УДК 796.082 ПОЭТАПНЫЕ РЕЖИМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В КОМПЛЕКСНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ НА ВОСХОДЯЩЕМ ЭТАПЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ираклий Гивиевич Малазония, старший преподаватель,
Владимир Александрович Макаров, кандидат педагогических наук, доцент, президент Фонда правоохранительных органов и спецслужб Краснодарского края «Щит и меч», Валерий Александрович Котко, соискатель, помощник председателя Законодательного
собрания Краснодарского края,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(КГУФКСТ), г. Краснодар
Аннотация
Единоборства, входящие в состав профессионально-прикладной физической подготовки силовых ведомств, неправомерно используются в профессиональной ориентации детей и подростков, эксплуатируя в первую очередь физиологические функции несозревшего организма. В целях сохранения здоровья и оптимизации технико-тактической подготовки детей и подростков, ориентированных на работу в силовых структурах, целесообразно использовать поэтапное усложнение образовательного компонента, с попутным усложнением правил соревнований.
Ключевые слова: единоборства, социальная значимость, ранняя специализация, образовательный компонент, педагогические функции, физиологические функции, поэтапное овладение соревновательной деятельностью.
STAGE-BY-STAGE MODES OF FORMATION OF TECHNIQUE-TACTICAL SKILLS IN COMPLEX SINGLE COMBATS AT THE ASCENDING STAGE OF SPORTS
ACTIVITY
Irakly Givievich Malazonija, the senior teacher,
Vladimir Aleksandrovich Makarov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, president of Fund of law enforcement bodies and special services of Krasnodar territory
«Shield and sword»,
Valery Aleksandrovich Kotko, the competitor, assistant to the chair of Legislative Assembly of
Krasnodar territory,
Kuban State University of Physical Training, Sports and Tourism,
Krasnodar
Annotation
The single combats, forming part of professionally-applied physical preparation of power departments, are wrongfully used in vocational orientation of children and teenagers, exploiting, first of all, physiological functions of the young organism. With the aim of preservation of health and optimization of technique-tactical preparation of children and teenagers, focused on work in power structures, it is expedient to use stage-by-stage complication of the educational component with parallel complication of competitions rules.
Keywords: single combats, social importance, early specialization, educational component, pedagogical functions, physiological functions, stage-by-stage mastering of competitive activity.
Боевые искусства, являясь для всех категорий людей социально привлекательными по формированию чувства собственной защищенности, используются в целях ранней профессиональной ориентации детей и подростков для службы в различных силовых структурах. В частности, для подготовки к службе в Армии спортивно-патриотические клубы культивируют ведомственный вид - Армейский рукопашный бой и Боевое самбо. Для ориентации к работе в правоохранительных органах используется милицейская вер-
сия рукопашного боя [8].
На сегодняшний день практически нет программ многолетней техникотактической подготовки по всем комплексным единоборствам, поскольку нельзя назвать программой документ, в котором разрешается заниматься комплексным единоборством детям в возрасте 6 лет. Причем в них нет четкого, последовательного содержания изучаемых технических действий и способов контроля качества их усвоения.
Значительная часть боевых искусств ограничивается или военизированными упражнениями программно-демонстрационного характера, или условно-контактными упражнениями программно-ситуативного характера [9]. Именно этот путь координационной подготовки с переходом к сенсомоторной подготовке (использование техники в меняющихся ситуациях) и, далее, к эксплуатации психомоторных функций в процессе единоборств является смыслом, веками проверенного, пути «Восточных боевые искусств и единоборств» [2,4].
На сегодняшний день планомерной подготовки по комплексным единоборствам нет, поскольку в соревнованиях по ним участвуют выходцы из видов спортивной борьбы, или ударных единоборств [1].
При этом, автоматический перенос на детей соревновательных требований, рассчитанных на взрослых, приводит к высокому, официально фиксируемому, телесному травматизму и массовому отсеву детей из таких секций [10]. Травмы вегетативных систем организма и микротравмы мозга остаются за кадром.
Еще в 1963 году специалисты поднимали вопрос о первостепенной роли образовательного компонента в единоборствах и как мы достигаем побед за счет изматывания функциональных резервов [5]. Тем не менее, через 20 лет воз находился на том же месте [1,6,7].
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Поскольку содержание педагогического контроля в виде правил соревнований, имеет первостепенное значение в спортивной практике, поскольку именно они формируют установку педагога на преимущественное использование той или иной техники и методики ее освоения [3], мы попытались составить программу подготовки в комплексных единоборствах, используя в качестве ориентиров правила, соревнований, соответствующих задачам каждого этапа (подэтапа).
Таким ориентирами для экспериментальной группы на 1-м и 2-м году учебнотренировочного этапа по разделу ударных единоборств были приняты учебнотренировочные бои:
- по игровому бою («пятнашки»);
- попеременно-ролевой бой только на средней дистанции;
- бой только на дальней дистанции;
- попеременно-ролевой бой только «вне дистанции»;
- попеременно-ролевой бой только на ближней дистанции.
В то же время, в контрольной группе проводились учебно-тренировочные бои, соответствующие текущим правилам соревнований.
По окончании 1-го года обучения учебно-тренировочного этапа подготовки, участники эксперимента приняли участие в квалификационных соревнованиях с приглашением учащихся других коллективов физической культуры. При этом нас интересовал вопрос влияния систематического проведения игровых боев («в пятнашки» и попеременноролевых боев с использованием одним бойцом лап) на эффективность формирования качества владения технико-тактическими функциями по количественному показателю эффективности (КОПЭ), показателям комбинационной эффективности (ПКЭ), маневренной защищенности (ПМЗ).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе проведенных соревнований учащиеся контрольных групп (К) суммарно достигли по количественному показателю эффективности (КОПЭ) значения - 0,21. Учащиеся экспериментальных групп (Э) суммарно достигли по этому показателю значения -
0,26, что по Стьюденту статистически достоверно превосходит результаты контрольной группы со значением 1 В = 4,393 (р < 0,001), (рис. 1, табл. 1).
0,6 0,4 0,2 0
копэ пкэ пмз
^контрольные ■ экспериментальные
Рис. 1. Результаты естественного педагогического эксперимента по количественному показателю эффективности (КОПЭ), комбинационной эффективности (ПКЭ) и маневренной защищенности (ПМЗ)
Таблица 1
Результаты естественного педагогического эксперимента с объединенными контрольными (К) и экспериментальными группами (Э) по показателям техникотактической подготовленности после окончания 2-го года учебно-тренировочного
этапа подготовки
№ п/п КОПЭ ПКЭ ПМЗ ПКЗ ПДРО ПВб
К Э К Э К Э К Э К Э К Э
М 0,21 0,26 0,24 0,48 0,18 0,23 0,15 0,25 0,42 0,66 0,49 0,51
а± 0,03 0,03 0,03 0,05 0,03 0,05 0,03 0,03 0,08 0,06 0,01 0,02
т± 0,01 0,008 0,008 0,012 0,008 0,013 0,008 0,009 0,018 0,015 0,004 0,006
1 В 4,393 16,609 3,06 8,504 10,085 3,317
Р < 0,001 < 0,001 < 0,001 < 0,001 < 0,001 < 0,01
По показателю комбинационной эффективности (ПКЭ) учащиеся контрольных групп (К) суммарно достигли значения - 0,24, а учащиеся экспериментальных групп (Э) достигли 0,48, что достоверно превосходит результаты контрольной группы со значением 1 в = 16,609 (р < 0,001).
Кроме этого, специально выделенными судьями, учитывалось число удачной маневренной защиты относительно числа ударов противника. Благодаря этому, вычислялся показатель маневренной защищенности (ПМЗ). В результате подсчетов оказалось, что учащиеся контрольных групп (К) суммарно достигли по показателю маневренной защищенности (ПМЗ) значения - 0,18, а учащиеся экспериментальных групп (Э) достигли значения - 0,23, что статистически достоверно превосходит результаты со значением 1 в = 3,06 (р < 0,01).
В ходе проведенных боев при участии бойцов, представляющих экспериментальные группы, не зафиксировано ни одной травмы и ни одного нокдауна.
Таким образом, в результате эксперимента выяснилось, что использование на 1-м году учебно-тренировочного этапа подготовки методик попеременно-ролевых учебнотренировочных спаррингов с применением боксерских лап и игровых условноконтактных боев («пятнашки») обеспечивает формирование эффективных индивидуальных технико-тактических комплексов с обеспечением безопасности, как в процессе учебно-тренировочной работы, так и в ходе соревновательной практики.
На 2-м году учебно-тренировочного этапа подготовки, кроме задач формирования
качеств эффективности атаки (КОПЭ) маневренной защищенности (ПМЗ) и комбинационной эффективности (ПКЭ), ставились задачи обеспечения способности к эффективной контактной защищенности (ПКЗ) в ближнем бою, способности равноценно эффективно действовать в бою на различных дистанциях (показатель дистанционного разнообразия -ПДРО) и результирующего показателя выигрышности по баллам (ПВб).
В результате анализа проведенных боев выяснилось, что участники контрольных групп (К) по показателю контактной защищенности (ПКЗ), суммарно достигли значения
- 0,15, что ниже результатов экспериментальных групп (0,25), что достоверно превосходит результаты контрольной группы со значением 1 в = 8,504 (р < 0,001), (рис. 2, табл. 1).
По показателю дистанционного разнообразия (ПДРО) участники контрольных групп (К) суммарно достигли значения - 0,42, а учащиеся экспериментальных групп (Э) достигли значения - 0,66, что по Стьюденту достоверно превосходит результаты контрольной группы со значением 1 в = 10,085 (р < 0,001).
Рис. 2. Результаты естественного педагогического эксперимента по показателям контактной защищенности (ПКЗ), дистанционного разнообразия (ПДРО) и выигрышности по
балам (ПВб)
По показателю выигрышности по баллам (ПВб) участники контрольных групп (К суммарно достигли значения - 0,49, а учащиеся экспериментальных групп (Э) достигли значения - 0,57, что по критерию Стьюдента достоверно превосходит результаты контрольной группы со значением 1 в = 3,317 (р < 0,01).
В целях обеспечения чистоты эксперимента было проведено «входное» и «выходное» тестирование физических качеств в соответствия с программными нормативами физической подготовленности для данного этапа подготовки, засвидетельствовавшее отсутствие статистически достоверного различия между ними.
Кроме этого, в ходе двухгодичного эксперимента выяснилось, что к окончанию 2го года обучения в экспериментальных группах осталось 83% учащихся, а в контрольных группах - 42% учащихся, что свидетельствует в пользу большей заинтересованности и удовлетворенности учебным процессом учащихся в экспериментальных группах.
Таким образом, соблюдение поэтапного усложнения правил учебнотренировочных боев в соответствии с программным содержанием учебного материала обеспечивает более качественное его усвоение, не снижает качества физической подготовленности и обеспечивает высокое сохранение контингента учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бушин, И. А. Формирование техники приемов борьбы в спортивном рукопашном бое на этапе начальной подготовки бойцов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Бушин Игорь Александрович. - Краснодар, 2005. - 186 с.
2. Васильев, О.С. О месте боевого искусства Ушу в системе современного детского спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 2. - С. 5-6.
3. Демин, В. А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории
деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Демин Владимир Андреевич. - М., 1975.
- 26 с.
4. Долин, А.А. КЭМПО (традиции воинских искусств) / А.А. Долин, Г.П. Попов.
- М. : Наука, 1990. - 427 с.
5. Колмановский, А.А. Некоторые вопросы подготовки юношей / А.А. Колма-новский // Пути совершенствования в спортивной борьбе. - М. : Физкультура и спорт, 1963. - С. 66-75.
6. Макаров, В. А. Ролевые номинации в педагогическом контроле, как щадящее средство в повышении уровня спортивного мастерства боксеров / В. А. Макаров, И.Г. Малазония // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 6 (52). - С. 35-38.
7. Малазония, И. Г. Сохранение массива спарринг-партнеров на учебнотренировочном этапе подготовки боксеров путем расширения и систематизации образовательного компонента / И.Г. Малазония, В. А. Макаров, А.А. Близнюк // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 105-109.
8. Никитюк, Б.А. Очерки теории интегральной антропологии / Б.А. Никитюк. -М., Майкоп : [б.и.], 1995. - 199 с.
9. Правила соревнований "Рукопашный бой". - М. : Нац. Федерация рукопашного боя, 1996. - 30 с.
10. Шулика, Ю.А. О классификационном обеспечении функционирования физической культуры как средства здорового образа жизни // Материалы науч.-практ. конф. «Проблемы теории и практики интегративной антропологии» / Адыгейский гос. ун-т. -Майкоп. 1996. - С. 270-276.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378.014.553-057.87
РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ
Ольга Валериановна Мешкова, аспирант,
Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева
(ЧГПУ им. И.Я. Яковлева),
Чебоксары
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы организации студенческого самоуправления в высшем учебном заведении, и его нормативно-правового обеспечения, а также истории функционирования органов ученического самоуправления. Проанализирован опыт работы Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, структура и содержание деятельности органов студенческого самоуправления данного вуза.
Ключевые слова: студенческое самоуправление, воспитательная работа, студенческий совет, соуправление.
DEVELOPMENT OF THE STUDENTS SELF-ADMINISTRATION AS ONE OF THE CONDITIONS FOR IMPROVING EDUCATIONAL WORK AT UNIVERSITY
Olga Valerianovna Meshkova, the post-graduate student,
Chuvash State Pedagogical University named after I. Y. Yakovlev Cheboksary
Annotation
The article covers organization of the student’s self-administration at university and history of the secondary school students self-administration. The author analyzed the experience of the Chuvash State Pedagogical University named after I.Y. Yakovlev in this field, the structure and activities of its students