ОБЗОРЫ СТУДЕНЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
Походы Экоклуба ЮУГМУ для профилактики стресса и эмоционального выгорания
Гилязов В.Д., Безуглый Т.А., Ямушев Е.
Экологический клуб
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России
г. Челябинск
Гилязов В. Д. - студент ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава РФ, Российская Федерация, Челябинск
Безуглый Т. А. - член Совета НОМУС ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава РФ, Российская Федерация, Челябинск
Ямушев Е. - студент ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава РФ, Российская Федерация, Челябинск
Аннотация
В статье рассматривается проект походы Экоклуба Южно-Уральского государственного медицинского университета, как средство профилактики стресса и эмоционального выгорания среди студентов и сотрудников университета. В условиях современного образовательного процесса, характеризующегося высокой нагрузкой и интенсивностью, важно находить эффективные методы для поддержки психоэмоционального здоровья.
Исследование включает в себя анализ организации и проведенных мероприятий Экоклуба, а также обратную связь от их участников. В статье подчеркивается значимость активного отдыха и взаимодействия с природой для снижения уровня стресса и повышения общего благополучия.
Результаты показывают, что участие в походах способствует улучшению настроения, развитию командного духа и навыков стресс-менеджмента. Данная работа нацелена на популяризацию активных форм отдыха и осознание важности гармоничного взаимодействия с природной средой для психического здоровья.
Ключевые слова: студенты-медики, стресс, походы, эмоциональное выгорание, проект, студенческий проект
Актуальность. Каждодневное штудирование учебников, написание многотомных конспектов сильно утомляет всякого человека. Отрицательные оценки печалят студента, а мысли о предстоящей сессии вводят в панику. Всё это день за днём давит на студентов, закрывает их в своих проблемах, не давая и надежды о хорошем исходе. Здесь нужно найти то, что выведет студента из этой повседневной рутины, даст ему отдохнуть от тревожных мыслей и взглянуть на собственную ситуацию с другой стороны. Можно покинуть свои четыре стены и выбраться подальше на красивую природу [1, 4].
Такой возможностью становится проект «Походы Экоклуба ЮУГМУ для профилактики эмоционального выгорания». Что может быть лучше моржевания, или прогулки по живописным местам на свежем воздухе, в приятной компании? Приводим результаты качественного социологического исследования участников проекта:
Участница 1: «Природа позволяет отдохнуть духовно и размяться физически. Походы Экоклуба всегда заряжают энергией и позитивом на долгое время».
Участница 2: «100% поход повлиял положительно. Невероятная природа и чистейший воздух приносят одно удовольствие и конечно же спокойствие».
На актуальность как проблемы стресса и эмоционального выгорания, так и проекта походов, указывают исследования, проведенные среди студентов-медиков ЮУГМУ и других университетов [1].
Цель исследования: оценить эффективность проекта походов экологического клуба для профилактики эмоционального выгорания и стресса.
Методы и материалы. Проведено количественное и качественное исследование участников проекта «Походы Экологического клуба ЮУГМУ для профилактики эмоционального выгорания». В рамках проекта проведено 12 мероприятий (11 походов и 1 сплав, мероприятия систематизированы в таблице №1) [2].
Количественное исследование. Разработана Яндекс Форма, распространенная среди участников походов с №4 по №12. В опросе проголосовали 137 участников.
Качественное исследование. Интервьюирование 19 участников похода на «Аракульский шихан», участникам исследования было предложено последовательно ответить на 3 следующие вопроса: «Как тебе прошедший поход?», «Как ты считаешь, поход снизил уровень стресса от учебы?» и «Как ты считаешь, сказался ли поход положительно на эмоциональном фоне?».
Для соблюдения принципов исследовательской этики, комментарии участников исследования были зашифрованы («Участник 1», «Участник 2» и далее).
Таблица 1. Мероприятия в рамках проекта
№ Направление похода Дата Количество
п/п участников
1 НП Таганай (Большая каменная река) 14.05.2023 24
2 НП Таганай (Большая каменная река и Двуглавая сопка) 17.09.2023 45
3 Кыштым (гора и пещера Сугомак) 08.10.2023 27
4 Экопрогулка (Челябинский сосновый бор) 13.10.2023 17
5 НП Зюраткуль (гора и озеро Зюраткуль) 22.10.2023 34
6 Кыштым (скала Крылья дракона и штольни Слюдорудника) 17.12.2023 20
7 Река Ай (р.Каменка, пещера Кургазак, Айские притесы) 07.04.2024 37
8 Аракульский шихан 28.04.2024 30
9 НП Таганай (Большая каменная река и Двуглавая сопка) 19.05.2024 48
10* Река Ай (двухдневный сплав) 13.07-14.07. 2024 26
10 НП Таганай (Большая каменная река и Двуглавая сопка) 15.09.2024 54
11 Кыштым (Уральское Бали, гора и пещера Сугомак) 29.09.2024 36
12 Аракульский шихан 27.10.2024 36
Итого: 434
* организован двухдневный сплав
Результаты исследования. Учеба студентов-медиков часто ассоциируется с высоким уровнем стресса и эмоционального выгорания, что вызвано учебными нагрузками и социальными напряжениями [1].
Рассмотрим собранные ответы на вопрос влияния походов на уровень стресса: Участник 3: «В таких походах всегда получается опустить на время все тревожные мысли и просто отдыхать душой, любуясь природой»
Участник 4: «Мне всегда нравились мероприятия с выходом на природу, особенно походы, так что да, да и ещё раз да! [контекст: снижают уровень стрессаУ»
В ответах каждый из участников отметил позитивное влияние походов на уровень стресса.
Рассмотрим собранные ответы на вопрос влияния походов на эмоциональное выгорание студентов-медиков:
Участник 2: «Походы Экоклуба всегда заряжают энергией и позитивом на долгое
время»
Участник 5: «Свежий воздух и ходьба разбавили дни учебы»
Участника 6: «Поход однозначно снизил уровень стресса и положительно сказался на моем эмоциональном состоянии»
По мнению каждого опрошенного участника, в связи со сменой окружающей обстановки, «умственной перезагрузке» (участник 7) и впечатлениям, как от компании, так и от природы, уровень стресса существенно снижается.
Ведущими факторами, объясняющими представленные результаты, участники называют: достижение целей (покорение горных вершин или пещер), формирование социальных связей и живописную природу.
Обоснование и обсуждение полученных результатов. Во-первых, походы способствуют физической активности, которая имеет положительное влияние на психоэмоциональное состояние. Регулярные физические нагрузки помогают снизить уровень кортизола — гормона стресса, что ведет к улучшению настроения и общего самочувствия. Прогулки на свежем воздухе, особенно в природной среде, значительно снижают уровень тревожности и депрессивных состояний.
Во-вторых, студенческие походы способствуют формированию социальных связей и поддержанию дружеских отношений. Общие впечатления и совместные испытания укрепляют командный дух и чувство принадлежности к группе, что значительно снижает уровень стресса. Поддержка друзей в сложные моменты помогает справиться с негативными эмоциями и способствует более эффективному обучению.
Кроме того, такие мероприятия предоставляют возможность отключиться от образовательного процесса и привычной рутины, что является необходимым для восстановления психической энергии. Пауза от академической среды позволяет студентам переосмыслить свои цели и приоритеты, что может привести к повышению мотивации и улучшению академических результатов.
Позитивное влияние спорта и физической культуры на эмоциональное состояние и стресс неоднократно описано в научно-исследовательских работах и подтверждается в проведенном Экологическим клубом ЮУГМУ исследованием [3, 5-7].
Выводы. 1. Проект «Походы Экологического клуба ЮУГМУ для профилактики эмоционального выгорания и стресса» показал высокую эффективность в процессе профилактики стресса среди студентов, о чем свидетельствуют как количественные (100% без учета сплава, 96% с учетом сплава), так и качественные (все участники глубинного интервью) методы исследования.
2. Каждый из 19 респондентов интервьюирования указал на то, что участие в походе помогает снизить стресс от учебных нагрузок и положительно влияет на эмоциональный фон.
3. Ведущими факторами, объясняющими представленные результаты, участники называют: достижение целей (покорение горных вершин или пещер), формирование социальных и живописную природу.
Финансирование. Проект «Походы Экологического клуба ЮУГМУ для профилактики эмоционального выгорания и стресса» проведен при поддержке администрации Южно-Уральского государственного медицинского университета.
Исследование проведено и подготовлено в рамках реализации проекта «Молодежная научная лаборатория «Синопсис» при поддержке Росмолодежь.Гранты.
Список литературы
1. Вишникина, Е. С. Эмоциональное выгорание, что делать? / Е. С. Вишникина // Студенческий медицинский научный журнал "Синопсис". - 2024. - № 2(2). - С. 10-13. - EDN CRTSBT.
2. Гилязов, В. Д. Походы Экологического клуба ЮУГМУ / В. Д. Гилязов, Т. А. Безуглый // Студенческий медицинский научный журнал "Синопсис". - 2024. - № 1(1). - С. 15-17. - EDN N^0^.
3. Закирова, А. Ш. Занятия спортом как средство борьбы со стрессом у студентов / А. Ш. Закирова, А. Г. Пророкова // Большая студенческая конференция : сборник статей VIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 марта 2024 года. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. - С. 118-122. - EDN ГОМШУ
4. Кешвединова, А. А. Состояние эмоционального интеллекта и показатели эмоционального выгорания у студентов-медиков / А. А. Кешвединова, С. Г. Ященко // Молодежь - практическому здравоохранению : XIII Всероссийская с международным участием научная конференция студентов и молодых ученых-медиков, Иваново, 13 ноября 2019 года. - Иваново: Ивановская государственная медицинская академия, 2019. - С. 456-459. - EDN LVIRFM.
5. Спиридонова, А. А. Занятия физической культурой и спортом как средство профилактики депрессии / А. А. Спиридонова // Студенческая наука и XXI век. - 2023. - Т. 20, № 1-1(23). - С. 48-50. - EDN TPWOYE.
6. Спорт как один из способов избавиться от стресса / А. В. Катовщикова, Ч. Б. Цыдыпова, Б. О. Цыренов, А. Н. Мирошникова // Форум молодых ученых. - 2022. - № 5(69). - С. 158-161. - EDN ВХСОГЬ.
7. Чумак, А. Ю. Физическая культура как средство профилактики депрессии / А. Ю. Чумак // Вестник науки. - 2024. - Т. 4, № 6(75). - С. 1623-1626. - EDN FJERFN.