Быстрова
Татьяна
Юрьевна
доктор философских наук, профессор УрФУ, Заслуженный работник ВШ РФ, зав. лабораторией теории и истории архитектуры Филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» УралНИИпроект
e-mail: [email protected]
Кочнева Анфиса Витальевна
магистрант ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
e-mail: [email protected]
¿ V
Проничев
Евгений
Максимович
магистрант ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
e-mail:
УДК 74.01.09
БЫСТРОВА Т. Ю. КОЧНЕВА А. В. ПРОНИЧЕВ Е. М. ТИХОНОВ В. А.
Поиск идентичности промышленной территории графическими дизайнерами
На основе семиотического подхода авторы анализируют опыт разработки туристических логотипов российских и зарубежных городов, которые способствуют усилению идентичности города и его позиционированию. Особое внимание уделено туристическим логотипам промышленных территорий разных городов и регионов, определены сложности визуализации специфики презентуемой территории, использования форм и элементов, не имеющих связи с качествами и ценностями территории (феномен «ложной семантики»).
Ключевые слова: дизайн, графический дизайн, туристический логотип, логотип города, город, территориальная айдентика, моногород, промышленный город, промышленная территория, индустриальность.
BYSTROVA T. Y, KOCHNEVA A. V., PRONICHEV E. M, TIHONOV V. A. SEARCH OF IDENTITY INDUSTRIAL AREA GRAPHIC DESIGNER
The authors analyze on the basis of the semiotic approach some experiences in the creating of tourism logotypes Russian and foreign cities, which contribute to increase the identity of the city and its special identity. Special attention is focused to the tourist logotypes of industrial areas in different regions, reasons of the complexity associated with the specificity of the presented invisibility of design of territory, the use of forms and elements haven't identified with its idea that it was necessary to pass or not right semantics.
Keywords: design, graphic design, travel logotype, travel sign, urban logo, graphic visual sign of city, city, positioning of territory, industrial city, industrial territory, territorial identity, industrial.
Последнее десятилетие актуализировало деятельность по усилению инвестиционной и туристической привлекательности не только мегаполисов, но и малых городов и муниципальных образований, в том числе имеющих промышленное прошлое, как за рубежом, так и в России.
Использование графического дизайна в этих процессах обусловлено, прежде всего, экономической целесообразностью: создание визуального имиджа или логотипа помогает городу быть узнаваемым, вызвать положительные эмоции и интерес, а также быстрее наладить коммуникации на различных уровнях. Согласно рекомендациям специалистов по работе с территориями [1, 3, 7-10, 16], продукт, чаще обозначаемый как «логотип», «туристический логотип», «бренд» (хотя последнее неверно), строится на уникальных ценностях территории. При этом морфологическое и аксиологическое родство большинства старопромышленных территорий (не только России, но и мира) делает возможной трансляцию этого опыта в другие регионы.
Предметом исследования работы является дизайн логотипов (в том числе туристических) городов и территорий, появившихся за последние 10-15 лет. Они представляют собой коммуникатив-
АЛ.
Тихонов
Владислав
Альбертович
магистрант ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
e-mail:
ный инструмент, наиболее часто используемый в туризме разных видов, бизнес-коммуникациях, сувенирной продукции, и выражают наиболее значимую для той или иной целевой аудитории информацию о месте. В некоторых случаях знакомство с логотипом предшествует контакту с городом и предопределяет реакцию на него. В этом отношении качественный, информативный логотип является экономически целесообразным вложением средств. Во-первых, затраты на разработку окупаются в ходе многократного тиражирования. Во-вторых, город или место, внешний вид и качество жизни которых не вполне удовлетворительны (что часто бывает именно с промышленными территориями), после разработки комплексного фирменного стиля для данной территории, как правило, приобретают «желаемый имидж» (Э. Сэмпсон, Г. Г. По-чепцов), в том числе для жителей [5].
Методология исследования. За основу взят семиотический подход к продуктам графического дизайна, позволяющий анализировать соответствие знака города как качествам города, так и задачам коммуникации [2, 11, 13, 15]. Семантика продуктов графического дизайна оценивается на основе научных представлений о психологии восприятия цветов и образов (И. Иттен, П. А. Флоренский, М. Люшер, В. В. Кандинский, Х. Шиффман и др.) и природе визуальных коммуникаций (М. М. Бахтин, М. С. Каган, Р. Арнхейм, А. А. Лебедев-Любимов и др.). Основные смысловые оси анализа («ложная семантика», неполная проговорен-ность индустриальной составляющей и т. п.) выведены нами аксиоматически для удобства систематизации обширного материала и безотносительно задач конкретных городов, которые могут существенно различаться.
При подборе логотипов, мы, с одной стороны, намеренно расширили выборку, включив в нее не «чисто промышленные» территории, дабы по возможности найти приемы и средства выразительности, которые могут быть использованы при решении более локальных задач. С другой стороны, ее широта позволяет вычленить преднамеренно или случайно попавшие в продукт «индустриальные» элементы и оценить потенциал их дальнейшего применения.
Противоречие заключается в том, что промышленная территория обладает рядом объективных качественных признаков, визуализация которых, по определению, не может
привести к созданию аттрактивного образа (много промышленных объектов, коричнево-серый преобладающий цвет, плохая экология и т. п.). Отсюда одним из магистральных вопросов статьи является вопрос о возможности снятия этого противоречия и нахождении образа места, который одновременно адекватен его прошлому и настоящему и, вместе с тем, привлекателен для современного человека [15, 94].
Сложность поиска образа промышленной территории связана еще и с тем, что в ходе индустриализации эти территории быстрее других утратили свои традиционные идентификаторы (доиндустриальная история, персонажи, традиционная культура и ее артефакты) [6, 14]. Без знания корней дизайнеры, особенно пришедшие извне, могут принимать достаточно произвольные решения, которые не только не выполняют своих коммуникативных задач, но и не входят в актуальное социокультурное пространство (например, дизайн для Екатеринбурга, выполненный студией А. Лебедева).
Рассмотрим характерные дизайнерские приемы создания туристических логотипов городов и мест в их связи с коммуникативными и социокультурными задачами, а также характерные семантические недочеты продуктов дизайна.
1 «Ложная семантика»
Для результативного дизайна важно найти точное и первостепенное значение предмета, с которым дизайнеру предстоит работать, определить способы его визуальной подачи для успешного выполнения коммуникативных задач. Семантика образа является мощным коммуникативным инструментом. Неверно или вовсе не продуманный дизайнером контекст применения смысла при разработке айдентики объекта может привести к «ложной семантике», т. е. неверному считыванию визуальной информации, уводящим в сторону ассоциациям, появлению отрицательных коннотаций, которые не предполагаются в продукте.
С целью определения примеров «ложной семантики» нами проведен анализ продуктов графического дизайна для городов и регионов России. В процессе анализа мы не учитывали цветовое решение, сосредоточившись на значениях самих образов. Характер критических замечаний обусловлен исключительно темой передачи и считывания смыслов; мы оставляем в стороне ряд технических моментов, связанных, к примеру, с нанесением
знака на определенные плоскости, его попадания в различные контексты и т. п.
Логотип города Добрянка Пермского края (Иллюстрация 1, а) разработан московской компанией City Branding. В рамках концепции реализован слоган «Добрянка — столица доброты», однако в самом графическом продукте связь с ним не считывается. На основе концепции реализовано восемь сложных по структуре элементов, вошедших в состав комплексного фирменного знака Добрянки вместе с логотипом. Они показывают направления развития города: «Строгановы» (граф С. Г. Строганов (1707-1756) определил местность как наиболее подходящую для строительства медеплавильного завода), «Приверженность традициям», «ГРЭС», «Спорт», «Культура», «Лес», «Гигиена», «Уральская Венеция». Тем не менее в основу визуализации легли абстрактные для современного человека элементы традиционных славянских узоров. Эстетичные, но абстрактные мотивы орнамента препятствуют формированию связи знака и обозначаемого им направления развития.
Традиционные славянские узоры можно увидеть также в туристическом логотипе Рязанской области, представленном Министерством культуры и туризма в 2013 г. (Иллюстрация 1, б). В основе визуального образа фирменного знака лежат два характерных образа области — природа и традиционная рязанская вышивка. Автор изобразил мотивами вышитого орнамента три березовых листочка, однако образ считывается расплывчато — конфигурация напоминает, скорее, лист клена, чем березы. Возможно, поэтому продукт был критически принят общественностью.
Знак Нижнего Новгорода, разработанный студенткой Британской школы дизайна, заявлен как орнамент в стиле Хохломы (Иллюстрация 1, в). В основе знака лежит очертание Нижегородского кремля, выполненное в стилистике хохлом-ской росписи (может считываться как символ художественных промыслов, которыми славится Нижний Новгород), слияние рек Оки и Волги, изображенное синим цветом. Это слияние, или «Стрелку», в знаке можно только угадывать, так как оно теряется в общей картине узоров, так же как и очертания кремля. Автору удалось добиться композиционной целостности и уравновешенности, однако избавиться от недостаточной
иШк
0Г% ДОБРЯНКА Л
VV- столица доброты
САРАТОВ
<Э-£>
РЯЗАНЬ
берёзовый край
омский РЕГИОН
Иллюстрация 1. «Ложная семантика» логотипов городов и регионов России: а — логотип г. Добрянка. 2012 г. Дизайн агентства City Branding; б — логотип Рязани. 2013 г. Министерство культуры и туризма Рязанской области; в — логотип Нижнего Новгорода. 2010 г Дизайнер М. Пономарева; г — логотип Саратова. 2014 г. Студия А. Лебедева; д — логотип Мурманской области. 2011 г Дизайн «Арк-тик Тур Инвест 2011»; е — логотип Омской области. 2011 г. Дизайнер С. Иванченко (дата обращения: 22.10.2016)
информативности знака не получилось. Логотип не был принят к тиражированию.
Еще один пример не слишком информативной (в контексте реального масштаба и значения города) семантики — логотип Саратова, разработанный студией А. Лебедева (Иллюстрация 1, г). Изначально работа велась над туристическим логотипом Саратова в виде слогана «Люблю бывать в Саратове» со стилизованной в виде ключа буквой «В». Однако такой вариант в самом Саратове сочли слишком смелым для города и договорились с арт-директором студии о разработке не туристического логотипа, а имеющего более широкий набор задач логотипа для города в целом. Спустя некоторое время студией был предложен вариант комбинированного знака из логотипа и визуального образа, состоящего из вписанной в окружность буквы «С», у которой дизайнер решил трансформировать верхний конец в хвост стерляди. К слову, исторически Саратов являлся крупным центром торговли рыбой, поэтому она изображена на флаге и гербе города. Несмотря на попытку дизайнера «привязать» образ хвоста к букве, он считывается с нее не так просто. При первом взгляде человек может увидеть волну или струи воды из фонтана. Уход от предполагаемого образа особенно усиливается при использовании его в брендинге. Новое руководство города решило вернуться к первоначальному варианту логотипа.
Рыбная ловля и судоходство являются значимыми хозяйственными отраслями и в Мурманской области. Как и в логотипе Саратова, дизайнер решил отразить эту черту при разработке туристического знака (Иллюстрация 1, д). Он выполнен как петроглиф, подобный тому, что археологи обнаружили в области. Если верить описанию, он изображает людей и оленей, плывущих на лодке. Однако незнающий человек вряд ли сможет разглядеть под ногами персонажей именно лодку. Ее форма излишне
перегружена графическими элементами, делающими ее больше похожей на колпак. Излишняя «дурашливость» вызывает не только позитивные эмоции, но и ненужные ассоциации, что может мешать позиционированию.
При взгляде на логотип Омского региона (Иллюстрация 1, е), автором проекта которого является С. Иванченко, может возникнуть вопрос: «Почему елки летят»? Эмблема, используемая в логотипе региона, — это медвежья лапа, когти которой почему-то изображены в виде елок. Автор выбрал знак в форме медвежьего следа, так как он напоминает очертания Омской области. Медведь является не самым мирным животным, поэтому изображение когтей совместно с вписанным в очертания следа храмом может быть воспринято как знак агрессии. Изначально в знаке использовались настоящие когти, которые впоследствии заменили образами елок, но от этого смысл стал еще более путаным.
В целом, анализ этой части показывает трудность выбора дизайнером и РЫ-специалистами уникальных, выразительных, просто считываемых элементов, воплощающих ценности и характеристики города или территории.
2 Непроговоренность в знаке индустриальной составляющей
В России существует около 300 промышленных городов, для некоторых из них настало время диверсифицировать экономику, изменить основной профиль деятельности, развивать образование или туризм. Проблемой является и миграция населения в более крупные и благополучные города. Привлекательный логотип может изменить отношение жителей к месту проживания, помочь привлечь инвестиции и достойно представлять город на выставках, форумах и других мероприятиях. Однако в ряде случаев дизайнеры не показывают никаких признаков индустриальности.
б
а
в
г
е
Логотип города Выкса, где расположен Выксунский металлургический завод, пополняющий бюджет города на 80 %, выполнен в виде цветка (Иллюстрация 2, а). Логотип имеет оригинальное цветовое решение — красно-синий градиент, имеющий фиолетовый переход. Однако художественная часть логотипа вызывает вопросы. Например, у воспринимающего не возникает связи между символом цветка в логотипе города и его слоганом: «Город Железной Розы». Стебель цветка, проходящий между буквами, затрудняет чтение названия города. Незнакомый с ним человек может (как это сделали мы) прочитать «Выскса», что, конечно, не является целью логотипа. Наконец, культурная символика розы как цветка страсти и любви совершенно ничего не рассказывает о шуховской башне, заводе как главном градообразующем предприятии, научных и интеллектуальных традициях города.
Пример несоответствия значений дает логотип Ижевска (Иллюстрация 2, б), в котором использована геометричная цветовая комбинация. Несмотря на оригинальное эстетическое решение, данный знак не отражает индустриальное прошлое и настоящее легендарного города. В Ижевске находится машиностроительный завод «Ижмаш», который в СССР выпускал автомобили «Москвич», мотоциклы «Юпитер», а также с 1947 г. автомат Калашникова. Уход в псевдоэтнический стиль и использование орнамента не только обезличивают территорию, но и стирают ее базовые смыслы в глазах воспринимающих.
Неочевидность своего индустриального назначения показывает в логотипе Экибастуз (Казахстан), где добывается почти весь уголь этой страны. Думаем, в данном случае верным решением было использование черного цвета, поскольку речь идет о цвете сырья. Однако сама форма, в которую вписано название города, произвольна и не вызывает нужных ассоциаций. Более удачным, хотя и частичным примером реализации можно считать логотип еще одного города Казахстана — Рудного (Иллюстрация 2, в). Основой логотипа данного города выступает фрагмент железной руды, выполненный в низкополигональной технике, выглядящей не только достаточно современно, но и наднационально, обезличенно. Опрошенные нами люди говорили как об орудиях древнего человека, так и об огранке камней — такие ассоциации ровным счетом ничего не добавляют образу данного города.
3 Создание образа промышленного города с помощью стандартных символов
Одна из главных задач логотипов промышленных городов — передача информации об их хозяйственно-экономической деятельности и уровне развития. При этом дизайн не должен вызывать отрицательные эмоции воспринимающих или быть отталкивающим. В поисках решений у дизайнера может возникнуть соблазн обезопасить себя за счет использования стандартных символов различных отраслей.
Последствия такого шага видны в логотипе города Армянск (Иллюстрация 3). Город появился благодаря развитию химической промышленности, и данная идея выражена в логотипе города в виде колбы для химических составов внутри округлой зеленой строчной буквы «а». Отсылка к урокам химии, ретортам, химической промышленности, в особенности в совокупности с «экологическим» зеленым цветом буквы, делают визуальный текст невнятным.
4 Уход от образа сугубо индустриального города
Одной из главных целей брен-динга городов является привлечение внутренних и внешних инвестиций. При разработке логотипа дизайнеры порой стараются отойти от однозначного образа, преследуя цели раскрыть не только лишь его экономический потенциал.
Примером может послужить логотип Запорожья (Иллюстрация 4, а). Несмотря на то, что город является крупным индустриальным центром Украины, имеющим свыше 280 предприятий, разработчики логотипа — рекламное агентство «Квадрат» — решили уйти от промышленной темы и изобразить знак в виде буквы «З», символизирующей два берега Днепра, и почти несчитываемого сердца, под которым понимается остров Хортица, находящийся между ними. Одновременно зритель видит узор, напоминающий народный славянский орнамент. В этом решении много позитивных символов, но их избыточность до некоторой степени мешает формированию целостного «сгущенного» смысла. Целью ухода от образа промышленного города при проектировании логотипа является развитие туризма, а для этой сферы предпочтителен дизайн, легко расшифровываемый самой массовой аудиторией.
Логотип Краснокамска (Иллюстрация 4, б) разработан московским дизайнером Т. Тухватуллиным. В ка-
Город Железной ]
1 железной розы л1
Вь(I
кся
ИЖЕВСК
в
Иллюстрация 2. Непроговоренность индустриальной составляющей в логотипах городов: а — логотип Выксы. 2009 г. Дизайнер В. Манеров; б — логотип Ижевска. 2014 г Студия А. Лебедева; в — логотип г. Рудный (Казахстан). 2011 г. Дизайнер А. Мустафин (дата обращения: 15.10.2016)
Иллюстрация 3. Логотип г Армянск — пример использования стандартных символов химической сферы (дата обращения: 17.10.2016)
честве знака дизайнер использовал букву «К», выполненную в технике оригами, делая смысловую отсылку к одному из главных градообразующих предприятий — Камскому целлюлозно-бумажному предприятию. Прием составления знака из модулей очень удобен чисто технически, в особенности при необходимости работы с большой системой (такой, как город, университет, холдинг, ме-гасобытие). Дизайнер не просто использовал образ бумаги, но и передал знаку ее трансформируемость — логотип может менять свою форму в за-
а
б
ЗАП0Р1ЖЖЯ
С глгрпя поколйкь
Иллюстрация 4. Уход от образа промышленного города: а — логотип Запорожья (Украина). 2014 г. Рекламное агентство «Квадрат»; б — логотип Краснокамска. 2014 г Студия графического дизайна «Besapiens». Дизайнер Т. Тухватуллин; в — логотип Дюссельдорфа (Германия). 2012 г. Рекламное агентство BBDO (дата обращения: 25.10.2016)
а
висимости от различных коммуникативных потребностей.
Новый и достаточно современный логотип Дюссельдорфа (Иллюстрация 4, е) разработан компанией BBDO в 2012 г. За основу логотипа дизайнер взял «смайлик», который в то же время является буквой «Б», из чего можно сделать вывод, что логотип несет больше социальный посыл, нежели экономический. Современные города стремятся выглядеть пространствами коммуникаций, использование «смайлика» как широко распространенного элемента визуальной коммуникации XXI в., несмотря на лаконичность решения, высвечивает много смыслов Дюссельдорфа как города ярмарок, выставок, туризма. Простота шрифта, тем не менее, оставляет ощущение деловитости и рациональности, а красный цвет заявляет о лидерских позициях.
5 Промышленные образы в новом контексте
Далее мы рассмотрим пять логотипов российских и зарубежных территорий, обладающих мощным
б
Краснокамск
в
^DUSSELDORF
индустриальным потенциалом и выводящих его в структуру логотипа.
Еще раз отметим, что логотип города — это не официальный символ, но он имеет большое значение, ведь знакомит человека с городом, в котором ему предстоит побывать и заочно — за счет цвета, символов и деталей — настраивает человека на определенное отношение к городу. Если личное восприятие не будет совпадать с предлагаемым логотипом, то, возможно, у человека остается негативное впечатление от пребывания в нем.
Рассмотрим логотип Магнитогорска (Иллюстрация 5, а). Студия дизайна БЕ2Л ставила задачу уйти от стереотипа «Магнитогорск — город металлургов», относящегося к периоду индустриализации и строительства соцгородов в СССР. Основной целью было представить этот крупный промышленный город «по-новому», как инновационный, быстро развивающийся, открытый для сотрудничества. Вдобавок Магнитогорск имеет уникальное географическое расположение — исто-
рическую границу Европы и Азии, разделяя город на две части. Жители города, ежедневно пересекая реку Урал, совершают путешествие из одной части света в другую, не покидая при этом территории города.
Решением стал новый бренд: «Магнитогорск — место встречи Европы и Азии». Логотип размещен на черном фоне с полихромной пульсирующей линией в виде моста, которая должна передавать современность и инновационность города. В очертаниях построек в равной мере угадываются и высотные здания, и трубы заводов, и подобная двойственность не вредит впечатлению от логотипа — ведь металлургия никуда не уходит из городского пространства, хотя и прогрессирует, становясь более высокотехнологичной. Образ моста показывает геополитическую роль города, а также обозначает тему контактов, связей.
Логотип промышленного парка Fundidora (Иллюстрация 5, б) в Мексике демонстрирует нам позитивный индустриальный образ. Фундидора буквально переводится как «Парк на территории литейного завода». Металлургический завод компании Fundidora de Fierro y Acero de Monterrey функционировал на этом месте с 1900 г., но после банкротства в 1986 г. всю площадь, которую он занимал, было решено облагородить и сделать парк с игровой зоной для детей, зоной отдыха, музеем, катком, отелем и конференц-залом. Благодаря хорошо сформированной внутренней идентичности парка, было подобрано удачное цветовое решение логотипа, которое оставляет приятное впечатление. Отсылку к истории города и самого завода нам демонстрируют вращающиеся шестерни и заводские трубы, изменение цветового тона на более насыщенный показывает жизненность и активность места. Элементы
-Ля- W1' ДД~
МАГНИТОГОРСК
MICTO ВСТРСчИ ЕВРОПЫ И АЗИИ
Иллюстрация 5. Преодоление отрицательных коннотаций, связанных с промышленным характером территории: а — логотип Магнитогорска. 2012 г. Студия графического дизайна «Deza»; б — логотип промышленного парка Фундидора (Мексика); в — логотип ландшафтного парка Дуйсбург (Германия); г — фрагмент рекламы тура выходного дня по заводам Демидовых от компании RossTour. 2014 г. Дизайнеры: С. Бабарика, Д. Бюирак, С. Гамал (дата обращения: 20.10.2016)
«ложной семантики» (трубы, похожие на бутылки вина) не противоречат общей направленности парка.
В Германии идею ландшафтного парка тоже обыграли с помощью цвета. Логотип индустриального парка «Дуйсбург-Норд» в Рурской области ФРГ (Иллюстрация 5, б) лишен стереотипного черного, серого или коричневого цвета и представлен в ярком, цветном варианте. Образы знаменитых исторических шахт «развоплощены» разбивкой изображения на тонкие полосы и, вместе с тем, активизируют внимание зрителя. К сожалению, набор цветов не дает дополнительной подсказки о стране или городе, в котором находится парк. Хотя «Дуйсбург-Норд» — самый крупный индустриальный парк в мире [4, 10].
Мы заметили определенную закономерность в том, что при создании новых смыслов для традиционных промышленных регионов и городов цвет играет положительное значение для восприятия туристами логотипа. Важно, что разработчики также не забывают об истории. При этом они недооценивают семантику цвета, отводя ему роль исключительно аттрактора.
Рассмотрим варианты оформления положительного образа промышленной территории за пределами логотипа. К примеру, компания «РоссТур» использовала такое графическое средство, как фотоколлаж, для поддержания бренда уральских городов (Иллюстрация 5, г). Тур выходного дня предлагает окунуться в историю и посмотреть империю Демидовых. На фотографии мы видим заиндевелое окно с чашкой горячего чая, а за окном зимний индустриальный пейзаж — завод, который на протяжении всего своего существования продолжает работу. За счет окна и чашки создается ощущение уюта, а заводские трубы, которые мы видим из окна, создают впечатление индустриальной романтики и приглашают посмотреть город. Это не логотип, но, на наш взгляд, неплохой вариант того, как можно обыграть тему индустриального города.
Заключение
Анализ логотипов городов в аспекте передачи индустриального прошлого и настоящего показывает, что из-за отсутствия конкретных знаний по истории региона и культурных традиций территории дизайнеры часто создают логотипы с ложной семантикой, которая не отражает историю и традиции города. Искаженная информация приводит к потере идентичности территории. Передача информации о промышленном городе — сложная задача в силу имеющихся у большинства людей отрицательных коннотаций, но и эту проблему можно преодолеть с помощью фактуры, образа и цвета, подбора шрифта.
Список использованной литературы
1 Арженовский И. В. Маркетинг регионов : учеб. пособие. М. : Юнити-Дана, 2012. 136 с.
2 Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы : материалы всерос. заоч. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 2014 г.)/ред. А. М. Бритвин. Екатеринбург : УрФУ, 2014. 140 с.
3 Быстрова Т. Ю. Аксиология бренда: к методологии культурного брендинга территории // РЫ в изменяющемся мире: региональный аспект : сб. статей/под ред. М. В. Гундарина, А. Г. Сидоровой, Ю. В. Явинской. Барнаул, 2011. Вып. 9. С. 85-95.
4 Быстрова Т. Ю. Парк Эмшер: принципы и приемы реабилитации промышленных территорий // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2014. № 2. С. 9-15.
5 Быстрова Т. Ю. Пространство города: сравнительный анализ // Проблемы культуры городов России : мате-
риалы II Всерос. науч.-практ. семинара. Омск, 1996. С. 124-127.
6 Быстрова Т. Ю. Человек в пространстве выживания и добычи: город — горы — болото // Русское болото: между природой и культурой : материалы междунар. науч. конф. Тверь, 2010. С. 242-252.
7 Важенина И. С. О сущности бренда территории // Экономика региона. 2011. № 3. С. 18-22.
8 Визгалов Д. В. Брендинг города. М. : Институт экономики города, 2011. 160 с.
9 Грант Д. Манифест инноваций бренда. Как создаются бренды, переориентация рынков и преодоление стереотипов. М. : ООО «Группа ИТД», 2007. 272 с.
10 Динни К. Брендинг территорий. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. 336 с.
11 Дубейковский В. А. Что делать столице Урала? // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы : материалы всерос. заоч. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2014. С. 120-124.
12 Лебедев А. А. Дизайн для городов. М. : Студия Артемия Лебедева, 2015. 102 с.
13 Леонтьева С. Г., Маслинский К. А. Город и турист: механизмы самопрезентации «города классической провинции» // Провинция как реальность и объект осмысления : материалы науч. конф. Тверь, 2001. С. 76-86.
14 Мурзина И. Я., Мурзин А. Э. Очерки истории культуры Урала : монография. Екатеринбург, 2008. 414 с.
15 Путинцев П. А., Быстрова Т. Ю. Визуальные коды промышленных городов Свердловской области // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2015. № 3. С. 93-99.
16 Чудинова А. М. Логотип места: современные подходы к формированию территориальной айдентики // Брен-динг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы. 2015 : материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 24 апреля 2015 г.). Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. С. 155-158.