УДК 008
Н. С. Землянская
Поиск сведений о происхождении Г. С. Лебедева
В статье раскрываются этапы и результаты поиска сведений о месте происхождения первого российского индолога, основателя первого театра европейского типа Герасима Степановича Лебедева. Поскольку вопрос о месте происхождения Г. С. Лебедева остается открытым, автор статьи намечает новые пути для дальнейшего исследования данной проблемы. Основные положения статьи были опубликованы в виде доклада на конференции «Герасим Лебедев (1749-1817) и его время», состоявшейся 27-28 ноября 2013 года на факультете русской филологии и культуры ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.
Ключевые слова: культура XVIII века, Ярославль, Герасим Лебедев, метрические и исповедальные книги.
N. S. Zemlyanskaya
Search of Data on G. S. Lebedev's Origin
In the article are revealed stages and search results of data on the place of origin of the first Russian indianist, founder of the first theater of the European type Gerasim Stepanovich Lebedev. As the question of G. S. Lebedev's place of origin is open, the author of the article maps out new ways for a further research of this problem. Basic ideas of the article were published in the form of the report at the «Gerasim Lebedev (1749-1817) and His Time» conference, which took place on November 27-28, 2013 at the Faculty of the Russian philology and culture in YSPU named after K. D. Ushinsky.
Keywords: culture of the 18th century, Yaroslavl, Gerasim Lebedev, metric and confessionary books.
Сведения о раннем периоде жизни Лебедева скудные и противоречивые. Основной источник их - автобиографические данные в его книге об Индии, служебных формулярах и письмах частным лицам. Напомним, что нам известно, а что нет: дата рождения Г. С. Лебедева - только год -1749, место рождения - нет. Мы знаем, что родителей его звали Стефан и Прасковья, но отчества их неизвестны. Братья Герасима Степановича -Афанасий и Трефил, сестра - Антонида. Однако место и время рождения родственников не установлены. О своем сословном положении Герасим Степанович написал: «из древней благородной священнической фамилии Лебедевых». Никаких документов, подтверждающих или опровергающих эти сведения, на сегодняшний день не найдено. Эта скудность сведений о своем роде, месте рождения и причинах семейных неурядиц наводит на мысль о какой-то тайне. Вследствие этого возникли две версии о месте рождения Герасима Степановича Лебедева. По первой, основной, Герасим Степанович - ярославец. Убедительным доводом этой версии, помимо всех прочих, явилась запись, со слов Герасима Степановича, в таможенной книге г. Калькутты о его ярославском происхождении. По второй версии, имеющей немногих сторонников, он родом с Украины и даже выходец из крепостных гр. К. Разумовского - покровителя их семьи. Проанализировав автобиографические данные Г. Лебедева и мнения индологов, мы выдвинули промежуточную версию. По
ней Герасим Степанович Лебедев - ярославец, но предки его из южных земель. На это указывали связи Лебедевых с выходцами из Украины и их покровительство. В то же время мы расширили понятие ярославец - как уроженец Ярославского края [24, с. 127-129].
По административному делению 1727 года весь Ярославский край входил в Московскую губернию и делился на провинции, а те на уезды. Большую часть территории края занимала Ярославская провинция с городами Ярославль, Романов, Пошехонье - центрами уездов. Ростов с уездом входил в Переславскую провинцию, Углич, Мышкин - в Угличскую [23, с. 214-215].
Основываясь на этих положениях, мы начали поиск прямых и косвенных данных согласно нашей версии. Вначале мы обратились к краеведческой литературе и фондам местного архива. Результаты наших первоначальных исследований опубликованы [24, с. 129-135].
По нашей версии Герасима Лебедева надо было искать в Ростове, центре Ростовской епархии, возглавляемой на тот период известным богословом Арсением Мациевичем. В Ростов чаще всего приезжали церковно и священнослужители с Украины - колыбели православия восточных славян. Для жителей г. Ростова имя Стефан (более поздний вариант - Степан) имело особое значение. В Ростове издревле был храм Святого архидьякона Стефана. Стефаном звали старшего брата Сергия Радонежского, духовника великого князя Симео-
© Землянская Н. С., 2017
на. Исторической личностью, связанной с Ростовом XIV века, был известный миссионер, просветитель Святой Стефан епископ Пермский, в прошлом инок древнего ростовского монастыря «Григорьевского затвора». Святых и преподобных Герасимов известно около десятка. Наиболее почитаемы, как показали исследованные источники, в ярославском крае были два Герасима. 24 и 29 января почитали Герасима Пермского, бывшего пермского епископа и миссионера XV века. 4 марта почитали преподобного Герасима вологодского, миссионера XII века [1].
Предметом исследований послужили Метрические книги и Исповедные росписи храмов. Поиск имен в Метрических книгах предельно прост, так как в них по каждому приходу храмов три раздела: Рожденные, Венчанные и Умершие. В Исповедных росписях запись прихожан каждого храма велась семьями по дворам и сословиям. Вначале шла запись дворов духовных лиц, затем чиновников, посадских, в конце дворы дворян и монастырей с их крепостными. Помимо этого, во дворах жили квартиранты. Вследствие этого поиск крайне затруднителен.
Метрических книг по г. Ростову у нас не было, поэтому мы повторно просмотрели Исповедные росписи городских храмов за 1751, 1758 годы с поиском имен: Герасим, Стефан (Степан) и производных от них отчеств Герасимов, Стефанов (Степанов), женских имен Стефанида (Степанида), Параскева (Прасковья) [16]. Главное внимание мы уделяли церковным (дьячкам, пономарям) и священным (попам, дьяконам) служителям. Священники исповедовались при других храмах, дьяконы, дьячки, пономари - при своих. Просмотр показал наличие большого количества мужских имен Стефан (поздний вариант - Степан) и отчеств, образованных от них. Имя Герасим встречается реже, в сочетании с именем Стефан (Степан) и другими именами. Священнослужителей с именем Стефан и отчеством Стефанов в храмах немного: Введения Пресвятой Богородицы священником был Стефан Петров, 44 лет, Собору Иоанна Предтечи - Петр Стефанов, 36 лет, Спаса на площади - Георгий Стефанов, 59 лет, Соборной церкви «ключарный поп» Стефан (Степан) Герасимов, к 1758 году он стал протоиереем. Ни у кого из них не было жены Прасковьи и сына Герасима. Кроме этого у митрополита Арсения Мациевича служил подьяконом Владимир Стефанов, 30 лет. Из 31 храма прихожане с выше указанными именами и отчествами встретились в 23, наибольшее количество - в 7. Это храмы: Всех Святых, Воздвиженья Честного креста, Соборной Успенья Богоматери, Козьмы и Даминиана, Спаса в Спасовой
слободе, Николая Чудотворца на Сполье, Рождества Богородицы при одноименном монастыре. Больше всего прихожанок с именем Парасковья. Эти имена встретились в 18 храмах. В двух храмах Воздвиженья Честного креста и Рождества Богородицы Прасковий по 10, в храмах Николая Чудотворца на Сполье, Козмы и Даминиана - в каждом более 20. Прихожане с именами Стефан, Стефанида, отчествами Стефановы были в 21 приходе, но понемногу и с тенденцией к более поздним вариантам - Степан, Степанида, Степанов. Они встречались в приходах церквей: соборной - Успенья Богоматери, Рождества Богородицы при Девичьем монастыре, Николая Чудотворца в Подозерье и храмов окраин: Константина и Елены в Ямской слободе, Николая Чудотворца на Сполье, Козмы и Дамиана, Спаса в Спасовой слободе. Против нашего ожидания в приходе храма Архидьякона Стефана не было прихожан с именем этого святого. Среди прихожан восточных Спасской и соседней Ямской слобод проживало 7 Стефанов, 6 «детей Стефановых», более 10 Прасковий, в том числе и Прасковья Стефанова.
Имя Герасим, отчество Герасимов значилось в исповедных росписях 14 храмов. Встретились и полные тезки Г. С. Лебедева. Так в Богоявленском монастыре (приход церкви Козмы и Даминиана) жил на пропитании отставной капрал Герасим (Гарасим на 1749 г.) Стефанов. В приходе церкви Спаса, что в Спасове слободе - среди крестьян Богоявленского монастыря жили Кобелевы: отец Стефан Савельев с сыном Герасимом Стефановым (позднее - Степановым). Их полные тезки, но с фамилией Скобелевы проживали в соседней Ямской слободе прихода церкви Константина и матери его Елены (возможно, ошибка Исповедной росписи). Всего же по Исповедным росписям церквей г. Ростова за 1751 год значилось около десятка прихожан с именем Герасим и столько же с отчеством Герасимовы. К сожалению ни один Герасим не подходил под возраст Герасима Лебедева на тот период, не совпадали имена родителей, братьев (Афанасия, Трефила) и сестры (Ан-тониды), а также их сословное происхождение. Таким образом, имена Стефан и Герасим, Прасковья для Ростова были привычны, но, следов Герасима Степановича Лебедева в Ростове на 1751, 1758 годы нами не обнаружено.
Мы решили расширить поиск на Ростовский и Угличский уезды, по которым сохранились Метрические книги за 1749 год [21]. По ним в Ростовском уезде из 69 приходов в 4 (деревнях Филипце-во, Ратково, Устажской и Акулово) родились Герасимы (один в феврале и трое в марте). Их отцы крепостные крестьяне Иван Стефанов, Никита
Герасимов, Михаил Васильев, Василий Семенов. Имя Герасим и отчество Герасимов встретилось в 5 приходах. В с. Хлебницы Герасимом звали священника. Имя Стефан, Стефанида, отчество Стефанов было в 11 приходах. Поискали мы в глубинке. Метрические книги Угличского уезда Мо-ложского стана [14]. Из 29 приходов в двух (в селах Верхнее Никульское и Космодемьянское) родившиеся мальчики получили имя Герасим. Оба -дети крепостных крестьян Герасима Иванова и Ивана Дмитриева. В д. Леванцово проживал крестьянин Гарасим Гарасимов. Имена Стефан, Стефанида и отчество Стефанов встретилось нам в 8 приходах. В Иерусалимской слободе это имя священника. В посаде Молога Угличского уезда в 1749 году среди рожденных не было Герасимов, но было два Стефана. Один прихожанин имел отчество Герасимов. В то же время наиболее распространено имя Степан - русское бытовое произношение.
Помня, что сам Герасим Степанович называл себя ярославцем, мы обратили особое внимание на Ярославль и Ярославскую провинцию в целом. Метрических книг по Ярославлю и уезду было достаточно много. Главное место в поиске занимал Ярославль. Учитывая возможность ошибочности даты рождения, расширили хронологические рамки поиска от 1746 до 1751 годов. Прежде всего, проверили сборники Метрических книг г. Ярославля на полноту комплектов [18]. Во всех городских сборниках отсутствовали Метрические книги по двум храмам: Успенскому собору и церкви Спас-Пробоинская. Так же отсутствовали Метрические книги по храмам Владимирской Божьей матери на убогих домах на 1747-1751 годы, Фрола и Лавра на 1748-1750 годы, Богоявления Господня на 1750-1751 годы, Иоанна Богослова на 1748 год, Благовещенья на 1751 год. На 1749 год - время рождения Герасима Лебедева, отсутствовали Метрические книги по 4 храмам: Успенскому собору и церквям Спас-Пробоинской, Фрола и Лавра, Владимирской Божьей Матери. Вероятные причины таковы: Собор кафедральный, приход небольшой, рядом стояли три приходских храма: Николы, Иоанна Златоуста и Иль-инско-Тихоновский, в которых и крестили новорожденных. Спасо-Пробоинский храм на тот период относился к Афанасьевскому мужскому монастырю. По остальным храмам, метрические книги, возможно, не сохранились. Пропуск недостающих Метрических книг по вышеуказанным храмам (за исключением Успенского и Спасо-Пробоинского) мы заменили исповедными росписями за 1750, 1760-е годы [20]. Вот результаты поиска: В двух ярославских храмах были приделы
в честь Святых Стефанов. В храме Сретенье Господня - придел Стефана Сурожского, в храме Спас на Городу - придел во имя архидьякона Стефана. Однако это не влияло на выбор имени.
При просмотре Метрических книг церквей г. Ярославля за 1746, 1747, 1748, 1749, 1750 годы среди рожденных детей Герасима не выявлено. (1749 год - официальная дата рождения Герасима Лебедева) [22]. Отсутствующие Метрические книги мы заменили Исповедными росписями церквей на 1750 год: К приходу церкви Владимирской Божьей матери приписано 10 дворов священников городских и сельских храмов, всего же 16 дворов. В одном из этих шестнадцати дворов жил Стефан 12 лет, сын пономаря этого храма [7]. В приходе церкви Флора и Лавра 8 дворов, не было ни Стефана, ни Герасима [6]. Приход церкви Иоанна Богослова большой, в нем 94 двора. В приходе проживали, наряду с другими, всего лишь один Стефан Васильев и один Иван Герасимов [9]. В приходе церкви Богоявления Господня было 36 дворов. Лишь одна прихожанка имела отчество Герасимова [8].
По Метрическим книгам в приходах церквей г. Ярославля на 1751 год Герасим среди рожденных детей не значился [17]. По пропущенным храмах Владимирской Божьей Матери, Богоявления, Благовещения просмотрены Исповедные росписи начала 1760 годов. Так в приходе храма Богоявления на 1761 год нет Герасима. Среди приписанных к храму для исповеди есть священник храма села Кресты - Петр Стефанов, 48 лет [4]. По приходу Владимирской Божьей матери в 1763 году так же нет ни Стефана, ни Герасима. В большом приходе церкви Благовещенья на тот же год жили три Стефана, одна Стефанида, Ларион Стефанов, но Герасима не было [10]. Интересно, что на 1761 год в кафедральном Успенском соборе г. Ярославля служил священник Герасим Степанов 25 лет. Он был женат и имел сына Алексея двух лет. Герасиму Степановичу Лебедеву на тот год должно быть всего 12 лет.
Таким образом, на середину XVIII века имя Стефан и производные от него женское имя Стефанида и отчество Стефанов были употребляемы среди жителей г. Ярославля, чаще всего среди духовных лиц и, вероятно, приверженцев старины. Однако уже на это время оно постепенно заменяется русским вариантом произношения Степан, Степанида, Степановы. Имя Герасим (Гарасим) и отчество Герасимов встречается гораздо реже и за 6 лет (с 1746 по 1751 годы) этим именем не был назван ни один мальчик. Вероятно, святой, в честь которого называли, не был популярен в крупных городах, да и в сельской местности к нему обра-
щались не часто. Можно сказать, что устоявшееся мнение о рождении Герасима Степановича Лебедева в Ярославле, пока не нашло подтверждение документами.
Просмотр Метрических книг Ярославского уезда на 1749 год тоже дал отрицательный результат [19]. Мы нашли среди рожденных детей четырех Герасимов, но все они были детьми крепостных крестьян Григория, Фирса, Карпа, Семена. Среди прихожан встречались Стефаны, Герасимы (Гарасимы), с отчествами от этих имен и Стефа-ниды.
По г. Романову Метрические книги отсутствовали, обратились к Исповедным росписям за 1750 год, но Герасима Лебедева мы не нашли. В городе действовало 8 храмов, данные о приходе отсутствовали по 2: Собору Воздвиженье Честного Креста и ружной церкви Покрова Пресвятой Богородицы (возможно, остальные не сохранились). Поиски показали: В приходе храма Воскресения Христова жил дворовый крестьянин Герасим Андреев, «дети Герасимовы» - в приходах храмов Михаила Архангела - 3 и Преображения Господня - 2 [5].
По Романовскому уезду у нас были Метрические книги на 1749 год [15]. Ни в одном из 29 храмов уезда в 1749 году мальчик Герасим не рождался.
Каковы итоги? Просмотр Метрических книг и Исповедных росписей показал следующее: женское имя Прасковья популярно как в городах, так и особенно в сельской местности. Имя Стефан более распространено в кругах духовных лиц, выходцев из юго-западных земель и приверженцев старины. Среди остального населения это имя употребительно в транскрипции Степан. Имя Герасим достаточно редкое, особенно в городах, особенно в транскрипции Гарасим.
Отрицательные результаты просмотра Метрических и Исповедных книг Ярославля, Ростова, Романова и уездов заставили нас искать косвенные доказательства пребывания Герасима Лебедева на ярославской земле. Заинтересовали нас дела по Духовной семинарии, открытой в 1747 году при Ярославском Спасском монастыре. В семинарии могли быть преподавателями выходцы из южно-русских земель, возможно и отец Герасима Лебедева. Одно из дел за 1747 год называлось: Об осмотре семинарии архимандритом Спасо-Ярославского монастыря Варфоломеем Любарским. Он был определен в семинарию как «ученый человек» от Святейшего Синода [12]. Была так же просмотрена «Ведомость о школах и учителях Спасо-Ярославской семинарии, обретающихся 1747 года февраля с 21 дня» [11]. 1770 го-
ды. Сведения об учителях носят биографический характер. Стоявшие во главе семинарии на 1770 е годы: ректор - архимандрит Ярославского Спасского монастыря Иоиль Быковский, префект, учитель богословия и философии - иеромонах Афанасий Белецкий, выходцы с Украины, в прошлом воспитанники Киевской духовной академии, известные богословы [26, с. 352]. Остальные четверо учителей - «великороссияне», священники. Сведения об учениках и их родителях даны с 1768 по 1778 годы. В семинарии учились в основном дети городских и сельских священников, дьяконов. Наше предположение подтвердилось: возглавляли семинарию известные богословы из южно-русских земель. Преподавательский состав был дан только на 1770-е годы, что выходило за временные рамки нашего исследования.
Изучение генеалогии ярославских дворян Лебедевых также не дал положительных результатов. Все три рода ярославских дворян Лебедевых попали в благородное сословие в XIX веке. Кроме того, не исключено, что отец Герасима Лебедева до вступления в сан священнослужителя имел другую фамилию [3].
Надежды на положительный результат поисков Герасима Лебедева вызвало у нас дело «О ссылке дьякона храма Иоанна Предтечи г. Санкт-Петербурга Стефана Архипова в Александрову пустынь Ярославского уезда», 1747-1751 годы [13]. Имя этого дьякона - Стефан, он был выслан из столицы в тот временной период событий, в который входил 1749 год - все вписывалось в нашу концепцию, и даже место ссылки: Александрова пустынь находилась в 60 верстах от Ярославля под Рыбной слободой [25, с. 518].
Из «Доношения» архимандрита Спасо-Ярославского монастыря Варфоломея митрополиту ростовскому и ярославскому Арсению Мацие-вичу выясняется: сослан дьякон - «рострига» Стефан Архипов «за пьянственное житие и за противные и предерзостные в том пьянстве ево поступки». Однако история эта началась еще 21 сентября 1732 года, когда он, явившись пьяным в храм Иоанна Предтечи Петербурга, во время службы вел себя непристойно. За свои проступки Стефан Архипов по приказу Синода был лишен священнического чина и отослан в Ростовский архиерейский дом «для определения в иное служение». Вероятно, вслед за ним последовала и его семья. Лишь в 1744 году при митрополите Арсении Мациевиче он был сослан в Александрову пустынь, где содержался под караулом и подвергался побоям. Не выдержав жестокого обращения, в ноябре 1747 года он сказал за собою «Слово и дело государево» (Наличие сведений об измене
против государыни - Н. З.). За это его жестоко наказали плетьми и прислали снова в Ростовскую духовную консисторию, а оттуда в Ярославскую провинциальную канцелярию. Здесь его подвергли строгому допросу, во время которого он показал, что «Дело де Государево за собою сказывал он, от... напрасных побоев...» Его вновь наказали плетьми. В этом же 1747 году Стефан Архипов сослан в Ростовский Зачатиев-Яковлевский монастырь «к трудам», а в июле 1750 года в Ярославский Спасский монастырь». В феврале 1751 года архимандрит монастыря Варфоломей отмечал в его поведении «послушание» и прощает его. Срок ссылки Стефана Архипова 17 лет. Неизвестно его происхождение, возраст, семейное положение. Ответы на эти вопросы можно было получить лишь в Клировой ведомости церкви Иоанна Предтечи Санкт-Петербурга, но она не сохранилась. Из выше изложенного дела не вытекает, что это отец Герасима Лебедева, однако наводит на мысль о подобных причинах неурядиц в их семье [2]. Удивительно и то, как превратности его судьбы по хронологии соответствуют ранним этапам жизненного пути Герасима Лебедева: в 1747 - июль 1750 годы - Стефан Архипов в Ростовском монастыре, 1749 год - время рождения Герасима Степановича. Июль 1750 - февраль 1751 года - перевод Стефана в Ярославский Спасский монастырь - возможно, с этого времени Герасим Лебедев стал жить в Ярославле. 1751 год - время освобождения Стефана Архипова. В это же время отец Герасима Лебедева уезжает в капеллу графа Разумовского, которая в начале 1750-х годов выступает в Москве. Семья остается в Ярославле. Герасим Лебедев уезжает к отцу в возрасте 14 лет, то есть в 1763 году. Если принять версию, что Стефан Архипов - отец Герасима Лебедева, то место рождения последнего - Ростов. Для проверки родства Стефана Архипова и Герасима Лебедева надо просматривать Метрические книги церквей г. Ростова на 1749 год или их Исповедные росписи 1749 -начала 1750 годов. По г. Ярославлю необходимо просмотреть Исповедные росписи церквей за 1751-1752 и 1762-1763 годы. Особое внимание надо уделять квартирантам, как по городским дворам, так и слободским, близ вышеуказанных монастырей. Этот поиск органично вписывается в нашу концепцию.
В целях сокращения времени на поиск, желательно параллельно вести исследования в архивах Москвы, Петербурга, Харькова.
В столичных архивах необходимо просмотреть фонд Полицмейстерских контор, которые выдавали документы на прибытие и отъезд, а также фонд Духовного ведомства (Клировые, Исповедные ве-
домости храмов), которые помогли бы раскрыть тайну семьи Лебедевых. Безусловно, интерес представляют архивы Капеллы графа К. Г. Разумовского, друзей и покровителей Г. Лебедева: Самборского, Смирнова, Разумовского.
Библиографический список
1. Брокгауз, Ф. А. и Ефрон, И. А. Энциклопедический словарь [Текст] / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. - Т. VIII. - СПб., 1892. -С. 447-448.
2. ГАЯО. Ф. 19, оп.112, д.66, л.801, 1737 г.
3. ГАЯО. Ф. 213, оп.1, д.1927, лл.1,11,18, 1914 г.
4. ГАЯО. Ф. 230, оп. 13, д. 3161, л.295.
5. ГАЯО. Ф. 230, оп.13, д. 1358, лл.1 - 56, 1750 г.
6. ГАЯО. Ф. 230, оп.13, д. 1397, л.99.
7. ГАЯО. Ф. 230, оп.13, д.1395, л.42.
8. ГАЯО. Ф. 230, оп.13, д.1397, лл. 124-127.
9. ГАЯО. Ф. 230, оп.13, д.1397, лл.116-123.
10. ГАЯО. Ф. 230, оп.13, д.3615, л.37; д. 3616, лл. 57-61, 1763 г.
11. ГАЯО. Ф. 230, оп.13, д.950, лл.29 об. - 32 об.
12. ГАЯО. Ф. 230, оп.13, д.957, 1747 г.
13. ГАЯО. Ф. 230, оп.13, д.963, лл.1,4, 7 - 8.
14. ГАЯО. Ф. 230, оп.13, д. д. 1174, 1175, 1749 г.
15. ГАЯО. Ф. 230, оп.13, дд. 1168 и 1169.
16. ГАЯО. Ф. 230, оп.13, дд. 1478, д.1479, 1751 г.
17. ГАЯО. Ф. 230, оп.13, дд. 1459,1460, 1751 г.
18. ГАЯО. Ф. 230, оп.13, дд. 887, 888, 1746 г., д. 979, 1747 г., дд.1115, 1116, 1748 г., дд.1177, 1178, 1749 г., д. д.1339, 1340, 1750 г., дд.1459,1460, 1751 г.
19. ГАЯО. Ф. 230, оп.13, дд.1179,1180,1181,1182, 1183,1184,1185.
20. ГАЯО. Ф.230, оп.13, дд. 1395,1397, 1750 г. д. 3161, 1761 г.
21. ГАЯО. Ф. 230, оп.13, д. д. 1170, 1171, 1172, 1173, 1749 г.
22. ГАЯО. Ф. 230, оп.13, дд. 887, 888, 1746 г., д. 979, 1747 г., дд.1115, 1116, 1748 г., дд.1177, 1178, 1749 г., д. д.1339, 1340, 1750 г.
23. Дитмар, А. Б. Очерки истории административного деления Ярославского края [Текст] / А. Б. Дитмар // Ярославский областной краеведческий музей. Краеведческие записки. - Вып. 2. - Ярославль. 1957. - С. 214-215.
24. Землянская, Н. К вопросу о происхождении Г. С. Лебедева [Текст] / Н. К. Землянская // Герасим Лебедев и его время. Доклады и сообщения. Международная научная конференция 15-16 декабря 2009 г. Ярославль, 2010. - С. 127-135.
25. Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии [Текст]. - Ярославль, 1908.
26. Рутман, Т. А. Храмы и святыни Ярославля [Текст] / Т. А. Рутман. - Ярославль, 2005. - С. 352.
27. Юрьева, Т. В. II Международная научная конференция «Герасим Лебедев (1749-1817) и его время» [Текст] / Т. В. Юрьева // Культурологический журнал. - 2014. - № 1. - С. 12.
Bibliograficheskij spisok
1. Brokgauz, F. A. i Efron, I. A. Jenciklopedicheskij slovar' [Tekst] / F. A. Brokgauz, I. A. Efron. - T. VIII. -SPb., 1892. - S. 447-448.
2. GAJaO. F. 19, op.112, d.66, 1.801, 1737 g.
3. GAJaO. F. 213, op.1, d.1927, 11.1,11,18, 1914 g.
4. GAJaO. F. 230, op. 13, d. 3161, 1.295.
5. GAJaO. F. 230, op.13, d. 1358, 11.1 - 56, 1750 g.
6. GAJaO. F. 230, op.13, d. 1397, 1.99.
7. GAJaO. F. 230, op.13, d.1395, 1.42.
8. GAJaO. F. 230, op.13, d.1397, 11. 124-127.
9. GAJaO. F. 230, op.13, d.1397, 11.116-123.
10. GAJaO. F. 230, op.13, d.3615, 1.37; d. 3616, 11. 57-61, 1763 g.
11. GAJaO. F. 230, op.13, d.950, 11.29 ob. - 32 ob.
12. GAJaO. F. 230, op.13, d.957, 1747 g.
13. GAJaO. F. 230, op.13, d.963, 11.1,4, 7 - 8.
14. GAJaO. F. 230, op.13, d.d. 1174, 1175, 1749 g.
15. GAJaO. F. 230, op.13, dd. 1168 i 1169.
16. GAJaO. F. 230, op.13, dd. 1478, d.1479, 1751 g.
17. GAJaO. F. 230, op.13, dd. 1459,1460, 1751 g.
18. GAJaO. F. 230, op.13, dd. 887, 888, 1746 g., d. 979, 1747 g., dd.1115, 1116, 1748 g., dd.1177, 1178, 1749 g., d.d.1339, 1340, 1750 g., dd.1459,1460, 1751 g.
19. GAJaO. F. 230, op.13, dd.1179,1180,1181,1182, 1183,1184,1185.
20. GAJaO. F.230, op.13, dd. 1395,1397, 1750 g. d. 3161, 1761 g.
21. GAJaO. F. 230, op.13, d.d. 1170, 1171, 1172, 1173, 1749 g.
22. GAJaO. F. 230, op.13, dd. 887, 888, 1746 g., d. 979, 1747 g., dd.1115, 1116, 1748 g., dd.1177, 1178, 1749 g., d.d.1339, 1340, 1750 g.
23. Ditmar, A. B. Ocherki istorii administrativnogo de1enija Jaros1avskogo kraja [Tekst] / A. B. Ditmar // Jaro-s1avskij ob1astnoj kraevedcheskij muzej. Kraevedcheskie zapiski. - Vyp. 2. - Jaros1av1'. 1957. - S. 214-215.
24. Zem1janskaja, N. K voprosu o proishozhdenii G. S. Lebedeva [Tekst] / N. K. Zem1janskaja // Gerasim Lebedev i ego vremja. Dok1ady i soobshhenija. Mezhdu-narodnaja nauchnaja konferencija 15-16 dekabrja 2009 g. Jaros1av1', 2010. - S. 127-135.
25. Kratkie svedenija o monastyrjah i cerkvjah Jaro-s1avskoj eparhii [Tekst]. - Jaros1av1', 1908.
26. Rutman, T. A. Hramy i svjatyni Jaros1av1ja [Tekst] / T. A. Rutman. - Jaros1av1', 2005. - S. 352.
27. Jur'eva, T. V II Mezhdunarodnaja nauchnaja konferencija «Gerasim Lebedev (1749-1817) i ego vremja» [Tekst] / T. V. Jur'eva // Ku1'turo1ogicheskij zhurnal -2014. - № 1. - S. 12.
Reference List
1. Brockhaus F. A. and Efron I. A. Encyc1opedic dictionary. - V VIII. - SPb., 1892. - P. 447-448.
2. SAYaR. F. 19, 1ist.112, 66, p.801, 1737.
3. SAYaR. F. 213, 1ist.1, 1927, p.1, 11, 18, 1914 .
4. SAYaR. F. 230, 1ist. 13, 3161, p. 295.
5. SAYaR. F. 230, 1ist.13, 1358, p.1-56, 1750.
6. SAYaR. F. 230, 1ist.13, 1397, p.99.
7. SAYaR. F. 230, 1ist.13, 1395, p.42.
8. SAYaR. F. 230, 1ist.13, 1397, p. 124-127.
9. SAYaR. F. 230, 1ist.13, 1397, p.116-123.
10. SAYaR. F. 230, 1ist.13, 3615, p.37; 3616, nn. 5761, 1763.
11. SAYaR. F. 230, 1ist.13, 950, p.29 about. - 32 about.
12. SAYaR. F. 230, 1ist.13, 957, 1747.
13. SAYaR. F.. 230, 1ist.13, 963, p.1,4, 7-8.
14. SAYaR. F. 230, 1ist.13, 1174, 1175, 1749.
15. SAYaR. F. 230, 1ist.13, 1168 and 1169.
16. SAYaR. F. 230, 1ist.13, 1478, 1479, 1751.
17. SAYaR. F. 230, 1ist.13, 1459, 1460, 1751.
18. SAYaR. F. 230, 1ist.13, dd. 887, 888, 1746, 979, 1747, 1115, 1116, 1748, 1177, 1178, 1749, of 1339, 1340, 1750, 1459, 1460, 1751.
19. SAYaR. F. 230, 1ist.13, 1179,1180,1181,1182, 1183, 1184, 1185.
20. GAYaO. F. 230, 1ist.13, 1395, 1397, 1750, 3161, 1761.
21. SAYaR. F. 230, 1ist.13, 1170, 1171, 1172, 1173, 1749.
22. SAYaR. F. 230, 1ist.13, 887, 888, 1746, 979, 1747, 1115, 1116, 1748, 1177, 1178, 1749, 1339, 1340, 1750.
23. Dietmar A. B. Essays on history of administrative division of the Yaros1av1 region // the Yaros1av1 regiona1 museum of 1oca1 1ore. Loca1 history notes. - Issue 2. -Yaros1av1, 1957. - P. 214-215.
24. Zem1yanskaya N. K To a question of G. S. Lebedev's origin // Gerasim Lebedev and his time. Reports and messages. Internationa1 scientific conference on December 15-16, 2009. - Yaros1av1, 2010. - P. 127135.
25. Brief data on monasteries and churches of the Yaros1av1 diocese. - Yaros1av1, 1908.
26. Rutman T. A. Temp1es and shrines of Yaros1av1. -Yaros1av1, 2005. - P. 352.
27. Yurieva T. V. II Internationa1 scientific conference «Gerasim Lebedev (1749-1817) and His Time» // Cu1tur-o1ogica1 magazine. - 2014. - № 1. - P. 12.
Дата поступления статьи в редакцию: 11.10.2017 Дата принятия статьи к печати: 09.11.2017