Подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации
В.В. Вершинина
финансовый директор компании «АРТИСТИК ДИЗАЙН» (г. Москва)
В.Б. Железный
проректор по научной и инновационной деятельности некоммерческого образовательного учреждения «Международная академия оценки и консалтинга» (г. Москва)
Валерий Борисович Железный, [email protected]
Проблема разработки порядка и правил финансирования или софинансирования процесса реализации инвестиционных проектов с привлечением средств федерального бюджета Российской Федерации возникает в экономике нашей страны не впервые. Одно из последних обсуждений этой проблемы, а именно обсуждение вопросов разработки новой редакции Методики расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, применяемой в Министерстве регионального развития Российской Федерации для отбора проектов, претендующих на финансирование с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, проходило 25 марта 2009 года в рамках постоянно действующего семинара «Анализ инвестиционных проектов» в Учреждении Российской академии наук «Институт системного анализа» под руководством Вениамина Наумовича Лившица1. В семинаре приняли участие представители Министерства регионального развития Российской Федерации, Государственного научно-исследовательского учреждения «Совет по изучению производительных сил» (СОПС), Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государс-
твенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАГС), представители научного сообщества, работающие в этой области.
Во вступительном слове руководитель семинара В.Н. Лившиц отметил следующее:
• первая редакция Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов была разработана авторским коллективом под руководством В.В. Коссова, В.Н. Лившица, А.Г. Шахназарова по поручению Правительства Российской Федерации в 1994-1995 годах, однако отличия закономерностей эволюции российской экономики, являющейся развивающейся экономикой переходного периода, от аналогичных закономерностей экономик развитых стран и их особенности не были приняты во внимание;
• вторая редакция Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, в которой учитывались реалии российской экономической жизни, была разработана
1 В.Н. Лившиц - заведующий лабораториями Института системного анализа и Центрального экономико-математического института Российской академии наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Российской академии естественных наук, профессор, доктор экономических наук.
тем же авторским коллективом в 1999 году, официально утверждена и формально действует до сих пор. В создании второй редакции Методических рекомендаций принимали участие научные работники, сотрудники проектных организаций, должностные лица государственных служб и представители бизнеса;
• в апреле 2005 года по поручению вицепремьера Правительства Российской Федерации А.Л. Кудрина, данному им в 2004 году, тем же авторским коллективом была подготовлена третья редакция Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, осуществляемых с привлечением средств государственных бюджетов, однако она до сих пор не утверждена в установленном порядке;
• после создания Инвестиционного фонда Российской Федерации (далее - Инвестфонд) Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) в мае 2006 года был разработан и утвержден совместно с Министерством финансов Российской Федерации (Минфин России) свой вариант методики - Методика расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. А в июле 2008 года Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России), на которое были возложены функции по предоставлению государственной поддержки из средств Инвестфонда, выпустило свой нормативный документ - Методика расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов.
Авторским коллективом разработчиков первой, второй и третьей редакций Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов при участии наиболее квалифицированных членов научного сообщества в этой области были подготовлены замечания, в которых были изложены многочисленные недостатки двух вариантов методики, разработанных Минэкономразвития России и Минрегионом России. По мнению авторского коллектива, использование этих вариантов Методики может привести к неадекватным результатам оценки. Замечания были направлены в Правительство Российской Федерации.
Опасность подобного положения дел с методиками была подробно освещена в докладе В.Н. Лившица в Международной академии организационных наук в октябре 2008 года и в публикации «Оценка эффективности инвестиционных проектов - шаг вперед, два шага назад»2.
Официальной реакции от Правительства Российской Федерации на замечания, изложенные в письмах от апреля 2007 года и августа 2008 года, не последовало, однако в ноябре 2008 года совместным приказом Минэкономразвития России и Минфина России Методика от 2006 года была признана утратившей силу в связи с упорядочением нормативной базы.
В настоящее время Минрегион России работает над новой редакцией Методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, финансируемых с привлечением средств Инвестфонда, и на семинаре обсуждалось участие научного сообщества в разработке этого документа с целью обеспечения адекватности и достоверности результатов, получаемых при практическом применении положений создаваемой Методики.
Постановка задачи была изложена заместителем председателя СОПСа Виктором Николаевичем Разбегиным и коротко сводилась к тому, что участие научного сообщества в разработке названного документа
2 Лившиц В. Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов - шаг вперед, два шага назад. М. ЦЭМИ РАН, 2008.
должно минимизировать риски неадекватной оценки эффективности инвестиционных проектов с учетом современных российских реалий при использовании нового варианта Методики, разрабатываемого под эгидой Минрегиона России. В.Н. Разбегин отметил, что применение Методических рекомендаций, разработанных авторским коллективом в апреле 2005 года (третья редакция), безусловно, позволяет получать адекватные и достоверные результаты оценки эффективности инвестиционных проектов в российских условиях, однако они «энциклопедичны», то есть имеют слишком универсальный (на все случаи жизни) характер и вследствие этого слишком громоздки и сложны для практического применения, в том числе государственными структурами, с целью оценки эффективности инвестиционных проектов, финансируемых с привлечением средств Инвестфонда.
Было высказано мнение, что особенности проектов, претендующих на поддержку государства (крупномасштабность, множественность предполагаемых косвенных эффектов, определенность состава участников и их долей на момент оценки и другие), требуют создания отдельной, частной, методики для такого класса проектов.
Многие участники семинара говорили о том, что задача разработки Методических рекомендаций, создаваемых под эгидой Минрегиона России, поставлена неконкретно, допускается неоднозначное толкование используемых терминов и определений, отсутствуют механизмы, обеспечивающие учет результатов научно-практических разработок специалистов.
Так, Ирина Александровна Никонова3 обратила особое внимание присутствующих на то, что для внесения предложений о совершенствовании новой Методики прежде всего требуется создание единой
научной и методологической платформы всеми участниками, представителями разных экономических школ, включая согласование единых терминов и определений основных методологических принципов оценки эффективности инвестиционных проектов на различных стадиях их жизненных циклов. Базой для такого объединения определенно могли бы служить уже разработанные Методические рекомендации, основанные на общепринятых в мире методиках оценки и позволяющие корректно учитывать все существенные особенности российских условий, в том числе неоднородную, многовалютную и высокую инфляцию, различного рода проектные риски, методически верно определять ставки дисконта для участников проекта, разделять и должным образом оценивать бюджетную и экономическую эффективность, косвенные и социальные эффекты проектов и многое другое.
Александр Гаджиевич Шахназаров4
предостерег собравшихся о том, что при отсутствии прямого государственного заказа (даже без прямого финансирования разработок) предложения представителей научного сообщества о внесении изменений в Методику Минрегиона России может постигнуть судьба третьей редакции Методических рекомендаций, разработанных в апреле 2005 года, - они до сих пор не получили статус нормативного документа, предназначенного для использования государственными структурами при принятии решений о финансировании инвестиционных проектов с привлечением бюджетных средств в рамках государственно-частного партнерства, хотя содержат основные положения (правда, некоторые положения нуждаются в незначительной доработке), позволяющие решить стоящую перед Мин-регионом России задачу.
3 И.А. Никонова - академик Российской академии естественных наук, профессор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации и Московского авиационного института, заместитель директора Департамента стратегического анализа и разработок Внешэкономбанка, соавтор Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция), разработанных в 1999 году, доктор экономических наук.
4 А.Г. Шахназаров - начальник отдела Государственного научно-исследовательского учреждения «Совет по изучению производительных сил», соруководитель авторского коллектива Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, разработанных в 1999 году, кандидат экономических наук.
Сергей Абрамович Смоляк5 обратил внимание присутствующих на тот факт, что несогласованное использование терминов и определений грозит появлением прямых методологических ошибок, влекущих за собой непоправимое искажение результатов оценки эффективности инвестиционных проектов. Так, понимание под термином «терминальная стоимость» совокупного эффекта инвестиционного проекта в пост-прогнозный период без рассмотрения процедуры завершения проекта после окончания его жизненного цикла (утилизации или ликвидации проекта по его завершении) может привести к существенному искажению результатов оценки его эффективности вследствие недоучета затрат, необходимых для устранения негативных социально-экономических и экологических последствий осуществления проекта.
Несколько удивило собравшихся высказанное представителем Минрегиона России, начальником отдела инвестиционного анализа программ и проектов Б.Г. Ротен-штейном мнение, что основные трудности формирования эффективного механизма софинансирования государством инвестиционных проектов за счет средств Инвестфонда лежат не в области некорректности разработанных министерствами методик, до сих пор используемых для оценки эффективности инвестиционных проектов, претендующих на привлечение средств Инвестфонда, а в неумении претендентов на эти средства считать денежные потоки.
Андрей Маркович Марголин6, не отрицая, что имеют место определенные сложности и затруднения, тем не менее призвал участников семинара внести свою лепту в разработку Методики Минрегиона России с целью минимизации рисков принятия решений на основе неадекватных механизмов оценки эффективности инвестиционных проектов, осуществляемых с привлечением средств Инвестфонда. По его мнению, ус-
транение научного сообщества от участия в разработке этого документа может привести к весьма негативным последствиям для экономического развития России.
Итоги состоявшегося обсуждения подвел руководитель семинара В.Н. Лившиц, резюмировав следующее:
1) задача упрощения методологии оценки эффективности инвестиционных проектов при всей своей важности с точки зрения облегчения ее широкого применения, в том числе представителями государственных структур, не может решаться за счет такого снижения достоверности получаемых результатов, которое приводит к их неадекватности (вплоть до получения результата, противоречащего российским реалиям);
2) участие научного сообщества в разработке Методики Минрегиона России чрезвычайно важно, поскольку в нашей стране любой инвестиционный проект всегда осуществляется с прямым или косвенным участием государства, а проекты - соискатели финансирования из Инвестфонда заведомо отличаются крупными масштабами мероприятий и инвестиций, и научное сообщество должно внести свою лепту в разработку этого документа;
3) чрезвычайно полезным и своевременным было бы утверждение третьей редакции Методических рекомендаций и использование ее непосредственно или как основополагающую базу для оценки эффективности проектов, софинансируемых государством;
4) поскольку авторский коллектив, разрабатывавший первую, вторую и третью редакции Методических рекомендаций, сократился в результате ухода из жизни ряда коллег, то желательно пополнить команду разработчиков новыми научными силами, обладающими соответствующей квалификацией и опытом в этой области.
Несомненно, более широкое вовлечение ученых и практиков в совместную работу
5 С.А. Смоляк - главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института Российской академии наук, соавтор Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, разработанных в 1999 году, доктор экономических наук.
6 А.М. Марголин - проректор по международным связям Российской академии государственной службы, профессор, доктор экономических наук.
над выработкой единого государственного подхода к оценке инвестиций и дальнейшее обсуждение этих актуальных вопросов, в том числе в рамках постоянного семинара в Институте системного анализа Российс-
* *
кой академии наук, послужило бы на благо делу проведения эффективной инвестиционной политики государства как одному из главных направлений и средств решения социально-экономических проблем России.
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Предлагаем Вашему вниманию издание Фонда «Институт экономики города» -
учебное пособие под редакцией Г.Ю. ВЕТРОВА «УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ»
Фонд «Институт экономики города», 2009. 258 с.
Цель учебного пособия - сформировать целостное представление о теоретических подходах к управлению муниципальным экономическим развитием и практической деятельности муниципальных образований, направленной на развитие их экономического потенциала. Экономическое развитие рассматривается как одна из наиболее сложных сфер в системе муниципального управления, где необходимы комплексная согласованная работа различных органов местного самоуправления, выстраивание конструктивных отношений между различными субъектами местного сообщества, согласование местных интересов с региональными и интересами страны в целом. В книге особое внимание уделено планированию, инвестиционной политике, механизмам общественного участия, а также другим актуальным вопросам экономического развития российских муниципальных образований в контексте реформы местного самоуправления.
Пособие иллюстрируется практическими примерами, в том числе материалами проектов, реализованных сотрудниками Фонда «Институт экономики города» в различных муниципальных образованиях Российской Федерации в 1999-2007 годах.
Учебное пособие «Управление муниципальным экономическим развитием» предназначено для студентов и аспирантов, изучающих муниципальное управление, работников органов местного самоуправления, а также для широкого круга читателей, интересующихся муниципальной проблематикой.
Заказать и приобрести издание можно в библиотеке Фонда «Институт экономики города» по адресу: 125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 20/1, а также на сайте Института: www.urbaneconomics.ru в режиме онлайн или по электронной почте: books @ urbaneconomics.ru