Научная статья на тему 'Методико-технологическое обеспечение педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением'

Методико-технологическое обеспечение педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / METHODICAL AND TECHNOLOGICAL PROVISION / PEDAGOGICAL SUPPORT / SENIOR PRESCHOOLERS / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаева Евгения Анатольевна, Шабардина Ольга Геннадьевна

Представлено методико-технологическое обеспечение педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением, включающее выявление следующих процессуально-технологических особенностей реализации педагогических условий: 1) применение преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения дошкольников; 2) культивирование общечеловеческих ценностей и гуманных отношений в детском коллективе; 3) организация партисипативных отношений субъектов образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казаева Евгения Анатольевна, Шабардина Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL AND TECHNOLOGICAL PROVISION OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR SENIOR PRESCHOOLERS SHOWING DEVIANT BEHAVIOR

Methodical and technological provision of pedagogical support for senior preschoolers showing deviant behavior is presented in the article. It includes revealing of the following procedural and technological features of the manifestation of pedagogical conditions: 1) application of pre-deviant diagnostics and prevention of deviant behavior of preschoolers; 2) cultivation of universal human values and relations in children's group; 3) organization of the participative relations of subjects of the educational environment of pre-school educational institution.

Текст научной работы на тему «Методико-технологическое обеспечение педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением»

УДК 316.624-053« 465.00/.07»

ББК Ч410.024.6 ГСНТИ 14.25.01 Код ВАК 13.00.02

Казаева Евгения Анатольевна,

доктор педагогических наук, профессор, кафедра психологии образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: kazaevaevg@mail.ru

Шабардина Ольга Геннадьевна,

заместитель директора по воспитательной работе, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов; педагог дополнительного образования, детский сад № 6 «Журавушка» общеразвивающего вида, г. Салехард; 629008, Тюменская обл., Ямало-Ненецкий авт. округ, г. Салехард, ул. Губкина, д. зб; e-mail: songl973 @mail.ru

МЕТОДИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: методико-технологическое обеспечение; педагогическая поддержка; дети старшего дошкольного возраста; педагогические условия.

АННОТАЦИЯ. Представлено методико-технологическое обеспечение педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением, включающее выявление следующих процессуально-технологических особенностей реализации педагогических условий: 1) применение преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения дошкольников; 2) культивирование общечеловеческих ценностей и гуманных отношений в детском коллективе; з) организация партисипативных отношений субъектов образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.

Kazaeva Evgeniya Anatolievna,

Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Psychology of Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

Shabardina Olga Gennadyevna,

Deputy Director on Educational Work, Municipal Budgetary Educational Institution, Secondary School with Advanced Study of Specific Subjects, Teacher of Additional Education Municipal Pre-school Educational Institution Kindergarten № 6 «Zhuravushka», Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, Salekhard.

METHODICAL AND TECHNOLOGICAL PROVISION OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR SENIOR PRESCHOOLERS SHOWING DEVIANT BEHAVIOR

KEY WORDS: methodical and technological provision, pedagogical support, senior preschoolers, pedagogical conditions.

ABSTRACT. Methodical and technological provision of pedagogical support for senior preschoolers showing deviant behavior is presented in the article. It includes revealing of the following procedural and technological features of the manifestation of pedagogical conditions: 1) application of pre-deviant diagnostics and prevention of deviant behavior of preschoolers; 2) cultivation of universal human values and relations in children's group; 3) organization of the participative relations of subjects of the educational environment of pre-school educational institution.

Анализ и обобщение теоретических основ проблемы исследования педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением с учетом ее текущего состояния в практике работы дошкольных образовательных организациях, а также констатация уровня сформированности поведения у старших дошкольников позволили в данной статье рассмотреть методико-техноло-гические особенности внедрения форм, методов, средств и условий педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением.

Рассмотрим содержательные и процессуально-технологические особенности внедрения каждого из выделенных условий.

Первым условием методики педагогической поддержки детей старшего дошко-

льного возраста с отклоняющимся поведением является применение преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения дошкольников, представленное нами в виде модифицированной программы диагностического обеспечения профилактики отклоняющегося поведения старших дошкольников.

Анализ научной литературы (Б. Н. Ал-мазова, Л. А. Грищенко, Р. В. Овчаровой, А. Б. Фоминой и др.) [1; 8] позволил осознать, что толкование термина профилактики отклоняющегося поведения направлен в основном на анализ предупредительных способов. Тогда упор необходимо делать не на фрагментарную блокировку отрицательных тенденций в поведении старших дошкольников, а сформированную и последовательную методическую систему работы по педа-

© Казаева Е. А., Шабардина О. Г., 2014

гогической поддержке детей дошкольного возраста с отклоняющимся поведением.

Целью программы преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения является повышение уровня развития оптимального поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи программы:

1) содействие инициативе личности дошкольника в различных видах социально-коммуникативной и познавательно-творческой деятельности;

2) формирование интереса к социально-значимым ценностям и труду;

3) создание условий для осознания дошкольником ответственности, самостоятельности и чувства собственного достоинства.

Требованиями к разработке программы являются: а) функциональность содержания; б) прогностичность как способность соответствовать изменяющимся требованиям и условиям реализации; в) интегратив-ность как свойство обеспечения организации мероприятий в совокупности с видами деятельности и педагогическими формами, методами, средствами; г) адресность;

д) минимизация негативных последствий;

е) когнитивность; ж) активность.

Структура программы имеет последовательные содержательные этапы.

Подготовительный этап программы преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста состоит из определения цели, задач и планирования совокупности следующих направлений:

1) нормативно-установочное направление заключает в себя задачи диагностирования и возможные способы их решения, а также анализ возникших противоречий и определение педагогической проблемы;

2) диагностико-прогностическое направление предполагает сбор информации по предрасположенности к отклоняющемуся поведению, причинно-следственный анализ накопленных, обработанных в ходе диагностики и полученных данных, вскрытие закономерностей, указание доминирующих причин отклоняющегося поведения для дальнейшей выработки педагогического прогноза профилактических мер;

3) планово-содержательное направление включает разработку плана своевременных профилактических мер. Эффективность плана во многом зависит от требований: обоснованность, реалистичность, сбалансированность используемых ресурсов, контролируемость, конкретность, динамичность;

4) процессуально-технологическое направление подразумевает непосредственное осуществление процесса диагностической

профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста в соответствии с планом и с помощью определенных методов;

5) промежуточно-диагностическое направление выделяет анализ предварительных результатов диагностической профилактики и их сопоставление с критериями формируемого поведения, установление причин отклонений и стратегии дальнейшей работы;

6) коррекционное направление предполагает процессуально-технологическое устранение факторов и причин отклоняющегося поведения с помощью методов, решающих профилактические задачи;

7) итогово-диагностическое направление включает конечную оценку состояния уровня сформированности поведения у старших дошкольников, сопоставление с промежуточными результатами и установление степени эффективности профилактической работы.

Мотивационный этап программы преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста направлен на положительное изменение внутренних потребностей, интересов и убеждений старших дошкольников в необходимости проявления социально-одобряемого поведения и позитивных личностных качеств в различных видах социально-коммуникативной деятельности.

Исследованием подтверждено, что создание устойчивой мотивации и заинтересованности старших дошкольников в социальной активности и позитивном поведении осуществляется:

- при учете влияния средовых факторов на развитие личности;

- на фоне гуманизации образовательного процесса;

- на основе успешности познавательной и творческой деятельности (учения);

- при создании эмоционально положительного пространства межличностных и межгрупповых взаимоотношений со сверстниками, педагогами и родителями;

- благодаря усилению комфортности и психологической защищенности детей.

Особое значение в этом направлении имеет методика контактного взаимодействия Л. Б Филонова [14], усиливающая потребность дошкольников в установлении доверительных взаимоотношений, предполагающая сокращение дистанции в контактах, самораскрытие личности в процессе дальнейшего общения, состоящая из нескольких этапов:

1) расположение к общению;

2) поиск общего интереса;

3) выяснение положительных качеств собеседников для общения;

4) выяснение негативных и демонстративных качеств личности;

5) требование к соразмерному поведению участников общения;

6) установление благоприятных взаимоотношений.

Организационный этап программы преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста включает [6; 10; 12]: ^

а) стартовую диагностику отклонений в поведении с помощью наблюдения за взаимодействием детей в процессе познавательной деятельности и социальной активности; наблюдения за эмоционально обусловленным и произвольным поведением; наблюдения за ходом и результатом игровой деятельности. Также диагностика включает использование экспериментальной игры «Секрет» Т. А. Репиной, методики «Изучение самооценки и морального поведения» Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной, методики «Картинки» Е. О. Смирновой, Е. А. Калягиной. Кроме того, при диагностировании важно применять метод проблемных ситуаций и осуществлять статистический анализ данных;

б) реализацию коррекционно-развива-ющих мероприятий в соответствии с методами, адекватными поставленным задачам и формами, направленными на потребность в самосознании, самовоспитании, повышении самооценки и включающими организацию воспитывающей среды, ресурсную активизацию личности, информирование, обучение социальным навыкам, организацию альтернативной деятельности, развитие полезных интересов и высших духовных ценностей.

На организационном этапе программой предполагается использование педагогом партисипативных методов педагогической поддержки старших дошкольников с отклоняющимся поведением, основанных на знании и учете педагогической ценности и целевой направленности следующих групп методов: а) методов развития самосознания старших дошкольников (ритмопластика, детский театр, ситуационно-ролевые игры, этические беседы, психогимнастика, взаимообучение); б) методов стимулирования поведения и деятельности (создание ситуации успеха, познавательные игры, обучающие дискуссии, рейтинг, поручение, убеждение, конкурсы, метод примера, поощрение, коррекция поведения); в) методов развития творческого мышления (метод ситуационного анализа, игровое проектирование, взаимное компромиссное

согласование, метод вопросов и ответов, групповое консультирование, развивающие игры).

Программа преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста реализует коррекционно-развиваю-щие мероприятия, содержание которых направлено на реализацию средств, методов, приемов и условий педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением, соотнесенные с поставленными в программе задачами:

1) формирование интереса к социально значимым ценностям и труду:

- обучающие дискуссии по темам: «Что важнее - собственное мнение или окружающих?», «Прав тот, кто сильнее?», «Что я могу сделать для окружающих?», «Для чего необходимо учиться и трудиться» (о мотивации и организации рациональной познавательной и трудовой деятельности, об отвлекающих факторах выполнения этих видов деятельности), «Сочувствие - проявление силы или слабости?»;

- этические беседы: «Мои потребности и ценности», «Люди, без которых мне одиноко», «Что такое чувство взрослости?», «Лень - это ...»;

2) содействие инициативе личности дошкольника в различных видах социально-коммуникативной и познавательно-творческой деятельности:

- час чтения, организованный систематически по различной тематике и жанровой направленности;

- конкурсы «Лучший дежурный месяца», «Мир моих увлечений» и др.;

- детский театр, включающий групповые творческие постановки по написанным старшими дошкольниками сценариям к праздникам, фрагментам из прочитанных произведений, сказок, коммуникативных ситуаций и пр.);

- экскурсии, предполагающие приобщение старших дошкольников к национальной культуре и искусству: посещение выставок народного творчества, театров, краеведческих и исторических музеев и др.;

3) создание условий для осознания дошкольником ответственности, самостоятельности и чувства собственного достоинства:

- обучающие дискуссии «Как научиться управлять собой» (способы саморегуляции и установления гармонии с миром и с собой), «Свобода или ответственность?», «Познавай себя?» (формирование Я-кон-цепции, осознание положительных и отрицательных сторон своей личности);

- этические беседы «Как добиться успеха в жизни», «Что значит - стать взрослым?», «Есть слово хочу, а есть слово надо», «Я понимаю тебя...» (коммуникативная культура).

Аналитический этап заключает в себе подведение итогов совместной работы по педагогической поддержке позитивных поведенческих проявлений детей старшего дошкольного возраста, а именно: итоговую диагностику, направленную на контроль эффективности разработанной программы и содержания методики педагогической поддержки старших дошкольников с отклоняющимся поведением, а также своевременную коррекцию по преодолению нежелательных проявлений социально-негативных форм отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста.

На завершающем этапе программой преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста предусмотрено применение следующие группы парти-сипативных методов педагогической поддержки старших дошкольников с отклоняющимся поведением: методов контроля (наблюдение, учет и анализ, изучение результатов продуктивной деятельности, портфолио, взаимоконтроль, взаимооценка).

Аналитический этап программы предполагает анализ диагностического материала, полученного в ходе реализации программы преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения старших дошкольников; беседы с педагогами и родителями об изменениях в поведении детей старшего дошкольного возраста в целях оказания сопровождения родителей по использованию эффективных воспитательных воздействий на детей и установление доброжелательных взаимоотношений с ребенком; беседы со старшими дошкольниками об изменении их отношения к познанию, труду, самому себе и другим. Данный этап завершается выделением задач дальнейшего педагогического сопровождения старших дошкольников с проблемами в поведении и выработкой рекомендаций родителям по индивидуальной работе с детьми.

Таким образом, скоординированность последовательных содержательных этапов программы преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста создает благоприятные педагогические условия для вхождения детей в систему разнообразной социально обусловленной деятельности, в которой осуществляется проявление индивидуальности и позитивного поведения на основе использования методики педагогиче-

ской поддержки старших дошкольников с отклоняющимся поведением.

Вторым условием методики педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением обосновано культивирование общечеловеческих ценностей и гуманных отношений в детском коллективе, лежащим в основе формирования у старших дошкольников структуры жизненных ценностей, состоящей из интенсивного освоения ребенком этических правил, моральных норм и нравственных чувств личности на основе детского коллектива, выступающим, прежде всего, своеобразной средой для освоения социокультурного опыта и нравственных привычек поведения: вежливого общения, развития способностей, формирование индивидуального сознания на основе коллективного, успешной познавательной и творческой деятельности, познания себя и др.

В целом реализация данного педагогического условия предусматривает ряд мероприятий социально-нравственного «закаливания», направленных на корректировку понимания старшими дошкольниками общечеловеческих ценностей, событий, поступков для повышения их социально-правовой грамотности за счет совместного с педагогом анализа реальных жизненных ситуаций, опыта людей, побывавших в данных ситуация, примеров из жизни, обращения к литературным источникам в целях наполнения смыслом духовных ценностей и гуманных отношений, повышение значимости выполняемых старшими дошкольниками моральных и норм правил поведения.

Результат реализации условия культивирования общечеловеческих ценностей и гуманных отношений в детском коллективе во многом зависит от правильности организации процесса взаимодействия воспитателей, старших дошкольников, родителей и других специалистов дошкольной образовательной организации, в основе которой лежит следование принципу индивидуализации с преемственным переходом на принцип социализации детей старшего дошкольного возраста, ориентирующих на решение проблемы отклонений в поведении дошкольников за счет создания воспитывающих ситуаций в детском коллективе и устранения причин, препятствующих разрушению актуальности для старших дошкольников общечеловеческих ценностей и гуманных отношений.

В контексте данного педагогического условия особое внимание было уделено сотворчеству старших дошкольников, проявляющемуся через трудовую и познавательную виды деятельности, организацию кол-

лективных творческих дел, представляющих собой своего рода социальные акции -«Наши подарки ветеранам», «Тропе здоровья - наши руки» (уборка прогулочных площадок, изготовление кормушек для птиц и т. д.), «Помощь братьям нашим меньшим» (ухаживание за живым уголком группы и др.).

В рамках данного педагогического условия мы также провели цикл воспитательных мероприятий, включающих два взаимосвязанных раздела: «Этика отношения к окружающему» и «Этика взаимоотношений в коллективе», представляющих собой конкурсно-игровые программы и праздники (автор-составитель О. Г. Мишанова, 2012 г.). Данный цикл состоял из 16 мероприятий и использовался в совместной деятельности педагога с детским коллективом для специально ориентированного включения детей старшего дошкольного возраста в этический диалог с макро- и микросоциумом, толерантное взаимодействие, эмпатийное восприятие окружающей действительности и культуру общения и поведения старших дошкольников.

Перечислим воспитательные мероприятия, игры, конкурсы и праздники из раздела «Этика отношения к окружающему»: «Нам счастья не сулит обида чья-то», «Путешествие в страну этикета», «Любимый уголок Родины», «Я - волшебник», «Береги все живое», «У каждого народа свои герои», «Мы соберем большой хоровод», «Маленькое дело лучше большого безделья».

Раздел «Этика взаимоотношений в коллективе» включал следующие мероприятия, игры, конкурсы и праздники: «Если радость на всех одна», «Здесь все мои друзья», «Самолюб никому не люб», «Поиграем и подумаем», «Путешествие в мир мудрых мыслей», «Спешите делать добро», «Условия успешного общения», «Подарок коллективу».

По итогам организации каждого из вышеперечисленных мероприятий предполагалось рефлексивное обсуждение детским коллективом хода и результата его проведения, решение коммуникативных задач, обсуждение отрывков используемых в ходе мероприятий рассказов, сказок, басен, стихотворений, пословиц, поговорок благодаря использованию методов стимулирования поведения и деятельности: убеждения, поручения и поощрения.

Практика реализации данного педагогического условия показала, что воспитательные мероприятия по педагогической поддержке детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением были организованы в увлекательной форме,

эмоционально-насыщенными, методически грамотными, чтобы ребенок без особых усилий, но целенаправленно и последовательно овладевал этическими знаниями, осваивал общечеловеческие ценности, моральные нормы поведения при взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Третьим условием методики педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением является организация парти-сипативных отношений субъектов образовательной среды дошкольного образвоательного учреждения, которое предусматривает использование группового и личностного потенциала ребенка, вовлеченность при выполнении совместной деятельности и уважительность в принятии совместных решений.

Как уже было отмечено ранее, специфической особенностью методики педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением выступает совокупность партисипативных методов, основанных на знании и учете педагогической ценности и целевой направленности следующих групп методов: а) методов развития самосознания старших дошкольников (ритмопластика, детский театр, ситуационно-ролевые игры, этические беседы, психогимнастика, взаимообучение); б) методов стимулирования поведения и деятельности (создание ситуации успеха, познавательные игры, обучающие дискуссии, рейтинг, поручение, убеждение, конкурсы, метод примера, поощрение, коррекция поведения); в) методов развития творческого мышления (метод ситуационного анализа, игровое проектирование, взаимное компромиссное согласование, метод вопросов и ответов, групповое консультирование, развивающие игры); методов педагогической поддержки старших дошкольников с отклоняющимся поведением: методов контроля (наблюдение, учет и анализ, изучение результатов продуктивной деятельности, портфолио, взаимоконтроль, взаимооценка).

При всем многообразии партисипатив-ных методов, используемых в рамках методики педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением подробнее остановимся на содержательно-процессуальных акцентах условия организации партисипа-тивных отношений субъектов образовательной среды дошкольного образовательного учреждения, включающих упор на методы ритмопластики, писхогимнастики, игрового проектирования и портфолио, актуализирующих развитие самосознания старших дошкольников в групповом взаи-

модействии и познавательно-творческого мышления.

Разнообразные виды искусства благотворно влияют на социокультурное развитие старших дошкольников, имеющих проблемы в поведении. Многие исследователи (С. М. Миловский, И. В. Евтушенко, Е. А. Медведева, Е. М. Мастюкова и др.) в своих работах доказали эффективность занятий ритмопластикой, на которых средствами музыки и специальных упражнений происходит оздоровление детей старшего дошкольного возраста, развитие личностных качеств, произвольность движений и саморегуляция поведения.

Приведем в пример несколько игр по ритмопластике, которые мы использовали при организации партисипативных отношений субъектов образовательной среды дошкольного образовательнрого учреждения. Игра «Ходим кругом» Цель - учить детей «снимать» зажа-тость и скованность, согласовывать свои действия с другими детьми.

Дети встают в круг и выбирают водящего. Он встает в центр круга и громко произносит свое имя. Ребята, стоящие в кругу, медленно двигаются вправо или влево (по указанию педагога) и запевают песенку, в которой упоминается имя водящего: Ходим кругом, Друг за другом. Эй, ребята, не зевать! Все, что Ваня (Коля, Маша, Таня и др.) Нам покажет, Будем дружно повторять! Дети останавливаются, ведущий показывает какое-либо движение (вращает руками, прыгает, как лягушка, становится на ногу, как журавль) или принимает какую-то смешную позу. Дети должны точно повторить его движения. После этого водящий подходит к кому-нибудь из ребят в круге и низко кланяется. Ребенок, которому он поклонился, идет в седину круга и становится водящим, а прежний водящий занимает его место. Игра повторяется.

Игра «Птицы, на гнезда!» Цель - воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность.

Дети стоят в кругу; они - «птицы». Водящий (педагог) находится в середине круга. Он ходит мимо играющих и, обращаясь к кому-либо из ребят, говорит: «Птица улетает!». Ребенок, которому он сказал эти слова, идет за водящим. Так образуется целая вереница «птиц». Водящий на ходу выполняет разные движения, а «птицы» повторяют их за ним. Неожиданно водящий кричит: «Птицы, на гнезда!» и быстро занимает чье-нибудь место в кругу. Остальные игроки за-

нимают любые свободные места. Тот, кто опоздал, становится водящим.

Игра проводится под музыкальное сопровождение: «птицы» идут за водящим танцевальным шагом, а стоящие на месте дети прихлопывают и притопывают. Игра «Семь сыновей» Цель - развивать умение детей произвольно реагировать на команду, снимать зажатость, скованность, согласовывать свои действия с другими детьми.

Дети выбирают водящего, повязывают ему платком голову и ставят в средину круга. Все играющие двигаются по кругу, взявшись за руки, и поют:

У одной бедной старушки Жили в маленькой избушке Семь сыновей, Все без бровей, С большими ногами, С длинными ушами, Ничего не ели, А все только пели, Скакали да играли! Как?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все останавливаются и опускают руки на слова: «Делали все вместе так!» Водящий, изображающий старушку, быстро делает какое-нибудь движение или принимает смешную позу. Все играющие должны повторить это движение или позу, какую принял водящий.

Того, кто зазевался или делает что-то не так, как следует, старушка наказывает: заставляет обежать круг или поскакать на одной ноге. Затем выбирается новый водящий на роль старушки, игра продолжается. Вместо наказания можно сделать «провинившегося» водящим; а бывший водящий встает в круг. Каждый новый водящий получает от предыдущего, как эстафету, платочек на голову.

Игра проходит под мелодию русской песни на две четверти или четыре четверти, например, «Во саду ли, в огороде». Игра повторяется 3-4 раза. Педагог отмечает лучших игроков.

Как партисипативный метод, ритмопластика призвана создавать у старшего дошкольника положительный настрой, развивать воображение в процессе освоения двигательных действий, формировать эмоционально-личностные и социально-адаптивные процессы.

Создавая условие организации парти-сипативных отношений субъектов образовательной среды ДОО, параллельно с ритмопластикой осуществлялась коррекция негативных отклонений сторон психики детей, называемая психогимнастикой, которая особенно полезна детям, у которых на-

блюдается чрезмерная утомляемость, замкнутость или непоседливость, агрессивность.

Обучение старших дошкольников технике выражения эмоций (Л. А. Венгер, М. А. Камбурова, И. А. Пазухина, М. А. Тол-стикова, Г. А. Цукерман, М. И. Чистякова и др.) [3; 7; 8; 9; 11] включало формирование позитивного эмоционального отношения к сверстникам, снятие страхов, тревоги, развитие элементов творческого воображения, придумывание различных способов самовыражения на основе правильного восприятия оттенков эмоционального состояния партнера (радости, печали, интереса, удивления, обиды, гордости, гнева, страха и др.).

Приведем примеры психогимнастических упражнений, которые мы использовали при организации партисипативных отношений субъектов образовательной среды дошкольного образовательнрого учреждения:

Игра «Тень». Цель игры - развитие наблюдательности. Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага позади. Второй ребенок - это «тень» первого. «Тень» должна точно воспроизвести все действия первого ребенка, который может сорвать цветок на обочине, то нагнется за красивым камнем, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.

Этюд «Возьми и передай». Цель этюда - тренировка выразительности движений. Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу некий воображаемый предмет. Сбоку, несмотря на движения детей, должно складываться впечатление, что они действуют с реальными предметами.

Этюд «Праздничное настроение». Цель этюда - выражение радости. Дети делятся на две группы. Первая группа стоит вдоль стены. Вторая группа идет по кругу под музыку торжественным маршем и, проходя мимо группы, стоящей у стены, приветствует ее поднятием вверх правой руки (дети должны представить, что они в праздничной одежде идут на праздник. Настроение у них радостное, праздничный). Выразительные движения: идти уверенным, решительным шагом; спина прямая, голова поднята, на лице - улыбка.

Этюд «Солнышко и облачко». Цель этюда - напряжение и расслабление мышц ног. На пальцы ног залез и бегает муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз - в стороны, рас-

слабить ноги (ноги отдыхают). Повторить 23 раза.

Занятия проходили по следующему алгоритму:

1) узнавание эмоции в сказочной или реальной ситуации и ее словесное обозначение;

2) тренировка психогимнастического выражения эмоции;

3) рисование символического изображения эмоции;

4) обсуждение значение эмоции и причин проявления в жизни ребенка и окружающих людей.

Таким образом, психокоррекция эмоциональной сферы у старших дошкольников, включающая ритмопластику и психогимнастику строится на актуализации и рефлексии определенного состояния и опыта ребенка, достигается в игровых упражнениях или с помощью метода ситуационного анализа фрагментов художественной литературы.

Следующим методом, использованным нами при организации партисипативных отношений субъектов образовательной среды дошкольного образовательного учреждения методики педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением, является игровое проектирование, содержащее создание предметной среды, позволяющей ребенку заявить о своих интересах, проблемах и попробовать собственные силы в их решении с помощью соучастия сверстников.

При применении метода игрового проектирования необходимо соблюдать последовательные этапы его реализации: а) совместное с педагогом целеполагание посильной для ребенка задачи на конкретный срок; б) разработка плана деятельности с определением источников иформационной и предметной помощи при безусловной педагогической поддержки; в) выполнение практической части проекта; г) подведение итогов проекта и определение новых задач.

В настоящее время игровое проектирование классифицируется: по целевой установке; по тематике; по составу участников (индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные); по срокам реализации; по видам проектов (исследовательские, творческие и др.); по оформлению результатов (газета, витраж, карта-схема, альбом, презентация, эссе, коллаж, включающий рисунки, фотографии, стихи детей и пр.).

При организации партисипативных отношений субъектов образовательной среды дошкольного образовательного учреждения детям старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением предлагалось участие в игровом проектировании по

разной тематике и мотивированному выбору детей: «Я в будущем» (рефлексирование и самооценка); «Я гражданин своего Отечества» (инициатива и активность); «Я и мои друзья» (вежливость и сотрудничество); «Традиции моей семьи», «Моя малая родина»; «Любимые питомцы», «Наше путешествие» и др.

Важным методом организации парти-сипативных отношений субъектов образовательной среды дошкольного образова-тельнрого учреждения методики педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением является также портфолио комплексной оценки индивидуального прогресса ребенка в образовательном и воспитательном контексте для выстраивания дальнейшего маршрута индивидуального развития. Метод портфолио - это не только способ отслеживания личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, но и возможность повысить самооценку дошкольника за счет переживания положительных эмоций в различных ситуациях успеха. Портфолио непременно должно быть красочным и ярким предметом гордости старшего дошкольника.

Работа с портфолио перед поступлением в школу поможет субъектам образовательной среды дошкольного образовательного учреждения установить партисипативные отношения, создаст атмосферу общности интересов, сопричастности к поиску решения проблем и потребностям друг друга.

Как партисипативный метод развития творческого мышления старших дошкольников, портфолио направлен на выполнение следующих функций: диагностическая (фиксирует личностные, поведенческие и образовательные характеристики), содержательная (раскрывает спектр выполняемых видов деятельности), рейтинговая (показывает диапазон личностных, поведенческих и образовательных достижений).

В решении проблемы педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением мы использовали структуру портфолио, предложенную Л. И. Адаменко [13] и состоящую из следующих блоков:

1) «Я хороший» содержит информацию об имени ребенка, личностных качествах, интересах, увлечениях, семье, друзьях,

книгах, малой родине; психолого-педагогическую характеристику ребенка; «корзину пожеланий», в содержание которой входят рекомендации педагога и родителей, благодарность ребенку - за прилежание и поведение, родителям - за воспитание;

2) «Я знающий и умелый» - содержит информацию о показателях физического развития: роста, веса, физических навыков в соответствии с возрастом, о показателях общего развития: навыков чтения, письма, устной речи, счета, логики, осведомленность, кругозор, память в соответствии с возрастом. В этот блок можно включить выбранные дошкольником странички с выполненными в ходе подготовки к школе упражнениями и тестами, характеристику психолога познавательных интересов ребенка, помогающая оценить его предпочтения и наклонности;

3) «Я успешный» - содержит информацию о творческом развитии ребенка и включает результаты его продуктивной деятельности (фотографии рисунков, аппликаций, поделок, участия в коллективных делах, театрализованных сценках и т. п.); сертификаты участия в спортивных соревнованиях и конкурсах, праздниках и мероприятиях, дипломы, грамоты ребенка по различным номинациям, располагаемые в хронологическом порядке; отзывы воспитателей, детей и педагогов дополнительного образования.

Материалы такой структуры портфо-лио позволяют педагогам и родителям отслеживать динамику индивидуально-личностных и учебных достижений старших дошкольников.

Таким образом, методико-технологи-ческое обеспечение педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением включает выявление следующих процессуально-технологических особенностей реализации педагогических условий: 1) применение преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения дошкольников; 2) культивирование общечеловеческих ценностей и гуманных отношений в детском коллективе; 3) организация парти-сипативных отношений субъектов образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Екатеринбург : Урал. ун-т, 1996.

2. Бочарова В. Г. Воспитательная работа со школьниками по месту жительства : учеб. пособие / под. ред. В. В. Лебединского. М. : ВКШ, 1993.

3. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М. : Педагогика, 1998.

4. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М. : Педагогика, 1997.

5. Казаева Е. А., Шабардина О. Г. Роль профилактики девиантного поведения подростков в учреждениях дополнительного образования / / Преподаватель XXI век. 2012. № 4. Ч. 1. С. 148-152.

6. Карпова Г. А. Диагностическая функция школьного психолога как фактор профилактики социально-коммуникативной тревожности учащихся пятых классов // Психолого-педагогические проблемы социализации личности : сб. науч. тр. / под ред. С. Н. Силиной. Шадринск : ШГПИ, 1999.

7. Курбатова Т. Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1991.

8. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М. : Сфера, 2001.

9. Психология индивидуальных различий: тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. М. : МГУ, 2002.

10. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л. А. Венгера. М. : Педагогика, 1996.

11. Смирнов А. Г. Практикум по общей психологии : учеб. пособие. М. : Ин-т психотерапии, 2002.

12. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М. : ВЛАДОС, 2005.

13. Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы : сб. ст. М., 1999.

14. Филонов Л. Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением / / Психология формирования и развития личности. М. : Наука, 2000.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Л. И. Пономарева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.