Научная статья на тему 'Подпрограмма «Аграрное машиностроение» межрегиональной инновационной программы «Сибирское машиностроение» на 2009-2012 годы'

Подпрограмма «Аграрное машиностроение» межрегиональной инновационной программы «Сибирское машиностроение» на 2009-2012 годы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / АГРАРНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ / АПК СИБИРИ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА / РАСТЕНИЕВОДСТВО / ЖИВОТНОВОДСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / SIBERIAN FEDERAL DISTRICT / AGRARIAN ENGINEERING / AIC SIBERIA / AGRICULTURAL EQUIPMENT / CROP PRODUCTION / ANIMAL BREEDING / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Альт В. В.

Представлены основные аспекты подпрограммы «Аграрное машиностроение" межрегиональной инновационной программы «Сибирское машиностроение» на 2009-2012 годы. Приведена оценка развития экономической ситуации отрасли сельскохозяйственного машиностроения в Сибирском федеральном округе, исходя из двух вариантов: умеренно оптимистического инвестиционного и инерционного, учитывающего снижение объема финансирования на 35% в 2009 и 2010 гг. Развитие аграрного машиностроения по первому варианту (умеренно оптимистическому) позволяет выйти на уровень показателей производства АПК Сибири, предусмотренный Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBPROGRAM "AGRARIAN ENGINEERING" OF INTERREGIONAL INNOVATIVE PROGRAM «SIBERIAN ENGINEERING» FOR 2009-2012

The basic aspects of the subprogram "Agrarian engineering" of interregional innovative program "Siberian engineering" for 2009-2012 are presented. Estimation of the economic situation development in the agricultural engineering in Siberian Federal District is given on the basis of two options: moderately optimistic investment and inertia, including the decline in funding at 35%. The development of agricultural engineering on the first option (moderately optimistic) allows you to output the AIC Siberia under State programme for the development of agriculture and management of agricultural markets, commodities and food for 2008-2012.

Текст научной работы на тему «Подпрограмма «Аграрное машиностроение» межрегиональной инновационной программы «Сибирское машиностроение» на 2009-2012 годы»

Таблица. Поступление и выбытие основных машин в сельском хозяйстве Рос сии (по данным Минсельхоза России), тыс. шт.

Показатель | 1991 s. 11994 г. 11996 г.\ 1998 г. \ 2000 г. 12006 г. 12007 г.

Тракторы

Поступление 131,4 22,1 12,9 6,4 11,1 14,4 16,8

Выбытие (списание) 20 106,7 95,5 75,9 56,2 52,1 43,0

Зерноуборочные комбайны

Поступление 31,7 10,5 3,3 0,7 11,1 13.2 15,9

Выбытие (списание) 13,5 29,2 19,7 20,7 56,2 51.1 42.7

Кормоуборочные комбайны

Поступление 12 5,2 2 0,5 0,5 0,6 0,7

Выбытие (списание) 0,8 7,5 5,4 9,2 8,5 7,2 6,2

на 40 % дешевле и с учетом затрат на восстановление параметров его можно реализовать новому владельцу по цене порядка 1,7 млн руб. При этом стоимость 1 л.с. трактора уменьшится до 6,8 тыс. руб., или на 44 %. Себестоимость работ, выполняемых такой машиной, будет соответственно ниже.

Естественно, что представленное обоснование необходимости формирования рынка вторичной техники носит во многом укрупненный характер, но с учетом доказанных его преимуществ положительным зарубежным и отечественным опытом автомобильного рынка можно сделать вывод о целесообразности и высокой эффективности рынка вторичной техники в маштгнно-тех-нологической системе сельского хозяйства. Для его развитая необходимо создание Компании по регулированию рынка вторичной техники в интересах сельхозпроизводителей. Участие государства будет способствовать более интенсивному развитию интеграционных процессов.

Литература.

1. Государственная программа развития и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Утверждена постановлением Правительство Российской Федерации от 14 июля 2007г. № 446.

2. Фисинин В.И. и др. Стратегия машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 года — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2009. — SO с.

3. Краснощеков Н. В. Инновационное развитие сел мхохозя ист венного производства России. — М.: ФГНУ *Росинформагротех», 2009. -388 с.

ABOUT FORMATION OF THE SECONDARY MARKET FOR AGRICULTURAL MACHINERY

V.l. Chernoivanov, N.V. Krasnoschekov

Summary, This article provides an analysis of fleet number of the main machines, the necessity of a machinery secondary market creating is argued, and patterns of its formation and work are stated.

Key words: agricultural machinery, secondary market of machinery, economic mechanism of secondary market functioning, arrival and disposals of main machines.

УДК 681.3 : 631.171

ПОДПРОГРАММА «АГРАРНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ» МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ «СИБИРСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ» НА 2009-2012 ГОДЫ

В. В. АЛЬТ, член-корреспондент Россепьхозакадемии, директор СибФТИ

E-mail: [email protected]

Резюме. Представлены основные аспекты подпрограммы «Аграрное машиностроение» межрегиональной инновационной программы «Сибирское машиностроение» на 2009*2012 годы. Приведена оценка развития экономической ситуации отрасли сельскохозяйственного машиностроения в Сибирском федеральном округе, исходя из двух вариантов: умеренно оптимистического инвестиционного и инерционного, учитывающего снижение объема финансирования на 35% в 2009 и 2010 гг. Развитие аграрного машиностроения по первому варианту (умеренно оптимистическому) позволяет выйти на уровень показате-

лей производства АПК Сибири, предусмотренный Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Ключевые слова: Сибирский федеральный округ, аграрное машиностроение, АПК Сибири, сельскохозяйственная техника, растениеводство, животноводство, инвестиции.

В соответствии с совместным решением Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, Совета законодателей Сибирского федерального округа и Совета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» от 14 июля 200В г администрации Алтайского края поручено разработать подпрог-

рамму «Аграрное машиностроение» межрегиональной инновационной программы «Сибирское машиностроение» на 2009-2012 пг. [1].

Конкурс по разработке программы выиграл Сибирский физико-технический институт аграрных проблем (СибФТИ) Сибирского отделения Россельхозакаде-мии. В разработке Подпрограммы приняли участие сотрудники территориальных органов управления АП К субъектов Сибирского федерального округа, а также пяти научно-исследовательских институтов Сибирского отделения Россельхозакадемии, Алтайского и Новосибирского аграрных университетов, Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова, ГУП Алтайский региональный центр нетрадиционной энергетики и энергосбережения, КБ и предприятий аграрного машиностроения Сибирского федерального округа.

Цель подпрограммы — эффективное использование производственного, трудового и интеллектуального потенциала предприятий аграрного машиностроения регионов Сибирского федерального округа для подъема экономики и повышения благосостояния населения, а также загрузка их производствен ных мощностей для выпуска отечественных конкурентоспособных сельскохозяйственных машин, оборудования.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи;

систематизировать технологии и рои зволстга сельскохозяйственной продукции в Сибирском федеральном округе, определяющие основные технические требования к машинам и оборудованию;

определить направления формирования платёжеспособного спроса на рынке сельхозтехники;

развивать сельскохозяйственное машиностроение на основе оценки объёмов и источников инвестиций, а также потребное гей в технике для реализации технологических процессов в растениеводстве и животноводстве; усовершенствовать ме-

ханизмы регулирования рынка машиностроительной продукции;

создать предпосылки для устойчивого инновационного развития высокотехнологичного сельскохозяйственного машиностроения;

определить системообразующие «точки роста» сельскохозяйственного машиностроения и предпосылки для образования интегрированных структур в рамках Сибирского федерального округа;

обеспечить диверсификацию и ускоренное развитие приоритетных направлений выпуска продукции;

оценить потребности в кадровом потенциале для реализации подпрограммы;

Таблица I. Площади пашни и размеры рабочих участков в СФО

Зона, под- зона Субъект Федерации Пло- щадь пашни, га Размеры рабочих участков, км Площадь пашни с гранулометрическим составом почвы, га

>2x1 2x1- 0,5х 0,2 <0,5х 0,2 Г II III

Южная Республика Алтай 17,4 0,0 15,0 2,4 5,2 11,3 0,9

тайга, Республика Бурятия 5,9 0,0 5,5 0,0 1,2 4,7 0,0

ЛОД- Республика Хакасия 23,7 0,0 5,1 18,5 16,0 6,0 1,6

тайга, Алтайский край 476,7 254.6 159,1 63,6 133,5 262,2 81,0

север- Забайкальский край 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

ная Красноярский край 328,4 32,5 118,3 177,5 263,1 65,4 0,0

лесо- Иркутская область 265,7 14,2 109,5 142,2 174,6 69,6 21,5

степь Кемеровская область 657,7 213,9 442,9 1,3 657,7 0,0 0,0

Новосибирская область 1588,8 216,6 1083,0 288.8 397,2 953,3 238,3

Омская область 738,5 4,1 272,7 459,9 560,5 128,5 49,5

Томская область 561,3 0,0 209,6 351,5 544,5 16,8 0.0

Всего 4664,2 735,9 2420,8 1 505,7 2753,5 1517,8 392,8

% 20,2 15,8 51,9 32,3 59,0 32,5 8,4

Лесо- Республика Алтай 100,5 16,1 79,4 4,9 15,1 55,3 30,1

степь Республика Бурятия 111,9 22,1 77,4 5,5 5,6 100,7 5,6

Республика Тыва 64,6 12,9 48,5 3,2 3,2 58,1 3,2

Республика Хакасия 217,9 128,5 63,7 25,7 120,9 71,7 25,3

Алтайский край 2878,8 2304,0 572,8 0,0 403,0 1324,3 1151,5

Забайкальский край 248,2 49,6 186,2 12,4 12,4 223,4 12,4

Красноярский край 2012,3 739,6 1035,4 236,7 1517,3 495,0 0,0

Иркутская область 736,3 224,6 355,4 156,4 603,8 112,7 19,9

Кемеровская область 384,7 177,2 206,3 1,3 384,7 0,0 0,0

Новосибирская область 1019,0 440,4 505,4 72,2 815,2 132,5 71,3

Омская область 544,1 276,7 211,6 57,0 535,9 8,2 0,0

Томская область 114,7 0.0 84,5 30,4 114,7 0,0 0,0

Всего 8433,1 4391.9 3426,6 605,7 4531,9 2581,8 1319,4

% 36,5 52,1 40,7 7,2 53,7 30,6 15,6

Степь, Республика Алтай 4,4 0,0 4,4 0,0 0,0 2,4 2,0

южная Республика Бурятия 435,3 66,4 331,9 44,2 8,7 121,9 304,7

лесо- Республика Тыва 258,4 38,8 193,8 25,8 5,2 72,4 180,9

степь Республика Хакасия 272,5 195,3 51,4 25,7 71,1 113,4 88,0

Алтайский край 3009,2 2374,1 636,5 0,0 60,2 752,3 2196,7

Забайкальский край 992,8 148,9 744,6 99,3 19,9 278,0 695,0

Красноярский край 617,5 414,1 147,9 56,2 390,9 224,8 1,9

Иркутская область 419,7 284,3 113,7 21,3 283,3 99,5 36,9

Кемеровская область 223,0 126,5 94,9 1,3 223,0 0,0 0,0

Новосибирская область 1002,2 722,0 216,6 65,0 50,1 100,2 851,9

Омская область 2787,2 2519,2 211,6 57,0 2625,5 94,8 66,9

Всего 10022,2 6889,7 2747,3 395,8 3737,8 1859,5 4424,8

% 43,3 68,7 27,4 3,9 37,3 18,6 44,2

Итого по региону 23119,4 12017,5 8594,7 2507,2 11023,2 5959,1 6137,1

% 100 52,0 37,2 10,8 47,7 25,8 26,5

* I — глинистые и тяжелосуглинистые; II — средние и легкие суглинки; Н1 —

супесчаные и песчаные

13

Таблица 2. Прогноз приобретения техники по вицам и классам, шт.

Виды и классы техники Умеренно оптимистический вариант Инерционный вариант

2009 г. 12010 г. \ 2011 г. \ 2012 г. 2009 г.\ 2010 г. \ 2011 г. \ 2012 г.

Тракторы, 3971 4032 4126 4017 4126 4017 4126 4017

в том числе; кл. 1,4...2 1692 1718 1759 1712 1759 1712 1759 1712

кл. 3...4 1658 1684 1723 1677 1723 1677 1723 1677

кл. 5...6 311 315 322 314 322 314 322 314

кл. 7...8 310 315 322 314 322 314 322 314

Зерноуборочные комбайны, 1782 1797 1769 1739 1769 1739 1769 1739

в том числе: кл. 5 724 725 718 706 718 706 718 706

кл. 9 723 725 718 706 718 706 718 706

кл. 12 335 347 333 327 333 327 333 327

Кормоуборочные комбайны, в том числе: 578 467 402 338 402 338 402 338

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кл. «В» (высокий) 289 233 201 169 201 169 201 169

кл. «С» (средний) Машины для внесения 289 234 201 169 201 169 201 169

органических удобрений, 171 189 189 221 189 221 189 221

в том числе: твёрдых 112 124 124 145 124 145 124 145

жидких Разбрасыватели 59 65 65 76 65 76 65 76

минеральных удобрений 250 275 275 322 275 322 275 322

Косилки 693 763 763 894 763 894 763 894

Жатки валковые 484 532 532 624 532 624 532 624

Пресс-подборщики Плуги и почвообрабаты- 371 408 408 478 408 478 408 478

вающие агрегаты 1565 1721 1721 2018 1721 2018 1721 2018

Культиваторы и фрезы Сеялки и комбинированные 1978 2176 2176 2551 2176 2551 2176 2551

посевные машины Дождевальные и поливные 2311 2542 2542 2981 2542 2981 2542 2981

машины Машины для химической 88 97 97 114 97 114 97 114

защиты растений 320 352 352 413 352 413 352 413

сформировать государственную политику, обеспечивающую мультипликативный эффект развития аграрного машиностроения.

В основу формирования аграрного машиностроения впервые положены объективные характеристики пашни по сельскохозяйственным зонам субъектов Сибирского федерального округа. Анализ размеров полей и гранулометрического состава их почвы показал, что площадь 52 % рабочих участков составляет 2 X1 км и более, а для их обработки необходимо применение широкозахватных машин (табл. I).

В целях развития АПК нужно содействие всех уровней власти Российской Федерации. При этом администрации некоторых субъектов Сибирского федерального округа уже не один год компенсируют часть затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение техники. Так, из бюджета Новосибирской области в 2008 г. на эти цели было выделено 427 млн руб. в 2009 г. — 713 млн, на 2010 г. запланировано 886 млн руб. В Омской области сумма такой поддержки составила соответственно 129, 168 и 195 млн руб., в Алтайском крае — 150, 160 и 171 млн руб.

Мы оценили развитие экономической ситуации исходя из двух вариантов — умеренно оптимистического и инерционного, учитывающего снижение бюджетного финансирования на 35 %. Прогнозный объем финансирования до 2012 г в первом случае — 71 млрд руб., в

том числе 10 млрд руб. из бюджетов всех уровней, во втором — соответственно 60 и 8,5 млрд руб. С учетом этих вариантов сделан прогноз потребления по основным видам техники (табл. 2).

Развитие аграрного машиностроения по первому' варианту (умеренно оптимистическому) позволяет вывести показатели АПК Сибири на уровень, предусмотренный Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы [2].

Учитывая размеры рабочих участков и применяемые для производства растениеводческой продукции технологии, региону крайне необходимы тракторы клас-саб-8. Так каквэтом сегменте машины отечественного производства отсутствуют, остро стоит задача организации выпуска такой техники на территории Сибири. Проблему необходимо решать на федеральном уровне.

Стоимость К-744 составляет 4 млн руб. при потребности около 600 тракторов класса 6-8 в год, на приобретение такой техники нужно ежегодно 2,4 млрд руб. Любой импортный аналог обойдется, как минимум, в 2-3 раза дороже, не считая того, что в этом случае осуществляется финансирование зарубежной экономики. Поэтому количество импортных тракторов следует минимизировать, организовав выпуск современной техники на предприятиях региона.

Следует отметить, что сегодня в Сибирском федеральном округе изготавливается 75 % посевных машин от количества, необходимого для сельскохозяйственного производства во входящих в него субъектов Федерации, а также 80 % культиваторов и другой почвообрабатывающей техники (см. фото на 4 полосе центральной вкладки). Есть неудовлетворённая потребность в машинах и оборудовании для кормопроизводства и животноводства.

При реализации первого (умеренно оптимистического) инвестиционного варианта энерговооруженность пашни Сибири к 2012 г. достигнет 1,86 л.с./га (сейчас 1,4 л.с./га).

При этом использование высокоинтенсивных технологий обеспечит к 2012 г. рост производства зерна, мяса и молока, по сравнению с 2005...2007 гг, в 1,15... 1,3 раза. Объем производства зерна составит 22,0...

25,9 млн т, что позволит полностью удовлетворить потребности населения Сибирского федератьного округа и хлебе и хлебопродуктах, а животноводство в концентрированных кормах и сформировать экспортный запас зерна в объеме около 8... 10 млн т.

Состояние регионального сельскохозяйственного машиностроения в СФО при реализации умеренно оптимистического варианта развития будет характеризоваться следующими индикаторами:

рост объема производства продукции (по крупным и средним предприятиям) за 2009-2012 гг. составит 143 %;

доля регионального сельскохозяйственного машиностроения в удовлетворении платежеспособного спроса увеличится по тракторам — с 5 до 31,8 %, зерноуборочным комбайнам {до 10 класса) — с 45 до 100 %, кормоуборочным комбайнам — с 0,5 до 15 %; доля экспорта продукции возрастет до 15 % от общего объема ее производства;

ожидаемый результат реализации подпрограммы — устойчивое динамичное развитие отрасли, повышение конкурентоспособности {в первую очередь, по показателям производительности и надежности) продукции сельскохозяйственного машиностроения. Это позволит удовлетворить большую часть внутреннего платежеспособного спроса на сельскохозяйственные машины и к 2015 г. полностью заменить изношенную сельскохозяйственную технику.

Состояние отрасли при реализации инерционного варианта:

рост производства продукции (по крупным и средним предприятиям) за 2009-2012 тт. составит 114%;

доля регионачьного сельскохозяйственного машиностроения » структуре платежеспособного спроса по тракторам составит около 5%, зерноуборочным комбайнам — 40...45 %, кормоуборочным комбайнам — 0,5 %; зкс1 юрт продукции отрасли будет иметь незначительные объемы.

Литература.

I Совместное решение Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, Совета законодателей Сибирского федерального округа и Совета Межрегиональной Ассоциации жиномического взаимодействии субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» Утверждено 14 июли 20(№ г

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 200Н-2012 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446.

SUBPROGRAM “AGRARIAN ENGINEERING” OF INTERREGIONAL INNOVATIVE PROGRAM

«SIBERIAN ENGINEERING» FOR 2009-2012

V.V. Al’t

Summary. The basic aspects ot the subprogram “Agrarian engineering" of interregional innovative program “Siberian engineering” for 2009-2012 are presented. Estimation of the economic situation development in the agricultural engineering in Siberian Federal District is given on the basis of two options: moderately optimistic investment and inertia, including the decline in funding at 35%. The development of agricultural engineering on the first option (moderately optimistic) allows you to output the АЮ Siberia under State programme for the development of agriculture and management of agricultural markets, commodities and food for 2008-2012.

Keywords: Siberian Federal District, agrarian engineering, AIC Siberia, agricultural equipment, crop production, animal breeding, investments.

УДК 633.521

СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАШИННОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЬНОВОДСТВА

Ю.Ф. ЛАЧУГА, академик РАСХН, вице-президент Россельхо закадемия

М. М. КОВАЛЕВ, кандидат технических наук, директор

ВНИПТШЛ

И.И. КРУГЛИЙ, начальник

ФГУ «Агентство «Лен»

E-mail: [email protected]

Резюме. Показано современное состояние льняного комплекса. Дан анализ и приведены основные направления машинно-технологического переоснащения от-

расли. Предложены организационно-экономические и нормативно-прааовые мероприятия по развитию льняного комплекса России.

Ключевые слова: лен-долгунец, льноводство, технологии производства, технические средства, льносемена, льносырье.

Лен-долгунеп — прядильная культура стратегического назначения, что обусловлено его уникальными свойствами и направлениями использования в различных, в том числе высокотехнологичных, отраслях экономики.

Льнокомплекс страны, как единая национальная интегрированная структура, объединяющая аграрную и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.