентов эффективности использования (а) и коэффициентов использования (б) от абсолютного коэффициента использования парка самолетов Ту-154М ОАО "АК ЮТэйр" в 2006 году

1,000

0,900

0,800

0,700

0,600

0,500

0,400

0,300

0,200

Моделирование распределения коэффициентов эффективности использования парка ТУ-154 в различных авиакомпаниях для I = 0,2 (по

данным 2006 г.)

- Дальавиа

- Аэрофлот

- Ютэйр

10

12

13

,000

,900

,800

,700

,600

,500

,400

,300

,200

Моделирование распределения коэффициентов эффективности использования парка ТУ-154 в различных авиакомпаниях для I = 0,4 (по

данным 2006 г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10

12

13

Рис. 5. Моделирование распределения коэффициентов эффективности использования и коэффициентов использования для значений абсолютного коэффициента использования 1=0,2 (а) и I =0,4 (б) парка самолетов Ту-154М авиакомпаний ОАО "Дальавиа", ОАО "Аэрофлот-РАЛ" и ОАО "АК ЮТэйр" (по данным 2006 года)

В качестве примера нормирования приведены результаты моделирования распределения коэффициентов эффективности использования на разных уровнях управления парка самолетов Ту -154М в авиакомпаниях ОАО "Дальавиа", ОАО "Аэрофлот-РАЛ", и ОАО "АК ЮТэйр" при фиксированных значениях абсолютного коэффициента использования 0,2; 0,4 (рис. 5).

Использование приведенных методических рекомендаций по оценке и нормированию показателей эффективности процесса ПЛГ ВС в авиапредприятиях направлено на сокращения непроизводительных простоев ВС на каждом уровне управления и повышение эффективности использования ВС.

Предложенный метод оценки и нормирования показателей эффективности процесса ПЛГ ВС внедрен в учебный процесс в МГТУ ГА при подготовке бакалавров по направлению " Эксплуатация авиационной и космической техники" [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Файнбург И.А. Построение полумарковской модели управления процессом поддержания летной годности воздушных судов // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Эксплуатация воздушного транспорта. - М.: МГТУ ГА, 2007. - № 123.

2. Файнбург И.А. Метод оценки эффективности процесса поддержания летной годности воздушных судов // Научный Вестник МГТУ ГА, 2007. - № 123.

3. Ицкович А.А., Файнбург И.А. Эффективность процессов эксплуатации летательных аппаратов. Пособие по выполнению лабораторных работ для студентов 4 курса спец. 160900 дневного обучения. - М.: МГТУ ГА, 2010.

ESTIMATION AND VALUATION OF THE EFFICIENCY OF PROCESS OF MAINTENANCE OF THE AIRCRAFTS AIRWORTHINESS INDICATORS

F aynburg I.A.

Results of application of the new method of an estimation and valuation of indicators of efficiency of process of maintenance of the aircrafts airworthiness, having hierarchical structure, are presented.

Key words: aircrafts, processes of maintenance of the aircrafts airworthiness, efficiency indicators, estimation and valuation.

Сведения об авторе

Файнбург Инна Александровна, окончила МИИВТ (1989), кандидат технических наук, доцент кафедры технической эксплуатации летательных аппаратов и авиадвигателей, автор 40 научных работ, область научных интересов - управление процессами технической эксплуатации и поддержания летной годности летательных аппаратов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.