/58 "Civil SecurityTechnology", Vol. 19, 2022, No. 1 (71) УДК 378.018.43
Safety in emergencies
Подходы к реализации образовательных программ при дистанционном обучении в вузах МЧС России и МЧС Донецкой Народной Республики
ISSN 1996-8493
D01:10.54234/CST. 19968493.2022.19.1.71 © Технологии гражданской безопасности, 2022
А.В. Еремин, О.Н. Орлова, Л.В. Краснова
Аннотация
Изложены подходы к реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в высших учебных заведениях МЧС России и МЧС Донецкой Народной Республики (на примере Академии гражданской защиты МЧС ДНР). Авторы предлагают создать корпоративную систему дистанционного обучения, которая наиболее полно соответствовала бы условиям его реализации в вузах МЧС ДНР; даны и другие рекомендации по развитию и совершенствованию системы дистанционного обучения.
Ключевые слова: высшие учебные заведения; МЧС России; МЧС ДНР; электронное обучение; дистанционные образовательные технологии; автоматизированная программа по проведению дистанционного обучения.
Approaches to the Implementation of Educational Programs for the Distance Learning in the Universities of Emercomof Russia and Emercom of Donetsk People's Republic
ISSN 1996-8493
D01:10.54234/CST. 19968493.2022.19.1.71 © Civil Security Technology, 2022
A. Eremin, О. Orlova, L. Krasnova
Abstact
Approaches to the implementation of educational programs using e-learning and distance learning technologies in higher educational institutions of the Emercom of Russia and Emercom of Donetsk People's Republic (using the example of the Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of the DPR) are described. The authors propose to create a corporate distance learning system that would most fully meet the conditions of its implementation in the universities of the Ministry of Emergency Situations of the DPR, and other recommendations for the development and improvement of the distance learning system are given.
Key words: higher educational institutions; Emercom of Russia; Emercom of DPR; e-learning; distance learning technologies; automated distance learning program.
24.02.2022
В этой статье рассматриваются подходы вузов МЧС России к дистанционному обучению, а также приводится пример организации такой работы в вузе МЧС Донецкой Народной Республики (МЧС ДНР).
Основной задачей высших учебных заведений (вузов) МЧС России является подготовка высококвалифицированных специалистов с высшим образованием в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и научно-педагогических кадров.
В настоящее время в связи с предупреждением распространения Covid-19 во всех вузах МЧС России реализация образовательных программ проходит на базе электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) с использованием различных дистанционных образовательных технологий.
В учебном процессе в вузах МЧС России широко используются следующие компоненты информационных технологий: компьютерные лаборатории; средства телекоммуникаций (компьютерных, аудиовизуальных и др.); системы интерактивного видео и др. Программный продукт ЭИОС основан на использовании существующей материально-технической базы и разрабатываемого комплекса программных средств. Разработка ЭИОС кафедр обеспечивает создание единой унифицированной системы информационных ресурсов и технологий, используемых во всех сферах деятельности кафедр в учебных заведениях. Система объединяет в своем составе взаимосвязанные комплексы, ориентированные на обслуживание следующих категорий пользователей: профессорско-преподавательский состав; обучающиеся (очное обучение, заочное обучение); командиры и родители.
Дистанционное обучение в вузах МЧС России проводится в соответствии с федеральными законами Российской Федерации [1-3], приказами и рекомендациями Минобрнауки РФ [4-8], национальными стандартами РФ [9-18]. Кроме того, нормативная правовая база вузов МЧС России включает локальные нормативные документы, например:
Положение об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях;
Положение об ЭИОС;
Положение об ЭУМК;
Положение о корпоративной почте студентов;
Положение об электронном портфолио обучающихся;
Положение о создании и размещении открытых курсов вуза;
Положение об использовании открытых курсов в образовательной деятельности вуза.
Перечни специальностей (направлений подготовки) дистанционного обучения отображены на информационных сайтах вышеуказанных заведений.
Опыт реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий вузами России и ДНР показывает их значительное отличие, а именно: все вузы МЧС России используют дистанционные образовательные технологии, а в ДНР из 18 учреждений высшего профессионального образования всего
5 высших учебных заведений используют системы дистанционного обучения (см. рис.) [24].
□ ВУЗы, не использующие
сдо
■ ВУЗы, использующие СДО
Рис. Вузы ДНР, использующие и не использующие системы дистанционного образования
Нормативная правовая база вузов основана на законе ДНР «Об образовании» [19], приказах и методических рекомендациях Минобразования и науки ДНР [20,21], локальных актах учебных заведений [22]. В ежедневной образовательной деятельности учебных заведений ДНР используются национальные стандарты РФ [9-18].
Более детально предлагаем рассмотреть организацию дистанционного обучения на примере Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академия гражданской защиты» Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики (далее — Академия).
Академия осуществляет образовательную деятельность, которая обеспечивает подготовку специалистов по образовательным программам высшего профессионального образования (бакалавриат, специалитет и магистратура) для нужд Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ДНР (МЧС ДНР), органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности [28, 29].
По состоянию на 01 сентября 2021 года, в Академии обучается 1237 слушателей, из них: 425 слушателей — на очной форме обучения и 812 слушателей — на заочной форме обучения. В Академии действуют два факультета: «Пожарной безопасности» и «Технос-ферной безопасности».
Значительная часть слушателей заочной формы обучения (около 60%) — это действующие сотрудники органов и подразделений МЧС ДНР. Одновременное нахождение указанных сотрудников на сессии в учебном заведении может серьезно понизить боеспособность подразделений МЧС ДНР. Учитывая данный факт, можно сделать вывод, что в Академии остро стоит вопрос реализации образовательных программ с применением дистанционного обучения для студентов заочной формы обучения, проходящих службу в подразделениях МЧС ДНР [26, 27].
Ситуация, которая сложилась из-за пандемии COVID-19, доказывает необходимость применения дистанционного обучения. В 2020-2021 гг практически все учебные заведения России и ДНР, осуществляющие образовательную деятельность, имели опыт проведения учебных занятий с применением технологий дистанционного обучения.
Опыт реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
/60 "Civil SecurityTechnology", Vol. 19, 2022, No. 1 (71)
Safety in emergencies
образовательных технологий высшими учебными заведениями МЧС России и МЧС ДНР подтверждает актуальность выбранного нами направления исследования и необходимости создания системы дистанционного обучения в Академии [25].
Создание системы дистанционного обучения в Академии предполагает не только дистанционное образование, но и снижение учебной нагрузки на преподавателей, и улучшение качества обучения слушателей, в первую очередь — заочной формы обучения.
Практический опыт реализации дистанционных образовательных технологий в учебных заведениях показывает, что решающей ролью в успехе системы дистанционного обучения является роль преподавателя [30].
Именно от преподавателя зависит: отношение слушателя к дистанционному обучению; качество электронных учебно-методических материалов;
качество процесса дистанционного обучения; эффективное использование современных образовательных технологий.
Подводя итоги нашего исследования, предлагаем следующие рекомендации.
Опираясь на опыт вузов МЧС России и ДНР, уже использующих такую форму обучения, предлагаем создать корпоративную систему дистанционного обучения, которая наиболее полно соответствовала бы условиям его реализации в вузах МЧС ДНР.
Кроме того, в процессе подготовки обучающихся в Академии рекомендуется разработать и реализовать модель многокомпонентной системы, все элементы, которой соответствуют: требованиям и рекомендациям соответствующей нормативной правовой базы, учебной, внеучебной, научно-исследовательской деятельности; измерению, контролю и оценке результатов обучения; деятельности по регулированию учебного процесса, обладающей максимальной вариативностью, обеспечивающей дифференциацию всех возможных пользователей дистанционного обучения — потребителей информационно-образовательных услуг, включающей структурные подразделения Академии (кафедры, учебный отдел, факультеты заочного обучения и переподготовки кадров, командование факультетов и курсов, подготовительные учебные курсы) и родителей обучающихся [23].
Предлагаем также разработать и внедрить в образовательный процесс Академии автоматизированную программу по проведению дистанционного образования [24].
В том числе рекомендуется создание в образовательном учреждении самостоятельного специализированного структурного подразделения, которое будет выполнять определенные функции, а именно:
организационно-методическое сопровождение дистанционного обучения;
программное техническое сопровождение системы дистанционного обучения;
обеспечение учебного процесса в системе дистанционного обучения;
совершенствование и развитие системы дистанционного обучения.
Проведенное нами исследование показало, что система дистанционного обучения позволяет отказаться от многих стереотипов, стимулирует творческий, инновационный подход к образованию.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022).
2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
4. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
5. Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
6. Письмо Минобрнауки России от 24.06.2014 № АК-1666/05 «Об установлении соответствий при утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, указанных в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки».
7. Методические рекомендации по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ (приложение к письму Минобрнауки России от 10 апреля 2014 г. № 06-381).
8. Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме (письмо Минобрнауки России от 21.04.2015 № ВК-1013/06).
9. ГОСТ 7.0.83-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения».
10. ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
11. ГОСТ Р 52652-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Общие положения».
12. ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения».
13. ГОСТ Р 52655-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Интегрированная автоматизированная система управления учреждением высшего профессионального образования. Общие требования».
14. ГОСТ Р 52656-2006 «Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Общие требования».
15. ГОСТ Р 52657-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов».
16. ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения».
17. ГОСТ Р 55751-2013 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы».
18. ГОСТ Р 55750-2013 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Метаданные электронных образовательных ресурсов. Общие положения».
19. Донецкая Народная Республика. Закон об образовании № 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 28.12.2021 [Электронный ресурс] // Портал Народного Совета ДНР. URL: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 19.01.2022).
20. Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 22.10.2020 № 1424 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.09.2020 № 1321» [Электронный ресурс] // Портал Правительства ДНР. URL: https://pravdnr.ru/news/distanczionnyj-obrazovatelnyj-proczess-v-vuzah-i-proftehuchilishhah-budet-dejstvovat-do-osobogo-rasporyazheniya-minobrnauki/ (дата обращения: 19.01.2022).
21. Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 18 марта 2020 г. № 502 «Об организации работы учреждений сферы образования и науки Донецкой Народной Республики».
22. Арешидзе Л. Н. Организация образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Донецк: ГО ДПО ИРПО, 2020. 29 с.
23. Фрадков А. И., Заводская С. Ю., Исайкин О. А. Комплексные информационные системы для учреждений сферы образования // Информатика и образование. 2012. № 3. С. 49-60.
24. Орлова О. Н. и др. Использование учебных автоматизированных программно-методических комплексов на базе интернет-технологии: Материалы науч.-практ. конференции, посвященной 85-летию Академии ГПС МЧС России. М: Академия ГПС МЧС России. 2018. С. 102-104.
25. Еремин А. В., Орлова О. Н., Гусаков Д. В. Анализ использования платформ и систем дистанционного образования // Пожарная и техносферная безопасность: проблемы и пути совершенствования. 2020. № 1 (5). С. 257-259.
26. Еремин А. В., Орлова О. Н. Технологии дистанционного обучения в современном образовании // Пожарная и техносферная безопасность: проблемы и пути совершенствования. 2020. № 3 (7). С. 382-385.
Сведения об авторах
Еремин Александр Владимирович: адъюнкт Академии ГПС МЧС России, Академия гражданской защиты МЧС ДНР, первый зам. начальника, подполковник службы гражданской защиты.
Донецк, Донецкая Народная Республика. e-mail: [email protected] SPIN-код: 4704-0981.
Орлова Ольга Николаевна: к.пед.н., доц., АГПС МЧС
России, доц. кафедры.
Москва, Россия.
e-mail: [email protected]
SPIN-код: 3385-1029.
Краснова Любовь Викторовна: к. э. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с. науч.-исслед. отдела. Москва, Россия.
е-mail: [email protected] SPIN-код: 6524-6195.
27. Орлова О. Н., Еремин А. В. Дистанционное образование как одна из форм реализации концепции открытого образования в мировом масштабе // Пожарная и техносферная безопасность: проблемы и пути совершенствования. 2020. № 1 (5). С. 254-256.
28. Еремин А. В., Орлова О. Н., Черкесов В. В., Никитюк Н. А. Анализ организации профессиональной подготовки сотрудников МЧС ДНР // Вестник Академии гражданской защиты. 2020. № 2 (22). С. 137-142.
29. Еремин А. В., Орлова О. Н., Свистельник А. В. Проблемы и перспективы формирования профессиональных компетенций у специалистов в сфере пожарной и техносферной безопасности: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Информационные и инновационные технологии в науке и образовании». 2021. С. 446-449.
30. Орлова О. Н. Перспективы применения социологических исследований в области обеспечения пожарной безопасности: Моногр. М.: Академия ГПС МЧС России, 2017. 114 с.
Information about authors
Eremin Alexander V.: Adjunct of the Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of the Donetsk People's Republic, First Deputy Head, Lieutenant Colonel of the Civil Protection Service. Donetsk, Donetsk People's Republic. e-mail: [email protected] SPIN-scientific: 4704-0981.
Orlova Olga N.: PhD (Pedagogical Sc.), Associate Professor, Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Associate Professor of the Department. Moscow, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific: 3385-1029.
Krasnova Lyubov V.: PhD (Economic Sc.), All-Russian Research Institute for Civil Defense And Emergencies, Senior Researcher, Research Department. Moscow, Russia.
e-mail: [email protected] SPIN-scientific: 6524-6195.
Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Авторы, название URL
Качанов С.А. и др. Стратегия развития системы-112 в Российской Федерации.Монография. 2-е изд., перераб. и доп. http://elibrary.ru/item.asp?id=27408544
Акимов В.А. и др. Глобальные и национальные приоритеты снижения риска бедствий и катастроф. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=27562706
Историческое и культурное наследие в системе МЧС России. Памятники архитектуры и мемориальные ценности https://elibrary.ru/item.asp?id=29103188
Аюбов Э.Н. и др. МЧС России в борьбе с чрезвычайными ситуациями http://elibrary.ru/item.asp?id=27613062
Аюбов Э.Н. и др. Природные угрозы http://elibrary.ru/item.asp?id=27613013
Аюбов Э.Н. и др. Техногенные угрозы. Гидродинамические и транспортные аварии http://elibrary.ru/item.asp?id=27612998
Аюбов Э.Н. и др. Техногенные угрозы. Радиационные и химические аварии http://elibrary.ru/item.asp?id=27612987
Аюбов Э.Н. и др. Социальные угрозы http://elibrary.ru/item.asp?id=27613407
Аюбов Э.Н. и др. Терроризм и криминогенные угрозы http://elibrary.ru/item.asp?id=27613403
Аюбов Э.Н. и др. Пожары и взрывы http://elibrary.ru/item.asp?id=27613397