Научная статья на тему 'Поиск эффективных путей деофшоризации российской экономики'

Поиск эффективных путей деофшоризации российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФШОРЫ / OFFSHORE / ОФШОРИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА / OFSHORIZATION OF THE RUSSIAN BUSINESS / ДЕОФШОРИЗАЦИЯ / СТАТУС НАЦИОНАЛЬНОГО БИЗНЕСА / STATUS OF NATIONAL BUSINESS / DEOFSHORIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ужгинцев Александр Владимирович -.

В статье поднимается проблема пагубного распространения офшорных практик в России. С учетом особенностей использования офшоров в российском бизнесе анализируются осуществленные и планируемые российским правительством меры по деофшоризации отечественной экономики и, в частности, проект федерального закона «О статусе национального бизнеса в Российской Федерации». Делается вывод, что в опубликованной редакции проект данного закона скорее уточняет стратегические векторы развития, нежели служит реальным инструментом деофшоризации, и оставляет некоторые «лазейки» для использования офшоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The search of effective ways of the Russian economy''s deofshorization

The paper is devoted to the issue of harmful distribution of offshore practicing in Russia. Taking into account the features of use of an offshore in the Russian business the author investigates the measures planned by the Russian government for a deofshorization of domestic economy and, in particular, the draft of the federal law "About the status of national business in the Russian Federation". Besides the author makes a conclusion that the draft of this law in its published edition specifies strategic vectors of development rather, than serves as the real tool of a deofshorization and leaves some "openings" for future use of an offshore.

Текст научной работы на тему «Поиск эффективных путей деофшоризации российской экономики»

Вестник Института экономики Российской академии наук

2/2014

ЛАУРЕАТ КОНКУРСА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

А.В. УЖГИНЦЕВ соискатель Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ

ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ ПУТЕЙ ДЕОФШОРИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье поднимается проблема пагубного распространения офшорных практик в России. С учетом особенностей использования офшоров в российском бизнесе анализируются осуществленные и планируемые российским правительством меры по деофшоризации отечественной экономики и, в частности, проект федерального закона «О статусе национального бизнеса в Российской Федерации». Делается вывод, что в опубликованной редакции проект данного закона скорее уточняет стратегические векторы развития, нежели служит реальным инструментом деофшоризации, и оставляет некоторые «лазейки» для использования офшоров.

Ключевые слова: офшоры, оффшоризация российского бизнеса, деофшоризация, статус национального бизнеса.

Классификация JEL: O230, E520, E620.

О вреде масштабного распространения офшорных практик, связанных со всевозможными легальными и нелегальными путями ухода от налогов, говорят во всем мире. Исследовательская организация Tax Justice Network по состоянию на 2012 г. оценивает сокрытые в офшорах средства в объеме от 21 до 32 трлн долл. - это весьма консервативная оценка на основе косвенных сведений о финансовых средствах, без учета натуральных объектов (недвижимость, машины, яхты и проч.)1. Существуют лишь единичные оценки объектов недвижимости, выполненные в формате журналистских расследований. Например, Sunday Times задалась вопросом: кто является владельцами квартир самого дорогого комплекса в Hyde Park. На ноябрь 2011 г. из 56 апартаментов общей стоимостью более 2 млрд долл. только 4 принадлежали реальным частным лицам. Данные же о владельцах остальных 52 апартаментов были сокрыты через трасты и прочие офшорные структуры

1 taxjustice.net/cms/upload/pdf/Price_of_Offshore_Revisited_120722.pdf.

(25 - Британские Виргинские острова, 6 - о. Мэн, 4 - Джэрси, 4 - Кай-мановы острова, 2 - княжество Лихтенштейн и т.д.)2.

Выработка мер противодействия офшоризации стала одной из важных тем саммитов С20. Для Российской Федерации тема деофшоризации экономики также очень актуальна. Президент РФ В. Путин в своем послании Федеральному собранию в конце 2012 г. отметил: «...9 из 10 существенных сделок, заключенных крупными российскими компаниями, включая компании с госучастием, не регулируются отечественными законами. Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики»3.

В то же время нельзя не отметить, что специфика офшорных структур российского происхождения заключается в том, что они создаются не только и не столько для оптимизации налоговых платежей, сколько для обеспечения правовой защищенности и стабильности основного бизнеса. Использование диспозитивных норм из англосаксонской системы права позволяет более гибко определять условия сделок и эффективнее управлять корпоративными структурами. А сокрытие реальных владельцев - это не только уклонение от налогов, но и инструмент защиты бизнеса от возможных рейдерских захватов.

По нашему мнению, на сегодня без использования офшорного инструментария российский бизнес не способен сохранять положительный приток чистой прибыли, а значит, быть конкурентоспособным. Причина этому - сосредоточение финансовых ресурсов в добывающих отраслях промышленности, где компании могут конкурировать между собой только ценой и объемом добываемой продукции, а не потребительскими качествами товара. Поэтому отечественные компании вынуждены оптимизировать свои трансакционные издержки, используя офшорные схемы. А поскольку таким образом действует отечественный крупный бизнес, то средние и мелкие фирмы подстраиваются под задаваемые им «правила игры».

К счастью, задача по деофшоризации российской экономики поставлена на самом высоком уровне. Предпринимаются и реальные шаги. Так, в частности:

• госкомпаниям дано поручение Правительства от 28 декабря 2011 г. № ВП-П13-9308 запросить информацию о владельцах и бенефициарах компаний-поставщиков;

• изменено определение бенефициарного владельца в федеральном законе №115 -ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

2 thesundaytimes.co.uk/sto/Magazine/Features/article819257.ece.

3 kremlin.ru/transcripts/17118.

• внесено изменение в Налоговый кодекс РФ об установлении ставки налога в размере 30% на дивиденды по акциям российских компаний, если держатель акций - иностранное лицо - не предоставляет налоговому агенту информацию о своих бенефициарах.

Совсем недавно на рассмотрение в Госдуму внесен проект федерального закона «О статусе национального бизнеса в Российской Федерации»4. На необходимость разработки закона «О национальной компании» указывают российские экономисты - исследователи офшорной практики. Например, Б.А. Хейфец рассматривает принятие такого закона как одну из мер по деофшоризации российской экономики [1].

Рассмотрим содержание этого законопроекта подробнее. Пожалуй, это первая попытка законодательных органов направленная на «мягкую» деофшоризацию российской экономики.

Согласно законопроекту, необходимо создать единый государственный реестр национального бизнеса. Для вхождения в этот реестр и получения специального правового режима юридическое лицо должно быть зарегистрировано в соответствии с законодательством РФ, а также должно осуществлять коммерческую деятельность на территории РФ. Включение в реестр не допускается, если доля иностранных физических или юридических лиц превышает десять процентов уставного (складочного) капитала или в отношении которых установлен иной вид контроля со стороны иностранных физических или юридических лиц.

Мерами государственной поддержки субъектов, обладающих статусом национального бизнеса в Российской Федерации, являются:

• применение специального льготного налогового режима;

• установление ограничений по размеру процентных ставок при кредитовании;

• предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, а также части затрат по лизинговым платежам;

• предоставление государственных и муниципальных гарантий;

• предоставление преимущественного права при проведении приватизации и заключении договоров аренды государственного и муниципального имущества;

• предоставление преимущественного права при выделении земельных участков;

• установление ограничений по размеру тарифов на предоставление услуг субъектами естественных монополий;

4 asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/A1012354CB72441B43257C120031B973/$FI LE/371173-6.PDF?OpenElement.

• формирование условий для применения федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления упрощенных разрешительных и регистрационных процедур;

• иные меры поддержки, предусмотренные федеральным законодательством для субъектов, обладающих статусом национального бизнеса в Российской Федерации.

Сведения, содержащиеся в едином государственном реестре национального бизнеса, являются открытыми и общедоступными.

Закон также предполагает возможность создания объединения в форме ассоциаций (союзов) и некоммерческих партнерств, которые могут создаваться по территориальному, отраслевому, межотраслевому или иным признакам.

Повышение престижности российской юрисдикции служит, безусловно, важным аспектом на пути деофшоризации экономики. Однако оказание поддержки только национальному бизнесу, даже если не рассматривать чисто юридический аспект дискриминации компаний с иностранным участием, создает определенную угрозу для привлечения иностранных инвестиций, без которых на сегодняшний день затруднительно развитие высоких технологий. Кроме того, при существующем высоком уровне коррупции оказание господдержки может превратиться в помощь для «своих», а еще хуже - для неэффективных отсталых предприятий.

На наш взгляд, подходы к стимулированию национального бизнеса должны различаться для добывающих, классических обрабатывающих и инновационных отраслей. При этом поддержка должна оказываться компаниям-производителям, но не посредникам-перекупщикам. Причина простая - разные нормы прибыли, уровень импортных поставок (внешней конкуренции), уровень развития технологий, степень влияния на национальное богатство и национальную безопасность. Поэтому, думается, важно не просто определить возможность формирования объединений национального бизнеса, но более того, сформировать их по отраслевому принципу и определить их как важные звенья во взаимодействии между национальным бизнесом и государством.

В рассматриваемом законопроекте можно увидеть и некоторые «лазейки» для увода капитала национального бизнеса в офшоры. Если говорить о российской компании, в уставном капитале которой не участвуют иностранные лица, то известно как минимум четыре механизма для вывода капитала с использованием посреднических офшорных структур5:

1. Выплата процентов по привлеченным кредитам;

5 delovoymir.biz/ru/columns/3501.

2. Выплата роялти (лицензионные платежи) за использование прав на объекты интеллектуальной собственности;

3. Оплата управленческих и иных услуг;

4. Продажа (ликвидация) операционной компании.

Эти механизмы законопроект не учитывает.

В этой связи представляются целесообразными следующие ограничения для компаний, имеющих специальный правовой режим национального бизнеса:

• внести изменения в правила контролируемой задолженности компаний, имеющих статус национального бизнеса, а именно:

• сократить коэффициент превышения задолженности перед иностранным лицом над собственным капиталом;

• заимодавцем для определения контролируемой задолженности национального бизнеса будет являться иностранная компания, владеющая любой долей такого национального бизнеса;

• установить максимальные по размеру роялти по таким видам объектов интеллектуальной собственности, как товарные знаки и географические указания;

• установить запрет на управленческие и консалтинговые услуги, предоставляемые иностранными лицами6.

Помимо уже реализованных и запланированных на ближайшее время мер требуется обратить пристальное внимание на несовершенство российского корпоративного законодательства, в частности, закона об акционерных обществах и закона о банкротстве.

В возможность внедрения на практике жестких административных мер для борьбы с офшоризацией российских транснациональных компаний верится с трудом. Поэтому предлагается сфокусировать усилия на комплексе мероприятий, стимулирующих сбалансированное развитие отечественного производства наукоемкой продукции. Немаловажным становится создание инструментов накопления и сохранения капитала в стране. Их детальное рассмотрение, а также выработка методик реализации может быть интересной и практически значимой целью новых исследований.

Литература

Хейфец Б.А. Деофшоризация российский экономики: возможности и пределы. М.: Институт экономики РАН, 2013.

6 Эта мера не должна привести к большим потерям для консалтинговых компаний так называемой «большой четверки», осуществляющей свою деятельность в России, - в качестве их клиентов остаются дочерние фирмы зарубежных производителей, представительства, импортеры. С другой стороны, эта мера позволит стимулировать развитие отечественных экспертов, а самое главное - устранит еще одну «лазейку» для «легального» увода капитала в офшорные структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.