УДК 355.58
Методический подход к реализации личностно-ориентированной концепции отбора поступающих в высшие учебные заведения МЧС России
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2020
Ю.В. Подрезов, С.Г. Ермаков, С.Т. Посохова, Ю.Д. Башкина
Аннотация
Выполнен анализ причин возникновения проблемных ситуаций при выборе профессии, прежде всего — школьниками. Исследованы особенности выбора профессии спасателя. Описаны: методический подход к реализации личностно-ориентированной концепции отбора поступающих в высшие учебные заведения МЧС России, а также разработанный авторами современный психодиагностический комплекс «Личностный потенциал готовности к освоению профессии».
Ключевые слова: высшие учебные заведения; методический подход; профессия; профессиональный отбор; психодиагностический комплекс; спасатель.
Methodological Approach to the Personality-Oriented Concept Implementation for the Selection of Applicants to the EMERCOM of Russia Higher Educational Institutions
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2020
Yu. Podrezov, S. Ermakov, S. Posokhova, Yu. Bashkina
Abstract
The problematic situations causes analysis when choosing a profession, primarily by schoolchildren, is performed. The aspects of choosing a lifeguard profession are investigated. There are described: the methodical approach to the implementation of student-oriented concept for the selection of applicants to higher educational institutions of EMERCOM of Russia, as well as modern developed psycho-diagnostic complex "Personal potential readiness to the profession acquisition".
Key words: higher educational institutions; methodological approach; profession; professional selection; psychodiagnostic complex; lifeguard.
14.08.2020
Анализ современного состояния дел в сфере профессиональной ориентации свидетельствует о том, что этот вопрос требует поиска более эффективных путей самоопределения личности при выборе будущей профессии. Статистика MAR Consult, представленная в 2018 году, свидетельствует о том, что существующий список профессий составляет более 7000 наименований, однако по выбранной ранее профессии работает только половина населения России (52%). Поэтому указанная проблема по-прежнему остается актуальной. Создавшаяся ситуация, безусловно, не выгодна для поступательного развития общества, в первую очередь, с экономической точки зрения.
К причинам профессионального дефицита не только в МЧС России, но и в целом по стране можно отнести: во-первых, ситуацию на рынке труда, которая не обеспечивает востребованность выбранной профессии и материальное благополучие человека, или же, наоборот, конкуренция на рынке труда настолько высока, что трудоустройство практически невозможно;
во-вторых, ряд профессий оказывается не престижным для абитуриентов;
в третьих, выбранная профессия не соответствует психологической готовности человека к освоению профессии, его способностям и в целом психологическому статусу.
Последняя группа причин особенно актуальна для профессий, требующих полной мобилизации личности. К таким профессиям, как правило, относят медицину, сферы управления и государственной службы, а также профессии, напрямую связанные с риском для жизни и, прежде всего, с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Важно понимать, что профессия спасателя стала отдельной специальностью относительно недавно, порядка тридцати лет назад [1].
В профессиональный портрет спасателя заложено множество личностных характеристик, благодаря которым человек склонен и готов заниматься разными видами деятельности в зависимости от сложившейся ситуации. Поэтому вопросы профессиональной ориентации и профессиональной пригодности таких специалистов требуют особого внимания.
Данные о профессиональной реализации россиян доказывают несовершенство существующих на сегодняшний день подходов к профессиональному самоопределению молодежи. Современная ситуация на рынке труда, по данным ВЦИОМ на 2018 год, свидетельствует о том, что на выбор профессии более четверти россиян (28%) повлияли собственные увлечения и интересы; 23% респондентов призналось, что так сложились обстоятельства; еще 16% руководствовалось престижем профессии и возможностью карьерного роста. Для 12% опрошенных главным критерием являлась оплата труда в данной профессии, а каждый десятый (10%) следовал семейной традиции, столько же (10%) выбрало профессию, исходя из востребованности на рынке труда [2].
В то же время особые коррективы вносит и специфика современного образования. Система единого
государственного экзамена (ЕГЭ) значимо затрудняет ориентацию на интересы и склонности старшеклассника при выборе будущей профессии. Учебные предметы, которые выпускник школы планирует сдавать в качестве итогового экзамена, далеко не всегда соответствует его собственным интересам. Зачастую на его выбор оказывают влияние родители, ориентируясь на современное положение на рынке труда, на клиентскую лояльность к будущему высшему учебному заведению и на быстрое обеспечение материального благополучия собственного ребенка.
Также, по данным ВЦИОМ, у школьников нет четкого понимания в вопросе выбора будущей профессии. Среди названных профессий в первую пятерку вошли специалисты по IT, врачи и юристы. Здесь предпочтения школьников совпадают с пожеланиями родителей. Например, согласно опубликованному ранее опросу ВЦИОМ 35% россиян, имеющих подрастающих детей или внуков, выбрало бы для своего ребенка профессию врача. Россияне хотели бы видеть своих детей и внуков специалистами в технической сфере (40%) чаще, чем в гуманитарной (16%). При этом большинство родителей по-прежнему пытается «отгородить своих детей от непосильной и опасной деятельности».
Статистические данные находят свое отражение в существующих на сегодняшний день многочисленных психологических методиках, направленных на выявление интересов и склонностей будущих абитуриентов. К наиболее востребованным из них относятся: методика «Готовность к выбору профессии», адаптированная А. П. Чернявской;
методика Е. А. Климова «Определение типа будущей профессии»;
«Карта интересов», модификация О. Г. Филимоновой;
«Ориентация», анкета И. Л. Соломина; «Якоря карьеры», методика диагностики ценностных ориентаций в карьере Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова;
тест профориентации (ТПО), разработанный на базе РГПУ имени А. И. Герцена (2006 г.), авторы: Богдановская И. М., Кошелева А. Н., Манеров В. Х., Посохова С. Т.;
методика «Профориентатор», разработанная в ЦТР ГГ под научным руководством проф. А. Г. Шмелева.
Несмотря на обилие информации по формам про-фориентационной работы с абитуриентами, до сих пор не создано эффективных условий для успешного профессионального самоопределения старшеклассников, исходя из учета их способностей, интересов, а также потребности общества. Тогда как современное общество особо остро сейчас нуждается в профессионалах, готовых оперативно принимать решения, прогнозировать, предотвращать и быстро ликвидировать различные чрезвычайные ситуации.
Современная ситуация как нельзя лучше доказывает, что, несмотря на достигнутые успехи в области производства и техники, информационных технологий и сфере обслуживания, риск экологических, техногенных и социальных катастроф и аварий повсеместно возрастает.
Это связано, прежде всего, со значительным (а порой — и запредельным) износом промышленного оборудования, объектов жилищно-коммунального хозяйства и т. п. Соответственно, значимость в подготовке специалистов для сферы защиты населения и территорий от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера огромна. Специфика в определении профессиональных склонностей будущих спасателей должна ориентироваться не только на сферу их интересов и способностей, но и на другие особенности личности.
Особое значение, безусловно, должно уделяться отбору будущих студентов вузов, так как именно специалисты с высшим образованием в перспективе занимают руководящие должности и на них возлагается особая миссия при организации решения всех проблем защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, включая глобальные проблемы.
В настоящее время каждый вуз заинтересован получить абитуриента, готового освоить конкретное профессиональное направление и реализовать себя в будущем в рамках выбранной профессии. Безусловно, на сегодняшний день разработано большое количество профориентационных методик. Большинство этих методик отвечает всем требованиям валидности и надежности, многие из них цифровизированы. Однако существенным недостатком признается технология выбора в качестве ведущего фактора исключительно интереса и склонностей абитуриента. Такой подход не учитывает другие важные составляющие.
С учетом выявленных противоречий в современной профориентационной деятельности авторами был разработан психодиагностический комплекс «Личностный потенциал готовности к освоению профессии» (Комплекс).
Личностный потенциал готовности к освоению профессии рассматривается как интегральный показатель и определяется сочетанием следующих составляющих: профессиональных склонностей; профессиональных способностей; осознаваемой профессиональной идентичности личности к определенному направлению подготовки;
неосознаваемой профессиональной идентичности личности к определенному направлению подготовки;
возможных карьерных притязаний будущего специалиста;
а также общей клиентской лояльности по отношению к учреждению, обеспечивающему профессиональную подготовку.
В состав Комплекса вошли специально разработанные и модифицированные опросники-анкеты и проективные пробы.
Методологической основой для разработки Комплекса является система подготовки специалистов в вузе. Уникальность Комплекса заключается в создании методологической базы, четко ориентированной на профессиональную ориентацию абитуриентов конкретного вуза. Для этого:
1) внимательно анализируются учебные планы всех предлагаемых вузом направлений подготовки;
2) изучаются требования к итоговым компетенциям для выпускников вуза по конкретным направлениям подготовки;
3) для оценки определяющих диагностических показателей привлекаются эксперты, компетентные в правилах подготовки абитуриентов по конкретным направлениям, реализуемым в вузе.
В результате Комплекс включает в себя специально разработанные и модифицированные опросники-анкеты и проективные пробы, персонифицированные для конкретного вуза, для конкретных направлений подготовки специалистов.
Комплекс может быть использован как в традиционной, так и в компьютерной версии как автоматизированная система оценки.
Итогом диагностики для абитуриента является индивидуальный профиль готовности к освоению профессии, относящейся к обобщенной сфере профессиональной подготовки и конкретному направлению, а также рекомендации по использованию своего потенциала и те риски, с которыми он может столкнуться при обучении. Полученный профиль соотносится с уровнем профессиональной пригодности абитуриента:
наилучший, максимально эффективный для профессиональной реализации в выбранной профессиональной сфере;
оптимальный, способствующий эффективному получению профессиональных знаний и навыков в выбранном направлении подготовки;
допустимый (рискованный), требующий дополнительных профессионально мотивирующих мероприятий;
невозможный, рекомендующий сменить выбираемую сферу будущей профессиональной самореализации.
Также Комплекс позволяет определить уровень карьерных притязаний будущего специалиста: исполнительской или организаторской направленности, что особенно важно для определения круга профессиональных обязанностей лица, вовлеченного в систему ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Спасатель МЧС России — это не просто профессионал, обладающий конкретными знаниями, это, в первую очередь, человек с рядом определенных личностных характеристик: психологической устойчивостью; моральной выносливостью; дисциплинированностью; собранностью; навыками управленческой деятельности; умением принимать решения и нести за них ответственность; склонностью к разумному риску и желанием помогать людям в целом [3].
Таким образом, весьма важно выявить не только эффективного будущего специалиста, но и помочь определиться с конкретным направлением подготовки в рамках системы МЧС России. При этом создание вышеописанного персонифицированного диагностического Комплекса, безусловно, должно сопровождаться применением современных информационных технологий, опираться на существующий опыт и соответствовать требованиям времени.
Литература
1. Спасатели МЧС [Электронный ресурс] // Edunews: электронный портал. URL: https://edunews.ru/professii/obzor/ bezopasnost/spasatel-mchs.html (дата обращения: 14.07.2020).
2. Престиж и доход: какие профессии выбирают россияне? [Электронный ресурс] // ВЦИОМ новости. 2018. 24 октября.
Сведения об авторах
Подрезов Юрий Викторович: д. с/х. н., к. т. н., доц., ФГБУ ВНИИ ГЧС (ФЦ), гл. н. с. науч.-исслед. центра; Московский физико-технический институт, заместитель заведующего базовой кафедрой. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected]
Ермаков Сергей Геннадьевич: д. т. н., проф., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), гл. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected] SPIN-код — 1290-7760.
Посохова Светлана Тимофеевна: д. психолог. н., проф., Санкт-Петербургский государственный университет. 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9. e-mail: [email protected]
Башкина Юлия Дмитриевна: к. психолог. н., Санкт-Петербургский государственный университет. 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9. e-mail: [email protected]
URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ prestizh-i-dokhod-kakie-professii-vybirayut-rossiyane (дата обращения: 14.07.2020).
3. Итоговый отчет по НИР на тему «Разработка технического проекта системы управления подготовкой кадров для РСЧС»: 2 этап «Технический проект на создание АСУ ПК, содержащий концепцию и алгоритм ее построения».
Information about the authors
Podrezov Yuri V.: Doctor of Agricultural Sciences, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Chief Research, Research Center; Moscow Institute of Physics and Technology, Deputy Head of the basic Department. 7, Davydkovskaya str., Mocow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]
Ermakov Sergey G.: Doctor of Technical Sciences, Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Chief Research, Research Center. 7, Davydkovskaya str., Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 1290-7760.
Posokhova Svetlana T.: Doctor of Psychology Sciences, Professor, St. Petersburg State University. 7-9, Universitetskaya emb., St. Petersburg, 199034, Russia. e-mail: [email protected]
Bashkina Yulia D.: Candidate of Psychological Sciences, St. Petersburg State University.
7-9, Universitetskaya emb., St. Petersburg, 199034, Russia. e-mail: [email protected]
Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Авторы, название URL
Акимов В.А. и др. ВНИИ ГОЧС: комплексные решения проблем безопасности (40-летию института посвящается). В 4 т. Т 4. Фотолетопись http://elibrary.ru/item.asp?id=27336750
Фалеев М.И. и др. Основы стратегического планирования в области гражданской обороны и защиты населения. Научно-методический труд http://elibrary.ru/item.asp?id=26571679
Акимов В.А. и др. Наземно-космический мониторинг чрезвычайных ситуаций http://elibrary.ru/item.asp?id=27268186
Воронов С.И. и др. Проблемы безопасности жизнедеятельности (в сфере образования). I Научно-практическая конференция. Москва, 20 октября 2016 г. Материалы конференции http://elibrary.ru/item.asp?id=27562600
Качанов С.А. и др. Стратегия развития системы-112 в Российской Федерации.Монография. 2-е изд., перераб. и доп. http://elibrary.ru/item.asp?id=27408544
Акимов В.А. и др. Глобальные и национальные приоритеты снижения риска бедствий и катастроф. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=27562706
Историческое и культурное наследие в системе МЧС России. Памятники архитектуры и мемориальные ценности https://elibrary.ru/item.asp?id=29103188
Аюбов Э.Н. и др. МЧС России в борьбе с чрезвычайными ситуациями http://elibrary.ru/item.asp?id=27613062
Аюбов Э.Н. и др. Природные угрозы http://elibrary.ru/item.asp?id=27613013
Аюбов Э.Н. и др. Техногенные угрозы. Гидродинамические и транспортные аварии http://elibrary.ru/item.asp?id=27612998
Аюбов Э.Н. и др. Техногенные угрозы. Радиационные и химические аварии http://elibrary.ru/item.asp?id=27612987
Аюбов Э.Н. и др. Социальные угрозы http://elibrary.ru/item.asp?id=27613407