Научная статья на тему 'Подходы к пониманию сущности понятия «Гражданское самоопределение» с точки зрения теории и практики деятельности детских общественных организаций'

Подходы к пониманию сущности понятия «Гражданское самоопределение» с точки зрения теории и практики деятельности детских общественных организаций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
435
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / "РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ"

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антонов Ю. М., Белорыбкина Е. А.

В статье представлен авторский взгляд на определение подходов к сущности понятия «гражданское самоопределение» с позиций теории и практики работы детских общественных организаций Владимирской области. Процесс становления гражданского самоопределения личности обусловливает выбор детской общественной организацией соответствующих форм и видов деятельности, что представлено на примере реализации направления «Гражданская активность» в рамках деятельности регионального отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (РДШ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Антонов Ю. М., Белорыбкина Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к пониманию сущности понятия «Гражданское самоопределение» с точки зрения теории и практики деятельности детских общественных организаций»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Ю. М. Антонов, Е. А. Белорыбкина

ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В статье представлен авторский взгляд на определение подходов к сущности понятия «гражданское самоопределение» с позиций теории и практики работы детских общественных организаций Владимирской области.

Процесс становления гражданского самоопределения личности обусловливает выбор детской общественной организацией соответствующих форм и видов деятельности, что представлено на примере реализации направления «Гражданская активность» в рамках деятельности регионального отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (РДШ).

Ключевые слова: гражданское самоопределение, детская общественная организация, «Российское движение школьников».

В настоящее время реальной разновидностью социальных движений граждан нашей страны стали детские организации, являющиеся неотъемлемой частью современного российского общества. Детские общественные организации являются пространством воспитания и социализации детей и подростков, где складываются условия для удовлетворения потребностей в общении, совместной деятельности по интересам, формирования социальных навыков, защиты интересов и прав детей, приобретения социального опыта, формирования гражданских качеств, необходимых для жизни в демократическом обществе.

В России насчитывается более 200 детско-юношеских общественных организаций и объединений (ассоциации, лиги, союзы и т. п.). Более 20 лет самым крупным детским объединением являлся Союз пионерских организаций -Федерация детских организаций (СПО - ФДО). По сей день в состав СПО - ФДО входят региональные организации (республиканские, краевые, областные), детские объединения по интересам, профильные организации и ассоциации, такие как Федерация детских организаций «Юная Россия», детская организация г. Москвы «Радуга», детская общественная организация «Пионеры Башкирии», детская общественная организация Республики Удмуртии «Родники», Молодежная морская лига, Союз юных авиаторов, Лига малой прессы, Детский орден милосердия, Ассоциация детских творческих объединений «Золотая игла» и др.

Во Владимирской области 12 лет работает областное детское общественное движение «Созвездие льва», включающее 481 детское общественное объединение, в которых занимаются более 43 тысяч школьников региона.

В Кировской области более 20 лет работает областная детская общественная организация «Юность Вятского края», включающая 28 тысяч участников. Активно действуют Кировская областная молодежная общественная организация по развитию социальной активности молодежи «ЮКОНА» и Кировская областная

© Антонов Ю. М., Белорыбкина Е. А., 2017

молодежная общественная организация по развитию социальной активности детей и молодежи «Перспектива».

Сегодня «Созвездие льва», «ЮКОНА» и «Перспектива» являются частью Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». «Российское движение школьников» создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 536 от 29.10.2015 г. в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей, одной из которых является гражданственность как служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.

Стабильность функционирования гражданского общества обусловлена наличием гражданской позиции у его членов, особенно у молодого поколения. В связи с этим одной из главных задач всех вышеуказанных детско-юношеских общественных организаций и объединений является личностное развитие детей и подростков, формирование и становление их гражданского самоопределения.

Основными документами, регламентирующими гражданское воспитание детей, подростков и молодежи в настоящее время, являются Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков), Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Для решения задач социально-педагогической практики формирования гражданина исследователями разработана теоретическая база, отраженная в философской, социологической, психологической, педагогической литературе.

Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С. Л. Рубинштейном [1]. В возрастном же аспекте проблема самоопределения наиболее глубоко и полно была раскрыта Л. И. Божович [2].

Сущность, структура и функции гражданского общества, условия его социализирующего влияния на личность, большие и малые социальные группы рассмотрены в трудах А. Арато, А. Г. Володина, Т. В. Ворожейкина, З. Т. Голенковой, М. В. Ильина, Б. И. Коваля, А. П. Кочеткова, И. И. Кравченко, И. Б. Левина, А. С. Одинцова, С. Л. Серебрякова, В. Г. Смолькова, А. И. Соловьева, В. П. Перегудова, А. С. Федотова и др.

Как общественный способ социализации гражданское становление личности изучали Г. М. Андреева, Б. М. Бим-Бад, А. С. Гаязов, Г. Я. Гревцева, Е. В. Андриенко, Д. А. Леонтьев, В. Г. Бочарова, И. С. Кон и др.

Теоретико-методологическое обоснование социально-педагогических основ формирования гражданственности учащейся молодежи раскрыто в трудах А. В. Беляева, Г. Я. Гревцевой, А. С. Гаязова, А. Ф. Никитина, О. С. Газмана и др.

Новое содержание гражданского образования представлено в работах А. Азарова, Н. Воскресенской, Е. Вяземской, В. Кривошеевой, А. Ф. Никитина, Я. Ф. Соколова, М. И. Шилобод, А. С. Петрухина, В. Ф. Кривошеева, Т. В. Басотиной, Е. В. Бондаревской, В. И. Костерева, И. А. Бикинина и др.

В определении сущности понятия «гражданское самоопределение» мы придерживаемся точки зрения С. А. Кокорина и В. Л. Савиных, которые считают «гражданское самоопределение процессом, направленным на формирование внутренней гражданской позиции человека». Исследователи отмечают, что

гражданское самоопределение характеризуется ценностно-смысловой природой, которая включает «активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе своего собственного существования как гражданина общества; обретение своего гражданского ценностно-смыслового единства и его реализации в процессе самостоятельной жизнедеятельности». Авторы определяют гражданское самоопределение как «процесс самостоятельной деятельности личности, направленный на поиск личностно значимых смыслов гражданского самоопределения» [3].

Детское общественное движение в нашей стране всегда обусловливалось государственной и общественной необходимостью воспитательного воздействия на жизнь ребенка. Государству детские общественные объединения нужны, прежде всего, для воспитания гражданина. Заинтересованность же общества заключается в защите прав детей на свободу личностного развития через детские общественные объединения. Вследствие этого детским общественным организациям присущи три основные функции:

- развивающая: обеспечивает гражданское, нравственное становление личности, социальное творчество, взаимодействие с людьми, достижение общественно и личностно значимых целей;

- ценностно-ориентационная: ориентация детей в системе нравственных, социальных, политических, культурных ценностей;

- компенсаторная: удовлетворение потребностей, интересов, возможностей ребенка, не реализованных в других общностях, устранение дефицита общения со сверстниками и соучастия в жизни других людей.

Гражданское становление личности в детской общественной организации -это целенаправленный процесс, в результате которого формируется гражданское самоопределение индивида. Для качества организации данного процесса детская общественная организация должна предлагать своим участникам соответствующие виды и формы деятельности.

Поэтому не случайно одним из направлений деятельности «Российского движения школьников» является гражданская активность, основная задача которого содействие в гражданско-патриотическом, духовно-нравственном воспитании детей и подростков, сохранение исторической памяти и сопричастности подрастающего поколения к значимым историческим событиям.

Направление «Гражданская активность» включает в себя 1) добровольчество, 2) экологическое направление, 3) поисковую деятельность, краеведение, деятельность школьных музеев.

1. Добровольчество направлено на формирование у детей и подростков активной гражданской позиции, интереса к истории, культуре России путём вовлечения школьников в волонтёрскую деятельность, а также создание условий для обмена опытом между школьными волонтёрскими организациями и отрядами.

В рамках развития добровольчества во всех 85 субъектах РФ формируются образовательные площадки для определения приоритетных направлений деятельности и обмена опытом между образовательными организациями, проводятся мастер-классы, тематические занятия, выявляются лучшие практики, определяются лидеры школы по направлению.

Характерной особенностью является проведение Дней единых действий: «День России»; «День Конституции Российской Федерации»; «День Государственного флага России», которые проходят в форме информационно-просветительских акций, интерактивных игр, викторин, квестов, «круглых столов», всероссийских открытых уроков, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, педагогического труда.

Организована работа Всероссийской школы гражданской активности -федеральный образовательный проект для школьников, направленный на подготовку обучающихся - лидеров и активистов «Российского движения школьников» - и педагогов образовательных организаций по направлению «Гражданская активность». С помощью школы гражданской активности формируется актив волонтёрского сообщества в школе, готовый работать над реализацией проектов добровольческой, экологической, поисковой, историко-краеведческой направленности.

2. Экологическое направление помогает воспитывать у подростков бережное отношение к окружающей среде, вовлекая их в природоохранную, исследовательскую и проектную экологическую деятельность.

В настоящее время в субъектах РФ на базе Советов региональных отделений РДШ сформированы экспертные комиссии, в состав которых вошли представители организаций-партнёров РДШ в сфере экологии, в том числе региональных общественных экологических движений и организаций.

В компетенцию региональных экспертных комиссий входит решение вопросов, касающихся планов деятельности Движения юных экологов РДШ в регионе, участия экспертов рабочей группы в качестве членов конкурсной комиссии региональных этапов конкурсов и т. д.

На сегодняшний день сформирован Всероссийский детский экологический Совет, в состав которого вошли юные экологи из 17 субъектов РФ. Представители детского Совета примут участие в разработке концепций проведения всероссийских акций и конкурсов, выступят в роли детского жюри на конкурсах, слетах, эко-форумах и профильных сменах во Всероссийских детских центрах «Океан» и «Орлёнок».

3. Школьные музеи, краеведение и туризм, поисковая работа предполагают такие формы, как долгосрочные акции, конкурсы, проекты, школы и т. д. В частности, в 2017 г. стартует проект «Школьный музей», предполагающий постоянные интернет-рубрики, посвященные школьным музеям России, Всероссийский конкурс школьных музеев, проводимый по различным номинациям, включающим экскурсионную, исследовательскую, творческую составляющую, серию встреч с интересными людьми на площадке музеев.

В марте 2017 г. стартовала Всероссийская туристско-краеведческая экспедиция «Я познаю Россию», предполагающая маршруты школьников по интересным местам малой родины, включая малоизвестные достопримечательности, места боевой славы, объекты природы и т. д. Проводятся образовательные вебинары и встречи в формате «школы юного поисковика» и «школы юного краеведа».

Необходимо отметить, что данные виды и формы работы по формированию гражданского самоопределения личности ребенка свойственны не только «Российскому движению школьников», но и многочисленным региональным детским общественным организациям и объединениям.

Таким образом, с позиции теории и практики детских общественных организаций мы определяем сущность понятия «гражданское самоопределение» как обусловленный общественно-государственным заказом целенаправленный процесс саморазвития индивида путем принятия им системы гражданских ценностей.

Примечания

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. М. : Педагогика, 1989. (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Акад. пед. наук СССР).

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М., 1995. С. 213-227.

3. Кокорин С. А., Савиных В. Л. Гражданское самоопределение сельских школьников : монография. Курган : Изд-во Курган. гос. ун-та, 2013. С. 28-29.

В. И. Беляев

ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В статье обосновывается необходимость развития философии социальной педагогики как самостоятельной отрасли. Представлены различные подходы в определении объекта и предмета философии социальной педагогики.

Ключевые слова: философия, социальная педагогика, общество, сообщество, объект и предмет философии социальной педагогики.

В контексте рассмотрения вопросов философии образования возникает следующая логика: если существует объективная природа взаимосвязи и взаимодействия философии и педагогики, если социальная педагогика развивается как самостоятельная отрасль педагогического знания, следовательно, должна существовать и философия социальной педагогики. Из всего этого следует комплекс вопросов: существует ли объективная необходимость и сама реальность философии социальной педагогики; если - да, то каков должен быть её объект и предмет, так как без их определения философия социальной педагогики как самостоятельная отрасль научного знания невозможна; в каких «взаимоотношениях» должны быть философия и социальная педагогика, философия образования и философия социальной педагогики по отношению друг к другу; каковы основные проблемы философии социальной педагогики и др.

Теория и практика социальной педагогики свидетельствуют о том, что такая взаимосвязь и взаимодействие существует. Например, вопрос «преступниками рождаются или становятся» определяет и решение вопроса «перевоспитание возможно или нет». Ребёнок (человек) с ограниченными возможностями представляет собой для общества обузу, от которой нужно освобождаться, как в Спарте, или же социум и государство должны выстраивать с ними взаимодействие «без барьеров и границ»?! Одним из «водоразделов» между общей и социальной педагогиками является то, что сущностным содержанием последней является не столько воспитание, сколько перевоспитание клиента [1].

Самым трудным является вопрос: возможна ли какая-то единая («истинная») философия социальной педагогики и должны ли быть одинаковыми философские основания у различных наук и теорий, например у общей и социальной педагогик. С позиции учёного, ответ однозначный - нет, а со стороны философов также достаточно чёткий - да. И этому есть объяснение: со стороны учёного конкретной науки содержание философии (её когнитивный ресурс) служит только возможным средством для решения проблем его науки, а для философа - целью. И наоборот, для

© Беляев В. И., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.