Научная статья на тему 'Подходы к оценке и формированию городского ландшафта с позиции их социально-экологической комфортности'

Подходы к оценке и формированию городского ландшафта с позиции их социально-экологической комфортности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1139
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ / URBAN LANDSCAPE / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / URBAN ENVIRONMENT / ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГОРОДОВ / URBAN DESIGN PRINCIPLES / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ИНТЕРЕСЫ / SOCIAL VALUES ​​AND INTERESTS / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / AESTHETIC / SOCIAL AND ENVIRONMENTAL COMFORT OF URBAN ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Митичкина Анастасия Евгеньевна

Проанализированы существующие подходы к оценке эстетического и социально-экологического комфорта городской среды. Критикуется модернистский подход к формированию городов, в которых общественное пространство или отсутствует, или слабо приспособлено к потребностям и антропометрическим характеристикам человека. Рассматривается возможность развития метода баланса социальных интересов как принципа реконструкции городского ландшафта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Митичкина Анастасия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ENVIRONMENTAL COMFORT APPROACHES TO URBAN LANDSCAPE EVALUATION AND FORMATION

Having analyzed existing approaches to the evaluation of the aesthetic, social and environmental comfort of urban environment, the author criticizes a modernist approach to the formation of cities. The last either lacks public space or it is poorly adapted to human needs and anthropometric characteristics. The possibility of developing the method of social interest balance as a principle of city landscape reconstruction is considered.

Текст научной работы на тему «Подходы к оценке и формированию городского ландшафта с позиции их социально-экологической комфортности»

ОКРУЖЕНИЕ

ПРОНИКНОВЕНИЕ

Рис. 4. Принцип формирования Иркутской агломерации. Взаимосвязь с природными территориями

рых будет запрещена законом. Эта система применяется уже в ряде городских агломераций, таких как Белфаст, Париж, Сан-Себастьян, Флоренция, Швейцария, которая сегодня в международной литературе трактуется, как город-страна. Так, в условиях Иркутска необходимо сформировать единую систему озелененных территорий - ландшафтно-рекреационный каркас агломерации, главными элементами которого будут являться прирусловые территории Ангары, Иркута, Китоя, связанные с внутригородскими системами озеленения.

Исторические центры городов России - непрехо-

дящая культурная и художественная ценность, основа своеобразия нашей архитектуры, ее места в мировой культуре и искусстве. Сохранение этой ценности -важная федеральная задача. Исторический центр Иркутска обладает уникальным потенциалом, который отвечает задачам развития не только Иркутска, но и Иркутской агломерации, становления её места в структуре расселения страны, места в мировой экономике. Сохранение ценностей Иркутского исторического центра возможно путем развития агломерации и периферии Иркутска, изложенным в данной статье.

Статья поступила 17.06.2014 г.

1. Большаков А.Г., Бобрышев Д.В. Идея перспективной структуры Иркутской агломерации // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. № 8 (55). С. 91-98.

2. Фонд регионального развития Иркутской области. Концепция развития Иркутской агломерации, 2007 г [Электронный ресурс]. URL: http://frrio.ru/project/?23 (дата обращения

Библиографический список

28.05.2014 г).

3.European Cooperation in the field of Scientific and Technical research/ Urban civil engeneering/ From Helsinki to Nicosia. Eleven Case studies and Synthesis. EditedbyGenevieveDubois-Taine, 2004

4. Jean-eudesRoullier. French new towns, 1993

5. http://ru.wikipedia.orq/wiki/HQBbM урбанизм

УДК 711.1

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ И ФОРМИРОВАНИЮ ГОРОДСКОГО ЛАНДШАФТА С ПОЗИЦИИ ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ

Л

© А.Е. Митичкина1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Проанализированы существующие подходы к оценке эстетического и социально-экологического комфорта городской среды. Критикуется модернистский подход к формированию городов, в которых общественное пространство или отсутствует, или слабо приспособлено к потребностям и антропометрическим характеристикам человека. Рассматривается возможность развития метода баланса социальных интересов как принципа реконструкции городского ландшафта. Ил. 8. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: городской ландшафт; городская среда; принципы проектирования городов; социальные ценности и интересы; эстетический и социально-экологический комфорт городской среды.

1Митичкина Анастасия Евгеньевна, магистрант, e-mail: kurtish.a@yandex.ru Mitichkina Anastasia, Master's Degree student, e-mail: kurtish.a@yandex.ru

SOCIAL AND ENVIRONMENTAL COMFORT APPROACHES TO URBAN LANDSCAPE EVALUATION AND FORMATION A.E. Mitichkina

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Having analyzed existing approaches to the evaluation of the aesthetic, social and environmental comfort of urban environment, the author criticizes a modernist approach to the formation of cities. The last either lacks public space or it is poorly adapted to human needs and anthropometric characteristics. The possibility of developing the method of social interest balance as a principle of city landscape reconstruction is considered. 8 figures. 10 sources.

Key words: urban landscape; urban environment; urban design principles; social values and interests; aesthetic, social and environmental comfort of urban environment.

Введение

Конфликт использования пространственных ресурсов в городе - это система взаимодействия антропогенной и природной среды. Город деформирует и приспосабливает природные территории под свои нужды, поэтому важнейшим аспектом градостроительного проектирования должно стать рациональное распределение нагрузок на среду. Только при успешном решении этой задачи природные компоненты ландшафта города будут способны выполнять свои функциональные, санитарные и эстетические функции. Экологическая безопасность, устойчивое развитие, гражданская активность становятся новыми целями постиндустриального общества. Города как привлекательная антропогенная среда должны отвечать потребностям современного человека.

1. Понятие городского ландшафта

Городской ландшафт - это экологически комфортная среда. Разработка и совершенствование методов оценки этого комфорта в настоящее время является наиболее актуальным направлением. При получении критериев оценки можно квалифицировать городскую среду на комфортную и дискомфортную не на основе субъективного вкуса и предпочтений индивидуума, а на основе количественных оценок эстетических качеств ландшафта.

Во множестве методик можно выделить:

1. Методики, предлагающие оценку одного из компонентов среды, чаще всего это количество зеленых насаждений (Таран, Беликова, 1985; Солнцев, Король, Маргамов, 1992, 1995). Зеленые насаждения, открытые пространства не только улучшают микроклимат на застроенных территориях, но и являются необходимыми эстетическими элементами городской среды.

2. Методики комплексных систем оценки эстетичности природно-территориального комплекса. Предполагают покомпонентный анализ эстетических свойств ландшафта по нескольким параметрам и особенностям сочетания компонентов [3]. К.И. Эрингис отмечал, что в некоторых случаях "целесообразно и удобно в понятие «ландшафт» вкладывать архитектурно-художественный смысл... Это позволяет сосредоточиться на главной проблематике по охране природы и жизненного пространства".

Для продолжения вопроса критериев оценки "городского ландшафта" территория города должна быть поделена на морфотипы. А.Г. Большаков рассматри-

вает 12 морфотипов для городского ландшафта Стокгольма [1]. Рассмотрим два из них:

1. Старый город. Структура средневекового города характеризируется как "предельно плотно застроенное пространство с чрезвычайно узкими улицами".

2. Плотная квартально-периметральная "застройка с улицами шириной 15-20 м при пятиэтажной застройке".

В более ранних исследованиях городского ландшафта выделяют 4 основные концепции: природная, природно-социальная, экологическая и ландшафтно-геохимическая [5].

Природная концепция. В природной концепции городской ландшафт понимается как система более мелких природных комплексов, организованных в единый объект. Таким образом, закономерности развития городского ландшафта выявляются путем анализа отдельных компонентов.

Природная концепция развития территории никогда не перестанет быть актуальной. А.Г. Большаков (2010) описывает метод ландшафтносообразных границ и членений. Градостроительные членения и разрывы должны совпадать с ландшафтными рубежами. При насыщении открытыми зелеными пространствами, объединенными в непрерывную систему, город становится пригодным для жизни. Градостроительная форма, подчиненная ландшафтной топографии и экологической дифференциации склонов, долин и вершин, получает в высшей степени ценную экологическую упорядоченность. Если в градостроительной политике этому не придается значения, разрушается природная основа градостроительной формы [2].

Природно-социальная концепция связана с появлением при функционировании городского ландшафта качественно новых процессов, ухудшающих условия жизни горожан.

Ландшафтно-геохимическая концепция базируется на представлении о городах как мощных источниках техногенных веществ и формировании техногенных геохимических аномалий на городских территориях. В данной концепции определяется 5 типов городских ландшафтов: селитебный, селитебно-транспортный, парково-рекреационный, агротехнический и промышленный.

Экологическая концепция основывается на идее сопоставления компонентов природного комплекса города и различий в их состояниях при антропогенном

воздействии (Герасимов, Доскач, 1987). Для городского ландшафта характерны: замена почвы дорожным покрытием, а лесного массива - зелеными насаждениями.

Городской ландшафт нужно расценивать как экосистему. В структуре этой экосистемы - взаимосвязь человека и его жизненной среды. Существенным показателем выступает соотношение застройки и открытых озелененных пространств. Иными словами основной вопрос данной концепции - оценка условий обитания и жизни горожан. Сопутствующими вопросами помимо микроклимата, эстетических свойств среды, является определение, насколько удобна эта среда для посещения разными жителями.

2. Смарт-развитие

В градостроительстве Нью-Йорка принят Smart Code. После принятия он применяется относительно всех градостроительных проектов, позволяя новому урбанизму развиваться, не теряя необходимой основы порядка. Это гарантирует, что градостроителям не придется изучать все предлагаемые проекты, потому что намерения граждан уже определены в Smart Code, который представляет собой рамки для градостроительного процесса. Городской ландшафт подразделяется на 6 морфотипов (рис. 1). Эта программа дает руководство для проектирования любого масштаба -от отдельного здания до района. Она основана на анализе единого пространства - от окраины до центра.

а также охраны природных и сельских территорий вокруг городов. Движение нового урбанизма призвано обеспечить базу для устойчивого городского развития, которое стало особенно актуально в конце XX - начале XXI вв.

3. Устойчивое развитие территории

Что же на самом деле означает термин "Устойчивость", что он включает в себя в более широком смысле? Концепция устойчивого развития начинается с идеи устойчивого общества (Brown 1981) и управления возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами. Концепция была введена в рамках мировой стратегии сохранения международным объединением по охране природы (IUCN1980). В 1983 г. представительство Организации Объединенных Наций на генеральной ассамблее принимает решение 38/161 (UN1983) по созданию Всемирной комиссии по окружающей среде и экологическому развитию (WCED). Был опубликован отчет под названием "наше общее будущее" (Bruntland 1987), иначе известный как Bruntland отчет. Как известно, он предлагает три главных определения "устойчивости ": охватывающие экономические, экологические и социальные факторы (Ил.1.2) с "устойчивым развитием " в эпицентре.

Кроме того, центральной темой является поиск баланса между окружающей средой и развитием, так как они неразрывно связаны. В результате такого сосуществования появляется второе определение "устойчивого развития": "развитие, которое отвечает

< сельская территория >

< транзит >

< городская территория >

A Typical Rural-Urban Transect, with Transect Zones Природ- Зона Приго- Город-ная зона села родная ская зона зона

Зона центра города

Обособленные районы

Рис. 1. Морфотипы освоенных территорий

Смарт-коды разработаны за счет объединения законодательства и проектирования. Смарт-коды наглядно показывают планировку района, квартала, здания. Смарт-код разрабатывается для каждого города отдельно, но базируется на компактном развитии городских земель, которое способствует более эффективному использованию внутригородской территории, что повышает качество жизни и обусловливает защиту сельскохозяйственных земель, выдерживает иерархию от высокой плотности в центре города до низкой на периферии и в пригородной зоне. Это концепция структурированных городов с высоким качеством жизни и минимизацией использования энергии,

нуждам настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности " (Bruntland 1987).

4. Идеальный город вчера и сегодня

Модернизм создал единый тип города, однако каждый город неповторим и эту неповторимость нельзя уничтожать. И поскольку архитектура нового урбанизма основывается на архитектурных традициях того региона, где ведется строительство, застроенный в соответствии с его принципами городок на западе США может напоминать городок из фильмов о диком Западе, а в Европе - средневековый европейский город (как, например, Якриборг в Швеции). Идеальный

город должен быть вписан в свой климат и ландшафт, в культуру своей страны, в свою историю, при этом не только внешним обликом, но и структурно.

Рис. 2. Триангуляция определения устойчивости

Города-символы функционализма и модернизма -Чиндигарх Ле Корбюзье (рис. 3) и Бразилиа Оскара Нимейера (рис. 4) - в наши дни подвергаются критике с точки зрения комфорта и пригодности для жизни.

С приходом эпохи модернизма в градостроительстве кардинально изменился взгляд на проектирование городской среды и общественных пространств. Резкий технологический скачок привел к масштабной индустриализации, в свою очередь популяризация автомобильного транспорта - к росту количества дорог в городе и уходу проектировщиков от человеческого масштаба. Одна из целей модернистов при реконструкции и строительстве заключалась в том, чтобы убрать с улиц пешеходов и освободить место для автомобиля.

Чиндигарх - новая столица Пенджаба. Спроектирована Ле Корбюзье в начале 1950-х годов в расчете

на расселение 500 тыс. жителей. Состоит из малоэтажных, имеющих низкую плотность заселения жилищных секторов размером 1 кв. км, каждый со своими храмом, школой, магазином, парикмахерской и прочим необходимым на своей территории. Тем, чего в Индии никогда до этого не было - городом, предназначенным для удобного проживания людей. Как ни странно, функционализм, нацеленный на то, чтобы сделать окружение для человека более удобным, привел к обесчеловечиванию городского пространства и отмиранию городских центров.

Идея генерального плана новой столицы Бразилиа была чрезвычайно простой. На клинообразном полуострове Луисиа Коста проложил две взаимно перпендикулярные планировочные оси. На первую (западно-восточную ось) он нанизал общественные здания, вторую же, предназначенную для расселения, слегка изогнул, что придало генеральному плану столицы форму самолета или парящей гигантской птицы. "Бразилиа взовьется над Америкой", - так говорили местные патриоты в период обсуждения проекта. Таким образом, уже в самый планировочный замысел неожиданно проникла несвойственная зодчеству изобразительная символика. Считается, что она и послужила причиной всех неудач строительства этой столицы.

В настоящее время города, такие как Копенгаген (рис. 5), Барселона, Лондон, Богота, Куритиба (рис. 6), Нью Йорк, Мельбурн, совершили кардинальный уход от идей модернизма в плане формирования публичного пространства.

Идеи «нового урбанизма» возникли еще в 19701980-х годах и приобрели ясные очертания в начале 1990-х. Первый важный компонент любого новоурбанистского плана - взгляд на город с точки зрения пешехода. Город, по мнению идеологов нового урбанизма, должен быть доступен для человека без машины. Города и районы, построенные в соответствии с принципами «нового урбанизма», небольшие, компактные, здесь все необходимые жителям службы находятся на «пешеходном» расстоянии от жилья.

Рис. 3. Чиндигарх Ле Корбюзье (http://townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st064.shtml)

Рис. 4. Бразилиа Оскара Нимейера (http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st031.shtml)

Рис. 5. Исторические улицы Копенгагена (http://www. edge-online. com/features/region-specific-copenhagen/)

Одной из первых, кто задумался над проблемой градостроительной модернистской модели городов, стала американская журналистка Джейн Джекобс, ее труды по настоящему смогли оценить только сейчас, когда градостроители отошли от автомобиля как главной единицы в городе и переключились на человеческий масштаб, когда главной целью стали гуманизация городской среды и устойчивое развитие городов.

Второй необходимый компонент - открытые пространства. «Город без свободных пространств - это лабиринт, угнетающий человека, - писал еще в начале 1970-х в книге „Город для человека" архитектор М. Посохин. - Необходимо ритмичное чередование закрытых и открытых пространств, сочетание узких и широких улиц, больших и малых площадей, бульваров и парков... Зрительное восприятие плана города, понимание его пространственного построения дают человеку возможность глубже постичь красоту и гармонию города».

«Архитекторов учат работать с формой зданий, а не с тем, что между зданиями. А если между зданиями ничего не происходит, то это уже не архитектура, а скульптура», - утверждает Ян Гейл [4]. Идеи этого датского архитектора прослеживаются и на страницах книги Джейн Джекобс [6] . В поисках источника жизненной энергии районов большого города Джекобс обращается к категории «разнообразия» как наиболее существенной характеристике образа жизни в плотно застроенной урбанизированной среде. Разнообразие

Рис. 6. Куритиба (http://j-times.ru/kontrasty/gorodskaya-transportnaya-sistema-kuritiba. html)

это поддерживается невероятным количеством людей, живущих в одном месте. У Яна Гейла существует прямая зависимость преобразования городского пространства соответственно человеческому масштабу и повышения качества жизни горожан. Он предлагает понятие «живой город», под которым подразумевает насыщенность пространства человеческой деятельностью: «Город тем более оживает, чем больше людей передвигаются пешком, используют велосипеды и проводят время в общественных зонах» (рис. 7, 8). «Городское пространство - это отражение совокупности мотиваций градостроительной деятельности как системы социальных ценностей горожан (здоровья, богатства, публичности, приватности, красоты, порядка, исторической памяти), заключенных в морфострук-турах городской среды», - пишет в своей статье А.Г. Большаков [3]. Им предложена следующая условная интерпретация указанных социальных ценностей в пространственных свойствах кварталов городской застройки. Квартал - парк или сквер, в котором нет застройки, отражает озабоченность градостроителя поддержанием такой социальной ценности, как «здоровье» населения. Плотно застроенный квартал с максимально допустимой этажностью и максимальным размером строительных объемов в его границах свидетельствует о доминировании мотивации «богатство» у тех, кто его застраивал. Квартал с максимальным размером пространства общего пользования и

Рис. 7. Улица Строгет, Копенгаген, до 1962 г.

Рис. 8. Первая пешеходная улица Строгет, Копенгаген, 1962 г.

зданий общественного назначения отражает мотивацию застройщиков к формированию такой ценности, как «публичность». Квартал с индивидуальным усадебным типом застройки, демонстрирующим обособленность жилищных комплексов в пространстве, свидетельствует о доминировании ценности «приватность». Квартал с художественной интригой в порядке разнообразных по форме пространств и объемов свидетельствует о композиционном качестве застройки и наличии у его создателей мотивации «красота». Простой порядок (параллельность и перпендикулярность) отношений между планировочными границами квартала и геометрией строительных и пространственных объектов указывает на доминирование мотивации «простота» у его создателей. Максимальная сохранность объектов историко-культурного наследия и планировочные условия их экспонирования отражают мотивацию «память» в градостроительной деятельности.

В диссертации будет рассматриваться следующая ступень оценки пространства, для этого нам нужно перейти на более детальный уровень - уровень общественного пространства внутри каждого квартала и улиц исторического центра.

Мы находимся в стране, где существует изобилие общественного (парки, скверы, площади) и не хватает именно приватного пространства (даже внутри перечисленных единиц), сомасштабного человеку. В России стоит бороться за качество пространства, за рост его социального комфорта.

Качественное пространство - это залог комфорта, а под комфортом подразумевается:

• Безопасность и психологическая защищенность. Разделение транспортного и пешеходного потока, создание "слоу" зон (с приоритетом пешехода) и пешеходных пространств.

• Ориентированность улицы на пешехода. Создание пешеходного общегородского центра линейного характера, формирующего пешеходно-прогулочную сеть улиц для горожан и туристов.

• Эргономичность оснащения улицы формирует интерьерный характер пространства, благоустроенного и оснащенного эргономичной мебелью.

• Психо-эмоциональный и эстетический комфорт (сфера, развивающаяся в западноевропейских городах).

• Улица как рекреация, с особой атмосферой и способами времяпрепровождения.

Вывод

Формирование городского ландшафта должно способствовать более эффективному использованию внутригородской территории, а также внимательному отношению к природному контексту. Особое внимание следует уделять критериям экологии и красоты. В современной теории градостроительства появляются такие понятия, как ориентация на пешеходов, доступность и повышение качества жизни. Смарт-код освоенной территории ранжируется на морфотипы от природного через сельский ландшафт к пригородной зоне, далее к основной застройке срединного местоположения, к центру, городскому ядру и к обособленным районам типа загородных гипермаркетов или городов-спутников с производственными предприятиями. Для каждого морфотипа в смарт-коде устанавливаются ограничения по планировке и застройке. Их можно сгруппировать соответственно по основным критериям благополучия. Для природной и сельскохозяйственной зоны - природные и природно-социальные критерии. Для пригородных зон и городской зоны и центра - критерии природно-социального благополучия и ландшафтосообразности. Для зон городского ядра и обособленных урбанизированных территорий - критерии экологического и геохимического благополучия территории. Эти критерии соответствуют различным уровням комфорта, пересечение векторов сельской местности и городской территории находится в середине схемы морфотипов (см. рис. 1), в зоне, которую условно можно принять за единицу комфорта.

Статья поступила 17.06.2014 г.

Библиографический список

1. Большаков А.Г. Основы теории градостроительства и районной планировки: учеб. по направлению 630100 "Архитектура". Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2004. С. 214.

2. Большаков А.Г. Градостроительная форма городского ландшафта как условие и результат планирования и регулирования градостроительной деятельности в Иркутске // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2005. № 2(22). С. 164-171.

3. Большаков А.Г. Оценка морфотипов застройки как отражения интересов и ценностей городского сообщества и их баланс как принцип градостроительной регенерации исторического центра // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 9(68). С. 89-97.

4. Гейл Я. Город для людей. М.: Альпина Паблишер, 2012. 276 с.

5. Глебова О.В. Становление и развитие учения о городских ландшафтах // Природный комплекс большого города. М.: Наука, 2000. С. 273.

6. Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов / пер. с англ. М.: Новое издательство, 2011. 460 с. (Библиотека свободы).

7. Посохин М.В. Город для человека. М.: Прогресс, 1973. 166 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Эрингис К.И., Будрюнас А.Р. Сущность и методика детального эколого-эстетического исследования пейзажей // Экология и эстетика ландшафта. Вильнюс: Минтис, 1975.

9. Runming Yao, "Design and Management of Sustainable Built Environments" ,2013,512 pages

10. www.nyc.gov/html/dcp/html/subcats/zoning.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.