Булгакова Л. Н., Шураева К.В.
Оценка эффективности региональных инвестиционных проектов.
Ключевые слова: Стратегическое планирование, региональная
политика, инвестиционный проект, Инвестиционный фонд, программы и проекты развития территорий, Правила формирования и предоставления бюджетных ассигнований, методы оценки эффективности, система показателей.
Краткая аннотация: Инвестиционный фонд РФ является
принципиально новым инструментом активной государственной инвестиционной политики. В Правилах формирования и использования бюджетных ассигнований данного фонда указано, что они «предоставляются для ... реализации региональных инвестиционных проектов», к которым относятся проекты, имеющие «региональное и межрегиональное значение, осуществляемые на условиях государственно-частного партнерства».
В связи с этим весьма важным представляется совершенствование методов оценки эффективности региональных проектов, т.е. соответствия проекта всем видам показателей эффективности. В данной статье предложена уточненная методика оценки чистого приведенного эффекта и нормы прибыли регионального инвестиционного проекта, учитывающая изменения цен на текущие затраты по задействованным ресурсам на всем периоде его эксплуатации.
Bulgakova of L. N., Shuraeva K.V.
Estimation of efficiency of regional investment projects.
Keywords: Strategic planning, regional policy, investment project,
Investment fund, programs and projects of development of territories, Rules of forming and grant of budgetary assignations, methods of estimation of efficiency, system of indexes.
Short-story annotation: An investment fund of Russian FEDERATION is the on principle new instrument of active public investment policy. It is indicated in Rules of forming and use of budgetary assignations of this fund, that they are
«given for . realization of regional investment projects», which projects, having a «regional and mezhregional'noe value, carried out subject to conditions state-private partnership, behave to».
In this connection essential is perfection of methods of estimation of efficiency of regional projects, I.e. accordances of project all types of indexes of efficiency. The specified method of estimation of the clean resulted effect and norm of income of regional investment project is offered in this article, taking into account price changes on current expenses on the involved resources on all period of his exploitation.
Как указывалось выше, регионы обладают значительным инструментарием для регулирования инвестиционной деятельности с целью достижения главной задачи инвестиционной политики - создания необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной направленности инвестиций. Важным шагом в формировании эффективного организационно-экономического механизма управления инвестиционными процессами в регионе является также направленный на рассмотрение Правительства РФ проект Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации, в соответствии с которым для ее реализации используются общегосударственная система стратегического планирования, обеспечивающая стратегические национальные приоритеты социально - экономического развития страны и регионов [1].
Стратегическое планирование осуществляется путем разработки и реализации согласованных концепций, доктрин, стратегий, программ и проектов (планов) развития территорий. В совокупности документы стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, федеральных округов и отдельных территорий, субъектов и муниципальных образований должны создать основу планирования и реализации инвестиционных проектов и программ бизнеса и обеспечить прозрачность процесса принятия соответствующих решений на
государственном и муниципальном уровне. Стратегическое планирование должно сочетаться с применением оперативных мер государственной поддержки отдельных территорий и реализации конкретных приоритетных инвестиционных проектов, в том числе с использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и механизмов венчурного финансирования.
В связи с тем, что Инвестиционный фонд РФ является принципиально новым инструментом активной государственной инвестиционной политики, в целях реализации инвестиционных проектов необходима разработка комплексной программы оптимизации структуры заявки и предоставляемой документации на получение средств из Инвестиционного фонда РФ, а также соответствие проекта ряду требований, в частности, по региональному проекту: направленность на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации в части создания и развития объектов транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, а также для реализации инновационных проектов; соответствие регионального инвестиционного проекта стратегии социальноэкономического развития субъекта Российской Федерации, утвержденной в установленном порядке; соответствие объема финансирования регионального инвестиционного проекта за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации минимальному уровню софинансирования; наличие инвестора, подтвердившего готовность участвовать в проекте; стоимость проекта не менее 500 млн. руб.; невозможность реализовать проект без государственных средств; соответствие проекта показателям: финансовой эффективности; бюджетной эффективности; экономической эффективности; социальной эффективности [2].
В Правилах формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда указано, что они «предоставляются для ... реализации региональных инвестиционных проектов», к которым относятся
проекты, имеющие «региональное и межрегиональное значение, осуществляемые на условиях государственно-частного партнерства».
В связи с этим весьма важным представляется совершенствование процедуры отбора проектов для Инвестиционного фонда, в частности, совершенствование методов оценки эффективности региональных проектов, т.е. соответствия проекта всем видам показателей эффективности.
В настоящее время под региональной эффективностью реальных инвестиционных проектов понимается комплексная характеристика вклада проекта в конечные общественные результаты на региональном уровне в производственной и непроизводственной сферах. В работах
известных ученых (Лившиц В.Н., Лившиц С.В., Липсиц И.В., Косов В.В. и др.) оценку эффективности региональных инвестиционных проектов (ОЭРИП) предлагается проводить в следующих 2-х направлениях:
рассмотрение регионов, как административно-территориальных единиц РФ, выявление существующих характеристик и специфики, оказывающих влияние на ОЭРИП; рассмотрение теории оценки капиталообразующих инвестиционных проектов [7; 8; 9; 10].
В соответствии с такой структуризацией указанные авторы
рассмотрение ОЭРИП ведут по схеме, представленной на рис. 1.
Регион при этом рассматривается как многофункциональная и многоаспектная социально-экономическая открытая система, имеющая
прямую и обратную связи с внешней средой (регионквазигосударство, регион-квазикорпорация, регион-рынок и регион-социум). Отсюда следует, что одним из основным критериев оценки регионов с точки зрения состояния их региональной инвестиционной сферы является их пространственная неоднородность: именно она диктует начальные условия для развития инвестиционного рынка и климата, определяет инвестиционную политику региональных властей.
Существующие в настоящее время методы оценки эффективности регионального инвестиционного проекта и стоимости затрат на его
Рис. 1. Общая схема оценки региональной эффективности инвестиционных проектов
реализацию, используют систему показателей, наиболее широко применяемых в отечественной и зарубежной практике, характеризующих инновационную деятельность предприятия, и определяющих технику прогнозирования и управления. Особенностью проектного подхода является его прогнозный и долгосрочный характер, поэтому в применяемом подходе к анализу и прогнозированию учитываются факторы времени и риска.
Все существующие методы оценки эффективности инвестиционного проекта, в частности, Методические рекомендации по оценке проектов и их отбору для финансирования, методики ЮНИДО и Всемирного Банка, а также последняя редакция Методики оценки эффективности региональных инвестиционных проектов, разработанной Министерством Регионального развития, подразделяются на две группы: основанные на дисконтированных
и учетных оценках. Выбор метода определяется сроками осуществления проекта, размером инвестиций, наличием альтернативных проектов и другими факторами. В мировой практике чаще всего для оценки эффективности проектов применяют методы, основанные на известных дисконтированных оценках, поскольку они считаются более точными, так как учитывают различные виды инфляции, изменения процентной ставки, нормы доходности и т.д.
В соответствии с «Методикой расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 октября 2009 г. № 493, показатели эффективности региональных инвестиционных проектов рассчитываются следующим образом:
1. Показатель экономической эффективности региональных
инвестиционных проектов определяется как часть суммарного за все годы реализации регионального инвестиционного проекта произведенного объема валового регионального продукта в субъекте Российской Федерации, который может быть обеспечен в результате реализации указанного
инвестиционного проекта.
2. Показатели финансовой эффективности региональных
инвестиционных проектов определяются как чистая приведенная стоимость проектов и внутренняя норма доходности проектов.
3. Показатель бюджетной эффективности региональных
инвестиционных проектов определяется как отношение дисконтированных налоговых поступлений в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, обусловленных реализацией данных проектов, к дисконтированному объему бюджетных ассигнований Фонда.
4. Показателями социального эффекта, достигаемого в результате реализации регионального инвестиционного проекта, являются:
а) повышение уровня занятости населения в трудоспособном возрасте;
б) повышение уровня обеспеченности населения благоустроенным жильем;
в) улучшение состояния окружающей среды;
г) повышение доступности и качества услуг населению в сфере транспорта, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.
5. К критериям эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Фонда, относятся:
5.1. Соответствие регионального инвестиционного проекта стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Оценка соответствия регионального инвестиционного проекта стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации осуществляется в части:
а) соответствия проекта приоритетным направлениям развития субъекта Российской Федерации, определенным в стратегии социальноэкономического развития субъекта Российской Федерации;
б) соответствия целей и ожидаемых результатов реализации проекта количественным и качественным целевым индикаторам и планируемым результатам реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
5.2. Наличие положительных социальных эффектов, связанных с реализацией регионального инвестиционного проекта.
5.3. Невозможность реализации регионального инвестиционного проекта без государственной поддержки.
5.4. Соответствие сметной стоимости региональных инвестиционных проектов минимальной стоимости регионального инвестиционного проекта.
5.5. Соответствие объема финансирования регионального инвестиционного проекта за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации установленному минимальному уровню финансирования проекта.
5.6. Соответствие региональных инвестиционных проектов критериям финансовой и бюджетной эффективности регионального инвестиционного проекта.
Расчет показателей финансовой и бюджетной эффективности регионального инвестиционного проекта осуществляется на основе цен и валютных курсов, сложившихся по состоянию на 1 января года, в котором подается заявка на получение бюджетных ассигнований Фонда для реализации проекта (далее - заявка). Все расчеты должны быть осуществлены в номинальных ценах с учетом следующих индексов-дефляторов, рассчитанных по прогнозу Министерства экономического развития Российской Федерации: дефлятору капитальных вложений, дефлятору ВВП и индексу потребительских цен.
Основным условием обеспечения финансовой эффективности регионального инвестиционного проекта является положительное значение чистой приведенной стоимости (Net Present Value, NPV) проекта.
5.7. Критерии финансовой эффективности регионального инвестиционного проекта.
Оценка финансовой эффективности проекта осуществляется на основе финансовой модели регионального инвестиционного проекта.
5.7.1. Критерий чистой приведенной стоимости проекта (NPV).
Под чистой приведенной стоимостью регионального инвестиционного проекта понимаются приведенные к моменту времени 0 (началу регионального инвестиционного проекта) с использованием средневзвешенной стоимости капитала прогнозные размеры чистых денежных потоков регионального инвестиционного проекта в период (0, T) и остаточной стоимости бизнеса в момент времени T (последний год прогнозного периода регионального инвестиционного проекта).
Применение критерия основано на расчете показателя NPV:
Л FCFt VT
NPV = FCFo + £--------t----+ ------ -----, где
t= П (! + WACCt) П (!+ WACCt)
i=1 t=1
FCFt - чистый денежный поток в периоде t;
FCF0 - чистый денежный поток на начало реализации регионального инвестиционного проекта;
WACCt - средневзвешенная стоимость капитала регионального инвестиционного проекта на начало периода t, в годовом исчислении;
VT - продленная стоимость проекта, или оценка стоимости активов, созданных в ходе осуществления регионального инвестиционного проекта на момент времени Т (Terminal Value);
T - момент времени, ограничивающий срок прямого прогнозирования денежных потоков регионального инвестиционного проекта.
Инвестиционный проект признается соответствующим критерию финансовой эффективности в случае если NPV > 0.
5.7.1.1. Расчет остаточной стоимости активов VT.
В случае если чистый операционный денежный поток последнего года прогнозного периода OCFT < 0, VT определяется как ликвидационная стоимость активов регионального инвестиционного проекта:
VT = AT *(1 + жт)а, где
Ат - прогнозная балансовая стоимость активов регионального инвестиционного проекта в момент времени Т;
пТ -темп инфляции в период T, соответствующий дефлятору капитальных вложений в прогнозе Министерства экономического развития Российской Федерации;
а - средний срок жизни активов регионального инвестиционного проекта.
В остальных случаях VT определяется по модели Гордона, с учетом коэффициента роста проекта g:
OCFT *(1 + g)
VT =-T—b , где
(WACCt — g)’
g - ожидаемые темпы роста денежного потока в постпрогнозном периоде, принимаемые равными темпу роста OCFt регионального инвестиционного проекта на этапе генерации стабильных денежных потоков.
5.7.2. Применение критерия внутренней нормы доходности (Internal Rate of Return, IRR) основано на расчете показателя IRR (с учетом использования государственной поддержки), удовлетворяющего следующему уравнению:
T FCF V
NPV(IRR) = 0 о FCF0 +V------1— +----^—- = 0
0 1=1(1 + IRR) t (1 + IRR)T
Инвестиционный проект признается соответствующим критерию финансовой эффективности в случае если IRR > WACC .
5.7.3. В каждом периоде FCFt = OCFt + ICFt + it, где
OCFt - чистый операционный денежный поток регионального инвестиционного проекта в периоде t,
ICFt - чистый инвестиционный денежный поток в периоде t,
it - величина выплачиваемых процентов по кредиту в периоде t.
Таким образом, оценка эффективности регионального
инвестиционного проекта предполагает для каждого периода г = 1,...,Г оценку операционного и инвестиционного денежных потоков регионального инвестиционного проекта.
5.7.4. Средневзвешенная стоимость капитала регионального инвестиционного проекта на начало периода ^ ЖАСС(, рассчитывается следующим образом:
E D * (1 — T ) - D
WACCt = rt *---------^------— + rj * ^ t X Чт + r*~------------^——, где
+ ВГ + Вг + ВГ + Вг + ВГ +
ге - средневзвешенная стоимость собственного капитала
регионального инвестиционного проекта на начало периода ^
t
га - средневзвешенная стоимость заемных источников капитала регионального инвестиционного проекта на начало периода ^
г - требуемая доходность на вложение капитала из средств Фонда. Значение показателя г ежегодно рассчитывается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации;
Ех - величина собственного капитала, инвестируемого в проект, на начало периода ^
Dt - величина кредитных средств, инвестируемых в проект, на начало периода ^
Df - суммарная величина ассигнований из средств Фонда и средств субъекта Российской Федерации;
Тп - ставка налога на прибыль.
ІЄ *Е)
1_____
N
е
ІЕX
£г
2=1
N1 - число инвесторов-участников регионального инвестиционного проекта на начало периода ^ 1=1,...,Т;
Е‘ - величина собственного капитала ьго инвестора-участника на начало периода ^
е‘ - требуемая ьм инвестором-участником доходность на начало периода 1
Е П *(1 - Т )
е1 = к *---с + к *----------п± где
г с Пс + Ес * Бс + Ес 9
Яс - требуемая доходность собственного капитала инвестора-
участника;
Кас - средневзвешенная стоимость долговых ресурсов инвестора-
участника, за исключением кредитов, инвестируемых в региональный инвестиционный проект;
Ес - величина собственного капитала инвестора-участника в периоде t в соответствии с прогнозным балансом;
Dc - величина долга инвестора-участника в периоде t в соответствии с прогнозным балансом, за исключением кредита, инвестируемого в региональный инвестиционный проект.
Требуемая доходность собственного капитала инвестора определяется по формуле:
Rc = Я/~ + (* Rp + , где
Rf - безрисковая ставка доходности, равная доходности государственных облигаций Россия-30 на момент ^
Яр - премия за рыночный риск, принимается Rp = 7,4%; в - коэффициент в (бета), отражающий чувствительность стоимости акций инвестора по отношению к портфелю рынка акций в целом. Для инвесторов, акции которых не торгуются публично на российском фондовом рынке, могут использоваться коэффициенты в для акций торгуемых публично компаний (российских или иностранных) сопоставимой отрасли промышленности;
- возможные премии за риски, включающие валютный риск и специфический риск.
N0,
N0 ’
іа*
N0 - число кредиторов регионального инвестиционного проекта на начало периода ^ 1=1,...,Т;
- чистая (за вычетом возврата) сумма долговых обязательств, выданных і-м кредитором на начало периода ^
0 - требуемая і-м кредитором процентная ставка по долговым обязательствам на начало периода 1
5.7.5. Срок прямого прогнозирования денежных потоков регионального инвестиционного проекта принимается равным 10 годам (далее - прогнозный период). В случае если период реализации проекта длиннее 10-летнего периода, инвестор может выбрать более длительный прогнозный период, приведя обоснование выбора.
5.7.6. Региональный инвестиционный проект признается соответствующим критерию финансовой эффективности в случае, если подтвержденное значение показателя чистой приведенной стоимости регионального инвестиционного проекта, рассчитанного с учетом использования государственной поддержки, положительно и внутренняя норма доходности, рассчитанная с учетом использования государственной поддержки, превышает средневзвешенную стоимость капитала регионального инвестиционного проекта за период (1,.. ,,Т).
''шла:, *( е, + D:) шлсст = ^—т---------------
£ ( е, + о,)
,=1
5.7.7. Наряду с показателями чистой приведенной стоимости регионального инвестиционного проекта и внутренней нормы доходности также рассчитываются:
5.7.7.1. Период окупаемости регионального инвестиционного проекта.
Расчет данного показателя осуществляется из условия:
~ т гсг
NPV(Т) = 0 о ^С^0 + --------------,-= 0
П (1 + шлсс,)
г =1
При этом предполагается, что все инвестиции к моменту т фактически осуществлены.
5.7.7.2. Удельная финансовая эффективность регионального инвестиционного проекта.
NPV
RFЛ = ---------------, где
•=■ П (1+шлсс,)
г=1
Iпу, - суммарный объем инвестиций, осуществленных всеми
участниками регионального инвестиционного проекта (инвесторами и государством)
в региональный инвестиционный проект в периоде •.
5.8. Индекс бюджетной эффективности регионального инвестиционного проекта.
Бюджетная эффективность регионального инвестиционного проекта оценивается через сопоставление объема инвестиций из средств Фонда в региональный инвестиционный проект и всей совокупности дисконтированных налоговых поступлений в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, обусловленных реализацией проекта.
5.8.1. В качестве показателя бюджетной эффективности используется индекс бюджетной эффективности Р1В:
' ВСЕ,
ш ' (1 + г)•
Р[В = т V Ш , где
^ 1пу,
'(Т+Т7
[пу, - объем государственной поддержки за счет средств Фонда в году ^
г - требуемая доходность на вложение капитала из средств Фонда.
5.8.2. Региональный инвестиционный проект признается соответствующим критерию бюджетной эффективности, в случае если подтвержденное значение индекса бюджетной эффективности Р1В превышает
1. Бюджетный денежный поток ВСЕ,, генерируемый региональным инвестиционным проектом в период ^ определяется по следующей формуле:
ВСЕ, = ТСР*™* + тС¥ШггеС + ШК где
т^ direct ,
lCFt - прямой налоговый денежный поток периода t -обусловленные непосредственно реализацией регионального инвестиционного проекта налоговые поступления в бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты в течение периода t. Оценка данного показателя производится на основе данных производственной программы регионального инвестиционного проекта, прогнозной структуры активов бизнеса проекта, инвестиционного и налогового законодательства, а также действующих на момент расчета нормативов отчислений налоговых доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты;
гг/~< indirect ~ ~ ~ .
lCFt - косвенный налоговый денежный поток периода t -обусловленные реализацией регионального инвестиционного проекта налоговые поступления в бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты в течение периода t от экономических агентов, не являющихся инвесторами или участниками регионального инвестиционного проекта, рассчитанные на основании действующего налогового законодательства, а также действующих на момент расчета нормативов отчислений налоговых доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты;
NTRt - доходы от использования имущества субъекта Российской Федерации или муниципального имущества, создаваемого в ходе реализации регионального инвестиционного проекта. Данный показатель рассчитывается как сумма доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов от эксплуатации создаваемых в рамках регионального инвестиционного проекта объектов инфраструктуры в периоде t.
Итак, алгоритм оценки экономической эффективности, как регионального, так и любого другого уровня, инвестиционного проекта представляет собой известный алгоритм расчета чистого приведенного эффекта, внутренней нормы прибыли инвестиции, срока окупаемости инвестиций. Ставка дисконтирования обычно принимается, исходя из общего уровня инфляции, и приравнивается либо к банковской ставке депозитных вкладов, и считается при этом выбранной и неизменной для всего срока
эксплуатации инновационного проекта, либо определяется по средневзвешенной величине стоимости капитала.
Это положение мы считаем, во-первых, не соответствующим реальной действительности, так как эти ставки имеют различные значения по годам эксплуатации проекта; во- вторых, изменения общего уровня инфляции и банковских ставок далеко не соответствуют тем изменениям текущих цен на различные ресурсы, которые имеют место в течение прогнозируемого периода; и, в третьих, изменения текущих цен (их приросты) носят различный характер для различных видов ресурсов.
Такая же позиция по этому вопросу была изложена ранее в работах Карапетяна Р. и Булгаковой Л.Н. [3;4;5;6]. Этими авторами была предложена методика оценки чистой текущей стоимости инновационного проекта, учитывающая изменения затрат в зависимости от изменений цены, которые в свою очередь меняются по годам различным образом, а не имеют постоянного прироста, как это предполагается в существующих методиках дисконтированной оценки инвестиционных проектов.
Характер изменений цен по каждому виду затрат и по каждому году был установлен уравнениями парной регрессии (у = f (х)) - регрессиями временного ряда, определяемыми формулами статистической связи между двумя переменными: изменением цен на ресурсы и годами анализируемого периода по отношению к базовому (текущему) году. Анализируя изменение цен на каждый вид затрат для выбранного конкретного проекта, составляются уравнения регрессии, показывающие изменения цен для каждого вида затрат, по которым можно далее уже определять изменения цен на эти виды затрат в прогнозном периоде (Ц = f (1), где i меняется от 1 до п). Далее известными методами экономического анализа проводится факторный анализ планируемых затрат и оценивается влияние на их изменение таких факторов, как рост объема продукции, изменение ее структуры, изменение цен на продукцию и изменение цен на ресурсы. По этой форме составляются
таблицы расчета влияния факторов на изменение стоимости всех остальных видов затрат по годам всего планируемого периода.
Далее определяются для каждого временного интервала прогнозируемого периода стоимость совокупных текущих затрат ТР^ которая рассчитывается, исходя из представленных в работе моделей роста затрат. Расчет показателей текущих затрат и выручки от реализации для всех интервалов прогнозного периода в общем виде автором были представлены следующим образом:
т Пр(,-п +Х (4С _ 1 +А УДЗ щ )ВР(,-1) ]х ^ АСі X уд3ю-1) + (1 ' л) ] _ (1 - икзщ )
V (УДЗ і 1 )] 1
X(УДЗ Юм) + ,, п .Л1 1 (1 - икзщ )
1 ----------:------=-----:-?
т т
X (УДЗ1(І-1) + ^ УДЗj ) X УДЗ1 11
Здесь: ТР1 - сумма всех статей затрат ( - от 1 до «т» за какой-то і - ый временной период при і меняющемся от 1 до п ): статей группы
материальных затрат, сумм начисленной амортизации, прочих затрат.
ПР( - прибыль, полученная после покрытия текущих затрат за временной
период (1-1), предшествующий 1-му периоду; ^УДЗ]Ц = АУДЗз - прирост
удельных затрат ] -го вида за счет изменения цены на данный вид затрат;
УДЗ}(г-і) - удельные затраты ] -го вида затрат за временной период (і-1),
предшествующий 1-му периоду; Д &УДЗщ - доля прироста данного вида затрат за счет изменения цены в общем приросте затрат;
^■СУДЗ і ~ ( ^УДЗд + Аудз12 + ^УДЗ13 + ^УДЗ14 (табл. 1)
Мы также считаем, что для оценки чистой текущей стоимости регионального инвестиционного проекта также целесообразно использовать принцип учета изменения затрат в зависимости от различных по годам изменений цен на ресурсы, и также определять характер изменения прогнозных цен по каждому виду ресурсов уравнениями парной регрессии.
Таблица 1 - Форма расчета влияния факторов на изменение объема
отдельного вида затрат на один рубль товарной продукции
Изменение стоимости затрат на рубль товарной продукции (Е АЗ,= ЗЯ - З, ) ФАКТО] РЫ
Объем продукции Структура продукции Уровень удельных затрат Отпуск- ные цены на продукцию Цена на ресурсы (- З1 )
1.Базовый (первый) год ПРОД.1 СТР.1 УД. Зл Цпрод. 1 Цц
2.Изменение АЗ- за счет измен. объема прод. ПРОД.2 СТР.1 УД. Зл Цпрод. 1 Цц
З.Изменение АЗ- за счет измен. стр-ры прод. ПРОД.2 СТР.2 УД. Зл Цпрод. 1 Цц
4.Изменение АЗ- за счет измен. уд. затрат. ПРОД.2 СТР.2 УД. 312 Цпрод. 1 Цц
5.Изменение АЗ- за счет измен. цены на прод. ПРОД.2 СТР.2 УД. З-2 Цпрод. 2 Цц
б.Изменение АЗ- за счет измен. цены на ресурс (Ц) ПРОД.2 СТР.2 УД. З-2 Цпрод. 2 Ц2
7.Общее изменение затрат на рубль продукции Стр. (2-1) Стр. (3-2) Стр. (4-3) Стр.(5-4) Стр.(6-5)
(Е АЗ, = З 2 - З„ )
Ист.: авт.
Однако, представленные автором этого подхода, последовательность расчетов и математические зависимости нуждаются в доработке, так как имеют место принципиальные ошибки и неточности, противоречащие основным принципам дисконтированных оценок и факторного анализа.
Нами предлагается уточненная методика оценки чистого приведенного эффекта и нормы прибыли регионального инвестиционного проекта, учитывающая изменения цен на текущие затраты по задействованным ресурсам на всем периоде его эксплуатации.
В представленной в таблице 1 структуре показателя АСУДЗ . влияющими
факторами в приросте этого показателя являются: изменение удельных затрат за счет изменений объема продаж (АУДЗ ), структуры продукции
(АУДЗ ), уровня удельных затрат (АУДЗ ), отпускных цен на продукцию (АУДЗ )
и цен на ресурсные затраты (АУДЗ ) (в данном рассматриваемом случае на
затраты j -го вида). Далее определяются величины чистых денежных поступлений для каждого временного периода: ЧДП = [ (ВРi - ТРi - А^ * (1 -Ставка налога на прибыль) ] + А^ (табл. 2).
Таблица 2 - Последовательность расчета исходных показателей проекта по
временным прогнозным периодам с 1 до п
Показатели Временные периоды
1 - ый 2 - ой (п-1)- ый п - ый
1. Объем реализации: - фактический (с учетом изменяемых цен на ресурсы) - без учета изменяемых цен на ресурсы ВР1ф ВР'1ф ВР1ф ВР'1ф ВРп-1ф ВР'п-1ф ВРпф ВР'пф
2.Совокупные текущие затраты т тр = ( £ з1 ) 1=1 -факт., т.е.с учетом изменяемых цен на ресурсы -б/ц, т.е. без учета изменяемых цен на ресурсы ТР1 ТР'1 ТР2 ТР'2 ТРп-1 ТР'п-1 ТРп ТР'п
3. Показатель: (1+п) = ТРф/ТРб/ц л сС н н ТР'2/ ТР2 ТР'п-1/ ТРп-1 ТР'п/ ТРп
4. Дисконтная ставка факт., т.е. с учетом изменяемых цен на ресурсы: Я^=1- \](1 + г ) Rфl Rф2 Rф(n-l) Rфn
5.Прибыль (Валовая маржа) факт., т.е. с учетом изменяемых цен на ресурсы ПР1; ПР2; ПРп-1; ПРп;
6. Износ (амортизация) А1 А2 Ап-1 Ап
7.Налогооблагаемая прибыль (балансовая прибыль) факт. БП1 БП2 БПп-1 БПп
8. Налог на прибыль факт. НП1 НП2 НПп-1 НПп
9. Чистая прибыль факт ЧП1 ЧП2 ЧПп-1 ЧПп
10.Чистые денежные поступления факт. - ЧДПІ ЧДП1 ЧДП2 ЧДПп-1 ЧДПп
11. Приведенные денежные потоки (по годам) - РУ= ЧДД/(1+пУ PVl PV2 PVn-1 PVn
12. Чистая приведенная стоимость проекта: Vфакт.= 2 РУ - ІС
Ист.: авт.
Для того, чтобы определить чистую текущую (приведенную) стоимость проекта за весь период ( і - от 1 до п ) необходимо рассчитать и сложить стоимость текущих затрат по всем временным интервалам прогнозного периода (срока эксплуатации проекта), но без учета при расчете
*
каждого из этих показателей (ТРі ) прироста удельных затрат за счет изменения цен (методом обратного факторного анализа), что в общем виде можно представить следующим образом:
Тр *= лр<-1) +Е ас^вр<-1) НЕ (УДЗ,«-і) + ас) ].
Е (УДЗ1 + АС])]-1
Ч*
ВРі =
X (уДЗл-1) + ДС) X УДЗ,
1 1
*
Величина чистого денежных поступлений (ЧДП ) определится, как: (ВР^ - ТР^ - А^ * (1 - Ставка налога на прибыль) ] + Аi - для каждого временного интервала прогнозного периода.
Чистая текущая стоимость проекта (КРУф) определится, как разность между суммой чистых приведенных доходов (X РУ^ ) и стоимостью
первоначальной инвестиции (1С): КРУф= (X PУi - 1С).
*
И далее оценивается внутренняя норма рентабельности проекта (1КЯ ). Для этого используем известную схему (формулу) расчета:
❖
* ** * NPV(Г , ) * *
ЖК= Г = Г1 +--------------_15а_!-_ х ( Гср 2 - Г1 )
Ш’У (г„, ) - № V(Гр2 )
* *
Здесь: (гср1 ) и (гср2 ) - соответственно, величины чистой
текущей стоимости проекта при рассчитанных ставках дисконтирования
**
гср1 и гср2 , которым соответствуют ШУ(гср1*) > 0 и (гср2*) < 0.
Мы считаем, что этот метод определения ставки дисконтирования с
* п
использованием средних величин по формуле: гср = XГ / п, также
1
нуждается в корректировке и уточнении в целях повышения точности расчета. Для достижения этой цели мы предлагаем использовать кластерный
принцип расчета показателя, т.е. определять необходимую ставку дисконтирования следующим образом:
Г1 = (Дф1+ йф2)/2. г2 = (Г1 + Rфз)/2.гп = (гп-1 + Rфn)2.
И далее тогда внутренняя норма рентабельности (1ЯЯ ) определится следующим образом:
*** ** МРУ (г ) ** **
1КЯ = г = Гп1 +-------------*Лгш2--^ х (Г 2 - Гп1 ).
МРУ(гП1 ) - МРУ(гп2 ) v '
Внедрение в практику предложенной методики оценки чистого приведенного эффекта и нормы прибыли регионального инвестиционного проекта, учитывающей изменения цен на текущие затраты по задействованным ресурсам на всем периоде его эксплуатации, является эффективным инструментом объективной оценки и отбора региональных проектов и способствует решению задач социально-экономического развития региона.
Литература
1. Проект Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации.
2. Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2005 г. N 694 «Об Инвестиционном фонде РФ».
3. Булгакова Л.Н. Методы оценки нормы прибыли при финансировании инновационных проектов//Финансы и кредит.-2004.-№3.
4. Булгакова Л.Н. Управление экономикой предприятий и отраслей регионов: теория и практика принятия финансово-инвестиционных решений. - М.: Международный институт системной организации науки, 2008.
5. Булгакова Л.Н., Карапетян Р. К. Оптимизация структуры инвестиционных ресурсов предприятия//Все для бухгалтера.-2003.-№8.
6. Карапетян Р.К. Оценка и прогнозирование инновационной деятельности предприятий региональных экономических систем: автореферат канд. дисс. - Кисловодск: КИЭП, 2004.
7. Лившиц В. Н. О методологии оценки эффективности российских
инвестиционных проектов. Научный доклад.- М.: Институт
экономики РАН, 2009.
8. Лившиц В.Н. Оптимизация при перспективном планировании и проектировании - М.: Экономика, 1984.
9. Липсиц И.В., Косов В.В. Экономический анализ реальных
инвестиций. - М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2004.
10.Липсиц И.В., Коссов В.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. - М.: БЕК, 1996.