ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Казанникова А.В.*, Петрова Т.О.Ф, Силина С.Ю.*
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 Кировского района, г. Санкт-Петербург
В статье представлены подходы к проектированию модели психолого-педагогическогой поддержки дошкольника в рамках требований ФГОС дошкольного образования. Определены принципы построения и структурные компоненты проекта модели. В рамках формирования критериальной оценки результативности предложенного проекта выделены показатели уровня развития коммуникативных действий ребенка.
Ключевые слова ФГОС дошкольного образования, психолого-педагогическая поддержка, структурная модель проекта психолого-педагогической поддержки, критерии и показатели уровня развития коммуникативных действий ребенка.
Требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [1] и ФГОС дошкольного образования [2] является разработка в образовательной организации дошкольного образования образовательной программы детского сада. Программа дошкольного образования формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста [2, п. 2.3], обеспечивая развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Актуальность этой проблемы для нашей образовательной организации связана с реализацией проекта опытно-экспериментальной работы по теме «Проектирование психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка в условиях образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений» (распоряжение Комитета по образованию от 04.08.2014 № 2264-р).
Понятие «педагогическая поддержка» в современной педагогике используется широко и многогранно. Его связывают, во-первых, с деятель-
* Доцент кафедры Дополнительного профессионального образования Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, кандидат педагогических наук.
* Заведующий Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 21 Кировского района Санкт-Петербурга.
" Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 21 Кировского района Санкт-Петербурга.
ностью различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей. Во-вторых, под педагогической поддержкой понимают систему разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации по интересам, склонностям, жизненным устремлениям и направленных на их выявление и поддержку [3, с. 234]. Основными средствами педагогической поддержки являются «безусловное позитивное принятие» (формулировка К. Роджерса) ребёнка педагогом, эмпатия, коммуникативная, творческая насыщенность взаимодействия. Педагог, вооруженный такой целью, осознает себя в качестве субъекта личностно-развивающей ситуации, рефлексирует себя в роли специфического носителя личностного опыта саморегуляции, предлагает этот опыт ребенку в качестве средства поддержки и решения его личностных проблем [5, с. 99].
В зарубежных исследованиях разных стран педагогическая поддержка рассматривается как школьное консультирование, психолого-педагогическая консультативная служба в системе образования - в США; как коучинг - помощь и содействие личности в позитивных изменениях - в Австралии; как помощь в ситуации выбора, как опекунство, пасторская забота, как курс личностного и социального образования - в Англии; как система психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном процессе и в выборе профессионального пути - в Голландии.
Анализ педагогической литературы по проблеме моделирования системы педагогической поддержки ребенка позволил авторам представить подходы к проектированию модели психолого-педагогической поддержки детей в условиях введения ФГОС дошкольного образования.
Проект модели основан на системном подходе. Опираясь на системный подход, авторы выделили следующие блоки проекта модели психолого-педагогического сопровождения детей в условиях введения ФГОС дошкольного образования: целевой, содержательный, организационный, результативный (табл. 1).
Проект модели психолого-педагогической поддержки дошкольников построен в соответствии с принципами ФГОС (п. 1.4):
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Соотнесение цели и направленности содержательного блока на успешную социализацию и возможность индивидуального развития ребенка в условиях представленного проекта модели, определили этапы построения
проекта модели: организационно-подготовительный, диагностико-проек-тивный, процессуальный и рефлексивный и возможные формы организации поддержки дошкольника.
Таблица 1
Проект модели психолого-педагогической поддержки дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Подходы к проектированию модели психолого-педагогической поддержки детей в условиях введения ФГОС дошкольного образования
целевой блок
Социальный заказ: развитие личности ребенка в соответствии с целевыми ориентирами по направлениям развития ребенка, а также самоактуализация дошкольников_
содержательный блок
ценностно-смысловой: осознание ребенком своего отличия от других
социально-коммуникативный: (помощь в общении, взаимодействии с другими детьми, педагогами)
индивидуально-психологический (содержание компонента связано с формированием мотивации к различным видам деятельности
организационный блок: этапы
Организационно-подготовительный: включает разработку концептуального видения психолого-педагогической поддержки детей
Диагностико-проек-тивный: определение уровня развития ребенка, проектирование деятельности педагога по созданию условий психолого-педагогической поддержки детей
Процессуальный: реализация методического обеспечения психолого-педагогической поддержки детей: поиск, оценка, выбор
Рефлексивный: обсуждение результатов предыдущих этапов деятельности, определение потенциальной готовности ребенка
формы организации поддержки
массовые (различные виды детской деятельности)_
групповые / работа в малых группах_
индивидуальная
оценочный блок: критерии
ценностно-смысловой социально-коммуникативныи
индивидуально-психологический
уровни достижений ребенка
¡достаточный
| средний
Целевой блок, принципы ФГОС дошкольного образования и содержательная направленность представленного проекта модели определили возможный педагогический результат:
- ценностно-смысловой;
- социально-коммуникативный;
- индивидуально-психологический.
Ценностно-смысловой критерий педагогического результата должен быть соотнесен с действиями педагогов в рамках предполагаемой концепции психолого-педагогической поддержки. При этом актуализация ценностных ориентаций педагогов в рамках требований ФГОС дошкольного образования может быть соотнесена с принципами построения модели. Взаи-
модействие педагога и ребенка на принципах субъект-субъектного взаимодействия предполагает переориентацию на поддержку инициативы детей в различных видах деятельности, позволяя ребенку становиться активным в выборе содержания своего образования для реализации своих запросов, интересов и потребностей.
Социально-коммуникативный критерий, на наш взгляд, может быть соотнесен с целевыми ориентирами развития дошкольника в рамках требования Стандарта. Это получение ребенком необходимой информации о мире и о себе. Формирование адекватного в соответствии с возрастными и индивидуальным возможностями образа «Я и Мир». При этом могут быть выделены следующие критерии и показатели развития ребенка (табл. 2).
Таблица 2
Критерии, показатели и методики определения уровня развития коммуникативных действий ребенка
Критерий [4] Показатель [4] Методика
уровень развития сотрудничества - способность видеть действия партнера - согласованность действий партнеров - осуществление взаимного контроля - взаимопомощь - отношение к результату экспериментальная методика «Лабиринт» (Л. А. Венгер)
уровень развития партнерского диалога - способность слушать партнера - способность договариваться - способность к эмпатии диагностика способности детей к партнерскому диалогу по А.М. Щетининой) методика «Карандаши»
отношение к себе и другим детям - отношение к себе как члену группы - отношение к другим членам группы - самооценка методика «Два домика» методика «Лесенка»
Индивидуально-психологический критерий для педагога должен основываться на знании педагогом трудностей ребенка. Для ребенка возможно овладение навыками и средствами преодоления критических зон саморазвития.
Таким образом, представленный проект модели выдержан в логике проектирования программ в рамках требований Федерального закона об образовании при проектировании образовательных программ для различных уровней образования, а именно: целевой, содержательный и организационный.
Целевой блок опирается на социальный заказ государства по обеспечению определенной готовности дошкольника на этапе завершения программы дошкольного образования к следующему этапу непрерывного образования - начальному общему образованию.
Организационный блок включает следующие этапы: организационно-подготовительный, диагностико-проективный, процессуальный, рефлексивный.
Оценочный блок необходим для определения результата работы как для педагога, так и для ребенка.
Представленный подход к формированию модели позволяет определить алгоритм действий творческой группы в условиях проведения эксперимента в рамках опытно-экспериментальной работы.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.12 2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Богоявленская Д.Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. - М.: Просвещение, 2005. -С. 59.
4. Когут А.А. К вопросу диагностики развития коммуникативной деятельности старших дошкольников // Человек и образование. - 2012. - № 4 (33). -С. 161-164.
5. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. -М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.
КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ В СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ В ОБРАЗОВАНИИ
© Каражигитова Т.А.*, Айтпукешев А.Т.*
Атырауский государственный университет имени Халела Досмухамедова,
Республика Казахстан, г. Атырау Назарбаев Интеллектуальная школа с химико-биологическим направлением, Республика Казахстан, г. Атырау
В контексте системно-деятельностного подхода рассматривается система критериального оценивания, как наиболее объективная, отвечающая требованиям поставленных перед современным образованием задач, исходя из опыта внедрения.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход; личностно-ори-ентированное обучение; саморазвитие учащихся; оценка качества образования; критериальное оценивание.
* Профессор кафедры Математики и методики преподавания математики Атырауского государственного университета имени Халела Досмухамедова, доктор педагогических наук, профессор, академик АПНК.
* Директор Назарбаев Интеллектуальной школы с химико-биологическим направлением.