Научная статья на тему 'Поэтический образ Родины и патриотическое воспитание студентов'

Поэтический образ Родины и патриотическое воспитание студентов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2947
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РОДИНЫ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СВЯЗИ / РЕТРОСПЕКТИВНЫЕ СВЯЗИ / RUSSIAN LITERATURE / POETICAL IMAGE OF MOTHERLAND / ARTISTIC DETAIL / PERSPECTIVETIES / RETROSPECTIVE TIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шарипова М.

Автор статьи анализирует ряд произведений на одну тему и выявляет, что поэтический образ Родины (России или СССР), когда и кем бы он ни создавался, всегда вбирал в себя одни и те же или близкие по значению понятия. Предметом пристального исследования автора становятся лирические стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина» А. Блока «Россия», С. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая...» и К. Симонова «Родина». Аналитически рассмотрев поэтический образ Родины в указанных произведениях, выделив лексический состав, из которого соткан данный образ авторами разных эпох, исследователь приходит к заключению, что при создании поэтического образа Родины многие поэты очень часто используют одни и те же художественные детали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Poetical Image of Motherland and Patriotic Upbringing of Students

The author of the article analyzes a number of literary productions dwelling on one and the same thing, she makes a conclusion that any poetic image of Motherland (Russia or the USSR) whenever and by whoever it was created always deals with one and the same or marked with proximity notions. Such poems as “Motherland” by M. Lermontov, “Russia” by A. Blok, “Dear Plane” by S. Yesenin and “Motherland” by K. Simonov are thoroughly researched by the author. Considering analytically the poetical image of Motherland in these productions, singling out respective lexical material the author comes to the conclusion that the image of Motherland created by different poets of different epochs always demonstrates a lot of common artistic details through which it is revived to life.

Текст научной работы на тему «Поэтический образ Родины и патриотическое воспитание студентов»

М. Шарипова

ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РОДИНЫ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ

Ключевые слова: русская литература, поэтический образ Родины, художественная деталь, перспективные связи, ретроспективные связи

В многообразии тематической амплитуды произведений русской литературы, изучаемых на факультетах русского языка и литературы, тема родины занимает доминирующее положение. Изучение произведений на эту тему студенты начинают с шедевра русской классической литературы - со стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина». Этот ряд произведений представлен также стихотворениями А. Блока «Россия», С. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая...» и К. Симонова «Родина».

Все они написаны на одну тему, но разными авторами, жившими при разных общественно-экономических формациях. Так, между одноименными стихотворениями М. Ю. Лермонтова и К. Симонова, которые как бы обрамляют «Россию» А. Блока и «Спит ковыль...» С. Есенина, лежит целое столетие. Они были написаны соответственно в 1841 и в 1941 гг. Несмотря на идейно-тематическую общность, эти произведения отличаются социальными мотивами. Правда, во всех четырех стихотворениях и во множестве других, посвященных этой теме и воспевающих патриотическое чувство огромной любви к Родине, неизменными элементами данного поэтического образа остаются преимущественно одни и те же художественные детали, иногда вбирающие в себе специфику общественного строя.

В своем исследовании мы основное внимание уделим тематическому единству стихов, поэтическому образу Родины и тем

художественным деталям, опираясь на которые, поэты создавали эти образы.

В процессе изучения произведений на данную тему мы рассмотрим каждое стихотворение в тесной связи с предшествующими и последующими программными и некоторыми внепрограммными произведениями. Это мы делаем из чисто научно-методических соображений, да и изучение, анализ языковой формы, прежде всего лексического состава стихотворений, представляет довольно занимательный материал, наталкивающий на мысль о целесообразности взаимосвязанного изучения произведений на вышеуказанную тему. Все приведенные авторы, на анализе стихов которых мы остановимся, относятся к разряду выдающихся лириков. Каждый из них, как С. Есенин, например, вошел в читательское сознание как поэт-лирик, сумевший прежде всего выразить в своих стихах патриотическое чувство любви к Родине, ее скромной, внешне неброской природе, близкой его сердцу деревне. «Моя лирика, признавался С. Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». О Русь, малиновое поле, И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Наблюдения показали, что при создании поэтического образа Родины многие поэты очень часто используют одни и те же художественные детали. Среди наиболее ведущих из них следует выделить те, которые повторяются почти во всех перечисленных выше стихотворениях. Это поля, леса, реки, пути, избы или близкие к ним по значению понятия, указания на просторы Отечества.

Обратимся к текстам стихов. Остановимся на такой детали как поле. В стихотворении А. Блока «Россия» читаем: А ты все та же - лес, да поле

У С. Есенина в стихотворении «Спит ковыль...»: Но никто под окрик журавлнный Не разлюбит отчие поля.

Аналогичные указания на просторы России, на степи, равнины, можно встретить у М. Ю. Лермонтова в стихотворении «Родина»:

Ее степей холодное молчанье..., У С. Есенина:

Спит ковыль. Равнина дорогая. Стихотворение К. Симонова построено на антитезе, где противопоставляются первая и четвертая строфы, то есть грани одного итого же целого - «большая» и «малая» Родина. Родина -могучая, гордая, с необъятными просторами, раскинувшимися до трех великих океанов в первой строфе: Касаясь трех великих океанов, Она лежит, раскинув города, Покрыта сеткою меридианов, Непобедима, широка, горда. И Родина - тот небольшой клочок земли, где ты родился: Клочок земли, припавший к трем березам, Далекую дорогу за леском. Речонку со скрипучим перевозом. Песчаный берег с низким ивняком. Одна и та же деталь - лес — встречается у М. Ю. Лермонтова в строке:

Ее лесов безбрежных колыханье..., У К. Симонова:

Далекую дорогу за леском..., У А. Блока:

А ты все та же - лес, да поле... Встречаются также и другие, близкие по значению к слову лес понятия: ивняк, вербы, тополя, березы. Например, у С. Есенина:

Плачут вербы, шепчут тополя. У К. Симонова:

Песчаный берег с низким ивняком... Или:

Клочок земли, припавший к трем березам... Как составная часть поэтического образа Родины выступает в целом ряде стихотворений и упоминание о реках: Разливы рек ее, подобные морям -читаем в стихотворении М. Ю. Лермонтова или:

Речонку со скрипучим перевозом -в одноименном стихотворении К. Симонова. В процессе анализа этих стихов также часто бросается в глаза такая деталь как путь, дорога, колея. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова первое значение слова путь определяется так: то же, что дорога.

Лирический герой М. Ю. Лермонтова признается: Проселочным путем люблю скакать в телеге, В «России» А. Блока читаем: И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи..., а лирический герой К. Симонова, говоря о Родине, вспоминает также

Далекую дорогу за леском. Не встречается в стихотворении К. Симонова такая деталь, как изба, имеющая место в стихотворениях М. Ю. Лермонтова: «изба, покрытая соломой», А. Блока: «серые избы», С. Есенина: «золотая бревенчатая изба». В стихотворении А. Блока после эпитета «нищий» к слову «Россия» следует другой эпитет «серый» -к слову «изба». Однако в данном контексте определение «серый» содержит не столько цветовую, сколько эмоционально-экспрессивную характеристику определяемого объекта, оказавшись в одном семантическом ряду со словами «убогий, нищий», что, однако, не мешает зарождению в душе лирического героя нежного и глубокого чувства любви к Родине, на что указывает сравнение: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые -Как слезы первые любви! Лермонтовская «изба, покрытая соломой», по сути своей такая же нищая и убогая, как и блоковская, правда, чувство здесь выражено не столь категорично, как у Блока.

У С. Есенина слово изба употреблено в метонимическом значении, в значении «деревня»:

И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы.

Все равно остался я поэтом Золотого бревенчатого избы.

Эпитет «золотой» поэтизирует бревенчатую избу. Как и его великий предшественник, «с отрадой многим незнакомой», кроме «полного гумна», видел еще и «избу, покрытую соломой», С. Есенин превращает «бревенчатую избу») в некий красочный символ деревни, олицетворяющей собой Родину, ту самую крестьянскую Русь, верность которой он сохранил до конца своей жизни.

Чувство Родины хорошо отразилось в словах поэта, которые сохранились в воспоминаниях Вс. Рождественского: «Россия! -произнес он протяжно и грустно. - Россия! - какое хорошее слово...И «роса» и «сила», и синее что-то».

Тема Родины, России - важная тема и в творчестве А. Блока. В письме к К. С. Станиславскому в 1908 году поэт писал: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный».

В процессе изучения этих стихов мы часто привлекаем и некоторые внепрограммные произведения на данную тему, в которых также встречаются те же самые художественные детали, о которых мы говорили выше. Например, строки из известной песни М. Матусовского «С чего начинается Родина?»: С чего начинается Родина? С заветног! скамьи у ворот, С той самого березки, что во поле, Под ветром, склоняясь, растет.

А может она начинается С весеннего запевки скворг\а И с этой дороги проселочной. Которого не видно конг\а.

У Лебедева-Кумача:

Широка страна моя родная, Много в негО лесов, полей и рек....

Таким образом, можно сделать заключение: проходят годы, столетия, но такие понятия как Родина, любовь к Отечеству

сохраняют в себе всё то, что видит за этими словами каждый честный, любящий свой народ и свою землю человек, ибо настоящее чувство патриотизма в стихах и сознании великих поэтов Лермонтова, Блока, Есенина, Симонова и других соединяются с картинами природы, с флорой и фауной родного края, с русской деревней, городом, с приметами жизни простого народа и с самим русским народом. И они, говоря словами Н. А. Добролюбова, «понимали любовь к отечеству истинно, свято и разумно».

ЛИТЕРАТУРА

1. Жирмунский В. Поэзия Александра Блока. - Пб., 1922

2. Максимов Д. Поэзия Лермонтова. - 2-е изд. - М.; Л., 1964

3. Марченко Алла. Поэтический мир Есенина. - М., 1972

4. Сергей Есенин. Стихотворения и поэмы. -М.: Художественная литература, 1976

Поэтический образ родины и патриотическое воспитание

студентов

М. Шарипова

Ключевые слова: Русская литература, поэтический образ Родины, художественная деталь, перспективные связи, ретроспективные связи

Автор статьи анализирует ряд произведений на одну тему и выявляет, что поэтический образ Родины (России или СССР), когда и кем бы он ни создавался, всегда вбирал в себя одни и те же или близкие по значению понятия. Предметом пристального исследования автора становятся лирические стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина» А. Блока «Россия», С. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая...» и К. Симонова «Родина». Аналитически рассмотрев поэтический образ Родины в указанных произведениях, выделив лексический состав, из которого соткан данный образ авторами разных эпох, исследователь приходит к заключению, что при создании поэтического образа Родины многие поэты очень

часто используют одни и те же художественные детали.

Poetical Image of Motherland and Patriotic Upbringing of Students

M.Sharipova

Key words: Russian literature, poetical image of Motherland, artistic detail, perspectiveties, retrospective ties

The author of the article analyzes a number of literary productions dwelling on one and the same thing, she makes a conclusion that any poetic image of Motherland (Russia or the USSR)whenever and by whoever it was created always deals with one and the same or marked with proximity notions. Such poems as "Motherland" by M.Lermontov, "Russia" by A.Blok, "Dear Plane" by S.Yesenin and "Motherland" by K.Simonov are thoroughly researched by the author. Considering analytically the poetical image of Motherland in these productions, singling out respective lexical material the author comes to the conclusion that the image ofMotherland created by different poets of different epochs always demonstrates a lot of common artistic details through which it is revived to life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.