3.2. ПОДХОДЫ К СТОИМОСТНОЙ ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Лосева Ольга Владиславовна, д-р экон. наук, доцент, профессор Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления
Место работы: Финансовый университет, г. Москва
Федотова Марина Алексеевна, д-р экон. наук, профессор, руководитель Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления
Место работы: Финансовый университет, г. Москва
Аннотация
Введение. Оценка стоимости результатов научных исследований, выполняемых научными и образовательными организациями, необходима как для целей постановки данных результатов на баланс в качестве НМА, так и для целей их дальнейшей коммерциализации. Выбор подхода к определению стоимости результатов научных исследований зависит как от источников финансирования НИР, так и особенностей самих результатов интеллектуальной деятельности (РИД), их правового статуса. В статье поставлены и решены следующие задачи: 1) определены нормативно-правовые и финансовые аспекты, влияющие на выбор подхода к оценке стоимости результатов научных исследований; 2) предложено в качестве основной формы результатов научных исследований рассматривать РИД и выделены категории объектов РИД - охраняемые, неохраняемые и охраноспособные; 3) раскрыто содержание этапов применения двух подходов к оценке стоимости РИД - бухгалтерского и рыночного - с учетом основных целей оценки: постановки на баланс и коммерциализации РИД.
Материалы и Методы. В статье использованы нормативно-правовые и нормативно-методические материалы, касающиеся учета затрат на НИОКР, постановки на баланс организации результатов интеллектуальной деятельности в качестве НМА, оценки их рыночной стоимости. При раскрытии подходов к оценке стоимости результатов научных исследований применялись методы определения трудоемкости, оценки рыночной стоимости в рамках затратного, сравнительного и доходного подходов, методы определения начальной (максимальной) цены контракта. Результаты. Основной формой результатов научных исследований является РИД как объект интеллектуальной собственности. Целями стоимостной оценки РИД является постановка РИД на баланс и последующая коммерциализация. Для постановки РИД баланс применяется бухгалтерский подход, для целей коммерциализации - определение рыночной стоимости РИД с использованием подходов оценочной деятельности и методов определения начальной цены контракта. Раскрыт алгоритм определения стоимости РИД на основе бухгалтерского подхода, отличительной особенностью которого является расчет доли РИД в сумме совокупных затрат на НИР с учетом трудоемкости этапов разработки РИД. Выделены целевые направления использования затратного, сравнительного и доходного подходов к оценке РИД и приведены методы расчета цены контракта на разработку РИД.
Выводы. Предложенные подходы к стоимостной оценке результатов научных исследований могут быть использованы научными и образовательными организациями высшего образования для обоснованного определения стоимости выполнения НИР по госзаданию, госконтракту, хоздоговору. Рассмотренные методы определения стоимости РИД помогут избежать неоправданного завышения затрат на НИР и НИОКР. Статья выполнена по Госзаданию Финуниверситета на 2018 г. Ключевые слова: НИР, результаты интеллектуальной деятельности, стоимость, затраты, цена контракта.
APPROACHES TO THE EVALUATION OF THE RESULTS OF SCIENTIFIC RESEARCH IN RESEARCH ORGANIZATIONS AND HIGHER EDUCATION ORGANIZATIONS
Loseva Olga V., doctor of economic sciences, associate professor, professor of the Department of corporate finance and corporate management
Work place: Financial University, Moscow, Russia
Fedotova Marina A., doctor of economic sciences, professor, Head of the Department of Corporate Finance and Corporate Governance Work place: Financial University, Moscow, Russia
Проблемы экономики и юридической практики
Annotation
Introduction. Evaluation of the value of the results of scientific research carried out by scientific and educational organizations is necessary both for the purposes of setting these results on the balance sheet as IA, and for the purposes of their further commercialization. The choice of the approach to determining the cost of research results depends on the sources of funding of research, and the characteristics of the results of intellectual activity (ROIA), their legal status. The article posed and solved the following tasks: 1) identified the legal and financial aspects influencing the choice of approach to valuation of research results; 2) offered as the main form of the results of scientific research to consider the ROIA and the selected category, the ROIA - protected, unguarded and protectable; 3) the article reveals the content of stages of application of the two approaches to the valuation of ROIA - accounting and market - taking into account the main objectives of evaluation: statement on the balance and commercialization of IP.
Materials and Methods. This article uses the normative-legal and normative-methodical materials, concerning the integration of R & D expenses, in the accounting organization of the results of intellectual activities as intangible assets, assessment of their market value. In the disclosure of approaches to the evaluation of the value of research results, the methods of determining the complexity, market value assessment in the framework of cost, comparative and income approaches, methods for determining the initial (maximum) price of the contract were used.
Results. The main form of research results is ROIA as an object of intellectual property. The objectives of the valuation of ROIA is the statement of ROIA on the balance sheet and subsequent commercialization. For the production of ROIA applies accounting balance approach, for the purposes of commercialisation, determining the market value of ROIA using the approaches of assessment and methods of determining the initial contract price. The algorithm for determining the cost of ROIA based on the accounting approach, the distinctive feature of which is the calculation of the share of ROIA in the total cost of R & d, taking into account the complexity of the stages of development of ROIA. The directions of the use of cost, comparative and income approaches to the evaluation of ROIA and the methods of calculating the price of the contract for the development of ROIA.
Summary. Proposed approaches to the evaluation of the results of scientific research can be used by scientific and educational institutions of higher education to support a reasonable determination of the cost of the research on the state assignment, the state contract, the agreement. The considered methods of determining the cost of ROIA will help to avoid unnecessary overstatement of the cost of research and development. The article is executed on the state Assignment of the Financial University for 2018. Keywords: research, intellectual property, cost, costs, price of the contract.
Одной из ключевых задач, поставленных Правительством Российской Федерации в Государственной программе «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы [4], является создание условий, необходимых для роста инвестиционной привлекательности научной, научно-технической и инновационной деятельности и эффективного трансфера результатов фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивающих развитие и структурные изменения в национальной экономике. Ведущая роль в этих процессах принадлежит научным организациям и организациям высшего образования [11].
В целях более эффективного решения поставленных Государственной программой задач и повышения своей конкурентоспособности на рынке интеллектуальных услуг российским научным организациям и вузам, деятельность которых направлена на научные исследования, необходимо совершенствовать подходы и методы стоимостной оценки полученных научных результатов с целью их учета и эффективного использования, в том числе, путем коммерциализации [12].
Под результатами научных исследований в контексте настоящей статьи будем понимать результаты завершенных НИР (НИОКР), выполняемых для собственных нужд (инициативные НИР) на средства от приносящей доход деятельности, в рамках государственного задания на субсидированные учредителем средства (НИР, выполняемые по госзаданию), по хозяйственным договорам и госконтрактам для внешнего заказчика, в том числе государственного, на привлеченные средства (иные виды НИР), которые представляют собой результаты интеллектуальной деятельности (далее - РИД).
Выделим две основные категории РИД, подходы к оценке и коммерциализации которых различаются. Это РИД, передающиеся третьим лицам (только охраняемые) и РИД, используемые самим разработчиком (могут быть охраняемыми, охраноспособными и неохраноспособными).
Охраняемые РИД - результаты интеллектуальной деятельности, которым по закону предоставляется правовая охрана либо в силу самого факта их создания и выражения в объективной форме (объекты авторского права: произведения науки, литературы, искусства; программы для ЭВМ, базы данных; объекты смежных прав; топологии интегральных микросхем; сложные объекты интеллектуальной собственности), либо после процедур государственной регистрации и выдачи охранного документа (на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения и приравненные к ним средства индивидуализации), либо в силу установления в отношении РИД специального режима конфиденциальности/коммерческой тайны (ноу-хау) [2].
Охраноспособные РИД - отчуждаемые результаты интеллектуальной деятельности, полученные в ходе научных исследований, которые соответствуют необходимым условиям охраноспособности и могут согласно ГК РФ стать объектами интеллектуальной собственности в силу их государственной регистрации или в силу введения в отношении них специального режима тайны/конфиденциальности [1].
Неохраноспособные РИД, представляющие собой промежуточные результаты проводимых научных исследований либо информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении отдельных преподавателей и используемые при проведении занятий. Данный вид РИД не является предметом настоящего исследования.
Правообладателями РИД, созданных в ходе выполнения НИР, могут являться (индивидуально или совместно): государственный заказчик (РФ в лице государственного заказчика), негосударственный заказчик, исполнитель (образовательная или научная организация). Субъекты права и объем прав каждого субъекта (правообладателя) устанавливается либо в госу-
дарственном контракте (ином договоре на НИР), либо в дополнительных к ним соглашениях.
Целями стоимостной оценки прав на результаты интеллектуальной деятельности являются постановка РИД на баланс организации и введение РИД в хозяйственный оборот, в том числе, путем коммерциализации.
Под введением РИД в хозяйственный оборот нами понимается использование РИД правообладателем в своей хозяйственной деятельности любым не противоречащим закону способом, в т.ч. при проведении последующих НИР, применении в основной деятельности (научной, учебной, производственной), передаче прав третьим лицам, обслуживании (эксплуатации) изделия и т.п. При этом речь может идти о РИД, созданных в ходе выполнения НИР в текущем периоде, или о неиспользуемых РИД, выявленных в ходе инвентаризации и имеющих нереализованный коммерческий потенциал.
В первом случае необходимость стоимостной оценки возникает на этапе сдачи-приемки НИР, выполненной государственными научными и образовательными учреждениями по государственному заданию или иному договору, в целях отражения данных объектов в составе нематериальных активов правообладателя / правообладателей. В соответствии со сложившейся практикой, права на РИД, создаваемые на договорной основе, принадлежат заказчику, исполнителю или совместно. В ситуации государственного задания заказчиком и исполнителем являются государственные учреждения. В случае заключения вузом договора с негосударственным заказчиком, права на РИД также принадлежат исполнителю совместно с заказчиком (если иное не оговорено в договоре), т.е. бюджетной образовательной организации. Бухгалтерский учет государственных учреждений, в т.ч. в части определения первоначальной стоимости созданных нематериальных активов, регламентируется приказом Министерства финансов РФ от 1 декабря 2010 г. № 157н [5].
Во втором случае стоимостной оценке подлежат права на РИД при введении их в хозяйственный оборот - совершении сделок купли-продажи (отчуждения), либо передаче прав использования по лицензионным договорам. В соответствии с нормами действующего законодательства РФ, сделки должны совершаться по рыночной стоимости. В данном случае, определение стоимости прав на РИД будет регламентироваться Федеральным Законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 с изменениями и дополнениями, принятыми на их основе нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе ФСО «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО № 11)», утвержденные Приказами Министерство экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. № 297, 298, 299 и от 22 июня 2015 г. №385 [7, 8, 9].
Таким образом, первоначальная стоимость РИД, по которой они могут быть приняты на баланс организации в качестве НМА, определяется либо по правилам бухгалтерского учета для бюджетных организаций (для вновь созданных РИД в ходе выполнения НИР в рамках госзадания) - бухгалтерский подход, либо по рыночной стоимости (если речь идет о разработке РИД по хоздоговору или о выявленных в организации в ходе инвентаризации неиспользуемых РИД, обладающих коммерческим потенциалом) - рыночный подход.
1. Определение первоначальной стоимости РИД, созданных в ходе выполнения НИР по госзаданию в текущем периоде, на основе бухгалтерского подхода.
На основании статьи 165 Бюджетного кодекса РФ (Собрание законодательства РФ, 1998, № 31, ст. 3823; 2005, № 1, ст. 8; 2006, № 1, ст. 8; 2007, № 18, ст. 2117; № 45, ст. 5424), пунктов 4 и 5 Постановления Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ, 2004, № 15, ст. 1478; № 49, ст. 4908; 2007, № 45, ст. 5491; 2008, № 5, ст. 411) и в целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями приказом Министерства финансов РФ от 1 декабря 2010 г. № 157н утвержден единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкция по его применению [3,5].
Пунктом 23 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений в редакции Приказа Минфина РФ от 31 марта 2018 г. установлено, что объекты нефинансовых активов, в состав которых входят нематериальные активы, принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.
В целях определения первоначальной стоимости объекта нематериальных активов при его приобретении за плату или создании фактические вложения учреждения, в соответствии с пунктом 62 вышеупомянутой Инструкции, формируются с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, создания объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ, включая [6]:
- суммы, уплачиваемые правообладателю (продавцу) в соответствии с договором (государственным (муниципальным) контрактом) об отчуждении (приобретении) исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации;
- расходы на выплаты по оплате труда сотрудников, непосредственно занятых в процессе создания нематериального актива или в выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ;
- расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, первоначальная стоимость которого формируется;
- иные расходы, непосредственно связанные с приобретением, созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.
Не включаются в сумму фактических вложений:
- общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, созданием объекта нематериальных активов;
Проблемы экономики и юридической практики
- расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам, оказываемым учреждением по договорам (контрактам);
- расходы, непосредственно связанные с созданием образцов новых изделий (опытных образцов), принимаемых по результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в состав нефинансовых активов учреждения [6].
Таким образом, первоначальная стоимость полученных по итогам научных исследований РИД будет равна сумме затрат, понесенных правообладателем и непосредственно связанных с созданием нематериального актива. Для каждого из правообладателей первоначальная стоимость формируется исходя из его затрат на получение нематериального актива. Так, первоначальная стоимость полученных нематериальных активов для государственного заказчика будет формироваться путем распределения цены государственного контракта между полученными итоговыми (консолидированными) результатами НИР, в т.ч. РИД. В случае, если правообладателем РИД является исполнитель государственного контракта (вуз), то первоначальная стоимость будет определена в сумме затрат исполнителя на получение РИД - в части внебюджетного финансирования, непосредственно связанного с созданием анализируемого объекта.
Здесь возникает проблема: каким образом из понесенных правообладателем затрат на НИР выделить затраты на создание РИД? Как правило, создание РИД прописывается в ТЗ и является одним из этапов выполнения НИР по госзаданию. Предлагаемый методический подход заключается в определении доли в стоимости НИР, приходящейся на РИД, расчет которой может осуществляться по следующему алгоритму:
1. Определение этапов выполнения НИР (пунктов в ТЗ), необходимых для создания РИД (п) и числа членов временного творческого коллектива, задействованных на этих этапах (N1);
2. Расчет коэффициента увеличения трудоемкости (Кут) и времени выполнения t каждого выделенного этапа НИР с учетом сложности, новизны и ценности работ;
3. Определение стоимости каждого этапа НИР путем умножения КУТ на средний или дифференцированный (приведенный) размер оплаты труда работников в день на число задействованных работников (N1) и на продолжительность выполнения этапа t в днях;
4. Определение затрат на оплату труда работников (СЗ) по созданию РИД путем суммирования стоимостей всех этапов;
5. Определение объемов финансовых средств на отчисления на социальные нужды (ССН) по формуле:
Ссн = 0,3Сз (1)
6. Определение объемов финансовых средств на накладные (косвенные) расходы (СН) по формуле:
Сн = 0,1(Сз + Ссн) (2)
7. Оценка объемов финансовых средств на материалы (См), спецоборудование для научных (экспериментальных) работ (Соб), прочие прямые расходы (Спр) и затраты по работам, выполняемым сторонними организациями и предприятиями (Сст), осуществляется исходя из требований заказчика к РИД, возможностей и потребностей исполнителей и других факторов;
8. Определение стоимости выполнения РИД по формуле:
Срид= СЗ + ССН + СН + См + Соб + Спр + Сст (3)
2. Определение стоимости прав на РИД, выполненных в ходе выполнения НИР по хоздоговору или выявленных в организации путем инвентаризации, рыночным подходом.
Оценка рыночной стоимости прав на РИД проводится в соответствии с Федеральным Законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ с изменениями и дополнениями, принятыми на их основе нормативными правовыми актами РФ, в том числе ФСО «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО № 11)», утвержденные Приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 297, 298, 299 и от 22 июня 2015 г. № 385.
Статьей 3 Закона № 135-ФЗ установлено, что под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства [9], то есть, когда:
- одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
- объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
- платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Необходимость определения рыночной стоимости может
также возникнуть в целях постановки на бухгалтерский учет в случае безвозмездного получения РИД.
Профессиональный оценщик для определения рыночной стоимости РИД должен привлекаться образовательной организацией в случае, если данная стоимость может превысить 500 тысяч рублей.
Если стоимость объекта оценки не превышает 500 тысяч рублей, то ее определение может осуществляться специальным подразделением (рабочей группой), созданным в организации и наделенным соответствующими полномочиями. В Финансовом университете данный функционал закреплен за Экспертной комиссией по оценке, постановке на баланс и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
В ФСО № 1 описаны следующие основные подходы оценки, используемые при определении рыночной стоимости объекта оценки: сравнительный, доходный и затратный. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком. Оценщик может самостоятельно осуществить выбор того или иного подхода к оценке или конкретного метода оценки в рамках каждого из подходов, но при этом выбор должен быть обоснован. Если принято решение об использования нескольких подходов или методов, то требуется выполнить согласование результатов оценки одним из известных способов. В случае существенного отличия полученных различными подходами или методами промежуточных результатов оценки, следует провести соответствующий анализ и установить причину расхождений, которую необходимо отразить в отчете об оценке.
Существенным признается такое отличие, при котором результат, полученный при применении одного подхода (метода), находится вне границ указанного оценщиком диапазона стоимости, полученной при применении другого подхода (методов) (при наличии).
Применение подходов и методов при оценке интеллектуальной собственности и нематериальных активов имеет свои
отличительные особенности, отраженные в ФСО № 11.
Задание на оценку интеллектуальной собственности и нематериальных активов в ФСО №11 расширено и помимо стандартного набора информации, предусмотренного ФСО №1, должно содержать следующие дополнительные пункты (рисунок 1).
1) о режиме предоставленной ирисовой охраны интеллектуальной собственности, включая объем, сроки, территории правовом охраны, наличие ограничений (обременегав*!) в отношегав! — I гсключптельных прав на тмтеллектуальну ю собственность
1} об объеме прав на интеллектуальную собственность, подлежащие оценке — _,
3) о совокупности объектов (плп единой технологии, пш сопутствующих акшвах), в состав котор ойвход! it объект оценн i
4) иные сведения. позволяющие однозначно щентпфнцпровать и раскрыть характеристики объекта оценки п провести оценку его стоимости
5) 1мь[е расчетные величины, в том числе: расчетная велпчта лщеняюнного вознагрлждеии _ (роялти); убытки; р асчешая велпчгна авторского вознагражден] и
Рисунок 1. Сведения, которые должны включаться в задание на оценку РИД. Источник: URL: http://www.ocenchik.ru/docsf/2248-ocenka-nma-intellectual-property-fso11.html
На этапе формирования задания на оценку важно верно определить объем прав, подлежащих оценке, совокупность объектов (или единой технологии, или сопутствующих активов), в состав которой входит объект оценки и предполагаемое использование результатов оценки, т.к. эти параметры существенным образом влияют на выбор расчетной величины, подлежащей оценке и дальнейшей методологии расчетов.
Выбор подхода оценки определяется конкретными особенностями оцениваемого РИД, а также сферами его использования. Например, при оценке РИД, созданного для внутреннего применения, наиболее подходит затратный подход. А для РИД, предназначенного для коммерциализации, в большей степени применим доходный подход. Что касается сравнительного подхода, то для РИД, созданных в ходе выполнения НИР, он наименее применим в силу сложностей, возникающих при подборе аналогов.
Альтернативным вариантом определения рыночной стоимости является метод расчета начальной (максимальной) цены контракта - НМЦК [10]. Данный метод может использоваться, если заключен договор на разработку конкретного вида РИД как объекта интеллектуальной собственности.
В этом случае значение цены контракта (фактической стоимости РИД) определяется как минимальное из возможных значений, рассчитанных различными методами, из которых чаще всего используют:
1. Метод затрат - расчет цены проекта путем обоснования предполагаемых затрат на выполнение работ - Ц1;
2.Аналоговый метод - расчет цены проекта по результатам изучения информации о стоимости аналогичных работ, сопоставимых по назначению, продолжительности, структуре затрат, предполагаемым результатам и т.п. - Ц2;
3. Метод дисконтирования денежных потоков (если планируется производство новой продукции с использованием созданного РИД) - Ц3.
Рассмотренные подходы позволят повысить объективность обоснования стоимости результатов научных исследований и
упростить взаимопонимание между потенциальными исполнителями НИР и заказчиком/инвестором.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 69,78%. Список литературы:
1. ГОСТ Р 55386-2012 Интеллектуальная собственность: Термины и определения. URL: http://standartgost.ru/ (Дата обращения:16.05.2018).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 n 230-Ф3 (ред. от 23.05.2018). URL: http://www.consul-tant.ru/
3. Мазур Н.З. Современный взгляд на проблемы, связанные с оценкой и коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности // Инновации и инвестиции. № 6, 2018, стр. 23-30.
4. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 301. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 - 2020 годы». URL: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru /70643478/#ixzz5TZ2IYGT5 (Дата обращения: 10.10.2018).
5. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 31.03.2018) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению». URL: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAWJL07750/.
6. Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 № 115н (ред. от 16.05.2016) «Об утверждении Положения по бух.учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02».
7. Приказ Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 297 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)».
8. Приказ Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 N 298 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)».
9. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010).
10. ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
11. Evaluation of Innovation Activities. Guidance on methods and practices. Study funded by the European Commission, Directorate for Regional Policy. URL: http://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docgener
/evaluation/pdf/eval2007/innovation_activities/inno_activities_guidance_en.pdf (Дата обращения 01.09.2018).
12. M. Fedotova, N. Filimonova, Loseva O. Methods for Measuring of Regional Intellectual Capital //Information/ 2016, Vol 19, № 6, p.1771-1784.