Поиск резервов производительности труда ремонтного персонала ЦРГА.
А.М. Крупнов, М.В. Грязнов
ТРАНСПОРТ
УДК 656.13:658.3.018 А.М. Крупнов, М.В. Грязнов
ПОИСК РЕЗЕРВОВ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА РЕМОНТНОГО ПЕРСОНАЛА ЦРГА ООО «АВТОТРАНСПОРТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
ООО «Автотранспортное управление» более 30 лет было и остается в настоящее время основным поставщиком автотранспортных услуг для ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат». Предприятие осуществляет перевозку грузов и трудящихся основных цехов комбината, транспортное обслуживание его дочерних предприятий и сторонних организаций.
О масштабах работы автотранспортного управления свидетельствуют размеры автопарка, который состоит из пяти автоколонн и насчитывает около 1000 единиц автомобилей и прицепного подвижного состава. Разнообразный по типу, маркам и моделям эксплуатируемой техники автопарк включает бортовые и специализированные автомобили, седельные тягачи, большегрузный карьерный автотранспорт, легковые автомобили и автобусы различной вместимости.
Поддержание технической готовности такого автопарка на высоком уровне представляет сложную производственную задачу, решение которой возложено на ремонтную службу предприятия. С целью повышения эффективности и качества ремонтов, а также для усиления контроля за расходом ресурсов работа ремонтной службы организационно ориентирована по нескольким направлениям. Такими направлениями на предприятии являются обслуживание и ремонт соответственно легковых автомобилей, автомашин малой грузоподъемности и микроавтобусов, грузовых автомобилей и автобусов средней и большой вместимости, технологического карьерного транспорта.
Наиболее крупным, по численности работников и производственной мощности, подразделением ремонтной службы является цех ремонта грузовых автомобилей (ЦРГА), осуществляющий техническое обслуживание и ремонт грузового автотранспорта и автобусов. Штат ремонтного персонала этого подразделения в настоящее время насчитывает 78 человек, которые ежедневно обслуживают 40-50 автомобилей различных марок.
Цех выполняет полный комплекс работ по первому и второму техническому обслужива-
Вестник МГТУ им. Г. И. Носова. 2007. № 2.------
нию, включая уборочно-моечные, диагностические, смазочно-заправочные и регулировочные работы, а также выполнение попутных ремонтов при ТО-2. Силами ЦРГА выполняются все виды ремонтов, в том числе и такие технологически сложные виды работ, как ремонт гидромеханических коробок передач автобусов, ремонт топливной аппаратуры дизельных двигателей, окрасочные работы, капитальное восстановление кузовов, кабин и рам автомобилей.
Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава в ЦРГА осуществляется специализированными бригадами. Бригады ремонтников специализируются на выполнении определенного вида обслуживания или ремонта в соответствии с технологической совместимостью подвижного состава. В структуре цеха выделены бригады ТО-1, ТО-2 и ремонта автобусов, карбюраторных и дизельных грузовых автомобилей. Имеются также участки автоэлектрики, ремонта топливной аппаратуры, моторный, агрегатный, малярный, аккумуляторный, жестяницко-сварочный, шиномонтажный, слесарно-механический участки.
Посты технического обслуживания и текущего ремонта оснащены проездными и тупиковыми осмотровыми канавами, стационарными и передвижными четырех- и шестистоечными электромеханическими подъемниками. Ремонтная зона полностью укомплектована подъемно-транспортным и подъемно-осмотровым оборудованием, инструментом и спецоснасткой. В ремонтном процессе используется высокопроизводительная щеточная автомойка, а также современный диагностический стенд с беговыми барабанами силового типа, позволяющий диагностировать элементы трансмиссии, ходовой части, тормозной системы, рулевого управления любого автомобиля, обслуживаемого в ЦРГА. Ремонтное оборудование постоянно поддерживается в исправном состоянии и периодически обновляется. Следует отметить, что техническая база ремонтной службы предприятия по своему состоянию и уровню оснащенности занимает лидирующее ме-
--------------------------------------------93
ТРАНСПОРТ
сто среди крупных автотранспортных предприятий города, имеющих собственные ремонтные мощности.
На содержание ремонтного хозяйства ЦРГА расходуется существенная часть годового бюджета предприятия. Это объясняет постоянное внимание менеджмента автотранспортного управления к эффективности использования производственных ресурсов в рассматриваемом подразделении. Технико-экономический анализ деятельности ЦРГА по итогам отчетных периодов показывает лишь общую динамику затрат и результатов работы цеха. Результаты таких расчетов выдаются в виде: «цех в прошлом месяце работал лучше (хуже), чем в позапрошлом месяце», что не является объективной оценкой и в лучшем случае косвенно свидетельствует об эффективном использовании материально-технических и трудовых ресурсов в ЦРГА.
Поскольку в общей структуре ремонтов не видно результатов работы отдельной технологической линии, единицы оборудования или принятого на работу специалиста, становится довольно сложным ответить на ряд вопросов:
1. Достаточно ли в распоряжении ЦРГА ресурсов для освоения заданного объема ремонтов?
2. Если ресурсов достаточно, то насколько эффективно они используются?
3. Имеются ли в цехе избыточные резервы технологического оборудования и операционного персонала?
Мнение руководящего звена ЦРГА по поставленным вопросам понятно (материальнотехнических ресурсов и производственного персонала для нормальной работы цеха недостаточно) и объяснимо - вероятность выполнения производственного задания при больших запасах
производительности оборудования и труда ремонтников резко возрастает. Причем наличие любой единицы ремонтного оборудования в цехе технически обосновано потребностью в выполнении тех или иных технологических операций, а требуемый штат производственных рабочих рассчитан в соответствии с существующей нормативно-технической документацией.
Действительно, фактическая численность производственных рабочих цеха, с учетом водителей, занятых в ремонте, на 19% ниже нормативного значения согласно «Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта». Однако сокращение штата ремонтного персонала в ЦРГА за последние 4 года на 16 человек, при неизменных объемах выполняемых работ, не привело к снижению коэффициента технической готовности автопарка. Этот факт свидетельствует о наличии скрытых резервов производительности труда ремонтного персонала ЦРГА.
С этой целью по инициативе руководства предприятия совместно со специалистами ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» было принято решение о проведении анализа эффективности использования и поиска явных и скрытых резервов материально-технических и трудовых ресурсов, задействованных в ремонтном процессе. Первым этапом данной работы является поиск резервов повышения производительности труда ремонтного персонала ЦРГА. Без достоверных результатов данной работы эффективность любых инвестиций в развитие и преобразование ремонтного процесса на предприятии будет практически нулевой.
94----------------------------------------------------------------Вестник МГТУ им. Г. И. Носова. 2007. № 2.