УДК 796.07
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПО АРМЕЙСКОМУ РУКОПАШНОМУ БОЮ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Соискатель В. А. Котко,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350011, г. Краснодар, ул. Димитрова, д. 14, кв. 3.
Многообразие технического арсенала в комплексных единоборствах усложняет процесс подготовки бойцов, особенно в условиях ранней специализации. Методология армейского рукопашного боя, используемая при проведении военно-патриотической работы с детьми, требует коррекции в сторону оптимального распределения учебного материала и логики его закрепления на этапах подготовки с целью обеспечения полноценного усвоения для реализации в меняющихся ситуациях боя.
Ключевые слова: многомерная модель деятельности; ранняя специализация; соматическая зрелость; координационная зрелость; сенсомоторная зрелость; базовая техника; базовая подготовка; этапы формирования технико-тактических навыков в разделах боя.
Ранняя специализация в единоборствах, увеличивающая объем и сложность технико-тактического арсенала в комплексных единоборствах [1, 9], привела к феномену массового отсева учащихся в силу их неспособности вынести физиологические нагрузки в энергетическом и сенсомоторном аспекте. Физиологические функциональные нагрузки накладываются на организм раньше их созревания и поэтому «... насильственная стимуляция развития не готовых органов и систем наносит ущерб растущему организму» [12].
Неготовность детской сенсомоторики к усвоению сложнокоординационных действий, помноженных на их реализацию, при постоянной смене ситуаций с нагрузкой, влияющих на механизмы реакции выбора, ведет к неосвоению учебного материала или к энергетическим перегрузкам [4, 10].
Таким образом, раннее включение детей в соревновательный процесс без предварительного овладения техникой и тактикой ее использования является, в конечном итоге, причиной массового отсева [8]. Этот феномен усилился в связи с комплексированием слож-нокоординационной деятельности единоборств.
В методологии сложились два основных направления, характеризующиеся отношением к путям формирования желаемого результата в области спорта. Одна методология тяготеет к форсированию спортивного результата, другая - предпочитает спортивную деятельность как демонстрацию эффективности физической культуры.
В этой связи имеет смысл коснуться понятия «базовая техника» (базовые приемы), использование которого провоцирует возникновение проблемы освоения «коронных» приемов [6], ограничение применения которых ведет к перегрузке физиологических функций организма. Кроме того, ставка на владение «коронным» приемом неправомерно лишает учащихся возможности освоить технический арсенал в таком объеме, который впоследствии обеспечил бы формирование оптимального арсенала приемов, необходимых и достаточных для эффективной деятельности в избранном виде единоборств («минимумом технических действий выигрывать в максимуме возможных в бою ситуаций») [15].
На наш взгляд, базовая техника - понятие еще не устоявшееся, и оно имеет свои особенности в каждом виде спорта. Что такое базовая техника бокса? Это вся техника, включающая удары, защиту и др., владение которыми позволяет тактически полноценно использовать их в бою.
Понятие «базовые технико-тактические действия»
№3 ! 2012
41
[14] еще более усложняет проблему, поскольку «... уточнение объема и содержания базовой техники, с точки зрения биомеханики, ждет своего исследователя» [8]. Другой вопрос - базовая техническая подготовка, базовое обучение технике может трактоваться по-разному. Нам он представляется как процесс, при котором учащийся овладевает специфической для данного вида деятельности техникой на координационном уровне, в полном ее объеме, независимо от того, какой техникой он будет владеть в дальнейшем, по мере роста спортивного мастерства.
В восточных единоборствах техника вначале формируется на координационном уровне и контролируется путем оценки ее демонстрации в стабильных условиях в виде квалификационных «кат». Так, в гимнастике на каждом снаряде демонстрируется комплекс движений, соответствующий программе определенного спортивного разряда. Эти действия по классификации видов спортивной деятельности [12, 16] относятся к программированным, развивающим помимо силы быстроты и выносливости координацию движений.
В традиционном дзюдо усвоенные действия в дальнейшем могут использоваться в условно-контактных ситуациях с привнесением нагрузки на сенсомоторные функции по переработке меняющейся образно двигательной информации на проприоцептивно-моторном и зрительно-моторном уровне в виде - «рандори» [17]. При переходе к конфликтному противодействию (условия спортивных соревнований) реализация техники должна формироваться с учетом управления действиями на психомоторном уровне в условиях психологического стресса [5, 7, 18]. Кроме того, условия спортивной подготовки в регионах России имеют различия, основанные на нервной типологии местного населения [2], что требует возрастного варьирования правил соревнований и подготовки к участию в них. Поэтому методика педагогического контроля, например в спортивном рукопашном бое [5], с преимущественным отслеживанием демонстрационной техники, в южных регионах окажется неэффективной в силу отсутствия повышенной психологической стрессорности. В то же время полное включение всех стрессорных факторов в условия соревнований для детей приводит к высокому травматизму и раннему отсеву.
Если в ударных единоборствах в относительно короткий срок (1-2 года) можно организовать координационную подготовку без привнесения помех (техническая подготовка) и затем прейти к овладению тактикой использования усвоенной техники (технико-тактическая подготовка), то в видах спортивной борьбы, где имеет место техника пяти разделов [15], трудно в короткий срок осуществить изучение техники на координационном уровне, без включения динамических и кинематических помех.
В комплексных единоборствах, где к пяти разделам техники борьбы прибавляется еще и ударная техника, во всех этих разделах освоить технику боя без ситуативного компонента (т. е. без соревновательных
условий) невозможно, поскольку учащиеся шли на единоборства, а не на имитацию технических действий в единоборствах.
Проблема комплексных единоборств заключается в том, что учебный материал по базовой технике (усваиваемой на уровне демонстрации координационных умений) слишком обширен [1, 9] и его усвоение растягивается на непозволительно длительное время, в то время как необходимо переходить к реализации техники в меняющихся условиях, т. е. к технико-тактической подготовке, усвоение которой контролируется в процессе соревновательной деятельности.
В связи с этими условиями нами был принят поэтапный принцип перехода от усвоения техники на координационном уровне к использованию изученной техники на ситуативном уровне.
С целью эффективного включения в соревновательную деятельность «запоздавших» приемов мы параллельно с проведением соревнований на реализацию основных приемов для этапа, использовали дополнительные попеременно-ролевые соревнования только на использование техники «промежуточных», отдельно изучавшихся положений.
Таким образом, на 1-м году обучения, параллельно с изучением раздела самозащиты без оружия, учащиеся экспериментальных групп осваивали технику борьбы лежа и технику борьбы стоя. При этом отрабатывалась техника ударов на уровне имитации ударов по мишени. В качестве педагогического контроля использовались попеременно-ролевые соревнования [11] с применением бросков и приемов борьбы лежа. Ударная техника оценивалась по количеству оцененных ударов из числа попыток ударов по выставляемым лапам.
На 2-м году обучения к данному перечню добавился учебный материал по технике борьбы в партере (четвереньки) и раздел защиты в ударных единоборствах.
В качестве педагогического контроля для раздела борьбы проводились соревнования с применением бросков, приемов борьбы лежа и в партере. Ударная техника оценивалась в попеременно-ролевых боях с применением одним из бойцов лап и возможностью имитировать ответный удар при ошибке атакующего.
На 3-м году обучения изучались входы в контакт при парировании ударов с последующим использованием бросков и продолжением борьбы лежа.
В качестве педагогического контроля проводились попеременно-ролевые бои с правом одному применять ударную технику, а другому - только вход в контакт и проведение бросков. Использование техники борьбы лежа позволялось обоим.
На 4-м году обучения изучались входы в контакт при парировании ударов и совершенствовалась техника боя в переходных положениях боя, когда один из бойцов находится на колене или в положении лежа, а другой боец - в положении стоя.
Педагогический контроль проводился с применением системы учета количественных показателей соревновательной технико-тактической деятельности в
42
№3 I 2012
700т 600500' 400 300200 1000
■ контрольная
■ эксперимент.
КОПЭ - количественный показатель эффективности техники; В удар - выигрышность по ударной технике;
В разд - выигрышность в разделах боя (удары, броски, болевые приемы, удушения);
ВО - выигрышность общая.
копэ в удар в разд
в брос во
Рис. Сравнительные результаты соревновательной деятельности участников эксперимента по проверке степени эффективности
поэтапного усвоения разделов техники армейского рукопашного боя
Таблица
Результаты естественного педагогического эксперимента по проверке степени эффективности экспериментальной программы изучения бросков и сбиваний для армейского рукопашного боя
КОПЭ Р тех Ргориз В бросков ОВ
К Э К Э К Э К Э К Э
М 0,396 0,467 0,287 0,464 0,525 0,689 0,455 0,591 0,494 0,534
о 0,071 0,056 0,0337 0,108 0,028 0,085 0,009 0,049 0,039 0,031
т 0,018 0,014а 0,009 0,027 0,007 0,021 0,015 0,012 0,010 0,008
t 3,177 6,20 7,36 7,12 3,17
Р < 0,01 < 0,001 < 0,001 < 0,001 < 0,01
пяти разделах боя, в отличие от контроля демонстрационной техники в них [3].
Дополнительно организовывались попеременно-ролевые соревнования по использованию техники боя в переходных положениях, в ходе которых один из бойцов (по жребию) занимал положение нижнего, и «неравный» бой начинался по команде.
Результатысоревновательной,технико-тактической деятельности учащихся экспериментальной группы превзошли результаты деятельности участников контрольной группы с высокой степенью статистической вероятности (рис, табл.).
Кроме того, после 4-х лет занятий в контрольных группах осталось 28% учащихся от состава 1-го года обучения, в то время как в контрольных группах осталось 73 % от исходного состава.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бушин, И. А. Формирование техники приемов борьбы в спортивном рукопашном бое на этапе начальной подготовки бойцов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - Краснодар, 2005. -186 с.
2. Вержбицкий, И. В. Реализация принципа первичности соревнований на этапе начальной подготовки дзюдоистов: дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2012. - 174 с.
3. Глазистов, А. В. Повышение эффективности базовой технико-тактической подготовки юных бойцов 10-13 лет по спортивному рукопашному бою: дис. ... канд. пед. наук. - Набережные Челны, 2008. - 170 с.
4. Гужаловский А. А. Итоги и перспективы изучения закономерностей, онтогенеза физических способностей челове-
ка // Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 12.
- С. 31-34.
5. Джамгаров, Т. Т. Психологическая характеристика видов спорта и соревновательных упражнений В кн. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - С. 34-41.
6. Каращук, А. Ф. К проблеме базовых комплексов биомеханизмов спортивно-технического мастерства борьбы дзюдо. Спортивные единоборства на рубеже столетий: пути и перспективы развития; Всероссийская науч.-практ. конф, по-свящ. 80-летию проф. каф. борьбы Е. М. Чумакова. - М.: РГАФК, 2001 - С. 155-159.
7. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983.
- 367 с.
8. Коблев, Я. К. Базовая техника дзюдо в стойке / Я. К. Ко-блев, [К. Д. Чермит, И. А. Писменский, Е. С. Волков. - Майкоп: АГУ, 1995. - 142 с.
9. Коротких, И. А. Адаптация технико-тактических арсеналов представителей различных видов единоборств к условиям рукопашного боя армейской и милицейской версий: дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 2004. - 167 с.
10. Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ «Дивизион», 2006. - 290 с.
11. Малазония, И. Г. Поэтапные режимы становления технико-тактического мастерства в комплексных единоборствах на восходящем этапе физкультурно-спортивной деятельности / И. Г. Малазония, В. А. Макаров, В. А. Котко // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - № 8 (78). - СПб.
- 2011. - С. 124-128.
12. Наталов, Г. Г. Теория физического воспитания (УМП для слушателей ФПК). - Алма-Ата: Казахский ИФК, 1976. - 62 с.
13. Никитюк, Б. А. Очерки теории интегративной антропологии. - М. Майкоп: АГУ, 1995. - 199 с.
14. Туманян, Г. С. Научные основы спортивной ориентации и селекции борцов. - М.: ГЦОЛИФК, 1984. - 27 с.
№3 I 2012
43
15. Шулика, Ю. А. Технико-тактическая модель борца и методология его многолетней подготовки. - Краснодар: Краснодарское книжное изд., 1988. - 142 с.
16. Шулика, Ю. А. О классификационном обеспечении функционирования физической культуры как средства здорового образа жизни // М-лы научно-практич. конфер.: «Про-
блемы теории и практики интегративной антропологии». -Майкоп: АГУ, 1996. - С. 270-276.
17. Эссинк, Х. Дзю-до. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 110 с.
18. Farmer, R. E. The prevention model for stress reduction a concept paper / R. E. Farmer, L. H. Monahan. - J. Police Sci. and Administr., 1980,Vol. 8. - p. 11-21.
DIDACTIC BASES OF STAGE-BY-STAGE FORMING OF TECHNICAL TRAINING IN ARMY HAND-TO-HAND FIGHT IN THE PROCESS OF SPORT AND PATRIOTIC WORK WITH CHILDREN
V. Kotko, Competitor,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information: 350011, Krasnodar city, Dimitrova str., 14, 3fl.
The variety of a technical arsenal in complex single combats complicates the process of preparation of the fighters, especially in the conditions of choosing early specialization. The methodology of the army hand-to-hand fight used with carrying out of military patriotic work with children demands correction towards optimum distribution of training material and logic of its fixing at prepara-
tion stages with the aim of providing full value mastering for realization in changing situations of fight.
Key words: multidimensional model of activity; early specialization; somatic maturity; coordination maturity; sensomotoric maturity; basic technique; basic preparation; stages of forming of technical and tactical skills in fight sections.
44
№3 l 2012