Научная статья на тему 'Погребальная одежда эвенов Якутии (конец XIX - начало XX В. )'

Погребальная одежда эвенов Якутии (конец XIX - начало XX В. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
116
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Погребальная одежда эвенов Якутии (конец XIX - начало XX В. )»

Потанин Г.Н. Ерке - культ сына Неба в Северной Азии: Материалы к турко-монгольской мифологии. Томск, 1916. 129 с.

Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. 2-е изд. Горно-Алтайск, 2005. 1026 с.

Потапов Л.П. Пережитки культа медведя у алтайских турок // Этнограф-исследователь. 1928. С. 15-22.

Элерт А.Х. Народы Сибири в трудах Г.Ф. Миллера. Новосибирск, 1999. 240 с.

Г.Н. Варавина

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, г. Якутск ПОГРЕБАЛЬНАЯ ОДЕЖДА ЭВЕНОВ ЯКУТИИ (конец XIX - начало XX в.)

В традиционном обществе любая вещь была неотделима от человека, так как она отражает его мировоззрение. Особенно ярко это проявляется в таком феномене материальной культуры, как одежда, в которой отражается и духовная суть этноса.

Глубинное значение вещей проявляется в ритуале и ритуализированных ситуациях. Используемая в ритуале вещь выступает в роли символа. Предметные символы здесь призваны обозначать состояние (статусы) действующих лиц или выражать идеи общего характера (доля, плодородие, богатство, свое, чужое и т.п.). В традиционном обществе одежда наделялась особыми знаками. Обрядовая одежда (или ее части) - это одежда, предназначенная для ношения во время определенного обрядового действа. Выделение обрядовой одежды как погребальной основано на использовании ее во время ритуала.

Погребальная одежда относится к типу обрядовой, тесно связанной с народными обычаями и культурными традициями, сложившимися при проведении погребальных ритуалов.

По представлениям эвенов, хоронить человека обязательно нужно было в специально изготовленной для этого нарядной одежде. Иначе, как считалось, умерший в нижнем мире окажется бедным (История и культура эвенов, 1997, с. 115).

Обычай одевания покойника в похоронном обряде эвенов происходит таким образом: «Перед одеванием просят его, чтобы он оделся нормально и он не затруднял их своим «капризным» одеванием. После одевания завязывали покойника в трех местах, чтобы он закоченел, сохраняя позу человека. Эти завязки перед опусканием гроба в могилу обрезали ножом близкие родственники умершего» (Аллаиховский улус, 2005, с. 307).

По сообщениям У.Г. Поповой (1981, с. 191), погребальная одежда эвенов называлась «бусэк», которую старые люди готовили заранее, а если

умирал ребенок или молодой человек, то сразу же приступали к его изготовлению. В работе В.А. Туголукова отмечено, что похоронную одежду эвены из пос. Оётунг (нижняя Индигирка) называют бухук. Он пишет, что данное слово имеет отношение к общетунгусскому буга, означающему «небо», «вселенную» и «загробный мир» (Туголуков В.А., 1980, с. 175).

До сих пор в поселке Сасыр (Момский район Якутии) старики заранее готовили свою погребальную одежду (Дегтярев А.М., 2004, с. 16). Однако, по сообщениям некоторых информантов, в данном источнике отмечено, что обычай готовить заранее погребальную одежду «позднего (советского) происхождения. Возник он как реакция на обобществление оленей. Раньше погребальную одежду заранее не готовили. Она должна быть сшита уже после смерти человека» (История и культура эвенов, 1997, с. 115).

Тем не менее большинство исследователей отмечают, что эвены заранее готовили погребальную одежду. Как отмечает В.А. Туголуков, эвены из пос. Оётунг (нижняя Индигирка) нередко обряжали покойников в специальную похоронную одежду, которую те готовили себе при жизни, будничную одежду клали или вешали у могилы. По его мнению, чаще, однако, хоронили в той одежде, которую покойник носил перед смертью или надевал по случаю женитьбы (Туголуков В.А., 1980, с. 175).

По материалам Р.И. Бравиной (2008, с. 175), у якутов погребальной для женщин также считалась свадебная одежда, которую тщательно хранили на протяжении всей жизни, а для мужчин - выходной праздничный костюм. Р.С. Гаврильева (1998, с. 62) пишет, что «свою знаковую функцию свадебная одежда не теряла после свадьбы, а наоборот, сохраняла на протяжении всей жизни замужней женщины. По окончании свадебных ритуалов одежда невесты становилась выходной и праздничной, а в дохристианский период нарядная, праздничная одежда в случае смерти человека становилась даже погребальной. Раскопки многих дохристианских погребений первой половины XVIII в. являются тому подтверждением».

В настоящее время специальную погребальную одежду имеют немногие старики. Они ее действительно запасают заранее. Чаще всего в качестве погребальной одежды используют обычный национальный костюм, который имеют многие эвены. Если традиционной одежды не оказывается, родственники или соседи стараются дополнить последний наряд умершего каким-нибудь элементом традиционного костюма - торбасами, нагрудником и т.п. (История и культура эвенов, 1997, с. 115-116).

Бусэк шили из лучших оленьих шкур, так же тщательно, как обычные одежды; для молодых ее шили редкими швами (Попова У.Г., 1981, с. 191). В.А. Туголуков пишет, что, работая в 1970 г. среди эвенов северной Якутии, ими были выявлены некоторые детали, не отмеченные у эвенков. Так, «томпонские эвены (правобережье Алдана) обряжают покойников в одежду, сшитую без узлов, - чтобы облегчить душе освобождение от тела, когда она начнет свое путешествие» (Туголуков В.А., 1980, с. 174).

Однако то, что нельзя делать узлы на нитках при шитье погребальной одежды, - явление общераспространенное среди народов Сибири, с тем же представлением, что душа умершего может запутаться в узлах нитки. В работе Г.И. Варламовой мы находим сведения о том, что «обычай шить погребальную одежду, не завязывая узлов, характерен для дальневосточных эвенков». Она отмечает, что это «связано с представлением о судьбе-нити: никакие узлы не должны мешать умершему, он должен уйти из этого мира с освобожденной от узлов нитью жизни, ибо ему жить еще где-то в другом мире, а та жизнь, по воззрениям эвенков, очень похожа на нашу» (Варламова Г.И., 1996, с. 76).

У Р.И. Бравиной (1996, с. 103) мы находим некоторые такие же правила шитья погребальной одежды у якутов: «Шить нужно было слева направо, не делая при этом узлы на нитках: в них могла запутаться душа умершего. Иголка, которой шили погребальную одежду, приобретала, по поверьям якутов, магическое свойство: ее не выбрасывали, а хранили в специальной коробке. Так, например, женщина с помощью такой иглы могла отнимать у любого мужчины половую силу».

У чукчей также бытует такой обычай. По материалам В.Г. Богораза, одежду покойника шьют нитками из нечерненых сухожилий, в то время как сухожилия, употребляемые для шитья одежды живых людей, обычно зачернены сажей. На нитках нельзя завязывать узлы, так как каждый узел означает смертельную опасность для кого-нибудь из членов семьи (Бого-раз В.Г., 1939, с. 183).

Умершего летом одевали в праздничную нарядную одежду из ровдуги, в обувь олачики и перчатки из того же материала. Как указывает У.Г. Попова, напальчники одной перчатки с правой руки на указательном и большом пальцах обрезали: по древним представлениям, в «мире мертвых» человек также занимался охотой, как при жизни, и пальцы его правой руки должны свободно владеть оружием. На голову покойнику шили летнюю погребальную шапку из ровдуги - харази, круглой формы, края которой отделывались полоской красного цвета, украшенной строчками белого, голубого и синего бисера. Шапка надевалась на макушку головы умершего, уши оставались открытыми. На человека, умершего зимой, надевали зимний бусэк, шапку, унты и рукавицы (Попова У.Г., 1981, с. 191-192).

По материалам У.Г. Поповой, всю одежду, как полагалось, «портили»: в пятках обуви прорезали отверстия, все завязки, кисти и бахрому на одежде срезали. Считалось, что это «облегчает» хэнян - тени мертвого человека идти в буни - в «мир мертвых», так как не срезанная бахрома может по пути в тот мир «привлечь злых духов и они, цепляясь за нее, могут увести его «тень» на свою сторону, превратить в такого же, как они сами, злого демона», и он, «забыв», что был человеком, станет всячески «вредить» оставшимся в живых родным и сородичам (Попова У.Г., 1981, с. 192).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.