разделениях специальной должности спсцналиста-полш рафо-лога. В этом случле опросами с использованием полиграфного устройства как при раскрытии преступлений, так и в целях кадрового отбора занимается сотрудник органа внутренних дел, совмещая их с другими должностными обязанностями.
Другая сторона проблемы - это качество подготовки специалистов. Подготовка происходит в сжатые сроки, в центральных образовательных учреждениях, зачастую из-за территориальной удаленности своего подразделения специалисты не имеют возможности получать методическую помощь и вынуждены совершенствоваться самостоятельно, совершая и закрепляя на практике серьезные методологические ошибки, что, соответственно, от рицательно сказывается на доверии к самому методу.
Следует отметить и не всегда приемлемое качество самой подготовки. В условиях новизны методики закономерно появились специалисты, претендующие на оригинальность своего видения проблемы. Объясняя особенности собственных разработок необходимостью учитывать отечественный менталитет, они зачастую пренебрегали азбучными истинами зарубежных родоначальников метода, проверенными многолетней практикой. Таким образом, в стране возникли школы, в большей или меньшей степени следующие классической методике как преподавания, так и проведения самих опросов. Налицо смежная методологическая проблема. Ее устранению должен способствовать и пересмотр существующих учебных планов, в которых имеет место выраженный дисбаланс между теоретико-методологическим и практическим компонентами, с явным перекосом в область лекционного материала по теории и методологии полиграфных проверок.
Материально-техническая проблема. Слабая техническая иодкрепленность метода в ряде случаев выражается на местах в элементарном недостатке полиграфных устройств. Это, соответственно, влечет за собой невозможность подготовить специалистов на должном уровне. Кроме того, имеет место моральное и фактическое устаревание приборов. Необходима замена парка выработавшей свой ресурс аппаратуры на полиграфные системы последнего поколения.
Не во всех территориальных подразделениях органов внутренних дел имеются штатные психофизиологические лаборатории. Понимание того, что опрос с использованием полиграфа нельзя проводить «на ходу» или «между делом» еще медленно достигает сознания потенциальных заказчиков метода. Выделение материальных затрат на организацию отдельного помещения, где обеспечивался бы необходимый уровень шумоизоляции, температурный режим и иные необходимые рабочие характеристики, проходит с трудом.
Устранение существующих и во многом, очевидно, закономерных для всего нового проблем, возникших в деле внедрения полиграфа в правоохранительную деятельность органов внутренних дел России, позволит специалистам в данной области, как исследователям, так и практикам, сосредоточиться на совершенствовании техники и тактики проведения опросов с использованием полиграфных устройств в ходе раскрытия преступлений.
ЛИТЕРЛТУРА
1. Вышинский А. Проблемы оценки доказательств в советском уголовном процессе, - М.: Юрид. изд. НКЮ СССР, 1937. — Кн. 4: Проблемы уголовной политики.
2. Лурин А. Р. Этапы пройденного пути: Научная биография. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
3. Оглоблин С. И.. Молчанок А. Ю. Инструментальная «детекция лжи»: Академический курс. - Ярославль: Нюанс, 2004.
4. Полянский Н. Проблема «механизации» уголовного процесса в США// Сов. гос-во и право. - 1941,- № 1.
5. Полянский //. Доказательство в иностранном уголовном процессе. Вопросы и тенденции нового времени. - М.: Юрид. изд. МЮ СССР, 1946.
6. Холодный /О. И. Применение полиграфа при профилактике, раскрытии и расследовании преступлений: (Генезис и правовые аспекты): Монография. - М.: «Мир безопасности», 2000.
7. Юридические, организационные и методические проблемы использования полиграфа в правоохранительной практике: Мат-лы Мсждунар. науч.-практ. конф. - М., 2004.
ПОГРАНИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ и их ДИАГНОСТИКА У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
С. Я. Христофорова, преподаватель ФГОУ СМУЦ ГУФСИН России по Новосибирской области
Как известно, психика человека очень ранима. Отрицательное воздействие на нее происходит на протяжении всей жизни. Воздействие патогенных факторов может привести к пограничным расстройствам личности - пограничным заболеваниям, стоящим на рубеже между нормой и патологией. В непростой период, который переживает наша страна, пристальное внимание психологов и психиатров в последнее десятилетие привлекает проблема пограничного личностного расстройства (ПЛР). Диагностика ПЛР на ранних стадиях изменения личности представляется особенно актуальной.
Деятельность сотрудников правоохранительных органов характеризуется экстремальными условиями, значительными психологическими перегрузками, стрессами, что ведет к риску возникновения нервно-психических расстройств. Типичными примерами таких условий являются действия по освобождению заложников, пресечению массовых беспорядков; участие личного состава отрядов специального назначения в проведении антитеррористической операции в Северо-Кавказском регионе.
В последние годы среди разнообразных видов негативных явлений, имеющих место в профессиональной деятельности сотрудников, особую озабоченность и тревогу вызывает тенденция роста самоубийств. Данные статистики свидетельствуют, что по причине самоубийств зачастую теряют зрелых в профессиональном отношении сотрудников.
Суицидальное поведение есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциальпого конфликта. Наряду с психологическими и микросоциальными (семейными) факторами в развитии ПЛР принимают участие социокультурные влияния.
Известно, что импульсивность и эффективность как «корневые» черты ПЛР усиливаются при воздействии психосоциальных стрессоров. Сотрудники правоохранительных органов, имеющие ПЛР, испытывают серьезные трудности в общении, личной жизни, профессиональной деятельности. При этом они, чаще всего, не обращаются за профессиональной помощью. Эти люди представляют проблему как для себя, так и для других, особенно близких.
Следует отметить, что сотрудники органов внутренних дел при поступлении на службу проходят тщательный медицинский и профессиональный психологический отбор. Казалось бы, заболеваемость у них также должна быть ниже, чем у работоспособного населения в целом. Однако в связи со сложностью и напряженностью оперативно-служебной деятельности трудопотери в правоохранительных органах превышают таковые среди других профессий в 2,5 раза, и с каждым годом число их увеличивается.
Среди заболеваний, ставших причиной первичного выхода на инвалидность сотрудников органов внутренних дел, третье место занимают психические расстройства, и их количество имеет устойчивую тенденцию к увеличению.
В связи с тем, что пограничные психические расстройства зачастую сочетались с юми или иными соматическими нарушениями, заболевшие, в первую очередь, обращались к врачам терапевтического или неврологического профилей. Проходили годы безуспешного лечения, пока человек е уже сформировавшейся, хронически протекающей психической патологией попадал в поле зрения врача-психиатра.
Пограничное расстройство обычно не обнаруживается при одноразовом, тем более при поверхностном обследовании. Сотрудники с такой патологией стараются проявить себя в контакте со специалистом с лучшей стороны, скрыть или преуменьшить свои проблемы, прибегая в качестве защиты к использованию различных вариантов ролевого поведения. В результате, всегда существует реальный риск неправильной оценки характерологических черт таких людей, истинного отношения к себе и другим. За маской формального ролевого поведения нередко скрываются зависть, агрессивность, импульсивность, слабая идентичность и др.
При определении психической нормы возникают значительные трудности, так как наблюдается много таких разновидностей форм поведения или состояния психики, где однозначно определить их с точки зрения нормы или патологии представляется крайне затруднительным, а при определенных обстоятельствах - невозможным. Так, психически здоровый человек может нарушать социальные и правовые нормы, в то время как при психической патологии зачастую наблюдается вполне законопослушное, во всех отношениях приемлемое для общества поведение.
Существуют промежуточные между нормой и патологией состояния - транзиторные, обратимые, которые могут перерасти в более стойкие расстройства, если вовремя не обратить на них внимания. Но как отделить черты характера от невроза, психопатии или иных более выраженных психических расстройств, если не использовать единообразный психологический инструмент и единую методологическую платформу как для нормы, так и для патологии? По своим физиологическим и психологическим особенностям у людей это происходит по-разному. Еще вчера состояние можно было расценивать как нормальное, а сегодня оно уже таковым не является.
08М-1У(АРА, 1994), ОБМ-ТУ-ТЩАРА, 2000) - это классификаторы психических расстройств, разработанные Американской психической ассоциацией. Они определяют личностное расстройство как «длительный паттерн внутреннего переживания и поведения, который от четливо отклоняется от ожиданий культуры индивидуума, пронизывает его, не проявляет гибкости, имеет свое начало в подростковом или раннем взрослом периоде. Обнаруживает стабильность длительное время и приводит к дистрессу или нарушению» (АРА, 1994, с. 629).
Согласно Б8М-1У-Т11(2000), диагноз ПЛР основывается на девяти признаках. Для диагностики ПЛР достаточно, но крайней мере, пяти из следующих характеристик:
1. Неистовые порывы избежать реального или воображаемого покидания.
2. Паттерн нестабильных и интенсивных межличностных отношений, характеризующийся альтернированием между экстремальной идеализацией и девальвацией.
3. Нарушение идентичности БеИ-имиджа или ощущения себя.
4. Импульсивность, по крайней мере, в двух самопов-реждающих зонах (например: расточительство, секс, злоупотребление субстанциями, раскованное вождение машины, обжорство).
5. Повторяющееся суицидное поведение, жесты, угрозы или самоповреждаюгцее поведение.
6. Аффективная нестабильность и отчетливая реактивность на средовые ситуации (например, интенсивная эпизодическая депрессия, раздражительность или тревожность, обычно длящаяся несколько дней).
7. Хроническое чувство пустоты.
8. Неадекватная, интенсивная злость или затрудненный ее контроль.
9. Транзнторная (переходящая), связанная со стрессом паранойя или тяжелые диссоциативные симптомы (чувство нереальности).
ПЛР в настоящее время является часто диагностируемым расстройством. Исследования, проведенные Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриевой, показали, что приблизительно 10,0% пациентов, наблюдаемых во внебольничных психиатрических центрах, и 20,0% госпитализированных соответствуют критериям ПЛР. В течение последних 10 лет отмечено, что женщины диагностируются как страдающие ПЛР в три раза чаще, чем мужчины.
При изучении ПЛР используют психодиагностические методики для:
1) определения индивидуально-типологической принадлежности;
2) поуровневого изучения его личностных свойств и особенностей состояния с учетом искажений и защитных тенденций в ситуации обследования;
3) оценки степени выраженности различных тенденций, определяющих степень адаптированности личности и уровень дезинтеграции.
Анализ работ ученых-психологов по пограничному состоянию показывает, что формирование ПЛР начинается в детском возрасте и находится в прямой взаимосвязи с влиянием окружающей среды. В процессе развития личностного расстройства для достижения чувства безопасности, контроля, идентичности эти дети ведут себя таким образом, что объективно достигают обратного желаемому результата. Они вызывают у других людей частые отрицательные эмоциональные реакции, что значительно затрудняет возникновение желания или попыток сделать для них приятное, помочь им. Такой характер коммуникации не только не смягчает, но усиливает их дезадаптацию.
В качестве ключевых и «ранних предупреждающих признаков» психиатры выделяют некоторые жизненные события и поведение, факторы на основании которых представляется возможным прогнозировать развитие ПЛР:
-травматические детские переживания (особенно физическое или сексуальное насилие);
- поведение саботажа (настроенное на пораженное поведение при интервью принятия на работу, разрушение хороших отношений);
- история нарушенных отношений, увольнений, разрыв различных договоров и соглашений;
- частые смены школ, частые разводы, повторные браки;
-история болезненных брачных отношений (браки с агрессивными лицами, алкоголиками);
- отношения с контролирующими, нарцисстическими лицами;
- использование переходных объектов для самоуспокоения и комфорта (кукол и других игрушек);
- сексуальная спутанность (например бисексуальность);
- опасное поведение, которое воспринимается как возбуждающее (злоупотребление субстанциями, промискуитет, кражи, булимия, анорексия);
- частые конфликты (особенно со значимыми лицами, старыми друзьями, сотрудниками по работе, членами семьи);
- повторные истории насилия в роли агрессора, жертвы или того и другого;
- резкие изменения в подходах, оценках (идеализация друга, а позже оценка его плохими именами; восторг от книги, а позже оценка ее как скучной и др.);
- влечение к экстремистским организациям (религиозным или политическим);
- лучшее функционирование в жестко структурированных организациях (например, низкая успеваемость в школе, но отличное поведение в армии).
Страх покидания занимает центральное место в структуре фобий при Ш1Р и формируется уже в депрессивной позиции. Этот страх выступает не в качестве изолированного феномена, но воздействует негативно на различные формы поведения:
-нарушает формирование близких отношений;
- нарушает формирование идентичности;
-нредрасполагаег к значительным колебаниям настроения;
- ведет к взрывам гнева и самодеструктивному поведению.
Как отмечают Ц. Г1. Короленко и Н. В. Дмитриева, особенности ПЛР влияют и на карьеру, что связано с нестойкой мотивацией. С точки зрения рационального подхода, лица с Г1ЛР иррациональны. Если они долго занимаются чем-нибудь, интерес к этому занятию обычно теряется. Наличие серьезных успехов и перспективы дальнейших достижений нс является достаточной мотивацией, стимулом для продолжения данной деятельности, в связи с желанием быстро переключиться на другие виды активностей. Это касаегся круга общения и любимых занятий, которые быстро надоедают. Такое отношение к жизни делает ее состоящей из отдельных отрезков, каждый из которых не похож на другой. Лица с ПЛР как бы проживают много жизней. Наличие микроидентичностей позволяет им быть разными людьми, проживающими различные жизненные сценарии в отношениях к профессии, друзьям, хобби и т. д.
Эти люди обладают тонкой психической организацией с хорошо развитой эмпатией. Они умело распознают эмоциональное состояние человека, с которым общаются. Функционирование бессознательной системы разума обострено. Понимание того, что это - их сильная сторона, присутствует. Они характеризуют себя как хорошо разбирающихся в межличностных отношениях. При этом обостренное восприятие людей приводит к психическим микротравматизациям и провоцирует изменение состояния.
Для ПЛР характерно самоповреждающее поведение с частым нанесением микротравм. У людей, которые мало их знают, возникает впечатление о демонстративности, стремлении привлечь к себе внимание, шантажировать. Анализ показывает, что одной из причин такого поведения, связанного с аутодеструктивным драйвом, является стремление испытать боль и проверить, насколько далеко при этом можно зайти. Известно, что лица с ПЛР часто совершают суицидные попытки. Незавершенное самоубийство не носит у них, как правило, демонстративного характера. Оно не завершилось «не по их вине», это произошло случайно. Тем не менее после неудавшейся попытки состояние может измениться, и стремление свести счеты с жизнью становится неактуальным.
Самоповреждающее поведение при ПЛР имеет различные формы и необязательно направлено на совершение суицида.
Лица с пограничным личностным расстройством также проявляют выраженную тенденцию к аддиктивным реализациям (Stewart, 1996; и др.). Это негативно влияет на их профессиональный рост.
Употребление изменяющих психическое состояние веществ связано у них обычно со стремлением смягчить или устранить неприятные эмоциональные переживания, а также может быть компонентом в структуре импульсивности. В последнем случае аддиктивные реализации особенно интенсивны и социально опасны. Это значительно затрудняет эф-фекгивность коррекции. На фоне интоксикации алкоголем и другими веществами усиливается риск самоповреждающе-гося поведения, несчастных случаев, физической и сексуальной травматизации (Meickerbaum, 1994; и др.).
Сохранение трезвости, таким образом, является основной задачей для лиц с ПЛР, страдающих алкогольной аддик-цией или периодическим злоупотреблением алкоголя, что относится к употреблению и других аддиктивных веществ. Трезвость у лиц с ПЛР приравнивается к безопасности.
Аддиктивные тенденции у лиц с ПЛР проявляются в особенности в случаях их воспитания в аддиктивных семьях,
где в повседневной жизни присутствовал алкогольный сценарий. Интенсивное употребление алкоголя у лиц с ПЛР может входить в структуру импульсивного поведения, ограничиваясь рамками последнего, но может также выступать как способ устранения неприятных переживаний, изменения общего фона неудовлетворенности собой и окружающим миром. В последнем варианте нередко наблюдается смена компульсин с фиксацией па еде (переедание), азартной игре, сексе и др.
При пограничном личностном расстройстве необходимо учитывать неожиданные смены эмоционального состояния, которые нс контролируются на сознательном уровне. Поэтому усилия психолога должны быть направлены на проведение психодиагностических исследований в контексте целостной личности, оценки индивидуально-типологической особенности человека, учета степени его адаптированное™, а также построение адекватной системы воздействия с целью раскрытия ресурсов развития сотрудника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батаршев А. В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения, - М.: Изд. Института психотерапии, 2004.
2. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии: Монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006.
3. Собчак Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. - СПб.: Речь, 2003.
4. Stewart S. Alcohol Abuse in Individual Exposed to Trauma // Psychological Bulletin. - 1996. - V. 120.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОТИПОВ ЛИЧНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭКСПРЕСС-ДИАГН0СТИЧЕСК0Й МЕТОДИКИ
М. Е. Щеголева, психолог ОВД Советского района, г. Томск
Психологи владеют различными методиками исследования личностных особенностей. Широкий выбор тестов и методов диагностики не исключает, наоборот, увеличивает необходимость предварительного сбора информации в виде анамнеза. Без специальных тестов, анкет и другого психологического реквизита практикующий психолог должен владеть экспресс-диагностическими методами, которые основываются на классификациях предложенными психиатрами П. Б. Ганнушкиным, К. Леонгардом, А. Е. Личко.
П. Б. Ганнушкин работал над проблемой психопатий, и в своих трудах обосновал, что если черта характера выражена так, что мешает жить тебе и другим - это психопатия. Психопатическими называются личности, с юности, с момента сформирования имеющие ряд особенностей, которые отличают их от так называемых нормальных людей и мешают им безболезненно для себя и других приспособиться к окружающей среде.
Но впоследствии психиатры отмечали, что черта характера может быть не так ярко выражена, как при психопатии, она больше мешает самому человеку, чем окружающим, но все же бросается в глаза, оценивается людьми как особенность или даже как странность. Такие случаи К. Леонгард называл акцентуациями. Акцентуация - это те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. Подростковые акцентуации исследовал и описал профессор А. Е. Личко.