Научная статья на тему 'Поэтапный переход профессиональных образовательных организаций на ФГОС СОО: проблемы и варианты их решения'

Поэтапный переход профессиональных образовательных организаций на ФГОС СОО: проблемы и варианты их решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поэтапный переход профессиональных образовательных организаций на ФГОС СОО: проблемы и варианты их решения»

ПОЭТАПНЫЙ ПЕРЕХОД ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ФГОС СОО: ПРОБЛЕМЫ И ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ

В. Г. Сафонова, т. В. Кушим, Е. М. Постольникова,

преподаватели ГПОУ «Профессиональный колледж г. Новокузнецка»

В. Г. Сафонова

В 2015 году начался поэтапный переход профессиональных образовательных организаций Кемеровской области на ФГОС СОО. Выработка единых подходов в преподавании общеобразовательных дисциплин — вот задача, которую придется решить нам, преподавателям и методистам. Сегодня педагоги назначенных пилотных профессиональных образовательных организаций Кемеровской области формируют примерные региональные программы общеобразовательных дисциплин.

Преподавателей сообщества среднего профессионального образования волнуют проблемы: как быть с интеграцией в целях, содержании, технологиях, ресурсах и пр. при разработке программ дисциплин «русский язык и литература», «естествознание», «математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия». Какой должна быть программа: блочной или модульной? один или несколько педагогов будут преподавать дисциплину и т. п.?

Важно задуматься и над содержанием разрабатываемых общеобразовательных программ.

Реформа системы среднего общего образования, осуществляемая в настоящее время, требует в первую очередь осознания всеми педагогами необходимости смены знаниевой образовательной парадигмы на деятельностную. Программа общеобразовательной дисциплины, отвечающая новой модели образования, должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи, планируемые результаты реализации программы, а также способы достижения целей. Содержательный раздел определяет общее содержание программы, которое должно ориентироваться на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Ор-

т. В. Кушим

Е. М. Постольникова

ганизационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности обучающихся и преподавателя.

Педагоги испытывают затруднения при конструировании общеобразовательной программы, направленной на достижение новых образовательных результатов, а также при оценке ее эффективности с позиции реализации систем-но-деятельностного подхода.

Проектные команды при декомпозиции этих (пусть даже формально сформулированных) результатов по каждой дисциплине затрудняются с их оценкой. Что вполне объяснимо: если не ясны результаты, которые нужно достичь к моменту завершения изучения дисциплины в целом и к окончанию изучения каждой темы в отдельности, то непонятно, что нужно оценивать, в какие сроки, какими методами, в какой форме?

В ходе индивидуальных и групповых консультаций педагогов выясняется, что сложность возникает и при освоении эффективных технологий уже на этапе их отбора (присутствует формальный подход при использовании метода проектов, технологии портфолио, при формировании универсальных учебных действий и пр.).

В Профессиональном колледже г. Новокузнецка созданы творческие группы разработчиков примерных общеобразовательных программ, в которые вошли преподаватели, психологи, социальные работники, консультанты по юридической (правовой) и воспитательной работе. Это создало целостную систему организации творческого процесса по каждой конкретной дисциплине. Педаго-

ги творческих групп решают проблемы: чем лучше наполнить содержание дисциплины, как структурировать эффективное соотношение теоретической и практической подготовки, аудиторной и самостоятельной работы студентов. Не забывая при этом о преемственности общеобразовательных дисциплин и дисциплин других циклов учебного плана профессиональной образовательной программы, междисциплинарных связях.

Так, в творческой группе педагогов, разрабатывающих примерную общеобразовательную программу «Английский язык», председатель методического объединения Ю. В. Антонова и ее коллеги В. В. Акиньшина и В. В. Старикова обсуждают содержание и способы преподавания тем и разделов примерной программы. В процессе обсуждения возникает идея организации компьютерной поддержки планируемого к изучению кур-

са, что повысит интерес к изучению дисциплины и активизирует самостоятельную внеаудиторную работу студентов. Следующая идея: конкретизация в рамках учебных действий, например, будущих работников финансово-экономической сферы, таблицы «Характеристика основных видов учебной деятельности студентов», предложенной примерной программой ФИРО.

Педагоги, работая в экспериментальном режиме, осваивают структурные, содержательные и технологические компоненты нового стандарта, делая шаг в своем профессиональном развитии. По сути происходит процесс принятия и нахождения себя в новом поле профессиональной деятельности, заданном параметрами ФГОС СОО, и создания условий для оптимального вхождения в систему ценностей современного образования.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О. В. Филонова, методист ГПОУ «Прокопьевский промышленно-экономический техникум»

В настоящее время система среднего профессионального образования переживает очередные преобразования.

Согласно п. 3 ст. 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», «получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» [1].

В связи с этим профессиональные образовательные организации должны найти эффективные способы решения актуальной проблемы внедрения ФГОС среднего общего образования. Но если обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на ФГОС СОО пла-

нируется с 1 сентября 2018 года, то на профессиональные образовательные организации среднего профессионального образования эта норма не распространяется. В результате внедрение ФГОС СОО сначала произойдет в среднем профессиональном образовании, а лишь затем в общем образовании. Несомненно, это значительно усложняет сложившуюся ситуацию.

C 2015 года Прокопьевский промышленно-экономический техникум является пилотной площадкой по введению и реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Работа педагогического коллектива техникума направлена на решение следующих задач:

- нормативно-правовое обеспечение (изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей реализацию ФГОС СОО, разработка нормативных локальных документов);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.