Т.Г. ДОРОШЕНКО
кандидат экономических наук, доцент Байкальского государственного университета экономики и права,
г. Иркутск e-mail: [email protected] И.А. СУХАНОВА аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
ПОДРЯДНЫЕ ТОРГИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ
Рассматриваются обязательные, дополнительные и условные требования к участникам подрядных торгов и пути их совершенствования в связи с переходом от современной системы размещения государственного и муниципального строительного заказа к Федеральной контрактной системе. Предложены варианты совершенствования процедур проверки подрядчиков предъявляемым условиям.
Ключевые слова: государственный заказ; подрядные торги; требования к участникам размещения заказа; электронный аукцион; Федеральная контрактная система; реформа госзаказа.
УДК 338.45:69 ББК 65.31
T.G. DOROSHENKO
PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk
e-mail: [email protected] I.A. SUHANOVA post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: [email protected]
TENDERS IN CONSTRUCTION: REQUIREMENTS FOR PARTICIPANTS
The article deals with obligatory, optional and conditional requirements for bidders and ways to improve them in the context of transition from the current system of public procurement to the federal contracting system. The authors propose ways of improving procedures of checking the bidders' compliance to the requirements.
Keywords: public procurement; tenders; tender requirements for bidders; electronic auction; federal contract system; reform of public procurement.
В настоящее время в Российской Федерации проходит очередная реформа системы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, которая предполагает переход от Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (далее — Закон о закупках) к Федеральной контрактной системе. Необходимость глобальных поправок в законодательстве является вполне очевидной и анонсировалась многими крупными учеными и практика-
ми. Новый закон будет распространять свое действие не только на закупочный процесс, но и на прогнозирование и планирование закупок, а также на вопросы мониторинга, аудита и качественного исполнения контракта. Таким образом, мы можем вполне справедливо говорить о полноценном формировании прокъюремента, как явления в экономике нашей страны. Однако немаловажной остается проблема формирования системы требований к участникам размещения заказа. Полагаем, что требования к участникам торгов в ходе реформы должны подвергнуться значитель-
© Т.Г. Дорошенко, ИА. Суханова, 2012
ным корректировкам, так как в настоящее время многие из них являются номинальными и, зачастую, не позволяют выбрать достойного исполнителя контракта.
Особенно актуальным является данный вопрос при закупке строительных работ, поскольку строительство — это крупная индустриальная отрасль народного хозяйства страны, в которой создаются фонды производственного и непроизводственного назначения. Продукция строительства — это подготовленные к вводу в действие или реконструированные производства, предприятия, отдельные здания, сооружения, жилые дома, объекты транспорта, связи, сельского хозяйства и т.д. Таким образом, строительство создает основу для многих других отраслей народного хозяйства, и любые проблемы в данном инвестиционном процессе могут вызвать задержки в развитии экономики страны в целом. Некорректные и недостаточные требования к участникам подрядных торгов могут привести к значительным проблемам как на этапе самой закупочной процедуры (рейдерство торгов, сговор участников и прочие варианты оппортунистического поведения участников), так и на стадии строительства (использование дешевых некачественных материалов, неквалифицированных работников, с целью уменьшения стоимости строительства как основного критерия выбора победителя, выполнение строительных работ с нарушением установленных правил или неисполнение контракта вообще и т.д.). Очень часто заказчики просто не могут выбрать достойного контрагента, так как современные правила закупок не позволяют даже осуществить проверку соответствия участников закупки установленным требованиям.
Анализ существующих требований позволит предложить некоторые пути их совершенствования.
В современных правилах закупок предусматривают следующие условия к претендентам на контракт в строительном прокъюре-менте:
1. Обязательные:
- соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов;
- непроведение ликвидации участника размещения заказа — юридического лица — и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа — юридического лица, индивидуального предпринимателя — банкротом и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе;
- отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
2. Дополнительные: отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.
3. Условные: в случае, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет 50 млн р. и более, заказчик, уполномоченный орган, вправе установить так же участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние 5 лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем 20% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион. При этом учитывается стоимость всех
выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа) [2].
Первое из обязательных требований выражается в наличии выданного саморегулируе-мой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта [1; 4]. Участники подтверждают соответствие данному требованию на электронном аукционе путем предоставления копии свидетельства о допуске во 2-й части заявки, проверяемой после аукциона. Таким образом, возможность внести ценовые предложения появляется даже у тех претендентов, которые не имеют право выполнять данные строительные работы. Подобная ситуация на практике приводит к демпингу цены, а иногда и к «рейдерству» подрядных торгов. Исправить подобную ситуацию возможно при проверке наличия свидетельства о допуске до аукциона. При этом, чтобы не нарушить принцип анонимности, являющийся основной мерой в борьбе со сговором между подрядчиками, проверку соответствия данному требованию предлагаем осуществлять автоматически, интегрируя сайты саморегулируемых организаций и электронных площадок. Аналогично решить вопрос можно и с проверкой всевозможных лицензий в других сферах закупок.
Следующие обязательные в соответствии с действующим законодательством требования к участникам вообще не подтверждаются с их стороны какими-либо документами в составе заявок. На наш взгляд, необходимость проверки соответствия подрядчиков данным требованиям на сегодняшний день недооценивается как законодателем, так и отдельными заказчиками, так как непроведение ликвидации, неприостановление деятельности, отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам являются важными показателями его финансовой стабильности и благонадежности.
В существующей действительности комиссия заказчика самостоятельно проверяет соответствие участников закупки данным требованиям. Стоит отметить, что в проекте закона о Федеральной контрактной системы предусмотрены аналогичные требования и,
при этом, указано, что «комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участника процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязанность подтверждать соответствие данным требованиям» [3]. Как и в существующем законе, бремя проверки соответствия участников закупочной процедуры вполне стандартным и типовым требованиям ложится на заказчика. По нашему мнению, данная проблема требует серьезной корректировки, так как, на практике, четыре из пяти обязательных требований к будущим подрядчикам не подвергаются надлежащему контролю. Если заказчик пожелает их проверить, он может отправить запрос в соответствующие организации, например в Федеральную налоговую службу, которые должны дать ответ в течение десяти дней. При этом, максимальный срок рассмотрения вторых частей заявок составляет 6 дней. Очевидно, что заказчик просто не успевает проверить участника на соответствие предусмотренным требованиям.
Предлагаем при аккредитации участников на электронной площадке реализовать автоматическую функцию запроса документов, подтверждающих их соответствие минимально необходимым требованиям. Таким образом, вся информация о подрядчиках будет выводиться автоматически и обладать высокой степенью достоверности. Полагаем, что это вполне осуществимая перспектива. И Федеральная налоговая служба, и Федеральная служба судебных приставов, и арбитражные суды уже давно имеют соответствующие электронные базы данных, которые могут быть интегрированы с электронными площадками. Таким образом, проверка будет проходить автоматически, что позволит сэкономить временной ресурс заказчиков, поставщиков, соответствующих организаций, и получить, при этом, оперативный и достоверный результат.
Что касается такого дополнительного требования, как отсутствие сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков, в ходе реформы данное требование предполагается сделать обязательным и ужесточить, включив в реестр сведения об учредителях. Данная мера позволит бороться с фирмами-однодневками, встречающимися все чаще в строительном прокъюременте, в связи с отменой лицензирования.
Условное требование о наличии опыта выполнения аналогичных работ у участников подрядных торгов является, на наш взгляд, реальным действующим механизмом, позволяющим выбрать достойного подрядчика.
На сегодняшний день данное условие требует некоторых корректировок. Во-первых, необходимо привести нормы Закона о закупках в соответствие с градостроительными нормами, правилами и документами. Ведь, в случае, если участник размещения заказа является застройщиком, проблематично проверить срок выполнения работ, так как в форме акта разрешения на ввод объекта капитального строительства, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 г. № 698, включение сведений о сроках начала и окончания выполнение работ не предусмотрено. Не всегда возможно проверить стоимость выполненных работ. Приказом Минрегиона РФ от 19 октября 2006 г. № 121 утверждена Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, согласно которой графа IV формы «Стоимость строительства» заполняется только для объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех других случаях данным законом не урегулирован вопрос, когда
подрядчиком выполнение аналогичных работ начато раньше 5-летнего срока, предшествующего дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Во-вторых, приведенное требование необходимо распространить и на конкурс. Данный способ закупки возможно выбрать для строительства, реконструкции, капитального ремонта особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства. Полагаем, проверка наличия опыта выполнения аналогичных работ в таком конкурсе представляется немаловажной.
К сожалению, в проект закона о Федеральной контрактной системе представленное выше требование включено не было. Законодатель оставляет возможность Правительству РФ своими подзаконными актами вводить требования о наличии у подрядчиков опыта, но на это требуется время. На практике данная ситуация приведет к тому, что заказчики останутся опять незащищенными от неопытных фирм-однодневок с даты вступления в силу нового нормативного акта о закупках. Из этого следует, что бесполезно создавать новую систему размещения заказов для государственных и муниципальных нужд до тех пор, пока не будут тщательно проанализированы положительные и отрицательные стороны предыдущей.
Список использованной литературы
1. Дорошенко Т.Г., Кокарева А.А. Рекомендации по развитию регулирования бизнеса. Регулирование бизнеса в строительном комплексе России. Страхование как оптимальная из всех регуляторных опций // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2012. № 2. URL: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=12266. (Идентификац. номер статьи в НТЦ «Информрегистр» 0421200101\0085).
2. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федер. закон РФ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (в ред. от 20 июля 2012 г.) // СЗ РФ. 2005. № 30. Ст. 3105.
3. О Федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг: проект федер. закона № 68702-6 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Хомкалов Г.В., Астафьев С.А. Планирование развития строительного комплекса на основе процессного подхода в условиях реформирования процедуры лицензирования // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2009. № 4. С. 76—81.
References
1. Doroshenko T.G., Kokareva A.A. Rekomendatsii po razvitiyu regulirovaniya biznesa. Regulirovanie biznesa v stroi-tel'nom komplekse Rossii. Strakhovanie kak optimal'naya iz vsekh regulyatornykh optsii / / Izvestiya Irkutskoi gosudar-stvennoi ekonomicheskoi akademii (Baikal'skii gosudarstvennyi universitet ekonomiki i prava). 2012. № 2. URL: http:// eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=12266. (Identifikats. nomer stat'i v NTTs «Informregistr» 0421200101\0085).
2. O razmeshchenii zakazov na postavki tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd: feder. zakon RF ot 21 iyulya 2005 g. № 94-FZ (v red. ot 20 iyulya 2012 g.) // SZ RF. 2005. № 30. St. 3105.
3. O Federal'noi kontraktnoi sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot i uslug: proekt feder. zakona № 68702-6 [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
4. Khomkalov G.V., Astaf'ev S.A. Planirovanie razvitiya stroitel'nogo kompleksa na osnove protsessnogo podkhoda v usloviyakh reformirovaniya protsedury litsenzirovaniya // Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii. 2009. № 4. S. 76-81.