УДК 378.17+37.015.3
ББК Ю962.3 ГРНТИ 15.81.21 Код ВАК 5.3.4
Раецкая Илона Евгеньевна,
SPIN-код: 5884-6659
кандидат психологических наук, начальник научно-исследовательского отдела, Ставропольский государственный педагогический институт (Филиал в г. Ессентуки); 357601, Россия, г. Ессентуки, ул. Долина Роз, 7; e-mail:
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогические вузы; студенты-педагоги; подготовка будущих педагогов; образовательное пространство; психологическое здоровье; компоненты психологического здоровья
АННОТАЦИЯ. В статье исследуется проблема становления компонентов психологического здоровья будущего педагога в образовательном пространстве вуза. Цель исследования: изучение ключевых аспектов психологического здоровья будущих педагогов, а также разработка модели становления данного новообразования с учетом комплекса психолого-педагогических и организационных аспектов, которые необходимо обеспечить в образовательном пространстве вуза. К основным методам исследования относятся: анализ научных публикаций, учебников и пособий по проблеме исследования, а также моделирование развивающих психолого-педагогических условий в пространстве педагогического вуза. В качестве результатов выступает систематизация научных данных, связанная с выявлением психолого-педагогических условий современного вуза и аспектов его воспитательной и психокоррекционной деятельности со студентами в контексте комплексного развития качеств психологического здоровья обучающихся. Нами разработана модель развития компонентов психологического здоровья будущих педагогов в образовательном пространстве вуза. Описаны организационно-диагностические, методологические, содержательные, инструментальные и результативные аспекты деятельности в рамках разработанной модели. Особое значение и научную новизну представляют сформулированные показатели результативности по таким блокам, как: ценностный. когнитивный, эмоционально-волевой, инструментальный и рефлексивный. Сделаны выводы о необходимости функционирования психологической службы, ряда воспитательных подразделений и органов самоуправления в рамках педагогического вуза как факторов образовательной среды, значимых для укрепления психологического здоровья студентов.
БЛАГОДАРНОСТИ: работа выполнена в рамках краевой инновационной площадки «Инновационные психолого-педагогические технологии развития субъектной ресурсности обучающихся как фактора жизнестойкости в контексте обеспечения психологической безопасности в трудных условиях и ситуации неопределенности».
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Раецкая, И. Е. Психологическое здоровье будущего педагога в образовательном пространстве педагогического вуза / И. Е. Раецкая. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2024. - № 2. - С. 290-298.
Raetskaya Ilona Evgenievna,
Candidate of Psychology, Head of Research Department, Stavropol State Pedagogical Institute (Branch in Essentuki), Essentuki,
Russia
PSYCHOLOGICAL HEALTH OF A FUTURE TEACHER
IN THE EDUCATIONAL SPACE OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY
KEYWORDS: pedagogical universities; student teachers; training of future teachers; educational space; psychological health; components of psychological health
ABSTRACT. The article examines the problem of developing the components of psychological health of a future teacher in the educational space of a university. The purpose of the study: to study the key aspects of the psychological health of future teachers, as well as to develop a model for the formation of this new formation, taking into account the complex of psychological, pedagogical and organizational aspects that need to be ensured in the educational space of the university. The main research methods include: analysis of scientific publications, textbooks and manuals on the research problem, as well as modeling of developing psychological and pedagogical conditions in the space of a pedagogical university. The results are the sys-tematization of scientific data related to the identification of the psychological and pedagogical conditions of a modern university and aspects of its educational and psychocorrectional activities with students in the context of the comprehensive development of the qualities of psychological health of students. We have developed a model for the development of components of psychological health of future teachers in the educational space of the university. Organizational, diagnostic, methodological, substantive, instrumental and effective aspects of activity within the framework of the developed model are described. Of particular importance and scientific novelty are the formulated performance indicators for such blocks as: value-cognitive, emotional-volitional, instrumental and reflective. Conclusions are drawn about the need for the functioning of the psychological service, a number of educational units and self-government bodies within the pedagogical university as factors in the educational environment that are significant for strengthening the psychological health of students.
© Раецкая И. Е., 2024
ACKNOWLEDGMENTS: the work was carried out within the framework of the regional innovation platform "Innovative psychological and pedagogical technologies for the development of students' subjective resourcefulness as a factor of resilience in the context of ensuring psychological safety in difficult conditions and situations of uncertainty."
FOR CITATION: Raetskaya, I. E. (2024). Psychological Health of a Future Teacher in the Educational Space of a Pedagogical University. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 290-298.
Постановка проблемы и обоснование актуальности ее решения в настоящее время. Условия социальной жизни, которые обусловлены современным общественно-экономическим и политическим контекстом, предъявляют качественно иные требования к человеческой психике, от человека требуется комплекс адаптационных изменений организма для успешной социализации, в том числе в профессиональной среде.
В ряде современных научных разработок подчеркивается значимость проблемы сохранения психологического здоровья (далее - ПЗ) у врачей и педагогов, которые задействованы в «лечении и воспитании подрастающего поколения» [10, с. 354]. Именно в данных областях профессиональной деятельности важно научиться заботиться о себе и постулировать здоровье как ценность в социуме.
Обоснование актуальности проблемы ПЗ будущего педагога связано с определяющей ролью личности профессионала, к ключевым характеристикам которой относится достаточный уровень ПЗ: «положительное отношение к себе и к другим, эмоционально-волевая устойчивость, рефлексивность» [12, с. 45]. Психологически здоровая личность педагога, по словам И. Н. Симаевой, более значима, чем его компетентность, поэтому в эту сферу должны приходить «люди эмоционально-устойчивые, рефлексивные с хорошей саморегуляцией, энтузиасты дела» [12, с. 46].
Укрепление психологического здоровья будущих педагогов, согласно современным исследованиям, - это одна из ключевых задач «гуманистической образовательной системы» [1, с. 6]. Важно отметить актуальную тенденцию гуманизации образования через акценты деятельности образовательного учреждения высшего образования (далее -ВО), основными из которых являются: функционирование целостной педагогической системы на принципах гуманистических ценностей, здоровьесбережения всех участников образовательного процесса (далее - ОП), а также создание комплекса психолого-педагогических и социальных условий для развития и самореализации обучающихся [1, с. 6]. Одним из направлений реализации гуманистической парадигмы является «гуманистическое педагогическое взаимодействие», в том числе в рамках реализации соответствующих воспитательных практик.
Новизна исследования связана с систематизацией научных исследований по проблеме психологического здоровья будущих педагогов в образовательной среде вуза. В рамках исследования проведен целостный анализ конструкта «психологическое здоровье», содержательно раскрыты критерии ПЗ будущего педагога и направления реализации психолого-педагогического процесса в этом контексте. Разработана и описана идеальная модель реализации процесса развития компонентов ПЗ студентов, определены содержание по каждой позиции модели, ожидаемые результаты по ключевым критериям сформированности ПЗ: ценностному, когнитивному, эмоционально-волевому, инструментальному и рефлексивному. Показаны новые методы работы по становлению психологического здоровья студентов в рамках созданных в педагогическом вузе подразделений: психологической службы, школы молодого педагога, патриотического клуба и т. д.
Цель исследования: изучение ключевых аспектов психологического здоровья будущих педагогов, а также разработка модели становления данного новообразования с учетом комплекса психолого-педагогических и организационных аспектов, которые необходимо обеспечить в образовательном пространстве вуза.
Анализ последних исследований и публикаций по рассматриваемой проблеме. Проблемы психологического здоровья личности исследовались в трудах, посвященных:
- изучению здоровья личности, места и значения психического и психологического здоровья, его сущностных характеристик и основных компонентов (В. А. Ананьев, Б. С. Братусь, И. Е. Декман, И. В. Дубровина, Р. И. Айзман, А. В. Никольский, В. И. Слобод-чиков, О. В. Хухлаева и др.);
- анализу прикладных аспектов обеспечения психологического здоровья в образовательном процессе (Л. А. Байкова, Р. И. Айзман, А. В. Лебедев, О. Г. Прохорова, В. И. Петрушин, В. Б. Рубанович, А. В. Микля-ева и др.);
- исследованию проблем становления психологического здоровья будущих педагогов (И. Е. Декман, А. В. Микляева, А. В. Ру-дыхина, Т. А. Умаров, М. А. Кечина, О. А. Демидова, О. В. Лебедева, Е. Б. Мамонтова, И. Н. Симаева и др.).
Недостаточно представлены рекомен-
292 психолого-педа1
дации относительно модели формирования компонентов ПЗ будущих педагогов в образовательном пространстве вуза, позволяющей осуществить системный подход к психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в становлении такого значимого личностного новообразования.
Методология и методы исследования. В статье мы используем методы анализа научной литературы по проблеме исследования, анализ документальных источников, а также моделирование.
Изложение основного материала исследования. Для представления сути психологического здоровья определим ключевые характеристики теоретического конструкта «здоровье». Говоря о сущности здоровья, отметим, что в научных разработках Р. И. Айзмана и соавторов систематизированы основные признаки данного многомерного состояния в рамках обеспечения необходимых функциональных возможностей организма, к основным из которых относятся:
- «динамическое равновесие организма и внешней среды и нормальные реакции на ее воздействие» [4, с. 13];
- способность полноценно осуществлять комплекс социальных функций личности, в том числе на основе эффективной социальной адаптации, и сохранение внутренней устойчивости;
- отсутствие болезненных состояний, изменений;
- наличие гармонии как физических, так и духовных ресурсов человека, достаточный уровень личного благополучия (фи-
кое образование
зического, психологического, социального).
Мы вслед за В. А. Лицук склонны определять здоровье как «проявление внутренней активности», способность к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию [4, с. 14].
Одним из значимых, наряду с соматическим и социально-духовным уровнем здоровья, является психическое. Психологическое здоровье (ПЗ) является частью психического и представляет собой, по А. В. Никольскому, «динамически развивающуюся функциональную систему, целью которой является обеспечение целостного отношения человека к условиям окружающей среды» [9, с. 268]. В корне ПЗ находится «способность к адаптации» как отражение качества и специфики «взаимодействия внешнего и внутреннего процесса реализации потенциальных возможностей индивида в конкретных условиях жизни, движение к гармонии» [9, с. 274]. Важно отметить, что объективными метками нарушения ПЗ являются «эмоциональные и личностные нарушения (связанные с неправильной системой убеждений), а также нарушения адаптации» [15, с. 99].
Принцип адаптивности обеспечивает целостность, и одной из задач ПЗ является «сохранение подлинной идентичности человека» [9, с. 19], а также оптимизация соотношения психологических и соматических свойств человека на разных этапах его развития.
В его структуре четко выделяется ряд критериев, представленных на рисунке.
Психологическое здоровье будущего педагога
1. "Адекватный возрасту уровень зрелости
(личностной, эмоциональной, познавательной сфер)" [8, с. 38]
2. Саморегуляция и активное приспособление
3. Неразделенность и необходимость полноценной работы телесного и психического
4. Гармония эмоционального, интеллектуального, телесного и социального опыта
Рис. Критерии психологического здоровья
Анализ исследований В. И. Слободчи-кова по проблеме ПЗ позволяет выделить такие основные компоненты ПЗ, как «аксиологический, инструментальный, по-требностно-мотивационный» [13, с. 96].
А. В. Микляева и соавторы указывают, что в формировании критериев ПЗ студентов «актуализируются риски взросления, что повышает их тревожность и снижает адаптивные возможности» [7, с. 106].
Мы разделяем взгляд ученых, согласно которому источниками здоровья и личностного благополучия будущих педагогов являются не только их индивидуальные ресурсы, но и средовые - как значимый аспект функционирования личности в образовании. Комплекс «сфер социальной активности молодых людей» [7, с. 107] оказывает влияние на развитие качеств творческой адаптации и созидательной позиции на ранних этапах профессионализации. Комплекс данных социальных пространств должен пополняться разнообразными ва-
Цели работы с б
риантами «сотрудничества с молодежными организациями и фондами, занимающимися проблемами психического здоровья и способствующих социализации молодых специалистов ».
Мы, вслед за А. В. Микляевой, считаем наиболее важными такие характеристики образовательного пространства, как: «ощущение безопасности ОС 1, удовлетворенность самим вузом и собственным профессиональным выбором» [7, с. 109].
Следовательно, ресурсы образовательной среды, выбираемые образовательные технологии являются одним из ключевых факторов психологического здоровья личности студента.
Опираясь на научные разработки О. Г. Прохоровой [11], мы сформулировали цели психолого-профилактической работы с будущими педагогами (табл. 1).
1 ОС - образовательная среда.
Таблица 1
ими педагогами
Компонент ПЗ Цели развивающей работы
Аксиологический Тренинговая и просветительская работа, консультации психолога в индивидуальном и групповом формате по развитию навыков понимания системы собственных ценностей, принятию себя и других, толерантности; умений взаимодействия на основе взаимного уважения
Инструментальный Формирование комплекса средств самопознания, навыков в структуре эмоционального интеллекта, психологической готовности к изменениям
Потребностно-мотивационный Становление «авторской» позиции в построении личностной и профессиональной траектории развития. Формирование созидательной позиции в труде педагога
От содержания и качества данных критериев зависит уровень ПЗ будущих педагогов, который представлен в ведущих научных исследованиях [3, с. 329] такими показателями, как:
- креативный - как высший уровень сформированного творческого отношения к реальности, созидательная позиция личности профессионала и развитые способности к адаптации, психологическая готовность к изменениям, в том числе в ситуации стресса;
- адаптивный - средний уровень развития ПЗ, характерный для личности с повышенной тревожностью, которая нуждается в профилактической работе;
- дезадаптивный - низкий уровень ПЗ, характерный для человека с низким адаптационным потенциалом и нуждающегося в психологической поддержке.
В соответствии с данной классификацией считаем обоснованным организацию психологической службы вуза по таким направлениям, как:
- создание коррекционных программ по становлению положительного самоотношения, формированию адекватной самооценки, принятию других;
- формирование рефлексивных умений студентов в разных видах учебной и воспитательной работы;
- формирование потребности в саморазвитии, становление новообразований (рефлексивности и психологической готовности к изменениям) и профессиональных компетенций, необходимых для успешной адаптации на ранней стадии профессионализации.
Рассматривая человека как биопсихосоциальное существо, современные исследователи указывают на то, что «психологическое нездоровье» проявляется прежде всего нарушениями в ценностно-мотивационной сфере психики, что влечет за собой «снижение критичности мышления и утрату подконтрольности поведения» [2, с. 44]. Поэтому так значимо в рамках диагностической и психокоррекционной работы исследовать наличие патологических ценностных ори-ентаций, личностных смыслов и патологию субъектных отношений. Важно изучать ценностную структуру личности, ее направленность, которая в достаточной степени обеспечивает ее устойчивость.
На наш взгляд, необходимо также учи-
тывать и существующие в науке исследования качеств дезадаптивности - «несамостоятельности, некритичности, низкой способности планирования, анализа и контроля результатов деятельности» [5, с. 345]. Данные проявления должны стать мишенями профилактической и коррекционно-развивающей работы с будущими педагогами. Особого внимания заслуживает работа психологической службы вуза по формированию устойчивой саморегуляции студента как основы адаптивного уровня ПЗ.
Разрабатывая модель развития критериев ПЗ будущих педагогов, мы опирались на концептуальные положения и теории формирования ПЗ студента в образовательном пространстве, в том числе направленность образовательного и психокоррекци-онного процесса на становление всех компонентов ПЗ, использование развивающих образовательных технологий в рамках проблемно ориентированного (в том числе проектного), деятельностного и личностно ориентированного подходов.
В нашем исследовании моделируемая реальность представляет собой психолого-педагогический компонент образовательного процесса в вузе, создания наиболее оптимальных условий психолого-педагогического взаимодействия и психокоррекционной работы, направленной на совершенствование составляющих психологической культуры студентов.
Представленная модель относится к типу идеальных, так как она представлена
мысленными структурами, которые выбраны и построены по определенным критериям, отражающим специфику объекта моделирования. Материальная форма данной модели представлена в виде схемы. По цели модель относится к функциональной, так как отражает суть реализации психолого-педагогического явления, а по способу отражения объекта исследования - к мысленной.
Критерии представленной модели связаны с выделением существенных свойств процесса психолого-педагогического взаимодействия и построения взаимосвязанной системы развития всех компонентов психологического здоровья будущих педагогов в образовательной среде вуза. По нашему мнению, когда речь идет о моделировании педагогического процесса, важно описать идеальные характеристики по таким критериям, как:
- цели функционирования;
- специфика организации данного процесса в рамках конкретного вуза;
- методологическое обоснование направлений деятельности;
- содержание деятельности, методы и формы реализации;
- конкретные мероприятия по реализации условий успешного процесса развития ПЗ студентов;
- качественные показатели результативности развивающего процесса.
В таблице 2 представлена модель развития компонентов ПЗ будущих педагогов.
1. Целеполагающий блок
Цель: развитие всех компонентов психологического здоровья будущего педагога для достижения показателей адаптивного и креативного уровней_
2. Организационно-диагностический блок:
- создание предметно-пространственной развивающей среды в вузе, направленной на активизацию коммуникации и кооперации студентов, повышение их когнитивного и творческого развития. Работа в СНО и школе молодого педагога, в проектах наставничества и тьюторства;
- создание социальной среды образовательного учреждения как позиционирование организационной культуры, деятельности по принятию ее ценностей. Развитие кооперации и инновационной активности путем участия студентов в значимых событиях и проектах организации. В рамках конкретного вуза -участие студентов в деятельности волонтерского клуба, совета обучающихся и т. д. ;
- организация диагностики уровня сформированности компонентов ПЗ;
- планирование содержания программ психологического сопровождения студентов на разных курсах
3. Методологический блок:
- выбор основных образовательных подходов: проблемно ориентированного (в том числе проектного), деятельностного и личностно ориентированного;
- определение основного метода: активного проблемно-ситуационного анализа, основанного на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов), а также учебно-исследовательской деятельности по созданию проектов, участие в грантовой деятельности_
4. Содержательный блок
Основные разделы обучающей программы по совершенствованию компонентов ПЗ: 1. Теоретические основы (осведомленность студента о структуре и путях развития качеств ПЗ): совокупность знаний о значимости ПЗ как фактора, оказывающего влияние на качество жизни и ее продуктивность. Представления о направлениях деятельности по профилактике профессионального выгорания на разных этапах профессионализации._
Таблица 2
Модель развития компонентов ПЗ будущих педагогов
Продолжение таблицы 2
2. Проблемно-ориентированные занятия с использованием кейсов, тестов действий, творческих проектов по совершенствованию навыков креативного мышления и становлению психологической готовности к изменениям (аксиологический и инструментальный компонент ПЗ).
3. Тренинги и другие интерактивные технологии в развитии эмоционально-волевых, ценностно-мотивационных и рефлексивных компонентов ПЗ_
5. Инструментальный блок
Методы обучения: информационно-рецептивный, частично-поисковый, проблемный. Формы: деловые игры, лекции проблемного характера, мозговой штурм, тренинг, стажировки, наставничество, онлайн-интенсивы. Участие в «социально ценных делах» в рамках студенческих клубов, волонтерских отрядов и т. д._
6. Результативный блок
Основной результат: повышение уровня всех компонентов ПЗ на основе развития навыков рефлексивности, элементов готовности к изменениям, творческого самосознания будущих педагогов:
1. Ценностный (аксиологический): понимание ценности психологического здоровья личности педагога. Развитие мотивации достижения, направленности на обучение и принятие изменений, их прогнозирование и инициацию. Формирование качеств решительности, жизнестойкости, оптимизма. Развитие способности к перестройке ценностно-смысловых составляющих образа жизни, умений адаптироваться в нестабильной ситуации, оперативно переключаться на определенный режим работы.
2. Когнитивный: повышение уровня теоретических знаний о сути личностного новообразования - психологическое здоровье. Развитие способностей к изменению установок на основе новой информации, меняющегося контекста в образовательной среде.
3. Эмоционально-волевой: развитие качеств эмоционального интеллекта: внутриличностного и межличностного; овладение эффективными копинг-стратегиями «активного совладания» в ситуации стресса, овладение «формами психической саморегуляции, профилактики психического истощения и эмоционального выгорания» [3]. Развитие качеств саногенного мышления, умений применять самоанализ для понимания эмоций и умений управлять ими.
Формирование качеств волевой решительности, смелости, стрессоустойчивости. Становление компетенций эмоциональной саморегуляции в условиях перманентных социальных изменений (эффективного отреагирования эмоций, совладания с тревожностью и фрустрацией, развитие качеств самоорганизации).
4. Инструментальный: совершенствование умений принимать решения в условиях неопределенности, осуществлять изменения как личностных установок, так и профессиональных траекторий. Применять поисково-творческую активность для повышения результативности педагогической деятельности.
5. Рефлексивный: повышение качеств рефлексивности и самомониторинга, формирование адекватной самооценки (в том числе внутреннего локуса контроля) и оптимальность оценки процесса и результата деятельности; развитие качеств уверенности, нацеленности на успех деятельности и присвоения достижений как основы удовлетворенности собой и результатами профессиональной деятельности_
Считаем важным конкретизировать направления в рамках организационного блока модели, в частности указать на существующие площадки развития адаптивных возможностей студентов и актуализации их социальной активности как факторов развития психологического здоровья в рамках образовательного пространства Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки. Речь идет о таких подразделениях, как: психологическая служба, студенческий педагогический отряд «БЭМС», волонтерский отряд «Алые паруса», военно-патриотический клуб «Родина», спортивный клуб «Легенда» и совет обучающихся вуза. По каждому из данных направлений воспитательной и психокоррекционной работы предусмотрен ряд мероприятий по становлению качеств психологически здоровой личности с высокими показателями социальной активности, самоорганизации и созидательной позиции, сформированности ценностных основ будущей педагогической деятельности, развитию духовно-нравственных характеристик студента.
Важно отметить, что в рамках создан-
ных в вузе подразделений реализуется ряд новых методов становления компонентов ПЗ студентов. В частности речь идет о применении:
- методов мотивации созидательных действий и постоянного саморазвития: через деятельность школы молодого педагога (тью-торство и наставничество) реализуется метод содействия внутренней мотивации и метод побуждения - показа эталона (наглядной методики работы). Благодаря методу показа эталона у будущих педагогов постепенно формируется собственный «банк» позитивных эталонов, что является основой инструментального компонента ПЗ;
- методов показа перспектив будущей педагогической деятельности (спортивные, социальные, патриотические компоненты), что способствует формированию психологической готовности к специфике работы, выбору наиболее оптимальной модели деятельности с учетом инновационных тенденций в образовании;
- методов становления эмоционально-волевых и рефлексивных качеств в структуре ПЗ студентов благодаря деятельности психологической службы, проведению ин-
тегрированных занятий по педагогическому мастерству и психологии, мастер-классов по проблемным ситуациям профессионального педагогического взаимодействия и по профилактике выгорания;
- методов формирования качеств профессиональной идентичности на разных этапах профессионализации, в том числе имитационных (ролевые игры, квесты), побуждающих - конкурсы профессиональных достижений, проекты и грантовая деятельность в рамках научного студенческого общества и т. д.
В приоритете воспитательной деятельности находится задача вовлечения студентов в социально значимую деятельность, пропаганда здорового образа жизни молодежи, реализация их творческой инициативы.
Выводы исследования. В результате проведенного исследования мы определи сущностные характеристики психологического здоровья будущего педагога, к основным из которых относят: достаточный уровень адаптивных возможностей, устойчивая ценностно-мотивационная сфера с приоритетами гуманистических ценностей и ценностей ЗОЖ, развитые способности рефлексивности, самоорганизации и самоконтроля, психологической готовности к изменениям.
Также мы определили роль и значение образовательного пространства педагогического вуза, обеспечивающего комплекс психолого-педагогических и воспитательных площадок для актуализации разных сфер социальной активности молодых людей, развития качеств творческой адаптации и созидательной позиции будущих педагогов.
На основе анализа ряда научных концепций о сущности и структурных элементах ПЗ мы определили направления развивающей работы со студентами и разработали модель формирования составляющих ПЗ
в рамках образовательного пространства вуза. Нами обоснованы сущность данной идеальной педагогической модели, а также критерии ее создания, которые отражают сущностные свойства реализации психолого-педагогического процесса, направленного на совершенствование качеств психологического здоровья студентов. В частности, мы обосновали ключевые компоненты в структуре ПЗ будущего педагога, описали содержание ценностного, когнитивного, эмоционально-волевого, инструментального и рефлексивного компонента ПЗ.
Мы подробно описали содержание деятельности в контексте организационно-диагностического, методологического, содержательного, инструментального и результативного блоков модели. Также привели пример функционирования отдельных образовательных подразделений в конкретном педагогическом вузе. Речь идет о направлениях работы школы молодого педагога, психологической службы, волонтерского отряда, спортивного клуба и т. д. Мы описали новые методы воздействия на становление компонентов ПЗ, к основным из которых отнесли: мотивационные и побуждающие методы, методы развития качеств профессиональной идентичности педагога, а также активные методы развития качеств психической саморегуляции и стрессо-устойчивости.
Дальнейшие исследования по данной проблеме будут связаны с определением конкретных психокоррекционных мероприятий со студентами - носителями разного уровня развития ПЗ, формированием новых площадок социализации в образовательной среде вуза, в том числе с учетом тенденций расширения пространства самоопределения студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байкова, Л. А. Психология здоровья: социальное здоровье детей и молодежи : учебное пособие для вузов / Л. А. Байкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство «Юрайт», 2023. - 216 с. - URL: https: //urait.ru/bc0de/517501 (дата обращения: 30.01.2024). - Текст : электронный.
2. Декман, И. Е. Психолого-педагогические условия профилактики проблем тревожности и фрустрации в студенческом возрасте / И. Е. Декман. - Текст : непосредственный // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2022. - № 9. - С. 44-51. - DOI: 10.37882/25003682.2022.09.05. - EDN DPDAHG.
3. Декман, И. Е. Психологическое сопровождение образовательного процесса в вузе / И. Е. Декман, Л. А. Овчинникова. - Текст : непосредственный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9, № 3(32). - С. 329-332. - DOI: i0.26i40/anip-2020-0903-0076. - EDN DGWQVK.
4. Комплексная оценка здоровья участников образовательного процесса : учебное пособие для вузов / Р. И. Айзман, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман, В. Б. Рубанович ; под общей редакцией Р. И. Айзмана. -М. : Издательство «Юрайт», 2023. - 207 с. - URL: https://urait.ru/bc0de/518908 (дата обращения: 30.01.2024). - Текст : электронный.
5. Лебедева, О. В. Осознанная регуляция поведения и деятельности как основа психологического здоровья студента - будущего педагога / О. В. Лебедева, Е. Б. Мамонова, Е. В. Сидорина. - Текст : электронный // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osoznannaya-regulyatsiya-povedeniya-i-deyatelnosti-kak-osnova-psihologicheskogo-zdorovya-studenta-buduschego-pedagoga (дата обращения: 30.01.2024).
6. Лебедева, О. В. Научно-практические основы учебного курса «Психологическое здоровье будущего педагога» / О. В. Лебедева. - Текст : электронный // Педагогика и психология образования. - 2015. -
№ 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-prakticheskie-osnovy-uchebnogo-kursa-psihologicheskoe-zdorovie-buduschego-pedagoga (дата обращения: 30.01.2024).
7. Микляева, А. В. Ресурсы образовательной среды как фактор психологического здоровья студенток, получающих профессию педагога / А. В. Микляева, О. В. Рудыхина. - Текст : электронный // Нижегородское образование. - 2019. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/resursy-obrazovatelnoy-sredy-kak-faktor-psihologicheskogo-zdorovya-studentok-poluchayuschih-professiyu-pedagoga (дата обращения: 30.01.2024).
8. Митина, Л. М. Профессиональное здоровье педагога : учебное пособие для вузов / Л. М. Митина, Г. В. Митин, О. А. Анисимова. - 2-е изд., доп. - М. : Издательство «Юрайт», 2023. - 379 с. - URL: https: //urait.ru/bc0de/519006 (дата обращения: 06.02.2024). - Текст : электронный.
9. Никольский, А. В. Психология здоровья. Специфика и пределы адаптивности человека : учебник для вузов / А. В. Никольский. - М. : Издательство «Юрайт», 2023. - 303 с. - URL: https://urait.ru/bcode/ 518417 (дата обращения: 30.01.2024). - Текст : электронный.
10. Овчинникова, Л. А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации молодого педагога к условиям профессиональной деятельности / Л. А. Овчинникова, И. Е. Декман. - Текст : непосредственный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9, № 2(31). - С. 354357. - DOI: i0.26i40/anip-2020-0902-0086. - EDN XFWDSK.
11. Прохорова, О. Г. Психология семьи. Психологическое здоровье : учебное пособие для вузов / О. Г. Прохорова, В. С. Торохтий. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство «Юрайт», 2023. - 152 с. - URL: https: //urait.ru/bcode/514229 (дата обращения: 30.01.2024). - Текст : электронный.
12. Симаева, И. Н. Экзистенциальные проблемы и психологическое здоровье будущих педагогов в условиях инклюзивного образования / И. Н. Симаева, А. О. Бударина, В. А. Шатохина. - Текст : электронный // Образовательный вестник «Сознание». - 2020. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ ekzistentsialnye-problemy-i-psihologicheskoe-zdorovie-buduschih-pedagogov-v-usloviyah-inklyuziv-nogo-obrazovaniya (дата обращения: 30.01.2024).
13. Слободчиков, В. И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов. - Текст : непосредственный // Вопросы психологии. - 2001. -№ 4. - С. 91-105.
14. Умаров, Т. Н. Некоторые проблемы психологического здоровья студентов / Т. Н. Умаров, С. Ш. Кошонова. - Текст : электронный // Эпоха науки. - 2023. - № 33. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/nekotorye-problemy-psihologicheskogo-zdorovya-studentov (дата обращения: 06.02.2024).
15. Чернакова, М. С. Психологическое здоровье личности / М. С. Чернакова. - Текст : электронный // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2010. - № 16-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-zdorovie-lichnosti-1 (дата обращения: 06.02.2024).
REFERENCES
1. Baykova, L. A. (2023). Psikhologiya zdorov'ya: sotsial'noe zdorov'e detei i molodezhi [Health Psychology: Social Health of Children and Youth]. 2nd edition. Moscow, Izdatel'stvo «Yurait». 216 p. URL: https://urait.ru/ bcode/517501 (mode of access: 30.01.2024).
2. Dekman, I. E. (2022). Psikhologo-pedagogicheskie usloviya profilaktiki problem trevozhnosti i frustratsii v studencheskom vozraste [Psychological and Pedagogical Conditions for the Prevention of Problems of Anxiety and Frustration at Student Age]. In Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Poz-nanie. No. 9, pp. 44-51. DOI: 10.37882/2500-3682.2022.09.05. EDN DPDAHG.
3. Dekman, I. E., Ovchinnikova, L. A. (2020). Psikhologicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo protsessa v vuze [Psychological Support of the Educational Process at a University]. In Azimut nauchnykh issle-dovanii: pedagogika i psikhologiya. Vol. 9. No. 3(32), pp. 329-332. DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0076. EDN DGWQVK.
4. Aizman, R. I., Lebedev, A. V., Aizman, N. I., Rubanovich, V. B. (2023). Kompleksnaya otsenka zdorov'ya uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa [Comprehensive Assessment of the Health of Participants in the Educational Process]. Moscow, Izdatel'stvo «Yurait». 207 p. URL: https://urait.ru/bcode/518908 (mode of access: 30.01.2024).
5. Lebedeva, O. V., Mamonova, E. B., Sidorina, E. V. (2022). Osoznannaya regulyatsiya povedeniya i deyatel'nosti kak osnova psikhologicheskogo zdorov'ya studenta - budushchego pedagoga [Conscious Regulation of Behavior and Activity as the Basis for the Psychological Health of a Student - Future Teacher]. In Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. No. 74-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osoznannaya-regulyatsiya-povedeniya-i-deyatelnosti-kak-osnova-psihologicheskogo-zdorovya-studenta-buduschego-pedagoga (mode of access: 30.01.2024).
6. Lebedeva, O. V. (2015). Nauchno-prakticheskie osnovy uchebnogo kursa «Psikhologicheskoe zdorov'e budushchego pedagoga» [Scientific and Practical Foundations of the Training Course "Psychological Health of the Future Teacher"]. In Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ nauchno-prakticheskie-osnovy-uchebnogo-kursa-psihologicheskoe-zdorovie-buduschego-pedagoga (mode of access: 30.01.2024).
7. Miklyaeva, A. V., Rudykhina, O. V. (2019). Resursy obrazovatel'noi sredy kak faktor psikhologicheskogo zdorov'ya studentok, poluchayushchikh professiyu pedagoga [Resources of the Educational Environment as a Factor in the Psychological Health of Female Students Pursuing a Teaching Profession]. In Nizhegorodskoe obra-zovanie. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/resursy-obrazovatelnoy-sredy-kak-faktor-psihologicheskogo-zdorovya-studentok-poluchayuschih-professiyu-pedagoga (mode of access: 30.01.2024).
8. Mitina, L. M., Mitin, G. V., Anisimova, O. A. (2023). Professional'noe zdorov'e pedagoga [Professional Health of a Teacher]. 2nd edition. Moscow, Izdatel'stvo «Yurait». 379 p. URL: https://urait.ru/bcode/519006 (mode of access: 06.02.2024).
9. Nikolsky, A. V. (2023). Psikhologiya zdorov'ya. Spetsifika i predely adaptivnosti cheloveka [Psychology of Health. Specifics and Limits of Human Adaptability]. Moscow, Izdatel'stvo «Yurait». 303 p. URL: https://urait.ru/bcode/518417 (mode of access: 30.01.2024).
10. Ovchinnikova, L. A., Dekman, I. E. (2020). Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie protsessa adap-tatsii molodogo pedagoga k usloviyam professional'noi deyatel'nosti [Psychological and Pedagogical Support of the Process of Adaptation of a Young Teacher to the Conditions of Professional Activity]. In Azimut nauchnykh is-sledovanii: pedagogika i psikhologiya. Vol. 9. No. 2(31), pp. 354-357. DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0086. EDN XFWDSK.
11. Prokhorova, O. G., Torokhtiy, V. S. (2023). Psikhologiya sem'i. Psikhologicheskoe zdorov'e [Family Psychology. Psychological Health]. 2nd edition. Moscow, Izdatel'stvo «Yurait». 152 p. URL: https://urait.ru/bcode/ 514229 (mode of access: 30.01.2024).
12. Simaeva, I. N., Budarina, A. O., Shatokhina. V. A. (2020). Ekzistentsial'nye problemy i psikhologicheskoe zdorov'e budushchikh pedagogov v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Existential Problems and Psychological Health of Future Teachers in the Context of Inclusive Education]. In Obrazovatel'nyi vestnik «Soznanie». No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzistentsialnye-problemy-i-psihologicheskoe-zdorovie-buduschih-pedagogov-v-usloviyah-inklyuziv-nogo-obrazovaniya (mode of access: 30.01.2024).
13. Slobodchikov, V. I., Shuvalov, A. V. (2001). Antropologicheskii podkhod k resheniyu problemy psikho-logicheskogo zdorov'ya detei [An Anthropological Approach to Solving the Problem of Psychological Health of Children]. In Voprosy psikhologii. No. 4, pp. 91-105.
14. Umarov, T. N., Koshonova, S. Sh. (2023). Nekotorye problemy psikhologicheskogo zdorov'ya studentov [Some Problems of Psychological Health of Students]. In Epokha nauki. No. 33. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/nekotorye-problemy-psihologicheskogo-zdorovya-studentov (mode of access: 06.02.2024).
15. Chernakova, M. S. (2010). Psikhologicheskoe zdorov'e lichnosti [Psychological Health of the Individual]. In Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. No. 16-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-zdorovie-lichnosti-1 (mode of access: 06.02.2024).